Синдром утраты и его стадии
Синдром утраты (потери) – это состояние, при котором формируется определённый симптомокомплекс сильных эмоций и физических страданий вследствие потери особо близкого и значимого лица.
Согласно одной из самых распространенных теорий, в процессе общения близкие люди начинают воспринимать себя как единое и неотделимое целое. Поэтому, когда кто-то умирает, близкий ему человек чувствует невосполнимую потерю части себя.
Стадии и проявления синдрома утраты.
- Начальная стадия. Иногда её называют шоковым периодом, длительность которого у разных людей может колебаться от нескольких часов до нескольких дней. В этот период человек испытывает выраженное психическое страдание в виде эмоционального напряжения и душевной боли. На этом фоне так же ухудшается физическое состояние, появляются признаки астенизации, заторможенность, нарушается сон, снижается работоспособность, нарушаются когнитивные функции и т.д.
- Стадия поиска – характеризуется подсознательным несогласием и отрицанием безвозвратности утраты. Для этой стадии типично развитие иллюзий, часто кажется, что человек видит умершего в толпе на улице, слышит его голос, шаги и т. п.
- Третья стадия – стадия наибольших страданий. Появляется стойкое осознание произошедшего события, сопровождающееся острой душевной болью, ощущением несправедливости и беспомощности. На фоне отчаяния и острого чувства одиночества появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей.
- Четвертая стадия или стадия восстановления – наступает в среднем примерно через 40 дней после события и характеризуется постепенным примирением с утратой. Этот период продолжается примерно год. Происходит постепенная нормализация эмоциональной сферы, восстанавливаются физиологические функции и профессиональная деятельность.
- Пятая стадия – завершающая, продолжительностью от одного до двух лет. Человек постепенно возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим. Воспоминания не вызывают острых страданий и боли. Жизнь берет свое.
Несмотря на типичную последовательность стадий, переживание утраты носит индивидуальный характер с различными временными отрезками и проявлениями.
Существует несколько осложненных форм этого синдрома:
- Хронический синдром потери. Это состояние характеризуется затянувшейся третьей стадией. Хотя острота проявления душевной боли снижается, но при этом она начинает носить постоянный характер. К человеку не приходит осознание утраты и примирение с этим. Даже спустя многие годы, а иногда и десятилетия любое напоминание о событии может вызывать острую эмоциональную реакцию.
- Конфликтное горе. При этом состоянии у человека чрезмерно усиливается чувство его собственной вины в произошедшем событии. Часто это характерно для родителей по отношению к их погибшим или умершим детям. Возникает порочный круг, когда мысли о событии постепенно трансформируются в самообвинение, что может, как и в случае с хроническим синдромом приводить к существенному удлинению периода восстановления, а иногда и к развитию депрессии.
- Неожиданное горе. Данное состояние может развиться в случае, когда смерть близкого человека происходит внезапно, чаще в результате несчастных случаев или автокатастроф. Внезапность делает почти невозможным принятие и осознание утраты. Развитие первой и второй фазы происходит стремительно и, по сути, синдром начинается с третьей фазы. При этом преобладают выраженные чувства тревоги, самообвинения и депрессия. Зачастую у человека возникают мысли о нежелании жить и о самоубийстве.
- Отсутствующее горе. Иногда ответная реакция человека на горе не типичная: отсутствуют внешние проявления, поведение несколько отрешенное и окружающие часто расценивают это как бесчувственность. Между тем, такое состояние в полной мере свидетельствует о глубоком переживании. Чем дольше длиться такой «без эмоциональный» период, тем больше возможна степень выраженности последующей реакции.
Жизнь после смерти.
Первая трудная задача. Потеря близкого и любимого человека порой приводит к выраженному регрессу личности. Это проявляется в ощущении беспомощности, неспособности противостоять обстоятельствам, появляются черты «детского» поведения. Задача состоит в том, что человеку необходимо приложить все силы и адаптироваться к новым условиям существования.
Вторая трудная задача. Когда человек теряет близкого, он лишается определенного уклада жизни. Ушедший из жизни человек исполнял определенные роли, отвечал за какие то обязанности. Все это уходит вместе с ним. Задача — необходимо организовать жизнь на новый лад и в этом должны активно участвовать родственники и друзья.
Третья трудная задача — это перестроить эмоциональное отношение к умершему. Оно должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.
И только когда человек решит все трудные задачи можно считать завершенным период адаптации к новым условиям. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни.
К сожалению, утраты и потери в нашей жизни неизбежны и рано или поздно любой человек с этим сталкивается. Не всегда удаётся самостоятельно справиться с горем и в этом случае часто требуется медикаментозная поддержка в виде успокаивающих средств. Одним из таких препаратов является Валемидин. Его применение в условиях сильнейшего стресса или потери близкого человека способствует скорейшему прохождению всех вышеописанных стадий и адаптации к жизни. Препарат можно принимать курсом или симптоматически, одно из его преимуществ, то что он не вызывает зависимости и привыкания при длительном применении. Валемидин мягко действует на центральную нервную систему и после его приёма голова остаётся «ясной» в отличие от схожих по действию препаратов, таких как корвалол или валосердин. В составе Валемидина содержатся растительные компонеты: валериана, пустырник, боярышник, мята — они обладают успокаивающим действием, способствуют естественному засыпанию, снижают артериальное давление.
Источник
Доктор Элизабет Кюблер-Росс в своей книге «О смерти и умирании» описала 5 стадий, через которые проходят люди столкнувшиеся с ситуацией утраты. Это нормальные переживания человека, который что-то потерял, например: работу, здоровье, любовь, питомца и т.п.
Какие же это 5 стадий?
Изображение с сайта Pixabay
1. Отрицание.
Её ещё называют Шок. Эта стадия обычно сопровождается словами и мыслями: этого не может быть, это происходит не со мной, такого не бывает, я не могу в это поверить.
Это начальная стадия характеризуется оцепенением. Человек отказывается верить в то, что это происходит на самом деле. И эта стадия нужна для того, чтобы подготовить психику к принятию неизбежного. Люди, которые застревают на этой стадии, ведут себя так, как будто ничего не случилось. Их можно сравнить со страусом, который прячет голову в песок.
Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay
2. Злость.
Эта стадия обычно сопровождается высказываниями типа: это не справедливо, так быть не должно, я не готов это принять, да чтоб вы все провалились.
Когда психика готова к принятию факта утраты, отрицание переходит в злость. Эта злость может быть направлена как во вне, так и на самого себя. Человек застрявший в этой стадии постоянно винит правительство, Бога, экономику. Он всё время раздражен на работе и дома, мелочен, мстителен. Эта стадия нужна, чтобы активировать энергию после состояния оцепенения.
3. Торг.
На этой стадии можно услышать следующие слова и выражения: только не сейчас, вот только старший окончит школу, вот закончу институт и тогда.
И эта стадия является попыткой отсрочить неизбежное, выиграть время, подготовиться. Люди находящиеся на этой стадии дают обещания и клятвы Богу, себе, любимым. Заключают пари с жизнью.
Изображение с сайта Pixabay
4. Депрессия.
На этой стадии можно услышать слова: я так несчастен, больше ничего не будет хорошо, этот мрак будет вечно.
Эта стадия приходит тогда, когда понимание неотвратимости потери совершенно реальное. У человека нет больше иллюзий в том, что это ошибка или можно как-то договориться. И это приносит с собой печаль и скорбь, и лишает сил. Обычно люди в такой стадии стараются уединиться. Уходят в горы, берут больничный и т.п.
5. Принятие.
Эта стадия сопровождается словами: всё будет хорошо; я не могу изменить ситуацию, но могу приспособиться к ней; я буду жить по-новому.
Изображение с сайта Pixabay
Поняв то, что ни один из предпринятых шагов не смог изменить ситуацию, люди приходят в стадию принятия. И это принятие даёт возможность реально оценить перспективы утраты. Люди начинают искать новые возможности, о которых даже не догадывались раньше.
Все эти стадии необязательно идут одна за другой. И на стадии принятия человек может почувствовать обжигающую злость или желание вновь уйти в отрицание. Но их нужно прожить, потому что только так вы сможете восстановиться после утраты, полностью осознавая и учитывая те изменения, которые с вами произошли.
Подписывайтесь на Интересную психиатрию вконтакте, там мы будем продолжать выкладывать новые статьи.
Также читайте статьи
1. Что можно узнать с помощью патопсихологического исследования
2. Эриксоновский гипноз как вид психологической помощи
3. Расстройство пищевого поведения, которое может затянуться на долгие годы
4. Эффект плацебо в психиатрии. Неужели это работает?
Источник
Синдром утраты (потери) – это состояние, при котором формируется определённый симптомокомплекс сильных эмоций и физических страданий вследствие потери особо близкого и значимого лица.
Согласно одной из самых распространенных теорий, в процессе общения близкие люди начинают воспринимать себя как единое и неотделимое целое. Поэтому, когда кто-то умирает, близкий ему человек чувствует невосполнимую потерю части себя.
Стадии и проявления синдрома утраты.
- Начальная стадия. Иногда её называют шоковым периодом, длительность которого у разных людей может колебаться от нескольких часов до нескольких дней. В этот период человек испытывает выраженное психическое страдание в виде эмоционального напряжения и душевной боли. На этом фоне так же ухудшается физическое состояние, появляются признаки астенизации, заторможенность, нарушается сон, снижается работоспособность, нарушаются когнитивные функции и т.д.
- Стадия поиска – характеризуется подсознательным несогласием и отрицанием безвозвратности утраты. Для этой стадии типично развитие иллюзий, часто кажется, что человек видит умершего в толпе на улице, слышит его голос, шаги и т. п.
- Третья стадия – стадия наибольших страданий. Появляется стойкое осознание произошедшего события, сопровождающееся острой душевной болью, ощущением несправедливости и беспомощности. На фоне отчаяния и острого чувства одиночества появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей.
- Четвертая стадия или стадия восстановления – наступает в среднем примерно через 40 дней после события и характеризуется постепенным примирением с утратой. Этот период продолжается примерно год. Происходит постепенная нормализация эмоциональной сферы, восстанавливаются физиологические функции и профессиональная деятельность.
- Пятая стадия – завершающая, продолжительностью от одного до двух лет. Человек постепенно возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим. Воспоминания не вызывают острых страданий и боли. Жизнь берет свое.
Несмотря на типичную последовательность стадий, переживание утраты носит индивидуальный характер с различными временными отрезками и проявлениями.
Существует несколько осложненных форм этого синдрома:
- Хронический синдром потери. Это состояние характеризуется затянувшейся третьей стадией. Хотя острота проявления душевной боли снижается, но при этом она начинает носить постоянный характер. К человеку не приходит осознание утраты и примирение с этим. Даже спустя многие годы, а иногда и десятилетия любое напоминание о событии может вызывать острую эмоциональную реакцию.
- Конфликтное горе. При этом состоянии у человека чрезмерно усиливается чувство его собственной вины в произошедшем событии. Часто это характерно для родителей по отношению к их погибшим или умершим детям. Возникает порочный круг, когда мысли о событии постепенно трансформируются в самообвинение, что может, как и в случае с хроническим синдромом приводить к существенному удлинению периода восстановления, а иногда и к развитию депрессии.
- Неожиданное горе. Данное состояние может развиться в случае, когда смерть близкого человека происходит внезапно, чаще в результате несчастных случаев или автокатастроф. Внезапность делает почти невозможным принятие и осознание утраты. Развитие первой и второй фазы происходит стремительно и, по сути, синдром начинается с третьей фазы. При этом преобладают выраженные чувства тревоги, самообвинения и депрессия. Зачастую у человека возникают мысли о нежелании жить и о самоубийстве.
- Отсутствующее горе. Иногда ответная реакция человека на горе не типичная: отсутствуют внешние проявления, поведение несколько отрешенное и окружающие часто расценивают это как бесчувственность. Между тем, такое состояние в полной мере свидетельствует о глубоком переживании. Чем дольше длиться такой «без эмоциональный» период, тем больше возможна степень выраженности последующей реакции.
Жизнь после смерти.
Первая трудная задача. Потеря близкого и любимого человека порой приводит к выраженному регрессу личности. Это проявляется в ощущении беспомощности, неспособности противостоять обстоятельствам, появляются черты «детского» поведения. Задача состоит в том, что человеку необходимо приложить все силы и адаптироваться к новым условиям существования.
Вторая трудная задача. Когда человек теряет близкого, он лишается определенного уклада жизни. Ушедший из жизни человек исполнял определенные роли, отвечал за какие то обязанности. Все это уходит вместе с ним. Задача — необходимо организовать жизнь на новый лад и в этом должны активно участвовать родственники и друзья.
Третья трудная задача — это перестроить эмоциональное отношение к умершему. Оно должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.
И только когда человек решит все трудные задачи можно считать завершенным период адаптации к новым условиям. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни.
К сожалению, утраты и потери в нашей жизни неизбежны и рано или поздно любой человек с этим сталкивается. Не всегда удаётся самостоятельно справиться с горем и в этом случае часто требуется медикаментозная поддержка в виде успокаивающих средств. Одним из таких препаратов является Валемидин. Его применение в условиях сильнейшего стресса или потери близкого человека способствует скорейшему прохождению всех вышеописанных стадий и адаптации к жизни. Препарат можно принимать курсом или симптоматически, одно из его преимуществ, то что он не вызывает зависимости и привыкания при длительном применении. Валемидин мягко действует на центральную нервную систему и после его приёма голова остаётся «ясной» в отличие от схожих по действию препаратов, таких как корвалол или валосердин. В составе Валемидина содержатся растительные компонеты: валериана, пустырник, боярышник, мята — они обладают успокаивающим действием, способствуют естественному засыпанию, снижают артериальное давление.
Источник
Ñóùíîñòü è õàðàêòåðèñòèêà ñèíäðîìà óòðàòû êàê ñèëüíûõ ýìîöèé, ïåðåæèâàåìûõ â ðåçóëüòàòå óòðàòû áëèçêîãî, ëþáèìîãî ÷åëîâåêà, åãî ïðîÿâëåíèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå. Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ óìèðàþùåãî è ïîäõîäû ê ðàáîòå ñ íèì, ïðàâèëà îáùåíèÿ ìåäèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Äîêëàä
Ñèíäðîì óòðàòû. Ïñèõîëîãèÿ ñìåðòè. Ìåäèöèíñêàÿ ýòèêà ïî îòíîøåíèþ ê óìèðàþùåìó
1. Ñèíäðîì óòðàòû
Ñèíäðîì óòðàòû (èíîãäà åãî ïðèíÿòî íàçûâàòü «îñòðîå ãîðå») — ýòî ñèëüíûå ýìîöèè, ïåðåæèâàåìûå â ðåçóëüòàòå óòðàòû áëèçêîãî, ëþáèìîãî ÷åëîâåêà. Óòðàòà ìîæåò áûòü âðåìåííîé (ðàçëóêà) èëè ïîñòîÿííîé (ñìåðòü), ðåàëüíîé èëè âîîáðàæàåìîé, ôèçè÷åñêîé èëè ïñèõîëîãè÷åñêîé. Ãîðå — ýòî òàêæå ïðîöåññ, ïðè ïîìîùè êîòîðîãî ÷åëîâåê ðàáîòàåò ñ áîëüþ óòðàòû, âíîâü îáðåòàÿ ÷óâñòâî ðàâíîâåñèÿ è ïîëíîòû æèçíè. Õîòÿ ïðåîáëàäàþùåé ýìîöèåé ïðè óòðàòå ÿâëÿåòñÿ ïå÷àëü, òóò òàêæå ïðèñóòñòâóþò ýìîöèè ñòðàõà, ãíåâà, âèíû è ñòûäà.
Ñóùåñòâóåò ðÿä òåîðèé, îáúÿñíÿþùèõ, ïî÷åìó ëþäè èñïûòûâàþò òàêèå ñèëüíûå ýìîöèè ïîñëå òÿæåëîé óòðàòû. Ïñèõîäèíàìè÷åñêàÿ ìîäåëü, ðàçðàáîòàííàÿ íà îñíîâå òðóäîâ Çèãìóíäà Ôðåéäà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé, ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ âëèÿòåëüíûõ â îáúÿñíåíèè ïîñëåäñòâèé òÿæåëîé óòðàòû. Ñîãëàñíî äàííîé ìîäåëè, ôîðìèðîâàíèå ïåðâûõ è íàèáîëåå âàæíûõ îòíîøåíèé ïðîèñõîäèò â ïåðâûå ãîäû æèçíè, êîãäà âîçíèêàåò ïðèâÿçàííîñòü ê ëþäÿì, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò óõîä è çàáîòó, ÷àùå âñåãî ê ðîäèòåëÿì. Ïîçäíåå ÷åëîâåê òðàòèò ñâîþ ýìîöèîíàëüíóþ è ôèçè÷åñêóþ ýíåðãèþ íà ïîïûòêè íàéòè åùå êîãî-òî, êòî ìîæåò åãî ïîíÿòü, äàòü òî, ÷åãî åìó íå õâàòàëî â äåòñòâå, óñòàíîâèòü áëèçêèå îòíîøåíèÿ. Ïîýòîìó, êîãäà óìèðàåò êòî-òî áëèçêèé, ÷åëîâåê ÷óâñòâóåò ñåáÿ îáåçäîëåííûì.  ýìîöèîíàëüíîì ñìûñëå îí ÷óâñòâóåò, ÷òî êàê áû «îòðåçàëè» ÷àñòü åãî.
Ãîðå óòðàòû õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè (òåîðèÿ Ìîõîâèêîâà).
1. Íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàåò ôèçè÷åñêîå ñòðàäàíèå â âèäå ïåðèîäè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ äëèòåëüíîñòüþ îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî ÷àñà ñî ñïàçìàìè â ãîðëå, ïðèïàäêàìè óäóøüÿ, ó÷àùåííûì äûõàíèåì è ïîñòîÿííîé ïîòðåáíîñòüþ âçäîõíóòü. Âïîñëåäñòâèè ïîñòîÿííûå âçäîõè ñîõðàíÿþòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ è âíîâü îñîáåííî çàìåòíû, åñëè ÷åëîâåê âñïîìèíàåò èëè ðàññêàçûâàåò î ñâîåì ñòðàäàíèè. Îùóùàåòñÿ ÷óâñòâî ïóñòîòû â æèâîòå, ïîòåðÿ àïïåòèòà, ìûøå÷íîé ñèëû. Íà ôîíå ýòèõ òåëåñíûõ ïðèçíàêîâ ÷åëîâåê èñïûòûâàåò ïñèõè÷åñêîå ñòðàäàíèå â âèäå ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ èëè äóøåâíîé áîëè. Îòìå÷àþòñÿ èçìåíåíèÿ ÿñíîñòè ñîçíàíèÿ: âîçíèêàåò ëåãêîå ÷óâñòâî íåðåàëüíîñòè è îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíîå ðàññòîÿíèå, îòäåëÿþùåå ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ëþäåé, óâåëè÷èëîñü.
2. Ïîãëîùåííîñòü îáðàçîì óòðà÷åííîãî. Íà ôîíå ÷óâñòâà íåðåàëüíîñòè ìîãóò âîçíèêàòü çðèòåëüíûå, ñëóõîâûå èëè ñî÷åòàííûå èëëþçèè. Ïåðåæèâàþùèå ãîðå ñîîáùàþò, ÷òî ñëûøàò øàãè óìåðøåãî, âñòðå÷àþò åãî ìèìîëåòíûé îáðàç â òîëïå. Òàêèå ñîñòîÿíèÿ îòëè÷àþòñÿ ñèëüíîé ýìîöèîíàëüíîé âîâëå÷åííîñòüþ, ïîä âëèÿíèåì êîòîðîé ìîæåò óòðà÷èâàòüñÿ ãðàíü ìåæäó ïåðåæèâàíèåì è ðåàëüíîñòüþ.
3. Èäåíòèôèêàöèÿ ñ óòðàòîé.  âûñêàçûâàíèÿõ è ïîñòóïêàõ ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ ÷åðòû ïîâåäåíèÿ óìåðøåãî èëè ïðèçíàêè åãî ïðåäñìåðòíîãî çàáîëåâàíèÿ. Êàê ïðàâèëî, èäåíòèôèêàöèÿ ñ óòðàòîé ñòàíîâèòñÿ ñëåäñòâèåì ïîãëîùåííîñòè îáðàçîì óìåðøåãî.
4. ×óâñòâî âèíû. Ãîðþþùèé ïûòàåòñÿ îòûñêàòü â ïðåäøåñòâóþùèõ óòðàòå ñîáûòèÿõ è ïîñòóïêàõ òî, ÷åãî îí íå ñäåëàë äëÿ óìåðøåãî. Ìàëåéøèå îïëîøíîñòè, íåâíèìàíèå, óïóùåíèÿ, îøèáêè ïðåóâåëè÷èâàþòñÿ è ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ èäåé ñàìîîáâèíåíèÿ.
5. Âðàæäåáíûå ðåàêöèè.  îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè ñíèæàåòñÿ èëè èñ÷åçàåò ñèìïàòèÿ, óòðà÷èâàåòñÿ îáû÷íàÿ òåïëîòà è åñòåñòâåííîñòü, íåðåäêî ÷åëîâåê ãîâîðèò î ïðîèñõîäÿùåì ñ ðàçäðàæåíèåì èëè çëîñòüþ, âûðàæàåò æåëàíèå, ÷òîáû åãî íå áåñïîêîèëè. Âðàæäåáíîñòü èíîãäà âîçíèêàåò ñïîíòàííî è íåîáúÿñíèìà äëÿ ãîðþþùèõ. Íåêîòîðûå ïðèíèìàþò åå çà íà÷àëî áåçóìèÿ. Äðóãèå ñòàðàþòñÿ êîíòðîëèðîâàòü âñïûøêè ãíåâà, ÷òî óäàåòñÿ äàëåêî íå âñåãäà. Ïîñòîÿííûå ïîïûòêè äåðæàòü ñåáÿ â óçäå ïðèâîäÿò ê îñîáîé ìàíåðíî-íàòÿíóòîé ôîðìå îáùåíèÿ.
6. Óòðàòà ïðåæíèõ åñòåñòâåííûõ ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ.  ïîñòóïêàõ îòìå÷àåòñÿ òîðîïëèâîñòü, ñóåòëèâîñòü, ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ íåïîñåäëèâûì èëè ñîâåðøàåò õàîòè÷åñêèå äåéñòâèÿ â ïîèñêàõ êàêîãî-ëèáî çàíÿòèÿ, íî îêàçûâàåòñÿ ñîâåðøåííî íåñïîñîáíûì ê ïðîñòåéøåé îðãàíèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè. Ñî âðåìåíåì îí êàê áû âíîâü îñâàèâàåò êðóã ïîâñåäíåâíûõ äåë. Ãîðþþùèì î÷åíü ÷àñòî ïðèõîäèòñÿ êàê áû çàíîâî «ó÷èòüñÿ» èõ äåëàòü, ïðåâîçìîãàÿ ïåðåæèâàíèå îòñóòñòâèÿ ñìûñëà êàêîãî-ëèáî äåéñòâèÿ ïîñëå ñëó÷èâøåãîñÿ.
