Синдром тонусных нарушений у новорожденных мкб 10
Часто на приеме у врача-педиатра родители задают вопрос о мышечном тонусе, что это за состояние и опасно ли оно. На самом деле, тонус мышц присутствует у человека всегда, поддерживая заданное положение тела и помогая осуществлять движения. Однако, тонус мышц и у малыша, и у взрослого должен быть физиологическим, то есть правильным.
Откуда берется тонус и зачем он?
Самые первые движения ребенка, еще в утробе матери, происходят за счет мышечно-суставного чувства и сокращения мышц, при помощи них ребенок может ощущать свое положение в пространстве. После рождения тонус мышц и движение дает возможность ребенку развиваться как физически, так и психически. Кроха учится совершать свои первые движения – удерживать голову, тянуть руки к игрушкам, переворачиваться с боку на бок и с живота на спину, затем садиться, ползти, вставать и ходить. Для своевременного осуществления этих умений необходим адекватный мышечный тонус. Под этим понятием понимается минимальное напряжение в скелетных мышцах, сохраняемое телом в состоянии полного покоя. Дело в том, что даже если ребенок полностью расслаблен, его мышцы все равно должны находиться в определенном напряженном состоянии – в тонусе, за счет этого достигается поза, поддержание здоровья и осуществление движений. Не все мышцы одинаково напряжены, есть расслабленные группы, есть напряженные, в зависимости от выполняемой задачи и нагрузки. Для детей существует определенная зависимость тонуса мышц от возраста (чем меньше малыш, тем более выражен тонус), чем и обуславливаются характерные особенности новорожденных и малышей первых месяцев жизни. Особенности тонуса обусловлены тем, что первые 9 месяцев жизни малыш проводит в тесноте матки, где его конечности и все тело расположены максимально компактно, и у крохи практически нет возможности к моменту родов активно двигать телом. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство групп мышц новорожденного на момент рождения находятся в состоянии физиологического гипертонуса. Причем, существует особенность распределения тонуса по группам мышц – в сгибателях он выше, чем в разгибателях, поэтому ручки и ножки ребенка приведены к телу, а вот головка обычно слегка запрокинута назад. Кроме того, преобладает тонус в приводящих мышцах бедер. Поэтому при разведении у малыша ножек может ощущаться сопротивление мышц, и разведение ножек возможно в норме примерно под углом 45 градусов каждой ножки, что в общем образует между бедрами прямой угол. Гипертонус мышц симметрично сохраняется примерно до 3-4 месяцев, а затем происходит его постепенное снижение – сначала снижается тонус в сгибательной группе мышц, примерно до 5-6 месяцев. А затем равномерно снижается тонус всех групп мышц. К полутора-двух годовалому возрасту мышечный тонус ребенка должен стать примерно таким же, как у взрослого человека.
На осмотр
Первые особенности мышечного тонуса можно отметить, визуально оценив позу малыша в покое например, когда он спит) и степень работы отдельных групп мышц при движении. Доктор обязательно спросит, как малыш родился, так как способ родов (естественные или КС) и предлежание малыша (как он был расположен в матке) сильно влияет на его позу в первые месяцы после рождения. Если он родился в лицевом предлежании, его головка может быть запрокинута, из-за тонуса шейных мышц. Если он родился в ягодичном предлежании – у него будут разогнуты ножки. У большинства же малышей из-за физиологического тонуса наблюдается характерная поза эмбриона, которая хорошо определяется в покое или во время сна. Руки крохи согнуты во всех суставах и приведены к груди, ладошки сжаты в кулачки, а большой палец накрыт остальными, ножки приведены к животику, согнуты в суставах, бедра слегка разведены, а стопы подняты вверх. За счет гипертонуса объемы движений, производимых крохой, ограничены – он может достаточно активно двигать ножками, согнуть или разогнуть, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрестить их. А вот объем движений ручек меньше — в основном они движутся на уровне груди, сгибаясь в локтях и запястьях, редко разжимая кулачок. За счет гипертонуса мышц шеи голова слегка запрокинута назад. Тонус мышц во многом зависит от физического состояния ребенка, его конституции и особенностей нервной системы. При плаче, беспокойстве или крике тонус закономерно повышается. Кроме того, у возбудимых крох он тоже будет отличаться от более спокойных сверстников за счет совершения большего объема движений.
