Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности

Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности thumbnail

Организуя диагностический процесс, психолог исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации.

В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов.

второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причину и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминации жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога.

3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога.

5. Нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержанное психическое развитие ребенка — консультации психолога, направление к дефектологу.

7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.

8. Повреждение психического развития — направление к психиатру.

9. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

Психолог делает свое первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субьектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей:

1) нарушение психического и соматического здоровья;

2) ролевое поведение;

3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;

4) индивидуальные психологические особенности;

5) психологическая ситуация;

6) объективные обстоятельства.

Задача психолога — в какой-то мере ориентироваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания:

а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;

б) неучет реакции консультанта;

в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;

г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;

д) нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;

проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;

запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;

отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:

жалобы на ребенка;

фаталистический самодиагноз;

хочет помочь, но бессилен;

просьба помочь ребенку;

отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

отношение к консультанту деловое;

гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

жалобы те же, что в предыдущем случае;

в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;

в качестве самодиагноза: «злая воля»;

добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммированность»;

отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

отношение к консультанту — ригидное;

запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

жалоба на ребенка;

несоответствие ребенка идеалу;

самодиагноз — неверные действия, слабость;

проблема: не знаю, как…;

запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;

отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;

отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Вывод: Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания

индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы. Следует продумать и систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию.

Диагностика взаимодействия родителей с детьми (основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель — ребенок)

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и хар-ки родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностики сферы отношений и взаимодействий.

Читайте также:  Реферат на тему неотложная помощь при синдроме острый живот

Методики диагностики родительско-детского взаимодействия и отношений тесно связаны с психокоррекционной работе, поэтому желательно, чтобы они были не только конструктирующими, т.е. раскрывали картину существующих отношений, но и эвристическими — дающими и расширяющими возможность понимания окружающего мира не только для психолога, но и для обследуемого человека,

В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционной самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента.

А.Г. Шмелев указывает на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционной терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:

содержание запроса клиента

психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса который хар-ет текущее состояние семьи

объективными соц. психологическими условиями работы психолога

Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик выделяются 4 группы методов диагностики родительского отношения:

беседа, интервью

проективные методики

опросники

целенаправленные или включенные наблюдения реального поведения и взаимоотношения

По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики, А.Г. ШМЕЛЕВ подразделяет на 6 типов:

1) психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости ВНД, характеристик темперамента.

2) характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест опросники типа ММРI, 16PF. ПДО и т.п.

3) Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.

4) Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.

5) Характеристики межличностных отношений:

эмоциональных отношений;

сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

6) Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

Три направления изучения родительско-детского взаимодействия.

Источник

Библиографическое описание:


Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия / М. В. Данилова, В. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 901-904. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9436/ (дата обращения: 29.06.2020).

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка самая основная. Это не только место, в котором рождается ребенок, но и основной институт социализации. Именно в семье начинается развитие каждого из нас, формируются основные личностные качества. Однако в настоящее время современная семья переживает серьезный кризис и испытывает множество различных трудностей: утрачиваются семейные ценности, увеличивается количество разводов и насильственных действий со стороны родителей по отношению к своим детям, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности среди детей, девальвируются детско-родительские отношения (постоянные ссоры, конфликты, деспотизм). Эти и другие признаки семьи свидетельствуют о ее кризисном состоянии и увеличение числа неблагополучных семей.

Т. И. Шульга отмечает: «Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Вследствие этого неблагополучная семья, по мнению Т. И. Шульги, рассматривается как семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее [2, с. 12].

В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс и пренебрежение со стороны взрослых. Основной характеристикой подобной семьи является отсутствие заботы и любви к ребенку, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В. К. Вилюнас, К. Э. Изард, Н. Д. Левитов, Ч. Д. Спилбергер. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития, как теории, так и практики психологической и педагогической наук.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1, с. 553].

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей из неблагополучных семей. В исследование участвовало 20 учащихся 10–12 лет одной из школ г. Владимира.

В работе применялись следующие методики исследования:

Читайте также:  Синдром хроническая усталость симптомы лечение

—          методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин);

—          опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкиса);

—          методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) (адаптированная Т. А. Немчиным).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по тесту Спилберга-Ханина, отображены на рис.1:

Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности

Рис.1. Результаты методики «Определение уровня тревожности»

Подводя итог по данной методике, можно сделать вывод о том, что у большинства детей из неблагополучных семей наблюдается высокий уровень тревожности (65 %), что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса представлены на рис.2:

Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности

Рис.2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса

Шкала Вина. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35 % испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит в семье.

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно 75 % испытуемых испытывают тревогу, у 25 % не наблюдается данный показатель.

Шкала Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80 % испытуемых указывают на то, что в семье преобладает напряженная ситуация, 20 % не испытывают напряжения.

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т. А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45 %, по отношению к другим выделенным видам.

Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности

Рис.3. Результаты методики измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исходя из полученных результатов по проведенным методикам, следует отметить, что у респондентов с высоким уровнем тревожности (методика «Определение уровня тревожности») отмечаются высокие показатели по следующим шкалам опросника «Анализ семейной тревоги»: тревожность — 80 %, напряженность — 75 %, вина — 50 %. Это свидетельствует о том, что дети из неблагополучных семей часто испытывают тревогу и находятся в напряженном состоянии из-за сложившегося неблагоприятного психологического климата в семье. Высокий уровень тревожности (55 %) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), отмеченный у данной группы респондентов указывает на то, что неблагополучная семья оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Для респондентов с умеренным уровнем тревожности наблюдаются достаточно невысокие результаты по шкалам: вина — 20 %, напряженность — 35 %; но достаточно высокий уровень тревожности — 60 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) прослеживается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) — 80 %.

Депрессивное состояние респондентов характеризуется высокими показателями по шкале тревожность — 85 % и шкале напряженность — 75 %. Больше половины таких детей — 55 % испытывают вину и ответственность за то отрицательное, что происходит в семье. У 75 % данной категории респондентов по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается очень высокий уровень тревожности. Все это приводит к тому, что дети проявляют более беспокойное, тревожное поведение в отношениях, как со взрослыми, так и сверстниками.

У детей из неблагополучных семей, которые не испытывают тревоги, прослеживаются низкие показатели по всем трем шкалам: вина — 15 %, напряженность — 20 %, тревожность — 5 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается достаточно низкий уровень тревожности у детей — 5 %. Это говорит о том, что совсем незначительное число респондентов не испытывают тревоги, находясь в неблагоприятной семейной атмосфере.

В преодолении тревожного состояния у детей из неблагополучных семьей в настоящее время значительную роль играет социальный педагог. В данной ситуации социальному педагогу при работе с тревожным ребенком необходимо:

—          осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него;

—          формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями;

—          оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;

—          устранить отрицательные эмоции;

—          помочь ребенку из данной категории семьи повысить уверенность в собственных силах.

Программа по устранению тревожного состояния у детей должна включать в себя различные тренинги, тематические беседы, дискуссии, игротерапию.

Социальный педагог должен уметь выслушать, убедить и расположить к себе, выступать посредником между ребенком и семьей, ребенком и его окружением.

Главное не забывать о том, что процесс преодоления тревожного состояния достаточно длительный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Литература:

1.      Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с. ISBN 5–93878–086–1

2.      Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с. ISBN 5–7107–8539–3

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности.

Источник

Синдромы социально-психологического неблагополучия.

Обобщая результаты первичного обследования семей, можно выделить совокупность психологических синдромов, включающих специфические характеристики проблемы, запроса, готовность принять помощь, а также особенностей детско-родительских отношений. Таблица 2.

Подозрения на душевное заболевание вызывает исключительная психологичность проблем, которые формулирует собеседник. Создается впечатление, что клиента интересует не сама реальность его жизни, а лишь ее психологическое обеспечение.

Синдром поиска социальных союзников, которые помогли бы наказать обидчика и принудить его искупить свою вину. Собеседник знает, что хочет и интересуется действиями психолога лишь в этом направлении. Отношение к ребенку с антипатией и уважением. Жалобы на 3-их лиц, на ребенка очень редко.

Читайте также:  Синдром предков шутценбергер анн анселин читать

Синдром детского неблагополучия и родительской тревожности. Родитель жалуется на отдельные нарушения в поведении или психическом развитии ребенка. Причин этот родитель может назвать множество. Проблема состоит в том, что родитель хотел бы помочь ребенку, но не знает как и не справляется сам.

Если родитель затрудняется привести примеры детского неблагополучия – это характерно для синдрома родительской тревожности.

Синдром нелюбящего родителя выражается в жалобах на несоответствие поведения ребенка должному. Проблема, по мнению родителя, состоит в ребенке, необходимо его переделать, а он не поддается. Отношение к ребенку с антипатией, отдаленностью и некоторым уважением к его стойкости.

