Синдром сенсорной афазии может сочетаться с таким синдромом как
Сенсорная афазия Вернике – нейропсихологическое и неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением понимания речи. По А. Лурии больной с сенсорной афазией не способен различать фонематический состав слов. Утрачивается понятие «фонемы», поэтому в основу патологии укладывается феномен отчуждения смысла слова.
Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.
Причины
Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.
Чаще всего сенсорная афазия возникает после ишемического инсульта. Следующие по распространенности факторы: геморрагический инсульт, внутричерепные новообразования, повреждение мозговой ткани вследствие энцефалита или абсцесса, черепно-мозговой травмы. Реже дисфазия Вернике развивается после демиелинизирующих заболеваний по типу рассеянного склероза, если локализация сенсорной афазии совпадает с очагом демиелинизации. После этих причин возникают «хроническое» нарушение понимания речи.
Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.
Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.
Симптомы
Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:
- Нарушение понимания речи. Характеризуется утратой навыка распознавания слов, а именно: фонологической и семантической структур. Отдельные звуки больные различают хорошо и понимают их структуру, проблема возникает на уровне объединения звуков в слово.
- Нарушение понимания разговорной речи. Степень понимания речи при сенсорной афазии снижается до минимума. Проблема возникает на уровне фонематической, синтаксической и семантической структурах. Нередко затруднен даже контакт с врачом. Команды и просьбы при диагностике пациенты выполняют только после того, как доктор прикоснется к ним. Затрудняет контакт и нарушение понимания смысла элементарных жестов.
- Феномен отчуждения смысла слова. Нарушение наблюдается на уровне семантики. Термин введен А. Лурией. Суть в том, что больной правильно выговаривает слово, повторяет за исследователем, но не имеет предметной соотнесенности. Это значит, что, повторяя несколько раз слово «стол» или «стул», больной не может показать пальцем на стол и стул, так как не понимает, что значат эти термины.
- Патология фонологического уровня. Обычно наблюдается у пациентов со средней тяжестью дисфазии. Синдром легко понять, рассмотрев следующий клинический пример. Врач сообщает пациенту: когда я скажу «А», вы поднимите руку, когда скажу «О» вы руку не поднимаете. После озвучивания букв пациент правильно выполняет команды. Однако трудности возникают при сочетании нескольких гласных, например, если закрепить команду «поднять руку» за сочетанием «А О У», больной ее не выполнит.
Нарушение понимания на фонологическом уровне демонстрируется при попытке переписать слово. Так, больной только копирует буквы, не соотнося их воедино и не понимая смысла написанного. - Патология восприятия слов на уровне слуха. Словесная глухота выражается в непонимании обращенной фразы.
- Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
- Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
- Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
- Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
- Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
- Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.
Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.
Диагностика
Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.
Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка
Методы коррекции
Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.
Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.
Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.
Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).
Логопедические упражнения выполняются самостоятельно под присмотром родственников или «очно», непосредственно со специалистом. Упражнения следует выполнять уже сразу после инсульта, как только пациент придет в сознание. Занятия с логопедом длятся весь период реабилитации.
В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.
Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!
Источник
Афазия — это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.
Причины возникновения афазии
Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга — поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:
- инфекции;
- воспалительные заболевания;
- опухоли мозга;
длительные клинические состояния. Отделы головного мозга, отвечающие за речевые навыки
Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:
- черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
- поражение сосудов мозга, тромбоз;
- инфаркты;
- некоторые психические заболевания.
В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак — расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.
Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.
Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на
- нарушение способности говорить;
- нарушение способности понимать речь;
- нарушение способности произнесения отдельных слов.
На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.
Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.
Выделяется:
- моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
- динамическая;
- сенсорная;
- акустико-мнестическая;
- семантическая.
Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.
Альтернативная классификация недугаПри этой форме расстройства первостепенная задача — научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.
Эфферентный тип болезни.
Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.
Сенсорная афазия (акустико-гностическая)
Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.
Динамическая афазия
В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.
Семантическая афазия
Возникает при поражениях теменно — затылочной части левого полушария. Особенность — неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.
Акустико-мнестическая афазия
Локализация нарушения — средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.
Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).
Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.
Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно — височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.
Так, забывчивость — самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия — один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.
Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор — клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.
Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни — предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико — базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.
Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.
Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).
Диагностика афазии
Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи — врач — афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:
- опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
- осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
- диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
- электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
- компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
- магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).
Детская афазия
Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.
Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.
Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.
Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.
Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.
К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.
Лечение афазии
Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь
- Если нарушение вызвано опухолью — врачи использую метод хирургического вмешательства.
- Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
- Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.
Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление
Что можно посоветовать близким людям больногоК лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.
Афазия у левшей и правшей.
Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь — правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.
Профилактика афазии
Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.
Источник: https://nervivporyadke.ru
Источник