Синдром выгорания в социальных профессиях ронгинская
Исследования стрессоустойчивости человека в различных профессиях показали, что в группе педагогов существует реальная опасность появления симптомов профессионального выгорания (Burnout). В начале 70-х годов американский психолог Х.Фрейденберг [Freudenberg, 1974] впервые использовал этот термин (Burnout – англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. В литературе, посвященной синдрому выгорания, можно заметить значи-тельное расширение сфер деятельности, в которых появляется такая опасность. К ним относятся: учителя, психологи и педагоги, полицейские, воспитатели детских домов и др. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя [Kyriacou, 1987; Maslach, 1982; Cole, Walker, 1989; Arold, Rongiсska, Schaarschmidt, 1998; Wrona-Polaсska, 1998; Kliњ, Kossewska, 1998].
Развитие синдрома профессиональнго выгорания в группе педагогов вызвано специфическими требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности. Сюда можно отнести, прежде всего, стремление к совершенству и нежелание признавать право на ошибки, низкий социальный престиж педагогов, особенно учителей школ, необходимость решения проблем, связанных с трудными учащимися и отсутствие надлежащей психо-педагогической подготовки. Исследования, проведенные нами среди учителей различных типов польских школ, были направлены на выяснения индивидуальных стратегий поведения в ситуации возрастающих требований, вызванных реформой образовательной системы.
В качестве инструмента исследования был использован Опросник Форм Поведения и Переживания, связанных с Работой, в оригинальном сокращении – AVEM (нем. – Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster) У. Шааршмидта и А. Фишера, разработанный в институте психологии потсдамского университета (Schaarschmidt, Fischer, 1996) и адаптированный к польским условиям на кафедре психологии Высшей Педагогической Школы в Зеленой Гуре (Польша) под руковод-ством Т.Ронгинской и В.Гайды. Опросник позволяет выделить 4 типа поведения в ситуациях профессиональной деятельности:
• Тип G – здоровый тип (нем. gesund – здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач.
• Тип S – тип экономный, бережливый (нем.
sparsam – экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации и профессиональных амбиций, выраженной склонности к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенный результатами своего труда. Психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (мотивационный тренинг).
• Тип А – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана [Friedmana, Rosenmana, 1974], характеризующийся экстремально вы-соким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием неудовлетворенности работой, а также отсутствием социальной поддержки, позволяет отнести этот тип к груп-пе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.
• Тип B – тип выгорания (англ. burnout – выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной спо-собностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, описанного Фрейденбергом и Маслач [Freudenberg, 1974; Maslach, 1982].
Исследования, проведенные в группе из 300 учителей, показали, что более половины из них испытывают чувство перегруженности, беспомощности, недостатка социальной поддержки и нежелания выполнять свою деятельность, т.е. проявляют симптомы профессионального выгорания. Распределение четырех типов AVEM выглядит следующим образом: тип G (21%), тип S (11%,), тип А (48%) и тип В (20%). Полученные результаты показывают, что профессия учителя относится сегодня к группе, наиболее подверженной стрессу, и требует принятия соответствующих психопрофилактических мер и прежде всего усиления пихологической подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях.
Источник
Автор статьи:
Ершов П.П., Василевский Н.М., Семченко Р.А.
Паспорт статьи:
УДК 619: 614.2
Полное название: Синдром профессионального выгорания у практикующих ветеринарных врачей
Авторы: П.П. Ершов (epp@1vet.ru)1, Н.М. Василевский (vnickm@mail.ru)2, Р.А. Семченко (ruslan@1vet.ru)1
1Сеть ветеринарных клиник ― «Свой Доктор» (Москва).
2Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина.
Краткая аннотация: в статье обсуждается синдром профессионального выгорания у ветеринарных врачей и других специалистов ветеринарного профиля, чья профессиональная деятельность связана с высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Изложены признаки синдрома, факторы (внутренние и внешние) его возникновения, а также меры, предупреждающие его развитие.
Ключевые слова: ветеринарный врач, синдром профессионального выгорания, синдром эмоционального выгорания
Сокращения: СПВ ― синдром профессионального выгорания
Summary
P.P. Ershov1, N.M. Vasilevsky2, R.A.Semchenko1
1Network of veterinary clinics «Own Doctor» (Moscow)
2 Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology named after K.I. Skryabin
Syndrome of Professional Burning out in the Practicing Veterinarians. In the article the syndrome of professional burning out in veterinarians and other specialists of veterinary profile whose professional activity is connected with the high emotional and physical loads is discussed. The signs of syndrome, the factors (internal and external) of its appearance, and also measure for the prevention of its development are presented.
Существует ряд профессий, в которых человек со временем начинает испытывать чувство эмоциональной опустошенности. Профессиональный анализ подобных случаев выявил особый феномен ― синдром профессионального, или эмоционального, выгорания. Этот феномен принято рассматривать в аспекте изменений в мотивационной сфере, разочарования в профессии и общей деформации личности специалиста под влиянием профессиональных стрессов, невысокого престижа профессии в обществе, трудностей в личной жизни.
Впервые термин «психическое выгорание» предложил Н.J. Freidenberger [5] для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые, интенсивно и тесно общаясь с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, приходят к эмоциональному истощению, разочарованию в своей работе и отказу от нее.
По мнению C. Maslach[6], профессиональное выгорание ― это эмоциональное истощение, развивающееся вследствие стресса, вызванного интенсивным межличностным взаимодействием, утратой позитивных чувств, сочувствия и уважения к тем, на кого направлена профессиональная деятельность. Дальнейшее развитие синдрома ухудшает качество оказываемых услуг и порождает недовольство работника собой и результатами своего труда. Особенно быстро и заметно синдром проявляется при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души, ― психотерапевтов, учителей, врачей и продавцов. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, социальных факторах, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека [4].
Несмотря на значительный рост числа исследований по СПВ, проблема научно обоснованной его профилактики и коррекции продолжает оставаться недостаточно разработанной [1…3]. Отсутствуют сведения, касающиеся СПВ в такой особой «группе риска», как ветеринарные врачи, а также преподаватели и студенты (большинство из которых в настоящее время совмещают учебу с работой) факультетов ветеринарной медицины вузов, то есть людей, профессиональная деятельность которых предполагает высокие эмоциональные и физические нагрузки, наличие большого числа факторов, вызывающих стресс и создающих угрозу для личностного развития и способствующих формированию СПВ.
Важными факторами эмоционального выгорания являются мотивация выбора профессии и профессиональное самоопределение. Выбор профессии ветеринарного врача у многих выпускников школ подчинен юношескому порыву и влиянию окружающей среды (мнение родителей, друзей). Поэтому во время учебы или в начале трудовой деятельности человек может столкнуться с осознанием, что его личные качества и потребности не соответствуют избранной специальности, а это может привести к уходу из профессии. Так, анализ причин выбытия студентов, обучающихся на факультете ветеринарной медицины МГАВМиБ, за 3 учебных года (2010‒11, 2011‒12, 2012‒13) показывает, что уже на этапе учебы с СПВ сталкиваются от 2,88 до 5,35 % (в среднем 4,34 %) студентов очного отделения. Всего в названные периоды выбыло, соответственно, 75 (4,70 %) студентов, 130 (8,09 %) и 108 (6,77 %), в том числе по причинам утраты с вузом, перевода в другой вуз или на другой факультет, отчисления по собственному желанию (соответственно, за анализируемые годы ― 46, или 2,88 %, 86, или 5,35 %, 76, или 4,76 % студентов).
По результатам анализа анкет ветеринарных врачей сети ветеринарных клиник «Свой Доктор» нами выявлены внутренние и внешние факторы, способствующие СПВ.
Внешние фактор – это отсутствие должного престижа профессии ветеринарного врача, отсутствие четких требований к работе; низкая оплата труда; чрезмерный контроль работника; постоянный риск штрафныхсанкций; работа без выходных иотпусков; отсутствие необходимых средств для оказания качественной помощи.
Внутренние факторы ― это неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, наличие постоянной критики со стороны руководства, коллег; психологически трудный контингент посетителей,склонность к чрезмерному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности (любая неудача воспринимается болезненно, что может привести к бессоннице, чувству вины, апатии и т. д.; если врач сталкивается с невозможностью спасти жизнь пациенту, то он испытывает чувство бессилия, при этом владельцы больного животного при неудачном лечении готовы обвинить врача); систематическое нарушение личных границ доктора владельцами животных, которые, позволяя себе частые звонки, стараются максимально переложить на него всю ответственность; наличие нерешенных конфликтов в личной жизни врача.
Правильный выбор сферы деятельности служит залогом профессионального успеха. Чтобы понять, правильно ли выбрана профессия, нужно задать себе вопрос: «Что бы я делал, если бы мне не нужно было зарабатывать деньги?». Единственный способ стать признанным специалистом в какой-то области ― это искренне любить свое дело.
Существенная роль в профилактике СПВ отводится самому работнику. Ему рекомендуют следовать таким правилам, как расчет и целесообразное распределение своих нагрузок, умение безболезненно переключаться с одного вида деятельности на другой, избегать конфликтных ситуаций на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, поддерживать хорошую физическую форму (сбалансированное питание, здоровый образ жизни без вредных привычек и т. д.), систематически заниматься профессиональным развитием и самосовершенствованием.
В сети ветеринарных клиник «Свой Доктор» в качестве мер профилактики СПВ практикуют следующие: выплата «белой» заработной платы, организация бесплатного питания, корпоративных творческих мероприятий (два-три раза в год с выездом на несколько дней в санаторий), курсов английского языка для сотрудников на льготных условиях, поздравления сотрудников в день рождения, оплата 50 % сторонних образовательных курсов, выбранных сотрудником, обеспечение бесплатного посещения практических курсов, организуемых в рамках компании, бесплатная корпоративная мобильная связь для руководителей верхнего и среднего звена.
Для определения уровня собственного профессионального выгорания рекомендуется пройти тест (автор В.В.Бойко), который доступен на сайте: www.svoydoctor.ru
Тест на профессиональное выгорание
Библиография
- Водопьянова, Н.Е. Личные смыслы как факторы противодействия синдрому профессионального выгорания / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густелева // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика». ― Казань: Новое знание, 2008. ― С. 121–123.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. ― С. 336.
- Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. ― 2004. ― Т. 25. ― № 2. ― С. 75–85.
- Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. ― 2002. ― Т. 23. ― № 3. ― C. 85‒95.
- Freidenberger, Н.J. Staff burn-out / Н.J. Freidenberger // J. of Social Issues. ― 1974. ― V. 30. ― P. 159‒165.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome / C. Maslach // Park Ridge, IL: London House, 1982. ― Р. 30−53.
Источник
64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, Т.23, № 3, – 2002.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 702с.
66. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, – 1998.
67.Рутман Э. М. Как преод
олеть стресс. – М., 2000.
68. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М., 2001.
69. Селье Г. Стресс без дисстресса. – М., Прогресс, 1979.
70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости – 2002 — № 7, с. 3-9.
71.Социальная психология управления. Свенцицкий А.Л., Ленинград, – 1986.
72.Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983
73. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
74.Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Изд-во «Ника-Центр», 2002. – 235с.
75. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, N 5, 1998.
76.Уиткин. Защити себя от стресса. – М., 2001.
77. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания»: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200303613Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж-л «Вопросы психологии», 1994, №6, с. 54 – 67.
78. Фрейденбергер Герберт, Интернет, http: // mm.com.ua
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
79.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет, https://edinorog.boom.ru
80. Шваб Р., Интернет, https:// psyedy.ru
81. Шеффер Д., Интернет, https:// psyedy.ru
82. Юдиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
Приложение 1
Методика «Феномен эмоционального выгорания»
Инструкция: «Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Источник