Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность thumbnail

К
сожалению, различные формы воровства
и их возрас­тные особенности у детей
и подростков изучены крайне недостаточно.
Однако в последние годы появляются
отдель­ные работы в этом направлении.
Большой интерес представ­ляет работа
А. Л. Нелидова и Т. Т. Щелиной (2002) по
изу­чению воровства в онтогенезе
детей. Оно, по данным авторов, может
проявляться в различных вариантах.

Воровство
в рамках игровой деятельности
(10%
обращений). Ребенок берет чужие вещи,
смешивая в кон­тексте игры «свои и
чужие игрушки»: осознает кражу именно
как игру, ее факт легко признает, но
может и скрывать, сожалея о необходимости
расстаться с полю­бившейся игрушкой.

Воровство
как следствие недостаточно сформированной
этической регуляции поведения и сферы
удоволь­ствий
(15%).
Ребенок берет чужие вещи в связи с
отсутствием сформированных этических
норм в отношении «чужого»: осознает
кражу как норму поведения, доволен ею,
апелляцию взрослых к «совести» не
понимает; этические регуляторы
недостаточны и в других сферах деятельности
(дружба, учеба).

Эти
два варианта наиболее характерны для
детей 2,5 до 6-7 лет.

Воровство
как следствие давления на личность
асоциальной группы сверстников
(5%).
Ребенок ворует и для себя, а для группы,
которая его подчинила. Особен­но
опасным данный тип воровства становится
при пси­хологическом инфантилизме и
подчиняемости ребенка Осознание
неэтичности своего поведения и хроническое
унижение при необходимости скрывать
его формируют внутренний конфликт;
внешне он проявляется неврас­тенией,
фобиями и в конечном итоге — депрессией.

Воровство
как компенсация фрустрации отдель­ных
значимых потребностей личности ребенка,
вос­питывающегося в дисфункциональной
родительской семье
(15%).

Воровство
как гиперкомпенсация кризиса
прогрессирующей педагогической
запущенности
(20%).
Возникает во 2-3-х классах и в определенной
последовательности. Вначале ребенок
дает личностную реакцию на неуспехи в
учебе, которые связаны с его личной
неготовностью к ней, с невротическими,
астеническими или резидуальными
органическими синдромами (минимальной
мозговой дисфункцией). Далее какое-то
время ребенок (обычно под нажимом
взрослых) пытается компенсировать
неуспехи интенсификацией учебной
деятельности. В отсутствие адекватной
медицинской и психолого-педагогической
помощи эта компенсация не дает результата.
У родителей развивается непринятие
ребенка. У самого ребенка возникают
пассивно-оборонительные реакции — уход
от учебы, протесты и отказ от нее, затем
— неврозы (неврастения, фобии). Мотивация
к учебе снижается. Далее процесс идет
по механизму механической запущенности.

Воровство
как меха­низм социализации ребенка
в асоциальной среде
(5%).
Возникает в случаях преждевременных
(до пубертата) реакций группирования,
выполняющих для ребенка функцию ак­тивной
психологической защиты (совладающего
поведения), при сочетании с прогрессирующей
педаго­гической запущенностью и
отвержением со стороны класса. Ребенок
социали­зируется в «уличной» группе:
включается в ее виды дея­тельности
(вначале это может быть и не воровство),
у него появляются роли в группе, статус
и навыки поведения; от группы он получает
защиту от неудач, «новую» систе­му
мотивов и ценностей, включая оценку
себя как зна­чимой личности. Ребенок
защищает (ложью) не только свое воровство,
но и всю группу; глух к морали взрослых,
выявляет «перевернутую» этику (именно
удачное воров­ство — признак успеха).
Особенно тяжелым этот тип во­ровства
становится при готовности самих родителей
к воровству (асоциальная семья).Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

Воровство
как патологическое развитие личности
в условиях хронического эмоционального
отвержения родителями (25%).
Эмоциональное
отвержение родителями своего ребенка
не позволяет им своевременно распознавать
данную форму воровства: Они «спохватываются»
когда ребенку 8-11 лет, то есть с опозданием
на 3-5 лет когда дети начинают воровать
уже крупные суммы и V
них появляются признаки будущей
аномальной социа­лизации (предвестники
уходов из дому или сами уходы утрата
мотивации к обучению, группирование в
«улич­ной» компании) и начинается
употребление психоактив­ных веществ
(алкоголя, токсических веществ, никоти­на).
На этой стадии воровство как деятельность
участвует в формировании
патохарактерологического развития
личности ребенка (преимущественно
мозаичного, но с преобладанием
неустойчивого), включаясь в его
мотивационную систему.

Воровство
в связи с формирующейся зависимостью
от компьютерных игр или игр на игровых
автоматах
(5%
обращений). Начинается с момента
формирования
у
игры качества сверхценного увлечения:
вытеснение других хобби, снижение
значимости учебы (пока без снижения
ус­певаемости), изменение круга
общения, резкое увеличение времени игр
(до нескольких часов в день), «неодолимое»
желание возобновить или про­должить
игру и нежелание ее завершать. Игра
становится самым желаемым и главным
делом жизни, ее смыслом, то есть мотив
игры приобретает
качество
ведущего и смыслообразующего. Данный
вариа­нт воровства возникает в 8-9 лет
при сопротивлении родителей интересу
ребенка к компьютерам и отказе от
использования его для развития личности
ребенка (в кружках и школах компьютерной
грамотности); воров­ство бывает
осознанным — дети готовы обсуждать
его, но при условии отсутствия критики
родителей в адрес увлечений компьютерами.Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

А.
Л. Нелидов и Т. Т. Щелина (2002) не только
разра­ботали типологию детского
воровства, но и предложили родителям,
студентам педагогических специальностей,
социальным педагогам и педагогам-психологам
рекомен­дации по профилактике и
коррекции раннего девиантного поведения,
в том числе и с синдромом воровства.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Перечислите
    основные мотивы детского воровства в
    дошкольном возрасте. Приведите примеры.

  2. Охарактеризуйте
    эмоционально-личностные осо­бенности
    детей-дошкольников 6-7 лет, толкающие
    их на кражи.

  3. Проанализируйте
    случаи воровства младшими школьниками
    в семье и вне семьи, укажите их
    пси­хологические причины.

  4. Объясните,
    каковы психологические причины
    во­ровства в подростковом и младшем
    школьном воз­расте.

  5. Составьте
    таблицу типологии детского воровства.

Читайте также:  Болевой синдром большого вертела лечение

Соседние файлы в папке Семейная психология

  • #

    12.06.2015773.47 Кб79Semeynyy_diagnoz_i_semeynaya_psikhoterapia.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Чаще
встречается навязчивое воровство не
психичес­кого, а невротического
характера. Этим синдромом стра­дают
некоторые очень состоятельные люди,
представи­тели самых высших слоев
общества. Порой крадет какую-то вещицу
в магазине человек, который при же­лании
мог бы сию же минуту купить весь этот
магазин целиком. Потребность украсть
в данном случае связана с постоянно
высоким уровнем тревоги и неудовлетворен­ности.
В момент кражи человек испытывает острые
ощу­щения, бурю эмоций, которые затем
вызывают чувства эйфории и расслабления.
Это вид психологической зави­симости,
сходный с зависимостью от никотина.
Челове­ку, страдающему такой
зависимостью, необходима по­мощь
психолога, который будет работать не с
воровством как таковым, а с той тревогой,
которая гложет челове­ка, заставляя
его совершать кражу. Воровство этого
типа может встречаться у детей, переживших
психологичес­кую травму, неуверенных
в своем нынешнем положении, испытывающих
страх перед будущим, имеющих низкую
самооценку и не получающих достаточной
эмоциональ­ной поддержки (В. Кукк,
2006).

Взрослым
необходимо удовлетворять эмоциональные,
интеллектуальные и духовные потребности.
А детям не­обходимы игрушки, книжки,
краски и много чего еще. Например, секции,
кружки, уроки творчества. За все это
надо платить деньги.

Не
всякие родители способны обеспечить
своих детей необходимым. Дети растут,
растут их потребности и запросы.

В
отдельных
странах, например в Италии, Англии,
Франции, дети школьного возраста, если
им хочется чего-то сверх необходимого
минимума, подрабатывают, и не потому,
что родители не в состоянии это приобрести,
а для того, чтобы в их сознании укладывалась
соразмерность желаний и возможностей.
В таком воспитании своих отпрысков
зарубежные коллеги как бы хотят ска­зать:
ты можешь иметь только то, чему ты
соответ­ствуешь своим трудом. Для
зависти места не оста­ется. В Риме,
Лондоне и Париже состоятельные се­мьи
в быту живут очень скромно. Дети знают
— хочешь что-то иметь сверх минимума —
заработай.Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

В
Санкт-Петербурге, Москве и в других
горо­дах России среди детей и подростков
очень распространена игра «в сравнения»:
вот бы такой плеер, как у Стасика, такой
мобильный телефон, как у Насти, вот бы
такую одежду, как у Эдика, и т. д. А семейный
бюджет ограничен. Но когда во главу
семейного закона ставится принцип:
«желание ребенка превыше всего!» —
начинаются проблемы.

Так,
Елена, ученица 9 класса закатила родителям
истерику по поводу того, что они не
смогли ей купить трусики и бюстгальтер
от «Бюстье», так как ей стыдно предстать
перед кавалером в нижнем белье от
московской фирмы. Папа школьницы инженер
по образованию, потерявший работу на
железной дороге, вынужденный работать
дворни­ком, и мама

филолог,
лишившаяся работы в свя­зи с сокращением,
испытывают чувство вины пе­ред дочерью.
Родители, работающие с утра до вечера
и воспитывающие еще и вторую дочь 13 лет,
понимают, что все время съедается
работой, а на дочерей остается слишком
мало времени. А пото­му, выбиваясь из
последних сил, дефицит любви пытаются
компенсировать различными презен­тами.
Психологи
выяснили, что работающая мать способна
уделить своему ребенку для полноценного
общения толь­ко… 12 минут в день.

Вместо
желанного удовлетворения жизненной
по­требности в общении, принятии, в
признании, в роди­тельской любви,
душевной теплоте детям предлагается
какой-то «эрзац любви» в виде покупок,
подарков (до­пинг) (родители пытаются
загладить свое чувство вины или
откупиться). Но никакие вещи не способны
заме­нить детские эмоциональные
потребности, а только со­здают
впечатление «удовлетворения». Быстро
форми­руется зависимость от такого
допинга, и дети начинают воровать.

Факторы,
способствующие формированию
психологи­ческой поведенческой
зависимости в форме немотививанного
воровства,
повторяются
во множестве эпизодах взросления
ребенка, каждый из которых несет в себе
определенные смысловые единицы со
знаком «плюс» или
знаком
«минус», другими словами — формируется
определенное отношение к самому поступку
— краже. Что перевешивает: негативное
отношение к этому по­ступку или
моральный допуск, что «это возможно,
хотя и нельзя, но очень хочется». Такая
поведенческая зави­симость в виде
немотивированного
воровства
может
сформироваться уже к 12-13 годам, а родители
воспри­нимают эти новые наклонности
как «гром среди ясного неба», когда дети
начинают у папы, мамы или у дедуш­ки
с бабушкой воровать деньги.

Одни
дети как будто явного негативного
внешнего влияния не имеют. Они растут
и воспитываются во внешне благополучных
семьях. Но только — внешне. Люди удивляются
— откуда взялась такая наклонность:
воровать?

Другие
дети испытывают на себе прессинг дурной
компании, под влиянием которой также
формируется такая психологическая
поведенческая зависимость, как воровство.

