Синдром выгорания в социальной профессии т и ронгинская

Синдром выгорания в социальной профессии т и ронгинская thumbnail

Исследования стрессоустойчивости человека в различных профессиях показали, что в группе педагогов существует реальная опасность появления симптомов профессионального выгорания (Burnout). В начале 70-х годов американский психолог Х.Фрейденберг [Freudenberg, 1974] впервые использовал этот термин (Burnout – англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. В литературе, посвященной синдрому выгорания, можно заметить значи-тельное расширение сфер деятельности, в которых появляется такая опасность. К ним относятся: учителя, психологи и педагоги, полицейские, воспитатели детских домов и др. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя [Kyriacou, 1987; Maslach, 1982; Cole, Walker, 1989; Arold, Rongiсska, Schaarschmidt, 1998; Wrona-Polaсska, 1998; Kliњ, Kossewska, 1998].

Развитие синдрома профессиональнго выгорания в группе педагогов вызвано специфическими требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности. Сюда можно отнести, прежде всего, стремление к совершенству и нежелание признавать право на ошибки, низкий социальный престиж педагогов, особенно учителей школ, необходимость решения проблем, связанных с трудными учащимися и отсутствие надлежащей психо-педагогической подготовки. Исследования, проведенные нами среди учителей различных типов польских школ, были направлены на выяснения индивидуальных стратегий поведения в ситуации возрастающих требований, вызванных реформой образовательной системы.

В качестве инструмента исследования был использован Опросник Форм Поведения и Переживания, связанных с Работой, в оригинальном сокращении – AVEM (нем. – Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster) У. Шааршмидта и А. Фишера, разработанный в институте психологии потсдамского университета (Schaarschmidt, Fischer, 1996) и адаптированный к польским условиям на кафедре психологии Высшей Педагогической Школы в Зеленой Гуре (Польша) под руковод-ством Т.Ронгинской и В.Гайды. Опросник позволяет выделить 4 типа поведения в ситуациях профессиональной деятельности:

• Тип G – здоровый тип (нем. gesund – здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач.

• Тип S – тип экономный, бережливый (нем.

sparsam – экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации и профессиональных амбиций, выраженной склонности к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенный результатами своего труда. Психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (мотивационный тренинг).

• Тип А – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана [Friedmana, Rosenmana, 1974], характеризующийся экстремально вы-соким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием неудовлетворенности работой, а также отсутствием социальной поддержки, позволяет отнести этот тип к груп-пе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.

• Тип B – тип выгорания (англ. burnout – выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной спо-собностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, описанного Фрейденбергом и Маслач [Freudenberg, 1974; Maslach, 1982].

Исследования, проведенные в группе из 300 учителей, показали, что более половины из них испытывают чувство перегруженности, беспомощности, недостатка социальной поддержки и нежелания выполнять свою деятельность, т.е. проявляют симптомы профессионального выгорания. Распределение четырех типов AVEM выглядит следующим образом: тип G (21%), тип S (11%,), тип А (48%) и тип В (20%). Полученные результаты показывают, что профессия учителя относится сегодня к группе, наиболее подверженной стрессу, и требует принятия соответствующих психопрофилактических мер и прежде всего усиления пихологической подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях.

Источник

Автор статьи:
Ершов П.П., Василевский Н.М., Семченко Р.А.

Паспорт статьи:

УДК 619: 614.2

Полное название: Синдром профессионального выгорания у практикующих ветеринарных врачей

Авторы: П.П. Ершов (epp@1vet.ru)1, Н.М. Василевский (vnickm@mail.ru)2, Р.А. Семченко (ruslan@1vet.ru)1

1Сеть ветеринарных клиник ― «Свой Доктор» (Москва).

2Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина.

Краткая аннотация: в статье обсуждается синдром профессионального выгорания у ветеринарных врачей и других специалистов ветеринарного профиля, чья профессиональная деятельность связана с высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Изложены признаки синдрома, факторы (внутренние и внешние) его возникновения, а также меры, предупреждающие его развитие.

Ключевые слова: ветеринарный врач, синдром профессионального выгорания, синдром эмоционального выгорания

Сокращения: СПВ ― синдром профессионального выгорания

Summary

P.P. Ershov1, N.M. Vasilevsky2, R.A.Semchenko1

1Network of veterinary clinics «Own Doctor» (Moscow)

2 Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology named after K.I. Skryabin

Syndrome of Professional Burning out in the Practicing Veterinarians. In the article the syndrome of professional burning out in veterinarians and other specialists of veterinary profile whose professional activity is connected with the high emotional and physical loads is discussed. The signs of syndrome, the factors (internal and external) of its appearance, and also measure for the prevention of its development are presented.

Существует ряд профессий, в которых человек со временем начинает испытывать чувство эмоциональной опустошенности. Профессиональный анализ подобных случаев выявил особый феномен ― синдром профессионального, или эмоционального, выгорания. Этот феномен принято рассматривать в аспекте изменений в мотивационной сфере, разочарования в профессии и общей деформации личности специалиста под влиянием профессиональных стрессов, невысокого престижа профессии в обществе, трудностей в личной жизни.

Впервые термин «психическое выгорание» предложил Н.J. Freidenberger [5] для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые, интенсивно и тесно общаясь с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, приходят к эмоциональному истощению, разочарованию в своей работе и отказу от нее.

По мнению C. Maslach[6], профессиональное выгорание ― это эмоциональное истощение, развивающееся вследствие стресса, вызванного интенсивным межличностным взаимодействием, утратой позитивных чувств, сочувствия и уважения к тем, на кого направлена профессиональная деятельность. Дальнейшее развитие синдрома ухудшает качество оказываемых услуг и порождает недовольство работника собой и результатами своего труда. Особенно быстро и заметно синдром проявляется при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души, ― психотерапевтов, учителей, врачей и продавцов. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, социальных факторах, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека [4].

Несмотря на значительный рост числа исследований по СПВ, проблема научно обоснованной его профилактики и коррекции продолжает оставаться недостаточно разработанной [1…3]. Отсутствуют сведения, касающиеся СПВ в такой особой «группе риска», как ветеринарные врачи, а также преподаватели и студенты (большинство из которых в настоящее время совмещают учебу с работой) факультетов ветеринарной медицины вузов, то есть людей, профессиональная деятельность которых предполагает высокие эмоциональные и физические нагрузки, наличие большого числа факторов, вызывающих стресс и создающих угрозу для личностного развития и способствующих формированию СПВ.

Важными факторами эмоционального выгорания являются мотивация выбора профессии и профессиональное самоопределение. Выбор профессии ветеринарного врача у многих выпускников школ подчинен юношескому порыву и влиянию окружающей среды (мнение родителей, друзей). Поэтому во время учебы или в начале трудовой деятельности человек может столкнуться с осознанием, что его личные качества и потребности не соответствуют избранной специальности, а это может привести к уходу из профессии. Так, анализ причин выбытия студентов, обучающихся на факультете ветеринарной медицины МГАВМиБ, за 3 учебных года (2010‒11, 2011‒12, 2012‒13) показывает, что уже на этапе учебы с СПВ сталкиваются от 2,88 до 5,35 % (в среднем 4,34 %) студентов очного отделения. Всего в названные периоды выбыло, соответственно, 75 (4,70 %) студентов, 130 (8,09 %) и 108 (6,77 %), в том числе по причинам утраты с вузом, перевода в другой вуз или на другой факультет, отчисления по собственному желанию (соответственно, за анализируемые годы ― 46, или 2,88 %, 86, или 5,35 %, 76, или 4,76 % студентов).

Читайте также:  Организации для детей с синдромом дауна

По результатам анализа анкет ветеринарных врачей сети ветеринарных клиник «Свой Доктор» нами выявлены внутренние и внешние факторы, способствующие СПВ.

Внешние фактор – это отсутствие должного престижа профессии ветеринарного врача, отсутствие четких требований к работе; низкая оплата труда; чрезмерный контроль работника; постоянный риск штрафныхсанкций; работа без выходных иотпусков; отсутствие необходимых средств для оказания качественной помощи.

Внутренние факторы ― это неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, наличие постоянной критики со стороны руководства, коллег; психологически трудный контингент посетителей,склонность к чрезмерному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности (любая неудача воспринимается болезненно, что может привести к бессоннице, чувству вины, апатии и т. д.; если врач сталкивается с невозможностью спасти жизнь пациенту, то он испытывает чувство бессилия, при этом владельцы больного животного при неудачном лечении готовы обвинить врача); систематическое нарушение личных границ доктора владельцами животных, которые, позволяя себе частые звонки, стараются максимально переложить на него всю ответственность; наличие нерешенных конфликтов в личной жизни врача.

Правильный выбор сферы деятельности служит залогом профессионального успеха. Чтобы понять, правильно ли выбрана профессия, нужно задать себе вопрос: «Что бы я делал, если бы мне не нужно было зарабатывать деньги?». Единственный способ стать признанным специалистом в какой-то области ― это искренне любить свое дело.

Существенная роль в профилактике СПВ отводится самому работнику. Ему рекомендуют следовать таким правилам, как расчет и целесообразное распределение своих нагрузок, умение безболезненно переключаться с одного вида деятельности на другой, избегать конфликтных ситуаций на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, поддерживать хорошую физическую форму (сбалансированное питание, здоровый образ жизни без вредных привычек и т. д.), систематически заниматься профессиональным развитием и самосовершенствованием.

В сети ветеринарных клиник «Свой Доктор» в качестве мер профилактики СПВ практикуют следующие: выплата «белой» заработной платы, организация бесплатного питания, корпоративных творческих мероприятий (два-три раза в год с выездом на несколько дней в санаторий), курсов английского языка для сотрудников на льготных условиях, поздравления сотрудников в день рождения, оплата 50 % сторонних образовательных курсов, выбранных сотрудником, обеспечение бесплатного посещения практических курсов, организуемых в рамках компании, бесплатная корпоративная мобильная связь для руководителей верхнего и среднего звена.

Для определения уровня собственного профессионального выгорания рекомендуется пройти тест (автор В.В.Бойко), который доступен на сайте: www.svoydoctor.ru

Тест на профессиональное выгорание

Библиография

  1. Водопьянова, Н.Е. Личные смыслы как факторы противодействия синдрому профессионального выгорания / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густелева // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика». ― Казань: Новое знание, 2008. ― С. 121–123.
  2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. ― С. 336.
  3. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от ди­агностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. ― 2004. ― Т. 25. ― № 2. ― С. 75–85.
  4. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. ― 2002. ― Т. 23. ― № 3. ― C. 85‒95.
  5. Freidenberger, Н.J. Staff burn-out / Н.J. Freidenberger // J. of Social Issues. ― 1974. ― V. 30. ― P. 159‒165.
  6. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome / C. Maslach // Park Ridge, IL: London House, 1982. ― Р. 30−53.

