Синдром сенсорной афазии может сочетаться с таким синдромом как амузия
Имеются в виду локальные выпадения памяти, связанные с воспроизведением навыков действия и обусловленные преимущественно очаговыми корковыми повреждениями. При этом в первую очередь страдает процедурная память того или иного вида, как долговременная, так и кратковременная, оперативная. В развитии системной амнезии различаются три этапа. На первом нарушение клинически проявляется ухудшением репродукции того или иного навыка (например, забыванием на время некоторых слов, ошибками их произнесения, отдельными нарушениями узнавания и праксиса). На втором выявляется собственно амнезия одного какого-то навыка или даже одновременно нескольких связанных с ним. На третьем амнезия приобретает генерализованный характер, касается не одних только навыков, но в равной степени и других проявлений памяти.
Афазия
Афазия — утрата навыков устной и письменной речи. Различают следующие виды афазии.
1. Моторная афазия (экспрессивная, атактическая афазия, афазия Брока, анартрия (от an — частица отрицания, arthroo — членораздельно произносить)) — невнятная речь, связанная с центральным нарушением звукопроизношения. Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы из 2–3 слов, составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (аграмматизмы речи, то есть утрата способности использовать грамматические нормы языка), литеральные и вербальные парафазии (подмена одних букв, фонем, слов другими, неправильными, их пропуски), контаминации (слипание слов, например «палалет» образовано из «палата» и «туалет»), персеверации (повторение ответа на предыдущий вопрос в ответ на новый).
Страдает произвольная письменная речь, списывание текстов удаётся несколько лучше. В тяжёлых случаях нарушается письмо под диктовку. Термином дизартрия обозначают нарушения произношения, обусловленные поражением периферического аппарата артикуляции. Моторная афазия наблюдается при локализации очага повреждения в задней трети нижней лобной извилины мозга доминантного полушария — речевого центра Брока (1861).
2. Сенсорная афазия (слуховая афазия, афазия восприятия, словесная глухота, чистая словесная глухота, афазия Вернике) — утрата способности понимать устную речь при сохранении слуха и относительной сохранности экспрессивной речи). Характерны, кроме того, многоречивость вплоть до логореи (словоизвержения), литеральные и вербальные парафазии, нарушение фонематического слуха (различения близких по звучанию фонем), аграмматизмы речи, неспособность повторять сказанное другими. Нарушаются чтение, письмо. Сенсорная афазия возникает при поражении задней части верхней височной извилины доминантной гемисферы — речевого цента Вернике (1874).
3. Амнестическая (номинантная) афазия — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно при назывании предметов. Понимание назначения этих предметов не нарушено, что пациенты обычно пытаются демонстрировать, не находя требующегося слова. Наблюдаются, кроме того, многоречивость, персеверации, вербальные парафазии, затруднения в спонтанном письме. Письмо при списывании и под диктовку не нарушается. Амнестическая афазия возникает при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau A., 1864; Bateman, 1898).
4. Семантическая афазия — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи. Это происходит потому, что теряется понимание отношений между словами, выражаемыми посредством флексий (окончаний слов), предлогов, сравнений, атрибутивных конструкций (определений). Пациент не может, к примеру, понять, чем «отец брата» отличается от «брата отца». Семантическая афазия наблюдается при поражении области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантной гемисферы мозга (Head H., 1926).
5. Синтаксическая афазия — утрата способности составлять предложения и фразы по правилам синтаксиса используемого языка. Называется также катафазией (от греч. kataphasis — утверждение). Некоторые авторы (Блейхер, 1995) определяют катафазию как речевую стереотипию, то есть повторение слов собственной речи, или аутоэхолалию.
6. Динамическая афазия — речевая аспонтанность, утрата побуждения говорить. Наблюдается при поражении конвекситатных и медиальных поверхностей лобных полушарий.
7. Общая афазия — расстройство речи, возникающее при одновременном поражении речевых центров Брока и Вернике.
8. Оптическая афазия — утрата способности вспоминать названия и одновременно с тем назначения визуально представленных предметов. Называется также термином аномия.
9. Проводниковая афазия — характеризуется затруднениями при повторении фраз собеседника, невнятным произношением звуков речи, а нередко и утратой способности понимать речь. Возникает при повреждении нервных волокон, связывающих речевые центры Брока и Вернике.
10. Транскортикальная афазия (Lichtheim L., 1885) — расстройство речи, понимаемое ныне как относительно лёгкий вариант моторного и сенсорного видов афазии. В таком понимании может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции), сенсорного (частичным забыванием значения слов) и смешанного (с симптомами того и другого нарушений). А.Р.Лурия (1962) различает пять вариантов расстройства. Афферентный моторный вариант проявляется корковым нарушением артикуляции, возникает при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области, где представлена кинестезия губ, лица и языка. Эфферентный моторный или кинетический вариант характеризуют нарушения плавности речи, речевая дезавтоматизация и затруднения при переходе от одной артикуляции к другой. Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной зоны.
Динамический вариант отличается расстройством активного построения речи, утратой речевого побуждения. Возникает при поражении конвекситальных отделов лобных долей. Акустикогностический сенсорный вариант проявляется нарушением распознавания близких по звучанию оппозиционных фонем, например «д»-«т», в более тяжёлых случаях страдает различение всех звуков речи, возможно появление акустической агнозии. Наблюдается при поражении вторичных отделов височной коры мозга. Амнестикосенсорный вариант характеризуют трудностями воспоминания названий предметов. Наблюдается при поражении теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.
11. Амузия — утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные структуры, а также писать и читать ноты. При моторной амузии пациент делается неспособным петь и играть на музыкальных инструментах, при сенсорной амузии — слышать музыку, мелодии. Острота слуха сохраняется на прежнем уровне. Амузия может сочетаться со слуховой агнозией. Расстройство возникает при поражении корковых полей 45 и 22, по Бродману.
12. Асемия — утрата способности понимать значение неречевых символов, а также потеря умения рисовать и копировать рисунки. Обозначается и как мыслительная агнозия.
13. Глобальная афазия — сочетания разных форм афазии, встречается при тотальной амнезии в рамках деменции.
В детском возрасте большей частью отмечаются нарушения развития речи, обусловленные задержкой или повреждением развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием головного мозга во младенчестве и раннем детстве. Нарушения не связаны с очаговыми повреждениями, невротическими нарушениями, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть пациентов с возрастом достигает нормального уровня речевого развития, но происходит это явно позже, чем даже у «поздно говорящих» нормальных детей.
Типичны трудности в овладении чтением, письмом, общением, темпом интеллектуального развития, а также эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении не нарушены). Характерно постоянное, точнее, регредиентное течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау-Клеффнера или приобретённая афазия с эпилепсией), но в этом случае они являются лишь симптомами основного расстройства. Нарушения речевого развития таковы:
Специфическое расстройство артикуляции речи — задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией и умственным недоразвитием. В норме большинство звуков речи приобретается к 6–7 годам, в 11–12 лет дети произносят почти все звуки родной речи. В возрасте четырех лет речь ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция делает речь детей трудной для понимания окружающими и в возрасте после четырех лет. В речи много пропусков, подмен, искажений фонем, искажения звуков могут зависеть от их сочетания. Синонимы термина: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, дислалия, расстройство фонологического развития.
Расстройство экспрессивной речи — задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией и умственной отсталостью. Звукопроизношение и понимание чужой речи может быть не нарушено. К трем годам при значительном нарушении в речи пациентов отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из двух слов. Позднее нарушение включает:
- Ограниченный активный лексикон,
- Избыточное использование небольшого набора общих слов,
- Трудности в подборе нужных слов и синонимов,
- «проглатывание» слов, неполное их произношение,
- Незрелая структура фраз,
- Ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок,
- Дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений,
- Чрезмерно обобщённое употребление правил,
- Отсутствие плавности предложений и
- Трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого.
Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь известной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы его разграничения как с нормой индивидуального замедленного развития речи, так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены симптомы расстройства. Синонимы термина: дисфазия и афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.
Расстройство рецептивной речи — задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга и умственной отсталостью. Обычно нарушена и экспрессивная речь, нередко — артикуляция речи. Высок уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом детям свойственны нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, адекватное обращение к родителям для получения помощи, использование невербальных средств общения нарушено относительно легко.
Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона, но его степень недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи. Значительное нарушение проявляется неспособностью
- реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик,
- идентифицировать названия нескольких обычных предметов к 18 месяцам,
- следовать простым инструкциям в возрасте двух лет.
К поздним нарушениям относят: 1) неспособность понимать грамматические структуры (отрицание, вопросы, сравнения и др.) и 2) непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жестов говорящего и др.). Синонимы термина: афазия, дисфазия развития, рецептивный тип; словесная глухота, врождённая слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.
Источник
Амузия – это патология, проявляющаяся в нарушениях музыкального слуха в частности неумение, как исполнять, так и воспринимать музыку, писать и понимать нотные записи. В жизненных ситуациях распознать данное нарушение можно по сниженной способности узнавать известные музыкальные произведения, а также невозможности точного или примерно повторяющегося сочетания ритмов (постукивания, посвистывания и пр.). Амузия возникает при травматическом или врождённом органическом поражении височных отделов коры (у правшей – правого полушария).
Следует различать амузию и поражения непосредственно слухового анализатора, а также другие психические расстройства, влияющие на некорректное восприятие реальности. Нередко нарушение сочетается со слуховой агнозией, когда человек перестаёт различать не только мелодику музыкальных произведений, но также обыденные звуки окружающего пространства и сопровождающие жизнь шумы.
Что это такое
Амузия связана с нарушением способности адекватно воспринимать звуки в частности мелодику. Обычно такое нарушение диагностируется у людей по своим профессиональным обязанностям связанными с музыкой (певцы, исполнители, композиторы и прочие), но также может появляться и у людей, не имеющих отношения к звуковой сфере. Процент выявления амузии среди исполнителей выше по той простой причине, что обычному человеку редко нужна способность правильного понимания или воспроизведения мелодии, а соответственно и при её потере реже обращаются за консультацией.
Наличие данного отклонения никак не сказывается на уроне жизни и её качестве, а многие могут не узнать о наличии деформации, пока не столкнутся с необходимостью прочесть нотную грамоту. Единственное неудобство, которое можно считать за должное при амузии – психологический дискомфорт при посещении мест с музыкальной направленностью (оперы, концерты, пр.), а также в одном проценте случаев человек может быть полностью лишён способности слышать музыку.
Амузия не является понятием, заменяющим отсутствие музыкального слуха, хотя его нарушение лежит в основе возможного развития нарушения восприятия музыки на органическом уровне. При этом нарушение часто сопровождается трудностями восприятия не только мелодии, но и человеческой речи, различных звуков и шумов, воспринимаемых ранее. Стоит отметить, что амузия проявляется не только неспособностью воспринимать ритмические произведения и узнавать их, но также самостоятельно воспроизводить известные мелодии или же играть на музыкальных инструментах, поскольку нарушено восприятие нот и возможности воспроизводить заданный ритм.
Несмотря на то, что возникает амузия вследствие поражения отделов коры головного мозга, восстановить функции восприятия, а также воспроизводства мелодии возможно возобновить. Существует комплекс определённых занятий, развивающих музыкальный слух, а также физиопроцедур, улучшающих проводимость нервных путей в области полушария, отвечающей за распознавание мелодий.
Причины патологии
Причины амузии заключаются в поражении отделов коры головного мозга. Эти поражения чаще всего носят локальный характер, т.к. в противном случае развиваются более серьёзные патологии, затрагивающие не только способность к восприятию мелодий. Искажение музыкального слуха наступает вследствие поражения височных отделов именно правого полушария, которое отвечает за адекватное или искажённое восприятие музыки.
На основании характера возникновения поражения существует первое разделение амузии по типам на врождённую и приобретённую. Когда дефект височной доли полушария возникает вследствие неправильного развития мозга (внутриутробного или раннего постнатального периода), то имеет смысл говорить о врождённой амузии. Такая патология является более тяжёлой с коррекционной, а также диагностической позиции.
Приобретённая амузия диагностируется обычно сразу после начала дефекта, а также имеет более высокие шансы для восстановления прежнего уровня восприятия музыкальных произведений. Шансы на возникновение приобретённой амузии появляются при повреждении различных участков мозга вследствие черепно-мозговых травм (сюда включают не только сотрясения, но также ушибы, ранения, осколочные попадания и оперативные вмешательства). Кроме этого локальные повреждения мозга могут быть вызваны различными соматическими заболеваниями, при которых идёт пагубное воздействие на кору (менингиты, энцефалиты, вирусные аутоиммунные заболевания и пр.).
Амузия не затрагивает в своих нарушениях речь, поэтому диагностировать её на ранних этапах бывает сложно, исключение составляют травматические случаи, когда данный параметр проверяется отдельно. Первоначальные проявления может заметить сам человек, когда изменяется восприятие бытовых шумов, но тут главное отличить неадекватность восприятия звуков вследствие нарушения слуховой области от общих нарушений психики патологического спектра (психозов, галлюцинаций и пр.).
Часто амузия является первым признаком серьёзных заболеваний мозга, таких как опухоль или кисты. Тут причиной возникновения является не травма, а комплексное первичное заболевание, диагностику которого необходимо пройти при сопровождающихся симптомах потери памяти, нарушении слуха или зрительного восприятия.
Виды амузии
Причина сенсорной амузии идентична моторной, разница заключается исключительно в проявлениях. При сенсорной амузии присутствуют нарушения восприятия музыки, при этом наблюдается частичная сохранность способности к воспроизведению мелодий и ритмов. У людей, чья профессия непосредственно связана с музыкой может замечаться потеря способности установления паузы между двумя нотами, а также других временных интервалов мелодии.
Моторная амузия (двигательная), ещё её называют вокальной, она наоборот позволяет в полном объёме и достаточно адекватно воспринимать музыкальные произведения, но при этом нарушена способность самостоятельного воспроизведения известных мелодий, последовательности нот или повторения заданного ритма. В контексте профессиональной деятельности первыми признаками могут быть сложности у исполнителя в запоминании новой мелодии.
Таким образом, при сенсорной амузии проблему вызывает восприятие музыки, а при моторной амузии воспроизведение. Ни один из видов не является критичным для жизни и здоровья человека и чаще всего обнаруживается только при попытке профессионального овладения музыкальным инструментом или вокалом за исключением травм мозга.
Единственное гарантированное лечение на данный момент не разработано, однако существуют рекомендации относительно развития других каналов восприятия и ограничения посещения мест с громкими звуками с целью предотвращения неприятных и болезненных ощущений. При приобретённой амузии необходимо устранять первопричину, после чего возможно восстановление музыкальных способностей.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии амузии обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник