Синдромы и симптомы психических расстройств у детей
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- умственная отсталость;
- задержки развития;
- аутизм раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Каждый без исключения родитель желает видеть свое чадо счастливым, здоровым, полным жизненных сил и энергии. Взрослые уделяют много времени и внимания его физическому воспитанию, игнорируя эмоциональное развитие. В связи с этим могут проявляться различные психические расстройства у детей. Их коварство состоит в том, что они не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс.
Поэтому наряду с телесным развитием немаловажную роль играет развитие психологических центров. А при обнаружении отклонений родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированному медику. В статье будут рассмотрены самые распространенные психические отклонения у деток, а также особенности их проявления и терапии.
Самые распространенные нарушения психики у детей
Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития. К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи. Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.
Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу. Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка. На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.
Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:
- умственную отсталость;
- ранний аутизм у детей;
- ЗПР;
- синдром недостатка внимания.
Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.
Синдром дефицита внимания
Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции. Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.
Импульсивный тип
Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.
Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно. Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.
Преимущественно невнимательный тип
Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.
Комбинированный тип
Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.
Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:
- легкая возбудимость;
- взбудораженность;
- быстрое отвлечение от дел;
- невозможность концентрации внимания;
- стремление перебить собеседника;
- рассеянность;
- болтливость;
- желание постоянно что-то делать.
Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.
Аутизм
Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения. Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста. Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.
Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня). Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку. Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.
Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.
Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.
Причины развития
Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.
Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.
Задержка психического развития
В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной. При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии.
Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму. Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра. Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.
Олигофрения
По-другому данная патология именуется как умственная отсталость. Она подразумевает под собой определенные группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.
Тем не менее, все они формируются по причине недостаточно развития психики. Заболевание имеет обширную классификацию и включает в себя большое количество форм:
- слабо выраженную разновидность (дебильность);
- среднюю форму (имбецильность);
- сильную степень (идиотию).
В настоящее время наиболее часто используется классификационная картина заболевания в соответствии с параметрами IQ.
- легкая степень – 50-70 баллов;
- умеренная олигофрения – 30-50 баллов;
- тяжелая форма – 20-35 б.;
- глубокая разновидность – менее 20 балльных единиц.
Решить эту проблему можно исключительно комплексным способом, избрав тщательный подход к каждой сфере развития личности.
Шизофрения
В процессе прогрессирования этой болезни происходят определенные личностные изменения, которые обычно могут проявляться оскуднением эмоциального фона, снижением энергетического уровня, потерей единства психических опций. Среди наиболее распространенных клинических признаков у лиц дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:
- редкий плач (в грудном возрасте), отсутствие реакции на мокрые пеленки и пробудившийся аппетит;
- необоснованный страх, чередующийся с абсолютным бесстрашием;
- возникновение состояния двигательного угнетения или, наоборот, возбуждения;
- стереотипное поведение.
У школьников, больных этим недугом, часто возникают следующие симптоматические проявления:
- речевые расстройства и частое употребление стереотипных выражений;
- изменение голосовых функций ребенка (с крика он может резко переходить на шепот, пение);
- нелогичность мышления;
- склонность к философствованию, мудрости, разговорам о конце света, чем-то возвышенном;
- слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;
- соматические желудочные расстройства.
Шизофрения может наблюдаться и в более осознанном возрасте; ее характеризует навязчивый страх, рассеянность, состояние бреда, аффективные расстройства.
Причины отклонений в развитии детей
Психические заболевания у детей имеют неизученную природу, поэтому назвать точные причины их возникновения проблематично. Тем не менее, есть несколько факторов, увеличивающих вероятность формирования нервно-психических расстройств у детей.
Расстройства эти такие:
- врожденные недуги головного мозга и центральной нервной системы;
- сложная патологическая беременность или повреждения во время родов;
- генетическая предрасположенность и наследственные факторы;
- неблагоприятный микроклимат в семье, в которой растет ребенок;
- наличие острых и хронических патологий у родителей;
- травматизм;
- отсутствие должного уделяемого ребенку внимания.
Как видно, причины возникновения могут быть самыми разными. При наличии этих факторов (а также в случае обнаружения у ребенка каких-либо проявлений недуга) родители должны показать малыша врачу.
Симптомы психических расстройств у детей
Симптомы психических расстройств у детей различны в зависимости от формы и степени отклонений. Также симптоматическая картина у годовалых деток, дошколят, учащихся начальных классов и у подростков различна.
Но, в целом, можно выделить несколько общих признаков того, что ребенок болен и срочно нуждается в лечении. Их можно определить в следующие группы:
- апатия (снижение интереса к окружающему миру), чередующаяся с повышенной активностью;
- необъяснимое чувство страха;
- невозможность концентрации внимания;
- синдром навязчивости;
- нелогичность и непоследовательность мыслей;
- склонность к меланхоличному настроению и философствованию;
- галлюцинации;
- тревожность;
- бессонница и сонливость.
Все это говорит о том, что детские нервы не в порядке, и необходимо срочно обратиться к медику. Чем раньше будет диагностировано заболевание, и распознаны признаки психического расстройства, тем быстрее можно принять меры по лечению и улучшить состояние. К ним присоединяются физические симптомы, которые заключаются в следующих аспектах: головокружении и болевых ощущениях, расстройствах желудка и кишечника. Также у малышей, страдающих душевным расстройством, могут проявляться другие недуги.
Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
Существует большое количество диагностических методик, которые помогут объяснить проявление тех или иных симптомов психических расстройств у детей.
Психолого-медико-педагогические консультации
Целевая функция ПМПК – комплексный подход к исследованию состояния здоровья ребенка, обеспеченный силами нескольких специалистов. К данной группе можно отнести социального работника, психолога, невропатолога, психиатра, дефектолога, логопеда, медсестру. При проведении мероприятий тщательно изучается анамнез юного пациента, и делаются соответствующие заключения.
Обследование
Это важный этап в общем механизме помощи ребенку, имеющему те или иные психические отклонения в развитии. Однако на практике в связи с отсутствием комплексного анализа при наличии таких заболеваний задача полностью не выполняется. Этот фактор негативно сказывается на дальнейшем терапевтическом процессе.
Медицинская диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также для оценки неврологического, психического и соматического состояния малыша. Целью является оценка нервной системы и поиск способов воздействия на нее в случае отклонений.
Психический анализ
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллектуальной картины.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
- полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете;
- применение комплекса медикаментозных препаратов (обезболивающие и другие средства);
- непрерывную работу с родителями и педагогами;
- физиотерапию;
- народные способы;
- релаксацию и мануальную терапию;
- профилактические мероприятия.
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени. Врачи утверждают, что родители, обнаружившие у своего чада какие-либо отклонения, должны срочно и как можно быстрее показать его специалисту.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный психолог в сочетании с другими специалистами смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
Родителям
Формирование личности ребенка, прежде всего, происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в этот мир, поэтому мать и отец – первые люди, несущие ответственность за состояние физического и психического здоровья своего малыша.
Следует понимать, что нарушение психики может случиться в любом возрасте, так что в целях профилактики следует регулярно показывать кроху профильным специалистам. В статье были рассмотрены основные вопросы касательно самых распространенных детских психических отклонений, а также ответы на них.
Источник