Источник

Синдром выгорания в социальной профессии т и ронгинская

Àíàëèç ïðîöåññà ïîñòåïåííîé óòðàòû ýìîöèîíàëüíîé, êîãíèòèâíîé è ôèçè÷åñêîé ýíåðãèè, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â ñèìïòîìàõ óìñòâåííîãî èñòîùåíèÿ, ôèçè÷åñêîãî óòîìëåíèÿ. Àëãîðèòì ïðîâåäåíèÿ äèàãíîñòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ îïåðàòèâíûõ ñëóæá ÌÂÄ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ11.04.2012
Ðàçìåð ôàéëà46,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

6. Îðåë Â.Å. Ôåíîìåí «âûãîðàíèÿ» â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè: ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 2001. — Ò.22.

7. Ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ /Ïîä ðåä. Î.À.Ãàëóñòüÿí — Ì.: ÞÍÈÒÈ — ÄÀÍÀ, 2002. -234ñ.

8. Ðîíãèíñêàÿ Ò.È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ. // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë, ¹3.- 2002.

9. Ðàéãîðîäñêèé Ä.ß. Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà. / Ä.ß.Ðàéãîðîäñêèé. — Ñàìàðà: Áàõðàõ-Ì, 2008- 672ñ.

10. Ðîíãèíñêàÿ Ò.È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ. /Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë, òîì 23, ¹3 -2002.

11. Ñàìûêèíà Í., Ñóëèöêèé Â. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìû./ Í.Ñàìûêèíà, Â. Ñóëèöêèé. -Ñîöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ, ¹2 -2005.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ ïðîáëåìû ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ, ïðåäúÿâëÿåìûå ê ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ïðîãðàììà ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð. Îñíîâíûå ñòàäèè ñôîðìèðîâàííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [218,2 K], äîáàâëåí 10.10.2014

  • Àíàëèç íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè ñ ïîçèöèé ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû è ñòàäèè åãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,7 K], äîáàâëåí 19.01.2016

  • Èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû «âûãîðàíèÿ» ñîòðóäíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá íà ïðèìåðå Ìóíèöèïàëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ «Êîìïëåêñíûé öåíòð ñîöèàëüíîãî îáñëóæèâàíèÿ íàñåëåíèÿ» Ëåíèíñêîãî ðàéîíà Ãîðîäñêîãî Îêðóãà ã. Óôà. Ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå «âûãîðàíèÿ» ñîòðóäíèêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [231,5 K], äîáàâëåí 14.05.2015

  • Ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (ÑÝÂ) êàê ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàêöèè ÷åëîâåêà íà äîëãîñðî÷íîå ýìîöèîíàëüíîå ïåðåóòîìëåíèå. Ïðîÿâëåíèå ÑÝ â ÷óâñòâå áåçðàçëè÷èÿ, ýìîöèîíàëüíîãî èñòîùåíèÿ, èçíåìîæåíèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà ñïîñîáîâ çàùèòû îò ÑÝÂ.

    ïðåçåíòàöèÿ [551,1 K], äîáàâëåí 10.03.2016

  • Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïåäàãîãîâ. Ïîíÿòèå òðåâîæíîñòè. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, åãî ñóùíîñòü. Ìåòîäèêà Áîéêî «Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Ìåòîäèêà Ñïèëáåðãåðà – Õàíèíà «Îïðåäåëåíèå òðåâîæíîñòè». Äèàãíîñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [62,0 K], äîáàâëåí 18.07.2008

  • Ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ýòàïû. Ëè÷íîñòü ó÷èòåëÿ — èíñòðóìåíò ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ è ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ. Òðåíèíã ýìîöèîíàëüíîé ñàìîðåãóëÿöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [284,9 K], äîáàâëåí 07.05.2011

  • Ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî êëþ÷åâûå ïðèçíàêè è ñèìïòîìû. Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñîòðóäíèêîâ ïðàâîîõðàíèòåëüíîé ñôåðû. Èññëåäîâàíèå ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìû íà ïðåäìåò íàëè÷èÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ è ðåêîìåíäàöèè äëÿ áîðüáû íèì.

    ðåôåðàò [23,8 K], äîáàâëåí 30.11.2009

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009

  • Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014

  • Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà âçðîñëîñòè. Ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è õàðàêòåðèñòèêà ñòðåññà ïî Ã. Ñåëüå. Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ñâÿçè ìåæäó óðîâíåì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ïîêàçàòåëÿìè òðåâîæíîñòè â ïåðèîä âçðîñëîñòè, èñïîëüçóåìûå ìåòîäèêè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [850,8 K], äîáàâëåí 01.09.2015

Синдром выгорания в социальной профессии т и ронгинская

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Синдром хронической тазовой боли у мужчин как лечить

Источник

Àíàëèç ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» êàê ïðîÿâëåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè. Àíàëèç îñîáåííîñòåé ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé íåêîòîðûõ ïðîôåññèé. Èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé íà ðàçâèòèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Òàêèì îáðàçîì, ìû ìîæåì ñäåëàòü âûâîä, ÷òî íàøà ãèïîòåçà — ñóùåñòâóåò âçàèìîñâÿçü ìåæäó óðîâíåì ýìïàòèéíîñòè è ïîêàçàòåëåì ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó âðà÷åé — â õîäå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ íàøëà ñâîå ïîäòâåðæäåíèå.

Çàêëþ÷åíèå

Ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåôîðìàöèÿ ëè÷íîñòè — ýòî èçìåíåíèÿ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè (ñòåðåîòèïîâ âîñïðèÿòèÿ, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, õàðàêòåðà, ñïîñîáîâ îáùåíèÿ è ïîâåäåíèÿ), êîòîðûå ïîÿâëÿþòñÿ ïîä âëèÿíèåì âûïîëíåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ðîëè.

Äåôîðìàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, êîãäà çàùèòíûå ìåõàíèçìû îñëàáåâàþò íàñòîëüêî, ÷òî ðàáîòíèê íå ìîæåò ïðîòèâîñòîÿòü ãóáèòåëüíûì ôàêòîðàì è íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ ëè÷íîñòè. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå, íåâîçìîæíîñòü ñîñòðàäàòü.

Ñàìî ïî ñåáå âûãîðàíèå êîíñòðóêòèâíî, äèñôóíêöèîíàëüíû åãî ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè.

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì ñî÷åòàíèåì ñèìïòîìîâ íàðóøåíèÿ â ïñèõè÷åñêîé, ñîìàòè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ñôåðàõ æèçíè; ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è ïðîõîäèò òðè ñòàäèè.

Ñóùåñòâóåò ðÿä ïðîôåññèé, â êîòîðûõ ÷åëîâåê íà÷èíàåò èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âíóòðåííåé ýìîöèîíàëüíîé îïóñòîø¸ííîñòè âñëåäñòâèå íåîáõîäèìîñòè ïîñòîÿííûõ êîíòàêòîâ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ñïåöèàëèñòîâ, çàíÿòûõ â ñôåðå «÷åëîâåê-÷åëîâåê».

Ñðåäè ïðîôåññèé, â êîòîðûõ ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî, ñëåäóåò îòìåòèòü âðà÷åé, ó÷èòåëåé, ïñèõîëîãîâ, ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, ñïàñàòåëåé, ðàáîòíèêîâ ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ.

Ñðåäè ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû: ëè÷íîñòíûå, ðàáî÷èå, ïðîôåññèîíàëüíûå è îðãàíèçàöèîííûå. Ðÿä ó÷åíûõ ñ÷èòàåò, ÷òî ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè íàìíîãî áîëüøå âëèÿþò íà ðàçâèòèå âûãîðàíèÿ íå òîëüêî ïî ñðàâíåíèþ ñ äåìîãðàôè÷åñêèìè õàðàêòåðèñòèêàìè, íî è ôàêòîðàìè ðàáî÷åé ñðåäû.

Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç è îáîáùåíèå ëèòåðàòóðû ïî òåìå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè íåäîñòàòî÷íóþ èçó÷åííîñòü ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Âìåñòå ñ òåì, ñ ñèíäðîìîì âûãîðàíèÿ ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ êàæäûé ñïåöèàëèñò, â îñîáåííîñòè ðàáîòàþùèé â ñôåðå «ïîìîãàþùèõ» ïðîôåññèé. Ñîçäàíèå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ è «îáíîâëÿþùèõ» ïðîãðàìì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé î÷åíü ïåðñïåêòèâíûé è ýôôåêòèâíûé âèä ïîìîùè «âûãîðàþùèì» ðàáîòíèêàì.

Èñõîäÿ èç àíàëèçà ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ ïî ïðîáëåìå èññëåäîâàíèÿ, íàìè áûëà ñôîðìóëèðîâàíà ñëåäóþùàÿ ãèïîòåçà: ñóùåñòâóåò âçàèìîñâÿçü ìåæäó óðîâíåì ýìïàòèéíîñòè è ïîêàçàòåëåì ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó âðà÷åé.

Äëÿ îïðîâåðæåíèÿ èëè ïîäòâåðæäåíèÿ äàííîé ãèïîòåçû íàìè áûëî ïðîâåäåíî ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ïðèíÿëè ó÷àñòèå 8 âðà÷åé-àíåñòåçèîëîãîâ.

Äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ â èññëåäîâàíèè çàäà÷ ìû èñïîëüçîâàëè òåñò «Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé» È. Ì. Þñóïîâà è ìåòîäèêó äèàãíîñòèêè óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ Â. Â. Áîéêî.

Àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ïîêàçàë, ÷òî ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, çàâèñÿùàÿ îò ñòåïåíè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âðà÷à. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ íàèáîëåå âûðàæåí â ãðóïïå âðà÷åé ñ íèçêèì óðîâíåì ýìïàòèéíîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, öåëü èññëåäîâàíèÿ — èçó÷èòü ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå êàê ïðîÿâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè è âûÿâèòü îñîáåííîñòè ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé íåêîòîðûõ ïðîôåññèé — äîñòèãíóòà; çàäà÷è ðåàëèçîâàíû. Ãèïîòåçà — ñóùåñòâóåò âçàèìîñâÿçü ìåæäó óðîâíåì ýìïàòèéíîñòè è ïîêàçàòåëåì ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó âðà÷åé — ïîäòâåðæäåíà.

Ñïèñîêèñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Áîéêî, Â. Â. Ýíåðãèÿ ýìîöèé â îáùåíèè: âçãëÿä íà ñåáÿ è íà äðóãèõ / Â. Â. Áîéêî. — Ì.: Ôèëèíú, 1996. — 469 ñ.

2. Áîëüøîé òîëêîâûé ñîöèîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. — Ì.: Âå÷å, 1999. — Ò.2 — 528ñ.

3. Âîäîïüÿíîâà, Í. Å. Ñèíäðîì ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèÿõ / Í. Å. Âîäîïüÿíîâà // Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ /Ïîä ðåä. Ã. Ñ. Íèêèôîðîâà. — ÑÏá.: ÑÏá ÃÓ, 2000. — Ñ.443-463.

4. Åëäûøîâà, Î. À. Ïðîáëåìà «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïñèõîëîãà è ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè / Î. À. Åëäûøîâà // Ðàáîòà ïåðåæèâàíèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì: Ñáîðíèê ñòàòåé è òåçèñîâ âûñòóïëåíèé II Ìåæäóíàðîäíîé êîíôåðåíöèè Òåëåôîíîâ Äîâåðèÿ (Ìîñêâà, 25-27 îêòÿáðÿ 2007ã.). — Ì.: Íàöèîíàëüíûé ôîíä çàùèòû äåòåé îò æåñòîêîãî îáðàùåíèÿ, 2007. — Ñ.35-40.

5. Åëäûøîâà, Î. À. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ïîìîãàþùèõ ïðîôåññèÿõ / Î. À. Åëäûøîâà // Ðîëü ñëóæá ýêñòðåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ïî òåëåôîíó â ðåøåíèè ïðîáëåìû ñèðîòñòâà â Ðîññèè: I Ìåæäóíàðîäíàÿ êîíôåðåíöèÿ äåòñêèõ òåëåôîíîâ äîâåðèÿ 17-18 íîÿáðÿ 2006 ã.: Ñáîðíèê ñòàòåé âûñòóïëåíèé. — Ìîñêâà, 2006. — Ñ.38-41.

6. Äèàãíîñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòè (Â. Â. Áîéêî) // Ôåòèñêèí, Í. Ï. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è ìàëûõ ãðóïï / Í. Ï. Ôåòèñêèí, Â. Â. Êîçëîâ, Ã. Ì. Ìàíóéëîâ. — Ì.: Èçä-âî Èíñòèòóòà Ïñèõîòåðàïèè, 2002. — 490 ñ.

7. Îðåë, Â. Å. Èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ñîäåðæàíèÿ äåÿòåëüíîñòè íà óäîâëåòâîðåííîñòü òðóäîì / Â. Å. Îðåë, È. Ñ. Øåìåò // Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ðàöèîíàëèçàöèè òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. — ßðîñëàâëü, 1987. — Ñ.109-116.

8. Îðåë, Â. Å. Ôåíîìåí «âûãîðàíèÿ» â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè: ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ / Â. Å. Îðåë // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 2001. — Ò.22. — ¹ 1. — Ñ.90-101.

9. Ïðàâäèâöåâà, À. À. Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíîé ñôåðû. Ïðîôèëàêòèêà ÑÏÂ: Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû / À. À. Ïðàâäèâöåâà, Ã. Â. ×àïëèíà. — Ñòàâðîïîëü: ÃÓ Öåíòð ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè íàñåëåíèþ, 2007. — 120 ñ.

10. Ðîíãèíñêàÿ, Ò. È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ / Ò. È. Ðîíãèíñêàÿ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — Ì. — 2002. — Ò. 23. — ¹ 3. — Ñ. 85-95.

11. Ñèäîðîâ, Ï. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ / Ï. Ñèäîðîâ // Ìåäèöèíñêàÿ ãàçåòà. — ¹ 43 — 8 èþíÿ 2005 ã.

12. Òðóíîâ, Ä. È ñíîâà î «ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöè軅 / Ä. Òðóíîâ // Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãàçåòà. — 2004. — ¹ 6. — Ñ.32-34.

13. Ôèëèíà, Ñ. Î «ñèíäðîìå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» è òåõíèêå áåçîïàñíîñòè / Ñ. Ôèëèíà // Øêîëüíûé ïñèõîëîã. — 2003. — ¹ 7. — Ñ.24-29.

14. Ôîðìàíþê, Ò. Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ» ó÷èòåëÿ / Ò. Â. Ôîðìàíþê // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. — 1994. — ¹ 6. — Ñ.54-67.

15. Óìíÿøêèíà, Ñ. Â. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ïðîáëåìà ñàìîàêòóàëèçàöèè ëè÷íîñòè (â ñôåðå ïîìîãàþùèõ ïðîôåññèé): äèññ. êàíä. ïñèõîë. íàóê: 19.00.04 / Ñ. Â. Óìíÿøêèíà. — Ì.: ÐÃÁ, 2002. — 220 ñ.

16. Þñóïîâ, È. Ì. Ïñèõîëîãèÿ âçàèìîïîíèìàíèÿ / È. Ì. Þñóïîâ. — Êàçàíü, 1991. — 290 ñ.

Ïðèëîæåíèå 1

Ñïèñîê èñïûòóåìûõ

1.

Ìèõàèë À.

5.

Þðèé Ê.

2.

Åâãåíèé Ä.

6.

Âÿ÷åñëàâ Ï.

3.

Âëàäèìèð È.

7.

Âëàäèìèð Ñ.

4.

Ìàðãàðèòà Ê.

8.

Äìèòðèé ß.

Читайте также:  Эвелина бледанс сын с синдромом дауна 2016

Ïðèëîæåíèå 2

Òåñòîâûé ìàòåðèàë ê ìåòîäèêå «Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé»

¹ ï/ï

Óòâåðæäåíèÿ

Íå çíàþ

Íåò, íèêîãäà

Èíîãäà

×àñòî

Ïî÷òè âñåãäà

Äà, âñåãäà

1.

Ìíå áîëüøå íðàâÿòñÿ êíèãè î ïóòåøåñòâèÿõ, ÷åì êíèãè èç ñåðèè «Æèçíü çàìå÷àòåëüíûõ ëþäåé»

1

2

3

4

5

2.

Âçðîñëûõ äåòåé ðàçäðàæàåò çàáîòà ðîäèòåëåé

1

2

3

4

5

3.

Ìíå íðàâèòñÿ ðàçìûøëÿòü î ïðè÷èíàõ óñïåõîâ è íåóäà÷àõ äðóãèõ ëþäåé

1

2

3

4

5

4.

Ñðåäè âñåõ ìóçûêàëüíûõ ïåðåäà÷ ïðåäïî÷èòàþ ïåðåäà÷è î ñîâðåìåííîé ìóçûêå

1

2

3

4

5

5.

×ðåçìåðíóþ ðàçäðàæèòåëüíîñòü è íåñïðàâåäëèâûå óïðåêè áîëüíîãî íàäî òåðïåòü, äàæå åñëè îíè ïðîäîëæàþòñÿ ãîäàìè

1

2

3

4

5

6.

Áîëüíîìó ÷åëîâåêó ìîæíî ïîìî÷ü äàæå ñëîâîì

1

2

3

4

5

7.

Ïîñòîðîííèì ëþäÿì íå ñëåäóåò âìåøèâàòüñÿ â êîíôëèêò ìåæäó äâóìÿ ëèöàìè

1

2

3

4

5

8.

Ñòàðûå ëþäè, êàê ïðàâèëî, îáèä÷èâû áåç ïðè÷èí

1

2

3

4

5

9.

Êîãäà â äåòñòâå ñëóøàë ãðóñòíóþ èñòîðèþ, íà ìîè ãëàçà ñàìè ïî ñåáå íàâîðà÷èâàëèñü ñëåçû

1

2

3

4

5

10.

Ðàçäðàæåííîå ñîñòîÿíèå ìîèõ ðîäèòåëåé âëèÿåò íà ìîå íàñòðîåíèå

1

2

3

4

5

11.

ß ðàâíîäóøåí ê êðèòèêå â ìîé àäðåñ

1

2

3

4

5

12.

Ìíå áîëüøå íðàâèòñÿ ðàññìàòðèâàòü ïîðòðåòû, ÷åì êàðòèíû ñ ïåéçàæàìè

1

2

3

4

5

13.

ß âñåãäà ïðîùàë âñå ðîäèòåëÿì, äàæå åñëè îíè áûëè íåïðàâû

1

2

3

4

5

14.

Åñëè ëîøàäü ïëîõî òÿíåò, åå íóæíî õëåñòàòü

1

2

3

4

5

15.

Êîãäà ÿ ÷èòàþ î äðàìàòè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ â æèçíè ëþäåé, òî ÷óâñòâóþ, ñëîâíî ýòî ïðîèñõîäèò ñî ìíîé

1

2

3

4

5

16.

Ðîäèòåëè îòíîñÿòñÿ ê ñâîèì äåòÿì ñïðàâåäëèâî

1

2

3

4

5

17.

Âèäÿ ññîðÿùèõñÿ ïîäðîñòêîâ èëè âçðîñëûõ, ÿ âìåøèâàþñü

1

2

3

4

5

18.

ß íå îáðàùàþ âíèìàíèå íà ïëîõîå íàñòðîåíèå ìîèõ ðîäèòåëåé

1

2

3

4

5

19.

ß ïîäîëãó íàáëþäàþ çà ïîâåäåíèåì æèâîòíûõ, îòêëàäûâàÿ äðóãèå äåëà

1

2

3

4

5

20.

Ôèëüìû è êíèãè ìîãóò âûçâàòü ñëåçû òîëüêî ó íåñåðüåçíûõ ëþäåé

1

2

3

4

5

21.

Ìíå íðàâèòñÿ íàáëþäàòü çà âûðàæåíèåì ëèö è ïîâåäåíèåì íåçíàêîìûõ ëþäåé

1

2

3

4

5

22.

 äåòñòâå ÿ ïðèâîäèë äîìîé êîøåê è ñîáàê

1

2

3

4

5

23.

Âñå ëþäè íåîáîñíîâàííî îçëîáëåííû

1

2

3

4

5

24.

Ãëÿäÿ íà ïîñòîðîííåãî ÷åëîâåêà, ìíå õî÷åòñÿ óãàäàòü, êàê ñëîæèòñÿ åãî æèçíü

1

2

3

4

5

25.

 äåòñòâå ìëàäøèå ïî âîçðàñòó õîäèëè çà ìíîé ïî ïÿòàì

1

2

3

4

5

26.

Ïðè âèäå ïîêàëå÷åííîãî æèâîòíîãî ÿ ñòàðàþñü åìó ÷åì-òî ïîìî÷ü

1

2

3

4

5

27.

×åëîâåêó ñòàíåò ëåã÷å, åñëè âíèìàòåëüíî ñëóøàòü åãî æàëîáû

1

2

3

4

5

28.

Óâèäåâ óëè÷íîå ïðîèñøåñòâèå, ÿ ñòàðàþñü íå ïîïàäàòü â ÷èñëî ñâèäåòåëåé

1

2

3

4

5

29.

Ìëàäøèì íðàâèòñÿ, êîãäà ÿ ïðåäëàãàþ èì ñâîþ èäåþ, äåëî èëè ðàçâëå÷åíèå

1

2

3

4

5

30.

Ëþäè ïðåóâåëè÷èâàþò ñïîñîáíîñòü æèâîòíûõ ÷óâñòâîâàòü íàñòðîåíèå ñâîèõ õîçÿåâ

1

2

3

4

5

31.

Èç çàòðóäíèòåëüíîé êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè ÷åëîâåê äîëæåí âûõîäèòü ñàìîñòîÿòåëüíî

1

2

3

4

5

32.

Åñëè ðåáåíîê ïëà÷åò, íà òî åñòü ñâîè ïðè÷èíû

1

2

3

4

5

33.

Ìîëîäåæü äîëæíà óäîâëåòâîðÿòü ëþáûå ïðîñüáû è ÷óäà÷åñòâà ñòàðèêîâ

1

2

3

4

5

34.

Ìíå õîòåëîñü ðàçîáðàòüñÿ, ïî÷åìó íåêîòîðûå ìîè îäíîêëàññíèêè èíîãäà áûëè çàäóì÷èâû

1

2

3

4

5

35.

Áåñïðèçîðíûõ äîìàøíèõ æèâîòíûõ ñëåäóåò îòëàâëèâàòü è óíè÷òîæàòü

1

2

3

4

5

36.

Åñëè ìîè äðóçüÿ íà÷èíàþò îáñóæäàòü ñî ìíîé ñâîè ëè÷íûå ïðîáëåìû, ÿ ñòàðàþñü ïåðåâåñòè ðàçãîâîð íà äðóãóþ òåìó

1

2

3

4

5

Ïðèëîæåíèå 3

Òåñòîâûé ìàòåðèàë ê ìåòîäèêå äèàãíîñòèêè óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ Â. Â. Áîéêî

1. Òåñòîâûé ìàòåðèàë ê ìåòîäèêå äèàãíîñòèêè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

2. Îðãàíèçàöèîííûå íåäîñòàòêè íà ðàáîòå ïîñòîÿííî çàñòàâëÿþò íåðâíè÷àòü, ïåðåæèâàòü, íàïðÿãàòüñÿ.

3. Ñåãîäíÿ ÿ äîâîëåí ñâîåé ïðîôåññèåé íå ìåíüøå, ÷åì â íà÷àëå êàðüåðû.

4. ß îøèáñÿ â âûáîðå ïðîôåññèè èëè ïðîôèëÿ äåÿòåëüíîñòè (çàíèìàþ íå ñâîå ìåñòî).

5. Ìåíÿ áåñïîêîèò òî, ÷òî ÿ ñòàë õóæå ðàáîòàòü (ìåíåå ïðîäóêòèâíî, êà÷åñòâåííî, ìåäëåííåå).

6. Òåïëîòà âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïàðòíåðàìè î÷åíü çàâèñèò îò ìîåãî íàñòðîåíèÿ — õîðîøåãî èëè ïëîõîãî.

7. Îò ìåíÿ êàê ïðîôåññèîíàëà ìàëî çàâèñèò áëàãîïîëó÷èå ïàðòíåðîâ.

8. Êîãäà ÿ ïðèõîæó ñ ðàáîòû äîìîé, òî íåêîòîðîå âðåìÿ (÷àñà 2-3) ìíå õî÷åòñÿ ïîáûòü îäíîìó, ÷òîáû ñî ìíîé íèêòî íå îáùàëñÿ.

9. Êîãäà ÿ ÷óâñòâóþ óñòàëîñòü èëè íàïðÿæåíèå, òî ñòàðàþñü ïîñêîðåå ðåøèòü ïðîáëåìû ïàðòíåðà (ñâåðíóòü âçàèìîäåéñòâèå).

10. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýìîöèîíàëüíî ÿ íå ìîãó äàòü ïàðòíåðàì òîãî, ÷òî òðåáóåò ïðîôåññèîíàëüíûé äîëã.

11. Ìîÿ ðàáîòà ïðèòóïëÿåò ýìîöèè.

12. ß îòêðîâåííî óñòàë îò ÷åëîâå÷åñêèõ ïðîáëåì, ñ êîòîðûìè ïðèõîäèòñÿ èìåòü äåëî íà ðàáîòå.

13. Áûâàåò, ÿ ïëîõî çàñûïàþ (ñïëþ) èç-çà ïåðåæèâàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ðàáîòîé.

14. Âçàèìîäåéñòâèå ñ ïàðòíåðàìè òðåáóåò îò ìåíÿ áîëüøîãî íàïðÿæåíèÿ.

15. Ðàáîòà ñ ëþäüìè ïðèíîñèò âñå ìåíüøå óäîâëåòâîðåíèÿ.

16. ß áû ñìåíèë ìåñòî ðàáîòû, åñëè áû ïðåäñòàâèëàñü âîçìîæíîñòü.

17. Ìåíÿ ÷àñòî ðàññòðàèâàåò òî, ÷òî ÿ íå ìîãó äîëæíûì îáðàçîì îêàçàòü ïàðòíåðó ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîääåðæêó, óñëóãó, ïîìîùü.

18. Ìíå âñåãäà óäàåòñÿ ïðåäîòâðàòèòü âëèÿíèå ïëîõîãî íàñòðîåíèÿ íà äåëîâûå êîíòàêòû.

19. Ìåíÿ î÷åíü îãîð÷àåò, åñëè ÷òî-òî íå ëàäèòñÿ â îòíîøåíèÿõ ñ äåëîâûì ïàðòíåðîì.

20. ß íàñòîëüêî óñòàþ íà ðàáîòå, ÷òî äîìà ñòàðàþñü îáùàòüñÿ êàê ìîæíî ìåíüøå.

21. Èç-çà íåõâàòêè âðåìåíè, óñòàëîñòè èëè íàïðÿæåíèÿ ÷àñòî óäåëÿþ âíèìàíèå ïàðòíåðó ìåíüøå, ÷åì ïîëîæåíî.

22. Èíîãäà ñàìûå îáû÷íûå ñèòóàöèè îáùåíèÿ íà ðàáîòå âûçûâàþò ðàçäðàæåíèå.

23. ß ñïîêîéíî âîñïðèíèìàþ îáîñíîâàííûå ïðåòåíçèè ïàðòíåðîâ.

24. Îáùåíèå ñ ïàðòíåðàìè ïîáóäèëî ìåíÿ ñòîðîíèòüñÿ ëþäåé.

25. Ïðè âîñïîìèíàíèè î íåêîòîðûõ êîëëåãàõ ïî ðàáîòå èëè ïàðòíåðàõ ó ìåíÿ ïîðòèòñÿ íàñòðîåíèå.

26. Êîíôëèêòû èëè ðàçíîãëàñèÿ ñ êîëëåãàìè îòíèìàþò ìíîãî ñèë è ýìîöèé.

27. Ìíå âñå òðóäíåå óñòàíàâëèâàòü èëè ïîääåðæèâàòü êîíòàêòû ñ äåëîâûìè ïàðòíåðàìè.

28. Îáñòàíîâêà íà ðàáîòå ìíå êàæåòñÿ î÷åíü òðóäíîé, ñëîæíîé.

29. Ó ìåíÿ ÷àñòî âîçíèêàþò òðåâîæíûå îæèäàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ðàáîòîé: ÷òî-òî äîëæíî ñëó÷èòüñÿ, êàê áû íå äîïóñòèòü îøèáêè, ñìîãó ëè ñäåëàòü âñå êàê íàäî, íå ñîêðàòÿò ëè è ò. ï.

30. Åñëè ïàðòíåð ìíå íåïðèÿòåí, ÿ ñòàðàþñü îãðàíè÷èòü âðåìÿ îáùåíèÿ ñ íèì èëè ìåíüøå óäåëÿòü åìó âíèìàíèÿ.

31.  îáùåíèè íà ðàáîòå ÿ ïðèäåðæèâàþñü ïðèíöèïà: «Íå äåëàé ëþäÿì äîáðà, íå ïîëó÷èøü çëà».

32. ß îõîòíî ðàññêàçûâàþ äîìàøíèì î ñâîåé ðàáîòå.

33. Áûâàþò äíè, êîãäà ìîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïëîõî ñêàçûâàåòñÿ íà ðåçóëüòàòàõ ðàáîòû (ìåíüøå äåëàþ, ñíèæàåòñÿ êà÷åñòâî, ñëó÷àþòñÿ êîíôëèêòû).

34. Ïîðîé ÿ ÷óâñòâóþ, ÷òî íàäî ïðîÿâèòü ê ïàðòíåðó ýìîöèîíàëüíóþ îòçûâ÷èâîñòü, íî íå ìîãó.

35. ß î÷åíü ïåðåæèâàþ çà ñâîþ ðàáîòó.

36. Ïàðòíåðàì ïî ðàáîòå îòäàåøü âíèìàíèÿ è çàáîòû áîëüøå, ÷åì ïîëó÷àåøü îò íèõ ïðèçíàòåëüíîñòè.

37. Ïðè ìûñëè î ðàáîòå ìíå îáû÷íî ñòàíîâèòñÿ íå ïî ñåáå: íà÷èíàåò êîëîòü â îáëàñòè ñåðäöà, ïîâûøàåòñÿ äàâëåíèå, ïîÿâëÿåòñÿ ãîëîâíàÿ áîëü.

38. Ó ìåíÿ õîðîøèå (âïîëíå óäîâëåòâîðèòåëüíûå) îòíîøåíèÿ ñ íåïîñðåäñòâåííûì ðóêîâîäèòåëåì.

39. ß ÷àñòî ðàäóþñü, âèäÿ, ÷òî ìîÿ ðàáîòà ïðèíîñèò ïîëüçó ëþäÿì.

40.  ïîñëåäíåå âðåìÿ (èëè êàê âñåãäà) ìåíÿ ïðåñëåäóþò íåóäà÷è â ðàáîòå.

41. Íåêîòîðûå ñòîðîíû (ôàêòû) ìîåé ðàáîòû âûçûâàþò ãëóáîêîå ðàçî÷àðîâàíèå, ïîâåðãàþò â óíûíèå.

42. Áûâàþò äíè, êîãäà êîíòàêòû ñ ïàðòíåðàìè ñêëàäûâàþòñÿ õóæå, ÷åì îáû÷íî.

43. ß ðàçäåëÿþ äåëîâûõ ïàðòíåðîâ (ñóáúåêòîâ äåÿòåëüíîñòè) íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ».

44. Óñòàëîñòü îò ðàáîòû ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ÿ ñòàðàþñü ñîêðàòèòü îáùåíèå ñ äðóçüÿìè è çíàêîìûìè.

45. ß îáû÷íî ïðîÿâëÿþ èíòåðåñ ê ëè÷íîñòè ïàðòíåðà ïîìèìî òîãî, ÷òî êàñàåòñÿ äåëà.

46. Îáû÷íî ÿ ïðèõîæó íà ðàáîòó îòäîõíóâøèì, ñî ñâåæèìè ñèëàìè, â õîðîøåì íàñòðîåíèè.

47. ß èíîãäà ëîâëþ ñåáÿ íà òîì, ÷òî ð?