Синдром высшего образования в россии

Содержание

Введение

1. Высшее образование сегодня

1.1 Роль высшего образования. Модели социального старта

2. «Синдром высшего образования»

2.1 Мотивации получения высшего образования среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ №93)

2.2 Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью

3. Проблемы высшего образования

3.1 Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью

3.1.1 Проблемы качества высшего образования

3.1.2 Проблема взаимоотношений между студентами и преподавателями

3.1.3 Платность получения высшего образования тоже рассматривается как серьёзная проблема

3.2 Проблемы связанны с процессами глобализации и интернационализации

Заключение

Список сносок

Список литературы

Введение

СМИ современную ситуацию в сфере образования характеризуют как болезнь под названием «Синдром высшего образования», то есть стремление к обязательному получению высшего образования

Я, ученица 11 класса. Передо мной, как и перед моим сверстникам, стоит задача выбора профессии и, следовательно, выбора учебного заведения.

Родители, родственники ориентируют меня на получение высшего образования. Среди сверстников также вопрос о дальнейшей судьбе практически решён: основная масса одноклассников нацелена на получение высшего образования.

У меня возникло много вопросов: соответствует ли качество образования предъявляемым требованиям и профессиональной адаптации выпускников на рынке труда. С увеличением спроса на высшее образование, не страдает ли его качество? Каковы мотивы молодых людей, стремящихся к получению высшего образования, и есть ли альтернатива высшему образованию в сегодняшней жизни для молодого человека, начинающего трудовую деятельность? Смогу ли я заняться любимым делом, переехав за границу с дипломом российского ВУЗа, смогу ли я обучаться за счёт бюджета и так далее.

Последние десять лет стали в России периодом стремительного роста системы высшего образования. Число студентов, достигнув в середине 1990-х гг. минимума, начало расти как в целом по стране, так и практически в каждом из ее регионов. В период с 1993/94 (или с 1994/95) учебного года — в различных регионах переход через точку минимума происходил со сдвигом в год — и до 2004/2005у. г. число студентов в целом по стране увеличилось более чем в 2 раза и достигло 6,884 млн. человек[1], превысив рекорд советской эпохи (3,0 млн. человек в 1980/81 учебном году, 2,825 млн. чел в 1990у. г., 5,9 млн. человек в 2002/03 учебном году) [2].

Прецеденты быстрого увеличения количества студентов за короткий промежуток времени случались и в прошлом. Однако, по данным Арапова М.В. — кандидата филологических наук, чтобы удвоить данный показатель по сравнению с 1917г., потребовалось примерно 15 лет, столько же нужно было, чтобы вдвое повысить уровень 1950г. Однако, во-первых, никогда еще доля студентов среди населения не оказывалась столь высокой — 407 человек на 10 тыс. населения [3] (2004 г), что выше соответствующего показателя в большинстве промышленно развитых стран (Франция — 340, Великобритания -350, Германия-216).

В 2006г. количество студентов составило 457,8 человек на 10 тысяч. [4]

Во-вторых, никогда раньше изменения такого масштаба не происходили по инициативе населения, почти исключительно на средства домохозяйств в результате кардинального пересмотра приоритетов в их бюджетах.

Цель: Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия. Какие проблемы порождает «синдром» высшего образования для самого высшего образования и для общества в целом?

Задачи:

1. Провести социологический опрос среди представителей различных возрастных групп (учащихся, студентов, взрослых (учителей и родителей) и преподавателей ВУЗов) по вопросу мотивации молодых людей к получению высшего образования и связанных с этим проблемах.

2. Сравнить результаты статистических данных по вышеобозначенным вопросам с результатами моего опроса.

Метод:

1. изучение литературы

2. изучение социологических данных

3. самостоятельное социологическое исследование

Гипотеза: Установившееся мнение последних лет: без высшего образования невозможно занять достойноё место в жизни.

Предмет исследования: исследование общественных настроений к проблемам высшего образования.

Объект исследования: высшее образование в России.

1. Высшее образование сегодня

1.1 Роль высшего образования. Модели социального старта

Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества: каким оно будет, и какое место будет занимать в жёсткой конкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Одна из наиболее значимых функций высшего образования состоит в формировании элитарных групп студенчёского контингента, а это может осуществляться лишь в рамках качественно высокого, а не «среднего» высшего образования. Между тем оно существует во всех развитых странах. Элитарных специалистов готовят в Кембриджском и Оксфордском, Гарвардском и Ельском университетах, Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. В России также на протяжении многих лет ряд ведущих вузов Москвы, С. — Петербурга (Ленинграда), Новосибирска, Екатеринбурга (УРГУ, УРГЮА) выполнял эту же функцию. Именно из элитарных групп студентов возникает интеллектуальная элита общества (наиболее способные и талантливые молодые люди).

Читайте также:  Нормы риска при синдроме дауна

Велико влияние высшего образования на социальную структуру, прежде всего, на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Общеизвестно, что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, я думаю, прежде всего, необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценить возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать своё дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда.

Модели социального старта выпускников исследовала О. Богословская [5] — доцент Российского университета дружбы народов. Она приводит в своей статье результаты всероссийского психологического мониторинга «Социальное развитие молодёжи» (2003-2004гг.), осуществлённого Центром социологии молодёжи института социально-политических исследований Российской Академии наук в 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова. Было выделено условно три типовые модели социального старта.

Первую модель избирают представители молодёжи, чьи жизненные планы ориентированы на ценности высшего образования (30% -40%).

Вторую модель избирает большая часть молодёжи, которая свой социальный старт также связывает с получением образования, но конкретные его формы после окончания школы не определяет (50%). Поведение этой группы часто зависит от «обстоятельств», к которым могут быть отнесены и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое.

Только 10% — сторонники третьей модели. Они однозначно исключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Профессор Чупров косвенно к сторонникам этой модели относит и часть молодёжи с так называемым «отложенным стартом», для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей. Таким образом, исследования показали, что на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантов сориентировано более 40% выпускников школ. Что же заставляет молодых людей с разным уровнем подготовки и зачастую не сделавших ещё окончательный выбор по поводу будущего дела жизни стремиться в ВУЗ?

2. «Синдром высшего образования»

2.1 Мотивации получения высшего образования среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ №93)

Для выявления мотивации получения высшего образования мною было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов мной было взято 100 человек, проживающих в г. Екатеринбурге: 20 — родителей учащихся 11-х классов (100%), 30 — студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%), 50 — школьников (11-х классов МОУ СОШ №93) — 100% (31-девочек, 19-мальчиков).

Всем респондентам была предложена анкета №1, состоящая из 2-х вопросов и вариантов ответов к ним (приложение стр.).

Результаты опроса представлены на рис. и рис. Необходимость высшего образования школьники и студенты признали однозначно — 100%. Однако, взрослые разделились на две группы: за (90%) и против (10%) (приложение стр.).

Второй вопрос касался мотивации молодёжи во что бы то ни стало получить именно высшее образование (приложение стр. рис.). По этому вопросу среди различных социальных групп выявились различия.

Источник

Студенты же на первое место, как 
и школьники, поставили то, что 
работа будет хорошо оплачиваемой
— 76,3%. Потом идёт желание иметь работу,
которая могла бы обеспечивать хорошие
социальные гарантии: получение жилья,
устройство детей в ясли, сад, проведение
лечения и отдыха, занятий спортом — 51,6%.
Почти столько же выбрали вариант ответа
«б» (соответствовать моим способностям
и наклонностям) — 51%.37,5% стремятся получить
работу, которая представляла самостоятельность
и независимость. Лишь 15,8% хотят иметь
нужную обществу профессию. Для 10,7% всех
респондентов важна возможность выезжать
за границу по делам службы. В отличие
от учащихся, на вариант другое студенты дали большее количество
ответов (работа должна быть: творческой,
интересной, требующей умственного напряжения,
инициативы; характеризоваться гигиеническими
и невредными для здоровья условиями труда;
предоставлять возможность многочисленных
контактов с людьми; предполагать благоприятные
взаимоотношения с клиентами; обеспечивать
возможность повышения профессионального
мастерства и развития способностей; не
требовать особого физического труда;
предполагать требовательный и справедливый
стиль управления) — 10,3%.

Вывод:

1. Во многом у студентов и учащихся
мнение о своей будущей работе совпадает.
Доминирующее желание жить благополучно,
более разнообразно, но при этом не затрачивая
много сил и времени.

2. Однако, есть и небольшие расхождения,
так как студенты более реалистично и
осознанно подходят к выбору будущей профессии,
для них желание самореализации более
значимо

2.2 Проблемы
высшего образования,
вызванные его массовостью

Мне кажется, что тяга к знаниям,
к повышению своего образовательного
уровня — это всегда хорошо, но не породила
ли массовость высшего образования некоторые
проблемы? Их я попыталась выявить с помощью
социологического опроса. В качестве респондентов
мною было взято 68 человек: это студенты
Финансово — юридического института 4-го
курса — 30чел. (100%); преподаватели различных
ВУЗов — 8 чел. (100%); родители учащихся — 20
чел. (100%); школьные учителя — 10 чел. (100%).
Я предложила им анкету №3 (приложение стр.)

1. Недостаточное качество преподавания
отметили 63,3% опрошенных студентов. Высокую
стоимость образования отметили 97,3% всех
респондентов. 42,1% студентов отметили
существование большого количества малочасовых
курсов. Однако особый интерес представляет
вариант другое: 59,9% отметили существование
формализации отношений между студентами
и преподавателями, совмещающими преподавание
в нескольких ВУЗах; невозможность встречаться
с преподавателями в ВУЗе после занятий
для получения консультации или отработки
задолженности, некорректное, непартнёрское
отношение некоторых преподавателей к
студентам, а также недостаточность материальной
базы ВУЗа.

Читайте также:  Психологические особенности детей с синдромом гиперактивности

2. Среди родителей недостаточное
качество высшего образования видят 22%
опрошенных. Высокая стоимость получения
высшего образования пугает 97,5%. Существование
«калейдоскопа» предметов кажется
проблемой -35%. Вариант другое отметило 63% (формализация
отношений между студентами и преподавателями,
недостаточная оплата преподавателей
и как следствие — совмещение преподавания
сразу в нескольких ВУЗах, занятия в две
смены; родителей также волнуют возможные
трудности с трудоустройством после окончания
учёбы).

3. Школьные учителя снижение качества
высшего образования поставили на первое
место -82%. Потом идёт вариант другое (формализация отношений между
студентами и преподавателями, которые
совмещают преподавание в нескольких
ВУЗах — 65,9%. Высокую платность высшего
образования отметило 64,7%. Существование
большого количества предметов, несоответствующих
данной профессии они отметили — 32%).

4. Преподаватели ВУЗов на первое
место поставили снижение качества подготовки
абитуриентов- 100% опрошенных. Однако 97,3%.
признали отсутствие достаточного времени
для работы со студентами. Вариант «в»
(существование большого количества малочасовых
курсов) преподаватели ВУЗов поставили
на последнее место — 0%. Высокую стоимость
получения высшего образования отметило
32,5%.

Выводы:

1. Проблемы, вызванные «массовостью»
высшего образования существуют.

2. Все категории опрашиваемых выделили
следующие его проблемы: снижение качества,
платность и высокая стоимость, ежегодное
снижение количества бюджетных мест в
ВУЗах, формализация отношений между студентами
и преподавателями, вызванная большими
возможностями совмещения преподавания,
дефицит внимания к студентам, недостаток
учебной литературы и учебных аудиторий
для занятий в одну смену.

Для определения 
того, насколько результаты моего 
микроисследования по выявлению проблем
высшего образования и последствий «образовательного
бума» соотносятся с выводами серьезных
учёных, работающих в этой области. Я обратилась
к исследованиям учёных: Е.Г. Зборовского
«Образование: от XX к XXI в. «, Попова
А. Д «Демографическая база профессионального
образования: современное состояние», 5
М.В. Арапова «Бум высшего образования»:
масштабы, причины и следствия; к материалам
ежегодного форума Европейской ассоциации
высшего образования и др. Я увидела много
совпадающих позиций по проблемам высшего
образования. Одна из главных проблем,
обсуждаемых в научной среде — соответствие
качества образования, предъявляемым
требованиям.

3.
Проблемы высшего образования

3.1 Проблемы
высшего образования,
связанные с его массовостью

3.1.1 Проблемы
качества высшего образования

1. Так как качество образования в
значительной мере определяется уровнем
подготовки абитуриентов, учёные отмечают,
что увеличение количества платных студентов
(53%) снижает общий уровень знаний первокурсников.

2. Проблема,
связанная с возросшим уровнем культурно-образовательных
потребностей.

Высшая 
школа ожидает (а иногда и прямо требует),
что дома у студента имеется компьютер.
Сейчас компьютер в доме есть по оценкам
торговли — у 70% студентов.

Но приобретение
программного обеспечения за его настоящую
стоимость, в несколько раз превышающую
стоимость самого компьютера, для студентов
совершенно нереально. 6

3. Отмечается
также, что качество подготовки студентов
зависит от материальной базы ВУЗов, состоянием
библиотек, которые не переоснащались
на протяжении десятилетий и пришли в
ветхое состояние, но положение начинает
несколько меняться: в 2005 году доля совокупных
расходов на образование составила 5,4%
от ВВП.

4. Проблемой
является и то, что большинство коммерческих
ВУЗов (их более 400) располагают слабой
учебной базой, ибо ставят на первый план
цель коммерческой прибыли.

5. Г.Е. Зборовский отмечает такую
проблему, как колоссальные потери среди
профессорско-преподавательского корпуса
из-за низкой оплаты труда («молодое
поколение преподавателей почти в полном
составе покинуло ВУЗы» и перегружено
совместительством). 7

3.1.2 Проблема
взаимоотношений между
студентами и преподавателями

Эта проблема видится учёными одной
из «сквозных» проблем высшего образования.
По исследованиям Г. Зборовского, преподаватели
(123 преподавателя, работавших на 25 кафедрах
вуза УГППУ), проблем взаимоотношения
не видят, считают их партнёрскими, а студенты
(700 студентов четырех факультетов университета,
обучающихся по 15 специальностям УГППУ)
не удовлетворены стилем коммуникации:
грубостью, некорректным поведением части
преподавателей, унижением личного достоинства
студентов. 8

Приведённые данные свидетельствуют
в том, что проблемы взаимоотношений основных
субъектов образовательного процесса
в вузе реально существуют и накладывают
свою печать на многие стороны его функционирования.

3.1.3 Платность
получения высшего образования
тоже рассматривается
как серьёзная проблема

Платность получения высшего образования 
тоже рассматривается как серьёзная
проблема. На протяжении последних лет
оно становится всё более платным. Доля
государственных расходов на высшее образование
оставалась в течение последнего десятилетия
практически неизменной, колеблясь в пределах
11-13% консолидированного бюджета, или от
3,06 до 4,81% ВВП. Впрочем, фактически расходы
снижались из-за сокращения объема самого
ВВП (в 2002 г. он составлял 78% от уровня 1992
г), тогда как рост числа студентов продолжался.
Причем на эти темпы (от 5 до 17% в год) не
повлиял даже кризис 1998 года. Наоборот,
максимум роста (17%) пришелся как раз на
1999 г. Контрольные цифры приема за счет
федерального бюджета при этом колеблются
незначительно (по всем формам обучения:
1995 г. — 531,9 тыс., 1997 г. — 565,3 тыс., 1999 г. — 564,3
тыс., 2000 г. — 586,8 тыс. человек; по очной форме
обучения: 1995 г. — 355,9 тыс., 1997 г. — 378,1 тыс.,
1999 г. — 379,3 тыс., 2000 г. — 396,0 тыс. человек).

Читайте также:  Как лечить синдром эмоционального выгорания

Сегодня в высшей школе обучается
4 млн 72 тыс. студентов, за последние
10 лет их общая численность выросла более
чем на 1 млн чел. Рост произошел в основном
за счет «платных», или внебюджетных
студентов. Если в 2000 году государство
оплачивало образование 2 млн 707 тыс. человек,
то за свой (точнее сказать, негосударственный)
счет обучались 1 млн 365 тыс. студентов.
Значительная часть из них до сих пор располагает
слабой материально-технической «и
учебной базой для качественного ведения
образовательного процесса. Не трудно
рассчитать среднее количество студентов
в государственном и негосударственном
вузе. Если в первом на один вуз приходится
около 6,5 тыс. студентов, то во втором —
только около 1,5 тыс.

Доля бюджетных студентов в 
общем контингенте составляла в
2000 г.66,5%, сократившись за последние
два учебных года на 11,9% до 54,6%. 9
В 2001/02 учебном году доля бюджетников составила
53,4% от общего количества зачисленных
на первый курс. В 2002/03 у. г. (учитывая негосударственные
вузы, в которых обучалось 12%студентов),
общее количество лиц, получающих платное
образование, составило г. — 3,03 млн. или
50,9% от общей массы студентов, а в 2005/2006
у. г. — 53%. 10
(приложение стр. рис)

Две трети расходов на образование
сейчас несут домохозяйства. На ближайшие
годы эта тенденция (по прогнозам), скорее
всего, сохранится, а возросшая потребность
молодежи в получении высшего образования
(при условии ее платежеспособности) найдет
свое отражение в увеличении численности
платных студентов. Сегодня в РФ помимо
600 государственных существует более 400
негосударственных вузов. Учёные считают,
что в этой ситуации есть и свои плюсы:
с увеличением спроса на образование ещё
более вырастут требования, предъявляемые
к его качеству. А значит, если в планируемой
перспективе оно будет представляться
на платной основе, нужно постоянно улучшать
вузовские стандарты образования и качество
подготовки выпускников.

3.2 Проблемы
связанны с процессами
глобализации и интернационализации

Учёными выделяются существенные проблемы,
связанные с процессами глобализации
и интернационализации. По мере
увеличения интеграционных процессов
в Европе совершенно необходимым становится
создание единого европейского образовательного
пространства с целью подготовки профессиональных
кадров, способных эффективно работать
в изменившихся условиях глобального
рынка. Интернационализация образования
требует гарантий качества, минимальных
стандартных требований, критериев профессионализма,
аккредитации и т.д.

На двадцать четвёртом ежегодном 
форуме Европейской ассоциации высшего 
образования — EAIR были выявлены следующие
основные условия для продвижения в европейское
образовательное пространство российских
вузов:

1. Наличие двух уровней высшего образования
— бакалавриата и магистратуры.

2. Наличие кредитной системы в построении
курса обучения и в учебных планах.

3. Преподавание хотя бы части учебных
курсов на английском языке.

4. Аккредитация вуза авторитетным
европейским органом. 11

Принцип ступенчатости, селективности 
в подготовке заслуживает внимания,
но пока предлагаемые подходы не согласуются 
с подготовкой специалистов в 
российских вузах. Ряд факторов ограничивает
многоуровневость высшего образования.
Среди них: невостребованность бакалавров
и магистров и в хозяйственной сфере, и
в государственных учреждениях; нет определённости
в уровне подготовки; большая часть бакалавров
из-за длительных сроков обучения предпочитает
получить диплом специалиста, а не диплом
магистра. В европейский университетах
более короткие сроки обучения бакалавров,
но они связаны с углублённой профилированной
и общекультурной подготовкой в 12 — и даже
13-летней общеобразовательной школе. Переход
на двухступенчатую систему если и оправдан,
то должен осуществляться, по крайней
мере, в течение 10-15 лет.

При этом каждый вуз должен решать,
под какие дипломы он готов 
вести обучение. Заметим также,
что необходимость получения дипломом
бакалавров и магистров при действующей
в России системе занятости касается крайне
ограниченного контингента (тех, кто намерен
трудоустроиться за рубежом, и иностранных
студентов). Гораздо проще на региональном
и федеральном уровнях развивать службы
ностратификации дипломов в соответствии
с требованиями той страны, где студент
намерен работать.

Ещё более болезненно отразятся 
на отечественной науке и культуре
отказ от двухстепенной научной 
квалификации и переход на европейские 
степени доктора философии. Могут
быть утрачены целые направления научных
исследований, особенно фундаментальная
тематика.

Кредитная система же получила широкое 
распространение в США и многих
европейских вузах в последние 
десятилетия. Она представляет собой
весьма гибкую систему учета прохождения
студентами всего курса обучения и отдельных
дисциплин. Каждый учебный курс обозначается
определенной условной единицей, которая,
как правило, предполагает определенное
количество аудиторных часов этого курса
в семестр (обычно 3 часа). За время обучения
каждый студент для получения диплома
о высшем образовании должен набрать определенное
количество таких условных единиц-кредитов
с соблюдением определенного количества
кредитов по блокам дисциплин. Кредитная
система позволяет получать эти «условные
единицы» не только в своем вузе, но
и в других учебных заведениях, в том числе
и зарубежных.

Начало XXI века открывает новую
эру для развития высшего образования.
Еще в конце прошлого столетия назрела
необходимость в интеграции и гармонизации
университетского и неуниверситетского
образования во всем мире и, особенно,
в европейских странах. По мере увеличения
интеграционных процессов в Европе и развития
Европейского сообщества становилось
все более очевидным, что интеграция в
сфере образования начинает серьезно
отставать от интеграции в сфере экономики,
политики, права и культуры и что совершенно
необходимым становится создание единого
европейского образовательного пространства.
Помимо этого европейским сообществом
осознавалась необходимость обмена образовательным
и научным опытом, увеличения эффективности
и улучшения качества образовательных
систем, расширения использования в учебном
процессе, научной деятельности и в других
сферах жизни университетов и колледжей
современных информационных и коммуникационных
технологий.

Источник