Синдром третьего курса в меде

Синдром третьего курса в меде thumbnail

Маша Решетникова  ·  18 июня 2018

21,3 K

Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник…  ·  t-do.ru/kozaibayan

Синдром студента-медика, он же «болезнь третьего курса» или «синдром третьекурсника», как становится очевидно из названия, изначально появился как шуточный диагноз студентов медицинских университетов. Сейчас эта история получила развитие, и его проявления испытывают люди, любящие почитать о болезнях в интернете.

В чем краткая суть этого расстройства (которое, в общем-то, и не расстройство)? На третьем курсе студенты начинают изучить профильные предметы: хирургия, терапия, гинекология и прочие. В этот же период они знакомятся с огромным количеством различных болезней, в том числе смертельных, и, соответственно, изучают их течение и проявления. Идея синдрома в том, что после прочтения о симптомах той или иной болезни студент сразу начинает испытывать их на себе. Например, изучая болезни сердца, юный медик может чувствовать покалывания в груди.

Развитию этой истории способствуют постоянный стресс из-за большого количества информации для запоминания, эмоциональный фон от общения с больными в ходе практики и прочие аспекты, негативно влияющие на общее состояние психики. Некоторые психологи отмечают, что этот синдром вернее называть нозофобией, то есть иррациональным страхом заболеть.

Отмечают, что его проявлениям подвержены от 70% до 80% студентов медицинских вузов, и он действительно часто приводит к психосоматическим симптомам. Единственный совет в такой ситуации — расслабиться и не принимать получаемую информацию так близко к сердцу.

Как вы уже, наверное, поняли, в случае с интернет-пользователями проблема примерно та же. Почувствовав малейшее отклонение от своего стабильного состояния, они идут читать медицинские статьи, связанные с проявившимся симптомом, и внезапно находят у себя целый перечень болезней (зачастую и смертельных). Тут тоже совет один: переставать при любом случаем искать у себя проблемы через прочтение различных источников в сети. Если что-то беспокоит — лучше сразу идти к врачу.

Ну и напоследок, этот синдром часто появляется в массовой культуре. Например, отражен во всем известном отрывке из «Трое в лодке, не считая собаки», где автор описывает, что после прочтения медицинской энциклопедии он обнаружил у себя симптомы абсолютно всех описанных болезней кроме, разве что, родовой лихорадки. Или в серии «Клиники», в которой студенты страдают от этого самого синдрома («Our Driving Issues»).

Больше похоже на синдром «сам себе врач через гугл»

Это как синдром thequestion — ты видишь вопрос и заболеваешь им, думаешь целый день, как бы ответить, как затралить лалок и не поймать минусов полный рот. Brian Hodges, изучив это явление заявил, что массово этот синдром стал проявляться в 1960-е годы (у 70-80 % посетителей thequestion), хотя он был описан ещё в 1908 году другим учёным — George Lincoln Walton.

Как можно контролировать обсессивно-компульсивное расстройство?

Non refert, qui sum…Quod ego facio…I vide de abysso» — «Не важно кто…

Обсессивно-компульсивное расстройство возникает на фоне переутомления и стрессовых факторов при появлении навязчивых пугающих мыслей (обсессий), связанных с выполнением определенных действий, таких же повторяющихся и навязчивых (компульсий). Лечение данного заболевания комплексное и связанно с методами классической психиатрии (введение установок, замещение провоцирующего фактора), а также гипнотерапией (установки на отвлечение) и фармакологическими методами (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты). Контролировать компульсии в рамках лечения, можно таким образом…-Записывайте ваши действия в блокнот после их завершения. Надпись о выполненном с плюсиком действии, будет подтверждением, выполненного действия и уменьшит ваше беспокойство.

Прочитать ещё 1 ответ

Что такое синдром Мюнхгаузена?

Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник…  ·  t-do.ru/kozaibayan

Синдром Мюнхгаузена — расстройство, при котором человек симулирует или искусственно вызывает симптомы какой-либо болезни, стремясь получить лечение, госпитализацию, медикаменты или что-либо еще. Название синдром берет от имени всем известного немецкого барона Мюнхгаузена, который прославился как рассказчик необыкновенных и неправдивых историй.

Все люди, подверженные синдрому, симулируют болезни из стремления получить внимание, поддержку и заботу, потребность в которых у них особенно сильно выражена. Как правило, люди, подверженные данному расстройству, обладают такими внутренними качествами, как эгоцентризм, самовлюбленность, эмоциональная незрелость, лживость, закрытость, выраженная в неспособности вступать в контакт с окружающими. Причиной этой проблеме могли послужить взросление в неполноценной семье, нехватка внимания родителей, тяжелая болезнь детства, в ходе которой ребенку оказывалось чрезвычайно повышенное внимание.

Из осознанных мотивов можно выделить следующие:

  • Стремление получить медикаменты.
  • Желание быть в центре внимания.
  • Необходимость скрыться от органов власти (мало ли).
    Их знания о симптомах, очевидно, также не берутся из ниоткуда. Чтобы умело симулировать, такие люди, как правило, читают много медицинской литературы и способны поразить врачей глубиной своих знаний. Они также отличаются особенно длительной историей госпитализаций, потому что, не получая должного внимания от одного специалисты, они переключаются на другого.

Синдром Мюнхгаузена может быть также делегированным. Чаще всего он проявляется у матерей, которые искусственно фабрикуют заболевания собственных детей (как по незнанию, так и чаще намеренно). Вызывают различные симптомы чаще всего с помощью специальных лекарств, влияющих на свертываемость крови, появление судорог, вызывающих сонливость и вялость. Матери, «создающие» детям болезни, также страдают от нехватки психологической поддержки, что чаще всего случается в несчастливых браках.

Общая реакция всех, подверженных синдрому людей, на аргументы относительно искусственности природы симптомов — агрессивное отрицание. При этом лечение болезней, вызванных под действием синдрома, очень затруднительно из-за большого количества проведенных медицинских процедур, приводящих к негативным последствиям и их накоплению.

В целом, делегированный синдром можно попытаться идентифицировать. Чаще всего он есть у людей, которым свойственны следующие признаки:

  • Изначально поставлено редкое заболевание.
  • Родитель агрессивно реагирует на отсутствие отклонений по итогу обследования.
  • Родитель удивляет особенно глубокими знаниями в медицине.
  • Результаты обследования человека не совпадают с классическим сценарием развития болезни.
  • Родитель отказывается оставить ребенка без присмотра даже по просьбе врача и на короткое время.
  • При этом симптомы болезни не проявляются в отсутствии того самого родителя.
    Лечение синдрома редко является успешным. После получения краткосрочного облегчения от процедур пациенты позднее начинают агрессивнее реагировать на свое благополучное состояние. При этом их необходимо разубеждать в наличии у них симптомов, при этом не накладывая на пациентов чувство вины и разговаривая с ними в неагрессивной манере. Главная идея, которую необходимо донести, — специалист и пациент вместе в состоянии преодолеть симптомы.

Прочитать ещё 1 ответ

Сколько диагнозов смертельно опасных болезней в России не было поставлено вовремя из-за того, что врачи плохо учились в вузах?

По образованию врач, по профессии — системный аналитик

Достоверно не посчитать даже при всем желании, потому что причины плохой диагностики гораздо сложнее и комплекснее, чем оценки в ВУЗе. Чтобы врач правильно поставил диагноз (особенно если речь идет о редких и сложных диагнозах), он должен:

  • обладать достаточными теоретическими знаниями;

  • обладать достаточным практическим опытом или иметь возможность обратиться к опыту старших коллег;

  • располагать технической возможностью для этого (иметь доступ к необходимым средствам диагностики);

  • быть небезразличным к своей работе и/или к судьбе пациента.

Недостаток любого из этих пунктов может вылиться большую беду для пациента, при этом от обучения в ВУЗе зависит только теоретическая часть, и то не в полной мере. К тому же, было бы странно и жестоко класть на учебное заведение полную ответственность за жизни людей. Именно поэтому после окончания медицинского учебного заведения выпускник становится интерном, а не самостоятельным специалистом, как это происходит в большинстве других профессий. За время обучения в интернатуре/ординатуре выпускник получает все возможности для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях (они есть и у троечников, и у краснодипломников) и приобрести начальный опыт для полноценной работы по выбранной специализации. Если он этого не делает — это проблема не обучения в ВУЗе, а отношения человека к своей работе.

Я склоняюсь к мысли, что судьбу пациента зачастую решает именно отношение. Человек, которому не все равно, сам возьмет в руки учебник, если что-то упустил на учебе, сам посоветуется с коллегами, если почувствует недостаток опыта, сам сделает все, чтобы провести для пациента все необходимые обследования, даже если это проблематично.

Если человеку все равно, его красный диплом никого не спасет.

Прочитать ещё 2 ответа

Каково это — быть студентом-медиком?

Студент Первого СПБГМУ им. И.П. Павлова

Первые три курса учить нужно много. Столько, что иногда даже нет времени всё прочитать. Никогда не забуду, как на первом курсе нам задали выучить за неделю 287 страниц учебника по гистологии! И это вдобавок к другим предметам. Но это ничто в сравнении с третьим курсом, когда в один и тот же день, друг за другом тебя ожидает контрольная по фармакологии (которая включает в себя описание механизма действия нескольких групп препаратов, побочные и терапевтические эффекты с точным объяснением всех механизмов, перечисление кучи представителей и их сравнительную характеристику, а перед этим нужно выписать несколько рецептов на латыни с точными дозировками и правилами приёма и упаси боже допустить хотя бы орфографическую ошибку!), а потом контрольная по патологической анатомии — решение гигантской задачи с ответами на теоретические вопросы и описание двух микропрепаратов.
В дальнейшем учиться немного легче, во многом благодаря приобретённым ранее знаниям.
Но несмотря на эти мучения, учиться в меде безумно интересно. Никогда не забуду зависть в глазах друзей-экономистов, слушающих о том, как мы изучаем органы и мышцы на трупах в анатомичке, как играемся с микроскопами и изучаем препараты. Ну и колоритные преподаватели и их шикарные истории нередко разбавляют напряжённую учёбу.

Прочитать ещё 15 ответов

Источник

От этого недуга не умирают и не ложатся в больницу, от него нет лекарств, а способ вылечиться только один – наплевать и улыбнуться. Студенты-медики рассказали «Республике» о «синдроме третьего курса»
Илона Тунанина
fb.com/ilona.tunanina
Вам, конечно, приходилось слышать о некоем заболевании – и холодеть в испуге, понимая, что вы по всем признакам страдаете именно этим недугом? Это нервирующее явление называется «синдром третьего курса»

Болезнь, которую не надо лечить
Изучая болезни, студенты-медики «примеряют» их на себя. Гипертонический криз, диабет, СПИД, педикулез, беременность, анемия, шизофрения – какое разнообразие диагнозов ставят себе студенты! И если одних одолевает пара-тройка недугов, то самые мнительные «болеют» всем подряд.
«Сидишь на лекции и понимаешь, что у тебя все признаки сахарного диабета, тонзиллита, и как ты вообще живешь с анемией 3 степени?» – рассказывает студентка крымского медуниверситета Ольга Долгополова. Как и многие сокурсники, Оля переживала эту болезнь на третьем курсе. Почему именно на третьем? Потому что в этом время в медицинских вузах начинают изучать патологии.
«На первых двух курсах нам рассказывали, как все функционирует в норме, – говорит Оля. – А на третьем курсе мы приступили к изучению болезней. И тут началось. Преподаватель рассказывает про педикулез, а у тебя резко начинает чесаться голова. Говорит, что если больше трех недель беспокоит кашель, нужно сделать рентген – вдруг туберкулез, и тут же впадаешь в панику, непроизвольно находишь у себя все симптомы, не только у себя – у всех своих знакомых».
При этом Оля отмечает, что название «болезнь третьего курса» не совсем точное. Мнительность присуща большинству будущих врачей, независимо от курса. Ольга до сих пор примеряет на себя некоторые болезни, хотя уже с меньшим энтузиазмом.
«Например, на парах по эндокринологии спрашиваешь у преподавателя: у троюродной прабабушки сахарный диабет, может, я тоже в группе риска?» – смеется Оля.
Со временем страхов, вызванных эмоциями, становится меньше. «Начинаешь думать объективно: так, до пары о вшах в моей голове и речи не шло, и ничего меня не беспокоило, зачем я накручиваю, да и откуда им взяться?!» – рассуждает Ольга.

Не только у студентов
«Обычно приступ „болезни третьего курса“ начинается прямо на лекции, – говорит студентка 4 курса Сусанна Номанова. – Преподаватель перечисляет симптомы какого-нибудь заболевания – а ты вдруг замечаешь, что половина этих симптомов есть у тебя! Появляются подозрения, начинаешь штудировать учебники и интернет… В итоге понимаешь, что главных признаков заболевания у тебя нет, успокаиваешься – до следующего раза».
Сусанна «находила» у себя болезни сердца, пищеварительной системы. Чтобы проверить подозрения, делала рентген, ЭКГ, сдавала анализы по поводу и без.
Это, кстати, эффективный способ победить несуществующую «болезнь». Привыкшие к «синдрому третьего курса» преподаватели сразу шлют мнительных студентов на обследование.
«Термин „болезнь третьего курса“ – условный, ведь придуманные недуги беспокоят не только будущих медиков, но и обычных людей», – считает студент 5 курса Павел Дорошенко.
«Практически у любого человека, прослушавшего лекцию по медицине, возникнут подозрения, – утверждает Павел. – Так проявляется инстинкт самосохранения – и это нормально, если не выходит за рамки разумного».
Сейчас, благодаря доступности информации, число таких случаев растет. В прошлом люди подбирали себе болезни по медицинским энциклопедиям, теперь медвежью услугу оказывает интернет.

Улыбайся, если хочешь быть здоров!
Подозревая у себя симптомы какого-либо недуга, человек может по-настоящему заболеть, утверждает психиатр Игорь Якушев, кандидат медицинских наук.
«Мнительность может довести человека до неприятностей, даже до смерти, такие случаи были, – рассказывает врач-психиатр. – Все дело в том, что, подозревая у себя симптомы какой-либо болезни, человек сам внушает себе, что она есть. И, что самое печальное, организм начинает сам вырабатывать те вещества, которые способствуют развитию как раз этого заболевания, так сказать, „помогать“ ему. Так что не представляйте себя в больничной палате, на приеме у врача, тем паче, извините, на кладбище».
Крымчанку Светлану Семенову в таких ситуациях спасает юмор. Ее семилетняя дочь Злата часто примеряет на себя чужие болезни – и впадает в панику. «На днях заходит с улицы, а по телевизору идет сюжет про обморожения, Злата услышала, прибежала ко мне, протягивает покрасневшие руки и спрашивает: „У меня обморожение? Мне теперь пальцы отрежут?“, – говорит Светлана. – Или в школе играла с мальчиком, у которого якобы конъюнктивит. Так Злата сказала, не знаю, откуда у нее такое предположение. После этого она бегала весь вечер к зеркалу – проверяла глаза, расчесывала их и просила заварить чай, чтобы промыть. Лежала на диване – „умирала“. Пришлось позвонить маме мальчика, уточнить диагноз. Выяснилось, что у него гайморит. Сказала Злате, она успокоилась, но тут же уточнила, что такое гайморит. Пришлось сказать, что такое только у мальчиков может быть».

«…Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии – и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка…».

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

Источник

Синдром третьего курса в медеСреди моих друзей есть люди самых разных возрастов и профессий. Помимо программистов, бухгалтеров, музыкантов, писателей и художников имеется также пара-тройка врачей, как начинающих, так и достаточно опытных. Именно на особенностях их профессии, а, точнее, обучения я бы хотела остановиться.

Как известно, далеко не все доктора сразу рождаются светилами. Таких, как Гиппократ или Пирогов, единицы на несколько поколений. Остальные же добиваются результатов кропотливым трудом и настойчивостью. В медицинских ВУЗах первые два курса являются сугубо теоретическими. Их основная задача – дать будущему специалисту понятие о функционировании здорового организма, без которого совершенно невозможно представить, что же происходит в организме человека больного. В большинстве своем к начальным курсам у студентов отношение довольно скептичное: сотни страниц материала, постоянные зачеты и экзамены, страшные длиннющие слова, произнести которые без запинки с первого раза способен, как минимум, ассистент кафедры. Потому все в один голос кричат: «Практика! Где же практика?! В клинику хочу!». Особенно сильно желание наконец-то попасть на занятия в настоящую больницу просыпается тогда, когда одногруппники, закончившие колледж, рассказывают, как это круто – ходить по палатам, общаться с реальными пациентами и присутствовать на операциях. Но ни кто из них почему-то не предупреждает о такой волшебной штуке, которая носит красивое название «Синдром третьего курса».

Мы все умрем!

