Синдром симптом и фактор в клинической психологии
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
ЦДОР | Сердобский |
Вид работы | Творческое эссе |
Название дисциплины | Клиническая психология |
Тема | Симптом, синдром, фактор |
Фамилия | Костенко |
Имя | Любовь |
Отчество | Александровна |
№ контракта | 03502100701034 |
Основная часть
Симптом, синдром, фактор в клинической
психологии
На границе между двумя такими
известными и обширными науками
как медицина и психология появилась
клиническая психология.Вначале
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.
Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические
особенности человека, страдающего
различными заболеваниями, методы и
способы диагностики психических
отклонений, дифференциации психологических
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.
Таким образом, можно дать определение
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
— это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.
В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.
Как и в любой другой науке
в клинической психологии имеются
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
— симптом и синдром, фактор, психическое
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.
Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.
Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при
измененных состояниях функционирования
нервной системы.
Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.
Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.
Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.
Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.
Синдром
— строго формализованное описание
закономерного и устойчивого
сочетания симптомов.
В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение
расстройства. Дополнительный симптом
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).
Использование
понятий симптома и синдрома позволяет
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.
Нозос
или болезнь — это болезненный
процесс, текущее и динамическое
явление.
Патос
или дефект — это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.
Их
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.
В
широком смысле дефект обозначает необходимый
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.
В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.
И.А.
Полищук делила дефектное состояние
по этиологическому, патогенетическому
и нозологическому принципам, выделяя
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.
Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.
Симптомы
нарушения различных психических
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.
Таким
образом, синдром представляет систему
взаимосвязанных типовых расстройств
— симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.
Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.
Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.
Большинство психических и поведенческих
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.
Нейропсихологический
фактор — физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.
Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.
Психологические расстройства связаны
с действием нескольких генов. В
современной науке считается, что
возникновение психических расстройств
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. — С. 9.
, за счет которых в природе
поддерживается уровень распространенности
и степень выраженности определенных
функций.
Разные комбинации одних и тех
же генов могут давать различные
проявления, в зависимости от условий
окружающей среды.
Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.
Нейрофизиологические факторы
являются материальной основой психических
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.
Психофизиологические факторы. В
них включается общая физиологическая
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.
Личностные факторы, связаны с
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.
Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки
и представления. Они могут иметь
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.
К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения
и взаимодействия с желаемыми
или необходимыми для личности социальными
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.
Изменения характеристик общения
и взаимодействия у людей с
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.
Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.
Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.
Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным
за возникновение и развитие психических
расстройств. Неравенство жизненных
условий и шансов людей, которые
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.
Заключение.
Клиническая психология — довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
— ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить
взаимопроникновение психологии и
медицины.
Но не смотря на это, клиническую
психологию можно назвать самостоятельной
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет
и задачи.
Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.
Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п | Наименование интернет-ресурса | Ссылка на конкретную используемую страницу |
1 | allbest.ru | https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html |
2 | Институт Психотерапии и Клинической | https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613 |
3 | О психологии | https://o-psihologii.info/klinika/464-kategorii-sindroma-i-faktora-v-klinicheskoj-psixologii.html |
Источник
В клинической психологии существуют основные категории, создающие определенные вектора, которые задают систему восприятий и критерии оценки состояния человека в этой науке. Это категории нормы и патологии, здоровья и болезни, симптома и синдрома.
Клиническая психология изучает синдромы нарушений психически функций при измененных состояниях функционирования нервной системы.
Диагностика человека обычно начинается с выявления и оценки отдельных симптомов, то есть отдельных единичных признаков заболеваний. Главное в этом случае является анализ психопатологических признаков и анамнестических данных.
Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли симптомы, которые выявлялись с помощью расспроса больных и интерпретации его заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы они считали недостоверными, так как они не могли быть проверены и воспроизведены.
Симптом (единичный, частный признак) указывает лишь на неблагополучие в организме и психической сфере человека. Но качественное и целостное представление о характере болезненного процесса может дать совокупность симптомов, базирующихся на единых патогенных механизмах. Отдельный симптом сам по себе не может способствовать распознаванию болезни, он приобретает значение только в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал, что мы никогда не можем констатировать единичный изолированный симптом вне зависимости от всей цепи проявления болезненного состояния.
Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром — строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.
В синдроме выделяются обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства. Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (простой синдром) или два и более (сложный).
Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализовано, так как раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, а это важно для распознавания сущности нарушения.
На проявление симптомов влияют такие факторы: возраст, пол, культура, в которой воспитывался человек.
Болезнь и дефект не разделены между собой жесткой границей, нетождественны, но и не могут быть противопоставлены друг другу (А.С. Снежевский, 1972).
Нозос или болезнь — это болезненный процесс, текущее и динамическое явление.
Патос или дефект — это патологическое состояние, стойкое изменение функций.
Их выявление возможно при изучении течения болезни с помощью клинико-биологических данных, включая исследования патологии родственников больного.
В широком смысле дефект обозначает необходимый признак существования дефекта, о чем свидетельствует наличие постепенно нарастающего снижения адаптационных возможностей при длительно текущих неврозах.
В узком смысле стойкое, необратимое, непродуктивное психопатологическое изменение с теми минусами, в основе которых предполагается наличие органического поражения головного мозга и даже соматических систем.
И.А. Полищук делила дефектное состояние по этиологическому, патогенетическому и нозологическому принципам, выделяя общий органический дефект в виде потери энергетического потенциала.
Впервые понятие «нейропсихологический симптом» вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления нарушения какой-либо психической функции, возникающей вследствие локального поражения головного мозга. Нейропсихологическая квалификация симптомов предполагает вскрытие причин и механизмов нарушения функций. Симптом всегда имеет многозначное строение, один и тот же симптом характерен для разных нарушений.
Симптомы нарушения различных психических функций, имеющие в своей основе общую причину, объединяются в совокупность, которая называется нейропсихологическим синдромом.
Таким образом, синдром представляет систему взаимосвязанных типовых расстройств — симптомов, подчиненных некоторому особому закону.
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания или фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Из синдромнаеого подхода вытекает возможность диагностики. Диагностика в клинической нейропсихологии включает следующие процедуры:
собрать симптомы с помощью специальных процедур, методик;
найти нарушенный фактор;
сгруппировать симптомы на основании данного фактора;
обозначить синдром;
определить, какая зона мозга дефицитарна либо в результате повреждения, либо из-за несформированности.
Синдромный подход предполагает рассмотрение всех психических функций в их взаимосвязи.
Под синдромом в клинической психологии понимается сочетание признаков нарушений сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционировании личности.
Таким образом, характер и степень выраженности симптомов, их сочетание и взаимосвязь, объектность выявления и оценки приобретает диагностическое значение лишь в определенной совокупности.
__________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.017 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник