Синдром жестокого обращения с ребенком это

Синдром жестокого обращения с ребенком это thumbnail

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

  • Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.
  • Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.
  • Культурно-образовательный уровень родителей. Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.
  • Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного проявляется агрессивным, уничижительным обращением. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.
  • Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.
  • Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания, способствующие изоляции, инвалидизации.

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

  1. Физическое насилие. Предполагает преднамеренное нанесение физических страданий ребенку. Последствия – ушибы, травмы, инвалидность, гибель.
  2. Сексуальное насилие. Ребенок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
  3. Пренебрежение нуждами. Отсутствие заботы о ребенке проявляется нарушениями эмоциональной сферы, отклонениями физического, психического развитии, соматическими болезнями.
  4. Психическое насилие. Включает периодические, длительные либо постоянные психологические воздействия, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства. К данному виду насилия относятся:
  • Унижение, критика. Родители открыто не принимают ребенка, говорят о неприязни, нелюбви, осуждают действия, принижают, оскорбляют, насмехаются, формируя низкую самооценку.
  • Угрозы. Ребенок постоянно подвержен обещаниям физической расправы, психологического отвержения, лишения материальных благ.
  • Изоляция. Существует жесткий контроль над общением, передвижением ребенка, практикуются «домашние аресты». При психологической изоляции родители умышленно демонстрируют холодность, равнодушие, не реагируют на речь, поступки ребенка.
  • Использование привилегий. Родители не оставляют ребенку свободы выбора. «Взрослость», способность зарабатывать деньги интерпретируется как привилегия управлять жизнью: выбирать одежду, еду, способы обучения, проведения досуга.
  • Однократное грубое воздействие. Совершается мощное психологическое влияние, формирующее психотравму.

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Читайте также:  Дюспаталин от синдрома раздраженного кишечника

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

  • Опрос родителей. Врач-психиатр, психолог задают вопросы о семейных отношениях, особенностях поведения, настроения ребенка. Жестокое обращение предполагается, если состояние ребенка не соответствует ответам матери, отца; родители враждебно настроены, отказываются сотрудничать со специалистами; игнорируют, искаженно интерпретируют заключения врачей (травматолога, педиатра); легко становятся возбужденными, не контролируют свое поведение; испытывали жесткость от своих родителей; опровергают свидетельства очевидцев (соседей, прохожих); имеют алкогольную, наркотическую зависимость.
  • Беседа с ребенком. После установления продуктивного контакта врач расспрашивает ребенка об увлечениях, отношениях с мамой, папой, уточняет частоту насильственных действий, отказов в помощи, оценивает эмоциональные, поведенческие изменения при обсуждении травмирующих ситуаций, выясняет, есть ли у ребенка близкие люди – друзья, родственники. Результаты беседы интерпретируются вместе с заключением педиатра, психолога, травматолога, характеристиками педагогов, протоколами работников полиции.
  • Психодиагностика. Детский психолог использует опросники, проективные методы для выявления эмоциональных отклонений, коморбидных психических нарушений, симптомов, ассоциированных с острой и хронической психотравмой. По результатам определяется уровень тревожности, депрессии, агрессивности, импульсивности, риск асоциального поведения. Используются рисуночные тесты, интерпретационные методики, опросники: «Перечень детского поведения», «Детская шкала для диагностики посттравматического стресса», «Контрольный список травматических симптомов».

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Источник

Синдром жестокого обращения с ребенком — большая и полипрофессиональная проблема. Ранние выявления жестокого обращения с детьми зависят не только от педиатров, хирургов, травматологов и врачей других детских специальностей, но и очень многое зависит от школьных учителей, воспитателей дошкольных учреждений. И все таки роль медицинских работников (особенно участковых педиатров и медсестер, врачей общей практики, патронажных медсестер, фельдшеров) в распознавании синдрома жестокого обращения с ребенком — ведущая. Часто именно они первыми встречаются с детьми и подростками, пострадавшими от плохого обращения.

Синдром жестокого обращения с ребенком (СЖО) — любая форма плохого обращения с ребенком в возрасте до 18 лет, допускаемая родителями, опекунами, воспитателями или другими людьми, ответственными за благополучие ребенка, или человеком, который живет в той же квартире, или любовником одного из родителей, и способная привести (или приводящая) к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства.

Таким образом, не все случаи насилия или избиения ребенка являются СЖО. Так, если дети избиты случайными прохожими и сверстниками, знакомыми родителей и людьми, не несущими ответственности за благополучие ребенка, то СЖО не регистрируется. Очевидно, что самой уязвимой группой детей являются младенцы первого года жизни, так как их благополучие полностью зависит от родителей, воспитателей и нянь (в возрастной структуре СЖО, по данным психологических консультаций, доля детей первого года жизни не превышает 1 %, в то время как среди детей, умерших от СЖО, 1/3 — дети до одного года).

Проблема жестокого обращения с детьми имеет глубокие исторические корни. Физические наказания на протяжении веков считались эффективным способом воспитания детей. Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм, а еще в начале ХХ века обычной практикой считалось запугивание, воспитание детей не собственными родителями, а кормилицами и воспитателями. При этом взрослые, наказывающие ребенка, не стеснялись в средствах. Ремень и «угол» были далеко не самыми сильными «педагогическими приемами». Детей били палкой, плетью, линейкой и т.п. В России физические наказания в учебных заведениях были официально запрещены лишь законом от 17 апреля 1863 г.

Впервые СЖО был выделен в самостоятельную причину насилия над ребенком в 1962 году американским педиатром C. Henry Kempe и подразумевал, в первую очередь, физическую жестокость. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время к жестокому обращению с ребенком относят не только физическое (в т.ч. синдром «встряхнутого ребенка» —  shaken baby syndrome), сексуальное (! согласие ребенка на сексуальный контакт не позволяет считать его ненасильственным), психическое и эмоциональное насилие, но и пренебрежение основными нуждами ребенка или небрежное отношение к потребностям ребенка (в т.ч. многочисленные виды запущенности).

Читайте также:  Синдром пиноккио 2 серия озвучка

В последние несколько лет в некоторых странах появился еще один его вид — СЖО перинатального периода, когда беременная женщина курит, употребляет алкоголь или наркотики и тем самым сознательно наносит серьезный вред здоровью еще не родившегося ребенка.

Наиболее распространено психологическое насилие, или действия взрослых, унижающие достоинство ребенка (подростка) и создающие неблагоприятный эмоциональный микроклимат. Такие действия часто носят самостоятельный характер, не сочетаясь ни с другими видами насилия, ни с пренебрежением. Следующая возможная составляющая феномена жестокого обращения — это физическое насилие, то есть намеренное нанесение телесных повреждений различной степени тяжести. Реже всего встречается сексуальное насилие, или использование несовершеннолетнего взрослым человеком для получения последним сексуального удовлетворения.

По данным исследователей, частота применения телесных наказаний в российских семьях колеблется от 50 до 95%. Не менее 5% детей постоянно подвергаются физическим оскорблениям — получают пощечины, тычки, подзатыльники. В России, по сообщениям Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи, ежегодно примерно 2 млн. детей в возрасте до 14 лет систематически подвергаются избиению в семье. Для большого числа этих несчастных детей истязания заканчиваются бегством из дома, смертью или самоубийством.

Выделяют следующие основные причины СЖО с детьми: безработица и низкая материальная обеспеченность родителей, алкоголизм и наркомания одного или обоих родителей, одиночество или распавшийся брак, озлобленность родителей и разочарование в жизни, физическое или психическое переутомление родителей или опекунов, моральная «незрелость» родителей, эгоизм родителей и стремление к развлечениям, отсутствие привязанности к ребенку, нежеланный брак (повод или принуждение к заключению брака), внебрачный ребёнок, ребёнок с физическими недостатками.

Проведенные исследования родителей, среди которых выявлены случаи жестокого обращения со своими детьми, показали, что у них имеются следующие психологические, поведенческие или личностные особенности: низкая самооценка, несдержанность, незрелость, склонность к диктату, агрессивность, отгороженность от семьи и друзей. При этом было отмечено, что жестокое обращение с детьми представляет собой гораздо более сложное явление, чем просто следствие патологического развития отдельно взятой личности.

Многие авторы выделяют ряд факторов, определяющих развитие СЖО, такие как особенности взаимоотношений родителя и ребенка, сложившийся семейный уклад и проблемы внутри семьи, стрессы, обусловленные социально-экономической средой, в которой проживает семья, и, в более широком смысле слова, общественными условиями. Из них большинством исследователей выделены наиболее значимые. Это психологические нарушения, социально-экономические факторы, культурные традиции нарушение структуры и функции семьи (в т.ч. семейная «эстафета жестокости»: низкий «эталон» внутрисемейных отношений провоцирует жестокость взрослых по отношению друг к другу и к детям; агрессия, передаваемая из поколения к поколению, накладывается на семейный раздор, и тогда для ребенка повышается риск подвергнуться жестокому обращению).

Результатом насилия или пренебрежения основными нуждами детей являются последствия, которые можно определить как их травматизацию. В данном смысле понятие травмы, применяемое к жестокому обращению с детьми, включает вызванные действиями родителей или лиц, их заменяющих, нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка.

Среди наиболее часто встречающихся и существенных последствий жестокого обращения с детьми авторы выделяют следующие: проблемы в создании собственной семьи, налаживании супружеских отношений, решении бытовых проблем; затрудненная социализация, неспособность добиться успеха в профессиональной карьере; расстройства гендерной идентичности; злоупотребление алкоголем, вовлечение в употребление наркотиков, занятия проституцией (распущенность в поведении может быть связана с перенесенным сексуальным насилием в детстве — девочка не стыдится собственного тела).

Особенностями детей, которые испытывают дефицит заботы, являются постоянный голод и жажда, неумение играть, поиск внимания/участия, немотивированные пропуски школьных занятий. Ребенок может красть пищу, рыться в отбросах, крайне инфантилен или играет роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере, агрессивен, замкнут, апатичен. Отмечаются неопрятность, задержка речи и психического развития, склонность к мастурбации, жестокость по отношению к животным; у таких детей отсутствуют прививки и т.д.

Особенности поведения детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию со стороны взрослых: низкая самооценка; эмоциональная агрессия (обращенная даже против себя); подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; депрессия; попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивание, чрезмерная уступчивость или агрессивность); девиантное поведение (асоциальные поступки); нервно-психические и психосоматические заболевания (энурез, энкопрез, тики, расстройства сна, ожирение, бронхиальная астма); плохая успеваемость и др.

К наиболее важным признакам перенесенного сексуального насилия относятся: враждебность или отчужденность, цинизм, эмоциональная неустойчивость, сексуализированное поведение, низкая самооценка, суицидальные угрозы или попытки, употребление психоактивных веществ. [Во время тренингов] такие подростки могут вести себя демонстративно по-взрослому, проявлять особый интерес и острое эмоциональное реагирование при обсуждении проблемы сексуального злоупотребления либо, напротив, избегать участия в обсуждении. К информативным индикаторам перенесенного сексуального насилия относятся также уотребление нецензурных выражений, специфический юмор.

Необходимо обратить внимание на группу детей, преимущественно младшего возраста, получивших повреждения или обиженных по вине родителей или родственников, к которым не было достаточного внимания или вследствие неосторожных действий. В связи с этим предлагается для клинического использования термин «Синдром неосторожного обращения с детьми», встречающийся чаще в благополучных семьях (дети, получившие повреждения или обиженные по вине родителей или родственников в результате неосторожных действий либо недостаточного внимания). К этой группе больных следует отнести отравления различными веществами (в т.ч лекарственными), используемыми в быту, термические ожоги, отморожения и электроожоги.

В практической работе довольно часто встречаются значительные трудности в отличии жестокого (умышленного) повреждения от несчастного случая. Основными ориентирами отличий являются: несоответствие тяжести травмы обстоятельствам, при которых она была получена; несоответствие времени получения травмы и ее внешних или рентгенологических проявлений; позднее обращение за медицинской помощью, наличие следов травм, полученных в разное время; отсутствие четких объяснений обстоятельств получения травмы ребенком и родителями. Все клинические признаки СЖО следует разделять на 2 группы — прямые и косвенные.

Читайте также:  Болевые синдромы в половом члене

На неслучайный характер травм указывают множественность повреждений, различная степень давности кровоизлияний, специфический характер травм (отпечатки предметов, пальцев), появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней и др., а также особенности поведения взрослых. Объяснения, которые они дают по поводу травмы у ребенка, всегда противоречивы и путанны. В травме могут обвинять самого ребенка. Также характерны (как было указано выше) позднее обращение за медицинской помощью или игнорирование этой возможности, неспровоцированная агрессия по отношению к медицинскому персоналу, отсутствие эмоциональной поддержки, ласки в общении с ребенком, больше внимания уделяется собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

При распознании сексуального насилия над ребенком обращают внимание на характер травм и заболеваний — повреждения генитальной, анальной областей, нарушение целостности девственной плевры, «зияние» ануса, следы спермы, наличие заболеваний, передающихся половым путем, беременность, энкопрез и энурез, нервно-психические расстройства. Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.

В современной медицинской литературе довольно четко обозначены косвенные признаки, позволяющие заподозрить жестокое обращение с ребенком. Их делят на 3 группы: (1) повторные травмы или отравления; (2) травмы, не характерные для возраста ребенка, – ушиб головы у ребенка, который не может стоять или ходить, кровоподтеки на спине у ребенка, который не умеет ползать, необычные ожоги и др.; (3) следы от побоев и насилия – линейные кровоподтеки после ударов палкой; кровоподтеки в виде петли от ударов проводом или ремнем; следы связывания, стягивания веревкой и др.; ожоги от сигарет, ожоги кипятком; винтообразные переломы бедра; кровоизлияния в сетчатку глаза от сильного сотрясения (shaken baby syndrome); субдуральные гематомы и др.

Давность кровоподтеков: 0 — 1 день — от красного до синего; 1 — 5 дней — от синего до пурпурного; 5 — 7 дней — от зеленого до желтого; 8 — 10 дней — от желтого до коричневого; 1,5 — 4 недели – исчезновение следов кровоподтека.

Осматривая избитого ребенка, медицинский работник должен ответить, по меньшей мере, на следующие вопросы: (1) согласуются ли обстоятельства травмы, описанные родителями, с результатами осмотра ребенка; (2) насколько убедительно объяснение механизма повреждения, учитывая возраст ребенка и его функциональные возможности; получал ли ранее ребенок травматические повреждения; (3) своевременно ли родители обратились за медицинской помощью?

Обязанность медицинских работников — врачей и медицинских сестер, всех, кто работает с детьми, — выявление признаков насилия и сообщение об этом в установленном порядке (предусмотрено ФЗ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 13.10.2009) компетентным органам (при подозрении на СЖО медицинские работники передают эту информацию руководителю лечебно-профилактического учреждения и в органы внутренних дел).

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ («Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка»), родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.
Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 («Ответственность за вред здоровью средней тяжести») УК РФ.

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ. Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности. Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Традиционно различают 3 уровня профилактики жестокого обращения с детьми. Первичная профилактика: своевременное установление факта жестокого обращения с ребенком, для чего следует распознать сам факт жестокого обращения, сообщить об этом в соответствующие инстанции, при необходимости госпитализировать ребенка, принять меры к пресечению насилия. Вторичная профилактика: привлечение к этой деятельности специальных служб, которые определяют группу высокого риска и меры профилактики насилия. В связи с социальной значимостью профилактики детской безнадзорности в России спонсируется создание сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации. Третичная профилактика: работа специальных служб, занимающихся социально неблагополучными семьями, в которых отсутствует должный уход за детьми или допускается насилие над ними.

Источник