Синдром старшего брата что это такое
.
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
- Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
- Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.
- Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
- Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
- Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
- Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
- Возможность потерянного детства. На своего первенца возлагают большие надежды, поэтому записывают его на все кружки, совсем забывая о том, что ребенок должен познавать мир и общаться со сверстниками. Причина этому одна — желание родителей реализоваться через свое чадо.
- Сложности в общении. Оставлять старших детей присматривать за младшими, когда взрослые на работе, является нормой. И так длится годами: пока ребята играют во дворе, кому-то приходится сидеть с малышом, ждать родителей и с завистью смотреть на других детей в окно.
- Повышенная критичность. К старшим детям всегда предъявляется больше требований, а это влияет на то, что малыш и сам начинает ставить перед собой слишком много задач и требовать только идеального их выполнения. Это поможет ему многого добиться в жизни, но также включит повышенную тревожность в структуру личности.
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
- Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
×òî òàêîå Êèòàé? Î íåì î÷åíü òðóäíî ïèñàòü, òàê îí îãðîìåí, ìíîãîëèê, ïàðàäîêñàëåí è íåïîñòèæèì. Åãî ìåëêîâàòûé íàðîäåö íå ïðîèçâîäèò âïå÷àòëåíèÿ íè òèòàíîâ ìûñëè, íè òèòàíîâ äåëà. Íå â èõ òðóäîëþáèè è íåïðèõîòëèâîñòè êðîåòñÿ ñåêðåò óñïåõà. Çäåñü ìû ñîïðèêàñàåìñÿ ñ ìèñòèêîé Âîñòîêà, êîòîðîé âñåãäà ïðåíåáðåãàëè, ïîòîìó ÷òî ìû àòåèñòû è ïðàãìàòèêè, è íàì íå ïîíÿòåí èõ ìèð íþàíñîâ è ïîëóòîíîâ, îòòåíêîâ è èíîñêàçàíèé. Ïðèáàâèòü ê ýòîìó äðóãîé ÿçûê, äðóãóþ ïèñüìåííîñòü, ñîâåðøåííî äðóãóþ ýñòåòèêó, êëèìàò è êóõíþ, è ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî ýòî ñîâñåì äðóãîé íàðîä ñ äðóãèì ñêëàäîì ìûøëåíèÿ. Èç ó÷åáíèêîâ ìû çíàåì, ÷òî Êèòàé äðåâíåéøàÿ öèâèëèçàöèÿ ìèðà. Ïîæàëóé, îíà îäíà äî ñèõ ïîð æèâà, òîãäà êàê äðóãèõ óæå è ñëåä ïðîñòûë. Îíè ìíîãî âåêîâ æèëè çàìêíóòî. Îíè ïåðåæèëè ïåðèîäû âçëåòîâ è ïîëíîãî íè÷òîæåñòâà. Îíè ïåðåæèëè îðòîäîêñàëüíûé êîììóíèçì âìåñòå ñ íàìè, îíè ïåðåæèëè ïåðèîä ïîëíîãî âûðîæäåíèÿ îò íàðêîòèêîâ. Îíè ïåðåæèëè âñå, ÷òî òîëüêî ìîæíî ïåðåæèòü è ñóìåëè ñîõðàíèòü ñåáÿ. Ýòî îãðîìíîå êîëè÷åñòâî èçîáðåòåíèé, îáîãàòèâøèõ âñåõ íàñ íàâñåãäà, ýòî âåëè÷àéøèå ñîîðóæåíèÿ, ýòî êðàñèâåéøèé ìèð ìèôîëîãèè, ôåí-øóé, èãëîóêàëûâàíèå è ãëóáî÷àéøàÿ ôèëîñîôèÿ, ñòàâøàÿ ðåëèãèåé. Êàê ïðèêîñíóòñÿ ê ýòîìó â ìàñøòàáå ñòàòüè íå çíàþ, íî áóäó ïûòàòüñÿ
 ñâîé ïåðâûé ïðèåçä ìû âûøëè â òåïëóþ íî÷ü èç îòåëÿ ïîäûøàòü îñìîòðåòüñÿ â ãîðîäå ïîñëå óòîìèòåëüíîãî äëèííîãî ïåðåëåòà, êîãäà íå çíàåøü, êóäà äåòü ðóêè è íîãè, à òåëî òðåáóåò äâèæåíèÿ.
