Синдром ромео и джульетты психология
Эффе́кт Роме́о и Джулье́тты — неподтверждённый психологический феномен, якобы заключающийся в увеличении романтической привлекательности людей друг для друга вследствие препятствования их отношениям (например, со стороны родителей), попыток разлучить или составить какие-либо преграды для развития любовных или супружеских отношений[1]. Берет свое название от одноименной пьесы У. Шекспира.
Изучение[править | править код]
Является объектом изучения в социальной психологии.
Впервые был сформулирован в совместной работе американских психологов Р. Дрисколла, М. Липетц и К. Девиз[2]. Было проанализировано поведение 140 супружеских и любовных пар, и на основании результатов двухфазного опроса был сделан вывод о возможном положительном влиянии на отношения при противодействии со стороны родителей. То есть, гнев со стороны родителей делает романтическую привязанность ещё более крепкой.
По результатам нескольких исследований эффект Ромео и Джульетты был опровергнут.
В 1983 году М. Паркс провел исследование, чтобы определить влияние сверстников и семей на вовлеченность в отношения, что практически не подтвердило данные предыдущее исследование Р. Дрисколла[3]. Не подтвердилась взаимосвязь между оппозицией отношениям со стороны семьи партнера и силой эмоциональной привязанностью. При этом результаты этих исследований открыли путь для многих других работ, изучающих различные аспекты романтических отношений и систем поддержки и одобрения.
В 2001 году Д. Фелмли пришла к выводам, подобным тем, которые вывел М. Паркс. Например, одобрение от друзей и членов семьи партнёра уменьшает вероятность, что отношения закончатся[4].
Исследование Сьюзен Спречер далее расширило тему влияния социальных сетей на отношения. Она обнаружила, что люди из социальной сети полагали, что их личные мнения, будь то поддержка или оппозиция, повлияли на романтические отношения, которые они ранее признали в своих социальных сетях[5].
H. Коллин Синклер обнаружил, что одобрение или неодобрение друзей оказало большое влияние на восприятие участниками потенциального партнера по свиданиям. Как и в ранее обсуждавшихся исследованиях, Синклер и его коллеги не нашли существенного подтверждения «эффекта Ромео и Джульетты»[6].
Психологи Университета штата Миссисипи и Техасского университета воспроизвели эксперимент в 2014 году, удвоив число участников. Было установлено, что
эффекта, подобного указанному у У. Шекспира, в реальности не существует. Исследование показало, что чем лучше отношение к партнёру у родителей, тем крепче и долговременнее выходят отношения у детей. Также прослеживалась и обратная закономерность: чем сильнее и дольше противодействие отношениям со стороны родителей, тем слабее дети проявляли друг к другу любовь с течением времени.
Кроме того, Дж. Лемиллер в нескольких работах также установил, что качество отношений у детей падает, если родители не одобряют романтическую связь. Вероятность разрыва в течение первых трёх лет после начала отношений в такой ситуации возрастала в несколько раз[7].
Действие эффекта[править | править код]
В романтическом типе привязанности, когда партнеры сильно привязаны друг к другу и оказывают друг на друга сильное эмоциональное влияние, они чаще, чем обычно, стремятся уступить другому и пойти на компромисс в сложной ситуации.
Кроме того, стрессовая ситуация, к которой относится и препятствование любовным отношениям, приводит к еще большей привлекательности объекта привязанности для индивида. Об этом свидетельствуют результаты психологических экспериментов. Например, привлекательность девушки, с которой беседовали респонденты в опасных условиях (на висячем мосту) оказалась намного выше, чем в безопасных (на стационарном мосту). Девушка представлялась студенткой-психологом и просила респондентов-мужчин ответить на несколько вопросов. Несмотря на достаточно опасные условия висячего моста, ни один мужчина ей не отказал, но опасался признаваться в том, что ему было страшно. После анкетирования девушка оставляла свой номер телефона и предлагала перезвонить. Мужчина, познакомившиеся с девушкой на висячем мосту, перезвонили в два раза чаще.
Через некоторое время эксперимент был проведен повторно. Девушка стояла в середине, а затем в конце висячего моста, чтобы исключить влияние каких-либо других факторов, а сосредоточиться на воздействии экстремальных условий на формирование привязанности. Тем не менее, результаты предыдущего эксперимента подтвердились[8].
Двухфакторная теория любви в изучении феномена[править | править код]
Э. Бершейд и Э. Уолстер провели исследования для установления того, как страх, сексуальная фрустрация и другие обстоятельства влияют на формирование романтической привязанности и, как следствие, стремление к развитию любовных отношений. Положения исследований получили название двухфакторной теории любви[9].
Она предполагает, что любовь формируется под воздействием двух факторов:
- Первый фактор состоит из общего физиологического возбуждения, главную роль в котором играет партнёр,
- Второй фактор — когнитивный признак романтических чувств.
Кроме того, проводились исследования, нацеленные на изучение того, может ли любая форма возбуждения повлиять на зарождение страстной любви. К примеру, было установлено, что после нескольких физических упражнений женщины кажутся более привлекательными. В одном из экспериментов также было доказано, что сексуальное возбуждение от любого источника может привести к более сильной страсти.
Эффект в культуре[править | править код]
Отсылки к взаимоотношениям Ромео и Джульетты из пьесы У. Шекспира прослеживаются в сотнях творческих и научных работ. Было снято более 100 экранизаций, поставлено более 10 пьес, создано множество музыкальных, скульптурных и других композиций.
Примечания[править | править код]
- ↑ Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник. М., 2000.
- ↑ Driscoll, R., Davis, K. E., & Lipetz, M. E. (1972). Parental interference and romantic love: The Romeo and Juliet effect. Journal of Personality and Social Psychology, 24(1), 1-10
- ↑ Parks M. Communication Networks and the Development of Romantic Relationships. An Expansion of Uncertainity Reduction Theory // Wiley Online Library https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1468-2958.1983.tb00004.x
- ↑ Felmlee, D. (2001). «No couple is an island: A social stability network perspective on dyadic stability.» Social Forces, 79, 1259—1287.
- ↑ Sprecher, S. (1999). « I love you more today than yesterday»: Romantic partners’ perceptions of changes in love and related affect over time. Journal of personality and social psychology, 76(1), 46.
- ↑ Sinclair, H. (2014). In search of Romeo and Juliet. Social Psychology. Vol. 45(4), 312.
- ↑ Lehmiller, J.J. (2014). Is There A Romeo And Juliet Effect? The Link Between Parental Interference And Relationships Quality // Lehmiller.com https://www.lehmiller.com/blog/2014/5/22/is-there-really-a-romeo-juliet-effect-re-examining-the-link-between-parental-interference-and-relationship-quality>
- ↑ Dutton, D., Aron, A. (1974). Some Evidence For Heightened Sexual Attraction Under Conditions of High Anxiety. Journal of Personality and Social Typology. Vol.30, 510—517.
- ↑ Berscheid, E., & Walster, E. (1974). A little bit about love. Foundations of interpersonal attraction, 379.
Источник
Наша психология штука хоть и трудно поддающаяся изучению, но зато безумно интересная. Каких только психологических эффектов не наблюдали ученые в своей практике! Кстати, названия, которые даются этим эффектам, тоже занимательные. Познакомимся с некоторыми из них. Кое-какие эффекты вы сможете обернуть себе на пользу…
1. «Эффект Ромео и Джульетты»
По-иному этот эффект можно было бы назвать «Запретный плод сладок». Большинству из нас знакома ситуация, когда родители и «сочувствующие» пытаются разлучить молодую пару. Самый прикольный аргумент, который приходилось когда-либо слышать: «Он (она) тебе не пара!». Попутно ставятся всевозможные препятствия встречам, отношения в глазах заинтересованных сторон всячески обесцениваются, вытворяются поистине шпионские страсти.
Что происходит при этом? Правильно, парня и девушку тянет друг к другу еще сильнее. А на деле мы можем наблюдать воплощение третьего Закона Ньютона в жизнь, примерно звучащий: «Сила действия равна силе противодействия». Я думаю, если бы некоторые мамы и папы хорошо учились в школе, то знали бы к чему приведет их подобное поведение (хвала небесам, мои родители хорошо учились в школе!).
2. «Эффект Очевидца»
Когда я училась на медика, мы по Нервным болезням проходили «Эпилепсию». Преподаватель рассказывала, как она стала очевидцем эпилептического припадка, случившегося у мужчины прямо на пешеходном переходе проезжей части. Поскольку дорогу переходило и так много людей, то большинство тут же столпилось вокруг несчастного. Учительница рассказывает нам: «Я им всем говорю: да подержите же кто-нибудь ему голову!». Я жалею, что не озвучила тогда вопрос, сразу возникший у меня: «Вы же врач, тем более невропатолог, почему вы сами не помогли человеку?». У нее в тот момент возник «эффект очевидца», когда людей много, и каждый надеется что поможет кто-то другой. В результате надежда на помощь сводится к минимуму, и обычно не помогает никто. Вот я думаю, может и у меня возник тот же эффект, когда я не задала вопрос, надеясь на других?! Хотя помощь в тот момент, хвала небесам, никому не требовалась.
3. «Эффект Труднодостижимости»
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (А. Пушкин, Евгений Онегин). Собственно, великий поэт прекрасно описал сей эффект в этих нескольких фразах. То есть тот, кто больше доступен, – меньше желателен. Этот эффект почти каждый знает на примере отношений мужчина – женщина. Как только начинаешь отталкивать человека, либо показывать, что он для тебя немного значит, то ты моментально становишься более притягательным объектом. Показывайте своей второй половине либо работодателям, что вы избирательны — и вы будете более желанны.
4. «Эффект Пигмалиона»
Древнегреческий миф утверждает, что царь Кипра Пигмалион был прекрасным скульптором. Он создал статую женщины, которая оказалась столь прекрасна, что сам мастер влюбился в нее. Он убедил богов оживить скульптуру. Данный термин ввел в психологию американский психолог Розенталь в 1966 году. Сам эффект заключается в том, что человек, убежденный в своей правоте, начинает действовать так, что его правота в конце концов подтверждается.
Впервые в этом убедились во время эксперимента над учениками, разделенными на 2 группы. У группы, к которой применялись завышенные ожидания, действительно уровень интеллекта оказывался выше остальных! Этот же эффект применяют мудрые руководители, которые высоко оценивают способности своих подчиненных. И те, в самом деле, дают более высокий результат в работе, чем те работники, способности которых постоянно занижаются.
5. «Эффект Зейгарник»
Эта тема была дипломной работой первооткрывателя данного эффекта Б. В. Зейгарник. Заключается такой эффект в том, что прерванные действия человек запоминает лучше, чем оконченные. Это связано с мотивацией и напряженностью, которая остается при незавершенных делах. Человек в этом случае не получает должного расслабления, поэтому ему приходится все удерживать в памяти. Этот эффект проверили на детях. Им давали творческое интересное задание, затем прерывали его и давали другое. При первой же возможности дети возвращались к прерванному заданию в 90% случаев. Поэтому данный эффект применяют больше в искусстве и педагогике.
6. «Эффект Ореола»
Это то, что называется «произвести первое впечатление». Если человек в самом начале производит на нас позитивное впечатление, то потом мы в любом случае приписываем ему положительные человеческие качества, даже если он таковыми не обладает. То же самое происходит и при негативном впечатлении – тогда мы подсознательно ищем в человеке только плохое. Данным эффектом прекрасно пользуются знающие студенты: главное — хорошо отучиться в первых двух семестрах, а потом учителя уже сами будут по инерции «натягивать» этих студентов до хороших оценок.
7. «Эффект аудитории»
Эффект фасилитации – это влияние чужого присутствия на поведение человека, под воздействием которого это поведение меняется. Например, в присутствии противоположного пола мы стараемся выглядеть лучше (умнее, красивее, добрее и т.д.) в глазах партнера. Иначе говоря, поведение человека в чьем-либо присутствии и наедине с собой – абсолютно разное.
