Синдром у детей в детском доме

Синдром у детей в детском доме thumbnail

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери. Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году. Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

Причины госпитализма

У детей

Отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

  1. Длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. Малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
  2. Эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

В группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

Госпитальный синдром

Все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. Встречается полная или частичная форма расстройства. Первая делится на два основных вида — изоляцию и сепарацию.

Изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – Маугли.

Сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. Частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

У взрослых

Причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

Признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания. Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами. Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию. В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют. Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.

Дети в детском доме

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью. Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства. У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь. С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует. Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики. Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства. Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно. Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.

Ребенок без мамы

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Диагностика

Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

Дифференциальная диагностика проводится:

  • у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
  • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях. Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы. В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

Загрузка…

Источник

Госпитализм – общее название для группы нарушений поведения и эмоций, которые есть у всех детей или людей, в разной мере испытавших депривацию и нарушения уважения к себе, не получавших внимания и ласки и не испытывавших уверенности в том, что близкие их любят. Это явление было изучено на примерах детей и людей, которые долго находились в стационарных условиях, где были ограничены контакты и эмоциональный фон. Причина у госпитализма одна – отсутствие спокойствия, гармонии и персонального внимания, что дает большое количество страхов за будущее.

Госпитализм может возникнуть как в домах ребенка, так и в семьях, где родители не уделяют ребенку необходимое внимание. Происходит термин от франц. hospital — больница и на языке медиков означает синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у детей вследствие отделения их от матери.

Общими признаками госпитализма являются потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», гуления в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. Отдельными признаками госпитализма являются запаздывание в двигательном развитии (прежде всего, в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Все эти признаки проявляются после того, как ребенок по какой-то причине лишается контакта с матерью или его изымают из семьи. Сначала ребенок демонстрирует яркий эмоциональный протест, потом он перестает его проявлять и как бы смиряется с тем, что сейчас условия его жизни такие, какие есть. Переживания ребенка остаются внутри него, он очень тревожится и еще долго подсознательно надеется увидеть мать или тех, кого он знал. Этот огромный и разнообразный спектр эмоций от злости до полнейшей ненависти ко всем и постоянной тревоги мешает на первых порах строить контакт с ребенком, требуется время, чтобы он успокоился.

В современных условиях, несмотря на то, что в детских учреждениях делается многое, чтобы восполнить отсутствие у ребенка дома, помочь ему пережить разлуку с близкими, потерю тех условий, в которых он жил, все равно невозможно полностью воссоздать те отношения, которые должны быть в семье. Все-таки в учреждении нет полного индивидуального внимания и той особенной материнской любви, которую ребенок ощущает, даже если мать не умеет ее проявлять. Ребенку все равно приходится смиряться с ситуацией присутствия в группе других детей и тем фактом, что его реальными потребностями никто не занимается так, как это делает принимающая и любящая мать.

Что же остается делать детям? Для них выход – придумывать свои способы, которые помогли бы исправить положение и дали возможность испытывать какие-то эмоции. Дети не рассчитывают на чью-то помощь, но их мышечная память очень хорошо помнит те моменты, когда было хорошо и беззаботно – внутри живота матери или у нее на руках. В случае тревоги и переживаний всем нам хочется вернуться в детство, как в наиболее безопасное и приятное место. Даже если само детство было неблагополучным, то в материнской утробе каждому ребенку было хорошо.

Поэтому самые пугающие проявления госпитализма относятся с желанию вернуться в самое раннее детство, что достигается путем повторения монотонных стереотипных движений. Это чаще всего раскачивание из стороны в сторону или вперед-назад, всем телом или качание головой, имитация движения, когда человек вертит головой (младенцы это делают с такой силой, что волосы на затылке у них вытираются). Ученые посчитали, что амплитуда раскачиваний соответствует движениям плода в утробе и она наиболее гармонична для того, чтобы принести успокоение.

Глубокая психическая и физическая отсталость является следствием дефицита общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Разнообразные проявления могут формироваться у деток и в зависимости от того, что раньше им приносило радость.

Остаточные явления таких признаков проявляются в раскачивании ногой, рисовании на бумажке для сосредоточения, укачивании себя в кровати, пристрастии к любой монотонной деятельности, любви к раскачиванию на качелях. Иногда это движение сопровождается вокализацией (дети поют протяжно какой-то звук, увлекшись этим занятием, они успокаивают себя, особенно когда сильны внешние раздражители).

Дети в учреждениях часто сосут простыни, вещи, углы рубашечек и распашонок, платья, галстуки, платки, любимые игрушки – через рот ребенок получает максимальное количество приятных впечатлений. Это тоже своеобразный возврат в раннее детство, когда ребенок познавал мир и получал максимальное количество эмоций через рот. Остаточными явлениями могут быть привычка грызть карандаши и ручки, сосать леденцы. Считается, что есть взаимосвязь – если дети получали мало приятных ощущений через рот в раннем возрасте, то существует больший риск раннего начала курения. Так что, если ребенок пришел из учреждения и у него есть потребность в сосании соски, ему надо предоставить такую возможность. Как сделать это безопасно, подскажет специалист-психолог.

Сосание пальца, соски и твердых предметов, кусание близких и незнакомых – «пробы на зуб всего» – обусловлены тем, что часто дети испытывают много эмоций, но выразить их с помощью слов не могут. А кусание – это очень сильные эмоции и немножко власти. Если кусание – это все-таки способ выразить и открыть свои чувства, то сосание пальцев и всего, что можно сосать, – это скорее боязнь их выражать (чувства спрятаны внутри, и ребенок в смятении не знает, как о них сказать). И в том, и в другом случае надо говорить о том, что происходит, что чувствует ребенок, как ему можно помочь. Основная помощь здесь – научить ребенка проявлять чувства не разрушительно. Ребенка надо обнимать, целовать, давать конкретную и одинаковую обратную связь, запрещать в доступной для ребенка форме делать больно вам и другим. Для этого может понадобиться много времени, но не надо отчаиваться. Следите, чтобы ваша реакция всегда была одинаковой – ребенок постепенно перестанет проверять ваши границы.

Желание многократно бегать по одной траектории часто возникает у детей после длительного нахождения без движения. Также во время бега внимание не привлечь, и таким образом ребенок пытается избежать неприятных контактов, дел и эмоций. Можно научить его играть и двигаться для того, чтобы снимать стресс и усталость. Таким детям надо чередовать смену отдыха и работы.

Для того чтобы понять для себя, что он живой, ребенок иногда сам причиняет себе болезненные ощущения. Если ребенок испытывает дефицит внимания, то причинение себе боли позволяет ему осознать, что он есть. Например, вот что детки часто делают – расчесывают тело, руки, ноги до сильных расчесов, от которых остаются шрамы, обламывают ногти и грызут их, обкусывают кожу на руках и иногда обрывают ее на пятках, выдергивают и крутят волосы на голове или бровях, теребят различные места на теле – те места, которые наиболее значимы: ушки, пупочек; бывает, что расковыривают болячки, кусают губы. Это одновременно интересно и позволяет ребенку чувствовать себя своим же хозяином. Также ребенок бесконечно рад, когда его мажут мазью, лечат и трогают – уделяют ему внимание и заботу.

Поскольку дети не осознают своего тела, а оно им интересно, дети, особенно маленькие, бывают склонны к демонстрации своих половых органов и к их намеренному раздражению – это явление называют онанизм. Так, трогая себя, ребенок может доставлять себе удовольствие, не привлекая внимания взрослого.

Что же надо делать, если вы заметили у ребенка какие-то проявления из описанных выше?

Чтобы выяснить степень тревоги и особенности ребенка, надо посетить психолога или психотерапевта, невролога – это позволит максимально быстро найти причину и, в зависимости от характера ребенка и возможностей родителей, выработать совместный путь к расставанию с этими проявлениями. Помните о том, что от них можно избавиться, но произойдет это небыстро, так как это механизм, вырабатываемый годами и прочно закрепленный. Но если ребенку будет хорошо и комфортно, понятно, что вокруг него происходит, то будут большие шансы расстаться с этим поскорее.

Самое важное – принять для себя следующее:

Дети делают это неспециально и неосознанно. Они как бы впадают в транс и делают это бессознательно, особенно когда испытывают затруднения в принятии решения или в чем-то еще. Они прячутся за эти движения, это позволяет быть в них, как «в домике», и не делать то, что страшно. Не надо раздражаться и злиться, это пугает ребенка и подтверждает его чувство, что взрослые ненадежны и с ними опасно.

Наличие таких движений не связано напрямую со снижением интеллекта. Это могут делать очень умные дети, так как они тоже переживают.

Бесполезно ругать и кричать, пугать ребенка страшными последствиями, например, «будешь сосать палец – он отвалится». Во-первых, это неправда, а во-вторых, дети принимают все за чистую монету, и у них начинается вторичная невротизация: дети боятся. что у них что-то случится, испытывают чувство вины, но ничего не могут с собой поделать, не верят родителям и закрываются еще больше. Получается замкнутый круг.

Это не проходит быстро. Ребенку, чтобы успокоиться, нужно время, и часто, попав в новую обстановку, он радуется, но одновременно ему может быть очень страшно. Взрослым надо после появления ребенка дома все ему рассказать и показать, разрешить ему задавать любые вопросы и говорить с вами на любые темы неформально, надо выслушивать его внимательно, даже если это вам не очень приятно. Нужно обсуждать с ним любые темы, которые его волнуют (потому что те темы и чувства, которые замалчиваются, обычно и есть причина долгих проявлений госпитализма). При вашей закрытости как родителя, долго не может установиться доверие. Если вам трудно говорить на какую-то тему, это можно обсудить со специалистом, не накапливая чувство раздражения ребенком. Вы можете как бы можно присоединиться к нему, сказав: «Ты знаешь, мне тоже страшно, но мы с тобой будем вместе и попробуем вместе же побороть этот страх».

Если ребенок совершает свои дела по вечерам, то ему надо помочь завершить день по-другому – придумав, в зависимости от возраста, ритуал, как можно закончить день. И это будет шагом к вашей стабильности и развитию доверительных отношений.

Если ребенок говорит о страхах и тревогах, то надо его поддерживать и помогать, спрашивая, чего ему сейчас хотелось бы от вас, что у него получилось и как вы можете о нем позаботиться.

Если ребенок сосет палец, причиняет себе разрушающие действия, то надо присмотреться, когда он в основном это делает, обсудить это. При этом необходимо уважить его чувства и придумать вместе с ним, если он достаточно большой, как сделать так, чтобы этих проявлений было меньше – ведь они приносят дискомфорт. Если это маленький ребенок, то лучше переключать его внимание на что-то другое, давать ему достаточно телесного контакта и говорить с ним, хвалить его и гордиться им, честно, искренне ему об этом сообщая.

Во время разговора скорее всего выяснится причина тревоги. С ней надо разобраться, делать все, чтобы ребенок находил вместе с вами, а потом и один решение проблемы, такое, чтобы всем было интересно. Для этого существует много методов психологической и психотерапевтической помощи.

Профилактикой онанизма является соблюдение правил гигиены, удобное, желательно, выбранное совместно белье и одежда (ребенок должен себе нравиться даже в пижаме, впрочем, как и вы). У ребенка должно быть достаточное количество фотографий его одного, с вами и всей семьи, чтобы он чувствовал свою сопричастность и важность. Его нельзя унижать и подшучивать над особенностями его строения, давать смешные прозвища – нужно относиться к нему уважительно, с любовью и нежностью. Очень важно всегда оказать поддержку в виде ласки, объятий и телесного контакта, когда ребенок просит об этом. Он этого недополучил, и ему это необходимо, как воздух. Иногда даже взять во время разговора за руку является совершенно необходимым и дает лучший эффект, чем долгий разговор, потому что в наших руках и теле заключена волшебная сила любви и принятия – она помогает преодолеть многие трудности. Если у вас есть тревога по поводу того, что признаки госпитализма не проходят, надо обращаться к специалистам и сообща получать помощь.

Татьяна Дорофеева,
психиатр, психотерапевт,
специалист по сопровождению приемных семей
СЗБФ «Дети ждут»

Источник