Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция thumbnail

Соловьева О.В., Гульмухаметова А.Т. (г. Ставрополь)

  • Печать

Подробности

Обновлено 11.01.2017 12:04

Просмотров: 856

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ВИЛЬЯМСА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности развития детей с синдромом Вильямса. Подчеркивается значимость психолого-педагогического сопровождения детей с данным диагнозом и их родителей в условиях дошкольной организации. Акцентируется важность формирования социально-бытовых навыков и физического воспитания для дальнейшего развития ребенка в инклюзивной среде. 

Ключевые слова: синдром Вильямса, воспитание,психолого-педагогическое сопровождение, социально-бытовые навыки, инклюзивное образование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Основным приоритетом инклюзивного образования является социализация и адаптация детей с различными отклонениями развития. Цель инклюзии – создание условий для успешного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для подготовки его к жизни в обществе. Особенно важным в этом плане является период дошкольного детства, закладывающий основной фундамент личностного развития, совершенствования способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В основе методологии инклюзивного образования лежат гуманистический (А. Маслоу, К. Роджерс) и личностно-ориентированный подходы (Асмолов А.Г., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Берулава Г.А.). Основная идея этих подходов заключается в том, чтоглавная ценность – это человек, с позиций его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей, существующих в виде врожденных потенций и актуализирующихся под влиянием социальных условий.

В число приоритетных задач инклюзивного образования входят следующие: способствовать всестороннему развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями; способствовать компенсации нарушенных функций; способствовать развитию эмоционально-волевой коммуникативной и когнитивной сфер личности; способствовать развитию адаптивного поведенческого потенциала и формированию навыков самообслуживания и др.

Особое внимание в условиях инклюзии заслуживают дети, имеющие различные ментальные нарушения. Специфика умственной деятельности детей, имеющих интеллектуальные нарушения полно и развернуто представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова, А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.).

Одним из комплексных расстройств, сопровождаемых нарушением умственной деятельности, является синдром Уильямса(Вильямса-Бойрена). Это генетическое заболевание, которое характеризуется отличительными внешними признаками, нарушением когнитивного развития легкой и средней тяжести, наличием трудностей в обучении, сердечно-сосудистыми аномалиями (локальный или диффузный стеноз артерий среднего или большого калибра) и идиопатической гиперкальциемии. Синдром Вильямса встречается достаточно редко, с частотой 1:7500, в равной степени у мужчин и женщин [3].

Нарушение проявляется на генетическом уровне. Патология обычно возникает спонтанно из-за хромосомной мутации при зачатии. Вследствие потери части хромосомы, у такого ребенка происходят специфические внешние и внутренние изменения с характерными симптомами [1].

Психологическая характеристика личностной и познавательной сфер ребенка с синдромом Вильямса достаточна своеобразна. Несмотря на умственную отсталость, эти дети, как правило, социабельны, дружелюбны, контактны. Они чрезвычайно общительны и испытывают повышенную потребность во взаимодействии с другими людьми. Они ласковы, нежны и особенно нуждаются в теплом, заботливом отношении. У них наблюдается высокая степень привязанности. Однако часто они не могут понять нюансы социального общения. Эти дети эмоционально восприимчивы, ранимы, имеют фобии, например, боязнь громких шумов, резких звуков.

Большинство детей с синдромом Вильямса имеют проблемы в обучении за счет когнитивных нарушений. У них отмечается выраженное недоразвитие абстрактного мышления, крайне большие сложности они испытывают при овладении счетными операциями, деятельность их часто беспорядочна, нецеленаправленна. Речь такого ребенка нарушена, что обусловливает существенное снижение его адаптации и социализации [4].

Для многих из таких детей характерен синдром гиперактивности и дефицита внимания. Их движения отрывистые и довольно неловкие, им трудно осваивать даже самые простые навыки, они неспособны самостоятельно ухаживать за собой, у них страдают навыки самообслуживания [3].

В этой связи особую значимость приобретает задача формирования социально-бытовых навыков, развития общей и мелкой моторики, а также в целом психо-физическое развитие ребенка.

Формирование социально-бытовых навыков можно разделить на два направления:

—                   навыки самообслуживания, при которых важно научить ребенка одеваться; застегивать пуговицы, кнопки; мыть руки и умываться; пользоваться салфеткой и платком; причесываться; намазывать на хлеб масло, наливать чай и др.

