Синдром угнетения цнс по мкб 10

Синдром угнетения цнс по мкб 10 thumbnail

Главная › Статьи › Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных ›

Методические рекомендации

Москва, 1999

Проект классификации обсужден на II съезде Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. Москва 1997 г.

В методических рекомендациях представлены принципиальные подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы, базирующихся на современных научных достижениях и терминологии, используемой в Международной Классификации Болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ 10).

Методические рекомендации предназначены для врачей-педиатров, неонатологов и невропатологов родильных домов, специализированных стационаров для новорожденных и поликлиник.

Основной разработчик — Российская Ассоциация Специалистов Перинатальной Медицины.

В работе над подготовкой проекта классификации принимали участие ведущие специалисты

  • Российского Государственного Медицинского Университета
  • Научного Центра Акушерства Гинекологии и перинатологии РАМН
  • Российской Медицинской Академии Постдипломного Образования
  • Московского НИИ Педиатрии и детской хирургии
  • Московского Областного НИИ Акушерства и Гинекологии
  • С-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академии

Основная группа разработчиков:

К.м.н. А.С. Буркова, д.м.н. Н.Н. Володин, к.м.н. Л.Т. Журба, д.м.н. М.И. Медведев, к.м.н. С.О. Рогаткин, к.м.н. О.В. Тимонина.

В работе по подготовке проекта классификации принимали участие:

Д.м.н. А.Г. Антонов, к.м.н. Е.Н. Байбарина, д.м.н. Ю.И. Барашнев, к.м.н. А.М. Большакова, к.м.н. К.В. Ватолин, к.м.н. В.П. Гераськина, к.м.н. А.В. Горбунов, д.м.н. Г.М. Дементьева, д.м.н. М.С. Ефимов, д.м.н. А.С. Петрухин, д.м.н. Г.М. Савельева, д.м.н. Л.Г. Сичинава, академик РАМН, д.м.н. В.А. Таболин, д.м.н. М.В. Федорова, д.м.н. Н.П. Шабалов.

Введение

Отклонения в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период и привлекают в настоящее время все большее внимание исследователей.

Появились новые возможности в изучении истоков многих заболеваний, патологических состояний и предупреждении необратимых последствий, нередко приводящих к тяжелой детской неврологической инвалидности.

В связи с этим в мировой литературе последнего десятилетия «перинатальная неврология» выделилась в самостоятельную область медицины, в которой нашли отражение достижения специалистов различного профиля — акушеров, неонатологов, педиатров, невропатологов, нейрофизиологов и др.

В клиническую практику акушерства и неонатологии широко внедрены современные методы диагностики состояния нервной системы плода и новорожденного: (нейросонография НСГ, доплеровская энцефалография ДЭГ, компьютерная томография КТ, магниторезонансная томография МРТ, позитронно-эмиссионная томография ПЭТ, церебральная сцинтиграфия ЦСГ, электроэнцефалография ЭЭГ, нейро-иммунохимическое идентификация церебральных белков и др.).

Использование этих передовых технологий в перинатальной практике позволило уточнить этиологию, патогенетические механизмы, клиническую и морфологическую структуру, а также типичную для различного гестационного возраста локализацию церебральных нарушений, выработать единые подходы к терминологии и разработать новую классификацию перинатальных повреждений нервной системы новорожденных.

Настоящая классификация, в отличие от ранее используемого термина «перинатальная энцефалопатия», отражающего только лишь период воздействия патологических факторов и общее понятие о мозговой дисфункции, предусматривает подразделение неврологических нарушений периода новорожденности на 4 основные группы в зависимости от ведущего механизма повреждения: I гипоксические, II травматические, III токсико-метаболические и IV инфекционные.

Помимо ведущего повреждающего фактора, в каждой из этих групп выделяются: нозологическая форма, степень тяжести повреждения и основные неврологические симптомы и синдромы.

Принципиально новым в классификации является разделение гипоксических повреждений мозга на церебральную ишемию и внутричерепные кровоизлияния.

В рубрике «Внутричерепная родовая травма», по сравнению с прежней классификацией, расширено число нозологических форм: в этот блок теперь включены субарахноидальное и внутрижелудочковое кровоизлияния.

Проект настоящей классификации составлен с учетом терминологических подходов, использованных в МКБ 10, что позволит получать наиболее достоверные статистические данные, сопоставимые с мировыми стандартами, проводить анализ объективных причин заболеваемости и смертности, разрабатывать эффективные методы лечения и профилактики ранних неврологических нарушений у детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННЫХ

I. Гипоксические поражения ЦНС

Патогенетическая характеристика

Нозологическая форма

Основные клинические симптомы и синдромы

I. А) P 91.0

Церебральная ишемия

  1. Церебральная ишемия I степени (легкая)
  1. Возбуждение и/или угнетение ЦНС (Не более 5-7 суток)
  1. Церебральная ишемия II степени (средней тяжести)
  1. Угнетение ЦНС и/или возбуждение (более 7 дней)
  2. Судороги
  3. Внутричерепная гипертензия
  4. Вегетативно висцеральные нарушения
  1. Церебральная ишемия III степени (тяжелая)
  1. Прогрессирующая потеря церебральной активности свыше 10 дней
    Угнетение-> кома
    Угнетение -> возбуждение -> судороги
    Угнетение-> судороги-> кома
  2. Судороги (возможен эпистатус)
  3. Дисфункция стволовых отделов мозга
  4. Декортикация
  5. Децеребрация
  6. Вегетативно-висцеральные нарушения
  7. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия

I. Б) P 52

Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза

  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние I-й степени (субэпендимальное) {характерны для недоношенных}

Отсутствие специфических неврологических симптомов

  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние II-й степени (субэпендимальное+ интравентрикулярное) {характерны для недоношенных}
  1. Шок
  2. Апноэ
  3. Угнетение-> кома
  4. Судороги
  5. Внутричерепная гипертензия (быстро или медленно прогрессирующая)
  1. Внутрижелудочковое кровоизлияние III-й степени (субэпендимальное+ интравентрикулярное + перивентрикулярное) {характерны для недоношенных}
  1. Шок
  2. Апноэ
  3. Глубокое угнетение-> кома
  4. Судороги (чаще тонические)
  5. Внутричерепная гипертензия (быстро или медленно прогрессирующая с дисфункцией каудальных отделов ствола)
  • Первичное субарахноидальное кровоизлияние {чаще у недоношенных}
  1. Гипервозбудимость ЦНС
  2. Гиперестезия
  3. Парциальные (фокальные) клонические судороги
  4. Внутричерепная гипертензия (острая гидроцефалия)
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга (паренхиматозное) {чаще у недоношенных}

Клиническая картина зависит от локализации и объема кровоизлияния

  1. Возможно бессимптомное течение
  2. Гипервозбудимость-> судороги
  3. Глубокое угнетение-> кома
  4. Парциальные (фокальные) судороги
  5. Внутричерепная гипертензия

I. В)
Сочетанные ишемические и геморрагические поражения ЦНС (нетравматические)

Клиническая картина и тяжесть состояния определяются ведущим типом поражения и локализацией

II. Травматические повреждения нервной системы

Патогенетическая характеристика

Нозологическая форма

Основные клинические симптомы и синдромы

II. A) Р 10

Внутричерепная родовая травма

  1. Эпидуральное кровоизлияние
  1. Ранняя внутричерепная гипертензия
  2. Гипервозбудимость
  3. Судороги
  4. Иногда расширение зрачка на стороне кровоизлияния.
  • Субдуральное кровоизлияние
  • Супратенториальное
  1. Бессимптомное течение
  2. Гемипарез
  3. Парциальные судороги
  4. Расширение зрачка на стороне очага (непостоянно!)
  5. Внутричерепная гипертензия (прогрессирующая)
  • Субтенториальное (инфратенториальное)
  1. Острая внутричерепная гипертензия
  2. Тонические судороги
  3. Бульбарные нарушения
  4. Угнетение-> кома
  5. Прогрессирующие нарушения дыхания и сердечной деятельности
  • Внутрижелудочковое кровоизлияние
  1. Гипервозбудимость -> угнетение
  2. Судороги (фокальные, мультифокальные)
  3. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия -> гидроцефалия
  4. Нарушения дыхания и сердечной деятельности
  • Паренхиматозное кровоизлияние (геморрагический инфаркт)
  1. Гипервозбудимость
  2. Угнетение -> кома
  3. Судороги
  4. Прогрессирующая внутричерепная гипертензия
  5. Очаговые нарушения (зависят от локализации и объема гематомы)
  6. Возможно бессимптомное течение
  • Субарахноидальное кровоизлияние
  1. Гипервозбудимость
  2. Гиперестезия
  3. Острая наружная гидроцефалия
  4. Судороги
  5. Угнетение -> «бодрствующая» кома»

II. Б) Р 11.5

Родовая травма спинного мозга

  1. Кровоизлияние в спинной мозг (растяжение, разрыв, надрыв) (с травмой или без травмы позвоночника)
  1. Спинальный шок
  2. Дыхательные нарушения
  3. Двигательные и чувствительные нарушения
  4. Нарушения функции сфинктеров
  5. Синдром Клода Бернара-Горнера

II. В) Р 14

Родовая травма периферической нервной системы

  1. Травматическое повреждение плечевого сплетения

Проксимальный тип Эрба-Дюшена (С 5-С 6)

Вялый парез проксимального отдела руки (рук)

  • Дистальный тип Дежерина-Клюмпке (С 7-Т 1)

Вялый парез дистального отдела руки (рук)
Синдром Клода Бернара-Горнера

  • Тотальный паралич (С 5-Т 1)

Вялый тотальный парез руки (рук)
Синдром Клода Бернара-Горнера
Дыхательные нарушения редко

  • Повреждение диафрагмального нерва (C 3-C 5).

Дыхательные нарушения («парадоксальное» дыхание, тахипноэ)
Возможно бессимптомное течение

  • Травматическое повреждение лицевого нерва

На стороне поражения:

  1. Лагофтальм
  2. Сглаженность носогубной складки
  3. При крике рот перетягивается в здоровую сторону
  • Травматическое повреждение других периферических нервов
Читайте также:  Родился ребенок с синдромом дауна

III. Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функций ЦНС

Патогенетическая характеристика

Нозологическая форма

Основные клинические симптомы и синдромы

III. A) Р 70-Р 71

Преходящие нарушения обмена веществ

  1. Ядерная желтуха (билирубиновая энцефалопатия)
  1. Угнетение
  2. Апноэ
  3. Судороги
  4. Опистонус
  5. Повторные дистонические атаки
  6. Симптом «заходящего солнца»
  • Гипогликемия
  1. Бессимптомное
  2. Угнетение « возбуждение
  3. Судороги
  • Гипомагнеземия
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  • Гипермагнеземия
  1. Угнетение -> кома
  2. Апноэ
  • Гипокальциемия
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  3. Тетанические мышечные спазмы
  4. Артериальная гипотензия
  5. Тахикардия
  • Гипонатриемия
  1. Бессимптомно
  2. Угнетение
  3. Артериальная гипотензия
  4. Судороги
  5. Кома
  • Гипернатриемия
  1. Гипервозбудимость
  2. Артериальная гипертензия
  3. Тахикардия

III. Б) P 04

Токсико-метаболические нарушения функций ЦНС

  1. Состояния, обусловленные приемом во время беременности алкоголя, табакокурение, употребление наркотиков и медикаментов, вызывающих зависимость.
  2. Состояния, обусловленные действием на ЦНС токсинов (вирусных бактериальных).
  3. Состояния, обусловленные действием на ЦНС лекарственных препаратов (или их сочетание) введенных плоду и новорожденному
  1. Гипервозбудимость
  2. Судороги
  3. Гиперкаузия
  4. Угнетение
  5. Кома

IV. Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода

Патогенетическая характеристика

Нозологическая форма

Основные клинические симптомы и синдромы

IV. A) Р 35 — Р 37

Поражение ЦНС при внутриутробных инфекциях
(TORCH-синдром)
Энцефалит
Менингит
Менингоэнцефалит

  1. Цитомегаловирусная инфекция,
  2. Герпетическая инфекция
  3. Токсоплазмоз,
  4. Врожденная краснуха
  5. ECHO-вирусы и др.
  6. Сифилис

IV. Б)

Поражение ЦНС при неонатальном сепсисе
Менингит
Менингоэнцефалит
Вентрикулит
Энцефалит

  1. Стрептококковая инфекция
  2. Стафилококковая инфекция
  3. Коли-бактериальная инфекция
  4. Клебсиеллезная инфекция
  5. Синегнойная инфекция
  6. Листериоз,
  7. Кандидоз
  1. Менингеальный
  2. Внутричерепная гипертензия
  3. Судороги
  4. Кома
  5. Гидроцефалия
  6. Очаговые нарушения

Комментарии

к проекту «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных»

В первые дни жизни ребенка нозологическая диагностика поражений нервной системы часто затруднена в связи со сходством клинических неврологических проявлений при различных патологических состояниях. Поэтому в классификации приведены наиболее часто встречающиеся клинические симптомокомплексы, характерные для тех или иных нозологических форм.

В первые дни жизни допускается постановка синдромологического диагноза, но в дальнейшем он должен быть уточнен. Очевидно, что точность диагноза возрастает по мере прохождения новорожденным различных этапов выхаживания и зависит от получения дополнительных анамнестических данных, клинических и лабораторных исследований.

Определяющим условием точной диагностики является накопление, сохранение и открытый обмен получаемой стандартизированной информацией на различных этапах медицинской помощи новорожденным детям.

Использование синдромологического подхода при постановке первичного диагноза позволяет неонатологам более полно отражать динамику клинической картины при дефиците дополнительной информации и является оправданным в условиях родовспомогательных учреждений.

Примеры синдромального диагноза: Р 90 — судороги новорожденного (судорожный синдром); Р 91.3 — церебральная возбудимость новорожденного (синдром гипервозбудимости); Р 91.4 — церебральная депрессия новорожденного (синдром угнетения); Р 91.5 — неонатальная кома; Р 91.8 — другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного (гидроцефалия приобретенная, гипертензия внутричерепная, вегетативно-висцеральные расстройства); P 28.4 Другие типы апноэ у новорожденного и т.д.

В проекте данной классификации впервые представлены различия в клинических неврологических симптомах и синдромах, а также наиболее типичные виды церебральных повреждений у преждевременно рожденных и доношенных детей, что обусловлено особенностями кровоснабжения головного мозга у новорожденных различного гестационного срока. В комментариях приведены наиболее часто встречающиеся клинические симптомы и синдромы в зависимости от степени зрелости.

В предложенной классификации приведены индексы МКБ-10, соответствующие определенным синдромам и нозологическим формам.

Основные принципы построения диагноза перинатальных поражений нервной системы у новорожденных должны базироваться на тщательном анализе

  1. анамнестических сведений;
  2. клинических симптомов и синдромов;
  3. результатов дополнительных обследований

Логика построения диагноза для отдельных нозологических форм представлена ниже.

Продолжение >>

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Национальные рекомендации по лечению

Стандарты мед. помощи

Содержание

  1. Синонимы диагноза
  2. Описание
  3. Симптомы
  4. Возможные осложнения
  5. Прогноз
  6. Причины
  7. Диагностика
  8. Лечение

Названия

 P91 Другие нарушения церебрального статуса у новорожденного.

Синонимы диагноза

 Другие нарушения церебрального статуса у новорожденного, энцефалопатия перинатальная.

Описание

 Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. Natus — «рождение» + греч. Encephalon — «головной мозг» + греч. Patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.

Симптомы

 В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. До 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.
 Перечислим основные синдромы ПЭП.
 Острый период:
 * Синдром угнетения ЦНС.
 * Коматозный синдром.
 * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
 * Судорожный синдром.
 * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
 Восстановительный период:
 * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
 * Эпилептический синдром.
 * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
 * Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
 * Синдром двигательных нарушений.
 * Синдром задержки психомоторного развития.

Читайте также:  Опекун ребенок с синдром дауна

Возможные осложнения

 Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.
 Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.
 Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.
 Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.
 Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.
 Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и ). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.
 Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.
 Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.
 Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т. Нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.
 При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.
 Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).
 Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Прогноз

 * Полное выздоровление.
 * Задержка психического, моторного или речевого развития.
 * Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
 * Невротические реакции.
 * Вегетативно-висцеральные дисфункции.
 * Эпилепсия.
 * Гидроцефалия.
 * Детский церебральный паралич.

Читайте также:  Берут ли в роддоме анализ на синдром дауна

Причины

 К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:
 * Различные хронические заболевания матери.
 * Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
 * Нарушения питания.
 * Слишком молодой возраст беременной.
 * Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
 * Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр. ).
 * Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр. ) и травмы при оказании помощи во время родов.
 * Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр. ).
 * Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.
 Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.
 Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.
 К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Диагностика

 Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.
 Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.
 Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.
 Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.
 Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.
 Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.
 Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.
 Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.
 Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.
 Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.
 При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Лечение

 Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.
 При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и ). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.
 При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.
 Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.
 При синдроме задержки психомоторного развития наряду