Синдром третьего курса в медеПо опыту моих друзей, я могу сказать, что этот синдром «цепляется» к 99% юных медиков. Что же он собой представляет? Все очень просто! Попадая в больницу, студенты начинают не только изучать всевозможные заболевания, но также созерцать больных с этой патологией и работать с ними. Значит, все симптомы болезни они знают очень хорошо. И здесь начинается самое интересное: волей-неволей будущие доктора начинают искать эти самые симптомы у себя. Результат таких диагностических поисков может быть самый различный, так как юный врач – это еще существо чрезвычайно мнительное и легковнушаемое. Двоечникам, конечно, в такой ситуации гораздо проще – меньше знаешь, крепче спишь, здоровее будешь. А вот светлые головы будущих профессоров очень и очень страдают, находя у себя все новые признаки неизлечимых и доселе неизвестных официальной медицине заболеваний.

И амилоидоз, пожалуйста, заверните. Мне с собой!

Синдром третьего курса в меде

Подруга достаточно часто рассказывала мне истории о своей одногруппнице, у которой синдром третьего курса проявлялся наиболее ярко. Барышня по имени Наташа с первого дня обучения отличалась огромной целеустремленностью, но очень нерационально планировала свое время. Если она писала конспект, то практически полностью копировала учебник, если заучивала термины, то часами. В результате учиться ей приходилось круглые сутки, а в группе перед каждой сессией принимали ставки на то, сколько дней подряд Наташа сможет не спать вообще. Должна сказать, что со временем ситуация слегка улучшилась, и к пятому курсу девушка уже могла даже позволить себе гулять по вечерам. Но сейчас не об этом. Наташа не отличалась крепким здоровьем: еще с первого курса ее беспокоила экзема и киста яичника. Все было хорошо до начала занятий на клинических кафедрах. С каждой новой дисциплиной она (а, соответственно, и ее одногруппники) узнавала все больше о себе. Чтобы вы поняли все масштабы катастрофы, я списком оформлю полученные результаты:

  • На терапии было установлено, что у нее есть порок сердца. Правда, незначительный, но есть. И болезнь Жильбера.
  • На дерматовенерологии оказалось, что ее экзема требует серьезного лечения глюкокортикостероидами, так как она протекает не совсем типичным образом.
  • На гинекологии она нашла у себя аденомиоз и эндометриоз.
  • На онкологии полученные знания были усовершенствованы, что позволило предположить у себя новообразование матки. И проблемы с родинками, естественно (к слову, через них прошли почти все студенты).
  • На нейрохирургии она поняла, что беспокоящие ее головные боли вполне соответствуют клинической картине рака головного мозга.

Заметьте, это только «основные» болезни. А сколько было всякой мелочи от аденоидов до птичьего гриппа! Как вы понимаете, жить человеку с таким феерическим букетом было бы затруднительно. Но Наташа продолжала активно учиться, иногда – гулять с подругами, и строить планы на будущее. К счастью, медленно, но уверенно ее друзьям удавалось выбивать дурь лишнюю информацию из ее головы и разучивать примерять все заболевания «на себя».

Все умрут – а я грейпфрут

Синдром третьего курса в медеВыслушивая увлекательные рассказы, я понимала, что студентам-медикам достаточно нелегко учиться не только по причине огромного количества изучаемого материала, но и в связи с чрезмерной внушаемостью. Это только кажется, что можно наплевать и спокойно изучать все заболевания. Нет-нет, и даже у самого прагматичного студента возникнет в голове шальная мыслишка: «А вдруг это именно ОНО?». И что прикажете потом делать, если память услужливо предлагает подробные сведения о НЕМ, несмотря на то, что ОНО изучалось несколько лет назад. Поэтому не стоит думать, что синдром третьего курса – это проблема лишь третьекурсников. Этот страшный монстр крадется по пятам за трудолюбивыми медиками до выпускного, а иногда и во время работы дает о себе знать. Чтобы полностью от него избавиться, необходимо иметь немалую силу воли, которая, к сожалению, не у всех есть.

Даже один из моих знакомых практикующих врачей, опытный, бесстрастный и циничный хирург, до сих пор время о времени за бокалом вина признается в том, что он «очень болен». Говорится это скорее в шутку, чтобы поделиться своими переживаниями и понять, что они и яйца выеденного не стоят. Но мне все больше кажется, что на двери приемной комиссии медицинских ВУЗов во избежание лишних проблем следует повесить табличку «Мнительным вход воспрещен!».  

Источник