—                   трудовые навыки, с помощью которых ребенок научается убирать за собой посуду; складывать свои вещи, обувь и др., поливать цветы; вытирать пыль и др.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, по обучение социально-бытовым навыкам ребенка с синдромом Вильямса в условиях детского сада важно проводить в игровой форме. Важным моментом в игре детей является усвоение ими логики развития игрового сюжета, состоящей в том, что одно действие является подготовительным по отношению к другому. Для этого целесообразно использовать два вида работ. Во-первых, наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Во-вторых, выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай выкупаем твою «дочку». Что нужно для этого сделать?» Под руководством педагога ребенок перечисляет все игровые действия, которые нужны для подготовки к купанию, а затем переходит к их осуществлению. Применение этих методических приемов позволяет научить умственно отсталых детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку [2, 3].

С целью развития координации движений и развития мелкой и крупной моторики рук, необходимо использовать пальчиковые игры, игры с применением такого дидактического материала, как мозаика, бусы, крупы, пластилин и др. Координированные движения кисти и пальцев, хорошо развитая моторика руки оказывают колоссальное влияние на развитие глазомера, внимания, памяти иобщих умственных способностей ребенка [1].

В плане психофизического развития необходимо поощрять детей на выполнение регулярных физических упражнений, проявлять целенаправленную и организованную активность в движениях, направленных на координацию и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения. При этом следует включать ребенка в подвижные играми с правилами, в выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и др.

Важнейшим обстоятельством для пребывания ребенка с синдромом Вильямса в группе детского сада является создание таких условий, которые предполагают комплексную помощь и психологическое сопровождение такого ребенка, оказываемые командой специалистов – логопедом, дефектологом, педагогом-психологом [5].

Читайте также:  Лечение при синдром меллори вейса

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется непосредственно ребенку, а также его родителям и воспитателям детского сада. Оно включает в себя развитие эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер личности ребенка, обучение его навыкам, необходимым для адаптации и социализации.

Для родителей и воспитателей важно формировать их компетентность в вопросах воспитания и образования детей, в использование психолого-педагогических средств, которые направлены на уменьшение тревожности ребенка, способствуют развитию его индивидуальных способностей, а также охране и укреплению его здоровья. Помимо этого сопровождение предполагает работу, направленную на необходимую и своевременную коррекцию нарушений развития ребенка с особыми потребностями.

Консультативная деятельность оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Она предполагает обсуждение совместных действий на предмет помощи ребенку по организации его жизнедеятельности и досуга. Педагог-психолог должен предложить родителям и воспитателям конкретные практические рекомендации по взаимодействию с особенным ребенком [5].

Также важным психологическим условием для пребывания ребенка с синдромом Вильямса в детском саду является благоприятный климат в группе, создание атмосферы взаимопомощи, поддержки в детском коллективе, особое внимание и чуткость детей к такому ребенку.

Подчеркнем, что для ребенка с синдромом Вильямса общение со здоровыми ровесниками чрезвычайно благоприятно сказывается его развитии. Воспитание и обучение в среде нормально развивающихся сверстников играет большую роль не только для их эмоционального самочувствия, но и в целом для дальнейшего развития и адаптации в социуме [2].

Особенности адаптации зависят от образовательных потребностей каждого особенного ребенка, который оказывается в группе здоровых сверстников. Разработка адаптированной образовательной программы для отдельного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группах детского сада представляет на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход имеет широчайшие перспективы.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – это не только создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими и ментальными особенностями развития, но и формирование высоко нравственного и милосердного будущего поколения.

Литература

  1. Горыгина В.С., Сафина А.И., Игнатьев А.Е. Реализации коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: научно-методическое пособие. / Под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института управления и права, 2014. – 164 с.
  2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
  3. Московкина А.Г. Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2013. – 246 с.
  4. Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушением речи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал, 2015. – № 2. URL:https://ppip.idnk.ru
  5. Соловьева О.В., Зиберова И.В. Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта как условие интеграции в социум. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал, 2016. – № 1. URL:https://ppip.idnk.ru

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гульмухаметова Акжагуль Тагангельбиевна – студентка 3-го курса магистратуры 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Гульмухаметова А.Т.   Психологические особенности воспитания детей с синдромом Вильямса в инклюзивной дошкольной организации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL:https://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник

Синдром Уильямса (синдром «лица эльфа») — синдром, возникающий как следствие наследственной хромосомной перестройки, страдающие которым обладают специфической внешностью и характеризуются общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта.

Синдром описан в 1961 году кардиологом из Новой Зеландии Дж. Уильямсом, который выделил среди своих пациентов, у которых были обнаружены сходные дефекты сердечно-сосудистой системы, людей, которые также имели схожую внешность и умеренную отсталость.

Особенности внешности[править | править код]

Больные имеют особое строение лица, в специальной литературе называемое «лицом эльфа», поскольку оно напоминает лицо эльфов в их традиционном, фольклорном варианте. Для них характерны широкий лоб, разлёт бровей по средней линии, опущенные вниз полные щёки, большой рот с полными губами (особенно нижней), плоское переносье, своеобразная форма носа с плоским тупым концом, маленький, несколько заострённый подбородок.

Глаза зачастую ярко-голубые, со звёздчатой картиной радужки и склерами синеватого цвета. Разрез глаз своеобразный, с припухлостями вокруг век. Сходящееся косоглазие.

Для старших детей характерны длинные, редкие зубы. С возрастом лицо больных несколько меняется: появляется массивность надбровных дуг, меньше выражена пастозность лица, нет плоского переносья и эпиканта. Обращает на себя внимание увеличенное расстояние от основания носа до верхней губы.

Сходство лиц усиливает улыбка, которая ещё больше подчёркивает отёчность век и своеобразное строение рта.

Ни одна из этих черт не является обязательной, но их общее сочетание всегда присутствует[что?].

Психологические особенности[править | править код]

Умственная отсталость при синдроме Вильямса наблюдается во всех случаях[2]. Для этого синдрома характерен дефицит наглядно-образного мышления, абстрактное мышление практически полностью отсутствует. Степень интеллектуального дефекта довольно значительна, IQ в среднем колеблется от 40 до 50 (умеренная умственная отсталость — имбецильность)[2].

Можно отметить большое сходство психопатологической картины дефекта у всех больных: при значительном снижении интеллекта больные имеют относительно большой словарный запас, очень словоохотливы, склонны к подражанию, речь у детей довольно хорошая, тем не менее она представляет всего лишь набор штампов. Вместе с тем всегда страдают пространственные представления, организация и планирование деятельности. Очень характерны и постоянны особенности личности этих детей: добродушие, приветливость, послушание, эмоциональность, стремление к общению, доверчивость[2]. Практически всегда имеется хороший музыкальный слух даже при выраженном интеллектуальном дефекте. Нередко выявляются неврозоподобные нарушения — энурез, привычная рвота, навязчивые действия, головная боль[2]. У части детей наблюдается гиперактивность, страхи и тревога[2].

Читайте также:  Диагностика детей с синдромом даун

Некоторые дети могут учиться во вспомогательной школе, они овладевают чтением и письмом, но им недоступны действия, связанные с организацией даже простейших трудовых операций.

Причины отклонения[править | править код]

Редкое генетическое нарушение, вызванное делецией участка, на котором находится около 26 генов и который расположен на длинном плече 7-й хромосомы (7q11.23)[3].

Встречается с частотой приблизительно 1 на 20 000 новорожденных.
Точный диагноз может быть установлен с помощью FISH (флюоресцентной гибридизации in situ) или ДНК-микрочипа, показывающих отсутствие данного участка хромосомы.

Лечение[править | править код]

Специфической терапии не существует. Поэтому основное место занимают симптоматическое лечение и коррекционно-воспитательная работа.

Прогноз[править | править код]

Прогноз относительно благоприятный, возможна частичная социальная адаптация.

См. также[править | править код]

  • «Габриэль (фильм, 2013)» — фильм о людях с синдромом Вильямса.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • www.williams-syndrome.ru — сайт о синдроме Вильямса по-русски.
  • Williams syndrome — статья на сайте eMedicine, автор — Lennox Huang.
  • J. C. P. Williams. Биография  (англ.)
  • Словарь медицинских терминов
  • Генетически больные «Синдромом Уильямса» — люди без расовых предрассудков

Источник

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

Синдром Вильямса — редкое врожденное заболевание, возникающее в результате наследственных хромосомных мутаций и характеризующееся изменением внешности, психическими расстройствами, рядом уникальных характеристик личности и аномалиями внутренних органов.

Это генетическое заболевание получило свое наименование в честь детского кардиолога из Новой Зеландии Дж. Вильямса, который в 1961 году доказал наследственную природу синдрома. Он наблюдал за больными детьми, имеющими сердечные дисфункции и схожие внешние признаки.

Синдром является результатом спонтанной мутации или передается по наследству. В генотипе больных могут отсутствовать сразу несколько генов. Этим и обусловлено многообразие клинической симптоматики патологии.

У больных с данным синдромом выявляют выраженные пороки лица, сердца и сосудов, костей и суставов, ЦНС.

  • Дети с синдромом Вильямса имеют нарушения психики и с трудом поддаются обучению. Следствием хромосомной перестройки в организме является умственная отсталость. У больных общая задержка психоэмоционального развития сопровождается успехами в различных областях культуры и искусства: музыке, риторике, ритмике.
  • Аномалии сердца представлены врожденными пороками, а сосудов — стойким сужением аорты, ветвей легочного ствола и прочих крупных артерий.
  • «Лицо эльфа» – это один из основных признаков недуга, характеризующий внешний вид больных.
  • К прочим, менее характерным симптомам, относятся: мышечная гипотония, пупочные грыжи, аномалии прикуса, гиперкальциемия.
  • Синдром Вильямса – редкое, спорадическое заболевание. Оно встречается у 1 новорожденного из 10000 — 20000. Мальчики и девочки болеют одинаково часто, независимо от социального статуса и национальности.

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

Как и большинство хромосомных аномалий, синдром Вильямса можно заподозрить по наличию специфических внешних черт и характерному поведению. Предположить патологию позволяют своеобразные анатомические особенности лица. Диагноз подтверждается данными молекулярно-генетического, электро- и эхокардиографического исследований.

Лечение синдрома симптоматическое. Для устранения врожденных пороков сердца проводят ряд оперативных вмешательств. Сеансы психотерапии и занятия с психологом помогают улучшить социализацию больных и повысить качество их жизни.

Этиология и патогенез

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

В настоящее время причины заболевания до конца не изучены. Специалисты установили, что главным этиопатогенетическим фактором патологии является наследственность. Синдром развивается в результате делеции 7 хромосомы. Такая перестройка приводит к потере участка основной авторепродуцирующейся структуры ядра и нарушению в хромосомном наборе плода. Наследственный дефект 7 хромосомы представляет собой выпадение длинного плеча, содержащего 25-30 генов. Потерянная часть хромосомы не передается в момент зачатия, и у новорожденного ребенка появляется характерная клиника. Наследственная форма заболевания развивается крайне редко – когда у папы или мамы имеется синдром Вильямса.

Существует еще одна теория происхождения заболевания — спонтанное возникновение патологии, ставшее результатом хромосомной мутации при зачатии. Такое предположение позволяет сделать вывод о врожденном, а не наследственном характере болезни. Случайная хромосомная поломка приводит к рождению больного ребенка в абсолютно здоровой семье. Причинами подобной генетической аномалии становятся факторы, оказывающие негативное воздействие на организм родителей. К ним относятся: профессиональные вредности, плохая экология, вредные привычки.

Синдром Вильямса характеризуется отсутствием генов, отвечающих за:

  1. развитие и функционирование головного мозга,
  2. продукцию белка эластина,
  3. обмен углеводов,
  4. обмен кальция в организме,
  5. интеллектуальное развитие,
  6. трофические процессы в нервной ткани.

Дефицит эластина со временем приводит к формированию пороков сердца и развитию гипертонической болезни. Такие нарушения, как кальциноз сосудов и клапанов сердца, приводят к их истончению, потере эластичности и разрывам под воздействием различных факторов. Кальцификация – это очень опасный патологический процесс, который со временем становится причиной острых сердечно-сосудистых заболеваний и смерти больного.

Симптоматика

Синдром Вильямса отличается разнообразной клинической картиной. Все симптомы патологии условно можно разделить на следующие группы: необычный внешний вид, задержка в умственном развитии, серьезные физические недостатки.

  • Лицо эльфа — один из ведущих признаков патологии. У больных с синдромом Вильямса глаза широко посажены, уши расположены низко, веки постоянно припухшие, широкий рот, пухлые губы, высокий лоб, расхождение бровей по срединной линии, мясистые щеки, свисающие вниз, вздернутый нос с туповатым и закругленным кончиком, острый подбородок, «звезды» или «кружева» на радужке, неправильная форма черепа, сходящиеся косоглазие. Улыбка усиливает сходство лиц с данным недугом. С возрастом подобные симптомы становятся все более заметными.

    Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

    внешние признаки синдрома Вильямса

  • Нарушения физического развития проявляются низкими показателями роста и веса при рождении и его медленным набором. Новорожденные отказываются от груди, часто срыгивают и слабеют. С мышечной гипотонией связано нарушение рефлексов сосания и глотания. Дети постарше плохо едят, постоянно испытывают жажду, страдают от нарушения стула и частой рвоты. Со временем у них развиваются желудочно-кишечные заболевания: рефлюкс-эзофагит, гастрит, хронический запор, дивертикулит, сигмоидит. Младенцы обычно отстают от своих сверстников по росто-весовым показателям, а подростки, наоборот, начинают страдать от лишнего веса. Одни становятся полными и рыхлыми, другие приобретают новые внешние черты – длинную шею, Х-образные ноги, низкий голос с хрипотцой. Грубоватость тембра и своеобразная «скрипучесть» обусловлены дисфункцией голосовых связок, связанной с дефицитом эластина. У больных людей наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом: их стопы неправильно расположены, из-за чего формируется плоскостопие или косолапость.
  • Аномалии сердечно-сосудистой системы характеризуются надклапанным стенозом аорты, легочного ствола, почечных и мозговых артерий.
  • Гиперкальциемия – значительное количество кальция в крови, вызывающее психоэмоциональные изменения у взрослых и болезненное вздутие живота у новорожденных детей. У больных возникают нарушения в работе мозга – эмоциональные расстройства, спутанность сознания, галлюцинации, бред, слабость, а также полиурия, диспепсия, заторможенность, ступор.
  • К менее распространенным клиническим признакам синдрома относятся: паховые и пупочные грыжи, сверхчувствительный слух, мышечный гипотонус, искривление позвоночника, кариес зубов, нестабильность суставов, их контрактуры.
  • Больные с синдромом Вильямса намного чаще страдают алиментарным ожирением и гипергликемией, чем здоровые люди. К 30 годам у половины пациентов развивается нейросенсорная тугоухость.
  • Дети с синдромом Вильямса очень общительны, контактны и милы. В школьном возрасте они испытывают изоляцию, у них часто развиваются депрессии. Больные с синдромом Вильямса чрезвычайно активны, словоохотливы, доверчивы, добродушны и вежливы. Они постоянно испытывают потребность в общении. Их излишняя коммуникабельность проявляется в бесстрашном приближении к незнакомому человеку и желании помочь.
Читайте также:  Депрессивный синдром лечение и уход

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

  • Основные признаки заболевания – задержка в психофизическом развитии, трудности в обучении, неспособность сконцентрировать внимание, сложности с пространственными представлениями, организацией и планированием своей деятельности. У больных снижена работоспособность и память, они не могут сосредоточиться на поставленной задаче. У некоторых детей наблюдается истеричность, инфантильность и агрессивное поведение. Их гиперреактивность обычно сочетается с эмоциональной лабильностью, импульсивностью, навязчивой коммуникабельностью. В относительно редких случаях при эмоциональных вспышках возможны судороги. Больные подростки испытывают трудности с выполнением визуально-пространственных задач – плохо рисуют и не могут собрать картинку из пазлов. Тем не менее, они преуспевают в задачах, связанных с разговорной речью, музыкой и механическим запоминанием. С такими детьми должны работать логопеды, психиатры, психологи. Они обучают своих пациентов правильной речи, логическому мышлению, высказыванию самых простых умозаключений. Больные дети начинают поздно говорить: словами в 3 года, целыми фразами в 5 лет. На всю жизнь они сохраняют признаки средней степени олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития. Но несмотря на это, дети с синдромом Вильямса легко контактируют с окружающими людьми, а при адекватной психокоррекции выполняют простые бытовые поручения. Они не лишены полностью интеллекта, в чем-то даже талантливы и одарены. Среди них встречаются способные музыканты с абсолютным слухом и отличным чувством ритма. Некоторых больных мучает повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, фобии. Взрослые лица с данным недугом излишне непосредственны, инфантильны, дурашливы, смешливы, неадекватны. Чтобы нормально адаптироваться в обществе, им требуется постоянная поддержка и помощь родных. Многие взрослые с данным диагнозом работают добровольцами или наемными рабочими.

Диагностика

Диагностика синдрома Вильямса не вызывает у специалистов особых затруднений. Она основывается на данных хромосомного анализа, в основе которого лежат генетические тесты, подтверждающие или опровергающие предполагаемый диагноз синдром Вильямса.Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

Молекулярно-цитогенетическое исследование проводят методом флюоресцентной гибридизации или с помощью ДНК-микрочипа. Флуоресцентная гибридизация предназначена для определения специфической последовательности генов в организме человека. Проводят его перед внедрением оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки, во время беременности и сразу после рождения ребенка. ДНК-микрочип – диагностическая методика, которая проводится с помощью ПЦР. На специальный микрочип наносят геном, а затем его исследуют.

Дополнительные исследования:

  1. общеклинический анализ крови и мочи,
  2. биохимия крови — гиперхолестеринемия, гиперкальциемия,
  3. определение гормонального статуса,
  4. исследование мочи на содержание креатинина и кальция,
  5. ЭКГ и ЭхоКГ,
  6. тонометрия,
  7. УЗИ сердца и почек,
  8. рентгеноурологическое исследование,
  9. томография мозга.

Лечение

Синдром Вильямса – неизлечимый недуг. В настоящее время не разработана этиотропная терапия генетических заболеваний, в том числе и данного синдрома.

Симптоматическое лечение и регулярное наблюдение за работой сердечно-сосудистой системы позволяют избежать развития тяжелых осложнений и повысить качество и продолжительность жизни больных.

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

  • Для нормализации артериального давления больным назначают гипотензивные препараты из группы ингибиторов АПФ, антагонистов кальция, диуретиков, бета-адреноблокаторов.
  • Ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения и адекватного психического развития больных – «Пирацетам», «Винпоцетин», «Церебролизин».
  • При высоком уровне кальция в крови требуется его медикаментозная коррекция — внутривенное введение физраствора, диуретики, препараты калия.
  • При развитии тяжелых форм патологии назначают глюкокортикостероиды – «Гидрокортизон», «Преднизолон».
  • Физиотерапевтические процедуры улучшают подвижность суставов — ЛФК, магнитотерапия, ультразвук, электротерапия, акупунктура, массаж.
  • Психологическая коррекция заключается в обучении больных детей правильной речи, чтению и письму, уменьшении тревожности и страха.
  • Дружелюбие и взаимопонимание в семье играют важную роль в лечении больных детей.
  • Психотерапия и занятия с психологом — неотъемлемая часть лечебного процесса.
  • Хирургическое вмешательство направлено на устранение у детей врожденных пороков сердца, нередко приводящих к смерти больных.

Профилактика

Синдром вильямса психолого педагогическая коррекция

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития тяжелых осложнений у больных с синдромом Вильямса:

  1. поддержание в крови кальция и холестерина на оптимальном уровне,
  2. правильное и сбалансированное питание, предотвращающее появление запоров,
  3. оптимальная физическая нагрузка,
  4. уменьшение тревожности ребенка,
  5. полноценный отдых и сон,
  6. занятия с детьми в спокойной обстановке,
  7. диспансерное наблюдение у кардиолога, невролога, психиатра, травматолога-ортопеда.

Для того, чтобы адаптация больных в социуме прошла быстро и безболезненно, необходимо их специальное обучение, внимание и поддержка окружающих лиц, своевременная диагностика и адекватное лечение болезни. Эти мероприятия позволяют повысить уровень жизни пациентов и предупредить неприятные последствия. Общение больных детей со здоровыми сверстниками также оказывает благоприятное воздействие на дальнейшее развитие патологии.

Прогноз синдрома Вильямса относительно благоприятный. И все же больные лица имеют менее продолжительную жизнь по сравнению со здоровыми людьми. Это связано с гиперкальциемией, гиперхолистеринемией, ранним атеросклерозом и кальцификацией артерий и миокарда. Некоторые из них умирают от острой сердечной недостаточности. Своевременное устранение врожденных аномалий сердца и сосудов хирургическим путем позволяет больным дожить до преклонных лет.

Умственная отсталость препятствует нормальному функционированию организма и жизнедеятельности больных. На основании имеющейся задержки в умственном развитии психиатры присваивают больным инвалидность.

Видео: презентация о синдроме Вильямса

Источник