Синдром выдуманного друга у взрослых

Синдром выдуманного друга у взрослых thumbnail

Содержание статьи:

  1. Кто такой воображаемый друг
  2. Причины появления
    • У детей
    • У подростков
    • У взрослых

  3. Основные признаки
  4. Способы избавления

Воображаемый друг — это мифический, иллюзорный двойник, внутренний визави придумавшей его личности, советчик во всех личных вопросах, ему доверяют свои самые потаенные, интимные мысли. Антипод по характеру и суждениям, нередко в сложных жизненных ситуациях помогает своему реальному другу выбрать правильное решение.

Кто такой воображаемый друг?

Ребенок со своим другом

Стремление дружить характерно для всех возрастных категорий независимо от пола. И мужчины, и женщины хотят иметь близкого задушевного приятеля. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда рядом верный товарищ, с которым можно откровенно поговорить. А иной раз так хочется доверить ему свои мысли и думы.

Проблему воображаемого друга знали еще в древности. Колдуны снадобьями и заговорами могли вызвать разных духов и джинов. Люди верили, что с помощью таких мнимых приятелей они смогут решить свои насущные проблемы.

У разных народов почитались домашние боги — своеобразные семейные друзья. Например, у славян в языческие времена покровителем фамильных владений считался Чур. У него просили заступничества, чтобы охранял от сглаза дом и близких. До наших дней дошло выражение: «Чур меня!», то есть «Береги меня, боже, от злых сил!».

Стремление иметь воображаемого друга в тибетском буддизме трансформировалось в такое понятие, как тульпа, когда усилием воли можно было вызвать сильную галлюцинацию. В ощущениях вызвавшего ее человека она становилась вполне осязаемым образом (не всегда это мог быть человек), ему можно было довериться и вести с ним откровенные разговоры. В Древнем Риме такого мыслимого приятеля называли Alter ego — «другой я».

Агата Кристи написала десятки детективных рассказов, а на старости лет призналась, что всю жизнь общалась с воображаемыми друзьями. От этого с ума она не сошла, а вот ее творчеству это здорово помогло.

Причины появления воображаемого друга

Так кого же считают воображаемым другом в наши дни, зачем он нужен и вредно ли общение с ним? Перед тем как ответить на эти вопросы, выясним причины его появления.

Почему появляется воображаемый друг у детей

Ребенок играет с воображаемым другом

Кто с детства не знаком с Малышом и его другом Карлсоном? Повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен о трогательной дружбе мальчика и забавного толстячка, живущего в домике где-то там далеко на крыше, появилась, думается, неспроста. Как и советская сказка писателя Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Выпущенный из бутылки джин стал реальным другом пионера Вольки и помогал ему в разных смешных ситуациях, которые сам же и создавал, а потом помогал успешно решать.

А что же общего у этих двух сказок? Они — это не что иное, как талантливо рассказанная потребность в воображаемых друзьях у детей.

Стремление «заполучить» себе в приятели мнимого незнакомца лежит в особенностях психики малыша. Считается, что 65% детей от 3 до 7 лет имеют своего воображаемого приятеля. В этом так званом синдроме Карлсона ничего плохого психологи не усматривают. Такие дети духовно богаты, у них большие творческие задатки. Талантливые ребята, одним словом! Воображаемый друг помогает развить им интеллект, что, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни.

Однако такой виртуальный товарищ появляется в жизни ребенка далеко не всегда по его причудливой прихоти. Причины детских фантазий разные и не всегда хорошие, среди них можно назвать такие:

  • Не хватает родительского внимания. Родители постоянно заняты, не уделяют внимания своему чаду, одиночество заставляет его искать себе друга в фантазиях.
  • Ошибки воспитания. Внимание ребенку уделяют, но общение сведено до минимума, малышу хочется, чтобы почитали на ночь сказку, а в ответ: «И без нее уснешь!»
  • Скучное детство. Мало детских игр и забав, все поставлено на рациональную основу: это тебе не нужно (потому что дорого), родители не отдают ребенка в какой-либо кружок, куда его тянет, нет времени водить по спортивным и иным секциям. Дитя изнывает от скуки и придумывает себе друзей и яркие приключения.
  • Нет контакта со сверстниками. Ребенок замкнутый, не может найти общий язык с другими детьми, допустим, в садике. Поневоле уходит в себя и общается с вымышленным другом в своих фантазиях.

Все эти причины вовсе не указывают, что у ребенка проблемы с психикой, но есть опасение, что он может уйти в нереальный мир. А в наше время, когда компьютер во многих семьях заменил книгу и живое общение, совсем не сложно запутаться в собственном воображении и виртуальных друзьях. Но есть и положительные качества воображаемого друга, почему он так нужен детям.

К ним следует отнести:

  1. Воображаемый друг смелый и всегда готов к приключениям. Он верный товарищ, выручит в любой ситуации, с ним без опаски можно пуститься в любое рискованное путешествие, допустим, отправиться в непроходимые джунгли или спуститься на батискафе глубоко на дно океана.
  2. Помогает развить интеллект. Общаясь с таким другом, ребенок становится развитым, у него проявляются яркие творческие способности. Большая вероятность, что со временем малыш может стать яркой творческой личностью.

Важно знать! Воображаемый друг у детей — это не болезнь. Однако, чтобы придуманный приятель не стал доминирующим в жизни ребенка, родителям следует уделять своему дитяти больше внимания.

Причины появления воображаемого друга у подростков

Подросток со своим другом

Воображаемый друг у подростков — в наши дни широко распространенное явление и связано прежде всего с инфантилизмом. Парня или девушку вроде бы уже трудно назвать ребенком, а поведение сохраняет детские черты. С медицинской точки зрения, это отставание в развитии. Такие молодые люди «заторможены» в общении, им очень тяжело найти друга или подругу. Дефицит общения вынуждает уходить в виртуальный мир, что сегодня совсем не проблема.

Компьютеры и планшеты теперь доступны практически всем. Для любителей виртуального общения даже появились специальные компьютерные программы. Например, дополнение «Все возрасты» к игре «The Sims 3» дает возможность обрести воображаемого друга.

В Китае и соседних странах юноши увлеклись рисунками в стиле аниме воображаемых подруг на своих фотографиях. Увлечение стало модным, со своими придуманными партнершами парни ходят в кафе, играют в футбол, путешествуют.

Причины такого успеха воображаемых друзей у подростков лежат в чертах характера и далеко не лучших, допустим, человек замкнутый и неуверенный в себе. Наш век тотальной компьютеризации только потакает таким слабым качествам личности.

К причинам медицинского характера, почему подростки заводят себе воображаемых друзей, следует отнести:

  • Аутические расстройства. Собственно, это слабо выраженное психическое заболевание, когда нет способности поддерживать социальные связи. Такая личность замкнута на своих собственных переживаниях, общение с другими вызывает у нее трудности.
  • Инфантилизм. Подросток мыслит и поступает как ребенок, а потому просто боится решительных взрослых поступков. Ему тяжело найти реального друга для общения.
  • Тяжелая болезнь. Ребенок, допустим, прикован к постели длительное время. Круг общения со сверстниками сведен до минимума. На помощь приходит воображаемый друг.
  • Психологическая травма. Развод или смерть кого-либо из родителей, смена места проживания, конфликты с близкими могут заставить искать виртуального друга.

Существует ряд совсем иных причин, почему нормальные в своем развитии подростки заводят виртуального приятеля. У него, оказывается, немало достоинств:

  1. Умеет слушать. Обладает покладистым характером, всегда с вниманием выслушает своего друга.
  2. Не выдаст тайны. Ему можно смело доверять, никогда никому ничего не расскажет, даже если поделился с ним интимной подробностью своей жизни.
  3. Привлекательная внешность. Если девушка завела себе воображаемого друга, так только красивого!
  4. Никогда не изменит. Всегда будет с тобой в беде и радости, пока сам от него не откажешься.
  5. Не злой. Не вступит с тобой в ссору или драку, наоборот, всегда поддержит в трудной ситуации.
  6. С ним легко общаться. С психологической и финансовой точки зрения. Не нужно долго уговаривать, например, чтобы сходить в кафе, и деньги нет надобности на него тратить.
  7. Не назойлив. Появляется только тогда, когда захочется. И уходит по твоему желанию.
  8. Он одинок. У него никого, кроме тебя, нет, а потому с ним легко общаться.

Из этого можно сделать вывод, что виртуальный друг (подруга) нужен молодым людям с ранимой психикой, у которых проблемы с общением. Однако такие друзья не заменят настоящую живую дружбу. Уход в ирреальный мир, где все зыбко, размыто и надуманно, не сделает подростка счастливым.

Важно понимать! Настоящее счастье можно найти только в реальном общении с настоящими друзьями.

Почему воображаемый друг бывает у взрослых

Девушка с воображаемыми друзьями

Воображаемые друзья у взрослых — совсем не редкость. Многие, наверное, замечали, что вот идет по улице человек и разговаривает сам с собой. Кому-то может показаться это странным, мол, псих. А ведь далеко не все такие с психическими отклонениями. Просто мужчина разговаривает со своим хорошим знакомцем — виртуальным другом.

С возрастом большинство людей отказывается от виртуальной дружбы и находит реальных друзей. Однако не все спешат расставаться со своими детскими фантазиями.

Причины, по которым они остаются в душе взрослых, могут быть самыми разнообразными:

  • Затянувшийся синдром Карлсона. Присущ так званым кидалтам (английский термин) — «взрослым детям». Такие мужчины и женщины могут быть вполне успешными в жизни, но иллюзии раннего возраста продолжают греть душу. Расставаться с воображаемыми друзьями они не спешат, такой друг может заменить семью, потому нередко остаются одинокими.
  • Замкнутый характер. Не умел общаться со сверстниками в детстве и юности, таким остался во взрослой жизни. Сложившийся в подростковом возрасте характер практически тяжело изменить, а бывают моменты, когда так хочется близкому другу излить свою душу.
  • Депрессия. Когда на протяжении длительного времени преобладает плохое настроение, круг общения ограничен, человек общается со своим Alter ego — «другим я». Это его настоящий друг.
  • Беззащитность. Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами — мир жесток! — заставляет искать поддержку сильного. Это психологически объяснимо, этому феномену посвящены многие зарубежные и отечественные фильмы. Ведь далеко не все чувствуют себя Рембо, потому для самозащиты находят супергероя в воображаемом друге.
  • Хочется выговориться. Даже общительному человеку иной раз нужна потребность пространно поговорить, а друзьям все некогда выслушать, к тому же, если тема интимная, щепетильная, даже близкие люди — не собеседники. Твою проблему могут разнести по «секрету всему свету». А воображаемый друг надежен, он только твой!
  • Если человек верующий. Такие люди молятся и разговаривают с Богом, со своим ангелом-хранителем. Святых они считают реальными, поверяют им свои житейские заботы, просят у них совета и помощи.

Является ли внутренний диалог с воображаемыми друзьями психическим нарушением? Вовсе нет, однако в каждом конкретном случае нужно разобраться: почему это человеку необходимо. Вполне вероятно, это просто неумение найти своего настоящего друга в реальной жизни, а возможно, — расстройство психики вплоть до серьезного психического заболевания.

Важно знать! Если человек идет по улице и разговаривает сам с собой, это вовсе не значит, что он нездоров. Просто ему не хватает реального общения.

Основные признаки наличия воображаемого друга

Чаепитие с воображаемым дугом

Своего интимного, вымышленного коллегу многие скрывают, но есть вполне определенные приметы, по которым можно определить, кто дружит с виртуальной личностью. К признакам наличия воображаемого друга следует отнести особенности, что кроются в мировоззрении индивида, и личностные качества, связанные с характером.

К мировоззренческим относятся:

  1. Вера. Независимо, какую исповедует человек, это могут быть буддизм, ислам или христианство, а также многочисленные ответвления этих религий. Все они подразумевают духовное общение с высшими потусторонними силами, фактически — с воображаемыми друзьями.
  2. Занятия оккультизмом. Учение, противоположное вере. Мир бесконечен, некоторые верят, что за пределами познаваемого существует иной разум, и стараются контактировать с ним.

К признакам личного свойства относятся:

  • Одиночество. Показательно для зрелого возраста. Одинокий человек нуждается в друге, часто находит его в иллюзорном мире. Юноша может найти виртуальную подругу, мужчина — жену, женщина — воображаемого любовника или мужа.
  • Разговор в одиночестве. Вполне нормальный, успешный по жизни человек разговаривает сам с собой. Так кажется окружающим. На самом деле он общается с воображаемой, созданной им личностью — внутренним своим визави.
  • Стрессовая, депрессивная ситуация. Когда негативные эмоции разъедают душу, а круг общения отсутствует, на помощь приходит придуманный друг.
  • Увлечение компьютером. Виртуальный мир компьютерных игр для некоторых молодых людей и даже взрослых подменяет реальное общение. Здесь они общаются с супергероями и себя считают такими же. Это придает силы и уверенности.

Важно понимать! Все признаки наличия воображаемого друга не говорят о психическом заболевании.

Способы избавления от воображаемого друга

Девочка играет с воображаемым другом

Когда дружба с виртуальным приятелем переросла в мучительное, тягостное состояние, общение с ним перестало приносить так желанное ранее удовольствие, воображаемый друг становится болезнью. Тут уже необходимо принимать срочные меры.

Чтобы избавиться от воображаемого друга, когда приятельские отношения со своим «другим я» становятся невыносимыми, нужно:

  1. Переоценить свою жизненную позицию. Если еще можно контролировать эмоции, нужно попытаться самому избавиться от «неудобного» друга. Важно переосмыслить свои идеалы, изменить поведение, повернуться лицом к реальному миру, чтобы найти поддержку настоящих друзей.
  2. Обратиться за помощью к психологу. Если человек не в состоянии избавиться от своего воображаемого друга, необходима помощь специалиста. Он назначит курс психотерапевтической помощи, это могут быть сеансы гипноза, когнитивно-поведенческой психотерапии или гештальт-терапии. Лечение поможет изжить комплексы, допустим, неуверенности и мнительности, и вернуться к нормальной жизни без мнимых собеседников и героев.
  3. Избавиться от одиночества. Советы тут могут быть разные. Кому-то необходимо просто жениться (выйти замуж), а кто-то найдет радость общения с друзьями нашими меньшими, допустим, кошкой или собакой. Известный русский писатель Иван Бунин в стихотворении «Одиночество» мечтательно произнес: «Хорошо бы собаку купить».
  4. Заняться творчеством, спортом. Только в реальном общении, среди увлеченных людей, можно приобрести не надуманных, а действительных друзей.
  5. Найти любое по душе дело. Стоящее занятие, допустим, рыбалка, поможет забыть мир иллюзий и вернуть здоровое мироощущение.
  6. Необходимо наладить отношения со своими близкими. Семья — реальная опора в жизни, и если отношения были испорчены, следует их наладить. В этом мире ты никому не нужен, кроме своих близких. Все мнимые, воображаемые друзья — это ложь и самообман.

Важно! Избавиться от невежливого воображаемого друга можно и нужно, для этого необходимо приложить максимум сил и стараний.

Как избавиться от воображаемого друга — смотрите на видео:

Воображаемый друг — это особое состояние психики. Вредно ли оно для здоровья, так прямо сказать нельзя. В первую очередь нужно разобраться тому, у кого такой знакомец — самый лучший и близкий. Иногда виртуальные приятели могут стать причиной болезни, тогда необходима помощь психотерапевта. А так общайтесь со своим нереальным товарищем, если дружба с ним доставляет удовольствие. И не стесняйтесь разговаривать, идя по улице. Не ваша забота, когда кто-то обращает внимание. Это проблема того, кто смотрит на вас с ухмылкой.

Источник

Вообража́емый друг (также «невидимый друг», «воображаемый партнёр») — это придуманный ребёнком персонаж, с которым он дружит или общается[1]. Воображаемый друг может казаться очень реальным, хотя обычно дети понимают, что он не существует на самом деле[2].

Исследование явления[править | править код]

Предполагают, что первые научные исследования на тему воображаемых друзей были проведены в 1890-е годы[3].

На тему появления и эволюции этого феномена очень мало информации. Тем не менее, Клаузен и Пассман (2007) пишут, что первоначально воображаемых партнёров описывали в виде сверхъестественных существ и духов, которые, как считалось, связывают людей с их прошлыми жизнями[4]. В ранние исторические времена у взрослых людей были домашние боги, ангелы-хранители и музы, игравшие роль воображаемых партнёров, дающих комфорт, руководство и творческое вдохновение[4]. Как считают Клаузен и Пассман, в конце концов феномен воображаемых друзей перешёл на детей. В какую эпоху у детей стали появляться воображаемые друзья, неизвестно, но, по мнению вышеназванных авторов, возможно, что детский феномен воображаемого друга возник в середине XX века, когда детство стали считать важным периодом в жизни человека, временем для игры и воображения[4].

В массовой культуре[править | править код]

Литература[править | править код]

Хотя в книгах Астрид Линдгрен о Карлсоне есть свидетельства его реального существования (его в конце концов видят друзья и родители Малыша Сванте Свантесона, домик на крыше видел трубочист и так далее), с другой стороны (особенно в первой книге) поведение Карлсона, который появляется лишь в моменты одиночества мальчика и компенсирует излишнюю мягкость его характера, целиком и полностью вписывается в модель, где он — лишь воображаемый друг, alter ego ребёнка. Именно с этой точки зрения его зачастую рассматривают критики и литературоведы, как в СССР и России, так и в Швеции[5]. К ним относятся биограф Линдгрен Э. М. Меткаф[6], А. Исаева[7], Елена Тагер[8] и др. Трилогия о Малыше и Карлсоне построена как роман воспитания, герой которого в процессе взросления и социализации интегрирует своё инфантильное alter ego со своим основным «я»[5].

До Карлсона к теме вымышленных друзей Астрид Линдгрен обратилась в своём сборнике «Крошка Нильс Карлсон». Герои одноимённого сборника рассказов, вышедшего в 1949 году, — дети, страдающие от болезней, одиночества или холода. Каждое из приходящих к ним волшебных существ: домовёнок, живая кукла, невидимая сестра или мистический господин Лильонкваст обладают явственными признаками того, что они — плод детского воображения[9].

Подобно Карлсону, способен летать и точно так же может быть истолкован и как реальный, и как воображаемый персонаж заболевший ангел Скеллиг из одноимённого романа для детей Дэвида Алмонда (и его экранизации)[10].

Кинематограф[править | править код]

  • Вредный Фред (1991)
  • Богус (1996)
  • Сияние (1980)
  • Бен Икс (2007)
  • В ожидании чуда (2007)
  • Сверхъестественное (2015)
  • Кролик Джоджо (2019)

Мультипликация[править | править код]

  • Фостер: Дом для друзей из мира фантазий (2004)
  • Воображаемая Мэри (2017)
  • Хэппи (2017)

См. также[править | править код]

  • Игра в страну-мечту

Примечания[править | править код]

  1. Анн Бакюс. Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Советы знаменитого французского психолога (рус.). — Litres, 2014. — С. 58—. — ISBN 978-5-457-64188-4.
  2. ↑ Taylor, M. (1999) Imaginary Companions and the Children Who Create Them. New York: Oxford University Press.
  3. Klausen, Espen; Richard H. Passman. Pretend companions (imaginary playmates): the emergence of a field (англ.) // Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2006. — December (vol. 167, no. 4). — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
  4. 1 2 3 Klausen, E.; Passman, R. H. Pretend companions (imaginary playmates): The emergence of a field (англ.) // The Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 167, no. 4. — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
  5. 1 2 Майофис, 2008, Карлсон после XX съезда, с. 246-248.
  6. Э. М. Меткаф. Астрид Линдгрен. — М.: Шведски институт, 2002. — С. 20.
  7. Исаева А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше // Иностранная литература. — 1958. — № 2. — С. 200.
  8. Тагер Ел. О переводных книгах для детей // Звезда. — 1959. — № 2. — С. 246.
  9. Кайса Эберг Линдстен (перевод А. Поливановой). Астрид Линдгрен и шведское общество (рус.) // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 1 (21). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  10. AF Harrold. Top 10 imaginary friends in fiction // The Guardian. — 2014. — 23 октября.

Литература[править | править код]

  • Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. Феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте. «Вопросы психологии», 2002, N 2. С.14-27.
  • Мария Майофис. Милый, милый трикстер: Карлсон и советская утопия о «настоящем детстве // Весёлые человечки: культурные герои советского детства. — Новое литературное обозрение. Научная библиотека, 2008. — Вып. LXXIV. — С. 241—286. — ISBN 978-5-86793-642-6.

Источник

Читайте также:  Синдром дракона 5 6 серии