Синдром вегетативной дистонии у детей клинические рекомендации
Вегетативная дистония – состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервных систем.
Исходя из определения вегетативной дистонии (ВД), нарушения вегетативной регуляции, как правило, являются следствием различной патологии нервной системы, поэтому ряд клиницистов считает ВД синдромом этих заболеваний [1,2]. В одних случаях первичное заболевание легко диагносцируется и играет важную роль в этиологии ВД. Причиной ВД могут стать различные заболевания ЦНС, в этом случае наблюдение таких больных относится к компетенции соответствующих специалистов. Однако педиатру часто приходится иметь дело с клиникой ВД, обусловленной неврологической микроорганической патологией. Это дети с постгипоксической или посттравматической перинатальной патологией, которые в грудном возрасте наблюдались неврологом. После года явная неврологическая симптоматика обычно исчезает, однако остающиеся в гипоталамической области микроизменения в последующем проявляются сдвигами вегетативной регуляции, что и обусловливает ВД, при которой неврологи неврологический диагноз не ставят, ограничиваясь термином ВД. В таких случаях «вегетативная дистония» оказывается практически основным диагнозом, определение которого предусмотрено «Международной классификацией болезней» X пересмотра и классифицируется в следующих рубриках:
• F 453 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
• G 90 Расстройства вегетативной нервной системы.
• G 90.9 Расстройства вегетативной нервной системы неуточненные.
• I 95. Гипотензии
Необходимо подчеркнуть, что диагноз вегетативной дистонии может быть поставлен как основной только после исключения органической патологии, которая нередко характеризуется сходной симптоматикой.
Довольно часто у многих детей на первый план в клинике выступают симптомы со стороны сердечно–сосудистой системы, у педиатров–кардиологов большое распространение получил термин «вегетативно–сосудистая дистония». Кардиологи–терапевты чаще используют термин «нейроциркуляторная дистония». Эти термины, предложенные в разное время разными авторами, являются синонимами и, вероятно, традиционно могут быть использованы оба [2–5].
Этиология
Основными причинами ВД у детей являются:
1. Поражение нервной системы (особенно гипоталамической и стволовой области головного мозга):
– органическая патология с характерной клинической картиной (относится к компетенции невропатологов);
– микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейроинфекций.
Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной ВД в детском возрасте. Неврологи нередко диагностируют у них астено–невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию (ММД). При этом нередко на первый план выступают симптомы со стороны внутренних органов, поэтому таких детей обычно наблюдают и лечат педиатры.
Одним из проявлений ММД является гиперреактивность с дефицитом внимания (ГРДВ). ГРДВ – самая распространенная причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте [6]. Знание этой патологии важно педиатрам и семейным врачам для своевременного направления детей к невропатологу и психиатру.
2. Невроз. В детском возрасте чаще встречаются:
• невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки);
• невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, страхи, движения [7].
3. Конституциональные особенности нервной системы.
Это прежде всего дети с нервно–артритическим типом конституции, что нередко сочетается с недифференцированным синдромом дисплазии соединительной ткани [8]. В большинстве случаев «вегетативный портрет» наследуется по материнской линии [3].
4. Сочетание указанных видов патологии.
Диагностика
В диагностике ВД решающее значение отводится жалобам и клиническим проявлениям. Учитывая сферу влияния вегетативной нервной системы, жалобы могут быть разнообразны, свидетельствуя о «заинтересованности» одновременно нескольких систем. Педиатру в этой ситуации приходится проводить тщательное обследование ребенка с целью исключения соматической патологии.
Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании исследования трех основных параметров: исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения и реактивности (табл. 1).
Исходный вегетативный тонус отражает клинические проявления и состояние вегетативных функций в период относительного покоя. Оценка его проводится с помощью таблицы признаков, разработанной А.М. Вейном, адаптированной нами для детского возраста (табл. 2).
Вегетативная реактивность – это изменение вегетативных реакций на внутренние и внешние раздражители. Раздражителями могут быть фармакологические препараты (мезатон и др.), а также физические воздействия (холод, тепло, перемена положения тела и др.). Наиболее часто используется запись кардиоинтервалограммы (КИГ) в покое и сразу после перехода в вертикальное положение с последующим расчетом индекса напряжения Р.М. Баевского.
КИГ – метод трудоемкий и далеко не всегда достоверно отражает функциональное состояние ВНС, ибо ни одна математическая формула не может раскрыть многообразие факторов, определяющих синусовый сердечный ритм.
Вегетативное обеспечение – это поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обеспечивающего адекватную деятельность различных органов и систем в условиях нагрузки.
Вегетативное обеспечение в практической работе оценивается по клино–ортостатической пробе (КОП). Физиологичность пробы, простота выполнения, сочетающаяся с высокой информативностью, позволяют проводить пробу в условиях поликлиники, стационара и санатория. Нормальная реакция на КОП определяется повышением в ортостазе:
• ЧСС на 20–40% по отношению к исходному уровню;
• САД на 5–15 мм рт.ст.;
• ДАД на 5–15 мм рт.ст., при высоких исходных цифрах ДАД может остаться не измененным.
Для уточнения клинико–патогенетических особенностей синкопальных состояний при ВД в Институте педиатрии и детской хирургии МЗ РФ проведена работа с использованием пассивной ортостатической пробы – тилт–теста [9]. Эта проба позволяет уточнить сдвиги гемодинамики при наступлении синкопальных состояний.
Лечение
Основными принципами лечения вегетативных нарушений являются следующие:
• патогенетический подход к терапии вегетативной дистонии, так как симптоматическое лечение дает лишь временный, нестабильный эффект;
• длительность лечения, поскольку для восстановления равновесия между двумя отделами вегетативной нервной системы требуется гораздо больше времени, чем для формирования дисбаланса между ними;
• комплексный подход, включающий различные виды воздействия на организм;
• избирательность терапии в зависимости от варианта вегетативной дистонии как при постоянном (перманентном), так и кризовом (пароксизмальном) течении.
В настоящее время общепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения. Детям, имеющим умеренные проявления ВД, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При выраженной и длительно существующей симптоматике, помимо немедикаментозной терапии, назначаются лекарственные препараты.
Немедикаментозная терапия включает:
– правильную организацию труда и отдыха;
– соблюдение распорядка дня;
– занятия физической культурой;
– рациональное питание;
– психотерапию;
– водолечение и бальнеотерапию;
– физиотерапию;
– массаж;
– иглорефлексотерапию (по показаниям).
Медикаментозная терапия назначается в комплексе с немедикаментозными средствами или при неэффективности последних. Лечение необходимо начинать с препаратов растительного происхождения, обладающих наименьшим побочным действием. Учитывая длительность лечения, не следует назначать одновременно несколько лекарственных средств, целесообразна смена одного препарата другим.
Фармакотерапия включает седативные средства, регулирующие процессы торможения и возбуждения в ЦНС (табл. 3).
По мнению фитотерапевтов, до настоящего времени валериана остается идеальным седативным средством. Валериана усиливает тормозные процессы ЦНС, является классическим седативным средством [10]. Механизм ее действия близок к b–адреноблокаторам. Аналогичный механизм действия, но значительно менее выраженный, наблюдается у пустырника. Эффект валерианы в виде ослабления симптомов ВД наблюдается уже на 2–й день приема, седативное действие наступает более медленно и проявляется в среднем через 2 недели. Из сказанного следует, что седативная терапия должна быть длительной, прерывистыми курсами со сменой препарата каждые 3 недели. Седативные растительные средства назначаются детям в виде настоев, отваров, таблеток, покрытых оболочкой.
Лекарственные средства растительного происхождения (I группа, табл. 3) назначаются как при симпатикотонии, так и ваготонии. Однако кратность и время приема препаратов в течение дня различны. При симпатикотонии седативная фитотерапия назначается 3 раза в день (утром, днем, вечером), при ваготонии – 1 раз в день (во второй половине дня). Возможен внеочередной прием при волнении, психоэмоциональном напряжении (перед экзаменом, контрольной работой и т.д.).
Транквилизаторы (анксиолитики), нейролептики (II, III группы препаратов, табл. 3), обладая вегетотропным действием, оказывают выраженный седативный эффект за счет взаимодействия со специфическими рецепторами в ЦНС. Препараты снимают невротические реакции (тревогу, повышенную раздражительность, вспыльчивость, различные фобии). Препараты II, III группы назначаются только в случаях отсутствия эффекта при применении средств I группы и немедикаментозных методов лечения. Транквилизаторы и нейролептики назначаются в минимальных, индивидуально подобранных дозах. Критерием правильно подобранной дозы является поведение и самочувствие ребенка. Известно, что малые дозы препаратов, снимая внутреннюю напряженность, уменьшая реакции на внешние раздражители, активизируют внимание, нормализуют поведение ребенка, делают его адекватным окружающей обстановке. В то же время более высокие дозы оказывают чрезмерный седативный и даже снотворный эффект.
Из транквилизаторов детям с симпатикотонией назначаются производные бензодиазепина. Способность последних снижать сосудистый тонус и АД делают их применение при ваготонии неоправданным. Детям с ваготонией целесообразно назначение центральных М–холинолитиков.
Нейролептики (III группа препаратов) применяются, как правило, при неэффективности транквилизаторов. При лечении упорных кардиалгий предпочтение отдается нейролептикам, при наличии сопутствующих аллергических заболеваний – алимемазину, обладающему антигистаминными свойствами. Препараты назначаются 1–2 раза в сутки, при стабилизации состояния препарат отменяется. Лечение препаратами II, III групп следует начинать в условиях стационара. Длительность лечения в среднем составляет 10–14 дней. Более продолжительные курсы терапии проводятся по показаниям невропатологом или психоневрологом.
Детям с ваготонией при наличии заторможенности, вялости, апатии, сниженной работоспособности, повышенной сонливости, назначаются средства, стимулирующие ЦНС и симпато–адреналовый отдел ВНС. Предпочтение отдается препаратам растительного происхождения.
Применяемые стимулирующие растительные средства оказывают приспособительное действие, влияют на адаптационные механизмы организма, именно поэтому они получили название адаптогенов. Последние оказывают воздействие на: ЦНС (от продолговатого мозга до коры); психическую сферу; соматические структуры.
Адаптогены обладают центральным и периферическим действием. Центральное действие включает регуляцию равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых центрах, проявляющееся в улучшении памяти, настроения, восприятии информации, в повышении остроты зрения и слуха. Периферическое действие заключается в активации иммунной, эндокринной, кроветворной систем, в повышении сосудистого и мышечного тонуса и функций внутренних органов. Основные адаптогены, применяемые при ваготонии у детей, приведены в таблице 4.
Адаптогены (I и II группа) не следует назначать детям при наличии нарушений сердечного ритма, на фоне острых инфекционных заболеваний. Кроме того, женьшень противопоказан при склонности к кровоточивости; лимонник – при повышенном внутричерепном давлении, при наличии в анамнезе повышенной судорожной готовности, эписиндрома; аралия – при гиперкинезах.
Лечение курсовое, продолжительность курса – 3 недели, перерыв между курсами 6–7 дней.
При симпатикотонии наряду с седативными могут быть назначены общетонизирующие средства (III группа), исходя из периферического механизма их действия и при отсутствии существенного влияния на сосудистый тонус.
При смешанной форме вегетативной дистонии чередуют в течение дня седативную и стимулирующую фитотерапию.
Детям с выраженными проявлениями ВД, перенесшим перинатальную энцефалопатию и имеющим резидуально–органические изменения ЦНС, показано курсовое лечение ноотропами. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты – средства, оказывающие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость ЦНС к психоэмоциональным стрессам. Наиболее важными механизмами действия ноотропов является улучшение биоэнергетических процессов и кровоснабжения мозга, повышение его устойчивости к гипоксии, мембраностабилизирующий и церебропротекторный эффект. Основные ноотропные препараты, применяемые у детей с ВД, приведены в таблице 5.
Для ноотропов – пирацетама, энцефабола, аминолона характерен отчетливый стимулирующий эффект. Применение этих препаратов целесообразно при ваготонии.
Однако при наличии повышенной возбудимости, снижении порога судорожной готовности (по данным ЭЭГ) назначение указанных препаратов не показано. В этих случаях оправдано применение ноотропов с мягкодействующим метаболическим и минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС (пантокальцин и др.). Эти же средства являются препаратами выбора при симпатикотонии.
Пантокальцин – агонист ГАМКв–рецепторов. Активация ГАМКв–рецепторов проявляется со стороны ЦНС улучшением метаболических и биоэнергетических процессов в нервных клетках и уменьшением поведенческих расстройств. Отличительной характеристикой Пантокальцина, является отсутствие выраженных побочных эффектов и серьезных противопоказаний.
Препарат уменьшает моторную возбудимость, нормализует поведение и стимулирует умственную активность и является препаратом выбора у детей с синдромом ГРДВ.
Пантокальцин, являясь естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК–производных ноотропных препаратов проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. Обладает стимулирующим нейрометаболическим действием, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость ЦНС к гипоксии. Совокупность эффектов, которыми обладает Пантокальцин, обеспечивает нейропртективное действие. Его эффективность доказана не только при ВД но и при другой психоневрологической патологии (умственная отсталость, задержка психического и речевого развития, цереброастенический синдром и др.).
Нами получен хороший эффект от применения Пантокальцина у школьников с ВД со снижением умственной и физической работоспособности, с ухудшением запоминания и концентрации внимания.
При вегетативной дисрегуляции, являющейся причиной кардиальных изменений (экстрасистолии, различных тахиаритмий, нарушения проводимости, неспецифических изменений ST–T изменений), для предупреждения дистрофии миокарда, нормализации кардиоцеребрального взаимодействия показано назначение мемраностабилизирующих препаратов, обладающих метаболическим и антиоксидантным действием.
Исследованиями последних лет доказано, что в развитии указанных кардиальных изменений ведущая роль отводится свободнорадикальным процессам с образованием перекисных соединений и метаболическим нарушениям [11,12].
Разработанный нами комбинированный порошок, содержащий глутаминовую кислоту и витаминный антиоксидантный комплекс (глутаминовая кислота – 0,25; аскорбиновая кислота – 0,05; рутин – 0,005; рибофлавин – 0,002), нашел широкое применение при лечении детей с ВД как ноотропоподобный препарат с усиленным мембранопротекторным действием. Продолжительность курса лечения – 3–4 недели, повторные курсы с интервалами в 3 месяца. Кратность приема порошка в течение дня: для детей до 5–летнего возраста по 1 порошку 2 раза в день; старше 5 лет – по 1 порошку 3 раза в день.
Как естественный антиоксидант, особого внимания заслуживает витамин А. Среди лекарственных препаратов, содержащих b–каротин, препаратом выбора является Веторон Е, представленный b–каротином в комплексе с витамином Е. Выраженной антиоксидантной активностью обладает Коэнзим Q. Коэнзим Q (убихинон, кофермент Q) является важнейшим элементом, необходимым для синтеза АТФ, определяющим энергетику и целостность клетки. Из каротиноидов, содержащихся в растительных продуктах, наибольшую значимость имеет b–каротин, являющийся одним из самых активных и мощных антиоксидантов. Более того, он способен восстанавливать окисленную форму витамина Е.
Таким образом, только последовательный и комплексный подход к терапии, с одной стороны, и индивидуальный, этиопатогенетический – с другой, позволяет контролировать течение вегетативной дистонии у детей.
Литература
1. Заболевания вегетативной нервной системы. // Под ред. A.M. Вейна.– М. 1991, 621 с.
2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А. М. Вейна. – М.:Медицинское информационное агентство, 1998.
3. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М. 1987, с. 303–338.
4. Белозеров Ю.М. Детская кардиология. М. 2004. 597 с.
5. Школьникова М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей. М. 1999, – 229 с.
6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение. // РМЖ 14, №1, 2006, с.51–56.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995, 561 с.
8. Земцовский Э.В. Соединительнотканные дисплазии сердца. С.–Петербург, 1998.
9. Школьникова М.А., Леонтьева И.В., Школенко И.В. и др. Современные подходы к диагностике и лечению синкопальных состояний у детей старшего возраста и подростков с использованием длительной пассивной ортостатической пробы (тилт – тест). Методические рекомендации №1. Москва 2005 год.
10. Зимин В.М. Библиотека лекарственных растений. Санкт–Петербург,1993.
11. Осокина Г.Г. Нарушения ритма сердца у детей: система раннего выявления, лечения и мониторинг жизнеугрожающих аритмий. Автореферат докторской диссертации. Москва 2003 год.
Источник