В
первой группе «воришек» внешнее
благополучие семьи прикрывает
эмоциональный дефицит чувств и дет­скую
духовную неудовлетворенность. В жизни
ребенка все больше и больше появляется
«обезвоживание» — от недостатка любви,
внимания, ласки, признания, приня­тия.
Они переносят свой «голод по чувствам»
на материальный мир и знаки своей
значимости: одежду, вещи, еду (особенно
сладости), игрушки и т. д. Они знают, что
воровать — это нехорошо, но пытаются
восполнить дефицит положительных чувств
негативным эквивалентом эмоций (осознание
своего проступка порождает чувство
вины, обиды, страха перед наказанием,
желание отомстить родителям за свой
«эмоциональный голод» и привлечь
внимание к себе). На улицах они не воруют,
когда бывают в гостях, воровство тоже
исключается. Такие дети воруют только
у себя дома,

Читайте также:  Синдром уотерхауса фридериксена у детей

Случай
из практики (В. В. Кукк, 2006). Галина
с мужем в разводе. Одна воспитывает

сына
12 лет. Занимается предприниматель­ством
в сфере торговли, и довольно успешно.
Име­ет магазин, бар, кафе и несколько
киосков. Целы­ми днями на работе. На
званый обед пригласила партнеров по
бизнесу. Сыну было позволено си­деть
за общим столом с гостями, он получил
боль­шой кусок торта, который никак
не мог осилить, сын то вставал из-за
стола и уходил в свою ком­нату, то
снова возвращался к сладостям. Когда
гости собрались уходить домой, обнаружилась
кража кошелька из дамской сумочки,
оставлен­ной в прихожей под зеркалом.
Сразу же началось детективное расследование
на месте преступле­ния. Достаточно
было одного взгляда матери, чтобы сын
во всем сознался.

К
условиям формирования немотивированного
во­ровства
можно
добавить тот факт, что часто детям не
хватает внимания. В психиатрии есть
такой термин: «негативный нарциссизм»
(ребенок делает все, чтобы получить
неминуемое наказание и через это —
внима­ние к себе).

И
еще.
Когда идут на кражу — все равно ребенок
это или взрослый, — всегда есть риск
быть пойманным на месте преступления
или вскоре после него. Невольно воз­никает
состояние ожидания, тревоги и страха
на фоне выделения большого количества
адреналина.

Эта
смесь эмоций и пика физиологического
состояния (выброс адреналина) и составляет
основу поведенческой зависимости, к
тому же эта зависимость возникает на
притяжении диаметрально противоположных
эмоцио­нальных зарядов: боязнь быть
наказанным за кражу (не­гатив) — с
одной стороны, и подсознательное
стремление к риску (позитив) — с другой.
И эта смесь адреналина с эмоциями страха,
тревоги, ожидания начинает работать
как наркотик, создает своего рода «кайф»,
который хо­чется испытывать снова и
снова.

Эти
мотивы обычно не осознаются, но хорошо
ощуща­ются как навязчивое влечение.
Авторитарные и дирек­тивные методы
усиливают тревогу и напряжение,
вклю­чается парадоксальная реакция,
и влечение от этого только усиливается.
Поэтому любая борьба, запреты, моральные
увещевания только осложняют ситуацию,
а следовательно, бесполезны. Вместо
этого родителям в отношениях со своим
ребенком следует выстраивать здо­ровую
альтернативу отношений:

  • предложить
    интересные занятия, которыми мог бы
    увлечься
    ребенок и в которых могли бы участвовать
    взрослые
    (творчество, спорт, общение с природой,
    фотография,
    видеосъемка и многое другое);

  • устроить
    семейный совет, который можно было бы
    проводить
    после ужина или после обеда в выходные
    дни,
    где в атмосфере доверительности и
    уважения
    обсуждать
    все события семьи, заботы и трудности,
    успехи и разочарования детей и взрослых,
    где каждый в равной степени любим и
    зна­чим;Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

  • взять
    за правило об­суждать текущие дела
    сына или дочери во время каж­додневной
    получасовой про­гулки, где можно
    высказы­вать свои мысли и чувства с
    глазу на глаз и говорить по душам;

  • попытаться
    стать другом для своего ребенка,
    инте­ресоваться его тревогами,
    сомнениями, беспокой­ством. Стараться
    ему помочь справиться с этими чувствами;

  • настроиться
    на совместный поиск решения какой-либо
    проблемы, набраться терпения в
    выстраива­нии партнерских отношений.
    Ребенок не объект воспитания, а
    развивающаяся личность, мнение которой
    нужно учитывать и в равной мере уважать;

  • научиться
    строить доверительные отношения, где
    всегда бы оставалось место для понимания
    точки зрения друг друга. В обсуждениях
    отдавать пред­почтение открытым
    диалогам, хотя это труднее сде­лать.
    Родители отдают предпочтения нотациям,
    монологам-нравоучениям, так как «движение
    в
    одну
    сторону» проводить всегда легче, но
    оно дает противоположный результат.

Когда
воспитателем подростка становится
улица, компания сверстников, то легче
всего свою ответственность сваливать
на друзей, на плохую компанию: «Меня
заставили своровать…». Даже в такой
ситуации причину дует искать в себе и
в семье, конечно. Не каждый же подросток
идет на поводу чьего-то дурного влияния.
Пер­воначально роль «жертвы»,
безотказность формирует в ребенке
семья. Именно из этих семян потом
прорастают ростки зависимости от
компании, ростки воровства как формы
поведенческой зависимости.

Важным
является следующий момент: какие формы
самоутверждения выбирает подросток?

Приведем
пример двух братьев — они «погодки»
(В. В. Кукк, 2006).

Старший
самоутверждался через футбольный клуб,
через тренировки, через достижения
своей футбольной команды, через
ограничения (мо­жет быть, он пропус­тил
несколько «блок-бастеров», несколько
дискотек, один кон­церт и другое), но
он добился своего, его ко­манда добилась
титу­ла чемпиона и вышла по итогам
года победи­телем.
Синдром воровства понятие типология причинная обусловленность

Младший
для само­утверждения связался
с
компанией
и для

того,
чтобы его приняли, он должен был совершит
карманную кражу на виду у своих новых
приятелей. Он долго готовился к такой
инициации, тренировал движения, «ловкость
рук», пытался изжить чувство страха. И
день «экзамена» настал — всей компанией
зашли в заднюю дверь автобуса «экзаменуемый»
прошел через весь салон автобуса к
передней двери, по пути «освободил»
чью-то дамскую сумочку от кошелька и
подал условный знак: «Выходим!» Экзамен
сдал блестяще!

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника лечение дома

Практические
советы психолога родителям этой семьи:

  • Пересмотреть
    свои жизненные приоритеты. Объяс­нить,
    что такое настоящая дружба, какие формы
    самоутверждения созидательны и какие
    являются саморазрушающими.

  • Терпеливо
    и последовательно беседовать с ребенком
    о том, что настоящих друзей в жизни не
    так уж и много: «А тот, кто желает тебе
    зла и подводит тебя под уголовное
    преступление, не может называться твоим
    другом».

  • Начать
    вместе изучать интересную книгу под
    назва­нием «Уголовный кодекс», а
    потом пусть сын (или дочь) почитают его
    сами, это полезно не только для общего
    развития.

  • Включиться
    вместе с ребенком в поиск новых друзей,
    новых развлечений (самореализация себя
    че­рез творчество, через преодоление
    себя в спорте). Пусть он реализуется,
    откроет в себе новые талан­ты, пойдет
    в спортивную секцию, в творческую
    сту­дию, кружок по интересам.

  • Постараться
    защитить своего ребенка, если со стороны
    компании, с которой прерваны отношения,
    продолжаются вымогательство, шантаж,
    рэкет, уг­розы избиения и т. д. В этом
    случае следует обра­титься в
    правоохранительные органы.

Еще
один случай из практики психолога.

Семья
была в растерянности, стали пропадать
вещи. В голову не приходили версии,
объясняющие это явление. Взрослые,
сбитые с толку, были про­сто обескуражены.
А когда из кошелька мамы про­пала
купюра в 100 долларов, вся семья экстренно
собралась за круглым столом. Елена 13
лет, ти­хая, спокойная, держалась
долго, а потом в напря­женной тишине
ее как прорвало на поток слез.

Рыдала
навзрыд. Взрослые долго не могли ее
успокоить. А когда поток слез прекратился,
над сто­лом завис вопрос: «Зачем ты
это сделала?»

Поступок
Елены, никак не соответствовал укладу
семьи. Семья небогатая, но все необходи­мое
было, тем более потребности дочери
удов­летворялись полностью и даже
сверх того. Еле­не всегда покупали
такие игрушки, какие она хотела. В одежде
тоже был свободный выбор. Этот поступок
озадачил всех: что же Елена покупала на
ворованные деньги? Снова водопад слез.
Теперь уже нужно было больше времени,
чтобы эмоциональная стихия девочки
успокои­лась. Выяснилось, что Елена
на все украденные деньги покупала
сладости (конфеты, шоколад­ки,
чупа-чупсы, жвачки) и ими одаривала чуть
ли не половину класса. Как пояснила
Елена: «Чтобы со мной дружили».

В
случаях немотивированного воровства
причины всегда запрятаны глубоко в
подсознании ребенка. Стали разбираться.
Елена в новом классе (уже год, как она
училась в новой школе) выделялась сво­ей
робостью, и вместе с этим ее ответы на
уроках были точными и всегда на «отлично»,
а домашние задания выполнялись аккуратно
и с большим ста­ранием. Этого было
достаточно, чтобы однокласс­ницы
невзлюбили ее. Чтобы сделать из Елены
«Чу­чело», девчонки старались подобрать
кличку-ярлык, да пообиднее. Свое
пренебрежение показывали во всем: в
ухмылках, в ужимках, в интонации голо­са,
в постоянном бросании бумажек в ее
сторону. Мальчика, который пытался
защитить Елену и осмелился сесть за
одну парту с ней, одноклассни­ки
подвергли к еще более жестокому
остракизму.

Елена
обращалась к родителям по поводу
нездо­ровых отношений в классе. Папа
Елены тогда от­махнулся: «Терпи, с
новенькими всегда такие про­блемы».
Долго расспрашивать дочь не стал, куда-то
торопился. Мама вообще не нашла време­ни,
чтобы выслушать дочь до конца.

Елена
по-своему стала «решать» свою пробле­му:
задаривала сладостями полкласса, чтобы
за­добрить ребят и добиться снисхождения.
Не созна­тельно, конечно. Деньги брала
украдкой, сама себя оправдывая: «Я ведь
не для себя». Маленькие сум­мы,
вытащенные из кошелька, мама не замечала,
первый раз было страшно, второй

не
очень, третий…

даже
не задумывалась. Одноклассницы поедали
сладости, на короткое время меняли на
милость

но
только на короткое время,

и
откровенно смеялись над Еленой. Травля
продолжалась. Родители и Елена достойно
вышли из этой ситуации, они не стали
обвинять друг друга, вместо этого смогли
спокойно по душам поговорить. Теперь
всегда находилось время выслушать друг
друга. Смогла подружиться с одноклассником,
который пытался защитить Елену. И вместе
с классным руководителем и другими
родителями (была тема для родительского
собрания) удалось обстановку в классе
оздоровить.
Итак,
существует много причин воровства как
формы психологической поведенческой
зависимости, а также комбинаций этих
причин. Каждый случай — особый. И с
каждым из них нужно очень деликатно
разбираться.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Объясните
    процесс формирования психологической
    поведенческой зависимости в форме
    воровства.

  2. Перечислите
    причины немотивированного воровства
    в детском и подростком возрасте.

3. Приведите
примеры немотивированного воровства
как формы психологической поведенческой
зависимости

Соседние файлы в папке Семейная психология

  • #

    12.06.2015773.47 Кб79Semeynyy_diagnoz_i_semeynaya_psikhoterapia.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник