Синдром сдвг у детей что это такое
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.
Первые упоминание об СДВГ появились в конце 19 века. С 1992 года классифицируют следующие группы:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- СДВ (без гиперактивности)
- Гиперактивность (без дефицита внимания)
- Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)
Согласно статистике гиперактивность одно из самых распространенных отклонений в психике детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. Причем в России и США показатель заболевания этим расстройством выше, чем в других странах и составляет 4-20%. Самый маленький процент детей с симптомами этого психологического отклонения в Великобритании — 1-3%.
Склонность мальчиков к СДВГ выше. У мальчиков часто диагностируют синдром гиперактивности (без СДВ).
Девочкам зачастую присущ синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), малышки живут в придуманном мире фантазий.
Ошибочно полагать, что сегодня этим заболеванием страдают чаще, чем раньше. Благодаря большему количеству информации стало проще выявлять симптомы у детей и своевременно принимать необходимые меры, так как это отражается на учебе в школе, возникают трудности в определении своего места в обществе.
Симптомы
Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.
Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.
Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.
У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.
Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:
- зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
- не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
- бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
- не может играть в спокойные игры;
- он легко отвлекается, быстро забывает;
- не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
- возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
- проявляет нетерпение;
- практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
- ему трудно общаться и играть с другими детьми.
Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.
Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.
После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.
Чтобы постоянно находится в сознании, ребенку нужно держать свой вестибулярный аппарат в активном состоянии — крутиться, вертеться, двигать головой. Снижение физической активности влечет за собой снижение мозговой активности.
Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.
Проблемы с концентрацией и организованностью мешают достичь успехов в занятии спортом. Все это ведет к снижению самооценки.
Причины возникновения
Контроль за мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейромедиаторы), по которым нервные импульсы передаются клеткам.
Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейромедиаторов. Изменение количества этих веществ приводит к развитию СДВГ, симптомы которого могут то бурно проявляются, то затихать.
При синдроме дефицита внимания и гиперактивности уровень нейромедиаторов в головном мозге может быть недостаточным. А значит не все сигналы походят расстояние от мозга до нервных клеток. По мнению специалистов — это и приводит к неспособности контролировать поведение, сдерживать импульсы, удерживать внимание.
В зависимости от того, какой из участков мозга задет, у ребенка возникает либо повышенная гиперактивность, либо симптом дефицита внимания, либо обостренная импульсивность. А в отдельных случаях и все сразу.
СДВГ затрагивает следующие отделы головного мозга:
- Кора лобных долей — ответственна за концентрацию внимания, оценку происходящего, планирование и контроль за импульсивностью.
- Височные доли — они связаны с накоплением опыта и памятью.
- Базальные ганглии —осуществляют контроль за переключением внимания, адаптацией, эмоциями, развитием речи и мышления
- Лимбическая система — отвечает за настроение и эмоциональное состояние.
- Мозжечок — ответственен за координацию движений.
Исходя из индивидуальных особенностей каждого случая, подбирается соответственный подход и надлежащее лечение.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется тремя симптомами:
- Дефицит внимания — неспособность ребенка концентрировать и удерживать внимание. Мешает школьникам сосредотачиваться на выполнении школьных заданий, что скорее говорит о небрежности, чем об отсутствии способностей или логики. У детей дошкольного возраста возникают сложности в сохранении интереса на протяжении всей игры. Внимание привлекает все вокруг, но надолго оно ни на чем не задерживается, переходя с одного предмета на другой.
- Гиперактивность — чрезмерная раскованность и расторможенность движений, что приводить к быстрой утомляемости. Гиперактивность у детей выражается в неспособности к спокойным играм или занятиям. Гиперактивный ребенок предпочитает подвижные игры, которые сводятся к беготне. Говорит быстро, много, часто кричит и спорит. Руки находятся в постоянном движении: что-то крутит, вертит, мнет, ковыряет. Не способен спокойно стоять на месте, переминается с ноги на ногу, готов в любой момент броситься бежать.
Примечательно то, что дети с диагнозом гиперактивности нуждаются в активации извне. Оставшись в одиночестве, они будут вяло слоняться в полусонном состоянии, не находя себе занятия, монотонно повторяя какое-либо действие. Однако, пребывая в группе, они перевозбуждаются и становятся неработоспособными.
Гиперактивность у детей часто является причиной несчастного случая, травмы.
- Импульсивность — неспособность контролировать свои желания, что приводить к необдуманным поступкам и частой смене настроения. Ребенок перебивает преподавателей или родителей, совершает импульсивные поступки, которые могут стать источником травмы самого ребенка или окружающих. Невозможно предсказать, что он «выкинет» в следующую минуту, даже он сам не знает этого.
Факторы, вызывающие возникновение СДВГ
Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:
- Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.
Согласно статистике, у трети отцов, страдающих от СДВГ в детстве, дитя также перенимает его признаки. А если оба родителя были подвержены заболеванию, шанс обнаружения этого расстройства у ребенка увеличивается.
- Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
- Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
- Угроза выкидыша.
- Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
- Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
- Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
- Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
- Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
- Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
- Недостаток витаминов и минералов в рационе.
- Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве
Наличие нескольких из этих факторов увеличивает риск развития этого психологического расстройства у ребенка.
Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!
Заметив у ребенка какие-либо нервные нарушения, необходимо незамедлительно показать малыша детскому невропатологу.
Любое проявление баловства, выходящее за рамки дозволенного, может оказаться не проявлением неправильного воспитания или дурного характера, а быть напрямую связанно с нарушениями функций головного мозга.
Для выявления синдрома специалист первоначально проводит сбор информации:
- смотрит, не болел ли кто из родителей ребенка,
- как протекала беременность матери,
- какие заболевания малыш перенес.
Далее проводится ряд тестов, по результатам которого врач определяет уровень невнимательности юного пациента. Тестирование возможно только у детей, достигших 5 лет и старше.
Точный диагноз можно получить только посредством компьютерного обследования, которое назначает маленькому пациенту лечащий врач. При помощи электроэнцефалограммы выявляют очаги нарушения в отделах мозга и определяют вектор их направленности и исходя из этого, назначают лечение.
Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?
- Проявляйте больше терпения.
Такие дети остро реагируют на критику. Нельзя указывать ребенку, что ему следует делать, а что нет. Замечание лучше преподнести ему в форме дружеского совета, подсказать что следует сделать, или что было бы неплохо, если бы он поступил так, а не иначе.
К примеру, вместо замечания: «Убери сейчас же свои игрушки на место», – лучше сказать: «а давай-ка соберем игрушки, будет больше места для игры». Распределите пространство таким образом, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности было свое место. Так малыш будет реже терять свои вещи.
- Чаще хвалите ребенка.
Похвала родителей очень много значит для любого ребенка. Слова: «ты умница, мы гордимся тобой» воодушевляют малыша на подвиги. Растет самооценка ребенка и уверенность в себе, в любви окружающих.
- Внедрите систему вознаграждений.
Дети с повышенной гиперактивностью обычно привлекают к себе внимание плохим поведением. Чтобы привлечь его хорошим поведением им приходится прилагать немало усилий. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: был вежлив, сделал домашнее задание, не ссорился с другими детишками.
Можно ввести систему начисления баллов, которые впоследствии можно обменивать на призы или другие привилегии (время, проведенное у телевизора или компьютера, видеоигры, любимое лакомство и т.д.). Такой способ положительно влияет на коррекцию поведения, главное, чтоб малыш знал, что награду надо заслужить, иначе приз теряет свою привлекательность, а значит и пользу.
- Нельзя игнорировать плохое поведение ребенка.
Не обращая внимания на неподобающее поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, это влечет за собой еще большее ухудшение поведения. Неподобающие действия необходимо пресекать сразу.
Наказание должно быть понятными справедливым: не выучил уроки — не играешь в видеоигры, плохо себя вел — не смотришь телевизор, кричал и спорил — не получишь конфет и так далее. Малыш должен знать и понимать, в чем он провинился и понести ответственность за это.
- Не осуждайте строго ошибки.
Объясните ребенку чем он вас расстроил, при этом не употребляйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более нельзя угрожать или пугать наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же множество раз. Говорите спокойно и доброжелательно.
- Сведите к минимуму запреты.
Конечно, ребенок должен знать, что можно, а что нет. Но большое количество запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещать нужно только то, что представляет опасность или наносит вред самому ребенку или окружающим.
- Не позволяйте ему лишний раз волноваться.
Помогите ребенку успокоится, если он чем-то расстроен, отвлеките его при помощи хорошей игры. Почитайте любимую книжку. Положительное действие окажет успокаивающая ванна, так как вода расслабляет.
- Составьте для ребенка распорядок дня и научите следовать ему.
Составьте простые короткие инструкции по выполнению обязанностей и напоминайте сделать то или иное задание, если вдруг он отвлекся и забыл. Но делать это нужно мягко, спокойно.
Выполнение ежедневных дел в определенное время приучит ребенка к порядку, и успокаивающе действует на психику. Это поможет контролировать свое поведение и научит планировать день. Эта привычка очень поможет ему во взрослой жизни.
- Больше времени проводите вместе.
Общайтесь с ребенком на разные темы. Интересуйтесь его успехами в школе, отношениями с друзьями. Слушайте, когда ребенок рассказывает вам о чем-то, что взволновало его или произвело впечатление.
Дайте знать малышу, что вам важно то, что его волнует. Играйте вместе, ходите на прогулки, читайте книжки, даже просто вместе посмотрите любимый мультик. Ребенку важно знать, что вас интересует его жизнь. Что родители всегда рядом, на его стороне, помогают и поддерживают его.
- Научите ребенка делать выбор.
Предложите ему выбрать одежду, еду или игрушку. Однако, чтобы упростить малышу задачу, сократите варианты выбора до двух. Иначе это может оказаться лишним поводом для беспокойства или перевозбуждения.
- Избегайте отвлекающих факторов.
Особенно это важно во время занятий ребенка. Чтобы не отвлекать его от выполнения школьных заданий выключайте телевизор и прочие отвлекающие внимания гаджеты, тем самым помогая сконцентрироваться на конкретном действии.
- Подыщите ребенку занятие по душе.
Важно чтобы малыш мог реализовать свои способности в каком-то занятие, достичь определенного успеха в намеченной цели. Это поможет поднять его самооценку и будет способствовать развитию навыков социального общения.
Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?
При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.
Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.
Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.
Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.
- Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.
Только лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка может назначить соответствующий препарат.
- Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
- Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
- Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:
Физическая активность имеет большое влияние, особенно у гиперактивных детей, помогая им выплеснуть излишки энергии в правильном направлении. Однако важно правильно подобрать вид спорта, так как некоторые виды могут возыметь обратное действие.
Следует отдать предпочтение плаванию, танцам, фигурному катанию, катанию на коньках, велоспорту. Но не нужно пренебрегать и желаниями самого ребенка.
- Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
- В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.
Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.
Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения.
С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие — трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.
Видеозаписи по теме
Источник
Согласно последней версии Учебника по диагностике и статистике психических расстройств ( the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV-TR), в рамках общего диагноза СДВГ выделяется три вида или подтипа поведения. У одних детей с СДВГ преимущественно можно обнаружить несколько признаков постоянной невнимательности. Другие дети могут быть куда более гиперактивными и импульсивными, чем их ровесники. Или же у них могут проявляться все три группы симптомов. Это означает, что специалисты признают три типа СДВГ:
тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны),
тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны),
смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).
Гиперактивность / импульсивность .
Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока, или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.
Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.
Некоторые признаки гиперактивности-импульсивности проявляются в том, что дети:
- Чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле
- Бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести
- Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос
- С трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре
Невнимательность
Невнимательным детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала. Если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.
Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок. Домашняя работа часто вызывает отчаяние и у ребенка, и у родителя.
DSM-IV-TR предлагает такие критерии нарушения внимания:
- Обычно дети легко отвлекаются на не относящиеся к делу картины и звуки.
- Обычно они не обращают внимание на детали и делают ошибки из-за своей беспечности
- Редко внимательно и полностью следуют инструкциям, забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания
- Часто мечутся от одного незаконченного дела к другому
Дети с диагнозом СДВГ с нарушениями внимания встречаются и редко имеют проблемы, вызванные гиперактивностью или импульсивностью, но имеют значительные трудности с концентрацией внимания. Они кажутся мечтательными, «отсутствующими», легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет ей достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания.
У этих детей не возникает серьезных проблем с импульсивностью или гиперактивностью в классе, в школе или дома. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого более импульсивный и гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.
Неврологические подтипы синдрома СДВГ.
Для изучения причин и механизмов возникновения СДВГ активно используются самые современные методы мозговой диагностики – компьютерная томография (PET-позитронно-эмисионная томография, SPECT-однопротонная эмисионная томография), компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ).
Томографические исследования мозга детей с СДВГ прежде всего показали, что у 87% таких детей наблюдаются устойчивые признаки снижения степени активации префронтально-лобных отделов как в условиях интеллектуальной деятельности (65%), так и в состоянии покоя (22%).
Детальный анализ особенностей выявленных нарушений позволил выделить в общей выборке детей с СДВГ несколько подтипов, для которых характерны следующие нарушения:
а) деактивация преимущественно лобных отделов (характерна преимущественно для первого клинического типа с преобладанием нарушения внимания);
б) дисфункция височных отделов в виде различных дизритмий и пароксизмальных разрядов;
в) более диффузная деактивация;
г) усиленная активация передне-медиальных участков лобных отделов (характерна для клинического типа с преобладанием гиперактивности, беспокойства и непоседливости);
д) деактивация лобных отделов в состоянии покоя и нормализация этих показателей при когнитивных нагрузках;
Источник