Синдромы двигательных расстройств при дцп это
Виктория Митрофанова
Синдромы двигательных нарушений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА»
Педагогический институт
Отделение психологического образования
Кафедра дефектологии
Контрольная работа
по дисциплине: Медико-биологические основы дефектологии
Синдромы двигательных нарушений.
Выполнила:
студентка 14 группы 1 курса
направления: 44.03.03 – Специальное
(дефектологическое) образование
Митрофанова В. А.
Проверила:
к. пс. н., доцент Мелехова В. М.
Тамбов 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….….…3
1. Детские церебральные параличи ….…. 4
2. Синдромы двигательных нарушений …. …6
3. Асимметричный шейно-тонический рефлекс ….….…. 7
4. Спастическая диплегия ….….9
5. Спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия ….…9
6. Атонически-астатический синдром …. 11
7. Гиперкинетическая форма паралича …11
8. Периферический паралич …. 12
Заключение ….14
Список использованной литературы ….15
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении корково-мышечного пути на любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, пирамидный путь, двигательные клетки спинного мозга, передний корешок, периферический нерв) проведение импульса становится невозможным, и соответствующая мускулатура принимать участия в движении уже не может — она оказывается парализованной. Таким образом, паралич, или плегия, — это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом.
В зависимости от распространенности параличей различают моноплегии (парализована одна конечность, гемиплегии (паралич одной половины тела, параплегии (паралич обеих рук или ног, тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (периферический нерв) возникает периферический паралич. При повреждении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна.
1. ДЕТСКИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПАРАЛИЧИ.
Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Причиной развития детских церебральных параличей бывают различные факторы. К первой группе этих факторов следует отнести инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др., сердечнососудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе следует отнести церебральные параличи вследствие менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.
Рис. 1. Исследование тонического лабиринтного рефлекса в позе на животе.
Рис. 2. Исследование ассиметричного шейно-тонического рефлекса.
Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами. эпилептиформными припадками.
2. СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.
Двигательные нарушения при детских церебральных параличах обусловлены тем, что повышенный мышечный тонус, сочетаясь с патологическими тоническими рефлексами (тонический лабиринтный и шейные рефлексы, препятствует нормальному развитию возрастных двигательных навыков. Тонические рефлексы являются нормальными рефлексами у детей в возрасте до 2 — 3 мес. Однако при детских церебральных параличах их обратное развитие задерживается, и они значительно затрудняют двигательное развитие ребенка.
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребенка с церебральным параличом в положении на спине повышается тонус разгибательных мышц. Такой ребенок не может поднять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, или подтянуться и сесть, повернуться со спины на живот. В положении на животе он не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, встать на четвереньки, принять вертикальную позу (рис. 1).
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) у ребенка с церебральным параличом мышечный тонус изменяется в зависимости от того, сгибает он голову или разгибает. Разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук, в связи с этим ребенку грозит потеря равновесия и падение назад. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, и ребенок может упасть вперед. Дети с церебральными параличами стремятся держать голову по средней линии, иначе нарушается равновесие при сидении, стоянии, ходьбе.
3. АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНО-ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС.
Асимметричный шейно-тонический рефлекс (АШТР) выражается в том, что при повороте головы в сторону повышается тонус в разгибательных мышцах той руки, в направлении которой повернута голова (ребенок принимает позу фехтовальщика) (рис. 2). Из-за того что голова часто повернута в одну сторону, развивается спастиническая кривошея (рис. 3) Сочетание АШТР с тоническим лабиринтным рефлексом затрудняет повороты на бок и на живот. Выраженность тонических рефлексов зависит от тяжести поражения мозга. В тяжелых случаях они резко выражены и их легко обнаружить. При более легких поражениях дети научаются тормозить рефлекс.
Тонические рефлексы оказывают влияние и на мышечный тонус артикуляционного аппарата. ЛТР повышает тонус мышц корня языка, в результате чего затрудняется формирование голосовых реакций.При выраженности асимметричного тонического рефлекса мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре повышается асимметрично: больше на стороне, противоположной повороту головы ребенка. В этом случае затрудняется произношение звуков.
Симметричные шейные тонические рефлексы затрудняют дыхание, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед. Этот рефлекс повышает мышечный тонус в спинке языка. При этом кончик языка плохо выражен и часто имеет форму лодочки. Подобные нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. У таких детей тихий, плохо модулированный, носящий носовой оттенок голос.
Рис. 3. Исследование шейно-тонического рефлекса при детском церебральном параличе с явлениями кривошеи.
В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром (“вялая” форма детского церебрального паралича, гиперкинетическую форму.
4. СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.
Спастическая диплегия (синдром Литтля) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики.Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.
5. СПАСТИЧЕСКАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ, ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.
При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнула и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретической форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50 % случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедленно. Степень задержки варьирует от легкой до тяжелой. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.
Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловиша влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать.
В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псевдобульбарный синдром. Сухо жильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами, что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной гемиплегии нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами рано формируются контактуры и деформации.
6. АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
Атонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтный рефлексы выражены нерезко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребенка и в момент попытки произвести произвольные движения. При этой форме церебрального паралича на 2 —3-м году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия, расстройства координации движений.У этих больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.
7. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ПАРАЛИЧА.
Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жизни, за исключением тяжелых случаев, когда их можно обнаружить уже на первом году. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Различают гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, торзионной дистонии. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной. Часто наблюдаются речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при друтих формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.
8. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ.
Периферический паралич характеризуется следующими основными симптомами: отсутствием рефлексов или их снижением (гипорефлексия, арефлексия, снижением или отсутствием мышечного тонуса (атония или гипотония, атрофией мышц. Кроме того, в парализованных мышцах и пораженных нервах развиваются изменения электровозбудимости, называющиеся реакцией перерождения. Глубина изменения электровозбудимости позволяет судить о тяжести поражения при периферическом параличе и прогнозе. Утрата рефлексов и атония объясняются перерывом рефлекторной дуги; такой перерыв дуги приводит к утрате мышечного тонуса. Атрофия мышц, или их резкое похудание, развивается из-за разобщения мышцы с нейронами спинного мозга; от этих нейронов по периферическому нерву к мышце притекают импульсы, стимулирующие нормальный обмен веществ в мышечной ткани.
При периферическом параличе в атрофированных мышцах могут наблюдаться фибриллярные подергивания в виде быстрых сокращений отдельных мышечных волокон или пучков мышечных волокон (фасцикулярные подергивания). Они наблюдаются при хронических прогрессирующих патологических процессах в клетках периферических двигательных нейронов.
Поражение периферического нерва приводит к возникновению периферического паралича иннервируемых данным нервом мышц. Так как периферический нерв является смешанным — в нем проходят двигательные и чувствительные волокна при его поражении наблюдаются также нарушения чувствительности и вегетативные расстройства в этой же зоне.
В результате поражения передних корешков возникает периферический паралич иннервируемых данным корешком мышц.
Поражение передних рогов спинного мозга вызывает периферический паралич мышц в зонах иннервации данным сегментом.
Так, поражение передних рогов спинного мозга в области шейного утолщения (пятый — восьмой шейные сегменты и первый грудной) приводит к периферическому параличу руки. Поражение передних рогов спинного мозга на уровне поясничного утолщения (все поясничные и первый и второй крестцовые сегменты) вызывает периферический паралич ноги. Если же поражается шейное или поясничное утолщение с обеих сторон, то развивается верхняя или нижняя параплегия.
Примером периферического паралича конечностей являются параличи, возникающие при полиомиелите — остром инфекционном заболевании нервной системы. При полиомиелите могут развиваться параличи ног, рук, дыхательных мышц. При поражении шейных и грудных сегментов спинного мозга наблюдается периферический паралич диафрагмы и межреберных мышц, приводящий к нарушению дыхания. Поражение верхнего утолщения спинного мозга приводит к периферическому параличу рук, а нижнего (поясничного утолщения) — к параличу ног.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на опыт исследований таких ученых, которые внесли существенный вклад в изучение проблем двигательных патологий, современные направления (как теоретические, так и практические) в области изучения механизмов нарушения двигательных и нарушений дает возможность не только более подробно и тщательнее вникнуть в суть данной проблемы, но и создает перспективные условия для непосредственной коррекционной и адаптивной помощи людям, страдающим этими нарушениями.
Для того, чтобы помощь была максимально эффективной, нужно не только знать сущность механизмов психических процессов и действия моторики, механизма их нарушения. Специалистам, занимающимся исследованиями этих проблем, необходимо постоянно и беспрерывно ориентировать свою деятельность в сторону предотвращения возникновения патологий, а также систематически проводить контроль, за состоянием нарушенных функций, профилактическую деятельность нарушений, оказывать специфическую в этой области помощь больным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 2002.
2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего возраста. — Киев, 1980.
3. Гусев Е. И., Бурд Г. С, Никифоров А. С. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни. — М., 1999
Источник
Детский церебральный паралич представляет собой комплекс разных неврологических расстройств, развивающихся в связи с различной степенью повреждения структур мозга во внутриутробном периоде, во время или после родов.
Детский церебральный паралич — этим термином обозначают неврологические синдромы различной степени выраженности, возникающие в связи с повреждения клеток и структур головного мозга на разных сроках внутриутробного развития, в родах и в раннем внеутробном периоде. В переводе с латыни эта патология обозначает «затрагивающий головной мозг», а паралич переводится как «недостаточно физически активный».
Болезнь ДЦП – это группа различных неврологических синдромов, возникающих в результате нарушения структур головного мозга плода или новорожденного, координирующих распределение мышечного тонуса, формирование рефлекторных механизмов, отвечающих за сохранность равновесия тела.
Детский церебральный паралич – многофакторное заболевание, и точное определение причины его развития в каждом конкретном случае сложно: выраженная незрелость и/или повреждение структур головного мозга с нарушением их взаимодействия, вызванные воздействием на ЦНС плода или новорожденного различных патологических агентов.
И в то же время доказано, что ДЦП – не передается по наследству
Причины
Наиболее частыми причинами возникновения этой патологии является отрицательное воздействие на плод в разные периоды его внутриутробного развития.
Главными факторами риска развития ДЦП во внутриутробном периоде считаются:
- внутриутробные или (TORCH) инфекции (цитомегаловирусная, герпетическая инфекция, гепатит, краснуха, токсоплазмоз, хламидиоз);
- прогрессирование различных специфических инфекций (сифилис, туберкулез);
- гнойно-септические болезни (абсцессы различной локализации, менингит, остеомиелит, сепсис);
- острые или хронические заболевания матери (грипп, тяжелые кишечные инфекции, заболевания сердца и сосудов, сахарный диабет, аутоиммунные заболевания, патология печени и почек);
- нарушения фетоплацентарного кровообращения;
- интоксикации (стойкая нефропатия, злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами);
- прием различных лекарственных препаратов, особенно в первом триместре беременности;
- угроза прерывания беременности;
- преждевременная отслойка плаценты;
- хроническая гипоксия плода;
- резус-конфликт;
- травмы в период беременности;
- тяжелые поздние токсикозы;
- переношенная или многоплодная беременность.
К причинам, которые могут вызвать развитие ДЦП во время родов, относят:
- родовые травмы с единичными или множественными кровоизлияниями в вещество мозга, мозжечок, желудочки или в подоболочечное пространство;
- стремительные роды;
- узкий таз;
- преждевременные роды;
- ягодичное предлежание плода;
- нарушение родовой деятельности;
- асфиксия новорожденного;
- аспирация околоплодных вод.
Основными причинами формирования ДЦП после родов являются врожденные аномалии бронхолегочной системы и злокачественные (ядерные) желтухи.
Симптомы ДЦП
Клинические проявления этого сложного заболевания в большинстве случаев проявляются сразу после рождения или у младенцев.
При повреждении нейронов или глиальных структур под воздействием различных патогенных факторов изменяется созревание и взаимодействие определенных уровней центральной нервной системы от среднего и промежуточного мозга до подкорковых структур и коры головного мозга. Значительное изменение упорядоченного взаимодействия определенных структур ЦНС приводит к появлению двигательных нарушений в виде:
- параличей;
- парезов;
- нарушений координации;
- насильственных движений;
- нарушений психики;
- стойких снижений слуха и зрения центрального генеза;
- судорожных припадков;
- различных нарушений чувствительности;
- задержкой речевого развития;
- нарушений работы тазовых органов (мочеиспускания и дефекации);
- при тяжелых формах отмечаются значительные нарушения дыхания и глотания.
Клинические проявления заболевания связаны с изменением нормального функционирования определенных областей центральной нервной системы, поэтому признаки болезни выражается по-разному у каждого отдельно взятого ребенка.
Признаки ДЦП у новорожденного:
- патологический мышечный тонус:
- гипертонус – конечности ребенка находятся в неестественном вынужденном положении, отмечается спазм мышц, нарушение произвольных движений;
гипотония – значительное снижение тонуса мышц;
- парезы или параличи – частичное или полное обездвиживание конечностей;
- болевой синдром проявляется в виде постоянного громкого или монотонного крика;
- гиперкинезы (хаотичное движение конечностей), тремор конечностей и/или подбородка;
- нескоординированные движения глазных яблок синдром «заходящего солнца», выраженное косоглазие;
- патологические движения – неестественные позы, гримасы, повороты головы;
- судорожный синдром;
- нарушения глотания, сосания.
Признаки ДЦП у ребенка до года:
- отставание в физическом развитии (малыш долго не держит головку, не переворачивается), длительно присутствуют безусловные рефлексы периода новорожденности, при установке ребенка на ножки – упорно становиться на носочки, а не на полную стопу;
- отсутствуют осознанные движения в конечностях, отмечаются гиперкинезы или патологические движения;
- отмечаются стойкие нарушения координации движений
- задержка психического развития, значительное отставание по возрастным показателям (не улыбается, не гулит);
- отмечаются нарушения слуха (достаточно часто) или зрения (нарушения фиксации взгляда, косоглазие, нескоординированные движения глазных яблок);
- нарушения сосания и глотания, по мере роста нарушается жевание, акт глотания сопровождается частыми поперхиваниями;
- парезы и параличи;
- вздрагивания, судороги, фиксация взгляда («зависания»);
- повышенная нервная возбудимость или заторможенность с отсутствием интереса к окружающему миру;
- стойкие нарушения сна;
- эндокринные нарушения в виде дистрофии или ожирения, гипотиреоз, задержка роста;
- асимметрия положения тела, вызванная гипотонией или гипертонусом определенной группы мышц.
Проявления у дошкольников:
- задержкой физического и/или психического, речевого развития;
- парезами конечностей;
- контрактурами суставов;
нарушение походки, координации движений;
- присутствием гиперкинезов или патологических движений;
- нарушениями чувствительности;
- различными нарушениями слуха и зрения;
- пространственными нарушениями;
- нарушением функции органов малого таза, связанные с ослабленным контролем сфинктеров (непроизвольные мочеиспускания и отхождения кала);
- ограничением социальных связей;
- нарушениями глотания и жевания, реже дыхания;
- функциональными нарушениями пищеварительной системы;
- болевой и/или судорожный синдром;
- нарушениями познавательной деятельности;
- психическими нарушениями.
Диагностика во время беременности
Наиболее важными критериями своевременной диагностики ДЦП во внутриутробном периоде является отсутствие аномалий структур головного мозга плода и полное исключение воздействия угрожающих факторов (в период беременности, в родах и после родов).
Диагностика ДЦП во время беременности проводится путем скрининговых исследований, которые определяют группу риска – беременные, дети, которых могут появиться на свет с возможными пороками развития ЦНС и угрожаемые по проявлению у них патологии нервной системы:
- женщины с патологией эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников);
- пациентки с болезнями сердца (гипертоническая болезнь, пороки сердца, аритмии), заболевания почек и мочевыводящих путей (нефропатия, пиелонефрит, хронический цистит), хроническим гепатитом, психическими расстройствами, судорожным синдромом, заболевания с необходимостью постоянного приема лекарственных средств;
- женщины с воспалительными заболеваниями репродуктивной системы, вызванные специфической и неспецифической микрофлорой, кандидозами;
- пациентки, перенесшие вирусные инфекции (грипп, краснуху, паротит, энтеровирусные инфекции), страдающие генитальным герпесом, носители хламидиоза, токсоплазмоза, цитомегаловирусной инфекции с высоким риском реализации внутриутробной инфекции у плода;
- женщины, злоупотребляющие крепкими спиртными напитками, никотином, употребляющие наркотические препараты;
- пациентки с высокой вероятностью развития иммунологической несовместимости (резус-конфликт, несовместимость по группе крови);
- беременность, протекающая с выраженной фетоплацентарной недостаточностью и хронической внутриутробной гипоксией плода;
- пациентки, перенесшие травмы живота с риском ушиба, сотрясения или повреждения головы плода;
- преждевременные роды с высокой степенью незрелости органов и систем новорожденного;
- многоплодная или переношенная беременность.
Скрининговые методы исследования проводятся в виде:
- УЗИ органов и систем плода всем беременным в определенные периоды внутриутробного развития: 10-14, 20-24 и 30-34 недели беременности;
- двухэтапное обнаружение специфических биохимических маркеров в сыворотке крови беременной: 1 этап (определение ПАПП-А, ХГЧ), 2 этап (ХГЧ, АФП, эстриол) – отклонение от их нормальных показателей с высокой вероятностью указывает на аномалии развития определенных органов и систем плода.
Диагностическое значение УЗИ для уточнения возникновения ДЦП у плода – это определение возможных структурных аномалий головного мозга плода, способствующих формированию специфических нарушений и изменению упорядоченного взаимодействия определенных структур ЦНС. Но однозначного ответа: можно ли определить формирование ДЦП у плода на УЗИ, не сможет дать ни один диагност.
При значительных изменениях показателей биохимических маркеров в сочетании с возможным наличием нарушения структур головного мозга плода принимается решение о применении внутриматочных диагностических методов:
- плацентоцентеза;
- биопсии хориона;
- кордоцентеза;
- амниоцентеза.
Инвазивные (внутриматочные) методы диагностики дают возможность опровергнуть или подтвердить наличие заболевания у будущего ребенка.
Классификация и виды
Классификация детского церебрального паралича, согласно МКБ -10 (Международной классификации болезней) в зависимости от клинических проявлений заболевания включает пять основных форм:
- гемиплегическая форма;
- спастическая диплегия;
- гиперкинетическая (дискинетическая) форма;
- двойная гемиплегия;
- атонически – астатическая форма.
Также выделяют смешанную форму ДЦП сочетающую признаки двух или более форм заболевания.
Самая тяжелая форма детского церебрального паралича — двойная гемиплегия (тетрапарез). Клинически эта форма ДЦП проявляется в раннем младенческом возрасте. Отмечается парез всех конечностей со значительным интеллектуальным дефицитом, поражением черепных нервов, нарушение зрения и слуха (чаще всего атрофия зрительного и/или слухового нерва), нарушения глотания и жевания. Дети сложно поддаются вертикализации и не могут сидеть и стоять. Весь этот комплекс неврологических и интеллектуальных нарушений вызывает значительные сложности при интегрировании ребенка в общество.
Чаще всего у детей встречается спастическая форма ДЦП (спастическая диплегия), которая характеризуется поражением зон головного мозга, контролирующих движения конечностей. Основным клиническим признаком является полный или частичный паралич рук или ног, нижние конечности поражаются чаще, при этом развиваются проблемы с ходьбой разной степени выраженности. Дополнительными проявлениями этой формы заболевания считаются нарушения речи в виде дизартрии и/дислалии, снижение интеллекта развивается в среднем в 40% случаев.
Наиболее легкая форма ДЦП – гемиплегическая, которая проявляется односторонними парезами нижней или верхней конечности: ребенок меньше использует пораженную руку в своей деятельности, поражение нижней конечности проявляется в виде «подволакивания» одной ноги. Дети с этой формой ДЦП ходят самостоятельно, возможна инвалидизация при значительных ограничениях функции руки. У 40% пациентов отмечаются речевые нарушения, у 30% — судорожный синдром, у 40% — снижение познавательной деятельности.
У взрослых
На сегодняшний день в связи с инновационными методиками реабилитации, развитием вспомогательных технологий, совершенствованием медицинского лечения, обслуживания и обучения от 65 до 95% детей, страдающих ДЦП, адаптированы в обществе, и ведут нормальную взрослую жизнь. Но при этом у этих пациентов возникают определенные медицинские и функциональные проблемы:
- преждевременное старение, связанное с высокой нагрузкой на все органы и системы (сердце, сосуды, выделительные органы, бронхолегочную систему) на фоне частых гормональных дисбалансов, что и приводит к преждевременному старению этих систем;
- депрессия;
функциональные проблемы на работе;
- артроз, дегенеративный артрит и различные синдромы, обусловленные спазмом или слабостью мышц;
- болевой синдром;
- гипертония, дисфункция мочевого пузыря, функциональные нарушения работы пищеварительной системы;
- судорожный синдром – симптоматическая эпилепсия при ДЦП.
Последствия и осложнения
Клинические симптомы ДЦП и их выраженность могут изменяться в течение жизни, хотя степень повреждения структур головного мозга остается неизменным.
Заболевание имеет хроническое течение, но не прогрессирует. При своевременном лечении полное излечение невозможно, но активные реабилитационные мероприятия постепенно развивают двигательные, речевые и интеллектуальные навыки ребенка.
Усугубление состояния здоровья возникает:
- при наличии сопутствующих патологий (эпилепсии, врожденных пороках сердца, сосудов, легких, почек, прогрессирующих соматических заболеваниях);
- при присоединении вторичных осложнений: аспирационной пневмонии, гнойно-септических заболеваниях, вирусных и бактериальных инфекций, хронических специфических процессах (туберкулез).
К последствиям детских церебральных параличей относятся:
- инвалидизация;
- нарушение социальной адаптации;
- мышечные контрактуры, артрозы;
- отсутствие положительной динамики лечения;
- нарушения глотания и трудности при приеме пищи.
ДЦП – это собирательное название ряда синдромов, проявляющихся двигательными расстройствами в виде парезов, гиперкинезов, нарушений слуха и зрения, речевых расстройств, нарушений координации движений и снижением интеллекта. В одних случаях при правильном и раннем лечении и реабилитации пациент с ДЦП может прожить достаточно долгую и вполне полноценную жизнь, но при тяжелых поражениях структур ЦНС ребенок может умереть в течение нескольких лет.
Источник