Ñîñòîÿíèþ ãîðÿ ñâîéñòâåííà äèíàìèêà, ïðîõîæäåíèå ðÿäà ýòàïîâ, êîãäà ÷åëîâåê îñóùåñòâëÿåò «ðàáîòó ãîðÿ». Öåëü åå ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ïåðåæèòü åãî, ñòàòü íåçàâèñèìûì îò óòðàòû, ïðèñïîñîáèòüñÿ ê èçìåíèâøåéñÿ æèçíè è íàéòè íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è ìèðîì.
1. Íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ ãîðÿ — øîê è îöåïåíåíèå. Øîê îò ïåðåíåñåííîé óòðàòû è îòêàç ïîâåðèòü â ðåàëüíîñòü ïðîèñøåäøåãî ìîãóò äëèòüñÿ â ñðåäíåì 7-9 äíåé. Ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, ïåðåæèâàþùåãî ãîðå, óõóäøàåòñÿ: îáû÷íû óòðàòà àïïåòèòà, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, çàìåäëåííîñòü ðåàêöèé. Ïðîèñõîäÿùåå ïåðåæèâàåòñÿ êàê íåðåàëüíîå. ×óâñòâà ïî ïîâîäó ïðîèñøåäøåãî ïî÷òè íå âûðàæàþòñÿ; ÷åëîâåê â ñîñòîÿíèè øîêà ìîæåò êàçàòüñÿ áåçðàçëè÷íûì êî âñåìó. Îöåïåíåíèå — íàèáîëåå ÿðêàÿ ÷åðòà ýòîãî ñîñòîÿíèÿ. ×àñòî ÷åëîâåê â ýòîé ôàçå ÷óâñòâóåò ñåáÿ âïîëíå õîðîøî. Îí íå ñòðàäàåò, ñíèæàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê áîëè è äàæå «ïðîõîäÿò» áåñïîêîèâøèå çàáîëåâàíèÿ. Åãî áåñ÷óâñòâåííîñòü ðàñöåíèâàåòñÿ îêðóæàþùèìè êàê íåäîñòàòî÷íîñòü ëþáâè è ýãîèçì. Ìåæäó òåì èìåííî òàêîå «áåñ÷óâñòâèå» ñâèäåòåëüñòâóåò î òÿæåñòè è ãëóáèíå ïåðåæèâàíèé. Íåñìîòðÿ íà âñå îáìàí÷èâîå âíåøíåå áëàãîïîëó÷èå, îáúåêòèâíî ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â äîâîëüíî òÿæåëîì ñîñòîÿíèè. È îäíà èç îïàñíîñòåé ñîñòîèò â òîì, ÷òî â ëþáóþ ìèíóòó îíî ìîæåò ñìåíèòüñÿ òàê íàçûâàåìûì îñòðûì ðåàêòèâíûì ñîñòîÿíèåì.
2. Ñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ãîðÿ — ñòàäèÿ ïîèñêà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ñòðåìëåíèåì âåðíóòü óìåðøåãî è îòðèöàíèåì áåçâîçâðàòíîñòè óòðàòû. ×åëîâåêó, ïîíåñøåìó óòðàòó, ÷àñòî êàæåòñÿ, ÷òî îí âèäèò óìåðøåãî â òîëïå íà óëèöå, ñëûøèò åãî øàãè â ñîñåäíåé êîìíàòå è ò.ï. Ïîñêîëüêó áîëüøèíñòâî ëþäåé, äàæå èñïûòûâàÿ î÷åíü ãëóáîêîå ãîðå, ñîõðàíÿþò ñâÿçü ñ ðåàëüíîñòüþ, ïîäîáíûå èëëþçèè ìîãóò ïóãàòü, âûçûâàòü ìûñëè î ñóìàñøåñòâèè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñèëüíà âåðà â ÷óäî, íå èñ÷åçàåò íàäåæäà êàêèì-òî îáðàçîì âåðíóòü óìåðøåãî.
Ïåðåõîä îò ñòàäèè øîêà ê ñòàäèè ïîèñêà ïîñòåïåííûé; îñîáåííîñòè ñîñòîÿíèÿ è ïîâåäåíèÿ, õàðàêòåðíûå äëÿ ýòîé ñòàäèè, ìîæíî çàìåòèòü íà 5-12-é äåíü ïîñëå ñìåðòè áëèçêîãî. Íåêîòîðûå ïîñëåäñòâèÿ øîêà ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ åùå äîâîëüíî äîëãî.
3. Òðåòüÿ ñòàäèÿ — ñòàäèÿ îñòðîãî ãîðÿ — äëèòñÿ äî 6-7 íåäåëü ñ ìîìåíòà óòðàòû. Ñîõðàíÿþòñÿ è ïîíà÷àëó ìîãóò óñèëèâàòüñÿ ôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû. Ýòî ïåðèîä íàèáîëüøèõ ñòðàäàíèé, îñòðîé äóøåâíîé áîëè. Âîçíèêàþò îùóùåíèÿ ïóñòîòû è áåññìûñëåííîñòè, îò÷àÿíèå, ÷óâñòâî áðîøåííîñòè, îäèíî÷åñòâà, çëîñòü, âèíà, ñòðàõ è òðåâîãà, áåñïîìîùíîñòü. Òèïè÷íû íåîáûêíîâåííàÿ ïîãëîùåííîñòü îáðàçîì óìåðøåãî è åãî èäåàëèçàöèÿ, îñîáåííî ê êîíöó ôàçû, ïîä÷åðêèâàíèå íåîáû÷àéíûõ äîñòîèíñòâ, èçáåãàíèå âîñïîìèíàíèé î åãî ïëîõèõ ÷åðòàõ è ïîñòóïêàõ. Ãîðå íàêëàäûâàåò îòïå÷àòîê è íà îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè, ìîæåò íàáëþäàòüñÿ óòðàòà òåïëîòû, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, æåëàíèå óåäèíèòüñÿ. Ïîðîé âîçíèêàåò áåññîçíàòåëüíîå îòîæäåñòâëåíèå ñ óìåðøèì, ïðîÿâëÿþùååñÿ â íåâîëüíîì ïîäðàæàíèè åãî ïîõîäêå, æåñòàì, ìèìèêå.
4. ×åòâåðòàÿ ñòàäèÿ ñèíäðîìà óòðàòû — ñòàäèÿ âîññòàíîâëåíèÿ — íàñòóïàåò ïðèìåðíî ÷åðåç 40 ïîñëå ñîáûòèÿ è ïðîäîëæàåòñÿ ïðèìåðíî ãîä.  ýòîò ïåðèîä âîññòàíàâëèâàþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå ôóíêöèè, ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü. ×åëîâåê ïîñòåïåííî ïðèìèðÿåòñÿ ñ ôàêòîì óòðàòû. Îí ïî-ïðåæíåìó ïåðåæèâàåò ãîðå, íî ýòè ïåðåæèâàíèÿ óæå ïðèîáðåòàþò õàðàêòåð îòäåëüíûõ ïðèñòóïîâ, âíà÷àëå ÷àñòûõ, ïîòîì âñå áîëåå ðåäêèõ. ×àñòî òàêèå ïðèñòóïû ñâÿçàíû ñ ïðàçäíèêàìè, êàêèìè-òî ïàìÿòíûìè ñîáûòèÿìè è âîîáùå — ñ ëþáûìè ñèòóàöèÿìè, êîòîðûå ìîãóò àññîöèèðîâàòüñÿ ñ óìåðøèì. Çà ýòîò ïåðèîä óòðàòà ïîñòåïåííî âõîäèò â æèçíü. ×åëîâåê î÷åíü ÷àñòî ñâåðÿåò ñâîè ïîñòóïêè ñ íðàâñòâåííûìè íîðìàìè óìåðøåãî. Íà ýòîé ôàçå ÷åëîâåê êàê áû ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü îòâëå÷üñÿ îò ïðîøëîãî è îáðàùàåòñÿ ê áóäóùåìó — íà÷èíàåò ïëàíèðîâàòü ñâîþ æèçíü áåç óìåðøåãî.
5. Ïðèáëèçèòåëüíî ÷åðåç ãîä íàñòóïàåò ïîñëåäíÿÿ ñòàäèÿ ïåðåæèâàíèÿ óòðàòû — çàâåðøàþùàÿ ñòàäèÿ.  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò «ýìîöèîíàëüíîå ïðîùàíèå» ñ óìåðøèì, îñîçíàíèå òîãî, ÷òî íåò íåîáõîäèìîñòè íàïîëíÿòü áîëüþ óòðàòû âñþ æèçíü. Çàâåðøåíèå ïåðåæèâàíèÿ ãîðÿ ìîãóò çàòðóäíÿòü íåêîòîðûå êóëüòóðíûå íîðìû è ëè÷íûå óáåæäåíèÿ (íàïðèìåð, óáåæäåíèå æåíùèíû, ìóæ êîòîðîé ïîãèá íà âîéíå, ÷òî îíà äîëæíà õðàíèòü åìó âåðíîñòü è ãîðåâàòü î íåì äî êîíöà ñâîèõ äíåé).
Õîòÿ ñàìà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü (øîê — ïåðåæèâàíèå — ïðèíÿòèå) òèïè÷íà, ýòè ýòàïû íå ñëåäóþò ñòðîãî îäèí çà äðóãèì è ÷àñòî ïåðåêðûâàþò äðóã äðóãà. Ïåðåæèâàíèå ãîðÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíäèâèäóàëüíûé ïðîöåññ, è õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè ýòàïîâ ìîãóò ñîñóùåñòâîâàòü â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ, ñîçäàâàÿ óíèêàëüíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ïîçèòèâíûõ èçìåíåíèé.
2. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå óìèðàþùåãî
Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðåàêöèé íåèçëå÷èìî áîëüíûõ ëþäåé íà ïðèáëèæàþùóþñÿ ñìåðòü îïèñûâàåò ìîäåëü äîêòîðà Êóáëåð-Ðîññ:
1. Îòðèöàíèå. Ïðè ïîñåùåíèè ðàçíûõ âðà÷åé ïàöèåíòû, ïðåæäå âñåãî, íàäåþòñÿ íà îòðèöàíèå äèàãíîçà. Äåéñòâèòåëüíîå ïîëîæåíèå âåùåé ñêðûâàåòñÿ êàê îò ñåìüè, òàê è îò ñåáÿ. Ñ ïîìîùüþ îòðèöàíèÿ ñîçäàåòñÿ èëëþçèÿ, ÷òî âñå îáñòîèò õîðîøî. Îäíàêî îòðèöàíèå íè â êîåì ñëó÷àå íå îçíà÷àåò, ÷òî ïàöèåíò äåéñòâèòåëüíî íå çíàåò î ïðèáëèæåíèè ñìåðòè. Ñêîðåå ìîæíî äóìàòü, ÷òî îí ïðåäïî÷èòàåò îñòàâàòüñÿ â íåâåäåíèè. Íà áåññîçíàòåëüíîì óðîâíå ïàöèåíò ÷óâñòâóåò, êàêîâà ñèòóàöèÿ â äåéñòâèòåëüíîñòè, íî ñêëîíåí èãíîðèðîâàòü åå. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî èñïîëüçîâàíèå îòðèöàíèÿ áûâàåò óñïåøíûì òîëüêî òîãäà, êîãäà íèêòî èç îêðóæàþùèõ ëþäåé íå èñïîëüçóåò ýòîò ìåõàíèçì çàùèòû.
2. Ãíåâ. ×àñòî îáðå÷åííûé ÷åëîâåê, óçíàâ î òîì, ÷òî åìó ïðåäñòîèò, èñïûòûâàåò ñèëüíûé ãíåâ. Ýòîò ãíåâ ìîæåò áûòü âûðàæåíèåì ñòðàõà è íåæåëàíèÿ ñìèðèòüñÿ ñ äèàãíîçîì. Èíîãäà êàæåòñÿ, ÷òî ãíåâ áîëüíîãî íàïðàâëåí íà áëèçêèõ, òåõ, êòî ðÿäîì, íî ýòî íå òàê. Íåêîòîðûå ëþäè â ýòîé ñòàäèè ðîïùóò íà Áîãà. Äëÿ ýòîé ñòàäèè õàðàêòåðåí âîïðîñ: «Ïî÷åìó ÿ?» Èëè: «×òî ÿ òàêîå ñäåëàë è ÷åì ÿ ýòî çàñëóæèë? Çà ÷òî ìíå òàêîå íàêàçàíèå?».
3. Êîìïðîìèññ. Íà ýòîé ñòàäèè ñòðåìÿòñÿ êàê áû îòëîæèòü ïðèãîâîð ñóäüáû, èçìåíÿÿ ñâîå ïîâåäåíèå, îáðàç æèçíè, îòêàçûâàÿñü îò ðàçíûõ óäîâîëüñòâèé, è ò.ï. Íàïðèìåð, âåðóþùèé ïðîñèò ó Áîãà âðåìÿ äëÿ çàâåðøåíèÿ âàæíûõ äåë. ×åëîâåê õî÷åò äîæèòü äî ñóùåñòâåííûõ äëÿ íåãî ñîáûòèé, ïîýòîìó äàåò Áîãó îáåùàíèå, ÷òî, åñëè îí äîæèâåò èëè âîîáùå íå óìðåò íà ýòîò ðàç, òî òîãäà îí ñäåëàåò òî-òî è òî-òî.
4. Äåïðåññèÿ. Âî âðåìÿ äåïðåññèè ÷åëîâåê èñïûòûâàåò ñòðàõ, ïîäàâëåííîñòü, áåñïîìîùíîñòü, ãðóñòü. Ïåðåæèâàåò ïðèáëèæàþùååñÿ âðåìÿ ðàçëóêè ñ áëèçêèìè, ñî âñåì, ÷òî åìó äîðîãî â ýòîì ìèðå. Ïîäâîäèò èòîãè æèçíè. Èíîãäà íà ýòîì ýòàïå áîëüíîé óõîäèò îò ðåàëüíîñòè, îò÷óæäàåòñÿ îò âñåãî, íå ïðîÿâëÿåò èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó. Ýòà ñòàäèÿ ìîæåò óòÿæåëèòüñÿ ó òåõ, êòî ïî òåì èëè èíûì ïðè÷èíàì íå ìîæåò èëè íå õî÷åò âûðàçèòü ñâîè ÷óâñòâà îêðóæàþùèì.
5. Àäàïòàöèÿ. Ñìèðåíèå ïîíèìàåòñÿ êàê ãîòîâíîñòü ñïîêîéíî âñòðåòèòü ñìåðòü.
Ïðîõîæäåíèå îòäåëüíûõ ñòàäèé ó ðàçíûõ ëþäåé çíà÷èòåëüíî ðàçëè÷àåòñÿ. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ÷åðåç âñå ýòè ñòàäèè ïðîõîäÿò è ÷ëåíû ñåìüè, óçíàâ î íåèçëå÷èìîé áîëåçíè áëèçêîãî ÷åëîâåêà.
Îùóùåíèå ïðèáëèæàþùåéñÿ ñìåðòè ñóùåñòâåííî èçìåíÿåò ÷åëîâå÷åñêóþ æèçíü, è íà ýòîì ôîíå, êàê íè ïàðàäîêñàëüíî, íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè «ðîñòà ëè÷íîñòè»:
1. Çàíîâî îöåíèâàþòñÿ ïðèîðèòåòû æèçíè — òåðÿþò çíà÷åíèå âñÿêèå ìåëî÷è
2. Âîçíèêàåò ÷óâñòâî îñâîáîæäåíèÿ — òåðÿþò ñèëó äîëæåíñòâîâàíèÿ («îáÿçàí», «íåîáõîäèìî» è ò.ï.)
3. Óñèëèâàåòñÿ ñèþìèíóòíîå îùóùåíèå æèçíè
4. Îáîñòðÿåòñÿ çíà÷èìîñòü ýëåìåíòàðíûõ æèçíåííûõ ñîáûòèé (ñìåíà âðåìåí ãîäà, äîæäü, ëèñòîïàä è ò.ï.)
5. Îáùåíèå ñ ëþáèìûìè ëþäüìè ñòàíîâèòñÿ áîëåå ãëóáîêèì
6. Óìåíüøàåòñÿ ñòðàõ áûòü îòâåðãíóòûì, âîçðàñòàåò æåëàíèå ðèñêîâàòü.
3. Îáùåíèå ìåäèêà ñ óìèðàþùèì ÷åëîâåêîì
óìèðàþùèé ìåäèê ïñèõîëîãè÷åñêèé ýìîöèÿ
Óìèðàþùèé áîëüíîé õî÷åò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ çàùèùåííûì. Îí õî÷åò, ÷òîáû åãî óñïîêîèëè, ñêàçàëè åìó, ÷òî îí íå áóäåò ñòðàäàòü â ìîìåíò óìèðàíèÿ. Íàäî ïîìî÷ü áîëüíîìó ñïðàâèòüñÿ ñî ñòðàõîì. Íåëüçÿ îáõîäèòü ýòó òåìó ìîë÷àíèåì íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî Âû íå ìîæåòå ïðåäëîæèòü áîëüíîìó ñòàòü çäîðîâûì. Ñïðàøèâàòü, ñëóøàòü è ñòàðàòüñÿ ïîíÿòü, ÷òî ÷óâñòâóåò áîëüíîé. Ïîìî÷ü åìó äîäåëàòü çåìíûå äåëà. Îáåùàòü èñïîëíèòü åãî ïîñëåäíþþ âîëþ, åñëè îí ñàì íå óñïåë ÷òî-òî ñäåëàòü. Áîëüíîìó âàæíî ÷óâñòâîâàòü, ÷òî äëÿ íåãî äåëàåòñÿ âñå âîçìîæíîå. Áîëüíîé íå äîëæåí ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â èçîëÿöèè, íå äîëæåí îùóùàòü, ÷òî îò íåãî ÷òî-òî óòàèâàþò. Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü ëîæíûå îáåùàíèÿ âûçäîðîâëåíèÿ êàê ñïîñîá íå ãîâîðèòü ñ áîëüíûì íà òðóäíûå òåìû. Ñàìîå õóäøåå äëÿ áîëüíîãî — ýòî îòêàç åìó â ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Îñíîâíàÿ ïîìîùü áîëüíîìó ñîñòîèò â ïîñòîÿííîì îáùåíèè ñ íèì, â ñîâìåñòíîì ïðîæèâàíèè ïîñëåäíåãî ïåðèîäà åãî æèçíè. Ñ áîëüíûì ñëåäóåò óñòàíîâèòü äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ. Îí äîëæåí çíàòü, ÷òî â ìîìåíò ñìåðòè îí íå îñòàíåòñÿ îäèí, è ÷òî êòî-òî áóäåò ïîìîãàòü åìó ïðîæèòü ýòîò ïåðèîä. Ñàìî ïî ñåáå ïðèñóòñòâèå ìåäèêà ó ïîñòåëè òÿæåëî áîëüíîãî è óìèðàþùåãî ìîæåò èìåòü óñïîêàèâàþùåå äåéñòâèå. Áîëüíîé äîëæåí áûòü óâåðåí â òîì, ÷òî åìó ïîìîãóò ñíÿòü áîëè è äðóãèå òÿãîñòíûå îùóùåíèÿ â ìîìåíò ñìåðòè. Ìíîãèå áîëüíûå íóæäàþòñÿ â òåëåñíîì êîíòàêòå ñ áëèçêèìè ëþäüìè â ìîìåíò ñìåðòè. Îíè ïðîñÿò, ÷òîáû èõ âçÿëè çà ðóêó, ïîëîæèëè ðóêó íà ëîá èëè îáíÿëè.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû:
· Íà÷èíàÿ ðàçãîâîð î äèàãíîçå, íåîáõîäèìî èìåòü â çàïàñå äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîå âðåìÿ (ìîæåò áûòü íåñêîëüêî ÷àñîâ) íà îáùåíèå ñ áîëüíûì.
· Äèàãíîç, êàê ïðàâèëî, ñîîáùàåò âðà÷, íî ýòî ìîæåò áûòü è äðóãîå äîâåðåííîå ëèöî.
· Áîëüíîé äîëæåí áûòü ðàñïîëîæåí ê òîìó, ÷òîáû óñëûøàòü ïðàâäó î äèàãíîçå.
· Äèàãíîç ñîîáùàåòñÿ ïîñëå äîñòàòî÷íî ïðîäîëæèòåëüíîãî ïîäãîòîâèòåëüíîãî ðàçãîâîðà î ïðîâåäåííûõ èññëåäîâàíèÿõ è èìåþùèõñÿ èçìåíåíèÿõ â îðãàíèçìå.
· Íàäî ñòàðàòüñÿ èçáåãàòü ìåäèöèíñêèõ òåðìèíîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü íåïîíÿòíû èëè íåïðàâèëüíî ïîíÿòû áîëüíûì.
· Ñîîáùåíèå äèàãíîçà íå äîëæíî âûãëÿäåòü êàê âûíåñåíèå ïðèãîâîðà. Áîëüíîé íå äîëæåí óñëûøàòü â ñëîâàõ èíòîíàöèþ: «Òû îáÿçàòåëüíî ñêîðî óìðåøü», à: «Äèàãíîç ñòîëü ñåðüåçåí, ÷òî, âîçìîæíî, òû ñêîðî óìðåøü».
· Íàäî áûòü ãîòîâûì ê ïðîÿâëåíèþ ðàçëè÷íûõ, èíîãäà î÷åíü ñèëüíûõ ýìîöèé áîëüíîãî: ãíåâà, îò÷àÿíèÿ è äð.
· Íàäî áûòü ãîòîâûì ðàçäåëèòü ñ áîëüíûì åãî ñèëüíûå ïåðåæèâàíèÿ.
· Áóäüòå âñåãäà ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü.
· Ïðîÿâëÿéòå òåðïåíèå.
· Ïðîèçíåñèòå íåñêîëüêî óòåøàþùèõ ñëîâ, îáúÿñíèòå áîëüíîìó, ÷òî èñïûòûâàåìûå èì ÷óâñòâà ñîâåðøåííî íîðìàëüíû.
· Èçáåãàéòå íåóìåñòíîãî îïòèìèçìà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник