Синдром высокого мнения о себе

Синдром высокого мнения о себе thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Даннинг и Крюгер.

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей[2].

Гипотеза и экспериментальная проверка[править | править код]

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания:

  • Чарлза Дарвина — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием»[3] и
  • Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»[4].

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии[1].

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год[5].

Результаты других подобных исследований были представлены в 2003[6] и 2008[4] годах.

Исторические предпосылки[править | править код]

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»[7])

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. 8:2).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил[8], что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп.[9]

Оригинальный текст (англ.)

The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole. (V.i)

Понимание эффекта[править | править код]

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»

Среди людей, знающих об эффекте Даннинга — Крюгера, встречается непонимание сути этого психологического феномена. Первое заблуждение — о том, что эффект работает только на «некомпетентном» человеке. В действительности это когнитивное искажение присуще каждому человеку. Во-первых, специалист в одной области человеческих знаний является дилетантом в другой области и может не подозревать об этом. Во-вторых, даже в пределах одной конкретной области склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, включая людей со средним уровнем компетенции и выше, просто у более компетентных людей ошибка в оценке будет меньше. И лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень.[10].

Читайте также:  Абстинентный синдром при наркомании чем лечить

См. также[править | править код]

  • Синдром самозванца

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Kruger, Justin; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
  2. Katherine A. Burson, Richard P. Larrick, Joshua Klayman. Skilled or unskilled, but still unaware of it: How perceptions of difficulty drive miscalibration in relative comparisons. (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. — 2006. — Vol. 90, iss. 1. — P. 60—77. — ISSN 0022-3514 1939-1315, 0022-3514. — doi:10.1037/0022-3514.90.1.60.

  3. Darwin, Charles. Introduction // The Descent of Man : [англ.] : [арх. 10 апреля 2012]. — 1871. — P. 4.
  4. 1 2 Ehrlinger, J. Why the Unskilled Are Unaware : Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent : [англ.] / J. Ehrlinger, K. Johnson, M. Banner … [] // Organizational behavior and human decision processes. — 2008. — Vol. 105, no. 1. — P. 98—121. — doi:10.1016/j.obhdp.2007.05.002. — PMID 19568317. — PMC 2702783.
  5. ↑ The 2000 Ig Nobel Prize Winners (англ.) (недоступная ссылка). Improbable Research. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 26 января 2013 года.
  6. Dunning, David. Why people fail to recognize their own incompetence / David Dunning, Kerri Johnson, Joyce Ehrlinger … [] // Current Directions in Psychological Science. — Vol. 12, no. 3. — P. 83−87. — doi:10.1111/1467-8721.01235.
  7. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. — М.: T8 RUGRAM, 2019. — С. 120—121. — 152 с. — (Навстречу революции). — ISBN 978-5-517-00991-3.
  8. Fuller, Geraint. Ignorant of ignorance? (неопр.) // Practical Neurology (англ.)русск.. — 2011. — Т. 11, № 6. — С. 365. — doi:10.1136/practneurol-2011-000117. — PMID 22100949.
  9. ↑ перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник
  10. Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger (англ.). The New England Skeptical Society (8 January 2019).

Источник

«Äóðàê äóìàåò, ÷òî îí ìóäð, íî ìóäðåö çíàåò, ÷òî îí äóðàê», — ïèñàë Øåêñïèð â ïüåñå «Êàê âàì ýòî ïîíðàâèòñÿ». È çíàåòå, ýòà ñòðîêà ïðåêðàñíî çàêëþ÷àåò â ñåáå äóõ ýôôåêòà Äàííèíãà-Êðþãåðà.

Ýôôåêò Äàííèíãà-Êðþãåðà — ýòî êîãíèòèâíûé óêëîí, âïåðâûå ïîä÷åðêíóòûé Äýâèäîì Äàííèíãîì è Äæàñòèíîì Êðþãåðîì â èññëåäîâàíèè 1999 ãîäà «Íåêâàëèôèöèðîâàííûé è íå ïîäîçðåâàþùèé îá ýòîì»: êàê òðóäíîñòè ñ ðàñïîçíàâàíèåì ñîáñòâåííîé íåêîìïåòåíòíîñòè ïðèâîäÿò ê çàâûøåííûì ñàìîîöåíêàì». Îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðåäâçÿòîñòü â îöåíêå íàøèõ ñîáñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðàÿ ïðîèñòåêàåò èç íàøåé îãðàíè÷åííîé ïåðñïåêòèâû. Êîãäà ó íàñ ïëîõîå èëè íåñóùåñòâóþùåå ïîíèìàíèå êàêîé ëèáî òåìû, ìû áóêâàëüíî ñëèøêîì ìàëî çíàåì î íåé, ÷òîáû ïîíÿòü, íàñêîëüêî ìàëî ìû çíàåì.

Ýòî èññëåäîâàíèå çàðîäèëîñü ïîñëå ïðîäåëîê Ìàêàðòóðà Óèëåðà, îäíîãî ïðåñòóïíèêà, êîòîðûé ñðåäü áåëà äíÿ ðåøèë îãðàáèòü äâà ñáåðåãàòåëüíûõ áàíêà â Ïèòòñáóðãå. Óèëåð èìåë ïðè ñåáå ïèñòîëåò, íî äàæå íå ñîáèðàëñÿ ñêðûâàòü ñâîå ëèöî ïîä ìàñêîé. Ýòî ïîçâîëèëî ïîëèöèè ïîëó÷èòü åãî èçîáðàæåíèå ñ êàìåð âèäåîíàáëþäåíèÿ è ïðîèçâåñòè àðåñò. Îäíàêî èìåëàñü â ýòîì äåëå îäíà èíòåðåñíàÿ äåòàëü.

Êîãäà ïîëèöèÿ ïðèøëà ê íåìó äîìîé, ìèñòåð Óèëåð áûë ÿâíî óäèâëåí è ñìóùåí.

«Íî ÿ íîñèë ñîê», — îïðàâäûâàëñÿ îí, ïðåæäå ÷åì îôèöåðû âûâåëè åãî.

Ëèìîííûé ñîê

 êàêîé-òî ìîìåíò ñâîåé æèçíè ìèñòåð Óèëåð óçíàë, ÷òî ëèìîííûé ñîê ìîæíî èñïîëüçîâàòü êàê «íåâèäèìûå ÷åðíèëà». Çàïèøèòå ÷òî-íèáóäü íà ëèñòå áóìàãè, èñïîëüçóÿ ëèìîííûé ñîê, è âû íè÷åãî íå óâèäèòå ïîêà íå íàãðååòå åãî. Ïîýòîìó, îí íàìàçàë ëèöî ýòèì ñîêîì è ïîøåë ãðàáèòü áàíê, óâåðåííûé, ÷òî êàìåðû íå ñìîãóò ðàñêðûòü åãî ëè÷íîñòü, ïîêà îí íå ïðèáëèçèòñÿ ê êàêèì-ëèáî èñòî÷íèêàì òåïëà.

Îäíàêî ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ìèñòåð Óèëåð íå áûë íàñòîëüêî íàèâåí è íå ïîëàãàëñÿ íà ñëåïóþ âåðó. Îí äåéñòâèòåëüíî ïðîâåðèë ñâîþ òåîðèþ, ñäåëàâ ñåëôè ñ ïîìîùüþ êàìåðû Polaroid (âî âñåõ íàñ åñòü íà÷èíàþùèé ó÷åíûé). Ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå, âîçìîæíî, ôîòîáóìàãà áûëà ïîâðåæäåíà (ìû òî÷íî íå çíàåì ïî÷åìó), íî êàìåðà âåðíóëà ÷èñòîå èçîáðàæåíèå.

Êàê áû òàì íè áûëî, íî íîâîñòü îá ýòîì ñëó÷àå îáëåòåëà âåñü ìèð, âñå ñìåÿëèñü, à ìèñòåðà Óèëåðà îòâåçëè â òþðüìó. Îäíàêî ïîëèöèÿ ïðèøëà ê âûâîäó, ÷òî îí íå ñóìàñøåäøèé è íå ïðèíèìàë íàðêîòèêè, îí äåéñòâèòåëüíî âåðèë, ÷òî åãî ïëàí ñðàáîòàåò. Âî âðåìÿ ñâîåãî îáùåíèÿ ñ ïîëèöèåé îí íå ìîã ïîâåðèòü, ÷òî íåâåæåñòâî ïîäâåëî åãî.

Читайте также:  Пороговый риск синдрома дауна что это такое

 òî âðåìÿ Äýâèä Äàííèíã ðàáîòàë ïñèõîëîãîì â Êîðíåëëüñêîì óíèâåðñèòåòå, è ñòðàííàÿ èñòîðèÿ ïðèâëåêëà åãî âíèìàíèå. Çàðó÷èâøèñü ïîääåðæêîé Äæàñòèíà Êðþãåðà, îäíîãî èç åãî àñïèðàíòîâ, îí ðåøèë ïîíÿòü, êàê ìèñòåð Óèëåð ìîã áûòü íàñòîëüêî óâåðåí â ïëàíå, êîòîðûé áûë ÿâíî ãëóïûì. Òåîðèÿ, êîòîðóþ îíè ðàçðàáîòàëè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïî÷òè âñå ìû ñ÷èòàåì, ÷òî íàøè ñïîñîáíîñòè â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ âûøå ñðåäíåãî, è ÷òî áîëüøèíñòâî ëþäåé îöåíèâàþò íàøè íàâûêè ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì îíè åñòü íà ñàìîì äåëå. Ýòî «èëëþçèÿ óâåðåííîñòè», êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ýôôåêòà Äàííèíãà-Êðþãåðà.

Ìû âñå íåâåæåñòâåííû

Èíîãäà ìû íå ìîæåì îñîçíàòü ñâîþ íåêîìïåòåíòíîñòü. Ýòî ñëó÷àåòñÿ, êîãäà «íàâûêè, êîòîðûå íàì íåîáõîäèìû äëÿ ïîëó÷åíèÿ ïðàâèëüíîãî îòâåòà, — ýòî èìåííî òå íàâûêè, êîòîðûå íàì íåîáõîäèìû, ÷òîáû ðàñïîçíàòü, ÷òî òàêîå ïðàâèëüíûé îòâåò». — ïèøåò Äàííèíã â «Ñàìîîöåíêà: ïðåïÿòñòâèÿ è îáõîäíûå ïóòè ê ïîçíàíèþ ñåáÿ».

 ñâîåì ïåðâîì èññëåäîâàíèè, êîòîðîå îíè ïðîâåëè â 1999 ãîäó, ó÷åíûå çàäàëè ñòóäåíòàì â Êîðíåëëå ðÿä âîïðîñîâ î ãðàììàòèêå, ëîãèêå è þìîðå (âîïðîñû èñïîëüçîâàëèñü äëÿ îöåíêè ðåàëüíûõ íàâûêîâ ó÷àùèõñÿ), à çàòåì ïîïðîñèëè êàæäîãî îöåíèòü îáùèé áàëë, êîòîðûé îíè ïîëó÷àò, è êàê ýòî ñîîòíîñèòñÿ ñ áàëëàìè äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ.

Èññëåäîâàòåëè îáíàðóæèëè, ÷òî ó÷åíèêè ñ ñàìûì íèçêèì ðåéòèíãîì ïîñëåäîâàòåëüíî è ñóùåñòâåííî ïåðåîöåíèâàþò ñâîè ñïîñîáíîñòè. Ñòóäåíòû â íèæíåì êâàðòèëå (ñàìûå íèçêèå 25% ïî áàëëàì) ñ÷èòàëè, ÷òî îíè â ñðåäíåì ïðåâîñõîäèëè äâå òðåòè äðóãèõ ñòóäåíòîâ (òî åñòü, ÷òî îíè çàíèìàëè âåðõíèå 33% ïî áàëëàì).

Ïîñëåäóþùåå èññëåäîâàíèå, ïðîâåäåííîå àâòîðàìè íà ñòðåëüáèùå, ïîêàçàëî àíàëîãè÷íûå ðåçóëüòàòû. Äàííèíã è Êðþãåð èñïîëüçîâàëè àíàëîãè÷íóþ ìåòîäîëîãèþ, çàäàâàÿ âîïðîñû î áåçîïàñíîñòè îðóæèÿ è îöåíèâàÿ, íàñêîëüêî õîðîøî «ëþáèòåëè ïîñòðåëÿòü» âûïîëíÿþò òåñòîâîå çàäàíèå. Òå, êòî ïðàâèëüíî îòâå÷àë íà íàèìåíüøåå êîëè÷åñòâî âîïðîñîâ, òàêæå î÷åíü ñèëüíî ïðåóâåëè÷èâàëè ñâîå ìàñòåðñòâî âëàäåíèÿ îãíåñòðåëüíûì îðóæèåì. Äðóãîå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî 80% âîäèòåëåé îöåíèâàþò ñâîè íàâûêè êàê âûøå ñðåäíåãî, ÷òî áóêâàëüíî íåâîçìîæíî ìàòåìàòè÷åñêè.

Ýòî íå õàðàêòåðíî òîëüêî äëÿ òåõíè÷åñêèõ íàâûêîâ, îíî â ðàâíîé ñòåïåíè ïðîÿâëÿåòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ìû òåì æå ñàìûì îáðàçîì ñêëîííû îöåíèâàòü íàøó ñîáñòâåííóþ îòíîñèòåëüíóþ ïîïóëÿðíîñòü â îáùåñòâå.

Íåäîîöåíêà ñîáñòâåííîé êîìïåòåíòíîñòè

 ñâîåì ïåðâîì èññëåäîâàíèè Äàííèíã è Êðþãåð òàêæå îáíàðóæèëè, ÷òî ó÷àùèåñÿ, íàáðàâøèå âûñøèé êâàðòèëü (25%), îáû÷íî íåäîîöåíèâàþò ñâîþ ñîáñòâåííóþ êîìïåòåíòíîñòü. È õîòÿ îíè ãîðàçäî ëó÷øå ïîíèìàþò, ãäå îíè íàõîäÿòñÿ, èì êàæåòñÿ, ÷òî åñëè çàäà÷à ÿñíà è ïðîñòà äëÿ íèõ, îíà äîëæíà áûòü òàêîâîé è äëÿ âñåõ îñòàëüíûõ.

Òî åñòü, åñëè ìû âîçìåì ïî ÷åëîâåêó èç ýòèõ äâóõ ãðóïï (èç ïîïàâøèõ â íèçøèå è âûñøèå 25%), òî óâèäèì, ÷òî îíè îáà ó÷àñòâóþò â «èëëþçèè óâåðåííîñòè» — ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòà óâåðåííîñòü â ñåáå, ñ äðóãîé, óâåðåííîñòü âî âñåõ îñòàëüíûõ.

Îáðàòíàÿ ñâÿçü

Õîòÿ âñå ìû, ïîõîæå, îäèíàêîâî ñêëîííû ââîäèòü ñåáÿ â çàáëóæäåíèå, íî åñòü åùå îäèí èíòåðåñíûé íüþàíñ ìåæäó òåìè, êòî èìååò óâåðåííîñòü îòíîñèòåëüíî ñåáÿ è òåìè, êòî èñïûòûâàåò óâåðåííîñòü âî âñåõ îñòàëüíûõ.

 õîäå ñâîèõ èññëåäîâàíèé Äàííèíã è Êðþãåð îáíàðóæèëè, ÷òî õîðîøèå ó÷åíèêè ëó÷øå ïðîãíîçèðóþò ñâîþ óñïåâàåìîñòü íà áóäóùèõ ýêçàìåíàõ, åñëè èì äàòü òî÷íóþ îáðàòíóþ ñâÿçü î áàëëàõ, ïîëó÷åííûõ èìè â íàñòîÿùåå âðåìÿ, è èõ îòíîñèòåëüíîì ðåéòèíãå â êëàññå. Ó÷àùèåñÿ ñ ñàìûìè íèçêèìè ïîêàçàòåëÿìè íå èçìåíèëè ñâîè ïðîãíîçû äàæå ïîñëå ïîëó÷åíèÿ ÷åòêîé è íåîäíîêðàòíîé îáðàòíîé ñâÿçè î òîì, ÷òî ó íèõ ïëîõèå ïîêàçàòåëè. Îíè ïðîñòî íàñòàèâàëè íà òîì, ÷òî èõ ïðåäïîëîæåíèÿ âåðíû.

Ýôôåêò Äàííèíã-Êðþãåðà íå ïðîâàë ñ íàøåé ñòîðîíû, ýòî ïðîñòî ïðîäóêò íàøåãî ñóáúåêòèâíîãî ïîíèìàíèÿ ìèðà. Âî âñÿêîì ñëó÷àå, ýòî ñëóæèò ïðåäîñòåðåæåíèåì ïðîòèâ ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî ìû âñåãäà ïðàâû, è ïîä÷åðêèâàåò âàæíîñòü íåïðåäâçÿòîñòè è êðèòè÷åñêîãî âçãëÿäà íà ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Читайте также:  Отказ от детей с синдромом дауна статистика

Èñòî÷íèê

Источник

Открыв сегодня Хабр с утра, я обнаружил там статью в хабе Human Resources, «У Вас много денег? Тогда мы идем к Вам!»
Мне по работе не раз приходилось встречаться с ситуацией, описанной там, да, уверен, большинству читающих ситуация хорошо знакома.
Однако буквально на днях, бродя по Википедии, я нашел ответ на вопрос «Что же за phukinglyphuk приосходит с этим миром?», мучавшим меня на протяжении многих лет. Своей находкой я хочу поделиться здесь:

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации (выделение мое, track). Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. (выделение снова мое, track)

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом в работе ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») [Charles Darwin The Descent of Man (w) Introduction, page 4 (1871).] и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»).

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  • Они склонны переоценивать собственные умения;
  • Они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • Они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;

После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года (по ссылке — оригинальный текст исследования 1999 года).
За это исследование авторам статьи, кстати, даже была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год (Сам по себе этот факт нисколько не преуменьшает научную ценность, к слову говоря. Так называемая Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize) юмористична, но не сатирична, факт ее вручения, вопреки распространенному мнению, нисколько не подвергает сомнению научную ценность награждаемых трудов, так как она, согласно определению, вручается «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься» (first make people laugh, and then make them think). То есть это не «Золотая малина», я хотел бы этот факт отдельно уточнить. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, способные привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.

Результаты других подобных исследований, в том числе развитие исходной работы, были представлены в 2003 и 2008 годах. Таким образом, можно считать, что Эффект Даннинга-Крюгера — действительно существующий психологический когнитивный феномен.
Люди, приходящие на собеседования, не владеющие элементарными навыками выбранной профессии, БолгенОС и Антивирус Бабушкина, весь этот ё… ный стыд, творящийся в передачах «про науку» по российскому телевидению, по-видимому все это — визуально видимое проявление эффекта Даннинга-Крюгера, окружающего нас повседневно.

Источник