Синдром жаберной дуги 2 степени

Синдром жаберной дуги 2 степени thumbnail
Жаберные дуги
лат. Árcus branchiáles
Схематическое изображение строения жаберных дуг (горизонтальный разрез): I—IV — жаберные дуги,

1—4 — жаберные борозды (снаружи) и/или жаберные карманы (внутри),
a — лат. Tuberculum laterale
b — лат. Tuberculum impar
c — лат. Foramen caecum
d — лат. Ductus thyreoglossus
e — лат. Sinus cervicalis

Иннервация производные I жаберной дуги — третья ветвь тройничного невра (V пары ЧМН);
производные II — лицевой нерв (VII пара ЧМН);
производные III — языкоглоточный нерв (IX пара ЧМН);
производные IV — верхняя гортанная ветвь блуждающего нерва (X пара ЧМН);
производные V — нижняя гортанная ветвь блуждающего нерва[1][2]
  • MeSH
  • MeSH

Жа́берные или висцера́льные ду́ги (лат. Árcus branchiáles seu árcus visceráles) — парные дугообразные хрящевые пластинки жаберного скелета низших позвоночных и зародышей высших позвоночных, в том числе приматов и человека[3], часть висцерального скелета позвоночных, костные или хрящевые образования, развивающиеся в стенке глотки между глоточными карманами. У рыб насчитывается от 3 до 7 жаберных дуг, каждая из которых делится на четыре подвижно соединённых отдела и располагается между жаберными щелями; на внешней поверхности жаберной дуги развиваются жабры[4]. У наземных позвоночных жаберные дуги в процессе эмбрионального развития трансформируются: верхние членики редуцируются, а нижние — участвуют в образовании подъязычного аппарата и превращаются в хрящи гортани, трахеи[4][5].

Анатомия[править | править код]

Дополнительные сведения: Анатомия

У низших позвоночных, живущих в воде, (круглоротые, рыбы) жаберные дуги расположены между жаберными щелями, через которые вода поступает к жабрам (органам дыхания водного типа)[1].

Рыбы[править | править код]

Дополнительные сведения: Рыбы

Жаберные дуги — система скелетных элементов глотки у круглоротых и рыб, каждый из которых охватывает глотку полукольцом. У большинства современных рыб насчитывается пять жаберных дуг, у круглоротых и некоторых акул — их количество достигает семи. За счёт редуцирования дистальных (расположенных ближе к хвосту) количество жаберных дуг у костистых рыб может сокращаться до трёх. По анатомическому строению жаберные дуги круглоротых, хрящевых, осетровых и двоякодышащих рыб — хрящевые, а у костистых рыб — костные. Полностью сформированные жаберные дуги рыб состоят из 4 подвижно соединённых члеников. У костистых рыб пятая жаберная дуга, называемая нижнеглоточной костью, обычно рудиментарна, однако у карпообразных несёт зубы и бывает весьма массивной[5].

Эмбриология[править | править код]

Схематическое изображение зародыша, обозначены первая, вторая и третья жаберные дуги.

Строение глотки эмбриона человека в возрасте двадцати шести суток.

Появление и развитие головного мозга ведёт к необходимости появления мозгового черепа — организмы, не имеющие головного мозга, не имеют и мозгового черепа. У ланцетника (представителя примитивных хордовых) головной мозг находится в зачаточном состоянии и защищён перепончатым черепом (окружён соединительнотканной оболочкой)[1].

Рыбы[править | править код]

Дополнительные сведения: Рыбы

По мере развития головного мозга у рыб образуется вокруг него защитная коробка[1]:

  • у хрящевых (акуловых) рыб — хрящевая — приобретает хрящевую ткань и образует хрящевой череп,
  • у костистых рыб — костная — начинает формироваться костный череп.

Земноводные[править | править код]

Выход позвоночных из воды на сушу (земноводные) ведёт к дальнейшей замене хрящевой ткани на костную, необходимую не только для защиты, но и для осуществления опоры и движения в наземных условиях[1].

Пресмыкающиеся[править | править код]

У более развитых классов позвоночных соединительная и хрящевая ткань полностью вытесняется костной — происходит формирование более прочного костного черепа. Таким образом, у наземных позвоночных количество костей уменьшается, а их строение усложняется, так как ряд костей представляет собой результат сращения ранее самостоятельных костных образований[1].

Птицы[править | править код]

Дополнительные сведения: Птицы

Скелет птиц предельно упрощён и состоит из лёгких и прочных костей. Некоторые кости имеют наполняемые воздухом полости, называемые «пневматическими», связанные с органами дыхания[6].

Кости черепа слиты воедино и не имеют черепных швов[7]. Глазницы большие и разделены между собой костной перегородкой. Череп соединяется с позвоночным столбом при помощи одного затылочного мыщелка, нижняя челюсть прикрепляется к черепу посредством квадратной кости, играющей роль подвеска. Очень важная особенность черепа птиц — подвижность надклювья, усиливает силу укуса и увеличивает размеры зева, а подвижное нёбо помогает проталкиванию пищевого комка в пищевод. Основание надклювья у многих птиц покрыто восковицей. Форма и длина клюва, особенности его рогового чехла, характер подвижности, размеры ротового отверстия у различных птиц варьируют в широких пределах, отражая пищевую специализацию видов[8].

Млекопитающие[править | править код]

У млекопитающих (или зверей) происходит тесное сращение между собой висцерального и мозгового черепа[1].

Человек разумный[править | править код]

У человека головной мозг и анализаторы достигают наивысшего развития — формируется neocránium: мозговой череп значительно преобладает над висцеральным[1].

Согласно эволюционной теории (в процессе онтогенеза находит отражение процесс филогенеза), череп человека в ходе эмбрионального развития последовательно проходит три стадии развития[1]:

  1. соединительнотканную,
  2. хрящевую,
  3. костную.

Причём переход второй стадии в третью (формирование вторичных костей на месте хряща) у человека происходит на протяжении всей его жизни. Таким образом, даже у взрослого человека сохраняются синхондрозы (хрящевы́е соедине́ния) — остатки хрящевой ткани между костями[1].

В процессе филогенеза количество костей черепа значительно уменьшается — некоторые исчезают полностью, остальные срастаются между собой[2].

Производные хрящей жаберных дуг[1][2]:

I — из верхней части первой жаберной (или челюстной) дуги (лат. Procéssus maxilláris) формируется верхняя челюсть, на вентральном (обращённом в сторону живота) хряще (лат. Procéssus mandibuláris) формируется нижняя челюсть, сочленяющаяся с височной костью посредством височно-нижнечелюстного сустава. Остальные части хрящей первой жаберной дуги превращаются в слуховые косточки: молоточек и наковальню.

II — верхний отдел второй жаберной (подъязычной или гиоидной) дуги даёт начало третьей слуховой косточке — стремени. Таким образом, все три слуховые косточки не имеют отношения к костям лицевого черепа и размещаются в барабанной полости, входящей в состав среднего уха и развивающейся из первого жаберного кармана. Остальная часть подъязычной жаберной дуги идёт на построение фрагментов подъязычной кости: малых рогов и частично её тела, а также шиловидных отростков височной кости и шилоподъязычной связки (лат. Ligaméntum stylohyoídeum).

Читайте также:  Рафиноловая зависимость часть 3 синдром физической зависимости

III — третья жаберная дуга служит источником для оставшейся части тела подъязычной кости и образует её большие рога.

IV—V (VII) — оставшиеся жаберные дуги служат источником для щитовидного и остальных хрящей гортани и трахеи.

Кости черепа человека, развивающиеся из жаберных дуг[1][2]:

  • неподвижные — верхняя челюсть, нёбная и скуловая кости;
  • подвижные — нижняя челюсть, подъязычная кость и слуховые косточки.

См. также[править | править код]

  • Жаберные крышки (оперкулюм)
  • Жабры

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Анатомия человека / Привес М. Г., Лысенков Н. К. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1985. — С. 87—89. — 672 с. — (Учебная литература для студентов медицинских институтов). — 110 000 экз.
  2. 1 2 3 4 Анатомия человека в двух томах / Под ред. акад. РАМН проф. М. Р. Сапина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2001. — Т. I. — С. 169—173. — 640 с. — (Для студентов медицинских вузов, аспирантов, врачей). — ISBN 5-225-04585-5.
  3. ↑ жаберные дуги // Большой медицинский словарь (рус.). — 2000.
  4. 1 2 Жаберные дуги // Биологический энциклопедический словарь (рус.).
  5. 1 2 Жаберные дуги // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Paul R. Ehrlich., David S. Dobkin, Darryl Wheye. Adaptations for Flight. Birds of Stanford. Stanford University (1988). Дата обращения 13 декабря 2007. Архивировано 22 августа 2011 года. основано на книге The Birder’s Handbook (Paul Ehrlich, David Dobkin, and Darryl Wheye. 1988. Simon and Schuster, New York.)
  7. Frank Gill. Орнитология = Ornithology. — New York: WH Freeman and Co, 1995. — 720 с. — ISBN 0-7167-2415-4.
  8. В.Д. Ильичев, Н.Н. Карташев, И.А. Шилов. Общая орнитология. — М.: Высшая школа, 1982. — 464 с.

Литература[править | править код]

  • Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М. : Сов. энциклопедия, 1986. — С. 831. — 831 с. — 100 000 экз.
  • Северцов А. Н. Морфология висцерального аппарата эласмобранхий, Собрание соч., т. 4, М. — Л., 1948.
  • Гиммельрейх Г. А. Висцеральный аппарат осетрообразных как орган приёма пищи, в книге: Вопросы эволюционной морфологии позвоночных, М., 1963.

Источник

Синдром 1-2 жаберных дуг (гемифациальная микросомия, окулоаурикуловертербральный синдром) — собирательное понятие, подразумевающее врожденное, выраженное в различной степени одно- или двустороннее недоразвитие структур лица, формирующихся из тканей 1-й и 2-й жаберных дуг.
Гемифациальная микросомия – наиболее часто встречающаяся форма изолированной лицевой асимметрии, по частоте встречаемости среди врожденных пороков развития лица стоит на втором месте после расщелин верхней губы и неба (1 на 5000 — 5600 новорожденных). Чаще встречается у лиц мужского пола (3:2). Преобладает односторонняя форма поражения (70% случаев), причем правая сторона затрагивается чаще левой, но даже при двустороннем варианте развитие структур лица происходит асимметрично.
Клинические проявления синдрома 1-2 жаберных дуг могут варьировать от едва заметной асимметрии лица до тяжелых форм одностороннего недоразвития, включающих недоразвитие орбиты, ушной раковины (вплоть до полного ее отсутствия), нижней и верхней челюстей, височной кости, скуловой дуги. У пациентов с данным видом патологии достаточно часто (30-50 %) наблюдаются проблемы со слухом (из-за поражения среднего уха может формироваться кондуктивная форма тугоухости),  поражение лицевого нерва (скуловой и височной ветви).
Одностороннее поражение при синдроме 1-2 жаберных дуг приводит к асимметричному формированию всего  черепно-лицевого комплекса, что проявляется разницей в размере, форме и соотношением между элементами правой и левой стороны лица. Асимметричное развитие нижней челюсти заметно уже в раннем возрасте и при отсутствии лечения приводит к сочетанной деформации верхней челюсти, и дальнейшей  прогрессирующей деформации структур лицевого скелета расположенных как на стороне патологии, так и на противоположной.
Тактика лечения пациентов с синдромом 1-2 жаберных дуг  определяется степенью клинической манифестации  заболевания.  Современные классификации синдрома основаны на оценке степени тяжести патологии и объема пораженных структур лица. Наиболее распространенная классификация OMENS (O – orbital distortion (поражение орбиты); M – mandibular hypoplasia (недоразвитие нижней челюсти); E – ear anomaly (аномалия уха); N – nerve involvement (вовлеченность нерва); S – soft-tissue deficiency (дефицит мягких тканей).
Наиболее удобна для применения в клинической практике классификация Pruzansky и Kaban:  
•    1 степень – ветвь нижней челюсти и суставная ямка височной кости уменьшены в размере при сохранении анатомических структур;
•    2а степень – ветвь нижней челюсти, суставной отросток и суставная ямка деформированы, но ВНЧС сохраняет свои функции. Дефицит жевательной мускулатуры;
•    2б степень – недоразвитие и деформация мыщелка и суставной ямки височной кости с отсутствием функции ВНЧС.
•    3 степень – ветвь нижней челюсти, мыщелок, суставная ямка височной кости отсутствуют, т.е. ВНЧС как анатомическое образование не сформирован. Наблюдается также значительный дефицит мягких тканей пораженной стороны.
Для наиболее объективной диагностики, адекватной оценки тяжести поражения и составления дальнейшего плана лечения используется МСКТ черепа.
Лечение пациентов с синдромом 1-2 жаберных дуг комплексное и требует кооперации специалистов различного профиля (ортодонтов, челюстно-лицевых хирургов).
При легких степенях поражения лечение может быть ограничено лишь ортодонтическими манипуляциями. Однако при дефиците длины ветви нижней челюсти, тяжелой асимметрии лица, деформации либо отсутствии ушной раковины, дефицита мягких тканей лица требуется хирургическое вмешательство, направленное на восстановление анатомических структур.
Если лечение начато на этапе роста лицевого скелета, для устранения дефицита длины ветви нижней челюсти используется  метод дистракционного остеогенеза. Однако этот метод может оказаться малоэффективным без тесной кооперации хирурга и ортодонта как на преддистракционном этапе, так и на этапе ретенции, а также до окончания роста лицевого скелета. Одним из факторов стабильности полученного результата дистракции, удержания нижней челюсти в правильном положении является достижение множественной окклюзии и нормализации функции нижней челюсти.
 Тем не менее, клиницисты зачастую сталкиваются с нарастающей асимметрией лица в процессе роста ребенка, даже после проведенной дистракции и ортодонтического лечения. В таких случаях на этапе окончания роста лицевого скелета могут потребоваться реконструктивные операции на обеих челюстях (ортогнатическая хирургия), контурная пластика.
В случаях отсутствия ветви нижней челюсти (3 степень по Pruzansky) и дефицита места для установки дистракционного аппарата для устранения дефекта нижней челюсти могут использоваться индивидуально-смоделированные эндопротезы либо реберные костно-хрящевые аутотрансплантаты, имеющие тенденцию к росту.
Для устранения дефектов ушной раковины используются методики с установкой  индивидуальных силиконовых эндопротезов, либо индивидуально смоделированных хрящевых реберных аутотрансплантатов с использованием височной фасции.
Таким образом, лечение пациентов с синдромом 1-2 жаберных дуг комплексное и многоэтапное, что требует терпения как пациента и родителей, так и врачей. Но конечный результат при выполнении правильного алгоритма лечения позволяет пациенту занять достойное место в социальной нише.

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã

Ã.Â. Êðó÷èíñêèé

Читайте также:  Эвелина бледанс родила малыша с синдромом

Áåëîðóññêèé ãîñóäàðñòâåííûé èíñòèòóò óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ âðà÷åé

 íà÷àëî…

Íà îñíîâàíèè ìíîãîëåòíèõ íàáëþäåíèé áîëåå 1000 áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã è ïîðîêàìè óøíîé
ðàêîâèíû, ñîïðîâîæäàþùèõ ñèíäðîì, ðàçðàáîòàíà èõ êëàññèôèêàöèÿ. Íà îñíîâàíèè êëèíèêî-ìîðôîýìáðèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ ñèñòåìàòèçèðîâàíî è îáúåäèíåíî ìíîæåñòâî ðàçíîâèäíîñòåé ïîðîêîâ ÷åðåïà, ëèöåâûõ êîñòåé, îðãàíà
ñëóõà è óøíîé ðàêîâèíû. Ïðè ýòîì ñàìîñòîÿòåëüíî âûäåëåí ñèíäðîì 1-é è 2-é, ñèíäðîì 1-é, à òàêæå i.ïðîñòîélå
ñèíäðîì 2-é æàáåðíûõ äóã. Êàæäûé èç ñèíäðîìîâ ñîäåðæèò òèïû. Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã ñîäåðæèò 3
òèïà: ÷åðåïíî-÷åëþñòíî-ëèöåâîé, ñóñòàâíîé è óøíîé; ÷åðåïíî-ëèöåâîé è óøíîé; óøíîé. Ñèíäðîì 1-é æàáåðíîé äóãè
ñîäåðæèò 2 òèïà — íèæíå÷åëþñòíîé è óøíîé, à òàêæå íèæíå÷åëþñòíîé. Ê «ïðîñòîìó» ñèíäðîìó îòíåñåíû ñëîæíûå
ïî ôîðìå àíîìàëèè óøíîé ðàêîâèíû â âèäå âðîñøåé, ãîôðèðîâàííîé óøíîé ðàêîâèíû, ñî÷åòàíèå ðàñùåïëåíèÿ óõà
ñ äåôåêòîì ìî÷êè. Ïî òÿæåñòè âûäåëåíû 3 ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ êîñòíîãî ñêåëåòà â âèäå òÿæåëîé, ñðåäíåé
òÿæåñòè è ëåãêîé ñòåïåíè, à òàêæå 4 ñòåïåíè ïîðîêà óøíîé ðàêîâèíû â âèäå àíîòèè è 3 ñòåïåíè ìèêðîòèè.
Âûÿâëåíà âòîðè÷íàÿ äåôîðìàöèÿ çäîðîâîé ñòîðîíû ëèöà ïðè îäíîñòîðîííåì òÿæåëîì íåäîðàçâèòèè ëèöåâûõ
êîñòåé.

Êëþ÷åâûå ñëîâà:

ñèíäðîìû 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, ïîðîêè ðàçâèòèÿ, àíîìàëèè óøíîé ðàêîâèíû

Ïîðîêè ãîëîâû, ëèöà è øåè îòëè÷àþòñÿ áîëüøèì
ðàçíîîáðàçèåì. Ïåðâîå óïîìèíàíèå î âðîæäåííûõ ïîðîêàõ ãîëîâû, ëèöà è øåè îáíàðóæåíî íà òåðàòîëîãè÷åñêèõ äîùå÷êàõ ìåñîïîòàìñêèõ õàëäååâ, íàïèñàííûõ
çà 2000 ëåò äî í.ý. Ïåðåâîä äðåâíèõ êëèíîâèäíûõ ïèñüìåí ñîäåðæèò ïî÷òè ïîëíûé ïåðå÷åíü ïîðîêîâ ëèöà,
÷åëþñòåé, óõà è òåëà, íàáëþäàþùèõñÿ è òåïåðü [5].
Longacre J. [15] â ñîâðåìåííîé êíèãå ïðèâîäèò ôîòîãðàôèè äðåâíèõ óíèêàëüíûõ êåðàìè÷åñêèõ èçäåëèé
Êîëóìáèè, Ìåêñèêè, èëëþñòðèðóþùèõ ðàçëè÷íûå
òèïû ãåìèôàöèàëüíîé ìèêðîñîìèè îðãàíà ñëóõà, â òîì
÷èñëå íàñëåäñòâåííûõ (èçîáðàæåí ðîäèòåëü ñ ðåáåíêîì
íà ðóêàõ ñ òîé æå ïàòîëîãèåé).

Çàòåì â òå÷åíèå âåñüìà äëèòåëüíîãî ïåðèîäà ñâåäåíèé ïî äàííîìó âîïðîñó íå áûëî. Òîëüêî íà÷èíàÿ ñ
XVII âåêà ïîÿâëÿþòñÿ îòäåëüíûå ðàáîòû ñ îïèñàíèåì
èçìåíåíèé, òèïè÷íûõ äëÿ ñèíäðîìà 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã ó äåòåé (Bertolinis, 1654, Lochmund, 1688). Ïîçæå Von-Rathka (1825) îïèñàë æàáåðíûé àïïàðàò ïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ, à Thomas (1843) â ñâîåì áîëüøîì
òðóäå, ïîñâÿùåííîì ýìáðèîëîãèè, âïåðâûå âûñêàçàë
ïðåäïîëîæåíèå î ñâÿçè óðîäñòâ íàðóæíîãî óõà, ëèöà è
÷åëþñòåé ñ çàäåðæêîé èëè íåñîâåðøåíñòâîì ðàçâèòèÿ
ñòåíîê âèñöåðàëüíîé ïîëîñòè ýìáðèîíà, èìåííî äâóõ
ïåðåäíèõ æàáåðíûõ äóã è ùåëè ìåæäó íèìè.

Ýòîé ïðîáëåìå ïîñâÿùåíû áûëè òàêæå ðàáîòû
Morton (1855), Virchov (1854), Rizmissone (1902), à
ïîçæå Kazanijan (1940), Rudi (1954), R. Stark ñ ñîàâò.
[19], W. Grabb [13]. Ïðè ýòîì ïðåäïðèíèìàþòñÿ ïîïûòêè ñèñòåìàòèçàöèè ýòèõ ñëîæíûõ ìíîãîîáðàçíûõ ïîðîêîâ.

Îäíîé èç ïåðâûõ, áîëåå ïîëíûõ ñëåäóåò ñ÷èòàòü
êëàññèôèêàöèþ ïîðîêîâ, îïèñàííóþ A. Franceschetti,
P. Zwahlen [21].

Ïîçæå îá ýòîì ïèñàëè V. Karfik [14], N. Elsahy,
J. Visthes [10], êîòîðûå â îñíîâó ñâîèõ êëàññèôèêàöèé
ïîëîæèëè äàííûå ýìáðèîëîãèè.

P. Tessier [20] ñèñòåìàòèçèðîâàë òàêèå ïîðîêè ñ
ó÷åòîì îáùåãî ïðèçíàêà — ðàñùåïëåíèÿ òêàíåé.
M. Habal, J. Maniscalca [11] êëàññèôèöèðîâàëè ÷åðåïíîëèöåâûå ïîðîêè ñ ó÷åòîì îïåðàöèîííûõ íàõîäîê.
J. Meulen è ñîàâò. [16] âûäâèíóëè ìîðôîëîãè÷åñêóþ
êëàññèôèêàöèþ.

R. Tenconi, B. Hall (öèò. ïî E.P. Harvold [12]), ñîâåðøåííî íå êàñàÿñü ñîñòîÿíèÿ óøíîé ðàêîâèíû, âûäåëÿþò 4 òèïà ìèêðîñîìèè. Ïðè ýòîì â I òèïå èìåþòñÿ
ïîäòèïû: À — êëàññè÷åñêèé, îäíîñòîðîííèé;  — ìèêðîîôòàëüìè÷åñêèé, Ñ — äâóñòîðîííèé àñèììåòðè÷íûé;
D — êîìïëåêñíûé. Òèïû II è III — êðàåâîé è ôðîíòàëüíûé. IV òèï âêëþ÷àåò 2 ïîäòèïà Ãîëäåíõàðà — îäíîñòîðîííèé (À) è äâóñòîðîííèé (Â).

Ìíîãèå àâòîðû, êàñàþùèåñÿ ýòîé ïðîáëåìû, ïîä÷åðêèâàþò áîëüøèå òðóäíîñòè, îáóñëîâëåííûå ðàçíîîáðàçèåì òåðìèíîëîãèè è îòñóòñòâèåì ñîãëàñîâàííîñòè â ïîíèìàíèè ñóòè òåðìèíîâ. Òðóäíîñòè ýòè îñòàþòñÿ äî ñèõ ïîð. Íàïðèìåð, â êíèãå Ñ.È. Êîçëîâîé è ñîàâò.
[1] î ñèíäðîìàõ 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã íå óïîìèíàåòñÿ, à ïðåèìóùåñòâåííî èñïîëüçóþòñÿ íàçâàíèÿ ñèíäðîìîâ ïî èìåíè àâòîðîâ, èõ îïèñàâøèõ. Îäíàêî ýòî,
êàê óæå ãîâîðèëîñü, íå ëó÷øèé ïóòü.

Ïðèâåäÿ î÷åíü êðàòêèé îáçîð ðåäêèõ ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ãîëîâû è ëèöà, ñëåäóåò òàêæå âûäåëèòü ïîïûòêè
ñèñòåìàòèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïîðîêà.

 ýòîì ïëàíå âûäåëÿþò ðèíýíöåôàëè÷åñêèå, îòîöåôàëè÷åñêèå, îðáèòîïàëüïåáðàëüíûå, îôòàëüìîîðáèòàëüíûå, êðàíèîöåôàëè÷åñêèå è àòèïè÷íûå ïîðîêè [14].
Ìû íàìåðåíû êîñíóòüñÿ òîëüêî îòîöåôàëè÷åñêèõ ïîðîêîâ, ïðè êîòîðûõ îñíîâíûå èçìåíåíèÿ êàñàþòñÿ
óøíîé ðàêîâèíû, îðãàíà ñëóõà è ðåæå — ïðèëåãàþùèõ
ñòðóêòóð. Ó÷èòûâàÿ äàííûå ýìáðèîëîãèè, ïîðîêè ýòè
îòíîñÿòñÿ ê ñèíäðîìó 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.

Читайте также:  Новое в лечении синдрома ретта

Êàñàÿñü èñòîðèè îïèñàíèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é
æàáåðíûõ äóã, ïðåæäå ñëåäóåò îòìåòèòü ðàáîòó Prizansky
(öèò. ïî J. Converse [7]), êîòîðûé âïåðâûå ïðåäëîæèë
êëàññèôèöèðîâàòü ñèíäðîìû 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã â
çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ êîñòíûõ è ìÿãêèõ òêàíåé êàê ìèíèìàëüíîå, óìåðåííîå è ðåçêîå íåäîðàçâèòèå íèæíåé ÷åëþñòè, âåòâè è ñóñòàâíîé ãîëîâêè ñ ìèêðîòèåé.

M. Edgarton, J. March [9] ïðåäëîæèëè âûäåëÿòü ÷åòûðå ñàìîñòîÿòåëüíûõ òèïà ñèíäðîìà — íèæíå÷åëþñòíîé, ÷åëþñòíî-ëèöåâîé è ìÿãêîòêàííûé, óøíîé è
êîìáèíèðîâàííûé.

J. Murray è ñîàâò. [17] âûäåëÿþò òðè òèïà ñèíäðîìà
â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè íåäîðàçâèòèÿ, íà÷èíàÿ ñ íåáîëüøîãî íåäîðàçâèòèÿ ëèöà è ïîðîêà óøíîé ðàêîâèíû, çàìåòíîé äåôîðìàöèè êîñòåé ëèöåâîãî ñêåëåòà,
íàêîíåö, íàèáîëåå òÿæåëûå âàðèàíòû ñèíäðîìà ñ îòñóòñòâèåì óõà.

D. David è ñîàâò. [8], ñîîáùàÿ î ÷àñòîòå ãåìèôàöèàëüíîé ìèêðîñîìèè (îò 1 íà 3500 äî 1 íà 5642 íîâîðîæäåííûõ), îòìå÷àþò íàëè÷èå ìíîãèõ êëàññèôèêàöèé, â îñíîâó êîòîðûõ ïîëîæåíû ñèììåòðè÷íîñòü è
àññèìåòðè÷íîñòü äåôîðìàöèé, ñòåïåíü ïðîÿâëåíèÿ,
íàðóøåíèÿ ñòðîåíèÿ è ôîðìû óøíîé ðàêîâèíû, îêðóæàþùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äð.

Ã.À. Êîòîâ [2] âûäåëÿåò òðè ôîðìû ñèíäðîìà — àáîðòèâíóþ, íåïîëíóþ è ïîëíóþ, õàðàêòåðèçóþùóþñÿ íåäîðàçâèòèåì ïîëîâèíû ëèöà, âèñî÷íîé êîñòè, îòñóòñòâèåì ÷åëþñòíîãî ñóñòàâà è âñåé óøíîé ðàêîâèíû.

Èçâåñòíî òàêæå, ÷òî ÷àñòü ïîðîêîâ, ïàòîãåíåòè÷åñêè òåñíî ñâÿçàííûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, îïèñûâàþòñÿ êàê ñàìîñòîÿòåëüíûå ôîðìû,
íàïðèìåð ñèíäðîì Ôðàí÷åñõåòòè, Ðîáåíà, Ãàëëåðìàíà
è äð. Ðÿä æå ñèìïòîìîêîìïëåêñîâ îáúåäèíåí ïîä îáùèì íàçâàíèåì — ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.

Ïîìèìî ýòîãî, ñóùåñòâóåò ðÿä íàçâàíèé, êîòîðûå
ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê ñèíîíèìû, íàïðèìåð: íåêðîòè÷åñêàÿ ëèöåâàÿ äèñïëàçèÿ, ãåìèôàöèàëüíàÿ ìèêðîñîìèÿ, îòîìàíäèáóëÿðíûé äèñòîç, ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã. Ïî íàøåìó ìíåíèþ, íàèáîëåå ýìáðèîëîãè÷åñêè îáîñíîâàííûì íàçâàíèåì ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì 1-é è
2-é æàáåðíûõ äóã, õîòÿ ïîíèìàåì, ÷òî ëîêàëüíûé ïîäõîä èìååò ñâîè ñëàáûå ñòîðîíû. Êñòàòè, ýòîãî íàçâàíèÿ
ïðèäåðæèâàþòñÿ è äðóãèå àâòîðû [10, 13, 17]. Çàìåòèì, ÷òî íàøè ïîïûòêè ñèñòåìàòèçàöèè óêàçàííûõ
ïîðîêîâ èìåëè ìåñòî ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ ìàòåðèàëà è
ðàíåå [3-6].

 òå÷åíèå 40 ëåò ìû íàáëþäàëè áîëåå 1000 áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã.  ïðîöåññå
íàáëþäåíèé, ñðàâíåíèé è íàêîïëåíèÿ îïûòà ìû ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî ðàçíîîáðàçíûé íàáîð ïðèçíàêîâ, âñòðå÷àþùèõñÿ ïðè ñèíäðîìå 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã, ìîæíî ñèñòåìàòèçèðîâàòü, ðàöèîíàëüíî
ðàñïðåäåëèòü, îáëåã÷èâ ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü
â êëèíèêå.

Äëÿ ýòîãî, ïîìèìî îáùåïðèçíàííîãî ïîíÿòèÿ
«ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã», ñëåäóåò ââåñòè ïîíÿòèå «ñèíäðîìà 1-é æàáåðíîé äóãè» è «ïðîñòîãî ñèíäðîìà 2-é æàáåðíîé äóãè».

Ïîìèìî ýòîãî, ñëåäóåò ââåñòè ïîíÿòèå «òèï ñèíäðîìà» è íàçâàòü êàæäûé èç íèõ, íàïðèìåð, ïåðå÷èñëèâ ïîðàæåííûå ñòðóêòóðû. Ñëåäóåò òàêæå â êàæäîì
êîíêðåòíîì ñëó÷àå óòî÷íÿòü ëîêàëèçàöèþ è ñòåïåíü
òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ òîãî èëè èíîãî îðãàíà.

Ðàñïîëîæèâ â îäèí ãîðèçîíòàëüíûé ðÿä äàííûå î
òèïå ñèíäðîìà è âñå òèïû îäèí ïîä äðóãèì ïî âåðòèêàëè, ðàññìîòðèì òàáëèöó.

Êëàññèôèêàöèÿ ñèíäðîìîâ 1-é è 2-é
æàáåðíûõ äóã, èõ òèïîâ è âñòðå÷àþùèõñÿ ïðè ýòîì
ïîðîêîâ è àíîìàëèé óøíîé ðàêîâèíû
Íàçâàíèå ñèíäðîìàÒèïû ñèíäðîìà è ñòîðîíà ïîðàæåíèÿÑòåïåíü è ëîêàëèçàöèÿ íåäîðàçâèòèÿ
êîñòåé ÷åðåïà, ëèöà è îêðóæàþùèõ ìÿãêèõ òêàíåé
Íàçâàíèÿ ôîðì ïîðîêà èëè àíîìàëèè óøíîé
ðàêîâèíû
Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóã×åðåïíî-÷åëþñòíî-ëèöåâîé, ñóñòàâíîé è
óøíîé, îäíîñòîðîííèé
Òÿæåëàÿ ñòåïåíü íåäîðàçâèòèÿ âèñî÷íîé
êîñòè, ëèöà, âåðõíåé è îñîáåííî íèæíåé ÷åëþñòè,
ñêóëîâîé êîñòè è äóãè, îòñóòñòâèå ñóñòàâíîãî
îòðîñòêà, ãîëîâêè è äàæå ñóñòàâíîé ÿìêè. Àòðîôèÿ
ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè, ìèìè÷åñêèõ è æåâàòåëüíûõ
ìûøö, ñëþííûõ æåëåç. Âûðàæåííàÿ àñèììåòðèÿ ëèöà,
â òîì ÷èñëå çà ñ÷åò âòîðè÷íîé äåôîðìàöèè êîñòíûõ
ñòðóêòóð çäîðîâîé ñòîðîíû ëèöà
Àíîòèÿ èëè ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, èíîãäà ñ
äèñòîïèåé ðóäèìåíòîâ, çàðàùåíèå íàðóæíîãî
ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ìîæåò áûòü ñîõðàíåíà ìî÷êà,
èíîãäà ÷àñòè÷íûé ïàðåç ëèöåâîãî íåðâà
×åëþñòíî-ëèöåâîé è óøíîé, îäíîñòîðîííèé,
ðåäêî äâóñòîðîííèé
Ñðåäíåé òÿæåñòè íåäîðàçâèòèå âèñî÷íîé
êîñòè, âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè, ñóñòàâíîãî
îòðîñòêà è ñóñòàâíîé ãîëîâêè. Àñèììåòðèÿ ëèöà, â
òîì ÷èñëå çà ñ÷åò âòîðè÷íîé äåôîðìàöèè çäîðîâîé
ïîëîâèíû ëèöà
Ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî
ñëóõîâîãî ïðîõîäà. Ñîõðàíåíà ìî÷êà èëè ìî÷êà ñ
êîæíî-õðÿùåâûì âàëèêîì
×åëþñòíî-ëèöåâîé è óøíîé, îäíîñòîðîííèé,
ðåäêî äâóñòîðîííèé
Ëåãêàÿ ñòåïåíü íåäîðàçâèòèÿ âåðõíåé è
íèæíåé ÷åëþñòè, ëåãêàÿ àñèììåòðèÿ ëèöà çà ñ÷åò
ïîðàæåííîé ñòîðîíû
Ìèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî
ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ñîõðàíåíà ìî÷êà ñ êîæíî-õðÿùåâûì
âàëèêîì
Óøíîé, îäíîñòîðîííèéËèöî ñèììåòðè÷íîÌèêðîòèÿ III ñòåïåíè, çàðàùåíèå íàðóæíîãî
ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ñîõðàíåíà ìî÷êà ñ êîæíî-õðÿùåâûì
âàëèêîì
Ñèíäðîì 1-é æàáåðíîé äóãèÍèæíå÷åëþñòíîé è óøíîé, îäíî- èëè
äâóñòîðîííèé
Ñðåäíåé ñòåïåíè íåäîðàçâèòèå íèæíåé
÷åëþñòè, óìåðåííàÿ àñèììåòðèÿ íèæíåé ïîëîâèíû
ëèöà
Ìèêðîòèÿ II ñòåïåíè â âèäå îïóùåííîé
(ùå÷íîå óõî), ìàëîé, ñâåðíóòîé (êîøà÷üå óõî) óøíîé
ðàêîâèíû, ñóæåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà
Íèæíå÷åëþñòíîé, îäíîñòîðîííèéÑðåäíåé ñòåïåíè íåäîðàçâèòèå íèæíåé
÷åëþñòè, óìåðåííàÿ àñèììåòðèÿ íèæíåé ïîëîâèíû
ëèöà
Óøíàÿ ðàêîâèíà ñîõðàíåíà, ìîæåò áûòü
ñóæåíèå íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, ïðèâåñêè,
ñâèù
Ïðîñòîé ñèíäðîì 2-é æàáåðíîé äóãèÓøíîé, îäíî- èëè äâóñòîðîííèéËèöî ñèììåòðè÷íîÌèêðîòèÿ I ñòåïåíè èëè äåôîðìàöèÿ â
âèäå: ñîãíóòîé, ïëîñêîé, âðîñøåé (èíâàãèíàöèÿ),
ãîôðèðîâàííîé, îñòðîêîíå÷íîé (óõî Ñàòèðà),
óãëîîáðàçíîé (óõî ìàêàêè) óøíîé ðàêîâèíû,
ñî÷åòàíèå ëîïîóõîñòè ñ äåôåêòîì ìî÷êè,
ïîïåðå÷íîé ðàñùåëèíû ñ äåôåêòîì ìî÷êè,
ïîïåðå÷íàÿ ðàñùåëèíà óõà, óâåëè÷åíèå ìî÷êè
««Äåôîðìàöèÿ óøíîé ðàêîâèíû, ðåæå
ìèêðîòèÿ I ñòåïåíè. Áîëüøîé áóãîðîê Äàðâèíà,
ðàçâåðíóòûé çàâèòîê, áîëüøîé ïðîòèâîçàâèòîê (óõî Âèëüäåðìóòà), äâîéíîé ïðîòèâîçàâèòîê (óõî Öåðêîïèòåêñà), çàäíÿÿ íîæêà ïðîòèâîçàâèòêà,
òîð÷àùèå óøè (ëîïîóõîñòü), âðîæäåííûé äåôåêò
ìî÷êè, ïðèðîñøàÿ ìî÷êà
Ñèíäðîì 1-é è 2-é æàáåðíûõ äóãÓøíîé òèï, îäíîñòîðîííèéËèöî ñèììåòðè÷íîÓâåëè÷åíèå âñåõ îòäåëîâ óøíîé ðàêîâèíû,
äâå èëè áîëüøå óøíûõ ðàêîâèí

Äàëåå…

Íàïèñàòü êîììåíòàðèé

Источник