- Читайте также
- Комментарии
Источник
Осуждение со стороны родных и близких не укрепляет отношения между влюблёнными, как считалось раньше, а, напротив, портит их любовь, тем самым заставляя расстаться.
В 1972 году в Journal of Personality and Social Psychology вышла статья, в которой авторы описывали психологическую ситуацию в любовных отношения, названную «эффектом Ромео и Джульетты». Зная сюжет шекспировской трагедии, можно догадаться, о чём идёт речь: если старшие родственники – например, родители – активно против романтических отношений между детьми, то такие отношения будут только усиливаться. То есть родительские недовольство и гнев оказывают противоположное влияние, дети только крепче любят друг друга.
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Идея оказалась чрезвычайно притягательной, да и название подобрали чрезвычайно удачное, так что нет ничего удивительного, что «эффект Ромео и Джульетты» попал в сотни журнальных публикаций и книжных изданий. Со временем, однако, некоторые учёные стали относится к нему скептически, так как данные других исследований явно шли вразрез с концепцией усиления любви из-за противодействия родителей.
Как пишет в своей заметке в The Conversation (https://theconversation.com/psychologists-thought-meddling-parents-were-good-for-couples-they-were-wrong-28673) Джастин Лемиллер (Justin Lehmiller), психолог из Гарвардского университета, он сам за последние 10 лет опубликовал три работы, в которых вполне убедительно доказывал несостоятельность «эффекта Ромео и Джульетты». Если близкие или даже друзья какой-нибудь пары отрицательно воспринимают сложившиеся отношения, то отношения эти начинают слабеть вплоть до полного разрыва. Более того, скверное отношение со стороны друзей и близких ухудшает психологическое и физическое состояние тех, кого они осуждают. Так что «эффекта Ромео и Джульетты» на самом-то деле и нет.
Но как быть с вышеупомянутыми данными, которые так всем понравились? Оказалось, что никто не перепроверял полученные сорок лет назад результаты. И вот группа психологов из Университета штата Миссисипи и Техасского университета в Остине решила воспроизвести оригинальное исследование 1972 года. Они попросили почти четыре сотни взрослых людей, либо женатых, либо просто живущих в паре, ответить на серию вопросов, касающихся их отношений друг с другом и с родственниками. Сначала психологи спрашивали добровольцев, как к их статусу относятся родители, принимают или не принимают вторую половину. Затем, спустя четыре месяца, каждый должен был рассказать о том, как обстоят дела уже с самими отношениями, насколько он и она любят друг друга и насколько они готовы брать на себя обязательства друг относительно друга.
Авторы работы опубликовали свои результаты в Social Psychology. Оказалось, что чем лучше родители относились к «отношениям», тем больше любви и взаимопонимания было в паре спустя четыре месяца, причём как у супругов, так и у тех, кто просто встречались. Если же родители были настроены против, то и уровень любви у пары падал. Однако это было верно только для женатых и замужних. Если же пара просто встречалась, то, исходя из родительского негатива, невозможно было сказать, как у влюблённых будут дальше развиваться отношения: любовь могла стать сильнее, могла стать слабее, могла никак не поменяться.
То есть результаты 1972 года не воспроизвелись. Почему так случилось, можно объяснить слишком невеликой статистикой, на которую опиралась та работа: в первом исследовании участвовали 140 пар, то есть 280 человек, а в новом – 396 человек. Впрочем, разница в числе участников кажется не такой уж и большой. С другой стороны, не будем забывать, что временной диапазон между двумя работами составляет несколько десятилетий. А ведь взаимоотношения между людьми сильнейшим образом зависят от культурной и социальной ситуации, от времени, в котором мы живём. Не исключено, что в 70-е годы социальные психологи могли вполне достоверно наблюдать «эффект Ромео и Джульетты», а сейчас он просто-напросто исчез из отношений.
Впрочем, как и во всякой науке, полученные результаты говорят лишь о среднестатистической ситуации, а это значит, что отдельно взятая пара, испытывающая трудности с родителями, может надеяться на то, что именно их любовь станет от таких трудностей только крепче.
Источник
Почему нам хочется дружить с теми, кто очень разборчив в выборе приятелей, влюбляться в тех, на кого ополчилась вся наша семья, и почему в переполненном вагоне метро никто не помогает человеку, которому стало плохо? Эффект Ромео и Джульетты, эффект очевидца, магия труднодоступности — шесть удивительных законов, которым подчиняется наша психика.
Эффект Ромео и Джульетты
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их разлучить. Действует не только на самых юных. К примеру, люди, работающие в одном отделе, могут за пять лет и не взглянуть друг на друга, но стоит тем же самым персонажам познакомиться в чате и выяснить, что они живут за тысячу километров друг от друга, как страстная любовь на расстоянии обеспечена. Все тот же эффект запретного плода: труднодостижимый объект кажется более желанным, чем близкий, а у подростков к этому еще примешивается свойственное их возрасту чувство противоречия и бунтарства.
Эффект очевидца
Чем больше людей присутствует рядом, тем вероятнее, что никто не окажет помощь, если она понадобится. Если вдруг кто-то упадет в обморок в комнате, где присутствуют еще один-два человека, они скорее всего кинутся на помощь. А вот в переполненном вагоне метро соседи по вагону могут даже не обратить внимание на чье-то побелевшее лицо. Раньше психологи толковали это как признак «дегуманизации», происходящей в городской среде, — дескать, мегаполисы делают нас менее человечными. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, это просто неосознанное перекладывание ответственности, хорошо описанное в поговорке «У семи нянек дитя без глазу». Чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них понадеется, что помощь окажет кто-то другой. А в результате ответственность не берет на себя никто.
Эффект труднодостижимости
Социальные психологи так описывают этот феномен: люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Проще говоря, если человек разборчив выборе друзей и не ходит на свидания со всеми подряд, то дружить или встречаться с ним стремится большее количество людей, чем с персоной более доступной. Подсознательная логика проста: если у него есть власть выбирать, значит он занимает более высокое социальное положение, более ценен и привлекателен. Однако это тонкий эффект. Человек, чрезмерно увлеченный демонстрацией своей «труднодоступности», постепенно отбивает у других людей всякую охоту заводить с ним знакомство, становясь все менее социально желанным.
Эффект Пигмалиона
В отличие от мифа о Пигмалионе и Галатее, в психологии эффект Пигмалиона — синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Специалисты провели исследование, в котором доказали, что при равных способностях учащихся ожидания учителей способны повлиять на их успехи, вплоть до показателей IQ. Психологи случайным образом выбрали нескольких школьников из различных классов и рассказали учителям, что это особо талантливые дети, обладающие необычайно высоким потенциалом. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению по сравнению с другими учениками в своей школе. Эффект объясняется просто: зная, что ученик талантлив, учителя вкладывали в работу с ним больше сил, поощряя его к большим достижениям, чем остальных детей. К тому же, на самого ученика действовал эффект убеждения, который транслировали ему значимые взрослые.
Эффект Зейгарник
Мнемический (то есть относящийся к памяти) эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 году Блюмы Вульфовны Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект Зейгарник с успехом применяется в педагогике и искусстве.
Эффект ореола
Каждый в институтские годы слышал поговорку: «Вначале студент работает на зачетку, а затем — зачетка на него». Если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже в том случае, если эти мнимые достоинства никак не проявляются. И напротив, при возникновении отрицательного впечатления от человека, наше сознание пытается видеть в нем только плохое. Такое обобщение удобно мозгу: в этом случае не возникает противоречий и полутонов. Поэтому если в первом семестре студент хорошо занимается и готовится к экзаменам, то и во втором семестре часто получает только отличные оценки при том, что работает уже далеко не так старательно. На преподавателей уже действует «эффект ореола», и они стараются натянуть ответ студента на «отлично».
Читайте также:
Ученые оправдали эгоистическое поведение
Транс и кома заставляют мозг работать иначе
Десять секретных «кнопок» нашего мозга
Источник