Синдром вегетативной дисфункции у детей клинические рекомендации
Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.
Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении
Причины патологии
Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:
- наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
- неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
- патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
- гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
- психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.
Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.
Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.
Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.
Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение
Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.
Разновидности ВСД
Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:
- ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
- симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
- смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.
Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.
Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.
Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.
Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.
Как проявляется дистония
Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.
К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:
- бессонница;
- беспокойный сон;
- ночной зуд;
- энурез;
- дискомфорт в ногах при засыпании.
При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:
- кишечная колика различной интенсивности;
- запор;
- понос;
- тошнота.
Лечение включает полноценный сон и режим дня
При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.
Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.
Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.
При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:
- из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
- по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
- синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.
У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:
- переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
- холодные кисти рук;
- повышенная потливость или сухость кожи;
- кожа склонна к угревой сыпи;
- худоба при нормальном или повышенном аппетите;
- склонность к полноте;
- у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
- нарушения менструального цикла у девочек;
- патология терморегуляции.
Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.
Методы диагностики
Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:
- анализы крови и мочи;
- ЭКГ;
- УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
- гастродуоденоскопия;
- мониторирование артериального давления;
- кардиоинтервалография;
- клиноортопроба;
- КТ или МРТ головного мозга;
- пиелография;
- сцинтиграфия почек.
Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.
Какое лечение необходимо
Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:
- проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
- психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
- при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
- терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.
Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.
Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами
Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.
Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.
Читайте также: анафилактический шок у детей
Источник
Синдром вегетативной дисфункции у детей проявляется нарушениями работы внутренних органов и метаболизма из-за морфологических и функциональных изменений в автономной нервной системе. Эти изменения поддаются лечению, но если оставить их без внимания, психосоматические проблемы приводят к формированию органических патологий.
Причины нарушения
Вегетативная нервная система работает независимо и управляет функциями эндокринных желез, сосудов, мышечных клеток и органов чувств. Она обеспечивает поддержание температуры тела, давления, секрецию пота. Но основное предназначение – мобилизация всех систем в стрессовых состояниях и при неблагоприятных условиях.
Синдром вегетативной дисфункции у детей
Основными причинами нарушения работы автономной нервной системы являются:
- патологии внутриутробного периода;
- травмы и инфекционные поражения нервной системы;
- гормональные изменения в подростковом возрасте;
- нервное перенапряжение и тяжелые физические нагрузки;
- наследственный тип нервной системы;
- некоторые соматические заболевания.
Чаще всего СВД у детей проявляется в подростковом периоде жизни под влиянием гормональных перестроек.
На чем основан диагноз
При появлении жалоб на состояние здоровья ребенок тщательно обследуется. Если патологические изменения в проблемных органах отсутствуют, можно предположить вегетативную дисфункцию. Выделены критерии, на основании которых ставится диагноз:
- одна или несколько систем органов характеризуются вегетативным возбуждением;
- патологию органа, на который жалуется ребенок, невозможно диагностировать имеющимися способами;
- присутствует два или более симптомов из перечисленных: тахикардия, повышенная потливость, краснота лица, ощущение сухости во рту, дискомфорт в области желудка или чувство жжения;
- есть один и больше из этих признаков: боль в сердце, одышка, утомляемость при небольшой нагрузке, отрыжка, дизурические расстройства, вздутие живота и сильная перистальтика.
Симптомы должны появляться не только при сильном возбуждении, испуге или панике, иногда они могут беспокоить беспричинно.
Подходы к лечению СВД
Лечение вегетативной дисфункции подбирается индивидуально. Ребенку необходимо обеспечить полноценный ночной сон, режим дня. Среди немедикаментозных методов правильное питание, лечебная физкультура, закаливание. Эффективна фитотерапия, растительные препараты подбираются в зависимости от типа расстройства. При парасимпатикотонии необходимы растения со стимулирующими свойствами:
- женьшень;
- элеуторококк;
- левзея;
- брусничник;
- толокнянка.
Если расстройство по смешанному или симпатикотоническому типу, используют травы с седативным действием: валериану, корень пиона, пустырник.
Клинические рекомендации по терапии дистонии вегетативной нервной системы рекомендуют избегать назначения лекарственных препаратов, которые влияют на когнитивные способности, затормаживают или вызывают привыкание. Поэтому при выборе комбинированных средств, нужно контролировать, чтобы в их составе не было барбитуратов и бензодиазепинов.
Медикаментозная терапия подбирается в соответствии с ведущими симптомами. Используются следующие группы препаратов:
- витаминно-минеральные комплексы, особенно сочетание магния и пиридоксина;
- нейрометаболиты и ноотропы;
- антидепрессанты;
- нейролептики.
Могут применяться препараты, влияющие на сердечную деятельность, снижающие секрецию желудочного сока или его кислотность, улучшающие пищеварение. Их назначают симптоматически.
Лечение функциональных расстройств нервной системы нужно проводить своевременно. Это позволит избежать развития органических патологий сердца, пищеварительного тракта и других систем органов.
Смотрите далее: можно ли гулять с ребенком при температуре
Источник
Комментарии
Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.
Л. С. Чутко1, д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина1, канд. мед. наук, Е. А. Яковенко1, канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина2, канд. мед. наук
1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин®
Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin
Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).
Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.
Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].
В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:
G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.
F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).
Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности — мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].
Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].
Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].
При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].
У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].
Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.
Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха — у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин®, который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.
В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет — по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет — по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.
Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.
Таблица.
Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином
Примечания:
*р < 0,05 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
**р < 0,01 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
#р < 0,05 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения;
##р < 0,01 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения
Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].
Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary headaches in childhood — a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна педiатрiя. Роздiл: «Медикосоцiальнi аспекти реабiлiтацii дiтей з хроiчним ураженням нервовоi системи». К., 2001. С. 480-483.
34. Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С. Применение адаптола при синдроме вегетативной дистонии у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 9(2). С. 61-63.
35. Маколкин В.И., Абакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в практике терапевта. М.: Медицина, 1985.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник