Синдром вегетативных дисфункций у детей что это
Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.
Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.
Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.
В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.
ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.
Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.
Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.
Причины ВСД:
- стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
- гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет. Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;
- родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
- нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
- интенсивные физические нагрузки.
Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.
Симптомы и типы ВСД
Признаки состояния
Основные жалобы:
- головные боли;
- головокружения;
- шум в голове;
- снижение способности к концентрации внимания;
- боли в сердце;
- предобморочные состояния;
- повышения артериального давления;
- понижения артериального давления;
- чувство нехватки воздуха;
- быстрая утомляемость;
- повышенная потливость;
- чувство онемения рук, стоп;
- учащённое сердцебиение;
- боли в животе.
Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.
Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.
Течение ВСД
Течение вегетососудистой дистонии может быть:
- пароксизмальным;
- перманентным.
Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:
- резкое побледнение или покраснение кожи лица;
- повышение кровяного давления;
- учащённое сердцебиение.
Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.
Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».
Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.
Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.
При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.
Типы ВСД
Виды ВСД:
- гипотензивный;
- гипертензивный;
- кардиальный;
- смешанный.
Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.
Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.
Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.
Дополнительные признаки:
- учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
- изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
- перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.
Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.
Отличия дистонии от болезней внутренних органов:
- ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
- Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
- В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.
Лечение синдрома вегетативной дисфункции
Немедикаментозные методы лечения:
Правильная физическая активность
Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.
При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.
Режим труда и отдыха
Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.
Питание
Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.
Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:
- печёный картофель;
- бананы;
- творожные продукты;
- орехи;
- мёд;
- изюм, сухофрукты;
- крупы;
- петрушка.
Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.
Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:
- ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
- употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
- исключить маринованные, солёные продукты;
- исключить крепкий чай, кофе.
Массаж
Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.
Фитотерапия
Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:
- пустырник, валериана;
- пион;
- мята;
- берёзовый гриб.
В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.
Медикаментозные способы лечения:
Ноотропы
Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.
Яркие представители этой группы:
- Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
- Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
- Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
- Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
- Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.
Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».
Седативные препараты
Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.
Препараты этой группы:
- Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
- Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
- Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.
Адаптогены
Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.
Их действие:
- нормализуют работу центральной нервной системы;
- ускоряют обмен веществ;
- улучшают протекание эндокринных процессов;
- разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.
Представители:
- корень женьшеня;
- элеутерококк;
- лимонник;
- радиола розовая;
- эхинацея.
Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.
Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.
Настойки содержат в своём составе спирт, что не очень хорошо для ребёнка. Для детей лучше покупать в виде жидкого экстракта.
Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.
Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.
Витамины для детской нервной системы
Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.
Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.
В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.
Источник
Вегето-сосудистая дистония или ВСД — это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.
Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.
Почему развивается ВСД у ребенка
Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.
Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.
Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.
Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.
Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:
- гормональная перестройка в подростковом возрасте;
- наличие эндокринных или обменных нарушений;
- быстрый рост организма — не все системы развиваются одновременно;
- нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.
Всегда ли это патология
Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.
Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.
Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,
Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.
Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.
Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.
Это связано:
- с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
- с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
- со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
- с большим потоком информации и переоценкой ценностей.
Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.
Симптомы вегетососудистой дистонии
Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.
К ним относятся:
- частые головные боли;
- головокружения;
- метеочувствительность;
- повышение или снижение артериального давления;
- одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
- проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
- стойкое снижение аппетита, апатия;
- страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
- обморочные состояния;
- беспричинные повышения или снижения температуры тела;
- учащенное или затрудненное мочеиспускание;
- сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
- сильное или слабое слюноотделение;
- панические атаки;
- рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
- бессонница или сонливость.
Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.
У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.
В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:
- дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
- недоношенные и ослабленные малыши.
Какие признаки должны насторожить родителей
Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.
К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.
ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.
Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются нарушением речи, походки, зрения, слуха.
Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.
При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.
Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка
Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:
- переутомления:
- стрессов;
- нормализации обстановки в семье и школе.
Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.
Кроме того важно помнить:
- об адекватных физических нагрузках;
- о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
- стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
- укрепление иммунной системы.
Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:
- водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
- физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
- фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
- массаж;
- аромотерапия;
- климатотерапия и лечение в санатории.
Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.
Терапия включает прием:
- нейролептиков;
- ноотропных средств;
- препаратов магния, калия;
- препараты для снижения или повышения артериального давления;
- спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
- витамины и минеральные комплексы.
Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.
Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.
Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник