Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа
Определение 1
Личностная деформация – это любое изменение личности, которое происходит под воздействием личной жизни или профессиональной деятельности (например, профессиональные личностные деформации).
Понятие и структура личностной деформации
Личностная деформация не обладает какими-то опасными последствиями для человека. Чаще всего психологам приходится сталкиваться с профессиональными деформациями личности. Здесь в первую очередь важно рассмотреть психологические аспекты этого явления, оказывающие на личность работника и его профессиональную эффективность отрицательное воздействие в наибольшей мере.
Личностная деформация в процессе профессиональной деятельности определяется как процесс и результат изменений в личности человека. Ее основной причиной может стать влияние характера и условий профессиональной деятельности. В итоге проявления подобной деформации снижается личное и профессиональное благополучие работника (эффективность, безопасность и прочие аспекты деятельности).
Деформация – «deformatio», в переводе с латинского обозначает искажение, обезображивание. В нашей речи перечисленные слова наделены негативным оттенком. Профессиональная деформация считается негативным аспектом формирования и развития личности. Это плата работника за профессиональную специализацию, максимум притязаний и страстную увлеченность работой.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Структура деформации личности
Для личностной деформации присуща определенная структура. Так, структура профессиональной деформации включает степень, скорость, широту и глубину.
Скорость деформации для каждого будет разной, она зависит от личностных особенностей и внешних факторов. Ее темп несколько возрастает после 2 лет и существенно ускоряется после 5 лет службы.
Явные признаки личностной деформации могут отмечаться у большей доли сотрудников, которые проработали более 10 лет. Глубокая деформация способна наступить в дальнейший период службы, но данные цифры условны для каждой должности и обусловлены предрасположенностью к возникновению.
Широту деформации характеризует наличие определенных видов негативных изменений, а также поражение областей личности, включая интеллектуальную, нравственную, эмоциональную и волевую.
Глубина деформации отражает степень возможности коррекции отрицательных изменений на начальном этапе деформации и до появления признаков социально-профессиональной неадекватности личности. В последнем случае профилактически-коррекционные мероприятия не имеют смысла.
Степень (уровень) деформации представляет собой комплексный показатель, который состоит из названных характеристик.
Этапы личностных деформаций у работников правоохранительных органов
Условно выделяют несколько стадий, характерных для развития личностных деформаций:
- Начальная стадия, на которой человек начинает использовать нецензурные выражения, жаргон и специфические способы общения;
- Первая промежуточная стадия, когда происходит изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усваивается образ мыслей криминальной среды, происходят начальные изменения в психическом и физическом состоянии;
- Средняя стадия, на которой происходит деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой области;
- Вторая промежуточная стадия, когда происходит перенимание криминальной среды, существенно меняется психическое и физическое состояние личности;
- Конечная стадия, на которойвозникает профессиональная непригодность и появляется комплекс социальной и профессиональной неадекватности личности.
Личностные деформации стрессового типа
Личностные деформации стрессового типа, включая их причины и особенности выгорания личности наиболее полно и широко описал С. П. Безносов. Он провел систематизацию факторов таких деформаций и разделил на два класса: общие и частные.
В состав общих факторов, которые присущи для всех видов трудовой деятельности, можно включить объективное разделение труда и принципиальное ограничение ресурсов для отдельных людей. В состав частных причин психического выгорания человека, отражающих специфику конкретных видов профессиональной деятельности, автор включил те, которые обусловлены объектом и предметом труда, профессиональными средствами, способностями и способами.
Безносов показал, что основным моментом возникновения психического выгорания личности по причине личностных деформаций стрессового типа можно считать «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности. Автор рассматривал воздействие живого объекта в качестве более сильного фактора формирования психического выгорания. Сила этого фактора заключается в том, что в отличие от неодушевленного фактора, находящегося также в познании специалиста, живой объект способен вызывать эмоциональное переживание (например, сострадание или сочувствие).
Состояние устойчивости психики может оказывать воздействие на формирование и развитие деформаций стрессового типа и выгорание у руководителей. У тех из них, кто особо подвержен психическому выгоранию, уровень нервной устойчивости в отношении прогнозирования развития невротических реакций считается крайне низким.
Руководители, показывающие среднюю степень развития синдрома психического выгорания, показали в экспериментах удовлетворительный прогностический уровень развития неврозов. Те же, кто продемонстрировал низкую степень развития синдрома психического выгорания, характеризуются отсутствием возможности развития невроза.
Исследования показали, что руководители, находящиеся в процессе получения и развития деформаций стрессового типа утраивают постепенно способность сопротивляться невротическим реакциям.
Источник
Автор: кандидат психологических наук Качина А.А.
Пояснительная записка
Цель курса: формирование у слушателей системных представлений о профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.
Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме диагностики и управления стрессом в организационном контексте, методические средства, обеспечивающие системную диагностику профессионального стресса, а также методические материалы для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.
По результатам прохождения данного курса слушатели должны
знать:
- понятийный аппарат в области психологических исследований профессионального стресса;
- основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;
- основания для дифференциации разных форм и видов профессионального стресса;
- систематизацию приемов и средств психопрофилактики и коррекции стресса;
- базовые схемы построения тренинговых программ, предназначенных для обучения приемам и средствам стресс-менеджмента;
- основные организационные формы внедрения программ и психологических технологий управления состоянием.
уметь:
- анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса;
- успешно ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов и средств, допустимых к применению в организационных условиях с целью эффективной коррекции стрессовых состояний;
- обосновать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния, адекватного профессиональным задачам специалиста;
- реализовывать освоенные в рамках курса обучения прикладные программы управления стрессом в организациях
Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: содержание курса позволяет интегрировать сведения о различных негативных состояниях, полученных в курсах психологии труда и инженерной психологии.
Ключевые слова: стресс, стрессор, адаптация, профессиональный стресс, психическое и профессиональное здоровье, пограничные состояния, физиологический стресс, психологический стресс, совладающее поведение, стратегии совладания/преодоления стресса, регуляция деятельности, экстремальность, психическая напряженность, личностные и профессиональные деформации, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса).
2. Содержание курса
Раздел 1. Проблема стресса: история и современное состояние
Тема 1. Стресс и проблема адаптации
Социально-экономические и медико-демографические аспекты изучения стресса в экономически развитых странах. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека. Стресс и нарушения поведенческой адаптации. Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.
Тема 2. Профессиональный стресс в жизни современного специалиста
Профессиональный стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Стресс и надежность деятельности. Стресс и пограничные состояния. Основные сферы изучения стресса в современных психологических исследованиях.
Тема 3. Классическая теория стресса Г. Селье, ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса
История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования жизнедеятельности организма в физиологии и психофизиологии. Понятие общего адаптационного синдрома, введенного Г. Селье. «Триада признаков» стресса, физиологические механизмы возникновения. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Различие понятий «eu-stress» и «distress». Основные «уроки» классической теории Г. Селье и ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса.
Раздел 2. Современные психологические подходы к анализу профессионального стресса
Тема 4. Экологический подход к изучению стресса.
Принципиальная схема анализа стресса в моделях взаимодействий «личность- среда». Стресс как результат дисбаланса между требованиями среды и ресурсами человека. Методы анализа источников стресса и его негативных последствий. «Витаминная модель» психического здоровья П. Варра. «Профессиональная эпидемиология»: прогноз нарушений здоровья и личностной дезадаптации по риск-факторам профессиональной среды (В. Касл).
Тема 5. Трансактный подход к изучению стресса.
Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятие стратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса. Примеры эмпирических исследований стресса, основанных на использовании трансактных моделей.
Тема 6. Регуляторный подход к изучению стресса.
Смена механизмов регуляции деятельности в процессе развития стрессовых состояний. Регуляторные модели динамики состояний человека (Д. Бродбент, А.Б. Леонова). Острые и хронические формы стрессовых состояний, симптомокомплексы их проявлений. Состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования как разные типы продуктивного и непродуктивного реагирования на стрессогенную ситуацию (В.И. Медведев). Структурно-системный анализ стрессовых состояний, примеры прикладных исследований.
Раздел 3. Синдромы стресса в процессе динамики состояний
Тема 7. Острые и хронические формы стрессовых состояний
Понятия «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания). Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость поведенческих задач). Стресс и психическая напряженность (по Н.И. Наенко). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса).
Тема 8. Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа
Профессионально-личностные акцентуации. Тип А поведения. Синдром выгорания.
Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Синдром посттравматического стресса. Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия.
Раздел 4. Стресс-менеджмент: диагностика, оценка и коррекция стресса
Тема 9. Комплексная методология оценки и коррекции психологического стресса
Современные технологии управления стрессов (стресс-менеджмент) – от диагностики к интегральной оценке и коррекции. Трехуровневая модель интегральной оценки стресса. Реализация в форме экспертно-диагностических систем. Индивидуальный профиль стресса и подбор адресных коррекционно-профилактических средств. Примеры прикладной реализации комплексной методологии стресс-менеджмента.
Тема 10. Методы профилактики и коррекции стресса
Основные подходы к борьбе со стрессом. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.
Примеры методов устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.)
«Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).
Источник
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Îçíàêîìëåíèå ñ îñíîâíûìè òåîðåòè÷åñêèìè ïîäõîäàìè ê èçó÷åíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà. Èññëåäîâàíèå è õàðàêòåðèñòèêà âçàèìîñâÿçè ôåíîìåíà ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ è ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà. Ðàññìîòðåíèå è àíàëèç ëè÷íîñòíûõ äåôîðìàöèé ñòðåññîâîãî òèïà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 05.02.2018 |
Ðàçìåð ôàéëà | 858,5 K |
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïîíÿòèå î ñèíäðîìå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñèíäðîì, ðàçâèâàþùèéñÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà è âåäóùèé ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãè÷åñêèõ è ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ðàáîòàþùåãî ÷åëîâåêà, åãî ñèìïòîìû, ïðîôèëàêòèêà è ìåòîäèêà äèàãíîñòèðîâàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [30,9 K], äîáàâëåí 04.03.2009
Îñíîâíûå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ñèìïòîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — ñâîåîáðàçíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà, êîòîðûé ñâÿçàí ñ ÷ðåçìåðíûì îáùåíèåì. Àíàëèç âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû ÍÓÄÎ «ÃÁÊ», ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðåäîòâðàùåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [789,2 K], äîáàâëåí 16.12.2015
Ôåíîìåí «ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå, ëè÷íîñòíûå è ïðîôåññèîíàëüíûå ôàêòîðû ðèñêà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû ðèñêà è ïîñëåäñòâèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» ó òîðãîâûõ àãåíòîâ. Ïðîôèëàêòèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [291,8 K], äîáàâëåí 16.04.2014
Èñòîðèÿ ïîÿâëåíèÿ è ïîíÿòèå òåðìèíà «ñèíäðîì ñãîðàíèÿ ëè÷íîñòè». Ðàáîòíèêè ãðóïïû ðèñêà ïðîôåññèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ». Ïðè÷èíû, ïñèõîôèçè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû ïðîÿâëåíèÿ «ñèíäðîìà ñãîðàíèÿ». Ñîâåòû äëÿ ïðåîäîëåíèÿ «âûãîðàíèÿ».
ðåôåðàò [23,7 K], äîáàâëåí 25.07.2010
Ïðè÷èíû è ïîñëåäñòâèÿ ñòðåññîâîãî âîçäåéñòâèÿ, èñòîùåíèå ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ îðãàíèçìà êàê ïðè÷èíà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñíèæåíèå ðèñêà âûãîðàíèÿ ïðè âûñîêîé ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè è âûñîêîì ñîöèàëüíîì èíòåëëåêòå.
ðåôåðàò [44,3 K], äîáàâëåí 16.04.2019
Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû èññëåäîâàíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà â çàðóáåæíîé è îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ãåíäåðíûõ ðàçëè÷èé ïåðåæèâàíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà ó ñîòðóäíèêîâ ÌÂÄ. Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ è èõ èíòåðïðåòàöèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [824,8 K], äîáàâëåí 08.12.2013
Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû è âèäû ñòðåññà. Ðàçâèòèå ñèíäðîìà, åãî ñèìïòîìàòèêà. Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ ó ïñèõîëîãîâ. Ïðåîäîëåíèå âûãîðàíèÿ íà ìåæëè÷íîñòíîì è îðãàíèçàöèîííîì óðîâíÿõ, ïðîâåäåíèå ïñèõîòåðàïèè.
ðåôåðàò [29,1 K], äîáàâëåí 18.01.2013
Èçó÷åíèå ïîíÿòèÿ ñòðåññà. Ïðè÷èíû ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà — ôåíîìåíà, âûðàæàþùåãîñÿ â ïñèõè÷åñêèõ è ñîìàòè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà íàïðÿæåííûå ñèòóàöèè â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [25,7 K], äîáàâëåí 25.10.2010
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñèíäðîìà, ðàçâèâàþùåãîñÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà è âåäóùåãî ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãåòè÷åñêèõ, à òàêæå ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ðàáîòàþùåãî ÷åëîâåêà. Çíàêîìñòâî ñ îñíîâíûìè ñòàäèÿìè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, àíàëèç ìèôîâ.
ïðåçåíòàöèÿ [3,0 M], äîáàâëåí 09.04.2015
Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ñèìïòîìû ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âëèÿíèå ñïåöèôèêè äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ. Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ìåòîäû ñàìîðåãóëÿöèè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [118,1 K], äîáàâëåí 08.02.2013
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник