Синдромы личностных и поведенческих деформации стрессового типа
Определение 1
Личностная деформация – это любое изменение личности, которое происходит под воздействием личной жизни или профессиональной деятельности (например, профессиональные личностные деформации).
Понятие и структура личностной деформации
Личностная деформация не обладает какими-то опасными последствиями для человека. Чаще всего психологам приходится сталкиваться с профессиональными деформациями личности. Здесь в первую очередь важно рассмотреть психологические аспекты этого явления, оказывающие на личность работника и его профессиональную эффективность отрицательное воздействие в наибольшей мере.
Личностная деформация в процессе профессиональной деятельности определяется как процесс и результат изменений в личности человека. Ее основной причиной может стать влияние характера и условий профессиональной деятельности. В итоге проявления подобной деформации снижается личное и профессиональное благополучие работника (эффективность, безопасность и прочие аспекты деятельности).
Деформация – «deformatio», в переводе с латинского обозначает искажение, обезображивание. В нашей речи перечисленные слова наделены негативным оттенком. Профессиональная деформация считается негативным аспектом формирования и развития личности. Это плата работника за профессиональную специализацию, максимум притязаний и страстную увлеченность работой.
Структура деформации личности
Для личностной деформации присуща определенная структура. Так, структура профессиональной деформации включает степень, скорость, широту и глубину.
Скорость деформации для каждого будет разной, она зависит от личностных особенностей и внешних факторов. Ее темп несколько возрастает после 2 лет и существенно ускоряется после 5 лет службы.
Явные признаки личностной деформации могут отмечаться у большей доли сотрудников, которые проработали более 10 лет. Глубокая деформация способна наступить в дальнейший период службы, но данные цифры условны для каждой должности и обусловлены предрасположенностью к возникновению.
Широту деформации характеризует наличие определенных видов негативных изменений, а также поражение областей личности, включая интеллектуальную, нравственную, эмоциональную и волевую.
Глубина деформации отражает степень возможности коррекции отрицательных изменений на начальном этапе деформации и до появления признаков социально-профессиональной неадекватности личности. В последнем случае профилактически-коррекционные мероприятия не имеют смысла.
Степень (уровень) деформации представляет собой комплексный показатель, который состоит из названных характеристик.
Этапы личностных деформаций у работников правоохранительных органов
Условно выделяют несколько стадий, характерных для развития личностных деформаций:
- Начальная стадия, на которой человек начинает использовать нецензурные выражения, жаргон и специфические способы общения;
- Первая промежуточная стадия, когда происходит изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усваивается образ мыслей криминальной среды, происходят начальные изменения в психическом и физическом состоянии;
- Средняя стадия, на которой происходит деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой области;
- Вторая промежуточная стадия, когда происходит перенимание криминальной среды, существенно меняется психическое и физическое состояние личности;
- Конечная стадия, на которойвозникает профессиональная непригодность и появляется комплекс социальной и профессиональной неадекватности личности.
Личностные деформации стрессового типа
Личностные деформации стрессового типа, включая их причины и особенности выгорания личности наиболее полно и широко описал С. П. Безносов. Он провел систематизацию факторов таких деформаций и разделил на два класса: общие и частные.
В состав общих факторов, которые присущи для всех видов трудовой деятельности, можно включить объективное разделение труда и принципиальное ограничение ресурсов для отдельных людей. В состав частных причин психического выгорания человека, отражающих специфику конкретных видов профессиональной деятельности, автор включил те, которые обусловлены объектом и предметом труда, профессиональными средствами, способностями и способами.
Безносов показал, что основным моментом возникновения психического выгорания личности по причине личностных деформаций стрессового типа можно считать «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности. Автор рассматривал воздействие живого объекта в качестве более сильного фактора формирования психического выгорания. Сила этого фактора заключается в том, что в отличие от неодушевленного фактора, находящегося также в познании специалиста, живой объект способен вызывать эмоциональное переживание (например, сострадание или сочувствие).
Состояние устойчивости психики может оказывать воздействие на формирование и развитие деформаций стрессового типа и выгорание у руководителей. У тех из них, кто особо подвержен психическому выгоранию, уровень нервной устойчивости в отношении прогнозирования развития невротических реакций считается крайне низким.
Руководители, показывающие среднюю степень развития синдрома психического выгорания, показали в экспериментах удовлетворительный прогностический уровень развития неврозов. Те же, кто продемонстрировал низкую степень развития синдрома психического выгорания, характеризуются отсутствием возможности развития невроза.
Исследования показали, что руководители, находящиеся в процессе получения и развития деформаций стрессового типа утраивают постепенно способность сопротивляться невротическим реакциям.
Источник
Автор: кандидат психологических наук Качина А.А.
Пояснительная записка
Цель курса: формирование у слушателей системных представлений о профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.
Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме диагностики и управления стрессом в организационном контексте, методические средства, обеспечивающие системную диагностику профессионального стресса, а также методические материалы для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.
По результатам прохождения данного курса слушатели должны
знать:
- понятийный аппарат в области психологических исследований профессионального стресса;
- основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;
- основания для дифференциации разных форм и видов профессионального стресса;
- систематизацию приемов и средств психопрофилактики и коррекции стресса;
- базовые схемы построения тренинговых программ, предназначенных для обучения приемам и средствам стресс-менеджмента;
- основные организационные формы внедрения программ и психологических технологий управления состоянием.
уметь:
- анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса;
- успешно ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов и средств, допустимых к применению в организационных условиях с целью эффективной коррекции стрессовых состояний;
- обосновать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния, адекватного профессиональным задачам специалиста;
- реализовывать освоенные в рамках курса обучения прикладные программы управления стрессом в организациях
Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: содержание курса позволяет интегрировать сведения о различных негативных состояниях, полученных в курсах психологии труда и инженерной психологии.
Ключевые слова: стресс, стрессор, адаптация, профессиональный стресс, психическое и профессиональное здоровье, пограничные состояния, физиологический стресс, психологический стресс, совладающее поведение, стратегии совладания/преодоления стресса, регуляция деятельности, экстремальность, психическая напряженность, личностные и профессиональные деформации, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса).
2. Содержание курса
Раздел 1. Проблема стресса: история и современное состояние
Тема 1. Стресс и проблема адаптации
Социально-экономические и медико-демографические аспекты изучения стресса в экономически развитых странах. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека. Стресс и нарушения поведенческой адаптации. Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.
Тема 2. Профессиональный стресс в жизни современного специалиста
Профессиональный стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Стресс и надежность деятельности. Стресс и пограничные состояния. Основные сферы изучения стресса в современных психологических исследованиях.
Тема 3. Классическая теория стресса Г. Селье, ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса
История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования жизнедеятельности организма в физиологии и психофизиологии. Понятие общего адаптационного синдрома, введенного Г. Селье. «Триада признаков» стресса, физиологические механизмы возникновения. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Различие понятий «eu-stress» и «distress». Основные «уроки» классической теории Г. Селье и ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса.
Раздел 2. Современные психологические подходы к анализу профессионального стресса
Тема 4. Экологический подход к изучению стресса.
Принципиальная схема анализа стресса в моделях взаимодействий «личность- среда». Стресс как результат дисбаланса между требованиями среды и ресурсами человека. Методы анализа источников стресса и его негативных последствий. «Витаминная модель» психического здоровья П. Варра. «Профессиональная эпидемиология»: прогноз нарушений здоровья и личностной дезадаптации по риск-факторам профессиональной среды (В. Касл).
Тема 5. Трансактный подход к изучению стресса.
Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятие стратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса. Примеры эмпирических исследований стресса, основанных на использовании трансактных моделей.
Тема 6. Регуляторный подход к изучению стресса.
Смена механизмов регуляции деятельности в процессе развития стрессовых состояний. Регуляторные модели динамики состояний человека (Д. Бродбент, А.Б. Леонова). Острые и хронические формы стрессовых состояний, симптомокомплексы их проявлений. Состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования как разные типы продуктивного и непродуктивного реагирования на стрессогенную ситуацию (В.И. Медведев). Структурно-системный анализ стрессовых состояний, примеры прикладных исследований.
Раздел 3. Синдромы стресса в процессе динамики состояний
Тема 7. Острые и хронические формы стрессовых состояний
Понятия «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания). Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость поведенческих задач). Стресс и психическая напряженность (по Н.И. Наенко). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса).
Тема 8. Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа
Профессионально-личностные акцентуации. Тип А поведения. Синдром выгорания.
Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Синдром посттравматического стресса. Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия.
Раздел 4. Стресс-менеджмент: диагностика, оценка и коррекция стресса
Тема 9. Комплексная методология оценки и коррекции психологического стресса
Современные технологии управления стрессов (стресс-менеджмент) – от диагностики к интегральной оценке и коррекции. Трехуровневая модель интегральной оценки стресса. Реализация в форме экспертно-диагностических систем. Индивидуальный профиль стресса и подбор адресных коррекционно-профилактических средств. Примеры прикладной реализации комплексной методологии стресс-менеджмента.
Тема 10. Методы профилактики и коррекции стресса
Основные подходы к борьбе со стрессом. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.
Примеры методов устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.)
«Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).
Источник