Синдром выученной беспомощности как бороться

Синдром выученной беспомощности как бороться thumbnail

Мой первый акт свободной воли – верить в свободную волю.
Уильям Джеймс, американский философ и психолог

Вы когда-нибудь ощущали себя в тупике, потому что считали, что не имеете выбора? Чувствовали стресс от того, что говорили себе: «Я не могу этого сделать» и в то же время «Я должен это сделать»? Отказывались делать выбор, пока решение не придет само собой? Если да, то это отголоски приобретенной беспомощности.

Приобретенная беспомощность (также выученная, заученная) – это поведение, состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

Другими словами, человек узнал, что он беспомощен в ситуациях, когда присутствуют негативные стимулы, признал, что потерял контроль, и отказался от попыток что-либо исправить в будущем. Когда вам психологически больно и неудобно какой-то период времени, приходит мысль, что ничего не изменится. Со временем формируется негативное мышление. Ведь намного проще сдаться и отказаться от стремления, чем раз за разом терпеть неудачу.

История

Мартин Селигман, отец позитивной психологии, провел в 1964 году эксперимент. Он разделил собак на три группы:

  1. Собаки из первой группы были просто привязаны к упряжкам в течение долгого периода времени.
  2. Собаки из второй группы были также привязаны. Еще их били легким электрическим током, но они могли избежать ударов, нажимая носами на панель.
  3. Третья группа собак была привязана и испытывала удары электрическим током, но не могла этого избежать.

Позже все три группы отпустили: с них сняли упряжки и они могли перепрыгнуть через перегородку в комнате, где проходил эксперимент. Первые две группы убежали, а собаки из третьей легли на пол и начали скулить.

Из этого Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Можно сказать, что собаки обучились быть беспомощными.

Разумеется, над людьми таких экспериментов никто не ставил, но мы и без этого понимаем, что человек может себя вести подобным образом. Получив несколько ударов судьбы, он не пытается исправить ситуацию. Его психика надломлена, сила воли практически отсутствует.

На самом деле, собаки считали, что беспомощны. Мы ведь понимаем, что физически они могли перепрыгнуть через барьер и вырваться на волю. Но верили, что не контролируют ситуацию, потому что много раз до этого безуспешно пытались избежать наказания.

Чтобы вы могли выяснить, привили ли себе беспомощность в каких-то ситуациях, внимательно посмотрите на следующий список. Это главные ее признаки:

  • Ступор: непонимание происходящего.
  • Отказ от деятельности: потеря интереса, апатия, капитуляция.
  • Симуляция деятельности: много действий, не несущих особой ценности.
  • Деструктивное поведение: агрессия и злость, направленные на себя или окружающих.
  • Псевдоцель: когда вы выбираете достижимую цель попроще, чтобы не чувствовать себя бесполезным.

Подобные типы поведения включаются автоматически, поэтому если у вас есть приобретенная беспомощность, вы сможете безошибочно ее выявить, «порывшись» в своем прошлом опыте.

Примеры приобретенной беспомощности

Пример первый: ученик забрасывает учить математику, потому что раньше у него что-то не получалось. Он не поднимает руку, застенчив и избегает любой активности, связанной с этим предметом. Проблема усугубляется тем, что ребенок не умеет рефлексировать, то есть не понимает, что предыдущие неудачи могли быть связаны с методом обучения, учителем или конкретно взятой темой. В дальнейшем беспомощность может распространиться и на остальные предметы.

Пример второй: слоненка привязывают цепью к дереву на некоторое время. Несколько раз он пытается освободиться, но безуспешно. В конце концов, он покоряется своей судьбе и прекращает сопротивляться. Этот ранний жизненный опыт оставляет слона беспомощным на всю жизнь.

Пример третий: работник пытается повлиять на коллег и начальника, чтобы компания стала работать эффективнее. Он вносит предложения, рисует графики повышения продуктивности, пытается объяснить всем, почему так будет лучше. Однако компания государственная и ее начальство совершенно не заинтересовано в том, чтобы что-то менять. В итоге человек настолько разочаровывается в своих попытках и самом себе, что покоряется судьбе и становится частью системы.

Что любопытно, приобретенная беспомощность может касаться и целой страны. Предвыборные обещания, нарушенные несколько раз, приводят к общему разочарованию. Граждане прекращают попытки изменить что-то к лучшему, начинает торжествовать мнение, что ничего не поменяется, как «воровали, так и будут воровать» и т.п.

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Лечение

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.

Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.

Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.

Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.

Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.

Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль.

Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:

  • Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
  • Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
  • Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.
Читайте также:  Синдром дауна определить на ранних сроках

Стратегий множество, мы же порекомендуем наиболее простые, но от того не менее эффективные. Но прежде вам нужно усвоить одну вещь: всему, чему вы научились, можно и разучиться. Мышление, убеждения, шаблоны поведения, даже восприятие. Это очень долгий процесс, но результаты того стоят.

1. Осознайте беспомощность и начните задавать вопросы

Без признания никуда. Если вы заметили в себе симптомы беспомощности, примите это как факт, свыкнитесь с мыслью о том, что проблема реальна и разрушает жизнь.

Задайте себе вопросы:

  • Что заставило меня отказаться от контроля над своей жизнью?
  • Откуда возникает это чувство беспомощности и в каких ситуациях я впадаю в него?
  • Были ли в моей жизни длительные промежутки беспомощности? Что тогда произошло?

2. Фокусируйтесь на том, что можете контролировать

Мы уже говорили о том, что главное, что теряет человек, когда приобретает беспомощность – ощущение контроля. Это субъективное восприятие, а значит все можно изменить при помощи мышления.

Сосредоточившись на таких вещах как выбор, действия, мысли, навыки и ответы на ситуацию, вы получаете возможность избежать возникновения приобретенной беспомощности.

Начните фокусироваться на параметрах, которые можете контролировать, и предпринимайте небольшие шаги для достижения результата. Возможно, вы в настоящее время не сможете изменить ситуацию полностью, но отдельные аспекты всегда можно улучшить.

Что бы вы сказали своему другу, если бы он оказался в этой ситуации? Очевидно, что не сдаваться.

Если вы не примете решение, то выбор будет сделан за вас. Многие в наше время относятся критически к оптимистическому мышлению, однако именно в этом случае оно действительно работает.

Хорошим побочным эффектом оптимизма является увеличение уровня энергии. А значит, повысится и производительность.

3. Рассмотрите другую точку зрения

Селигман изучал поведение оптимистов и пессимистов и выяснил, как эти типы людей объясняют хорошие и плохие события.

В своей книге «Authentic Happiness», он пишет: «Оптимистичные люди склонны интерпретировать проблемы как преходящие, управляемые и специфичные для одной ситуации. Пессимистические люди, напротив, считают, что их проблемы продолжаются вечно, подрывают все, что они делают, и не поддаются контролю». Короче говоря, если мы сможем изменить то, как объясняем себе события, происходящие в жизни, то с меньшей вероятностью будем страдать от приобретенной беспомощности.

Вы можете влиять на свою жизнь. Даже если не верите этому, действуйте так, как если бы это действительно было так. Начните с малого, чтобы увидеть, как ваши действия приводят к результатам.

4. Определите свои негативные убеждения

Выясните, как приобретенная беспомощность влияет на вашу жизнь. Сделать это можно, признав негативные убеждения, которые влияют на поведение.

Следует обращать внимание на язык (мышление), который вы используете. Как это сделать?

  • Возьмите блокнот и запишите в него все негативные убеждения, которые влияют на ваше отношение к трудным ситуациям. Это может быть нечто вроде: «Если я не родился в богатой семье, то у меня не получится реализовать свой потенциал».
  • Обратите внимание на то, как говорите сами с собой, записав свои мысли. Например: «Я неудачник» и «Я никогда не получу эту работу».

Опять же: все дело в восприятии. Стоит только настроить себя на то, что ситуация безвыходная, сразу опускаются руки.

5. Измените свое мышление при помощи метафор

Как известно, меняться тяжело. Мозг будет сопротивляться любым попыткам сделать это. Некоторые психологи считают, что бесполезно повторять себе фразы вроде: «Я смогу». Вместо этого необходимо использовать метафоры.

Метафоры – инструмент влияния на сознание и подсознание, а также на изменение ментальных моделей. Прием работает в литературе и сторителлинге вот уже несколько тысячелетий, полезны они и для преодоления приобретенной беспомощности.

Например, представьте себе птицу, которая долгое время была заперта в клетке. Она не виновата, что с ней это случилось. Однако в один прекрасный день клетку открыли, но она не решалась выйти. Эта птица должна понять, что у нее все еще есть крылья, которые позволят улететь, что она больше не в ловушке.

Люди, страдающие от приобретенной беспомощности, очень хорошо реагируют на метафоры, поэтому создайте свою собственную, пока ваш ум не поймет, что главный герой истории – это вы сами, что больше нет связи с прошлым и что можно лететь куда хочешь.

6. Узнайте о происхождении своих мыслей

Люди с приобретенной беспомощностью часто ведут негативный, деморализующий внутренний диалог. Обычно они этого не осознают, но эти мысли в некотором роде питают и укрепляют их состояние.

Отличная стратегия борьбы с подобными мыслями – выяснить их происхождение. Попытайтесь вспомнить, о чем думали в тех случаях, когда проявлялась приобретенная беспомощность. Можно копнуть глубже и вспомнить, кто влиял на эти мысли: родители, преподаватели, начальник на работе.

Когда вы осознаете, что беспомощность формировалась при помощи чужого мнения, она немедленно потеряет свою силу. Потому что на самом деле это не ваши собственные, а навязанные извне мысли.

7. Осознайте, что негативное прошлое не должно влиять на будущее

К сожалению, человек часто застревает в своем прошлом и слишком много фокусируется на неудачах и ошибках. Он забывает, что в настоящем многое изменилось – он, ситуация, навыки, детали, обстоятельства.

Например, если человека игнорировали родители, а каждый раз, когда он выражал свое мнение, высмеивали, то это может наложить отпечаток на его дальнейшую жизнь. Он будет бояться проявлять инициативу на работе, не сможет реализоваться как личность.

Ему нужно составить список различий между прошлым и настоящим, задав себе вопросы:

  • Что случилось тогда и сейчас?
  • Чем отличаются ситуации из детства и нынешние?
  • Какие возможности я теряю, продолжая следовать укоренившемуся шаблону?
  • Где гарантия, что сейчас все будет так же, как и тогда?

Проанализировав прошлый опыт, нужно понять, что в настоящем все может быть совсем по-другому. И упускать какие-то возможности или даже просто ничего не менять глупо, ведь свою жизнь мы формируем здесь и сейчас.

А в нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор по книге Ричарда О’Коннора «Психология вредных привычек». В этой книге вы найдете способы тренировки подсознания, этой непроизвольной части нашего мозга, чтобы отучиться от привычек, которые нас разрушают, и изменить наше поведение к лучшему.

Источник

Максим – дипломированный специалист с огромным запасом знаний, но третий год подряд парень трудится на неинтересной работе, за которую он получает сущие копейки. Марина вышла замуж за мужчину, к которому не испытывала и не испытывает никаких чувств. Её жизнь скучна и неинтересна, но разводиться с нелюбимым мужем женщина не собирается. Соседка сверху затопила квартиру Сергея и не хочет оплачивать ремонт. Сергей не желает обращаться в суд, так как не верит в то, что сможет выиграть это дело.

И Максим, И Марина, и Сергей постоянно испытывают чувство неудовлетворенности собственной жизнью, но никаких попыток изменить ситуацию в лучшую сторону они не предпринимают. Они обвиняют во всех своих бедах масонов, инопланетян, правительство, начальство, судьбу, родственников или совершенно незнакомых людей. Они не хотят менять свой образ мышления и брать на себя ответственность за свою же жизнь. Они не желают добиваться нужных им результатов. Такое пассивное и апатичное психическое состояние психологи называют синдромом выученной беспомощности.

Что такое синдром выученной беспомощности? Когда, как и кем был открыт данный синдром? Какие причины возникновения выученной беспомощности существуют? Что чувствует человек, ставший жертвой этого коварного синдрома? Какие последствия ждут индивида, попавшего под влияние синдрома выученной беспомощности? В данной статье рассмотрим эти и другие вопросы, касающиеся влияния синдрома выученной беспомощности на наше мировоззрение и качество повседневной жизни.

Читайте также:  Синдром дракона картины в титрах

Синдром выученной беспомощности: что это такое?

Синдром выученной (приобретенной, заученной) беспомощности – это психологическое состояние человека, которое возникает в том случае, когда индивид, имея реальную возможность улучшить свое состояние (удалить из жизни негативные аспекты или привлечь позитивные аспекты), не желает предпринимать никаких попыток по этому поводу. Человек больше не ощущает реальной связи между собственными усилиями и результатами, которые он мог бы получить.

Некоторые специалисты утверждают, что выученная беспомощность – это не синдром, а постоянная или ситуативная (временная) черта характера, которую индивид может приобрести после одной или нескольких неудачных попыток изменить сложившуюся жизненную ситуацию в лучшую сторону. После очередной провалившейся попытки человек в какой-то момент начинает искренне верить в то, что у него в любом случае ничего не получится изменить, поэтому ему остается лишь пассивно плыть по течению и наблюдать за происходящими в его жизни событиями только со стороны.

Попав под влияние синдрома, человек начинает думать, что у него нет возможности контролировать сложившуюся ситуацию и хоть как-то влиять на собственную жизнь, поэтому он больше не предпринимает никаких активных действий по устранению того или иного вопроса, который негативно влияет на его повседневной существование и заставляет испытывать негативные эмоции.

Людей с синдромом выученной беспомощности можно встретить практически везде. Жертвами этого психического состояния могут стать и дети, и подростки, и молодые люди, и люди среднего возраста, и старики.

Как, когда и кем был открыт синдром выученной беспомощности: немного истории

Мартин Селигман выученная беспомощностьМартин Селигман — Американский психолог

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1967 году американским психологом и создателем позитивной психологии Мартином Селигманом. А началось все в 1964 году, когда ученый принимал активное участие в ряде экспериментов над собаками, которые проводились в психологических лабораториях Пенсильванского университета.

Эксперименты над собаками проводились с целью дополнения проведенного ранее исследования условных рефлексов Павлова. Суть экспериментов Селигмана заключалась в искусственной выработке у собак устойчивого страха перед звоном колокольчика.

Подопытных собак заперли в клетках и, как только раздавался звон колокольчика, сразу же били их током. Психолог предположил, что собаки, как только представится такая возможность, услышав звук колокольчика, сразу же убегут. Но предположение ученого на практике не подтвердилось: собаки уже в открытых клетках, услышав звон, никуда не убегали, а ложились на пол, скулили и покорно ожидали очередного электрического разряда.

В 1967 году Мартин Селигман, заручившись поддержкой своего коллеги Стивена Майера, решил провести еще один эксперимент с собаками. На этот раз всех подопытных собак ученые разделили на две группы. Первую группу собак, как и в 1964 году, закрыли в клетках и били током. Те же клетки, в которые поместили вторую группу собак, были оснащены специальной кнопкой. Нажав на эту кнопку носом или лапой, собаки из второй группы могли не только сами выбраться из клеток, но и спасти собак из первой группы.

Через некоторое время всех подопытных собак поместили в наэлектризованные вольеры. Любая собака могла, предварительно преодолев небольшого размера барьер, без особого труда покинуть неудобный вольер. Собаки из второй группы смогли быстро разобраться в ситуации и покинуть вольер. Собаки же из первой группы, которым ранее уже приходилось существовать в условиях тотальной безысходности, оставались в вольере и продолжали терпеть боль.

Эксперимент Мартина Селигмана- выученная беспомощность

Оценив результаты эксперимента, ученые пришли к выводу, что неприятные события не являются причиной возникновения синдрома выученной беспомощности. Данное психическое состояние возникает из-за полученного ранее опыта, который убеждает живое существо в том, что оно не имеет возможности контролировать эти неприятные события. Если живое существо привыкает к тому, что ничего в его жизни не зависит от его же активных действий, оно начинает верить, что неприятности возникают сами по себе, поэтому повлиять на них у него нет никакой возможности.

Теория Селигмана получила настолько широкую известность, что была опубликована несколькими авторитетными психологическими печатными изданиями. В 1976 году ученый получил престижную премию Американской психологической ассоциации за открытие синдрома выученной беспомощности.

Причины возникновения синдрома выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности – это приобретенное, а не врожденное психическое состояние. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он формируется в тот или иной момент жизни под влиянием определенных причин.

Существует множество причин возникновения синдрома приобретенной беспомощности. Рассмотрим самые распространенные из них!

Воспитание

Воспитание – первая и основная причина возникновения данного синдрома. Очень часто родители, воспитатели и учителя, сами того не осознавая, подталкивают ребенка к тому, чтобы он попал под влияние синдрома выученной беспомощности.

Если малыш не понимает того, как именно и на что именно влияют его действия, то он никогда не сможет установить очевидной связи между собственными поступками и возникающими последствиями. Состояние выученной беспомощности появляется у ребенка и тогда, когда его действия (как положительные, так и отрицательные) не вызывают никаких последствий или совершенно разные действия вызывают одни и те же последствия. Если родители поощряют сына или дочку одинаково и за отличную оценку по сложному предмету, и за вымытую чашку, то ребенок не сможет понять причину происходящих вокруг событий.

Сначала малыш задает себе вопрос о том, могут ли его действия хоть как-то повлиять на текущую ситуацию, а затем перестает видеть связь между своими действиями (стараниями) и полученным результатом.

Менталитет

Менталитет – еще одна причина возникновения этого коварного синдрома. В тех странах, граждане которых ограничены в собственных действиях и не могут защитить ни свои права, ни права своих детей, многие люди попадают под влияние синдрома приобретенной беспомощности. Они искренне верят, что в суд обращаться нет смысла, ведь нет никаких сомнений в том, что дело они точно не выиграют.

Приобретенное состояние беспомощности влияет на многие жизненные сферы. Постепенно люди перестают верить в собственные силы и начинают думать, что бездействие – это единственный нормальный выход из той или иной сложившейся жизненной ситуации.

Постоянные неудачи 

Постоянные неудачи – третья причина возникновения и развития синдрома выученной беспомощности. Если человек постоянно старается добиться необходимых результатов, но у него никогда ничего не получается, то в какой-то момент он обязательно опустит руки.

Сломленный чередой неудач индивид не верит в то, что он может хоть что-то изменить в своей жизни. У такого человека пропадает желание добиваться поставленных целей, поэтому он просто плывет по течению и старается лишний раз не высовываться, чтобы судьба, которую зачастую неудачники винят во всех своих бедах, в очередной раз не поставила его на место.

Стереотипный образ мышления

Устаревшие, не соответствующие действительности и навязанные другими людьми шаблоны и стереотипы не только мешают человеку добиваться поставленных целей, но и существенно ухудшают качество его жизни. Если индивид не делает чего-то, потому что «так среди приличных людей не принято», то он постепенно становится жертвой синдрома выученной беспомощности.

Люди, которые до сих пор искренне верят в то, что мужчина должен гоняться за мамонтом, а женщина – сидеть с детьми и следить за тем, чтобы не погас костер, вряд ли смогут добиться каких-либо реальных результатов.

Причины выученной беспомощности

Как чувствует себя человек, который стал жертвой синдрома выученной беспомощности?

Согласно выводам Селигмана, синдром выученной беспомощности проявляется в виде ощутимого дефицита способностей в эмоциональной, когнитивной и мотивационной жизненных сферах.

Эмоциональный дефицит проявляется у человека с синдромом выученной беспомощности в виде постоянного испытываемого чувства безысходности, подавленного и апатичного настроения. Чувство безысходности и подавленное состояние могут спровоцировать возникновение у индивида клинической депрессии.

☑ Когнитивный дефицит – это отсутствие гибкости. Человек не осознает, что любой единичный промах – это не катастрофа мирового масштаба, а всего лишь обычное жизненное явление.

Читайте также:  Анализ на определение синдрома дауна

☑ Мотивационный дефицит – это отсутствие навыка, который побуждает индивида к активным действиям.

Личность с синдромом приобретенной беспомощности становится вялой, замкнутой, равнодушной, пассивной и робкой, она постоянно испытывает чувство вины и эмоциональную неустойчивость. У такого индивида наблюдаются низкая самооценка, отсутствие креативности и низкий уровень притязаний. На свою жизнь такой человек, который со временем становится вечной жертвой очередной жизненной ситуации, смотрит сквозь призму пессимизма.

Индивид верит, что во всех неудачах, случающихся в его жизни, всегда виноват только он. Все же успехи воспринимаются таким человеком как случайность, которая произошла с ним благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Психолог Наталья Солнцева рассказывает, что находящийся под влиянием синдрома выученной беспомощности человек часто употребляет в повседневной жизни следующие слова и фразы:

«я не могу», «я не хочу», «у меня нет никакого желания», «так всегда было», «это постоянно происходит», «это не имеет никакого значения», «все мои родственники и знакомые испытывают такие же трудности», «мне это не по плечу», «все это бесполезно», «у других это получится, а у меня – точно нет», «я никогда не смогу это сделать» и т.д.

Яркие примеры влияния синдрома выученной беспомощности из повседневной жизни

Как синдром выученной беспомощности влияет на повседневную жизнь людей? Рассмотрим этот вопрос на типичных примерах!

Пример №1. Константин и его учеба в школе

До пятого класса Костя был примерным учеником и послушным мальчиком, которого учителя ставили другим ученикам в пример. Он обожал учиться, с упоением слушал учителя и с огромным удовольствием делал все домашние задания.

В пятом же классе ситуация изменилась самым кардинальным образом. Раньше Константин обожал математику, сейчас же у него возникли проблемы с геометрией. Он несколько раз просил учителя повторить некоторые ключевые моменты, которые он не понял с первого раза. Математик же не только не захотел тратить время на повторение уже рассказанного материала, но и сказал Косте, что геометрия – это предмет, который могут понять только дети с развитым интеллектом.

Услышав это, мальчик сделал вывод, что он недостаточно умен для геометрии, поэтому ему нет никакого смысла вникать в этот предмет и стараться что-либо выучить, ведь учитель четко ему объяснил, что его умственных способностей не хватит для того чтобы получить хорошую оценку. Постепенно Костя утратил интерес не только к геометрии, но и к другим предметам. Он связался с плохой компанией и начал систематически прогуливать уроки.

Пример №2. Татьяна и её супружеская жизнь

Татьяна с детства мечтала выйти замуж за прекрасного принца. Мама девочки постоянно твердила ей, что она дурнушка и глупышка, поэтому того мужчину, который обратит на неё хоть малейшее внимание, ей следует холить, лелеять и боготворить.

В девятнадцать лет Таня познакомилась с Сергеем, за которого через год и вышла замуж. Через два года после свадьбы она узнала, что у супруга есть любовница. Татьяна поговорила со своим мужем и потребовала, чтобы он прекратил ей изменять. Мужчина пообещал исправиться, но через пару дней обманутая жена случайно услышала его разговор с любовницей, которой он признавался в любви.

Татьяна поняла, что муж продолжает ей изменять, а все его слова – это наглая и циничная ложь. Вместо того чтобы собрать свои вещи и подать на развод, женщина продолжает жить вместе с предателем, так как искренне верит, что с ней больше никто не захочет создать семью. Несчастная женщина не только утратила смысл жизни, но и набрала десяток лишних килограмм, так как свою проблему она предпочитает не решать, а «гасить» при помощи высококалорийной пищи.

Пример №3. Денис и его новая должность

Денис долго искал подходящую работу. Когда удача наконец-то улыбнулась ему и работодатель решил заключить с парнем контракт, Денис был на седьмом небе от счастья. Он поставил перед собой несколько целей и начал делать все возможное, чтобы доказать начальнику, что он достоин того, чтобы занимать отданную ему должность!

Неудачные переговоры с клиентом расстроили мужчину, но не заставили его отказаться от поставленных целей. Конфликт с коллегой и неприятный разговор с очередным клиентом заставили Дениса посмотреть на себя совершенно другими глазами. Он начал сомневаться в своих силах. Как бы парень ни старался исправить ситуацию, у него ничего не получалось.

После очередной неудачи Денис настолько разочаровался в себе и своих способностях, что перестал уделять должное внимание выполнению трудовых обязанностей. Начальник вызвал его к себе в кабинет и предупредил, что человек, который занимает такую ответственную должность, обязан вести себя соответствующим образом.

Денис осознал, что он больше не сможет решать рабочие вопросы. Он попросил начальника перевести его на менее ответственную должность. Освободившееся время мужчина проводит возле телевизора, держа в руках очередную бутылку пива. О поставленных когда-то целях Денис сейчас и не вспоминает, ведь он точно знает, что его жизнь зависит от чего угодно, но только не от него самого.

Можно ли бороться с синдромом выученной беспомощности?

Бороться с синдромом выученной беспомощности не только можно, но и нужно. Существует множество разных способов, благодаря которым можно избавиться от этого коварного синдрома. Предлагаем вашему вниманию самые популярные и эффективные из них!

Способ №1. Устанавливаем связь между собственными действиями и последствиями

Осознаете вы это или нет, но связь между тем, что вы делаете и тем, что вы в итоге получаете, реально существует. Поэтому всегда ищите эту связь, а не обвиняйте во всех своих неудачах самого себя, плохую погоду, богатого соседа или черную кошку, которая не в то время и не в том месте перешла вам дорогу.

На поиски связи между действиями и поступками вас должны мотивировать не только негативные, но и позитивные события. Вам необходимо понять, что ваша жизнь в текущий момент – это результат совершенного вами ряда тех или иных действий.

Хотите получить совершенно иной результат? Тогда начните мыслить и действовать по-другому! Но никогда не разочаровывайтесь в себе и не сомневайтесь в собственных возможностях! Продолжайте совершать активные действия!

Способ №2. Неудачи – неотъемлемая часть нашей жизни

Некоторые люди самую незначительную неудачу воспринимают как трагедию мирового масштаба. Чтобы избавиться от синдрома выученной беспомощности, вам необходимо понять, что неудачи, как и удачи, являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Если в вашей жизни произошла очередная неудача, это свидетельствует о том, что вы активно действуете и пытаетесь достичь поставленных целей. Неудачи не случаются только у тех людей, которые ни к чему не стремятся, тупо плывут по течению и не занимаются саморазвитием.

Неудачи учат вас не совершать тех ошибок, с которыми вам уже однажды пришлось иметь дело. Поэтому научитесь относиться к неудачам как к бесценному опыту, благодаря которому вы стали более мудрым и понимающим человеком.

Способ №3. Смотрите на жизнь сквозь призму оптимизма, а не пессимизма

Мартин Селигман всегда утверждал, что пессимисты, в отличие от оптимистов, намного чаще стают жертвами синдрома выученной беспомощности. Почему так происходит? Дело в том, что оптимисты и пессимисты имеют разные стили атрибуции: они совершенно по-разному объясняют причины тех или иных человеческих поступков.

Чтобы научиться смотреть на жизнь сквозь призму оптимизма, нужно изменить свой образ мышления и стиль атрибуции. Пессимист, определяя ответственность за сложившуюся жизненную ситуацию негативного характера, использует внутреннюю атрибуцию и думает, что он не справился с задачей, потому что ему не хватило ума сделать это.

Оптимист же использует внешнюю атрибуцию, поэтому не винит себя, а ищет объективные причины: «Я не справился с задачей, потому что мне не хватило совсем немного времени. В следующ?