Синдром вегетативных дисфункций у детей презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вегетативно-сосудистая дистония не приговор! учитель физической культуры МКОУ-СОШ №31 Овчинникова Татьяна Александровна, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
2 слайд
Описание слайда:
Цель: изучить заболевание улучшить состояние Объект исследования: учащиеся МКОУ-СОШ№31, страдающие ВСД.
3 слайд
Описание слайда:
Задачи: 1) изучить 2) создать 3) составить 4) сравнить 5) обобщить. Методы: 1) анкетирование; 2) анализ; 3) наблюдение; 4) обобщение; 5) сравнение.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое ВСД? периферическая нервная система Симпатический отдел (поддержание человека в возбужденном состоянии) Парасимпатический отдел (расслабление и накопление энергии) Разбалансировка в коммуникации
5 слайд
Описание слайда:
Причины ВСД: наследственная предрасположенность; эндокринные перестройки организма. заболевания эндокринных желез; стрессы; органические поражения головного мозга ; вредные привычки; недостаточно подвижный образ жизни
6 слайд
Описание слайда:
Классификация ВСД В зависимости от изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и изменений артериального давления нормотензивный гипертензивный тип гипотензивный тип В зависимости от преобладания активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы В зависимости от характера течения симпатикотонический парасимпатикотонический смешанный перманентная приступообразная латентная
7 слайд
Описание слайда:
Симптомы покраснение или бледность лица; головокружение; потемнения в глазах; головная боль; повышенная потливость; высокое артериальное давление; нарушенное сердцебиение; чувство затруднения при дыхании; снижение работоспособности, слабость
8 слайд
Описание слайда:
Методы диагностики: ЭКГ реовазография гастроскопия электроэнцефалография компьютерная томография ЯМРТ
9 слайд
Описание слайда:
Профилактика
10 слайд
Описание слайда:
Оптимизация труда и отдыха
11 слайд
Описание слайда:
Занятия физической культурой (ЛФК)
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Иглорефлексотерапия
15 слайд
Описание слайда:
Коррекция питания гипотонический гипертонический нормотонический
16 слайд
Описание слайда:
Физиотерапия
17 слайд
Описание слайда:
Фитолечение
18 слайд
Описание слайда:
Психологическая коррекция
19 слайд
Описание слайда:
Первая помощь 20 капель КОРВАЛОЛА или ВАЛОКОРДИНА.
20 слайд
Описание слайда:
Первая помощь Для снятия нервного возбуждения 1 таблетку АТАРАКСА или АФОБАЗОЛА При учащенном дыхании -бумажный пакет, куда вы будете вдыхать и выдыхать воздух.
21 слайд
Описание слайда:
Исследование № вопросы да нет 1 Ведетели вы ЗОЖ? 5 11 2 согласились бы вы принятьучастие в моем исследовании? 13 3 3 Посещаете ли вы уроки физкультуры? 14 2 4 Знаете ли какие виды спорта полезны при ВСД? 3 13 5 Часто бываете на свежем воздухе? 10 6 6 Часто болеете простуднымизаболеваниями? 12 4 7 Страдаете ли вы головными болями? 11 5 8 Есть лив семье патологии ВСД? 3 13
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Диаграмма состояния здоровья по В.П.Войтенко
24 слайд
Описание слайда:
Диаграмма уровня физической подготовки
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физической культуры
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-460070
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1. Синдром вегетативной дисфункции
ФГБОУ ВО РНИМУ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА
СНК КАФЕДРЫ НЕВРОЛОГИИ Л/Ф РНИМУ ИМ.Н.И.ПИРОГОВА
СИНДРОМ
ВЕГЕТАТИВНОЙ
ДИСФУНКЦИИ
ВЫПОЛНИЛА: СТ УДЕНТКА 1.5.09Б ГР.
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
ИЛЬИНА Е.П.
2. Синонимы
СИНОНИМЫ
Вегетососудистая
дистония
Нейроциркуляторная
дистония
Вегетативная
дистония
Вегетативный
невроз
Вегетативная
дисрегуляция
Дисвегетоз
Нейроциркулятор
ная астения
Кардионевроз
Панические
атаки
3. Вегето-сосудистая дистония
ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ
ДИСТОНИЯ
патологическое состояние, характеризующееся
нарушением вегетативной регуляции работы
внутренних органов, сосудов, обменных
процессов (сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта, органов дыхания,
желез внутрен- 5 ней секреции и т. д.) в
результате первично или вторично возникших
морфологических и/или функциональных
изменений в вегетативной нервной системе.
В Великобритании до сих пор используют
термин «Медицинский или физический
необъяснимый симптом
В Германии – «Психовегетативный синдром»
4.
• E20–E35 — Нарушения других эндокринных
желез;
• F40–F48 — Невротические, связанные со
стрессом и соматоформные расстройства;
• G60–G64 — Полиневропатии и другие
поражения периферической нервной системы;
• G90–G99 — Другие нарушения нервной
системы;
• I 70–I 79 — Болезни артерий, артериол и
капилляров;
• M86–M90 — Другие остеопатии.
5. Уровни ВНС
УРОВНИ ВНС
К
сегментарному отделу ВНС относятся:
вегетативные центры ствола головного и спинного
мозга, располагающиеся четырьмя отдельными
группами:
• мезэнцефалический (парасимпатический);
• бульбарный (парасимпатический);
• тораколюмбальный (симпатический) — ядра
боковых рогов спинного мозга на уровне СvIII —
LIII;
• нижнепоясничнокрестцовый
(парасимпатический) — ядра боковых рогов
спинного мозга на уровне LI v — Sv.
вегетативные ганглии,
периферические вегетативные нервы и сплетения
6. Уровни ВНС
УРОВНИ ВНС
К надсегментарному отделу ВНС
относятся:
1. структуры верхних отделов ствола
мозга — ретикулярная система среднего
мозга,
2. гипоталамус — высший интегративный
центр ВНС,
3. лимбическая система,
4. ассоциативные зоны коры головного
мозга
7. Гипоталамус
ГИПОТАЛАМУС
обмен
веществ,
энергии,
регуляция
температурного
баланса
деятельность
внутренних
органов,
регуляция сна
и
бодрствования
8. Этиология
ЭТИОЛОГИЯ
1. Наследственно-конституциональные факторы, с
формированием синдрома дезадаптации («астения»
вегетативной нервной системы);
2. Органическое поражение центральной и периферической
нервной систем на фоне первичных нейродегенеративных
процессов и наследственных нарушений обмена веществ в
нервной ткани или на фоне приобретенных заболеваний
нервной системы;
3. Воздействия экзогенных факторов: черепно-мозговая
травма, позвоночно-спинномозговая травма, травма
периферической нервной системы, инфекции, психотрав18 мирующие ситуации, алиментарно-токсические
факторы, метеорологические факторы и др.;
4. Воздействия эндогенных факторов: гормональная
возрастная перестройка, заболевания эндокринной
нервной системы, тяжело протекающие соматические
заболевания и др.;
5. Смешанные факторы.
9. Патогенез
ПАТОГЕНЕЗ
Основной фактор — вегетативная
дистония между симпатической и
парасимпатической нервной
системы
-изменении вегетативной
реактивности
-нарушения обмена веществ
-нарушение иннервации внутренних
органов
10.
11. Клиника
КЛИНИКА
1. Головная боль
2. Боль в области сердца (кардиалгии)
3. Нарушения дыхания
4. Расстройства пищеварения
5. Нарушения терморегуляции
6. Расстройства мочеиспускания
7. Расстройства эмоциональной сферы
8. Кожные покровы
12. Диагностика
ДИАГНОСТИКА
1. Исследование регуляции сосудистого тонуса
2. Исследование дермографизма
3. Болевые вегетативные точки.
13. Ортостатическая гипотензия
ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ
ГИПОТЕНЗИЯ
•первичные невропатии:
— идиопатическая ортостатическая гипотензия (синдром
БрэдбериЭгглестон)
— ортостатическая гипотензия при семейной дизавтономии (синдром
РайлиДея)
— ортостатическая гипотензия при полисистемной дегенерации
(синдром Шая-Дрейджера)
— ортостатическая гипотензия при болезни Паркинсона, болезни с
диффузными тельцами Леви, других дегенеративных заболеваниях.
•вторичные невропатии: сахарный диабет, амилоидоз, порфирия,
спинная сухотка, сирингомиелия, пернициозная анемия, алкоголизм,
постинфекционная полиневропатия (синдром Гийена-Барре),
аутоиммунные заболевания, паранеопластические синдромы,
состояния после симпатэктомии, авитаминозы
14. Ортостатическая гипотензия
ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ
ГИПОТЕНЗИЯ
Лекарственная ортостатическая гипотензия — гиповолемия,
гипокалиемия, относительная гиповолемия, связанная с
вазодилатацией, нарушение, чаще обратимое, вегетативных
рефлекторных механизмов:
•диуретики, особенно петлевые
•нитраты, молсидомин, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ
•метилдофа, клонидин, резерпин, ганглиоблокаторы, альфаадреноблокаторы
•ингибиторы моноаминоксидазы, трициклические и
тетрациклические антидепрессанты, фенотиазиновые
антипсихотические средства (в основе которых лежит а1адреноблокирующий эффект)
•допаминэргические препараты, используемые при болезни
Паркинсона и гиперпролактинемии — леводопа, бромокриптин,
лизурид, перголид (в основе гипотензивного эффекта лежит
пресинаптическая ингибиция освобождения норадреналина и, как
следствие, снижение симпатического тонуса)
•хинидин, барбитураты, винкристин и др.
15.
Внезапно возникшая ортостатическая
гипотензия позволяет предположить
нераспознанный ИМ (инфаркт миокарда),
ТЭЛА или нарушение ритма; другие причины
ортостатической гипотензии или коллапса при
быстром переходе в вертикальное положение
— аортальный стеноз, кардиомиопатия,
констриктивный перикардит
16. Исследование дермографизма
ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕРМОГРАФИЗМА
1. Малый дермографизм
2. Красный дермографизм
3. Возвышенный дермографизм.
4. Рефлекторный дермографизм
17. Болевые вегетативные точки
БОЛЕВЫЕ
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ТОЧКИ
1. Точки Бирбраира.
2. Точка Гринштейна
3. Точка выхода большого небного нерва.
18. Оценка состояния вегетативной системы
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
ВЕГЕТАТИВНОЙ
СИСТЕМЫ
— оценка исходного вегетативного тонуса (таблица
А.М. Вейна и соавт., 1981, индекс Кердо, индекс
Хильдебранта, глазо-сердечный рефлекс ДаниниАшнера);
— вегетативная реактивность
(кардиоинтервалография – метод анализа суточной
записи электрокардиограммы для оценки
вариабельности ритма сердца, по которой можно
судить о преобладающим тонусе симпатического
или парасимпатического отдела вегетативной
нервной системы);
— нейропсихологические тесты
19.
20. Диагностика
ДИАГНОСТИКА
21.
Глазосердечный рефлекс (синонимы:
окулокардиальный рефлекс, рефлекс
Ашнера, феномен Ашнера, рефлекс
Ашнера — Даньини) — уменьшение
пульса на 4-8 сердечныхсокращений в
минуту при надавливании на глазные
яблоки. Рефлекс обусловлен связями
тройничного и блуждающего нервов
парасимпатической нервной системы.
22. Мифы о ВСД
МИФЫ О ВСД
СВД не является самостоятельной нозологической
единицей
в основе патогенеза вегетативных дисфункций
лежит усиление активности одного отдела за счет
подавления другого – «принцип весов» в отношении
симпатической и парасимпатической иннервации
ведущая роль в этиологии вегетативных
дисфункций принадлежит стрессу
клинически СВД проявляется преимущественным
поражением сердечно-сосудитой системы
клинические проявления вегетативной дисфункции
появляются в подростковом возрасте
объективно оценить состояние вегетативной
нервной системы практически невозможно
23. Список литературы
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
И.Н. ЗАХАРОВА, д.м.н., профессор, Т.М. ТВОРОГОВА, к.м.н., И.И. ПШЕНИЧНИКОВА Российская
медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Москва
СОВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ У
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Методические рекомендации
Пермь 2010 Автор: В.Г. Черкасова, доктор медицинских наук, доцент кафедры спортивной
медицины и реабилитологии с курсом геронтологии ГОУ ВПО ПГМА им.ак. Е.А. Вагнера
Росздрава
Вегетативно-сосудистая дистония: диагностика и лечение с включением современных методов
физиотерапии. 2 Самосюк Н. И.1 , Самосюк И. З.1 , Федоров С. Н., Чухраева Е. Н.1 , Жуков В. А.2
СИНДРОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: КЛИНИЧЕСКИЕ
ПРОЯВЛЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЧАСТЬ № 1 Методические рекомендации № 25
Москва, 2015 ББК 57.336.14 Учреждение-разработчик: ГБУЗ «Научно-практический центр детской
психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы.
Источник
1.
Тема: Вегето- сосудистая
дистония у детей
Калышкен Дина
Алматы 2017
2.
План:
Причины вегето-сосудистой дистонии у детей
Классификация вегето-сосудистой дистонии у
детей
Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей
Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей
Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей
3.
Вегето-сосудистая дистония у детей — вторичный синдром,
затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и
развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции
функционального состояния организма. По различным данным, те
или иные признаки ВСД диагностируются у 25-80% детей. Чаще
синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков,
преимущественно женского пола.
В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в
качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому
изучением ее проявлений занимаются различные узкие
дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская
эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные
нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных
патологических состояний — артериальной гипертензии,
бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой
стороны, соматические и инфекционные заболевания могут
усугубить вегетативные сдвиги.
4.
Причины вегето-сосудистой дистонии у детей
Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще
носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в
структуре и функционировании различных отделов вегетативной
нервной системы по материнской линии.
Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует
осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной,
гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или
затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.
Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей
принадлежит различным психотравмирующим воздействиям –
конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка,
гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным
школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегетососудистой дистонии у детей могут выступать соматические,
инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции,
аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес,
фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепномозговые травмы
5.
Классификация вегето-сосудистой дистонии у детей
При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у
детей учитывается ряд критериев, которые являются
определяющими в различении форм синдрома.
Этиологический
психогенную (невротическую),
инфекционно-токсическую,
дисгормональную, эссенциальную
Вегетативных расстройств
симпатикотонический
ваготонический
смешанный
6.
Синдромологическому подходу
Кардиальный
респираторный
невротический синдром
синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др.
По степени легкой
среднетяжелой и тяжелой
по типу течения – латентной
перманентной и пароксизмальной.
7.
Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей
Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью
вегетативных нарушений — преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов
и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой у детей.
Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей
характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии
(синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной
экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В
случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре
вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии
нейроциркуляторной дистонии у детей.
Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей
наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на
утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение,
головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегетососудистой дистонией отмечается пониженное настроение,
тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность,
иногда — истерические реакции или депрессия
8.
При ведущем респираторном синдроме развивается одышка
в покое и при физическом напряжении, отмечаются
периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха.
Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии
у детей выражается в возникновении непостоянного
субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости
холода, духоты и жары.
Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться
тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом,
немотивированными болями в животе, спастическими
запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична
склонность к задержке жидкости, отекам под глазами,
учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой
дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная
сальность кожи, красный дермографизм, потливость.
9.
Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей
Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации
педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и
проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского
эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога,
детского офтальмолога.
Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность
оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных
показателей — данных ЭКГ, холтеровского мониторирования,
ортостатической, фармакологических проб и др.
Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегетососудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоКГ, реовазография.
В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая
сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный
эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная
астма, психические расстройства и др.
10.
Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей
При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии
у детей учитывается этиология и характер вегетативных
нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной
терапии. Общие рекомендации включают нормализацию
режима дня, отдыха и сна; дозированные физические
нагрузки; ограничение травмирующих воздействий,
консультацию семейного и детского психолога и пр. При
вегето-сосудистой дистонии у детей положительным
эффектом обладают курсы общего массажа и массажа
шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур
(электрофореза на воротниковую зону, эндоназального
электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК.
Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ
общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные,
углекислые).
11.
Артериальная гипертензия у детей и подростков
Артериальная гипертензия у детей встречается намного реже, чем у взрослых, и при этом
остается одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в педиатрии.
Причины артериальной гипертензии у детей
В развитии заболевания предполагается участие трех патофизиологических механизмов:
увеличения объема циркулирующей крови, увеличения сердечного выброса и повышения
общего периферического сопротивления. Первый механизм встречается при повышенной
активности симпатической нервной системы. Второй механизм характерен для состояний
после инфузионной терапии, наблюдается на фоне почечной недостаточности и избытка
минералкортикоидов. Третье патогенетическое звено в развитии артериальной гипертензии у
детей обнаруживается при повышенной чувствительности тканей к катехоламинам либо при
увеличении их концентрации в крови (например, при феохромоцитоме), а также встречается
при опухолях почек.
Артериальная гипертензия у детей чаще развивается при наличии предрасполагающих
факторов. К ним относится отягощенная наследственность по гипертензии, сахарному
диабету, ожирению а также по любым перечисленным выше состояниям, участвующим в
патогенезе повышения артериального давления. Кроме того, заболевание часто
диагностируется у детей с высоким уровнем тревожности и после острой или хронической
стрессовой ситуации. Многие заболевания нервной системы и почек могут провоцировать
артериальную гипертензию у детей, например, энцефалиты и менингиты, черепно-мозговые
травмы, острый гломерулонефрит т. д.
12.
Классификация и симптомы артериальной гипертензии у
детей
Единой классификации степеней повышения артериального
давления у детей не существует. Чаще всего отечественные
педиатры опираются на классификацию Е.Надеждиной, в
соответствии с которой выделяют три стадии артериальной
гипертензии у детей. Стадия I является обратимой и делится
на две фазы: IA – повышение давления в момент
эмоционального напряжения, IБ – периодическое повышение
давления, купирующееся самостоятельно. Первая стадия
считается предгипертоническим состоянием. Стадия IIА
сопровождается постоянным, но неустойчивым повышением
давления, на стадии IIБ отмечается стойкое повышение
давления. Стадия III у детей диагностируется редко,
характеризуется присоединением органных повреждений
(сосудов головного мозга, глаз, конечностей и др.).
Источник