Синдром выгорания и вторичная травма
20. Синдром выгорания. Вторичная травма
Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. «Синдром эмоцианального выгорания» (СЭВ) — сложный психофизиологический феномен. Он представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.). Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ. Симптомы синдрома «сгорания» также вряд ли отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Представленные в работах разных авторов, обладают определенным сходством. Так, по Глену Энтони Робертсу, о выгорании говорят: ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; повышенная раздражительность — и на работе, и дома; упорное желание переменить род занятий; рассеянность; нарушение сна; обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Эти симптомы группируются вокруг четырех основ: изменения в поведении, чувствах, мышлении и здоровье. По В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия «Напряжение»: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия. 2-я стадия «Резистенция»: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. 3-я стадия «Истощение»: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. Вторичная травма. Вторичная травма — как следствие эмпатической (способность поставить себя на место другого человека способность к сопереживанию) вовлечённости в отношениях с пациентом, переживающим психологическую травму. Вторичная травма, или вторичный травматический стресс изменения во внутреннем опыте специалиста, которые возникают в результате его эмпатической вовлечённости в отношения с пациентом, переживающим психологическую травму травматический стресс (STS) связан с синдромом эмоционального выгорания, хотя и не является его полным аналогом. Если для STS необходимо наличие сопереживания клиенту (пациенту) с проблемной ситуацией, то эмоциональное выгорание может наступать при работе с любыми клиентами. Кроме того, эмоциональное выгорание развивается постепенно, тогда как вторичная травма, будучи процессом, с определённой динамикой, тем не менее, может проявиться внезапно. Основные симптомы вторичного травматического стресса могут напоминать симптомы ПТСР: повторное переживание травматического события в воспоминаниях или в сновидениях; избегание ситуаций и мыслей, связанных с травматической ситуацией, и как результат — прекращение определённых видов занятий; возбуждение, расстройство сна, трудности концентрации внимания и т.п.
21. Условия формирования безопасного поведения личности
Проблемы психологической безопасности личности – сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. Отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека. Степень влияния опасной ситуации определяется: • отношением индивида к ситуации, складывающейся из ее значимости для него, опыта нахождения и взаимодействия в ней, а также результата этого взаимодействия для отдельного человека; • социальным значением ситуации, показателем которого служит общественная оценка опасности ситуации и ее последствий как для отдельного человека, так и для общества в целом. Безопасность личности зависит от ее способности к саморегуляции. Выделяют четыре фактора, или уровня, обусловливающие возможности саморегуляции: • биологические свойства человека, проявляющиеся в бессознательной регуляции; • индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека; • опыт, навыки, знания, а также умение решать различные задачи безопасно; • направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т. п. Последние два фактора формируются в процессе обучения и воспитания. Их действие усиливается по мере роста профессионального и жизненного опыта. Немалую роль играют и креативные способности человека, позволяющие ему использовать новые методы безопасного решения задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях. Несчастный случай может произойти не только из-за отсутствия опыта, но и по неосторожности – как результат неиспользования имеющихся возможностей вследствие недооценки сложности задач и переоценки своих качеств. Причинами неосторожного поведения могут стать неполнота сведений об опасных факторах, отвлекающие обстоятельства, излишняя самоуверенность, которая способна привести к снижению внимания, осмотрительности, пренебрежению правилами, средствами защиты. Неосторожность увеличивает возможность опасности. Для безопасности индивида большое значение имеет также умение преодолеть опасную ситуацию с минимальными потерями. Этот навык формируется в процессе жизнедеятельности. Биологические и психофизиологические предпосылки формирования поведения в опасных ситуациях Биологический фактор, обеспечивающий способность человека к саморегуляции и тем самым к безопасному поведению, – это безусловные рефлексы, которыми организм неосознанно отвечает на угрожающие ему опасности. Так, при возникновении опасности повреждения глаза, глаз закрывается, а рука отдергивается. К психофизиологическим свойствам личности относятся: чувствительность к обнаружению сигналов опасности, скоростные возможности реагирования на них, эмоциональные реакции на опасность и т. п. Возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее определяются его индивидуальными особенностями, в частности, свойствами нервной системы.. Возможности человека безопасно и уверенно вести себя в экстремальной ситуации определяются свойствами его темперамента. На поведении человека в опасной ситуации сказывается также его психическое и физическое состояние. Условиями безопасного поведения выступают критичность мышления, внимательность и преобладание волевой сферы над эмоциональной, способность человека к компенсации таких дезорганизующих деятельность факторов, как усталость, сонливость и плохое настроение. Изучение случаев травматизма показало, что при прочих равных условиях женщины, как правило, травмируются по неосторожности гораздо реже, чем мужчины, хотя нарушений и ошибок в их работе бывает больше. Это объясняется их большей старательностью и добросовестностью в выполнении правил. У мужчин несчастные случаи чаще всего происходят из-за переоценки своих возможностей, в то время как женщины обычно попадают в беду из-за неуверенности, недооценки своих сил и способностей, излишней осторожности. Установлено, что женщины работают более надежно и безопасно, чем мужчины, только до тех пор, пока они действуют в нормальных условиях. Если условия работы усложняются, возникают непредвиденные обстоятельства или устанавливается экстремальный режим труда, надежность и безопасность работы женщин существенно снижается по сравнению с мужчинами. То же самое происходит под влиянием утомления. Кроме того, женщины более остро, чем мужчины, реагируют на социальные конфликты, домашние неприятности, что может оказать негативное влияние на поведение в опасной ситуации.
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 168079
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… мер, направленных на предупреждение проблем, возникающих у многодетных семей. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19, социальный педагог Иваненко Татьяна Александровна. В эксперимент было вовлечено 17 …
… не может предвосхитить будущее и строить планы, поскольку ему просто не на что опереться…»[10]. Результаты исследований Миско Е.А. и Тарабриной Н.В. ясно свидетельствуют о том, что лица с посттравматическим стрессовым синдромом живут укороченной «ближней» перспективой, то есть, не планируют событий своей жизни и, образно выражаясь, догадываются только о том, что будут делать сегодня вечером и …
… смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне. 2. Анализ художественных технологий в деятельности социальных служб § 1. Особенности реализации художественных технологий в социальной работе Под художественно-творческими технологиями подразумевают совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста средствами …
… . До теперішнього часу немає достатньо повних, вивчених на обширному матеріалі даних про патологічні психологічні реакції, що виникли у шахтарів після виробничих аварій. РОЗДІЛ 2. ДОСЛІДЖЕННЯ ДІЇ ТЕМПЕРАМЕНТУ НА ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ РЕАКЦІЇ ШАХТАРІВ НА СТРЕСОВІ СИТУАЦІЇ Основу для розробки дійсно наукової теорії темпераменту створило навчання І.П. Павлова про типологічні властивості …
Источник
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
«Вторичная выгода»
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
М. Эбнер-Эшенбах
Казалось бы, все понимают, что уныние – это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает от собственных переживаний.Но!
Анн Анселин Шутценбергер
СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
(пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков — Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла
ГЛАВА 9
ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА
Вторичная травма, или «вторичный травматический стресс» (Secondary Traumatic Stress — STS), — это изменения во внутреннем опыте терапевта, которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое
5.1.2. Феномен профессионального выгорания
К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоционального выгорания» и т. д. Под этим
Вегетативный условный рефлекс и вторичная психогения
После того как нами рассмотрены процессы комплексного реагирования организма человека на стрессор, феномены «скрытых» (по крайней мере, от сознания) стрессов, а также варианты развития первичной психогении в ответ
6.3. Изучить все! Экзистенциальные аспекты выгорания
Помните поговорку «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Именно в управлении персоналом нужно руководствоваться этой старой и простой мудростью. Необходимо не только думать над тем, что делаешь, но и помнить о том, что
1.4. Первичная и вторичная формы энергии
Опасность, победа тем больше возбуждают и тем более опасны, чем сильнее и чище энергия. Поскольку жизнь по сути своей экономична и бытие абсолютно экономично в силу самореализованности в себе, то в случае необходимости вслед за
4.4. Вторичная агрессивность
Психология различает агрессивность позитивную и негативную. Позитивная агрессивность представляет собой самозащиту, новое, повторное утверждение самих себя; то есть когда индивидуализированный организм или его часть реализует свой
Синдром выгорания
Под синдромом выгорания понимается состояние психической и физической истощенности со снижением работоспособности и переживанием отчужденности от самого себя. Этот синдром проявляется в том, что мы чувствуем себя изможденными и уставшими уже в
Психогигиена и защита от выгорания
В психотерапии мы постоянно имеем дело с границами, стремимся к предельным переживаниям, экспериментируем на границе между Я и Ты, расширяем границы и обозначаем их, делаем границы ощутимыми и проницаемыми, учим уважительному
ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА ОТ ТЕРАПИИ
В состоянии длительного тупика терапевту стоит реалистично оценить, есть ли у пациента перспективы найти что-то более привлекательное, чем его текущая жизнь и терапия. Иногда глядя на пациента, находящегося в состоянии хронического тупика
Вторичная переработка всего и для всех
Я настаиваю на ремонте до тех пор, пока это имеет смысл. Вторичная переработка также желательна для каждого хозяйства. Сегодня для этого уже существуют специальные центры, а в ближайшем будущем перерабатывать будут все
Источник
Понятие вторичной травмы знакомо практически каждому врачу, как и синдром выгорания. Многие из нас пришли к тому, что без сочувствия или, хотя бы, понимания пациента, очень сложно добиться результатов. Нет доверительных отношений – нет продуктивного разговора – нет адекватной информации – нет взаимодоверия – нет полноценного лечения. Все взаимосвязано.
Но каждая проблема пациента индивидуальна, и справляется с ней каждый также индивидуально. Или не справляется вообще. Особенно эта информация касается специфических лечебных учреждений, отделений. К примру: онкологии, нейрохирургии, постинтенсива, хосписов.
А как же врач? Не имея специальной компьютерной программы, которую можно было бы запустить в мозгу и контролировать свои чувства, приходится все делать по старинке. Не пропускать через себя сказанное можно. Но, порой, включая защитные механизмы, человек только усиливает итоговый вариант истощения, не осознавая, на сколько падает его продуктивность, качество работы и … жизни. Иными словами: бомба замедленного действия.
Вторичный травматический стресс (ВТС) — это как раз тот случай, когда доктор, впитывая в себя травму/проблему пациента, желает ее скорейшим образом решить. В этом шаге проявится его значимость, благородство. Одним словом, он будет тем, кем изначально хотел стать, кем должен быть. Но, во многих случаях, на решение сложной задачи уходит много времени, и, к сожалению, далеко не всегда в таком несложном примере 2+2=4.
Синдром выгорания – не синоним вторичному травматическому стрессу, но связан с ним напрямую. Механизм их развития очень похож: они имеют тенденцию к накапливанию и ведут к практически идентичному результату:
- Развитие депрессивного состояния, с вытекающими: апатией, несобранностью, невнимательностью;
- Бессонница;
- Нарушение социальной коммуникации (как в семейных отношениях, так и на работе, в общении с коллегами, пациентами).
На том, к чему это приводит, остановимся чуть позже.
Чем же принципиально отличается синдром выгорания и вторичный посттравматический стресс?
Этиологией.
Синдром выгорания: перечисленные симптомы возникают на основе формирования сопереживания пациенту, условной проекции на себя перенесенной пациентом травмы, или серьезной проблемы (чаще это достаточно неординарная проблема, весомая не только для больного, но и достаточно существенна для врача), с которой он столкнулся. Синдром выгорания имеет медленный, постепенный механизм накопления, и может показать свое истинное, усталое лицо спустя годы. Бледное лицо, с темными кругами под глазами – наверное, примерно так и выгладит синдром выгорания…
Вторичный травматический стресс: симптомы могут появиться при общении с любой категорией пациентов (тут дело больше в психотипе врача).
Вторичный травматический стресс не так терпелив, и может вспыхнуть внезапно, после какого-то особого для доктора клинического случая. Что переживает врач? Это достаточно неприятные эмоции и чувства, которые тяжело поддаются контролю и повторяются изо дня в день:
- Повторное переживания негативного стрессового события в голове: навязчивые мысли о нем, воспоминания, идентичные сновидения, или сновидения, в которых практически каждый раз разная развязка;
- Ограничение привычных занятий, в связи с избеганием мыслей, эмоций, впечатлений, напоминающих о причине возникшего состояния (на работу идти гораздо сложнее, другие пациенты и аналогичные ситуации провоцируют новое прокручивание негативной ситуации в голове);
- Гипервозбудимость. Так бы назвал это состояние и поведение другой врач: возбуждение, раздражительность, суетливость, несобранность.
- Нарушение внимания, невозможность сконцентрироваться на главном;
- Бессонница или другие нарушения сна (поверхностный сон, прерывистый, частые кошмары).
Чаще всего, симптомы возникают непосредственно после «травмирующего» события, и продолжаются около месяца. Некоторые личности не могут с этим справиться самостоятельно. Обращаться за помощью доктора также не хотят (или даже, более кстати сказать: не умеют). Потому, проявления ВТС могут затянуться.
Профессионалы, работающие с травмой могут ощущать утрату устойчивости и способности поддерживать внутреняее равновесие. Переполненность переживаниями иногда приводит к приступам рыданий или вспышкам гнева. У человека снижается порог чувствительности к фрустрации, появляется чувство невыносимой тревоги, утрачивается способность радоваться жизни. Некоторые эмоционально закрываются и переживают онемение, «окаменелость», отстраненность или деперсонализацию. Многие теряют чувство связи с близкими людьми, способность любить и быть любимыми, сомневаются в своем праве на жизнь и на счастье. Все это вызывает ощущение изоляции и приводит к экзистенциальному отчаянию и одиночеству. Поскольку это очень похоже на те переживания, о которых говорят клиенты, то очевидно, что специалист, который сам утратил почву под ногами, не способен поддерживать в своем клиенте веру и надежду.
У многих нарушаются отношения с близкими. Если близкий человек не имеет отношения к работе с травмой, нарастает чувство изоляции. Многие специалисты, работающие с жертвами сексуального насилия, страдают от навязчивых образов, которые нарушают их сексуальные отношения, некоторые утрачивают способность полноценно наслаждаться радостью интимной близости с партнером, думая о своих клиентах, которые лишены этих переживаний.
Признаки и симптомы вторичной травмы:
Общие изменения
- Нехватка времени и сил для себя
- Нарушение отношений с близкими
- Социальная изоляция
- Повышение чувствительности к жестокости
- Цинизм
- Глобальное ощущение отчаяния и безнадежности
- Ночные кошмары
Специфические изменения
- Изменение мироощущения
- Изменение чувства идентичности, представлений о мире, духовных потребностей
- Преуменьшение своих способностей
- Ослабление эго-ресурсов
- Подавление психологических потребностей
- Изменения в сенсорном опыте (навязчивые образы, диссоциации, деперсонализации)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВТОРИЧНУЮ ТРАВМА ТИЗАЦИЮ:
Ситуация
- Условия работы
- Тип клиентов
- Накопление травматического материала
- Организационный контекст
- Социальный и культуральный контексты
Индивидуальные особенности
- Личная история
- Особенности проявления защитных механизмов
- Стили преодоления жизненных трудностей
- Актуальная жизненная ситуация
- Профессиональная подготовка и профессиональная история
- Возможность получать супервизорскую помощь
- Возможность получать личную терапию
Вторичная травма – это не единичное событие, а процесс. Тут задействованы сильные чувства и личные способы защиты от сильных чувств, такие как онемение, защитная броня, синдром избегания.
Есть ли у вас симптомы ВТС? О том как это определить мы расскажем в следующей публикации.
Т.Бондаренко
Психолог
Источник