Синдромом дауна по методике маленькие ступеньки

Синдромом дауна по методике маленькие ступеньки thumbnail

Маленькие Ступеньки
— гибкий инструмент: опытными педагогами
эта программа может использоваться
как справочное пособие, а новичками
— как полное руководство для самостоятельной
работы. Программа родилась в Австралии,
и в ней, естественно, отразились австралийские
условия.* 
 

Что
лежит в основе
программы маленькие 
ступеньки
 

Маленькие Ступеньки 
тесно связаны с Программой 
Маккуэри, которая разработана в 
Центре Даун Синдром университета Маккуэри
в Сиднее. (Следует заметить, однако, что
при ее создании имелись в виду дети не
только с синдромом Дауна, но и с другими
отклонениями в развитии).

Сотрудники Центра
первыми в Австралии начали заниматься
ранней педагогической помощью. Влияние
Центра на обучение детей с трудностями
в развитии постоянно ощущается и на австралийском
континенте, и за его пределами.

Вот некоторые принципиальные
положения, которые легли в основу
Программы Маккуэри, и нашли свое
отражение в Маленьких Ступеньках:

Учиться могут все 
дети. Ребенок с отклонениями в 
интеллектуальном развитии, учится медленнее,
однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями
в развитии необходимо овладеть всеми 
навыками, которые смогут помочь им
в играх, в общении с окружающими,
в достижении максимально возможной независимости,
и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги,
играют самую важную роль.

Эффективность обучения
в значительной степени зависит 
от возраста ребенка. Занятия нужно 
начинать прямо с момента установления
диагноза или обнаружения трудностей
в развитии. Отсюда термин — «ранняя
педагогическая помощь».

Эффективность обучения
обеспечивается хорошо продуманной 
системой оценок и методик.

Все дети — разные, и 
все семьи — разные. По-настоящему эффективная
программа должна удовлетворять как потребностям
ребенка, так и потребностям семьи.

Программа Маленькие 
Ступеньки отнюдь не является  инструкцией
«Как стать хорошими родителями»
или фундаментальным трудом на тему:
«Что такое быть родителями ребенка
с отклонениями в развитии». Сведения,
которые вы из нее почерпнете, могут и
должны быть дополнены материалами из
других источников и, желательно, личными
контактами с людьми, которые знают вас
и вашего ребенка.

Программа Маленькие 
Ступеньки практична; она составлена
так, чтобы ее можно было использовать
наиболее удобным для вас образом. Она
предполагает, что самое важное из того,
что вы можете дать своему ребенку, дается
всегда — вашей любовью, вашим приятием
малыша, вашей заботой о нем — физической
и эмоциональной. 

Программа
Маккуэри
 

 Программа Маленькие 
Ступеньки составлена на основе 
методик и учебных планов, разработанных 
в Центре Даун Синдром Университета 
Маккуэри. Их цель — максимально раскрыть 
потенциальные возможности ребенка. 
Достичь этого можно путем скрупулезных
занятий в первые годы жизни малыша или
сразу после обнаружения отставания в
умственном развитии.

До 70-х годов в 
Австралии редко можно было услышать
термин «ранняя педагогическая помощь».
Большинство детей с умственными 
нарушениями до поступления в школу вообще
не занимались со специально обученными
педагогами. Систематическая помощь в
раннем возрасте оказывалась, в основном,
детям с нарушениями физического развития,
но отнюдь не умственного. В мире существовало
весьма смутное представление о том, чего
можно достичь, если начать заниматься
с ребенком очень рано, поэтому многим
родителям советовали помещать малышей
в интернаты. А ведь, получи они ту помощь,
которая существует сейчас, их ребятишки
могли бы прекрасно расти дома. Еще больше
было родителей, которым советовали просто
любить своего ребенка, заботиться о его
физическом благополучии и не думать ни
о каком «обучении», кроме формирования
у малыша навыков, связанных с приемом
пищи и отправлением физиологических
потребностей, пока не придет время отдавать
его в специальное учебное заведение.

 Конечно, были 
и счастливые семьи. Им удавалось 
получить первоклассную помощь 
от профессионалов — коррекционных 
педагогов, специалистов по лечебной 
физкультуре, логопедов и социальных 
работников, имевших собственное мнение
о результатах, которых можно достичь.
Были и такие семьи, которые не получая
никакой поддержки со стороны, достаточно
эффективно занимались с детьми сами.
Были ученые и педагоги, которые подвергли
сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории
о развитии ребенка признавали важность
познавательного опыта первых нескольких
лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее
значение для развития «обычного»
ребенка, почему бы не задуматься о его
значении для детей с трудностями в развитии?

В основе нового подхода 
лежало предположение, что у детей 
с затрудненной обучаемостью можно 
сформировать большинство из тех 
умений, которыми владеют обычные 
дети, если сразу после установления
этого диагноза начать регулярные и 
хорошо продуманные занятия. Самыми
обнадеживающими в этом смысле были результаты,
приведенные в отчетах Центра Даун Синдром
американского города Сиэтла, штат Вашингтон.
Среди тех, кто заинтересовался данными
этих отчетов, была небольшая группа сотрудников
Педагогической школы Университета Маккуэри.
Им удалось найти финансовые средства
для создания в Университете Маккуэри
точно такого же Центра, как в Сиэтле, и
в 1974 году Центр Даун Синдром начал работу.

Программа ранней педагогической
помощи, получившая название программы 
Маккуэри, была в Австралии первой, поэтому
в задачу персонала входило не только
исследование ее эффективности, но и адаптация
к австралийским условиям. Не менее важно
было организовать распространение информации
о методах и результатах работы с детьми,
чтобы заинтересовать ими жителей всей
страны. Материалы Центра стали публиковаться
в различных изданиях; был создан класс,
на примере которого гости могли знакомиться
с учебным процессом.

Сейчас в Австралии 
группы ранней педагогической помощи
действуют повсюду. Многие из них пользуются
методами, разработанными в Центре Маккуэри.
Организация, абсолютно идентичная Центру
Университета Маккуэри, была создана в
Гонконге. К этой инициативе проявили
интерес и другие азиатские страны.

Рост популярности
ранней педагогической помощи обусловлен
результатами ее внедрения. Сравнительные
исследования показали, что дети, получившие
эту помощь, к моменту поступления в школу
умели гораздо больше, чем те, кого она
не коснулась. Многие дети с трудностями
в обучении стали  посещать обычные
местные школы. Большинство из них в течение
нескольких лет остаются в основном потоке.
Дети со средними и даже серьезными трудностями
в развитии учатся читать и писать, эффективно
общаться с окружающими. Они овладевают
этими умениями не потому, что им дают
какое-то «лекарство», а потому, что
их учили тому что нужно, тогда, когда нужно,
и так, как нужно. Программа Маленькие
Ступеньки призвана помочь вам сделать
именно это для вашего ребенка. 

Основные
особенности программы
Маккуэри
 

Ниже мы коротко 
коснемся важнейших особенностей программы
и, соответственно, особенностей подхода,
с которым вы встретитесь в Маленьких
Ступеньках.

Цель программы — помочь
детям с трудностями в развитии
вести жизнь, максимально приближенную
к нормальной. Чем большим вещам 
научится ребенок, тем полноценнее он
сможет участвовать в жизни своей семьи
и общества.

Программа Маккуэри —
учебная, а не медицинская. Это значит,
что она является средством формирования
у ребенка тех навыков и 
умений, которые он готов воспринять,
а не средством лечения причин его отставания.
В тех случаях, когда лечение, действительно,
необходимо, его проведение поручается
лечащему врачу. Педагоги и воспитатели
Центра Маккуэри видят свою задачу в том,
чтобы помочь детям овладеть необходимыми
умениями, причем часто это делается не
непосредственно в Центре, а дома. С малышами
занимаются родители, используя методы
обучения, предложенные педагогами Центра. 

 Программа помогает 
детям овладеть теми навыками 
и умениями, которые обычно формируются 
в процессе нормального развития. 
Это значит, что программа формирует те
навыки, которые помогут детям развиваться
дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете
ни одного вида деятельности, который
бы не входил в сферу деятельности обычного
ребенка. Просто обычного ребенка не нужно
учить этому столь целенаправленно.

Процесс обучения разбивается 
на Маленькие Ступеньки. Отсюда и 
название программы! Дети с отклонениями
в развитии учатся точно так же,
как и все остальные дети, только
медленнее. Задача, которая, возможно,
покажется такому ребенку непреодолимо
трудной, может быть решена, если ее представить
в виде серии маленьких задач.

Читайте также:  Основные синдромы поражения системы крови у детей

Программа основана на
продуманной системе оценок. Дети
с трудностями в обучении, учатся
значительно лучше, если перед ними
ставятся правильно выбранные задачи
в правильно выбранное время. Поэтому
прежде, чем приступить к обучению, мы
выделяем особое время для точного определения
того, что ребенок способен делать в данный
момент и чему он готов учиться дальше.

Дети работают над 
решением конкретных задач. Те умения,
над которыми ребенок работает в определенный
период времени, мы называем его задачами.
Формулирование задач помогает педагогам
и родителям постоянно помнить, к чему
они стремятся, занимаясь с малышом.

Каждый ребенок 
занимается по индивидуальной программе.
Задачи, которые решает малыш в течение
определенного отрезка времени, составляют
его «программу». Что в нее входит
— зависит от того, чему он готов учиться,
и от того, сколько времени и какие возможности
имеются для занятий с ним. Программа Маленькие
Ступеньки разрабатывалась так, чтобы
она, с одной стороны, помогала ребенку
успешно учиться, а, с другой стороны, была
практична и удобна для семьи. Большинство
умений, составляющих содержание Маленьких
Ступенек, входят в учебный план Центра
Маккуэри, известный под названием «Перечень
умений, определяющих развитие ребенка»,
однако методики обучения адаптированы
таким образом, чтобы малышу можно было
прививать любой навык, в котором он нуждается.

Методы обучения легко 
усваиваются и не требуют специальной
техники. В их основе — годы внимательного
поиска эффективных и практичных приемов,
которые можно использовать как в классе,
так и дома. Эти методы часто легко вписываются
в обычный распорядок дня. Занятия могут
стать частью повседневной жизни и не
потребуют выделения для них особого времени. 

Как
строятся занятия 
в центре Маккуэри
 

Дети начинают посещать
Центр в возрасте 6-8 недель. Их привозят
один раз в неделю для занятий 
с педагогом и специалистом по
лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог 
и специалист по ЛФК рассказывают родителям
об успехах малыша за последнюю неделю.
Наблюдая за ребенком, они определяют,
готов ли он учиться чему-то новому, и если
— да, то показывают родителям, как с ним
нужно заниматься. Специалисты Центра
дают родителям советы о том, как можно
включить занятия с малышом в привычный
ход жизни, чтобы (если это возможно) не
выделять для них специального времени.

С самого начала программа,
которая составляется для каждого 
ребенка индивидуально, предполагает
одновременное формирование умений,
относящихся к разным сферам развития
— к тонкой моторике (скоординированной
работе руки и глаза), к восприятию речи
(пониманию того, что говорят окружающие),
к общей моторике (развитию основных движений),
к умению выражать свои чувства и потребности,
к способности играть и взаимодействовать
с другими людьми, к самообслуживанию.

Приблизительно с
18 месяцев малыш начинает посещать
класс, соответствующий младшей 
группе детского сада. Теперь он бывает
в классе 3 раза в неделю и проводит
там 2 часа. В течение этих двух часов
он недолго (10-15 минут) занимается с педагогом
индивидуально, по своей программе. Эти
занятия проводятся или за столом — где-нибудь
в тихом уголке, или в игровой обстановке.
Большая часть времени отводится играм,
которые строятся так, чтобы ребенок мог
с удовольствием применить свои умения
и навыки на практике. Кроме того, во время
коротких музыкальных или других групповых
занятий малыш учится вести себя так, как
принято в коллективе. Это очень важная
подготовка для последующего поступления
в обычный детский сад.

Гарантией того, что 
занятия в классе и дома ведут 
ребенка к одной и той же
цели, являются регулярные беседы педагогов 
с родителями.

На четвертом году
жизни ребенок переходит в следующий класс,
который соответствует средней группе
детского сада. Он по-прежнему посещает
Центр три раза в неделю, но остается там
несколько дольше. Теперь больше внимания
уделяется групповым занятиям и играм.
Когда развитие ребенка достигает определенного
уровня, его начинают готовить к изучению
таких учебных дисциплин, как чтение, счет,
письмо, продолжая при этом работу над
формированием других умений. Большая
часть времени ребенка по-прежнему отдается
обычным для дошкольника занятиям: он
рисует, строит из кубиков, наряжается
в разные костюмы, играет на свежем воздухе
и т.п.

К этому моменту 
малыш помимо Центра Маккуэри уже, как 
минимум, один раз в неделю посещает
обычный «районный» детский сад.
Педагоги Центра наведываются туда, беседуют
с воспитателями, проверяют, как ребенок
пользуется теми умениями, которые он
осваивал в Центре.

Источник

Маленькие ступеньки

Маленькие ступеньки

Программа Маленькие Ступеньки n Составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре

Программа Маленькие Ступеньки n Составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри. Их цель максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Достичь этого можно путем скрупулезных занятий в первые годы жизни малыша или сразу после обнаружения отставания в умственном развитии.

n Маленькие Ступеньки — это программа ранней педагогической помощи детям' с трудностями в развитии.

n Маленькие Ступеньки — это программа ранней педагогической помощи детям’ с трудностями в развитии. Программа рассчитана на самых маленьких тех, чей уровень развития соответствует 0 4 годам. Мы настаиваем на раннем вмешательстве в развитие детей потому, что помочь им полностью реализовать их потенциал можно тем лучше, чем раньше на чать с ними заниматься. n Программа Маленькие Ступеньки адресована родителям, профессиональным педагогам, врачам и студентам. n Программа Маленькие Ступеньки представляется исчерпывающей как в смысле охвата учебных планов, так и в смысле широты диапазона подходов к тому, как учить. В ней определенные основные принципы сочетаются с специальными практическими предложениями, сотнями предложений, в основе которых годы непосредственного педагогического опыта, а также мнение родителей об эффективности тех или иных приемов. n Маленькие Ступеньки — гибкий инструмент: опытными педагогами эта программа может использоваться как справочное пособие, а новичками — как полное руководство для самостоятельной работы. Программа родилась в Австралии, и в ней, естественно, отразились австралийские условия.

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, которая разработана в Центре

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, которая разработана в Центре Даун Синдром университета Маккуэри в Сиднее, и нашли свое отражение в Маленьких Ступеньках: n n n Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он (или она) может учиться. Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми на выками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества. Родители, как педагоги, играют самую важную роль. Эффективность обучения в значительной степени зависит от воз раста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента уста новления диагноза или обнаружения трудностей в развитии, Отсюда термин — «ранняя педагогическая помощь». Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик. Все дети — разные, и все семьи — разные. По настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ МАККУЭРИ И МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ n n n Цель Программы помочь детям

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ МАККУЭРИ И МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ n n n Цель Программы помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной. Чем большим вещам научится ребенок, тем полноценнее он сможет участвовать ч жизни своей семьи и общества. Программа Маккуэри — педагогическая, а не медицинская. Это значит, что она является средством формирования у ребенка тех навыков и умений, которые он готов воспринять, а не средством лечения причин его отставания. В тех случаях, когда лечение действительно необходимо, его проведение поручается лечащему врачу. Педагоги и воспитатели Центра Маккуэри видят свою задачу в том, чтобы помочь детям овладеть необхо димымиумениями, причем часто это делается не непосредственно в Центре, а дома, где с малышами занимаются родители, используя методы обучения, предложенные педагогами Центра. Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются о процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете ни одного вида деятельности. который бы не входил в сферу деятельности обычного ребенка. Просто. обычного ребенка не нужно учить этому столь целенаправленно.

Читайте также:  Лечение туннельного синдрома на форуме

n n n Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются

n n n Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются о процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете ни одного вида деятельности. который бы не входил в сферу деятельности обычного ребенка. Просто. обычного ребенка не нужно учить этому столь целенаправленно. Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Отсюда и название программы! Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее. Задача, которая, воз можно, покажется такому ребенку непреодолимо трудной, может быть решена, если ее представить в виде серии маленьких задач. Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому прежде, чем приступить к обучению, мы выделяем особое время для точного определения того, что ребенок способен делать в данный момент, и чему он готов учиться дальше.

Дети работают над решением конкретных задач. Те умения, над которыми ребенок работает в определенный

Дети работают над решением конкретных задач. Те умения, над которыми ребенок работает в определенный период времени, мы называ ем его задачами. Формулирование задач помогает педагогам и родителям постоянно помнить, к чему они стремятся, занимаясь с малышом. Каждый ребенок занимается по индивидуальной программе. Задачи, которые решает малыш в течение определенного отрезка времени, составляют его «программу». Что в нее входит — зависит оттого, чему он готов учиться, и от того, сколько времени и какие возможности имеются для занятий с ним. Программа Маленькие Ступеньки разрабатывалась так, чтобы она, с одной стороны, помогала ребенку успешно учиться, а, с другой стороны, была практична и удобна для семьи. Большинство умений, составляющих содержание Маленьких Ступенек, входят в учебный план Центра Маккуэри, известный под названием «Перечень Умений, Определяющих Развитие Ребенка», однако методики обучения адаптированы таким образом, чтобы малыша можно было научить любому навыку, в котором он нуждается. Методы обучения легко усваиваются и не требуют специальной техники. В их основе — годы внимательного поиска эффективных и практичных приемов, которые можно использовать как в классе, так и дома. Эти методы часто легко вписываются в обычный распорядок дня. Занятия могут стать частью повседневной жизни и не потребуют выделе ния для них особого времени.

Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем,

Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем, что: n n Более подробно рассказывают о том, как оценивать умения ребенка, как формировать индивидуальную программу, как учить. Программа и методики обучения разработаны так, что они могут быть использованы людьми, не имеющими педагогического опыта. Более подробно представлены все умения, формированием кото рых следует заниматься.

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка) охватывает соответствующие области развития. Перечислим их: n

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка) охватывает соответствующие области развития. Перечислим их: n Общая моторика. Это двигательная деятельность, которая обуславливается работой крупных мышц тела. Навыки общей моторики позволяют ребенку сидеть, ползать, ходить, лазить, ловить мяч. кататься на велоси педе и т. п. n Тонкая моторика двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно моторной координации. Кроме того, к этой области развития относят формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе (помогает ребенку хватать погремушку, переворачивать страницы книги, рисовать, составлять картинки из элементов мозаики и т. п. ) n Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят. Это умение понимать речь окружающих. Оно позволяет ребенку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью.

n Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и

n Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими. n Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития («ГОВОРИ»). Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал Маленьких Ступенек: Общая моторика n • Умения малыша, который еще не ходит n • Умение сохранять равновесие, ходить и бегать n • Умение подниматься и спускаться по ступенькам и лестницам. n • Навыки игры с мячом n • Прыжки n • Езда на трехколесном велосипеде Тонкая моторика n • Умение смотреть n • Умение хватать n • Представление о неизменности существования предмета n • Умение класть или ставить предмет n • Умение манипулировать предметами n • Рисование n • Умение правильно обращаться с книгой n • Решение несложных практических задач и головоломок n • Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками n • Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе

Восприятие речи n n n n • Умение слушать и концентрировать внимание • Умение

Восприятие речи n n n n • Умение слушать и концентрировать внимание • Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. • Умение выбирать один из двух предметов или картинок • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие действия • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие признаки предмета • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие местонахождение предмета • Умение реагировать на разные грамматические формы Самообслуживание и социальные навыки n n n • Взаимодействие с другими людьми и игра • Умение самостоятельно есть и пить • Умение самостоятельно одеваться • Навыки опрятности • Умение самостоятельно умываться

Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: n а) опираться на сильные стороны

Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: n а) опираться на сильные стороны вашего малыша, б) помогать ему подтягиваться в том, в чем он отстает, в) быть сбалансированной, разнообразной и поддерживать у малыша интерес к занятиям.

Читайте также:  Ингибиторы протонного насоса могут вызвать синдром

Оценка. n n Оценка уровня развития малыша это самый первый шаг, который необходим для

Оценка. n n Оценка уровня развития малыша это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить. Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Переоценка n Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не

Переоценка n Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Недооценка n Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты

Недооценка n Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

Вот схема, которой желательно придерживаться при составлении для себя плана проведения оценки. n Решите,

Вот схема, которой желательно придерживаться при составлении для себя плана проведения оценки. n Решите, какие группы умений подходят для вашего малыша. Во многом это определяется общими соображениями; если ваш малыш еще не реагирует на жесты и простейшие указания, то не имеет смысла проводить оценку умений группы «Умение выполнять указания, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого». И все же, если вы сомневаетесь, вам следует дать ребенку шанс — он может вас приятно удивить! n Познакомьтесь с замечаниями, которые относятся к каждой группе умений. Если вы тестируете ребенка впервые, мы советуем вам прочи тать не только замечания к тем умениям, которые вы планируете оценить, но также и вводные замечания в начале каждой группы. Так вы сможете проследить связь между отдельными умениями одной группы. n Решите, с какого умения выбранной группы начать тестирование. Начните с того задания, которое, как вы знаете, ваш малыш может вы полнить успешно Помните, что большинство детей развиваются нерав номерно. Возможно, в некоторых группах вам придется начать оценку с более совершенных умений, а в других — с менее совершенных.

n С самого начала поставьте себе целью проводить оценку умений каждой группы до тех

n С самого начала поставьте себе целью проводить оценку умений каждой группы до тех пор, пока не дойдете до задания, которое ребенку будет выполнить трудно. Это даст вам понять, с чего нужно будет начать обучение. n Старайтесь планировать проведение оценки таким образом, чтобы, в целом, тестирование занимало несколько дней. Тогда каждый день вы будете оценивать какую то Часть умений. В университете Маккуэри педагоги для тестирования активных детей дошкольного возраста проводят около шести коротких серий тестов, а для ребятишек помладше выделя ют немного меньше времени.

Как учить. n n Обучение это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку,

Как учить. n n Обучение это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку, окружающую малыша, чтобы он скорее научился делать определенные вещи н вести себя определенным образом. Учеба это процесс, в результате которого одни поступки или ответные реакции становятся частью нашего повседневного поведения, а другие отбрасываются или заменяются. Процесс обучения делится на 3 стадии: 1. Что делать до того, как ребенок приступит к выполнению задания. 2. Что делать во время выполнения задания. 3. Что делать после. n Обучение можно представить как трехступенчатый процесс — до/во время, после — каждую ступень этого процесса можно планировать и при необходимости изменять, чтобы ребенку легче было осваивать умение. Упрощенно процесс обучения должен протекать так: 1. Скажите ребенку, что он должен сделать. 2. Если нужно, помогите ему в этом. 3. Дайте ему понять, что он сделал это хорошо. n Конечно, о каждой из этих ступеней рассказывать можно очень много. Но если эту простую «трехступенчатую» схему вы будете держать в голове, все остальные детали встанут на свои места, и вы сможете увидеть каждый описанный нами прием обучения как часть единого целого.

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие,

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже. 1. Если малыш находится на начальной стадии обучения. Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним. 2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее. Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр. Специальные занятия лучше всего делать короткими — это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто устают, если урок длится больше 15 минут. Идеально было бы распреде лить время следующим образом: • 15 минут отвести на упражнения по тонкой моторике и восприятию речи, • два десятиминутных урока отдать упражнениям по общей мотори ке (или меньше, если малыш уже хорошо ходит). • 15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности). В общей сложности, получается не более 50 ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако, если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особен но, если сумеете решение некоторых задач программы включить в повседневную деятельность. 3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении.

n Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что

n Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, получившие эту помощь, к моменту поступления в школу умели гораздо больше, чем те, кого она не коснулась. Многие дети с трудностями в обучении стали посещать обычные местные школы. Большинство из них в течение нескольких лет остаются в основном потоке. Дети со средними и даже серьезными трудностями в развитии учатся читать и писать, эффективно общаться с окружающими. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое то «лекарство», а потому, что их учили тому, чему нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. Программа Маленькие Ступеньки призвана помочь вам сделать для вашего ребенка именно это.

Синдромом дауна по методике маленькие ступеньки

Источник