Синдром неуверенного родителя проявляется в жалобах родителя на несоответсвие поведения ребенка идеалу «гармонично развитой личности», причиной которого являются собственные неверные действия родителя. Отношение к ребенку с симпатией и уважением, но без достаточной близости.

Синдром личностного неблагополучия на первый план выставляет состояние родителя. Речь идет о переживаниях тревоги, неуверенности, неспособности решиьть проблему, поиске поддержки и участии.

Таблица

Характеристика синдромов социально-психологического неблагополучия

Подозр. на

Душевное

Заболеван.

Поиск

социальн.

союзников

Детское

неблагоп.

Родительс.

тревож.

Синдром

нелюбящ.

родителя

Неуверен.

родитель

Личное

Неблагоп.

Родителя

Всего

семей

11

7

30

12

22

22

16

120

9%

5%

25%

!0%

19%

19%

13%

100%

Приложение 6.

ИДЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Социально-психологический тренинг может быть использован как социально-психологическая технология в профессиональной подготовке, как технология группового консультирования и психотерапии.

Гибкость этой формы групповой терапии делает ее пригодной для большого континента людей, имеющих различные психологические затруднения и позволяющей ей использовать широкий спектр теоретических и методических программ вмешательства в психологические процессы.

В ЗАНЯТИЯХ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛИ – ВОСПИТАТЕЛИ ФОСТЕРНЫХ СЕМЕЙ.

Социально-психологический тренинг профессиональной подготовки родителей-воспитателей охватывает целый ряд проблем, которые встают перед родителями, принимающими на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Мы не ставим перед собой задачу всестороннего их анализа. Задача нашей работы – облегчить родителю и другим членам семьи понимание своей роли в жизни воспитанника, а также помочь родителю определить, каковы его личные шансы на реализацию себя в качестве родителя-воспитателя, какой вклад лично он может внести в воспитание социально полезного члена общества.

Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в условиях принимающей семьи не похоже ни на какое другое воспитание (воспитание родных детей, воспитание в государственном учреждении, опекуном).

Перед родителем-воспитателем стоит сложнейшая задача : донести до сознания ребенка установку на бережное отношение к семье на протяжении всей жизни, ответственность за семью и перед семьей, утвердить в сознании ребенка идеал семейных отношений.

Успех решения этой задачи зависит от многих факторов: от предыдущего опыта ребенка, от того, как сложатся его отношения в принимающей семье, от того, насколько положительный опыт семейных отношений производит принимающая семья.

Для успешного воспитания ребенка в принимающей семье необходима прежде всего воспитательная уверенность родителя, то есть уверенность в правильности своих воспитательных принципов и своей способности справиться с любой ситуацией в семейном воспитании. Эту уверенность обеспечит родителю-воспитанию высокий уровень коммуникативной компетентности в общении с ребенком.

Психологический механизм социально-психологического тренинга заключается в следующем: атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор эмоциональных и поведенческих стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможность других, более продуктивных подходов в общении, приобрести новые навыки взаимодействия.

Приложение 7.

Таблица

Результаты наблюдения за период с сентября по декабрь 2000 года.

Количество семей

Изменение в родительском отношении к детям

Улучшения в детско-родительском взаимодействии

Повышение эффективности воспитательных воздействий

В ходе тренинга:

Первый день

7

Второй день

9

2

Третий день

9

4

1

Четвертый день

14

5

3

По окончании тренинга

14

8

3

Через 1 месяц после окончания тренинга

11

7

7

Через 3 месяца после окончания тренинга

11(44%)

9(40%)

4(16%)

График

Сравнительный анализ результатов наблюдения за период с сентября по декабрь 2000 года.

Приложение 9.

АНКЕТА

Типовое состояние родителя.

Инструкция: Оцените свое типичное состояние в общении с ребенком.

Показатели: Общая удовлетворенность (д. з. 26) Нервно-психическое напряжение (д. з. 27) Тревожность (д. з. 26)

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

1

Доволен

Недоволен

У

2

Спокоен

Неспокоен

Т

3

Расслаблен

Напряжен

Н

4

Радостен

Огорчен

У

5

Нужен

Лишний

Т

6

Отдохнувший

Усталый

Н

7

Здоровый

Больной

У

8

Смелый

Робкий

Т

9

Беззаботный

Озабоченный

Н

10

Хороший

Плохой

У

11

Ловкий

Неуклюжий

Т

12

Свободный

Занятый

Н

Синдрома детского неблагополучия и родительской тревожности

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник