Синдром туретта передается ли по наследству

Синдром туретта передается ли по наследству thumbnail

Синдром Туретта представляет собой серьезное неврологическое расстройство. Оно обычно отмечается у детей и подростков в возрасте до 20 лет. Мальчики страдают этой патологией гораздо чаще, чем девочки. Заболевание сопровождается непроизвольными движениями, тиками и выкриками. Больной человек далеко не всегда может контролировать эти действия. Патология не сказывается на умственном развитии ребенка, но серьезные отклонения в поведении существенно затрудняют его общение с окружающими.

Патогенез

Что это за болезнь — синдром Туретта? На первый взгляд проявления патологии выглядят как странности в поведении, а иногда как обычная невоспитанность. Однако заболевание представляет собой серьезное расстройство нервной системы и психики.

В настоящее время существуют разные теории о механизме развития этого нарушения. Установлено, что в патологический процесс вовлекаются базальные ганглии фронтальной подкорки. и лобных долей. Это участки мозга, которые отвечают за двигательную функцию. Именно их поражение приводит к появлению тиков и неконтролируемых движений.

Кроме этого, у людей с синдромом Туретта выявляется повышенная продукция дофамина. Это вещество считается «гормоном удовольствия», оно отвечает за настроение человека. Однако избыток дофамина приводит к излишнему нервному возбуждению. Поэтому дети, страдающие этим заболеванием, часто бывают гиперактивными. Синдром Туретта у взрослых нередко сопровождается повышенной импульсивностью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью.

Причины расстройства

Точная этиология этого синдрома не установлена. Есть лишь гипотезы о происхождении заболевания. Среди ученых-медиков наиболее распространены следующие предположения о вероятных причинах патологии:

  1. Генетический фактор. Пациентов часто интересует вопрос, передается ли по наследству синдром Туретта. Установлено, что если один из родителей страдает этим недугом, то вероятность рождения больного ребенка составляет около 50%. На сегодняшний день не определен ген, отвечающий за развитие синдрома. Иногда патология выявляется не у родителей, а у других близких родственников больных детей. При передаче гена у ребенка необязательно возникает синдром Туретта. Однако по мере взросления у человека могут появиться другие формы тиков или синдрома навязчивых состояний.
  2. Аутоиммунные патологии. Если у человека имеется наследственная предрасположенность к этой болезни, то причиной синдрома Туретта могут стать перенесенные стрептококковые инфекции. После скарлатины или фарингита нередко возникают аутоиммунные осложнения, которые оказывают негативное влияние на нервную систему и могут спровоцировать тики.
  3. Патологическое течение беременности у матери ребенка. Кислородное голодание плода, токсикозы, а также родовые травмы могут привести к развитию синдрома Туретта у малыша. Заболевание у ребенка может возникнуть и в том случае, если будущая мать принимает некоторые лекарства на ранних сроках беременности.
  4. Употребление нейролептических препаратов. У нейролептиков имеется неприятное побочное действие, эти лекарства могут вызывать гиперкинезы — состояния, сопровождающиеся хаотичными непроизвольными движениями. Данный синдром тоже относится к гиперкинетическим нарушениям.

Классификация по МКБ

По Международной классификации болезней десятого пересмотра эта патология относится к тикам и обозначается шифром F95. Полный код синдрома Туретта по МКБ — F95.2. В эту группу входят заболевания, сопровождающиеся множественными моторными тиками в сочетании с голосовыми нарушениями (вокализмами). Признаком этого вида патологий считается наличие у пациента нескольких двигательных тиков и хотя бы одного вокализма.

Двигательные расстройства

Первые проявления заболевания отмечаются в возрасте 2-5 лет. Нередко родители и окружающие принимают эти симптомы за особенности поведения ребенка. Следует обратить внимание на следующие признаки:

  1. Малыш часто мигает, гримасничает, строит рожицы. Эти движения повторяются постоянно и носят непроизвольный характер.
  2. Ребенок часто вытягивает губы и складывает их в виде трубочки.
  3. Отмечаются частые и непроизвольные движения плечами и кистями (пожимание, подергивание).
  4. Ребенок периодически нахмуривает лоб, почесывается, трясет головой.

Такие движения называются простыми моторными тиками. Обычно в них задействована одна группа мышц. Тики повторяются периодически в виде приступов. Движения носят навязчивый характер, и маленький ребенок не может их остановить волевыми усилиями.

Тики у ребенка

По мере прогрессирования болезни в патологических движениях задействуется сразу несколько групп мышц. Приступы становятся более тяжелыми. Появляются сложные моторные тики, которые затрагивают не только лицо, но и конечности:

  1. Ребенок начинает постоянно приседать.
  2. Малыш часто подпрыгивает.
  3. Отмечаются хлопки руками или навязчивое касание пальцами различных предметов.
  4. При тяжелых тиках ребенок ударяется головой о стены или до крови кусает губы.

Синдром Туретта всегда сопровождается изменениями в поведении ребенка. Малыш становится излишне эмоциональным, беспокойным и капризным. Он избегает общения со сверстниками. Наблюдаются перепады настроения. У ребенка отмечаются частые депрессии, которые затем сменяются повышенной энергичностью и агрессивностью. Дети становятся невнимательными, им очень трудно сконцентрироваться на восприятии информации или выполнении школьного задания.

Дети, страдающие этим синдромом, часто шмыгают носом. Это тоже является разновидностью тика, однако родители могут принять этот признак болезни за симптом простуды.

Голосовые расстройства

Вместе с непроизвольными движениями наблюдаются и голосовые нарушения. Они тоже возникают в форме приступов. Внезапно ребенок начинает издавать странные звуки: вой, шипение, урчание, мычание. Нередко дети во время приступа выкрикивают ничего не значащие слова.

Голосовые тики у ребенка

В более старшем возрасте у детей отмечаются следующие голосовые расстройства:

  1. Эхолалия. Ребенок повторяет за окружающими части слов или целые слова и предложения.
  2. Палилалия. Дети много раз повторяют одни и те же собственные фразы.
  3. Копролалия. Это навязчивое выкрикивание оскорблений или ругательств. Такой симптом очень осложняет жизнь пациентов. Далеко не всем окружающим известно, что это за болезнь. Синдром Туретта препятствует нормальному общению и жизни в социуме. Копролалию чаще всего воспринимают как грубость и невоспитанность. По этой причине больные нередко бывают замкнуты и избегают контактов с людьми. Однако копролалия отмечается только у 10% пациентов.
Читайте также:  Кашель в горизонтальном положении синдром

Вокализмы у ребенка

Чаще всего признаки этой болезни утихают к 18-20 годам. Однако так бывает не всегда, иногда двигательные и голосовые расстройства сохраняются на протяжении всей жизни. При этом тяжелые формы патологии у взрослых людей встречаются редко, так как с возрастом проявления болезни уменьшаются.

Стадии болезни

В медицине выделяют несколько стадий синдрома Туретта. Чем меньше человек способен контролировать непроизвольные движения и вокализмы, тем тяжелее заболевание:

  1. На первой стадии болезни тики практически незаметны. Человек способен их контролировать, когда находится в обществе других людей. Симптомы патологии могут отсутствовать на протяжении некоторого периода времени.
  2. На второй стадии пациент еще сохраняет способность самоконтроля. Но ему не всегда удается остановить проявления болезни волевым усилием. Голосовые и двигательные тики становятся заметны окружающим, периоды между приступами сокращаются.
  3. Третья стадия болезни характеризуется частыми приступами. Пациент контролирует тики с большим трудом.
  4. На четвертой стадии признаки болезни явно выражены, и человек не способен их подавлять.

Часто окружающих интересует вопрос: «Может ли больной самостоятельно остановить возникающие тики и выкрики?». По мере прогрессирования недуга пациенту становится все сложнее и сложнее контролировать свои действия. Обычно перед приступом у больного возникает дискомфортное состояние с непреодолимым желанием совершить то или иное движение. Это можно сравнить с потребностью чихнуть или почесать кожу при сильном зуде.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома Туретта занимается врач-невропатолог или психиатр. Специалист может заподозрить заболевание по следующим признакам:

  • возникновение тиков в возрасте до 18 лет;
  • продолжительность симптомов на протяжении длительного времени (не менее 1 года);
  • присутствие в клинической картине хотя бы одного голосового тика.

Диагностика синдрома Туретта

Важно помнить, что непроизвольные движения наблюдаются и при органических поражениях центральной нервной системы. Поэтому важно провести дифференциальную диагностику синдрома Туретта. С этой целью назначают МРТ и КТ головного мозга. Следует также сдать анализ крови на содержание меди. Тики могут наблюдаться при повышенном содержании в организме этого элемента.

Психотерапия

Психотерапия играет главную роль в лечении синдрома Туретта. От этого заболевания невозможно избавиться полностью, но можно значительно смягчить его проявления.

Психотерапевтические занятия должны проводиться в течение длительного времени. Важно выяснить, в каких ситуациях чаще всего появляются приступы. Обычно появлению тиков предшествует стресс, ощущение тревоги и волнения. Работа психотерапевта должна быть направлена на успокоение психики пациента. Необходимо вырабатывать у больного умение справляться с тревогой и волнением.

Задачей психотерапевта является максимальная адаптация больного к жизни в обществе. Нередко пациенты испытывают чувство вины и стыда за проявления своей болезни. Это усиливает тревожность и приводит к усугублению симптомов. Во время психотерапевтических сеансов специалист обучает пациента правильному поведению во время двигательных и голосовых тиков. Обычно больной всегда чувствует приближение приступа. В этот момент важно переключить свое внимание с непроизвольных движений на другое действие. При легкой степени болезни это помогает предотвратить приступ.

Занятия с психотерапевтом

Медикаментозное лечение

В запущенных случаях одной только психотерапии недостаточно для улучшения состояния больного. При средней и тяжелой степени заболевания требуется назначение медикаментов. При лечении синдрома Туретта применяют следующие препараты:

  • нейролептики: «Галоперидол», «Труксал», «Рисполепт»;
  • антидепрессанты: «Амитриптилин», «Азафен».
  • антидофаминовые препараты: «Эглонил», «Бромоприд», «Метоклопрамид».

Нейролептик "Галоперидол"

Эти лекарства успокаивают центральную нервную систему и нормализуют метаболизм в головном мозге. Назначать такие лекарства может только врач. Все эти средства являются строго рецептурными и не предназначены для самостоятельного применения.

Обучение больного ребенка

Если синдром Туретта протекает в легкой форме, то ребенок может обучаться в школе вместе со здоровыми сверстниками. Однако о его особенностях нужно обязательно предупредить учителей. Тики обычно усиливаются при волнении. Приступ непроизвольных движений может случиться в тот момент, когда ребенок отвечает у доски. Поэтому школьнику полезно посещать психотерапевта, чтобы научиться справляться с волнением и тревогой.

Обучение больного ребенка

При тяжелых формах синдрома Туретта показано надомное обучение. Очень важно обеспечить ребенку полноценный отдых, особенно во второй половине дня. Нередко приступы возникают после переутомления и чрезмерной усталости. Детей, страдающих тиками, необходимо особенно беречь от стрессов и чрезмерных умственных перегрузок.

Прогноз

Синдром Туретта не влияет на продолжительность жизни пациента. Чаще всего проявления болезни исчезают или значительно уменьшаются в постпубертатный период. Если симптомы патологии сохраняются и во взрослом возрасте, то они не сказываются на умственных способностях и не приводят к органическим изменениям в головном мозге. При адекватном лечении и психотерапии пациент может хорошо адаптироваться к жизни в социуме.

Профилактика

Специальной профилактики этого заболевания не существует. Предотвратить возникновение патологии у младенца невозможно, так как не выявлен дефектный ген, провоцирующий этот синдром.

Можно лишь снизить вероятность возникновения приступов у пациента. Для этого нужно предпринять следующие меры:

  • устранить по возможности стрессовые ситуации;
  • посещать занятия с психотерапевтом;
  • соблюдать режим дня.
Читайте также:  Нейро ортопедический синдром что это такое

Беременным женщинам важно правильно питаться, избегать приема лекарственных препаратов и постоянно наблюдаться у акушера-гинеколога. Это поможет снизить риск рождения младенца с неврологическими нарушениями.

Источник

Ïåðâûé ðàç ïðî ñèíäðîì Òóðåòòà ÿ óçíàëà åùå øêîëüíèöåé èç ôèëüìà «Ìóæ÷èíà ïî âûçîâó». Çàèíòåðåñîâàâøèñü ôåíîìåíîì, ÿ ïîãóãëèëà è ïðî÷èòàëà, ÷òî ýòà áîëåçíü âñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî (ñåé÷àñ ñòàòüè èçìåíèëè ñâîå ìíåíèå ïî ýòîìó ïîâîäó) è âûäîõíóëà: «Ôóõõ, ýòî òàêàÿ ðåäêîñòü, íå÷åãî âîëíîâàòüñÿ, êàêîâ øàíñ, ÷òî ó ìîåãî áóäóùåãî, åùå äàæå íå ïëàíèðóåìîãî ðåáåíêà òàêîå áóäåò? Ïõà!». 

Îêàçûâàåòñÿ, øàíñû áûëè âåñüìà íåïëîõè. È ïîñêîëüêó æèçíü ìåíÿ çàñòàâèëà ïðî÷åñòü íà ýòó òåìó âñå èíòåðíåòû äâà ðàçà è ïîáåãàòü ïî âðà÷àì, ïðåäëàãàþ âàì (íå î÷åíü) êðàòêóþ, íî âûæèìêó èç òîãî, ÷òî ÿ óçíàëà è íåêîòîðîå äàæå ïðî÷óâñòâîâàëà. Ïðåäóïðåæäåí – çíà÷èò FUCK âîîðóæåí!

Âèêèïåäèÿ íàì ïèøåò, ÷òî ýòî ðàññòðîéñòâî íåðâíîé ñèñòåìû, ïðîÿâëÿåòñÿ â äåòñòâå è âûðàæàåòñÿ òèêàìè. «Ýòî» – ýòî Ñèíäðîì Òóðåòòà, è äëÿ êðàòêîñòè ÿ áóäó íàçûâàòü åãî ÑÒ, ïîòîìó ÷òî íå î÷åíü ëþáëþ ôðàíöóçîâ.

È åùå îäíî ñóùåñòâåííîå äîïîëíåíèå: ÿ áóäó ãîâîðèòü ïðî ñåáÿ + ñâîåãî ðåáåíêà îáîáùåíèÿìè òèïà «ìû», «íàøè» è ò.ä., íå ïîòîìó ÷òî ÿ âñÿ òàêàÿ èç ñåáÿ îâóëÿøêà ñ äîëãîæäàííûì ïóçîæèòåëåì, à ïîòîìó ÷òî ÿ íå ìîãó ñêàçàòü ïðî äåòñàäîâöà «êîãäà Àôàíàñèé ïîñåùàë âðà÷à, âðà÷ åìó îáúÿñíèë, ÷ò. Ýòî áûëî ðåàëüíî «ìû». Ïîòåðïèòå íåìíîãî, ïîæàëóéñòà, ÿ ïîñòàðàþñü íå çëîóïîòðåáëÿòü.

Àôàíàñèé – ýòî ïñåâäîíèì.

×òî âàæíî çíàòü è ÷òî ÷àùå âñåãî èíòåðåñóåò îáùåñòâåííîñòü:

1. Íåèçâåñòíî îòêóäà ÑÒ áåðåòñÿ

2. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ÑÒ ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó, íî êîíêðåòíîãî ãåíà ó÷åíûå íå âûÿâèëè.  ñòàòüÿõ ïî òåìå ïèøóò, ÷òî ìîæíî ññûëàòüñÿ íà ïðîâîöèðóþùèå ôàêòîðû òèïà èíôåêöèé, ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû èëè îêðóæàþùåé ñðåäû, íî ëè÷íî ìíå íåâðîëîãè è ïñèõîòåðàïåâòû ãîâîðèëè: «Ìû íå çíàåì, ïî÷åìó îíî âîçíèêàåò. Ïðîñòî æèâèòå ñ ýòèì.»

3. Âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå ó ìàëü÷èêîâ, ÷åì ó äåâî÷åê (ìñüå Òóðåòò âûÿâèë, ÷òî â 4 ðàçà ÷àùå). Íåêîòîðûå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî îäèí è òîò æå ãåí îòâå÷àåò è çà ÑÒ è çà ÎÊÐ (îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîå ðàññòðîéñòâî), è ó ìàëü÷èêîâ ýòîò ãåí ÷àùå ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ÑÒ, à ó äåâî÷åê – íåêîòîðûìè èç ôîðì ÎÊÐ.

4. Íà÷èíàåòñÿ äî ñîâåðøåííîëåòèÿ. Åñëè âàì óæå áîëüøå 18, à âû âñå åùå íå ìîðãàåòå, ìîæåòå âûäîõíóòü è ñïîêîéíî âûïèòü ÷àþ.

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî â îñíîâíîì ïåðâûå òèêè âîçíèêàþò â âîçðàñòå ëèáî ñ 2 äî 5 ëåò ëèáî ñ 13 äî 18. Îäèí èç íàøèõ íåâðîëîãîâ ñêàçàë, ÷òî ÷àùå âñåãî åñòü ïðîâîöèðóþùèé ôàêòîð, êàêîé-òî ñèëüíûé ñòðåññ, â íàøåì ñëó÷àå ýòî ïîõîä â äåòñêèé ñàä è çëàÿ-çëàÿ âîñïèòàòåëüíèöà.

5. ÑÒ íåèçëå÷èì, íî

À) Îáëåã÷àåòñÿ èëè êóïèðóåòñÿ ëåêàðñòâàìè. Îäíîãî êîíêðåòíîãî ëåêàðñòâà äëÿ âñåõ íåò, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî ïîä ïàöèåíòà. ×àùå âñåãî ýòî íåéðîëåïòèêè, êîãäà òèêè ÿâíî ìåøàþò ïàöèåíòó æèòü è ñàìîâûðàæàòüñÿ ëèáî óñïîêîèòåëüíûå (äëÿ ðîäèòåëåé).

Á) Ìîæåò ïîëíîñòüþ ïðîéòè èëè ñèìïòîìû ñóùåñòâåííî ñãëàäÿòñÿ ïîñëå ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, ò.å. ïîñëå ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. À ìîæåò è íå ïðîéòè. Øàíñû íà âûçäîðîâëåíèå îò 50% (èíòåðíåò) äî 75% (íàø ïñèõîòåðàïåâò). Íî íèêàêèõ ãàðàíòèé.

6. Óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè íå ñòðàäàþò, ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè íå óìåíüøàåòñÿ. Íî ëþäè ñ ñèëüíûìè òèêàìè èñïûòûâàþò ïðîáëåìû â êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ. (Ïîïðîáóéòå äëÿ ýêñïåðèìåíòà ïðî÷èòàòü ýòó ïèñàíèíó, ñ ñèëîé çàæìóðèâàÿñü è ìîòàÿ ãîëîâîé, õîòÿ áû êàæäûå 10 ñåêóíä).

7. ×òîáû ìîæíî áûëî ïîñòàâèòü äèàãíîç «Ñèíäðîì Òóðåòòà», òèêè äîëæíû ïðîäîëæàòüñÿ íå ìåíåå ãîäà è èìåòü â ñåáå íåñêîëüêî ìîòîðíûõ è õîòÿ áû îäèí âîêàëüíûé òèê. Ïî ñëîæèâøåéñÿ òðàäèöèè òèêè îáîñòðÿþòñÿ âåñíîé è îñåíüþ.

8. «×òî ýòè ëþäè âîîáùå ñåáå ïîçâîëÿþò, ïî÷åìó ïðîñòî íå äåëàòü ýòîãî?» – ìîãëè áû ñïðîñèòü âû. Ïîòîìó ÷òî íå ìîãóò íå äåëàòü. Êàê íåâûíîñèìî çóäÿùàÿ ïÿòêà èëè èêîòà – ìîæíî ìó÷èòåëüíî ïåðåòåðïåòü ñåêóíä ïÿòü, íî ÷åðåç ïÿòü ñåêóíä âû íà÷èíàåòå åå îñòåðâåíåëî íà÷åñûâàòü èëè ñàìîçàáâåííî èêàòü.

«Íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä íà÷àëîì òèêà áîëüøèíñòâî ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Òóðåòòà èñïûòûâàþò ñèëüíîå ïîáóæäåíèå, êàê ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷èõíóòü èëè ïî÷åñàòü çóäÿùóþ êîæó. Áîëüíûå îïèñûâàþò ïîçûâ ê òèêàì êàê íàðàñòàíèå íàïðÿæ¸ííîñòè, äàâëåíèÿ èëè ýíåðãèè, êîòîðóþ îíè ñîçíàòåëüíî îñâîáîæäàþò, òàê êàê èì «íåîáõîäèìî» îáëåã÷èòü îùóùåíèÿ èëè «âåðíóòü ñåáå õîðîøåå ñàìî÷óâñòâèå.»

9. È ñàìîå èíòåðåñíîå — êàê îíè âîçíèêàþò:

 ìîçãå ÷åëîâåêà ìåæäó ëîáíûìè äîëÿìè åñòü îòäåë ïîä íàçâàíèåì áàçàëüíûå ãàíãëèè (áàçàëüíûå ÿäðà) – ýòî êîìïëåêñ ïîäêîðêîâûõ íåéðîííûõ óçëîâ. 

«Áàçàëüíûå ãàíãëèè îáåñïå÷èâàþò ðåãóëÿöèþ äâèãàòåëüíûõ è âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé, ó÷àñòâóþò â îñóùåñòâëåíèè èíòåãðàòèâíûõ ïðîöåññîâ âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, ðåãóëèðóþò âûïîëíåíèå ñëîæíûõ äâèãàòåëüíûõ ïðîãðàìì.»

È íåéðîíû â ýòèõ áàçàëüíûõ ãàíãëèÿõ ïðè ÑÒ ÷åðåñ÷óð ÷óâñòâèòåëüíû ê ãîðìîíó äîôàìèíó. Ïåðåèçáûòîê äîôàìèíà ñíèæàåò òîðìîçÿùåå âëèÿíèå áàçàëüíûõ ãàíãëèåâ íà òàëàìóñ, ïðåìîòîðíûå îòäåëû è ñòðóêòóðû ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû ìîçãà. Ãðóáî ãîâîðÿ, òîðìîçà ñëîìàëèñü, äâèæåíèå íå îñòàíîâèòü.  Èíòåðåñíî, ÷òî áàçàëüíûå ãàíãëèè íåàêòèâíû âî âðåìÿ ñíà, ïîýòîìó âî ñíå ó òóðåòòè÷êîâ íåò ïðèñòóïîâ. Êñòàòè, íàðóøåíèÿ â ðàáîòå ãàíãëèåâ êàê ðàç îòâåòñòâåííû çà òî ñàìîå ìîòîðíîå ïîâåäåíèå ïðè áîëåçíè Ïàðêèíñîíà è Õàíòèíãòîíà (ïðèâåò, Òðèíàäöàòàÿ!)

Читайте также:  Оказание первой помощи при остром коронарном синдроме

Ëèðè÷åñêîå îòñòóïëåíèå: âîîáùå, â Âèêèïåäèè öåëûé ñïèñîê áîëåçíåé, â êîòîðûõ «âèíîâàòû» ýòè ìèëûå ãàíãëèè. ×òîáû âàì íå ãóãëèòü, ïðèâåäó íàèáîëåå èçâåñòíûå òóò:

• ÑÄÂÃ

• Àòåòîç

• ÄÖÏ: ïîâðåæäåíèÿ áàçàëüíûõ ÿäåð âî âðåìÿ âòîðîãî è/èëè òðåòüåãî òðèìåñòðà áåðåìåííîñòè

• Õîðåÿ

• Äèñòîíèè

• Áîëåçíü Ôàðà

• Áîëåçíü Õàíòèíãòîíà

• ßäåðíàÿ æåëòóõà

• Ñèíäðîì ˸øà — Íèõåíà

• Áîëüøîå äåïðåññèâíîå ðàññòðîéñòâî

• Îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîå ðàññòðîéñòâî

• Áîëåçíü Ïàðêèíñîíà

• Ïëÿñêà ñâÿòîãî Âèòòà

• Ðàññòðîéñòâî Òóðåòòà

• Çàèêàíèå

• Áîëåçíü Âèëüñîíà-Êîíîâàëîâà

Âîò òóò-òî è ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíûì, ïî÷åìó ìîåìó ðåáåíêó ïûòàëèñü âñó÷èòü ýòîò íåñ÷àñòíûé äèàãíîç ÑÄÂà (êàê, íàâåðíîå, ìíîãèì è ìíîãèì äî íàñ è ïîñëå íàñ), ïî÷åìó îí èíîãäà çàèêàåòñÿ, è íà Âèëüñîíà-Êîíîâàëîâà ìû òîæå ñäàâàëè àíàëèç. Âñå ýòî òàê áëèçêî è òàê ñâÿçàíî, ÷òî àæ æóòü áåðåò.

Ó ìåíÿ êîí÷èëèñü öèôðû íà êëàâèàòóðå, ïîýòîìó òåïåðü ìû ðàññìîòðèì ïîáëèæå, ÷òî ýòî âîîáùå çà òèêè-òî òàêèå è ÷åãî îíè îò íàñ õîòÿò.

Îáû÷íî ðàçâèòèå ÑÒ íà÷èíàåòñÿ ñ ìîòîðíûõ òèêîâ (êàê âñåãäà, âîçìîæíû âàðèàíòû, íî ìû ïîéäåì ïî êëàññè÷åñêîìó ïóòè). Ïðè ÑÒ ìîòîðíûå òèêè çàòðàãèâàþò íåñêîëüêî ãðóïï ìûøö.

1. Ëèöåâûå: ìîðãàíèå, çàæìóðèâàíèå, ãðèìàñû , çàêàòûâàíèå ãëàç, âûñîâûâàíèå ÿçûêà, ïîäåðãèâàíèå ãóáàìè èëè êðûëüÿìè íîñà, êóñàíèå ãóá è òàê äàëåå. Ìîæåòå ïîýêñïåðèìåíòèðîâàòü è çàñòàâèòü ñâîå ëèöî øåâåëèòüñÿ òàê è ýäàê, íàñêîëüêî ó âàñ ýòî ïîëó÷èòñÿ. Âîò âñå ýòî, ÷òî âû èçîáðàçèòå, ìîæåò ñòàòü òèêîì ó òóðåòò÷èêà.

2. Äâèæåíèÿ ðóê è êîðïóñà: ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ, âçìàõè ðóê â ðàçíûå ñòîðîíû, õëîïêè, äâèæåíèÿ ðóê êàê ïðè ïîëåòå ïòèöû, íàêëîíû êîðïóñà, â îáùåì, âñå, ÷òî óãîäíî. Íàïðèìåð, ìîé ðåáåíîê îêîëî ìåñÿöà ðåçêî âûáðàñûâàë ââåðõ îäíó ðóêó, âûãëÿäåëî æóòêîâàòî, êàê áóäòî «çèãó» êèäàë.

3. Äâèæåíèÿ íîã: ïðèñåäàíèÿ, ïîäïðûãèâàíèÿ, ìàõè íîãàìè, ïðèõðàìûâàíèÿ, ïèíêè, íó è íàâåðíÿêà ÷òî-òî åùå.

4. Äâèæåíèÿ ãîëîâîé è ïëå÷åâûì ïîÿñîì: ïîâîðîòû, íàêëîíû ãîëîâû, ïîäåðãèâàíèÿ, ïîæèìàíèÿ ïëå÷àìè, îòâåäåíèå â ðàçíûå ñòîðîíû. Îïÿòü æå íàïðèìåð – ìîé ðåáåíîê ÷àñòî íàêëîíÿåò ãîëîâó ê ïëå÷ó êàê ðàçìèíêà øåè íà ôèçêóëüòóðå.

5. Îòäåëüíî ÿ áû âûäåëèëà àóòîàãðåññèþ, òî åñòü øëåïêè, ùèïêè, óêóñû, óäàðû ñåáÿ èëè ñîáîþ. Ìîæíî áèòü ñåáÿ ïî ëèöó, ïî ðóêàì, ìîæíî áèòüñÿ ãîëîâîé îá ñòåíó. Íàïðèìåð, ïñåâäîÀôàíàñèé áèëñÿ ãîëîâîé îá ïîäóøêó, êîãäà ëîæèëñÿ ñïàòü, à òàê æå ïîäíèìàë è áðîñàë âíèç ñ óñèëèåì íîãè. Òðóäíîâàòî çàñíóòü, êîãäà âàñ âñå âðåìÿ ïîäáðàñûâàåò íàä êðîâàòüþ. Òóò òî ÿ âîçáëàãîäàðèëà ýâîëþöèþ çà òî, ÷òî ãàíãëèè ïî íî÷àì ñïÿò, à, çíà÷èò, è ìû ìîæåì òîæå ïîñïàòü.

Ýòî áûëà ìîÿ ëè÷íàÿ êëàññèôèêàöèÿ ÷èñòî äëÿ òîãî, ÷òîáû âû íå ÷èòàëè âåñü ýòîò òåêòîíèê åäèíûì ñóìáóðíûì ïîòîêîì.

Ñðàçó èëè ïîïîçæå ïîäêëþ÷àþòñÿ âîêàëüíûå òèêè. Òóò åùå áîëüøå ðàçíîîáðàçèÿ, ëþáîé çâóê, êîòîðûé ÷åëîâåê â ñîñòîÿíèè ïðîèçíåñòè, ìîæåò ñòàòü òèêîì, â òîì ÷èñëå ñëîã, ñëîâî, ñëîâîñî÷åòàíèå, ïðåäëîæåíèå. Íó, à êðîìå ýòîãî, ïîêàøëèâàíèå, õìûêàíüå, õëþïàíüå, øìûãàíüå, âäîõè-âçäîõè, «ïðî÷èñòêà» ãîðëà èëè íîñà, ôûð÷àíèå, ëàé, ñâèñò, âèçã, âñêðèê, ìíîæåñòâî èõ.  èíòåðíåòå ïîëíî âèäåî íà ýòó òåìó, òàì ìîæíî íàáëþäàòü âñå ðàçíîîáðàçèå âîêàëüíûõ òèêîâ âî âñåé èõ ïóãàþùåé êðàñå.

Îòäåëüíî î òîì, ðàäè ÷åãî âû, ñîáñòâåííî, ýòó ñòàòüþ ÷èòàåòå – êîïðîëàëèÿ.

Êîïðîëàëèÿ – íåïðîèçâîëüíîå (!) âûêðèêèâàíèå áðàííûõ èëè íåöåíçóðíûõ ñëîâ, âûðàæåíèé ñåêñóàëüíîé, àãðåññèâíîé íàïðàâëåííîñòè. ß ïîñòàâèëà ! ïîñëå ñëîâà «íåïðîèçâîëüíîå», ïîòîìó ÷òî íó ðåáÿò, ðåàëüíî, óæå äàâíî íåñìåøíî: «ÿ ïîñòîÿííî ðóãàþñü ìàòîì, õèõè, ó ìåíÿ ñèíäðîì òóðåòòà, äà ó íàñ ó âñåé ñòðàíû ýòîò ñèíäðîì» è ò.ä. Âû ìîæåòå ðóãàòüñÿ, à ìîæåòå íå ðóãàòüñÿ, ñâîáîäíûå ëè÷íîñòè â ñâîáîäíîé ñòðàíå, à òóðåòò÷èêè õîòÿò íå ðóãàòüñÿ, à íå ìîãóò. Æèòü ñ ýòèì î÷åíü òÿæåëî. Ìàëî òîãî, ÷òî ñêîëüêî íåïðèëè÷íûõ ñëîâ íóæíî çíàòü, ÷òîáû íå ïîâòîðÿòüñÿ è íå âûãëÿäåòü ñêó÷íûì, òàê åùå è íà íåïðèÿòíîñòè ëåãêî íàðâàòüñÿ. Ïîïðîáóéòå ïðîéòèñü ñ êîïðîëàëèñòîì ãäå-íèáóäü ïî Þæíîìó Áóòîâî, íî íàçàä ÿ áû âàñ æäàòü, ÷åñòíî ãîâîðÿ, íå ñòàëà áû.

Êîïðîëàëèÿ, ïî äàííûì îäíîé èç ñòàòåé, âñòðå÷àåòñÿ òîëüêî â 10% ñëó÷àåâ ÑÒ, íî, êðîìå íåå, åñòü åùå ýõîëàëèÿ è ïàëàëèÿ. Ýõîëàëèÿ – ïîâòîðåíèå ÷óæèõ ñëîâ. Ïàëàëèÿ – ïîâòîðåíèå ñâîåãî ñëîâà íåñêîëüêî ðàç. Èíòåðåñíî, åñëè ó ÷åëîâåêà áóäåò îäíîâðåìåííî è êîïðî è ïàëàëèÿ, òî ýòî áóäåò ïðèìåðíî: «Âàñÿ! Òû äóðàê-äóðàê-äóðàê-äóðàê-äóðàê»?

Âîîáùå, êîìáèíàöèÿ òèêîâ ïðè ÑÒ íàïîìèíàåò ìíå ÕýïïèÌèë â Ìàêäàêå – âû ìîæåòå òóäà ïîëîæèòü ÷òî óãîäíî â êàêèõ õîòèòå ñî÷åòàíèÿõ, íó åùå è ñþðïðèç ïîëó÷èòå.

Åñëè êîìó-òî èíòåðåñíî, êîïðî è ïðî÷èõ ëàëèé ó Àôàíàñèÿ íà äàííîì ýòàïå íåò, íî çàãàäûâàòü íè÷åãî íå áóäó, èíà÷å ïîëó÷èòñÿ ñèòóàöèÿ êàê â íà÷àëå ýòîé èñòîðèè. Îäíàêî íåêîòîðûå çâóêîâûå òèêè ïðèñóòñòâóþò è ââîäÿò â ñòóïîð îêðóæàþùèõ. ß ïëàíèðóþ íàïèñàòü ïîäðîáíî î òîì, êàê ó íàñ ýòî íà÷èíàëîñü, ðàçâèâàëîñü, ÷åì ìû ëå÷èëèñü è êàêèå ðåçóëüòàòû, íî íåìíîãî ïîïîçæå, êîãäà ïðîéäåì âñå îáñëåäîâàíèÿ è ñìîæåì óæå ñ óâåðåííîñòüþ óòâåðæäàòü ôàêòû íàøåé æèçíè, îñíîâûâàÿñü íà ìåäèöèíñêèõ áóìàæêàõ.

Источник