Синдром задержки психомоторного развития у новорожденных

Синдром задержки психомоторного развития у новорожденных thumbnail

Задержка психомоторного развития у детей является довольно распространенной проблемой в современном обществе. ЗРР – это, прежде всего, синдром, возникающий на фоне врожденного или приобретенного заболевания нервной системы. Данное патологическое состояние характеризуется недоразвитием психических и моторных функций, неспособностью ребенка в полной мере координировать свои движения. Теряется способностью к обучению и нарушается речь вплоть до полного ее отсутствия. Патологию можно заметить уже на первых годах жизни. Но, к сожалению, все чаще фигурируют случаи о более позднем обнаружении  ЗПРР, что негативно сказывается на психомоторном развитии ребенка. До года малыш должен освоить ползание, элементарный захват и перекладывание предметов с места на место, держать головку, учиться ходить. Со стороны речевого аппарата ребенок первого года жизни издает гуление, говорит односложные слова в виде «ма-ма», «па-па». Если ему что-то нравится или, наоборот, вызывает отвращение, малыш всем видом это показывает, его слова имеют яркую эмоциональную окраску. Не зря говорят, что дети не могут врать и говорят то, что думают. Ведь, действительно, по одному лишь его лицу можно понять, что испытывает малыш в данную минуту.

Семья, мама, дети, ребенок

Диагноз ЗПР – не приговор. Молодые родители зачастую пугаются, когда видят ЗПР в карточке своего ребенка. Но кропотливая работа над малышом и адекватная медицинская помощь помогут ребенку восстановить речевую и двигательную активность и стать полноценным членом общества.

Причины

Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Патология беременности;
  • Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
  • Обменные нарушения;
  • Аномалии кровеносных сосудов;
  • Церебральные нарушения;
  • Интоксикация;
  • Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
  • Органические поражения.

Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.

ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.

Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.

Особенности заболевания

  • Патология эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается эмоциональная нестабильность, трудности в общении с другими людьми, неспособность сконцентрироваться на чем-то одном – мысли «рассеиваются» и не дают заниматься только одним делом. Взятие на себя большого количества дел и их невыполнение из-за нервного перенапряжения – частый симптом при ЗПР;
  • Патология внимания. Ребенок не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекается. Двигательная и речевая активность либо понижены, либо патологически повышены, что заставляет задуматься о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;
  • Патология восприятия. Ребенку сложно узнавать уже ранее видимые предметы из-за недостаточных знаний об окружающем мире, он испытывает затруднение при просмотре схем или других изображений;
  • Нарушение памяти. Сопровождается низкой скоростью запоминания и невозможностью точного воспроизведения только что услышанных предложений;
  • Патология речевого развития. Иногда данный симптом выражен незначительно, однако в некоторых случаях ребенок может полностью перестать говорить;
  • Маленький словарный запас, что связано с недостаточными знаниями об окружающем мире, а не с грубой патологией интеллектуальной сферы;
  • Проблемы с нахождением «общего» среди двух предметов. Например, такие дети могут легко владеть поверхностными знаниями и назвать сразу несколько схожих черт, однако их ровесники находят общего в два раза больше.
  • Снижение познавательной функции. Данный симптом указывает на пассивность ребенка, его нежелание узнавать что-то новое.

Клиническая картина

Признаки патологии психического развития проявляются довольно рано:

  • Достигнув второго месяца жизни, малыш никак не реагирует на свою маму, не узнает ее и не проявляет к ней интереса;
  • Отсутствия «гуления» на третьем месяце жизни;
  • После полугода ребенок не может разграничить чужого и близкого человека между собой;
  • Малыш не может играть игрушками самостоятельно на 8-9 месяце своей жизни;
  • К году ребенок не может строить элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и т.д.
Читайте также:  Профессиональные кризисы синдром профессионального выгорания

Симптомы нарушения моторного развития:

  • Неспособность ребенка держать головку к трем месяцам;
  • К полугоду ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину, не может сидеть;
  • До года малыш не умеет стоять, плохо ходит.

Чем раньше родители выявили нарушения в психомоторном развитии, тем больше вероятность успешного лечения малыша. По достижению 5-летнего возраста терапия ребенка затрудняется и может не дать нужных результатов, а вот в первые два года жизни лечение таких детей проводится довольно успешно. Однако, помимо симптоматики, стоит учитывать и индивидуальные особенности, и возможную вариацию вышеперечисленных симптомов. Только после посещения врача-невролога и проведения ряда диагностических процедур может быть поставлен диагноз «ЗПР».

Диагностика

Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье  выше.

Лечение задержки развития

Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры. В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики. Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.

Иппотерапия

В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:

  • Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
  • Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
  • Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
  • Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
  • Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.

Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками  и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.

Профилактика

Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний. Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной. Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет. Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния,  а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.

Источник

Содержание:

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Читайте также:  Узи печени при синдроме жильбера

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Визуальные признаки задержки развития.

Читайте также:  Понятие об алкогольном синдроме плода реферат

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

Источник