Çàâåðíóâ çà óãîë, ïðîéäÿ ïàðó ôåøåíåáåëüíûõ êâàðòàëîâ, ìû ïîïàëè â ñòàðûé ðàéîí, íåêàçèñòûé è îáøàðïàííûé. Ê ãëóõèì ñòåíàì áûëè ïðèâÿçàíû ëèñòû ïîëèýòèëåíà, â öåíòð ïðîòÿíóòà îäíà ëàìïî÷êà, è íà êàêèõ-òî ÿùèêàõ, ïðåâðàùåííûõ â ñòîë è ñòóëüÿ, ñèäåëè êèòàéöû è âåñåëî áîëòàëè, ïîãëîùàÿ øàøëû÷êè èç êóðèíûõ ñóáïðîäóêòîâ. Ïðîéäÿ ÷óòü äàëüøå, ìû âûøëè íà îãðîìíóþ ïëîùàäü, âèäèìî åùå íåäîñòðîåííóþ è ïîýòîìó íåîñâåùåííóþ. Îêðóæàþùèå åå ãèãàíòñêèå çäàíèÿ óãàäûâàëèñü ëèøü ñâîèì ñèëóýòîì. Ïåðåñåêàÿ ïëîùàäü, ìû ÷óòü íå íàñòóïèëè íà êèòàéöåâ, áåçìÿòåæíî ñïÿùèõ íà îòêðûòîì ïðîñòðàíñòâå, îáðàòèâ ëèöà â íåáî è êàê áû ïûòàÿñü ÷òî-òî òàì ñîñ÷èòàòü. ß ïîäóìàë, ÷òî ðóññêèå òàê ñïàòü íå ñìîãóò. Äàëåå ñòîÿë ÿðêî îñâåùåííûé ðåêëàìíûé ùèò, ïîä êîòîðûì íà ðàññòåëåííûõ ãàçåòàõ ñèäåëè ëþäè è èãðàëè â êàðòû, ïîïèâàÿ èç áóòûëîê ïèâî. Îíè ñèäåëè, ñêðåñòèâ íîãè â áåëûõ íîñêàõ, à òóôëè àêêóðàòíî ïàðàìè ñòîÿëè ïîîäàëü. È ÿ îïÿòü ïîäóìàë, ÷òî ðóññêèå òàê îòäûõàòü íå ìîãóò. ß âñïîìíèë èìïðîâèçèðîâàííîå êàôå ïîä ïîëèýòèëåíîì è ñêàçàë ñåáå, ÷òî ìû ñîâñåì íå ïîõîæè
«Ðóññêèé ñ êèòàéöåì áðàòüÿ íàâåê» — ýòà ôðàçà êàê ãâîçäü çàáèòà â íàøå ñîçíàíèå ñîâåòñêîé ïðîïàãàíäîé. Ôîðìóëà, äàâíî óæå ïîòåðÿâøàÿ ñìûñë, âêóñ è öâåò, òåì íå ìåíåå, ñèäèò â ïàìÿòè êàæäîãî ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà. Ðóññêèå ëþäè íå ïðîñòî ëþáèëè êèòàéöåâ, îíè îòíîñèëèñü ê íèì ñî ñìåøàííûì ÷óâñòâîì ñåðäîáîëüíîñòè è æàëîñòè ñòàðøåãî áðàòà ê ìëàäøåìó. Ýòî ÷óâñòâî áûëî âåñüìà èñêðåííèì è ãëóáîêèì, ïåðâûì è ïîòîìó áîëåå ñèëüíûì, ÷åì ëþáîâü ê Ëóèñó Êîðâàëàíó, Àíæåëå Äåâèñ è äðóãèì ôåòèøàì ñîâåòñêîé ïðîïàãàíäû.
 òå âðåìåíà ÑÑÑÐ áûë â ïîëîæåíèè ñòàðøåãî áðàòà, àêòèâíî ïîìîãàë Êèòàþ, âî ìíîãîì áûë ïðèìåðîì è ýòàëîíîì äëÿ ìëàäøåãî. Ýòà ëþáîâü âäðóã áûëà îòìåíåíà ðåçêèì ñëîìîì îòíîøåíèé ìåæäó ÑÑÑÐ è Êèòàåì. Õðóùåâ ïîäâåðã ðåçêîé êðèòèêå ïîëèòèêó Ñòàëèíà, à Ìàî Öçå Äóí, çåðêàëüíî îòðàæàâøèé ïîëèòèêó Ñòàëèíà íà êèòàéñêîé ïî÷âå, íå ìîã íå âîñïðèíÿòü ïîäîáíûé ïîâîðîò ñîáûòèé êàê ïðÿìóþ óãðîçó ñâîåìó ëè÷íîìó ïîëîæåíèþ.
Òàê ïåðåâåðíóëàñü, âîçìîæíî, îäíà èç ñàìûõ êëþ÷åâûõ ñòðàíèö ñîâåòñêîé èñòîðèè. Åñëè áû ó Õðóùåâà õâàòèëî ìóäðîñòè ñîõðàíèòü äðóæáó ñ Êèòàåì, ìû áû ñåãîäíÿ, âîçìîæíî, æèëè áû â ãîñóäàðñòâå Êèòðóñü, è íàì íå áûëî áû ðàâíûõ â ìèðå íè ïî ðåñóðñàì, íè ïî ÷èñëåííîñòè, íè ïî òåððèòîðèè, íè ïî òðóäîëþáèþ. Êèòðóñü áëàãîäàðÿ ðóññêèì èìåëà áû òâîð÷åñêèé äàð íå÷àÿííîñòè, áëàãîäàðÿ êèòàéöàì äîòîøíóþ ñêðóïóëåçíîñòü è õîðîøèå ðóêè â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå, à çåìëÿ Êèòðóñè, îò Áàëòèéñêîãî äî ßïîíñêîãî ìîðÿ áûëà áû ïðåâðàùåíà â öâåòóùèé ñàä. Íî ýòîãî íå ñëó÷èëîñü, è ìû èìååì òî, ÷òî èìååì.
Ïîñëå ðàñïàäà ÑÑÑÐ Ðîññèÿ, ëèøèâøèñü ÷àñòè òåððèòîðèè è íàñåëåíèÿ, â ñîñòîÿíèè ïîëíîãî ðàçáðîäà è íåðàçáåðèõè, ðàñòåðÿâ âñå ñâîè êîçûðíûå äîñòèæåíèÿ, áûëóþ ñèëó è ìîùü, ñîçäàííóþ ïóòåì ýêñïëóàòàöèè ñâîåãî íàðîäà, äîâåäåííîãî ê òîìó âðåìåíè äî ïëà÷åâíîãî ôèçè÷åñêîãî è ãåíåòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ìåäëåííî âîçðîæäàëàñü íà îáëîìêàõ, ïî÷òè ñ íóëÿ ïðîðàñòàÿ ÷åðåç ìåëêóþ òîðãîâëþ è áëîøèíûå ðûíêè â äèêèé êàïèòàëèçì.
Êèòàé, òåì âðåìåíåì ïåðåáîëåâ ìàîèçìîì, â ïîëíîì ñîîòâåòñòâèè ñ ó÷åíèÿìè Äàî è Êîíôóöèÿ, óòâåðæäàþùèìè, ÷òî ãëàâíîå íå öåëü, à ïóòü ê íåé, ðàáîòàë è òèõî âðàñòàë â ìèðîâóþ ýêîíîìèêó. Çàïàäíûé ìèð ñ ïðèñóùåé åìó ñàìîâëþáëåííîñòüþ è íåñïîñîáíîñòüþ ê ñêîëüêî-íèáóäü äàëüíîâèäíîìó àíàëèçó ìèðîâûõ ïðîöåññîâ ïðîñìîòðåëè òîò ôàêò, ÷òî Êèòàé, íå âûñîâûâàÿñü, òèõî ðàçâèâàëñÿ è ðàçâèâàë ñâîé íàðîä. Ïðè òàêîé ÷èñëåííîñòè, äà åùå ñïîñîáíîñòè ìûñëèòü ìàñøòàáîì òûñÿ÷åëåòèé, ýòîò íàðîä, îñâîèâ è âîñïðèíÿâ âñå äîñòèæåíèÿ çàïàäíîé öèâèëèçàöèè, ÷åðåç êàêèõ-íèáóäü äåñÿòü-äâàäöàòü ëåò îáðå÷åí ñòàòü ôàêòîðîì íîìåð îäèí â ìèðå. Ïîáûâàâ â Êèòàå ëåò äåñÿòü íàçàä, ÿ èñïûòàë øîê è ê êîíöó ïîåçäêè ïîíÿë, ÷òî èç ìëàäøåãî áðàòà Êèòàé óæå òîãäà ñòàë ñòàðøèì. Âñÿ ñòðàíà ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé íåïðåðûâíóþ ñòðîéêó, â êîòîðîé, êàçàëîñü, áûëè ïðåäñòàâëåíû ñòðîèòåëüíûå ïðåäïðèÿòèÿ âñåãî ìèðà. Îäíàêî áåäíîñòü íàñåëåíèÿ åùå áûëà çàìåòíà. Ïîáûâàâ â Êèòàå â ïðîøëîì ãîäó, ÿ ïîíÿë, ÷òî ýòî óæå ñîâðåìåííàÿ ñòðàíà, áëàãîóñòðîåííàÿ, öèâèëèçîâàííàÿ è ïðîöâåòàþùàÿ. Ñàìîå, ïîæàëóé, âàæíîå, ÷òî ëþäè âûãëÿäÿò äîâîëüíûìè è âîñòðåáîâàííûìè æèçíüþ. Àðõèòåêòóðà, ìîæåò áûòü, è íå îòëè÷àåòñÿ îñîáûì îñòðîóìèåì, îíà åùå âòîðè÷íà è ïîäðàæàòåëüíà, ïîñêîëüêó ýòî íå èõ íàöèîíàëüíàÿ àðõèòåêòóðà. Çàêîíû ýêîíîìèêè, òåõíîëîãèè è öåëåñîîáðàçíîñòè â àðõèòåêòóðå åäèíû äëÿ âñåõ, ÷òî äåëàåò ïîõîæåé àðõèòåêòóðó âñåõ ñòðàí è íàðîäîâ. ßïîíöû âñå æå óìåþò â àðõèòåêòóðå ñîõðàíèòü ñâîþ íàöèîíàëüíóþ ñàìîáûòíîñòü. Êèòàéöû ïîêà íåò. Íî áóäüòå óâåðåíû, ó íèõ âñå ïîëó÷èòñÿ, ïîòîìó ÷òî îíè öåëåóñòðåìëåííû, òðóäîëþáèâû è âîîðóæåíû ìóäðîñòüþ Ëàî Öçû, ãëàñÿùåé, ÷òî äâèæåíèå ê öåëè âàæíåå ñàìîé öåëè, è ýòà íåçàìûñëîâàòàÿ íà ïåðâûé âçãëÿä ìûñëü ïåðå÷åðêèâàåò âñå çàïàäíîå ìèðîâîççðåíèå, ñîðèåíòèðîâàííîå ïðåæäå âñåãî íà ðåçóëüòàò. Âîñòîê äåëî íå òîëüêî òîíêîå, íî åùå è óìíîå, ÷òî â ïîëíîé ìåðå ïîäòâåðæäàåòñÿ êîëè÷åñòâîì ýïîõàëüíûõ îòêðûòèé, îáîãàòèâøèõ âñþ íàøó öèâèëèçàöèþ è ìàòåðèàëüíî, è èíòåëëåêòóàëüíî, à òàêæå âñÿêèìè ÷óäåñàìè òðóäîëþáèÿ è èçîáðåòàòåëüíîñòè, — òóò è Âåëèêàÿ êèòàéñêàÿ ñòåíà, è òåððàêîòîâàÿ àðìèÿ, è ïåðåãîðîä÷àòàÿ ýìàëü, è ôàðôîð, è ùåëê, è ïîðîõ, è áóìàãà è ìíîãîå, ìíîãîå äðóãîå. Öèâèëèçàöèè ðîæäàþòñÿ è ãèáíóò, íî «Ïîäíåáåñíàÿ», ÿâëÿÿñü äðåâíåéøåé è ïî ÷èñëåííîñòè ïîäàâëÿþùå îãðîìíîé, ñåãîäíÿ ñòàíîâèòñÿ âåëè÷àéøåé öèâèëèçàöèåé ñîâðåìåííîñòè. Ñåãîäíÿ åé åùå íóæåí ïîêîé è îòñóòñòâèå êàòàêëèçìîâ, îíà, êàê Èëüÿ Ìóðîìåö, ïîêà åùå íà ïå÷è, íî óæå ñåãîäíÿ â íåé ïðîñûïàåòñÿ äîñòîèíñòâî è äóõ âåëè÷àéøåé íàöèè ìèðà. Ê ñîæàëåíèþ, îíà äàâíî çàáûëà «ñòàðøåãî áðàòà», êîòîðûé ïðåâðàòèëñÿ â ñëàáîãî ïüþùåãî èíâàëèäà. Îíà íå èñïûòûâàåò ê íåìó ïðåæíèõ ñèìïàòèé, íî ñ âîçðàñòàþùèì èíòåðåñîì ðàññìàòðèâàåò çàíèìàåìûå èì áåñêðàéíèå è ïëîõî óõîæåííûå òåððèòîðèè êàê åñòåñòâåííóþ è âñå áîëåå äîñòóïíóþ âîçìîæíîñòü ðàñøèðèòü òàê åé íåîáõîäèìîå æèçíåííîå ïðîñòðàíñòâî. Âñå ýòî ÿâëÿåòñÿ ñóðîâûì æèçíåííûì óðîêîì, êîòîðîìó ìû óæå íå â ñèëàõ íè íàó÷èòñÿ, íè ïðîòèâîñòîÿòü, íè ïîâëèÿòü íà «ìëàäøåãî áðàòà», íè ïîâåðíóòü èñòîðèþ âñïÿòü, ãäå â óæå íåñîñòîÿâøåéñÿ ðåàëüíîñòè ìû ìîãëè áû áûòü âìåñòå. Èñòîðèÿ íå îáëàäàåò çëîíàìåðåííîñòüþ, îíà òå÷åò ïî ëèíèè íàèìåíüøåãî ñîïðîòèâëåíèÿ è ñìûâàåò ìèìîõîäîì âñå ñëàáîå íà ñâîåì ïóòè.
Ïåðèîä êóëüòóðíîé ðåâîëþöèè â Êèòàå íàíåñ ïîòåðè èñòîðè÷åñêèì ïàìÿòíèêàì è îáúåêòàì äðåâíåé àðõèòåêòóðû, ñåãîäíÿ âñå ñ êèòàéñêèì òùàíèåì âîññòàíîâëåíî. Òóðèñòàì äîñòóïíû ôðàãìåíòû Âåëèêîé Êèòàéñêîé ñòåíû. Äà è ñàìè êèòàéöû àêòèâíî çíàêîìÿòñÿ ñ ïàìÿòíèêàìè è, âèäèìî, îòêðûâàþò çàíîâî ñòðàíèöû ñâîåé èñòîðèè.
Ïåêèí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îãðîìíûé ìåãàïîëèñ ñ ðîñêîøíûìè îòåëÿìè, ïîêðûòûé ñåòüþ àâòîñòðàä, ïàðêàìè è êàíàëàìè. Ñîâðåìåííûå äåëîâûå çäàíèÿ îãðîìíû è çàíèìàþò ïîðîé öåëûå êâàðòàëû. Èìååòñÿ ìíîæåñòâî ðåñòîðàíîâ, êëóáîâ è òåàòðîâ, â êîòîðûõ ìîæíî ïîçíàêîìèòüñÿ ñ èõ ìóçûêîé, òàíöàìè è êîñòþìàìè. Óëèöû ïîëíû àâòîìîáèëåé, ïîëîâèíà èç êîòîðûõ âûïóñêàåòñÿ â ñàìîì Êèòàå íà ñîâìåñòíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ ïðîñëàâëåííûõ ìàðîê ìèðà. Êîãäà ïîïàäàåøü íà øåëêîâûé ðûíîê, òî êàæåòñÿ, ÷òî â áåëüå, õàëàòû è ïëàòüÿ, èìåþùèåñÿ çäåñü, ìîæíî ðàçîì îäåòü âñåõ æåíùèí ìèðà. Ðàçâàëû ñóâåíèðíûõ ïîäåëîê èç âñåãî, èç ÷åãî òîëüêî ìîæíî, ïîòîêîì òåêóò â ñóìêè òóðèñòîâ.
Òåððàêîòîâàÿ àðìèÿ ñïîñîáíà îñòàâèòü ñàìîå ñèëüíîå âïå÷àòëåíèå îò âñåãî âèäåííîãî. Ýòî ÷óäî ñâåòà áûëî ñëó÷àéíî îòêðûòî ëåò ïÿòíàäöàòü íàçàä, êîãäà íà ñåëüñêîì êëàäáèùå áëèç Ñèàíà âûêîïàííàÿ ìîãèëà îáíàðóæèëà ïðîâàë, â êîòîðîì îêàçàëèñü êåðàìè÷åñêèå äåòàëè êàêèõ-òî ôèãóð. Êàê âûÿñíèëîñü, èìïåðàòîð Öèíü Øè Õóàíäè äàë ïðèêàç ñêîïèðîâàòü ñâîþ àðìèþ äî åäèíîãî ñîëäàòà, ÷òîáû ïîõîðîíèòü âìåñòå ñ ñîáîé. Àðìèÿ ñêóëüïòîðîâ òðóäèëàñü íàä ýòîé çàäà÷åé äåñÿòêè ëåò, ïîêà íå èçãîòîâèëà âñþ àðìèþ îò ãåíåðàëîâ äî ñîëäàò. Ïðè÷åì, âñå ôèãóðû èìåëè ïîðòðåòíîå ñõîäñòâî, áûëè âûïîëíåíû âåñüìà òàëàíòëèâî è â íàòóðàëüíóþ âåëè÷èíó. Ôèãóðû, äîñïåõè, ëîøàäè, ðóêè, íîãè óíèôèöèðîâàíû, è òîëüêî ãîëîâû ïîðòðåòíû. Àðìèÿ áûëà ïîãðåáåíà â ñïåöèàëüíûõ òðàíøåÿõ øèðèíîé â áîåâîé ïîðÿäîê è äëèíîé ïî÷òè äî ãîðèçîíòà. Òîãäà, 10 ëåò íàçàä, àðìèÿ öåëèêîì åùå íå áûëà ðàñêîïàíà. Íàä âîññòàíîâëåííûìè ãîëîâíûìè ïîðÿäêàìè áûë âîçâåäåí ëåãêèé àíãàð, ïåðåêðûâàþùèé ïîëå ðàñêîïà âåëè÷èíîé ñî ñòàäèîí. Ñ îñîáîãî ìîñòèêà ïðÿìî íà ïóòè àðìèè êàæåòñÿ, ÷òî îíà ñåé÷àñ äâèíåòñÿ íà òåáÿ. Êîëëåêòèâíàÿ ýíåðãåòèêà òûñÿ÷ æåñòêèõ ìîíãîëîèäíûõ ëèö, ñìîòðÿùèõ íà òåáÿ êàê íà âðàãà, ìîùíà êàê âîëíà ïðèáîÿ. Íàì ãîâîðèëè, ÷òî ÿïîíöû îñîáî èíòåðåñóþòñÿ ýòèì ÷óäîì, ïîñêîëüêó â òå âðåìåíà ïëåìÿ èõ ïðåäêîâ ïåðåìåñòèëîñü èç Êèòàÿ íà ÿïîíñêèå îñòðîâà, ïîýòîìó â ýòèõ ëèöàõ èì âèäÿòñÿ ïðàùóðû.
Èçóìèòåëüíûå õðàìû ðàçáðîñàíû ïî âñåìó Êèòàþ. Õàðàêòåðíàÿ àðõèòåêòóðà ñ èçîãíóòûìè êðûøàìè ïðåêðàñíî âïèñûâàåòñÿ â ëàíäøàôò. ßðêèå öâåòà, êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî äåòàëåé ñ ýëåìåíòàìè ðîñïèñè, ïîâòîðåííûå êàê íà ñòàíêå ìíîæåñòâî ðàç, íî íè ðàçó íå ïîâòîðÿþùèåñÿ, ïîñêîëüêó ýòî ðó÷íàÿ ðàáîòà è âñå òî æå íàñëàæäåíèå ñàìèì ïðîöåññîì, à íå ãîíêà çà ðåçóëüòàòîì. Îáÿçàòåëüíûé äðåâíèé ñàä ñ äèêîâèííûìè ðàñòåíèÿìè, âîäîïàäàìè, ìîñòèêàìè, áåñåäêàìè è çîëîòûìè ðûáêàìè. Ïîðàçèòåëüíî ìàñòåðñòâî äðåâíèõ ñàäîâîäîâ, óìåþùèõ âûðàùèâàòü äåðåâüÿ-ñóïðóãè, êîãäà äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ äåðåâà ñîåäèíÿþòñÿ íà âûñîòå ìåòðîâ äâóõ-òðåõ â îäíî, è äàëåå ìû âèäèì îäèí ñòâîë ñ áîëüøîé êðîíîé. Ýòèì ïàðàäîêñàëüíûì äåðåâüÿì ñîòíè ëåò, è ýòî åùå îäíà èëëþñòðàöèÿ èäåè Äàî, êàê è ïðåñëîâóòûå ðåçíûå øàð â øàðå, âûðåçàííûå ïîðîé ïîêîëåíèÿìè ðåç÷èêîâ. Âî âñåì íàñëàæäåíèå ñàìèì ïðîöåññîì. Èìïåðàòîðñêèé êîìïëåêñ â Ïåêèíå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé àíôèëàäó ïëîùàäåé, îêðóæåííûõ ðîñêîøíûìè çäàíèÿìè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ïî÷òè ñ íàøó Êðàñíóþ ïëîùàäü, íî èõ ìíîæåñòâî, è êàæåòñÿ, ÷òî ýòà àíôèëàäà áåñêîíå÷íà.
 ñòàðûõ êâàðòàëàõ, ñîõðàíåííûõ äëÿ èñòîðèè è òóðèñòîâ, çàáîòëèâî âîññòàíîâëåíû ñòðàíèöû áûòà êèòàéöåâ. Âäîëü êàíàëîâ, êàê â Âåíåöèè, ðàñïîëîæåíû æèëûå äîìà, îáðàùåííûå ê âîäå.  ýòèõ äîìàõ ïî ñòàðèííûì òåõíîëîãèÿì ñ ïîëíîé íàãëÿäíîñòüþ ïðåäñòàâëåíû âñÿêèå ðåìåñëà. Ïðîèçâîäñòâî ðèñîâîé âîäêè, õëîï÷àòîáóìàæíûõ òêàíåé ñ õàðàêòåðíûì ñèíèì ôîíîì è íàáèâíûì ðèñóíêîì, âûøèâàíèå ïî øåëêó è ìíîãîå äðóãîå. Âñå çäàíèÿ ïîêðûòû ÷åðåïèöåé, êîòîðàÿ, íåñìîòðÿ íà ïðîñòóþ ôîðìó, ïîçâîëÿåò çàùèùàòü îò îñàäêîâ äîâîëüíî ñëîæíîé ôîðìû ñòðîåíèÿ.
Îíè äðóæåëþáíû è ëþáîçíàòåëüíû. Êîãäà áåðåøüñÿ ðèñîâàòü, òî öåëàÿ òîëïà ñòàðèêîâ è äåòåé äûøèò òåáå â çàòûëîê, ÷òî íåñêîëüêî ìåøàåò, íî è ïîìîãàåò. Èì íðàâèòñÿ ñìîòðåòü íà ñòðàííîãî áîðîäàòîãî ñåäîãî åâðîïåéöà, ðèñóþùåãî ñ èõ òî÷êè çðåíèÿ íè÷åãî íå çíà÷àùèå çàäâîðêè, à íà ãîëîâå ó íåãî êèòàéñêàÿ ñîëîìåííàÿ øëÿïà, êîòîðàÿ ñèäèò íà íåì êàê êëîóíñêèé êîëïàê. Èì ñìåøíî è â òî æå âðåìÿ ïðèÿòíî, ÷òî ÿ â êèòàéñêîì óáîðå.
Êóõíÿ
. Ïîæàëóé, åùå îäíî ñèëüíåéøåå âïå÷àòëåíèå. Çäåñü íåîáû÷íî âñå. Ó íèõ, ïî ìîåìó, ïðèíöèï ãîòîâèòü òàê, ÷òîáû íèêòî íå äîãàäàëñÿ èç ÷åãî ýòî ñäåëàíî. À áëþäî ìîæåò áûòü èç ÷åãî óãîäíî, âêëþ÷àÿ çìåé, ëÿãóøåê, ÷åðåïàõ è Áîã çíàåò åùå ÷åãî. Ìÿñî ìîæåò áûòü ñëàäêèì, à çåëåíü îñòðîé. Ìû äîëãî ãàäàëè èç ÷åãî ñóï, à îí îêàçàëñÿ èç ðàçâàðåííûõ óòèíûõ ëàïîê. Òðàïåçó ïðèíÿòî ïðèíèìàòü çà áîëüøèì êðóãëûì ñòîëîì, â öåíòðå êîòîðîãî êðóãëûé ñòåêëÿííûé âðàùàþùèéñÿ äèñê, íà êîòîðûé ñòàâÿòñÿ òàðåëêè ñ áëþäàìè, è êàæäûé ìîæåò, ïîâåðíóòü ê ñåáå íóæíîå áëþäî è îòëîæèòü ÷àñòü â ñâîþ òàðåëêó. Óäîáíî è ðàöèîíàëüíî. Âñå ïîñòîÿííî ïðèõëåáûâàþò çåëåíûé ÷àé, êîòîðûé îôèöèàíò äîëèâàåò èç ñòðàííîãî ÷àéíèêà ñ î÷åíü äëèííûì è òîíêèì íîñèêîì â ÷àøêè ãîñòåé, ïðè÷åì îí ñòîèò íà ïî÷òèòåëüíîì ðàññòîÿíèè îò ñòîëà, ÷òîáû íå ìåøàòü, è òîíêàÿ ñòðóéêà èç ÷àéíèêà ìàñòåðñêè ïî÷òè ãîðèçîíòàëüíî ñî ñíàéïåðñêîé òî÷íîñòüþ ïîïàäàåò â ÷àøêó.
Ìû áûëè íà ïðåäïðèÿòèè, ãäå øåëêîâûìè íèòÿìè, òîí÷àéøèìè êàê ïàóòèíà, âûøèâàþòñÿ öåëûå êàðòèíû, ìàñòåðèöû äåëàþò òàêóþ òîíêóþ âûøèâêó ñ òàêèì êîëè÷åñòâîì îòòåíêîâ, ÷òî ïîëó÷àåòñÿ íàñòîÿùåå æèâîïèñíîå ïîëîòíî, êîòîðîå ê òîìó æå ìåíÿåò öâåò â çàâèñèìîñòè îò îñâåùåíèÿ.
Ôàðôîð, íåôðèò, áðîíçîâîå ëèòüå, âñå î÷åíü òîíêî, èçÿùíî è ñàìîáûòíî. ß âïåðâûå íà÷àë çàäóìûâàòüñÿ î òîì, ñêîëüêî ñîâåðøåííî ðàçíûõ ýñòåòèê ìîæåò ñîçäàâàòü ÷åëîâåê. Õîòÿ, êîãäà ó÷èøüñÿ â èíñòèòóòå, êàæåòñÿ, ÷òî íàèëó÷øåå ðåøåíèå âñåãäà òîëüêî îäíî.
Äåòåé îíè ëþáÿò òðàäèöèîííî è îñîáåííî òðåïåòíî òåïåðü, êîãäà ðîæäàåìîñòü ðåãóëèðóåòñÿ ãîñóäàðñòâîì. Ñìåøëèâûå è áàëîâàííûå, îíè ïîõîæè íà èçóìèòåëüíûå æèâûå èãðóøêè, â íàðÿäíûõ îäåæäàõ. Æåíùèíû ïîñëå íàøèõ äåáåëûõ êðàñàâèö êàæóòñÿ õóäîâàòûìè, íèçêîðîñëûìè, ñ ìåëêèìè ÷åðòàìè ëèöà. Îäíàêî â íàöèîíàëüíûõ îäåæäàõ îíè õðóïêè è ïîõîæè íà ñòàòóýòêè, à èõ ðàñêîñûå ãëàçà êàæóòñÿ óìåëî ñòèëèçîâàííûìè. Êèòàé ñòðàíà ìíîãîíàöèîíàëüíàÿ, ïîýòîìó òèï ëèöà ñèëüíî âàðüèðóåòñÿ îò îñòðî-ìîíãîëüñêîãî äî ìÿãêî-âîñòî÷íîãî. Ñóòîëîêà íà óëèöàõ, âåëîñèïåäû, íà êîòîðûõ ïåðåâîçÿòñÿ ñîâåðøåííî íåâåðîÿòíûå ïî êîëè÷åñòâó è îáúåìó ïðåäìåòû, íà êàæäîì óãëó ñ ëîòêîâ è èç èìïðîâèçèðîâàííûõ çàáåãàëîâîê ïîä îòêðûòûì íåáîì ïðîäàþòñÿ ëàêîìñòâà è øàøëû÷êè, äîâîëüíî ñìåøíûå äëÿ ðóññêîãî ãëàçà: íàïðèìåð, íà øàìïóð÷èêå îäíè êóðèíûå ñåðäå÷êè, èëè ïå÷åíêè, èëè åùå êàêèå-íèáóäü ìåëêèå îðãàíû. Ïðîñòî è âêóñíî.
Æåëåçíàÿ äîðîãà óäèâèëà æóòêîé ïîìïåçíîñòüþ. Âäîëü ïîåçäà âàëüÿæíî ïðîõàæèâàëèñü âàãîíîâîæàòûå â ïî÷òè âîåííîé ôîðìå ñ äîñòîèíñòâîì, êàê áóäòî ýòî êîñìîíàâòû.  âàãîíàõ èäåàëüíàÿ ÷èñòîòà è êðóãîì ñïëîøíûå êðóæåâà. Êóïå, ïîõîæèå íà áóäóàð äåðåâåíñêîé íåâåñòû, íàñ è óäèâèëè, è ïîçàáàâèëè, õîòÿ, íàäî ñêàçàòü, íå óõóäøèëè êîìôîðòíîñòè ïóòåøåñòâèÿ.
Øàî Ëèíü íàïîìèíàë Ìåêêó ëþäåé, îäåðæèìûõ ñòðàñòüþ ê åäèíîáîðñòâàì. Ñïîðòèâíàÿ ìîëîäåæü ñ ãîðÿùèìè ãëàçàìè öåëûìè ãðóïïàìè âîçíèêàëà òî òóò, òî òàì. Ìîíàñòûðü, îêàçàâøèéñÿ â çåíèòå ìèðîâîé ïîïóëÿðíîñòè, ñîçäàë ÷òî-òî âðîäå öåíòðà ïî ïðèåìó òóðèñòîâ, ãäå â òå÷åíèå 2-õ ÷àñîâ ìîæíî ïîñìîòðåòü âñåâîçìîæíûå øîó è òðþêè ñïåöèàëüíî âûñòóïàþùèõ ìîíàõîâ, ñðåäè êîòîðûõ èìåëèñü è 10-12 ëåòíèå ïîäðîñòêè, èçóìëÿþùèå ñâîåé ãèáêîñòüþ è ëîâêîñòüþ.
Ìû çíàåì î êàëëèãðàôèè, â Êèòàå, êîòèðóþùåéñÿ íà óðîâíå âûñîêîãî èñêóññòâà. Íî íàì òðóäíî ïîíÿòü êðàñîòó èåðîãëèôîâ. Òåì íå ìåíåå, ÿ âèäåë ãðàíèòíóþ ñòåëó ñ èåðîãëèôàìè, âûñå÷åííûìè ÿêîáû ñàìèì Êîíôóöèåì. Åé êàê ñâÿòûíå. Ñïåöèàëüíûå ìàñòåðà ìîãóò ñäåëàòü Âàì êîïèþ ñ ðàáîòû âåëèêîãî ìàñòåðà. Íà ýòè èåðîãëèôû íàêëàäûâàåòñÿ ðèñîâàÿ áóìàãà è ñïåöèàëüíûì òàìïîíîì ñ òèïîãðàôñêîé êðàñêîé äåëàåòñÿ ñâîåîáðàçíûé îòòèñê, â êîòîðîì îòïå÷àòûâàåòñÿ è àáðèñ è ôàêòóðà êàìíÿ â óãëóáëåííîé ÷àñòè èåðîãëèôà. ×åñòíîå ñëîâî, îíè âåëèêîëåïíû êàê îáðàç÷èêè ñîâðåìåííîãî àáñòðàêòíîãî èñêóññòâà. Ìàñòåð ïîìåùàåò ýòîò ôàêñèìèëüíûé îòòèñê ìåæäó äâóõ ñòåêîë, îáðàìëÿåò, è ãîòîâ óíèêàëüíûé ñóâåíèð äëÿ òóðèñòîâ, à äëÿ ñàìèõ êèòàéöåâ îí åùå ñîäåðæèò è ãëóáîêèé ñìûñë.
Ãîâîðÿò, ÷òî îñîáåííîñòü êèòàéñêîãî ìåíòàëèòåòà â ìóäðîñòè Ëàî Öçû è ôèëîñîôèè Êîíôóöèÿ. Îíè óòâåðæäàëè ïàðàäîêñàëüíûå âåùè àæ â ïÿòîì âåêå äî íàøåé ýðû è â ïàíòåîíå ìèðîâîé ôèëîñîôñêîé ìûñëè çàíèìàþò âåäóùåå ìåñòî íàðÿäó ñ ìûñëèòåëÿìè äðåâíîñòè, èìåíà êîòîðûõ ìû çíàåì ñ äåòñòâà. Íàïðèìåð, «â ñëàáîñòè ñèëà». Ïîýòîìó ìÿãêèé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ, à îêîñòåíåâøàÿ ñòàðîñòü ïîãèáàåò. Èëè âîäà, ïîáåæäàþùàÿ âñå áëàãîäàðÿ ñâîåé ïîäàòëèâîñòè è òåêó÷åñòè. È òàê äàëåå. Æèçíü, ïîíèìàåìàÿ ïîâåðõíîñòíî, âåäåò ê îøèáêàì. Ïîñòèæåíèå ñêðûòîé ñóòè âåùåé äàåò êëþ÷, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ÷åëîâåê â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ âåäåò ñåáÿ áîëåå àäåêâàòíî, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïîìîãàåò åìó íàéòè ïðàâèëüíûé ïóòü. Áóðíîå ðàçâèòèå Âîñòî÷íûõ ñòðàí, òàêèõ êàê Êèòàé, ßïîíèÿ è Êîðåÿ âî ìíîãîì îáóñëîâëåíî âîñòî÷íûì ìåíòàëèòåòîì ýòèõ íàðîäîâ. Ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ôåíîìåí Ðîññèè â åå ïîãðàíè÷íîì ïîëîæåíèè, ãäå âñòðå÷àþòñÿ ýòè äâà ïîäõîäà: ïðàãìàòè÷íûé çàïàäíûé è ìèñòè÷åñêèé âîñòî÷íûé. Äàé Áîã, ÷òîáû îíè íå îêàçàëèñü ïîòåðÿíû íà òåðíèñòîì ïóòè Ðóññêîé èñòîðèè.
2004 ã.
Источник