В идеале, невролог должен осматривать малыша в родильном доме, чтобы вовремя выявить начинающиеся отклонения. Однако, наличие физиологического гипертонуса порой затрудняет раннюю диагностику многих нервных болезней. Физиологическим гипертонус должен считаться до 4-6 месяцев, если тонус сохраняется дольше, это повод для обращения к специалистам – педиатру или неврологу.
Но как же определиться с тонусом? Для этого врач проводит осмотр ребенка и проверяет его рефлексы, ведь мышечный тонус характеризует не только работу нервной системы, но и общее развитие ребенка и физическое, и психическое. Однако, некоторые серьезные нарушения, не вдаваясь в тонкости, могут вовремя определить и родители. Сегодня здоровых мам и малышей не так много. На нарушения тонуса у крохи влияет течение беременности, плацентарная недостаточность, стрессы и прием лекарств, течение родов, пособия и стимуляция родов, кесарево сечение и послеродовый период. Кроме того, нервная система и ее различные отделы активно формируются и после рождения, поэтому за малышом нужно тщательно наблюдать, отмечая время формирования основных его навыков. Если вовремя не распознать нарушения мышечного тонуса, ребенок начнет отставать в физическом, а значит закономерно и в психическом развитии, так как его моторные навыки тесно связаны с развитием коры. Предлагаю небольшой диагностический алгоритм, опираясь на который родители могут вовремя отметить нарушения и обратиться к доктору. Условно на первом году выделяются пять возрастных интервалов, в которые малыш должен овладеть определенными навыками, при отклонении от заданных величин не будет лишним проконсультироваться у невролога.
Период 0-1, исследуется с рождения до месяца, при положении ребенка на спине у него должна отмечаться «поза эмбриона» с прижатыми к груди, согнутыми руками, сжатыми в кулачок кистями, и спрятанными внутрь кулачка большими пальчиками. Ноги разведены и согнуты в коленях, левая и правая половины тела симметричны, головка расположена ровно, не отклоняясь в стороны. Если повернуть кроху на живот, он повернет голову в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, имитируя ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать головку, устанавливая ее параллельно линии позвоночника.
Период 1-3, исследуется с месяца до трех месяцев. При положении на спине сгибание рук выражено меньше, чем в первом периоде, но еще сохраняется. Малыш может выдвигать их вперед и отводить в стороны, может поднести ручки к глазам или рту. ближе к трем месяцам пытается тянуться к игрушке, а при вкладывании ее в руку, крепко ее удерживает. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку. Поворачивая ее на источник звука или света. При потягивании за руки, пытается подтягиваться к рукам взрослого, удерживает голову, особенно уверенно к концу третьего месяца. Параллельно с подтягиванием наблюдается сгибание в ножках. При расположении ребенка на животе малыш осуществляет подъем головы, удержание ее в этом положении длительно, активные повороты головой в разные стороны. При подъеме головы осуществляется опора на предплечья, слегка разгибаются ручки в локтях. Ноги осуществляют ползающие движения, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах.
Период 3-6 месяцев. Лежа на спине, кроха открывает ладошки, руки и ноги полусогнуты. Малыш может сложить руки вместе, делая «ладушки», поднести ко рту, ощупать пеленку, игрушку, родителей, перебирает пальчиками, целенаправленно тянется к игрушке и хватает ее. Если в начальном периоде он может схватить предметы перед грудью, то к концу периода и сбоку от себя или перед лицом. Ребенок группирует конечности, делая первые попытки сесть. При потягивании за руки к пятому месяцу малыш удерживает голову и тело в одной плоскости, ножки слегка сгибаются. К полугоду подбородок приводится к груди, а ножки сгибаются и прижимаются к животу. При положении на животе ребенок уверенно держит голову, располагая ее ровно по линии позвоночника, уверенная опора на предплечья, а ладошки раскрыты. К полугоду малыш опирается на ладошки, поднимаясь на вытянутых руках, а ноги у него выпрямляются, спинка ровная. Примерно в четырехмесячном возрасте ребенок делает попытки переворачиваться со спины на бока, а к концу этапа свободно поворачивается с живота на спину и обратно.
Период 6-9 месяцев. На спине ребенок активно двигается, меня позы, переворачиваясь на живот или обратно на спину, садясь самостоятельно, и сидя учится сохранять равновесие, поддерживая тело ручками. При подтягивании за руки малыш группирует конечности, а к концу 8-9 месяца вставая на ножки. На животе ползет по-пластунски, поднимаясь на четвереньки или боком. Переносит центр тяжести с руки на руку, подтягиваясь за игрушкой, к концу периода встает у опоры.
Период 9-12 месяцев. В начале периода хорошо уверенно ползет на четвереньках, встает и ходит у опоры, может приседать и вставать у опоры за игрушками, далее учится стоять без опоры. К концу периода ребенок ходит самостоятельно, образует пинцетный захват 2 пальцами. Показывает рукой на игрушки, берет их.
Нарушение тонуса
Выделяются несколько видов нарушений – гипертонус, чрезмерное напряжение мышц, гипотонус, недостаточное напряжение мышц и дистония, разрозненное напряжение различных групп мышц.
Гипертонус возникает в результате различных повреждений головного мозга и нервной системы – кровоизлияний, родовых травм, гипоксии в родах, менингитах. Кроме того, гипертонус возникает у чрезмерно возбудимых детей. Обычно отмечается скованность и зажатость малыша, чрезмерное напряжение тела, во сне ребенок не расслабляется, конечности согнуты, руки прижаты к груди, ноги подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, иногда формируя «дулю». С рождения отмечается удержание головы за счет гипертонуса мышц шеи. Родители отмечают повышенное беспокойство ребенка, плохой сон, частые крики, колики. У таких малышей на любой незначительный раздражитель или в покое происходит тремор (дрожание подбородка), у них часты обильные срыгивания. При исследовании рефлексов повторное разведение ног или рук усиливает тонус мышц, что сразу же позволяет отличить физиологию от патологического гипертонуса. При вызывании рефлекса опоры происходит установка на «цыпочки» и поджимание пальчиков. При потягивании за руки ребенок совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь всем телом. Гипертонус может проявляться и формированием кривошеи, особенно в ответ на родовую травму шейного отдела – когда оказывалось пособие в родах или КС. Гипертонус снижает темп развития ребенка, такие дети позже формируют положенные по возрасту навыки – ползание, сидение, хождение.
Гипотонус или снижение мышечного тонуса явление противоположное, встречается у малышей реже, чаще у недоношенных или с патологиями головного мозга, при эндокринных болезнях, инфекциях. Диффузная мышечная гипотония может быть признаком внутриутробного инфицирования, тяжелой родовой травмы, внутричерепных гематом и т.д. В тяжелых случаях из-за слабости мышц нарушается глотание, сосание и даже дыхание. При гипотонии отдельных групп мышц или конечности следует подозревать поражение нервов. Малыш с гипонусом обычно тих и спокоен, не доставляет родителям хлопот. Большую часть времени вял или спит. Он мало плачет, мало двигается, плохо сосет и набирает вес. Ребенок очень долго не держит голову, ноги и руки у него при положении на спине вытянуты вдоль тела, живот распластан — «лягушачий». Угол разведения бедер достигает 180 градусов. При выкладывании ребенка на живот он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.
Несимметричный тонус – дистония – это состояние, когда одни группы мышц в повышенном, а другие в пониженном тонусе. При таком состоянии ребенок лежит в неестественных позах, кожные складки выражены неравномерно. Ребенок может заваливаться на бок, где тонус более выражен, а головка и таз будут развернуты в сторону напряжения мышц, туловище выгнуто дугой.
Чем опасна мышечная дистония?
Если нарушения тонуса выявлены рано и полноценно проведено лечение, нарушения тонуса проходят бесследно. При не леченном гипертонусе происходит формирование нарушений осанки, особенно сколиоза, нарушения походки, кривошея или косолапость. Могут формироваться нарушения психомоторного развития с его задержкой. Самым тяжелым последствием является детский церебральный паралич – тяжелое неврологическое заболевание, появляющееся в первые месяцы жизни.
Методы лечения
Комплекс лечения подбирается врачом неврологом. Регулирование и нормализация мышечного тонуса достигаются путем комплексного лечения. Оно включает в себя кинезитерапию, то есть лечение движением. Сюда относятся массажи и различные виды гимнастики, как пассивная часть воздействий, и активная часть, включающая в себя лечебную гимнастику и лечебное плавание. Многим детям рекомендуют дополнительно еще и физиотерапевтическое лечение – теплолечение, водо- и грязелечение, электрофорез с различными препаратами, магнитотерапия, ультразвук. В самых сложных случаях подключают и медикаментозную коррекцию – препараты для коррекции ВЧД, дибазол для снятия спазма и расширения сосудов, витамины группы В, мидокалм. Рекомендуются ванны с травами, можно рекомендовать посещение гомеопата и остеопата.
Основой лечения гипертонуса становится устранение избыточного напряжения мышц, в этом случае хорошо себя зарекомендовали расслабляющие ванны с комплексом массажа. Массаж может проводиться как в поликлинике, так и дома, после обучения родителей основным приемам. Обычно это поглаживающие движения по рукам, ногам, спинке. Можно чередовать обхватывающее поглаживание конечностей с ладонным поглаживанием спины и животика. Можно применять и легкие растирания, хороший расслабляющий эффект дают покачивания на руках или гимнастическом мяче. При гипертонусе недопустимо рубящих и хлопающих движений, они усилят напряжение. Запрещены ходунки, прыгунки, так как в них чрезмерна нагрузка на позвоночник и неправильно распределяется мышечное напряжение. При гипотонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует работу мышц. Как раз в этом случае оправданы рубящие, хлопающие воздействия, перекатывание костяшками пальцев — они приводят мышцы в тонус. Хорошим нормализующим тонус действием обладают занятия на гимнастическом мяче и плавание. Они нормализуют и выравнивают тонус в различных группах мышц. В случае отсутствия эффекта от физиотерапевтических методов лечения врач может добавить в терапию медикаменты. В большинстве случаев нарушения мышечного тонуса достаточно эффективно поддаются коррекции и проходят быстро и бесследно. Если же вы обнаружили у своего малыша необычные напряжения в отдельных мышечных группах или отставание в развитии по некоторым позициям, не медлите – обратитесь за консультацией к врачу.
Источник
Нормальное развитие мышечного тонуса необходимо человеку для здорового функционирования его организма. Синдром мышечной дистонии – это целый комплекс симптомов, которые чаще всего обнаруживаются у детей первого года жизни. Чтобы маленький человек в будущем был полноценный, психическое, умственное и физическое развитие было в норме, данную патологию обязательно нужно лечить. Поставить такой диагноз может невропатолог, а предположить его наличие – педиатр. Именно поэтому не стоит пренебрегать регулярными посещениями врача.
Причины возникновения патологии
Обратить внимание родителей на нарушение развития их ребенка можно уже в первую неделю жизни малыша. Синдром мышечной дистонии у грудничка может появиться из-за:
- тяжелых родов;
- многоводия или маловодия в период вынашивания плода;
- асфиксии (обвития пуповиной, нарушений дыхания);
- внутриутробных болезней;
- родовых травм;
Тяжелые роды могут стать причиной появления такого синдрома
- генетических факторов;
- преждевременных родов;
- интоксикации организма матери в период вынашивания младенца (отравления пищей, употребление алкоголя, табакокурение);
- угрозы выкидыша (повышенного тонуса матки, длительного токсикоза, проблем с плацентой).
Синдром мышечной дистонии имеет код в МКБ 10 – G 24.8 (гипертонус и гипотония или гипотонус мышц). Если такой диагноз ставят слишком рано (3-4 дневному ребенку), то желательно показать малыша и проконсультироваться с несколькими врачами-невропатологами. Ведь не стоит забывать о природном, естественном повышенном тонусе мышц. Как правило, заболевание проявляется в возрасте 2-4 месяцев, оно становится явно заметно не только специалистам, но и родителям.
Важно обращать внимание на развитие ребенка. В настоящее время существуют книги, интернет-ресурсы, таблицы, где указано, что должен уметь ребенок и в каком возрасте. Конечно, каждый малыш индивидуален, и четко развиваться по книгам он не будет, но родителей должно насторожить, если, например, из 5-6 новых навыков ребенок ничего не может освоить.
Клиническая картина
Симптомы синдрома мышечной дистонии (СМД) у детей будут различаться. Это зависит от того, по какому типу развивается заболевание – гипотоническому или гипертоническому. В первом случае мышцы слишком расслаблены, во втором случае – напряжены.
Признаков повышенного тонуса мышц несколько:
- Излишняя беспокойность ребенка, неадекватная реакция на звуки и свет. Малыша трудно уложить спать, он часто плачет и кричит, во время кормления прерывается и плачет.
- Ножки и ручки ребенка будут напряжены и прижаты к телу, расправить конечности родителям малыша будет трудно. Грудничок находится в эмбриональной позе.
Симптомы синдрома мышечной дистонии у детей будут различаться
- Неправильное развитие мускулатуры конечностей. Кисти имеют вид «ласт тюленя», они развернуты наружу. В будущем ребенок из-за деформирования стопы будет ходить или на носочках, или полной стопой. Это может быть провоцирующим фактором косолапости и плоскостопия.
- Запрокидывания головы.
О слабом развитии мышечного тонуса будут говорить отставание ребенка в умственном и физическом развитии, вялость, безынициативность. Малыш не реагирует на яркие предметы, игрушки, звуки. У него нет желания схватить что-то ручками, перевернуться на бок или живот. По сравнению со своими сверстниками такой ребенок будет развиваться с большим отставанием.
Последствия синдрома
Для ребенка на ранних стадиях развития важна физическая активность, она стимулирует развитие мозга. Поэтому халатно относиться к данному диагнозу нельзя. Вы должны каждый месяц посещать участкового педиатра, а раз в 3-6 месяцев – невропатолога. Это все необходимо для раннего обнаружения патологий. Ведь если запустить синдром мышечной дистонии, последствия будут неутешительными. В будущем человек не сможет нормально передвигаться и самостоятельно обслуживать себя.
Если болезнь выявили и начали лечить, прогнозы благоприятны. Детский организм на первом году жизни хорошо поддается терапии. Мышцы, связки, кости пластичны, они восстанавливают нормальную функциональность.
Детский организм на первом году жизни хорошо поддается терапии
Лечение СМД
Исходя из того, каков вид патологии, какая стадия ее развития и возраст пациента, будет назначено различное лечение. Обязательно применяется ЛФК, массаж, медикаментозная терапия. Комплексный подход необходим для эффективного и быстрого выздоровления. Рассмотрим более подробно каждый вид терапии.
Массажи
Комплекс физических упражнений и массаж при синдроме мышечной дистонии очень важен. Так как тело грудничка податливое и пластичное, применяются различные виды массажа. Если у пациента гипотонус – стимулирующий, при гипертонусе – расслабляющий. Возможно использование комбинированных методик, например, когда у ребенка правая сторона тела – с пониженным тонусом мышц, а левая – с повышенным.
Курс лечения массажами составляет 7-10 дней. После этого родители уже самостоятельно должны каждый день проводить упражнения до года. Лечебный массаж имеет колоссальное значение в терапии СМД и, конечно же, имеет свои особенности:
- Он должен выполняться не на голодный желудок, но и не после еды.
- Его продолжительность должна составлять 20-35 минут. Если малыш нервничает, сильно кричит, для первых сеансов достаточно 15 минут.
Массажист разомнет ручки, ножки, спинку, шейку и лицевые мышцы. Как правило, к 2-3 сеансу ребенок привыкнет к такой процедуре и кричать не будет. Хотя не всем детям нравится разминание лица и рук, поэтому возмущения со стороны малыша все же будут. Родители в будущем самостоятельно могут проводить массаж ребенку, делать с ним упражнения и развивающие игры.
Физиотерапевтическое лечение
Существует огромное количество методик терапии данной патологии. Врачами используется:
- лазерное лечение;
- электрофорез;
- грязевые ванны и обтирания;
- бальнеологическая терапия;
- прогревания;
- магнитотерапия.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы, и только ваш лечащий врач сможет подобрать оптимальную схему терапии. Возможно комплексное лечение несколькими видами ЛФК. Помните, что чем раньше вы обратитесь к доктору, тем эффективнее будет терапия и лучше результат.
Медикаментозное лечение
Порой без применения медикаментов не обойтись. Ситуация усложняется тем, что маленьким пациентам можно назначать далеко не все лекарства. Поэтому иногда врачи выписывают «взрослые» медикаменты, но в особых дозировках. Пугаться этого не стоит, ведь опытному специалисту лучше знать, как лечить синдром мышечной дистонии.
Витамины группы В при лечении заболевания
Могут применяться:
- витамины группы В и комплексные препараты;
- средства для стимулирования мышечного и умственного развития (Кортексин, Семакс, Левокарнитин);
- препараты, улучшающие питание сосудов и мышц, восстанавливающие нервную проводимость (Актовегин, Церебролизин);
- ноотропные лекарства (Ноофен, Когнум).
В каждом конкретном случае терапия будет индивидуальна. Возможно, понадобится пройти курс уколов. Лечение синдрома мышечной дистонии направлено на восстановление нормальной работы мышечных и нервных волокон. Курс лечения составляет от 2 недель до 2 месяцев.
Пациентам с мышечной дистонией нужно будет постоянно наблюдаться у невропатолога. Также важно проводить курсы поддерживающей терапии (при необходимости). В большинстве случаев медицинские прогнозы благоприятны. Поэтому соблюдайте рекомендации врача, и ваши дети будут здоровы!
Источник