Синдром выгорания в социальных профессиях

Синдром выгорания в социальных профессиях thumbnail

С конца семидесятых годов в мире существует общая обеспокоенность в отношении того, что сама по себе профессиональная деятельность, особенно в сфере «человек-человек», нередко оказывается фактором неблагоприятного влияния на физическое, психическое и, в целом, социальное здоровье работников. Проявляется в виде снижения качества оказываемой профессиональной помощи, снижения устойчивости межличностных отношений во всех сферах жизни (профессия, брак и семья), развития склонности к девиациям в сфере здоровья и социального поведения, разочарования в профессии, деморализации и профессиональной деформации. Эти испытываемые профессионалами состояния были названы — «синдромом эмоционального сгорания/выгорания» (СЭВ).

Проблематика стрессоустойчивое™ человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее Лазаруса, Розенмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасное™. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и др.

Концептуальный подход к изучению синдрома выгорания в социальных профессиях даст основание для разработки конкретной программы диагностики и оценки факторов риска в сложной и многоуровневой системе адаптации (дезадаптации).

Необходимость широкого и детального обсуждения вопросов, связанных со всеми уровнями диагностики синдрома эмоционального выгорания в социальных профессиях, определяется рядом причин.

Во-первых, высокой теоретической актуальностью и практической значимостью психологических последствий для профессионала, испытывающего синдром хронического стресса.

Во-вторых, в настоящее время СЭВ остается одной из актуальнейших проблем клинической психологии, о чем свидетельствует Международная классификация болезней — 10 (МКБ-10), в которой этот синдром отнесен не к расстройствам, а к «проблемам, связанным с трудностями управления жизнью».

В этом качестве синдром эмоционального выгорания ставит задачу перед современными психологами как теоретического освоения критериев диагностики, так и практического применения психологического инструментария для психологической диагностики синдрома эмоционального выгорания. Комплекс методик, апробированных в научно-исследовательской работе кафедры психологии развития и возрастной психологии факультета психологии Сибирского института права, экономики и управления (СИПЭУ) г. Иркутска в течение нескольких лет состоит из наиболее применяемых в отечественной психологии психодиагностических методов, измеряющих признаки СЭВ, это:

  • шкала оценки «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ) и «Уровень субъективного контроля»;
  • опросник ПВ («Психологическое выгорание»);
  • методика исследования эмоционального выгорания;
  • опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)

Теоретическую основу исследования составили принцип системного подхода к профессиональной деятельности, теория поэтапного профессионального становления личности, положения профессиональной деформации субъекта труда [Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, А.А.Бодалев, О.Г.Носко- ва, В.Г.Асеев, Н.С.Пряжников, А.А.Реан, С.П.Безносов, Ю.ААлександровский, Т.В.Форманюкидр,].

В последние годы серьезное внимание уделяется психологическому обеспечению профессионального здоровья, связывая профессионализм человека с реализацией его внутренних и внешних потенций в процессе деятельности. Для успешного освоения и выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как для получения полезного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. (С.АДружилов).

Теоретическую основу при изучении профессиональной дезадаптации составляет совокупность психологических концепций:

  • концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, реализующего и развивающего свой ресурс в процессе деятельности;
  • концепция информационных и концептуальных моделей;
  • трансформационная теория обучения;
  • концепция влияния экстремальных условий;
  • концепция обеспечения профессиональной надежности человека;
  • концепции требований к свойствам человека-профессионала, профессионального отбора, тренажерной подготовки и специальной реабилитации людей после напряженной и опасной профессиональной работы;
  • концепция сохранении здоровья и профессионального долголетия [К.М.Гуревич, Э.Ф.Зеер]

При анализе психологического содержания различных видов профессиональной деятельности могут быть выделены несколько компонентов.

  1. Личностный компонент деятельности, т.е, характеристики эмоциональной, волевой и мотивационных сфер, организаторские способности.
  2. Сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т.е. характеристики восприятия и внимания.
  3. Гностический, или интеллектуальный, компонент деятельности, т.е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения и т.п.
  4. Моторный компонент деятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств и речи [Н.В.Кузьмина, Т.В.Кудрявцева]

Изучение условий профессиональной деятельности в системе «человек — человек» показало, что возможно влияние социально-фрустрирующих факторов на адаптивные процессы и компенсаторные механизмы личности.

В современной психологии преобладает точка зрения, согласно которой психическая адаптация рассматривается как системное явление в виде трехкомпонентной модели:

  • как система, обеспечивающая оптимальное соотношение между психическими и физиологическими адаптационными процессами (психофизиологическая адаптация);
  • как система, обеспечивающая сохранение психического гомеостаза и устойчивого целенаправленного поведения (собственно психическая адаптация);
  • как система адекватного взаимодействия с социальным окружением (социально-психологическая адаптация) [ВассерманЛ.И., БеребинМ.А., Косенков Н.И.].
Читайте также:  Синдром дауна откуда берется лишняя хромосома

Основными направлениями концептуального подхода к исследованию синдрома эмоционального выгорания специалистов эмоционально и социально напряженной профессиональной деятельности является:

  • исследование социальной фрустрированности как ведущего фактора риска психической дезадаптации;
  • исследование фундирующей роли стресса в механизмах нарушения психической адаптации, с выделением таких составляющих как «напряжение» адаптивных механизмов (в границах психического здоровья), «парциальная» психическая дезадаптация (группа риска) и «тотальная» психическая дезадаптация, которая при малоэффективных механизмах психологических защит личности может рассматриваться как «группа высокого риска» нервно-психической и психосоматической патологии.

В настоящее время хорошо известны три теоретические модели эмоционального выгорания и соответственно им методы его оценки. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит в дистресс, ясно не определен.

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

  • нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  • резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  • истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания:

  • стадия эмоционального истощения;
  • стадия деперсонализации;
  • стадия редукций личностных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Указанные выше три компонента «выгорания» в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы (помогающие профессии), в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры. Психическое выгорание теперь понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе работы. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты — эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только с клиентами, но и к труду и его предмету в целом.

При синдроме выгорания наблюдается расстройство не личности, а рабочей роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, обеспечивающими противостояние стрессу.

Модель, предложенная Бойко В.А., основана на описании психологических механизмов развития всех трех фаз стресса.

Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

  1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
  2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса»- энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

  1. Симптом «загнанности в клетку»,
  2. Симптом «тревоги и депрессии».
Читайте также:  Дети с синдромом дауна язык

Фаза «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

  1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»
  2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
  3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
  4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Фаза «истощения». Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

  1. Симптом «эмоционального дефицита».
  2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

  1. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации».
  2. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Т.И. Ронгинская предлагает теоретическую модель развития выгорания, основанную на изучении четырех основных типов поведения в профессиональной среде. Высказано предположение, что поведение профессионала определяется тремя основными личностными сферами, способствующими психическому здоровью и профессиональному росту:

  • профессиональная активность;
  • стратегия преодоления проблемных ситуаций;
  • эмоциональный настрой на профессиональную деятельность

Автор выделяет четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде.

  • Тип G — здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но неэкстремальное) значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Обобщая, можно представить тип G как образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизи-рующим воздействием положительных эмоций. (Рисунок человека G)
  • Тип S — экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью результатами своего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Следует, однако, заметить, что такая «экономная» стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей, В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационный тренинг). (Рисунок человека S)
  • Тип А — тип риска А, характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний. Этот тип можно рассматривать как классический пример типа А, встречающийся в литературе, посвященной описанию стресса. (Рисунок человека А)

Однако в последние годы появился ряд исследований, указывающих на то, что индивидуальный стиль деятельности не является единственной причиной психосоматических расстройств. По мнению авторов, причину следует искать и в неблагоприятном сочетании высокой профессиональной активности индивида с отсутствием соответствующей эмоциональной поддержки и обратной связи со стороны остальных участников профессиональной ситуации.

  • Тип В — выгорание, отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоус- тойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Следует заметить, что при низком субъективном значении деятельности наблюдается сходство типов В и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, представленной (Рисунок человека В)

синдрома профессионального выгорания

Таким образом, личностные характеристики людей, приходящих в профессию, так же характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания — личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Основная идея современного подхода к понятию выгорания заключается в том, что выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Данная точка зрения выводит за рамки интерперсонального подхода и рассматривает выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

Соболева Е.А.

Источник

Ни для кого не секрет, что качество нашей жизни зависит не только от физического здоровья, но и от психологического. В хорошем настроении человек выполняет возложенные на него обязанности быстро и качественно, а в плохом – делает все медленно, впадает в апатию, снижается производительность труда, и здоровье человека отказывается под угрозой.

Читайте также:  Синдром поражения передних рогов спинного мозга

Понятие «синдром эмоционального выгорания» было введено в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Данный синдром проявляется нарастающим эмоциональным истощением, хронической усталостью и «невыходом» из состояния стресса. Больных беспокоит постоянная усталость, слабость, недомогание, повышенная утомляемость, излишняя озабоченность по поводу выполнения работы и различные страхи.

10 признаков эмоционального выгорания

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития, именно поэтому так важно вычислить его как можно раньше.

Психологи выделяют 10 основных признаков эмоционального выгорания:

— истощение, усталость;

— бессонница;

— негативные установки;

— пренебрежение исполнением своих обязанностей;

— увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

— уменьшение аппетита или переедание;

— усиление агрессивности (раздражительность, гнев);

— усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности и апатия);

— чувство вины;

— переживание несправедливости.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в постоянных переживаниях, ощущении беспомощности, безнадежности. У людей, психически истощенных, довольно быстро формируется полное безразличие к своим обязанностям на работе и дома, появляется негативное отношения к окружающим людям и четкая уверенность в собственной профессиональной несостоятельности. В результате все это приводит к резкому ухудшению качества жизни. Иногда у людей в кризисном состоянии «выгорания» случаются эмоциональные срывы и даже суицидальные побуждения.

Психологи отмечают, что синдром эмоционального выгорания характерен для профессий, требующих большой психологической отдачи, участия и сочувствия, а так же частого общения с людьми.

Кому грозит эмоциональное выгорание?

Жертвой эмоционального выгорания может стать кто угодно, ведь стрессы присутствуют на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания также может проявиться на фоне личных стрессов, но чаще к психологическому опустошению приводит именно профессиональная деятельность.

Больше всего к эмоциональному выгоранию склонны:

— учителя,

— медицинские работники,

— менеджеры,

— торговые агенты,

— социальные работники,

— психологи,

— спасатели,

— сотрудники правоохранительных органов.

В группе риска находятся представители и других профессий, связанных с постоянным общением с большим количеством людей. Также развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме.

Кроме этого, большое значение имеет заработная плата, то есть общий материальный достаток человека, который воспринимается как результат профессиональной деятельности. Если размер зарплаты не приносит морального удовлетворения, то человек чувствует бесполезность всех своих усилий, впадает в депрессию и испытывает чувство полной опустошенности. Чаще всего психологи приводят в пример зарплаты медицинских сестер, врачей и учителей – ведь это как раз тот случай, когда заработная плата оказывается несопоставимой с количеством затраченного времени и усилий.

Учиться, расслабляться и дружить с коллегами

Эмоциональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Многие работники почти не осознают первые симптомы своего состояния, а вот коллеги склонны замечать изменения в поведении друг друга. Чем раньше будет выявлено эмоциональное выгорание – тем проще с ним справиться. Однако большинство больных обращаются к врачу, когда на лицо четко выраженные психосоматические нарушения и иммунодефицит II или III степени. Такие пациенты требуют серьезных лечебных и реабилитационных мероприятий.

Чтобы предупредить синдром эмоционального выгорания, надо помнить – главной причиной СЭВ является душевное переутомление. Профилактические мероприятия должны быть направлены прежде всего на снятие стресса. Итак, чтобы не довести себя до эмоционального переутомления, надо:

— Учиться. Регулярное обучение способствует формированию профессиональной уверенности в себе;

— Правильно отдыхать. Для представителей психологически опасных профессий важно в свое свободное время переключаться на новый род деятельности, получать новые впечатления и эмоции;

— Улучшить отношения в коллективе. Для любого сотрудника необходимы хорошие отношения с коллегами, ведь с этими людьми он проводит большую часть своего дня. Со стороны администрации для сохранения психологического здоровья своих сотрудников возможно применение различных схем мотивации и поощрений;

— Распределять нагрузку. Чтобы избежать переутомления, стоит заранее расписывать свои дела, четко планировать свой рабочий день и не оставлять работу на последний момент;

— Быть проще – чтобы не «сгореть на работе» психологи советуют учиться максимально проще относиться к конфликтам на работе;

— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Постарайтесь не сравнивать себя с другими людьми и научиться различать цели по степени их важности и расставлять приоритеты.

Источник