Синдром вегетативных дисфункций у новорожденных что это
Обновлено: 5 июня, 01:06
С-м вегето-висцеральных дисфункций
Были вчера у невролога, посмотрел и поставил С-м ( я так понимаю синдром) Вегето-висцеральных дисфункций. На основании того, что у нас присутствует «мраморность кожных покровов» и я пожаловалась на частые срыгивания. Что это за синдром такой? По словам невролога, ничего страшного, порекомендовал соблюдать технику кормления, выкладывать на живот и носить столбиком, плюс массаж общий самой делать или можно курс у массажиста, плюс капли какие-то, название которых не могу теперь разобрать((( В общем, по его реакции, я поняла, что это мелочи…
Читать далее →
Новости
В связи с нашим ужасным ночным сном общей нервозностью и большими проблемами с засыпанием по совету нашего педа сдали все анализы и сходили к другому неврологу
Анализы слава богу все хорошие
К неврологу попали почти сразу очень удачно к хорошему и за полцены
Тетенька понравилась больше всех неврологов которые раньше нас смотрели. Договорилась с ней в частном порядке впредь чтоб на дом к нам приезжала по мере необходимости
Итак она диагностировала у нас синдром вегето-висцеральных дисфункций, нарушение сна и аппетита…
Читать далее →
Что за зверь СВВД (у невропатолога).
Ходили на прием к невропатологу, она чего-то там написала в карточке и выдала пачку направлений. «С-м двигат. нар., СВВД, уст. лев. крив.» Ну про левую кривошею понятно — это я сама ей сказала, а то бы и не заметила. А что такое СВВД и в чем он проявляется? Мы не срыгиваем, но есть мраморность кожи, и ручками дергает постоянно туда-сюда, очень уж активный товарищ.
Прописала нам пить циннаризин по 1/4 т на ночь ( что это такое, епрст?), в инструкции…
Читать далее →
Вегето висцеральная дисфункция!
Здравствуйте! В 1 мес. были у невролога! Сказала, что ребенок будет реагировать на погоду (да сейчас помойму половина детей реагирует). Прописала глицин и элькар. Прочитала в карточке «Ди: ЛП, синдром вегето висцеральной дисфункции.» В интернете начиталась всяких ужасов.
Сделали НСГ в 2 мес
Справа анэхогенное образование 5,7 * 5,0 мм у заднего рога
умеренное расширение тел БЖ, субэниндемальная псевдокиста СС БЖ.
Блин что это и насколько страшно!
К неврологу через 1,5 мес, сума сойду за это время!!!
Читать далее →
Очень хорошая статья про СРЫГИВАНИЕ.
Поводом к написанию статьи послужило множество вопросов по поводу срыгиваний у детей первого года жизни. Младенцы и маленькие дети часто срыгивают после еды. Это доставляет немало неприятностей новоявленной мамочке, которая часто просто не знает, как обращаться с ребенком, который постоянно срыгивает и выплевывает только что съеденное. Гастроэзофагеальный рефлюкс причиняет ребенку немало неудобств, делает его капризным и раздражительным.
Около двух третей детей до 3 месяцев делают это хотя бы один раз в сутки. А у трех четвертей детей первого полугодия этот…
Читать далее →
уже большие
Нифига себе,нам уже больше месяца!! Как?Когда? Это был самый быстрый месяц в моей жизни) Мы потихоньку растем, даже набираем в весе. Хотя недавно случился ужас-Женька захлебнулась((( Срыгнула и захлебнулась. Не дышала секунд 20, только глаза таращила. Это было жуть как страшно. Приехала скорая, сказала,что все в порядке, но надо ехать разбираться по поводу срыгиваний. И повезла нас во 2 детскую больницу. Это жуткое место!!!! Старорежимная прям такая. Детки лежат отдельно, Кормить убеждали по часам и лучше не грудью, а из…
Читать далее →
и снова он,пантогам.
Нам выписала невролог, причем выписала без комментариев.А я как-то не догадалась спросить-после бессонной ночи вообще неадекватная была( Теперь вот мучаюсь, давать/не давать. В карте у нас стоит диагноз 2 субэпиндимальные кисты. гипоксия при родах, синдром вегето-висцеральных дисфункций. И теперь сижу ломаю голову, от чего конкретно назначили этот пантогам…..
Читать далее →
Источник
Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.
Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении
Причины патологии
Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:
- наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
- неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
- патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
- гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
- психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.
Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.
Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.
Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.
Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение
Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.
Разновидности ВСД
Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:
- ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
- симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
- смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.
Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.
Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.
Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.
Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.
Как проявляется дистония
Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.
К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:
- бессонница;
- беспокойный сон;
- ночной зуд;
- энурез;
- дискомфорт в ногах при засыпании.
При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:
- кишечная колика различной интенсивности;
- запор;
- понос;
- тошнота.
Лечение включает полноценный сон и режим дня
При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.
Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.
Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.
При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:
- из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
- по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
- синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.
У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:
- переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
- холодные кисти рук;
- повышенная потливость или сухость кожи;
- кожа склонна к угревой сыпи;
- худоба при нормальном или повышенном аппетите;
- склонность к полноте;
- у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
- нарушения менструального цикла у девочек;
- патология терморегуляции.
Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.
Методы диагностики
Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:
- анализы крови и мочи;
- ЭКГ;
- УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
- гастродуоденоскопия;
- мониторирование артериального давления;
- кардиоинтервалография;
- клиноортопроба;
- КТ или МРТ головного мозга;
- пиелография;
- сцинтиграфия почек.
Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.
Какое лечение необходимо
Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:
- проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
- психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
- при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
- терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.
Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.
Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами
Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.
Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.
Читайте также: анафилактический шок у детей
Источник
Вегето-сосудистая дистония или ВСД — это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.
Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.
Почему развивается ВСД у ребенка
Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.
Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.
Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.
Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.
Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:
- гормональная перестройка в подростковом возрасте;
- наличие эндокринных или обменных нарушений;
- быстрый рост организма — не все системы развиваются одновременно;
- нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.
Всегда ли это патология
Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.
Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.
Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,
Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.
Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.
Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.
Это связано:
- с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
- с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
- со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
- с большим потоком информации и переоценкой ценностей.
Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.
Симптомы вегетососудистой дистонии
Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.
К ним относятся:
- частые головные боли;
- головокружения;
- метеочувствительность;
- повышение или снижение артериального давления;
- одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
- проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
- стойкое снижение аппетита, апатия;
- страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
- обморочные состояния;
- беспричинные повышения или снижения температуры тела;
- учащенное или затрудненное мочеиспускание;
- сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
- сильное или слабое слюноотделение;
- панические атаки;
- рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
- бессонница или сонливость.
Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.
У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.
В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:
- дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
- недоношенные и ослабленные малыши.
Какие признаки должны насторожить родителей
Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.
К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.
ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.
Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются нарушением речи, походки, зрения, слуха.
Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.
При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.
Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка
Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:
- переутомления:
- стрессов;
- нормализации обстановки в семье и школе.
Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.
Кроме того важно помнить:
- об адекватных физических нагрузках;
- о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
- стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
- укрепление иммунной системы.
Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:
- водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
- физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
- фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
- массаж;
- аромотерапия;
- климатотерапия и лечение в санатории.
Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.
Терапия включает прием:
- нейролептиков;
- ноотропных средств;
- препаратов магния, калия;
- препараты для снижения или повышения артериального давления;
- спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
- витамины и минеральные комплексы.
Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.
Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.
Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник