Синдром ретта у детей симптомы фото

Что такое Синдром Ретта?
Синдром Ретта – является наследственным заболеванием, психоневрологического генеза. Развивается в основном у девочек и приводит к развитию умственной отсталости.
Данный синдром впервые описал невролог из Австрии Андреас Ретт.
Особенности патологии заключаются в том, что ребенок до 18 месяцев развивается хорошо, но затем у ребенка начинают исчезать приобретенные, раннее, навыки: нарушается речь, двигательная активность, предметно-ролевая игра.
Появляются однообразные движения рук, не преследующие какой-либо цели. Нередко ребенок их потирает и заламывает.
Андреасом Реттом были обследованы две девочки, у которых он отметил регрессивный тип психоневрологического расстройства, проявляющийся движениями рук, напоминающих мытье.
Причины возникновения синдрома
Причины возникновения продолжают изучаться. Особая роль отводится генетической предрасположенности, а также мутации в геноме, связанного с X хромосомой.
Мутация в гене, кодирующего метил-СрG-связывающий гликопротеин. приводит к нарушению правильного развития деятельности головного мозга в эмбриональном периоде развития.
Если ген не изменен, то мозг и его отделы развиваются без патологии. Если произошла мутация, происходит поражение X- хромосомы. Так как у женщин их две, то одна X-хромосома – нормальная, а вторая – дефектная.
С одной нормальной X-хромосомой девочкам удается появится на свет. Так как у мальчиков набор хромосом состоит из X и Y- хромосом, то их рождение с синдромом Ретта теоретически невозможна. Они погибают во внутриутробном периоде. Но существуют исключения.
При полисомии XXY хромосомах, рождение мальчиков возможно (синдром Клайнфельтера).
Симптомы синдром Ретта
После рождения ребенок ничем не отличатся от своих сверстников в течение первых месяцев своей жизни.
Врачи не могут заподозрить симптомы и выявить патологические изменения, характерные для синдрома Ретта.
Окружность головки соответствует норме.
Единственным признаком патологии может быть снижение и вялость мышечного тонуса. Также может изменяться температура тела (низкая, 35 градусов), бледные кожные покровы и высокая влажность ладоней.
К 5-6 месяцам начинает выявляться отставание в физическом развитии ребенка. Он не ползает, не может переворачиваться на спинку или на бок.
В большинстве случаев, в более старшем возрасте, ребенок не может удерживать свое тело в вертикальном положении и сидеть.
Патогомоничные (отличительные) признаки синдрома Ретта:
- специфические двигательные приемы рук (см. фото выше). Дети с данным синдромом не могут удерживать различные предметы в руках. У них выявляются одинаковые стереотипные движения, напоминающие перебор пальчиков или хлопки руками на уровне грудной клетки. Дети иногда ударяют себя ручками по различным частям тела.
- развитие умственной отсталости, отсутствует стремление изучать что-то новое. Дети до 1 года могут научиться ходить, говорить, узнавать окружающих (родителей), но в течение некоего временного промежутка теряют эти способности.
- уменьшение размеров головного мозга и окружности головы.
- развитие судорожных припадков, напоминающих эпилептические.
- искривление позвоночника из-за нарушения позвоночного сегмента, ведущего к мышечной дистонии;
- нарушение речи;
- замедленный рост;
- развитие патологий сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.;
- нарушение дыхания, ночью или днем во время сна могут наступать промежутки отсутствия дыхания;
- во время приема пищи с едой дети могут заглатывать воздух, провоцируя срыгивание.
Стадии болезни
Выделяют 4 стадии заболевания:
- Первая стадия развивается в начале четвертого месяца жизни и может продолжаться до двух лет. Появляются отклонения физического развития ребенка, отсутствует интерес к происходящему, апатия, задержка роста головы, набора веса, низкий мышечный тонус и вялость.
- Вторая стадия развивается к году жизни, когда ребенок ползает, переворачивается, ходит, говорит. В течение года эти приобретенные навыки исчезают. Он не помнит, как разговаривать, ходить и т.д. У ребенка возникают стереотипные движения рук, напоминающие мытье под краном, нарушение дыхания во время отдыха и не только, расстройство координации движений. Также возникает судорожный синдром, напоминающий эпилептический припадок. Лечение эпилептического припадка не приводит к исчезновению судорог.
- Третья стадия чаще наблюдается в конце второго начале третьего годика. Этот этап еще называют стабилизацией. На этом этапе происходит регресс развития головного мозга, т.е развивается умственная отсталость, уменьшается количество эпилептиморфных припадков. Ребенок может находится в одном положении длительное время (находится «в себе»), но при этом нет беспокойства и криков.
- Четвертая стадия является самой тяжелой, развивается примерно к 5 -10 годам и характеризуется необратимыми дегенеративными процессами в центральной и периферической нервной системах, а также в суставах и позвоночном столбе. Развивается искривление позвоночника, ведущее в 3-4 степени сколиоза. Характерна кахексия (снижение веса ребенка), мышечная гипотония, уменьшение размеров головного мозга, боли в суставах и мышцах. Эпилептические припадки появляются очень редко.
Течение заболевания основывается на скорейшем установлении диагноза. Чем раньше был установлен диагноз, проведены лечебные и профилактические мероприятия, тем благоприятнее течение болезни. У разных детей течение патологии происходит по-разному. Если установление диагноза было выставлено в поздние сроки, велик риск развития тяжелейших осложнений, препятствующих нормальной жизни больного ребенка.
Диагностика
Диагностика заболевания основывается на сборе анамнеза (истории) заболевания, жизни больного, генетических изменений в гениалогическом древе, т.е наличия в семье/родственников данной патологии.
Основным методом исследования является генетический анализ, который указывает на дефектную X-хромосому и с помощью данного анализа подтверждается болезнь Ретта.
Проводят инструментальные методы исследования головного мозга:
- Компьютерная томография: с ее помощью анализируют структуры мозга и патологические нарушения. Выявляют экстрапирамидные расстройства (нарушение координации движений, нарушения речи и др.). А также имеются признаки отсутствия развития головного мозга.
- Электроэнцефалография: исследуют структуры головного мозга, определяя биоэлектрическую активность. Замедленный фоновый ритм подтверждает наличие мутации Х-хромосомы.
При синдроме Ретта проводят дополнительные методы исследования, которые могут подтвердить или опровергнуть патологии других органов и систем на разных стадиях заболевания:
- Электрокардиография, эхокардиография свидетельствуют о патологии сердца. Могут быть аритмия, учащенный пульс и хроническая сердечная недостаточность по большому или малому кругам кровообращения.
- УЗИ органов брюшной полости свидетельствуют о патологии пищеварительного тракта, печени и желчевыводящих протоках. Реже выявляются патологии мочевыделительной системы.
- Электронейромиография: с ее помощью исследуют проведение импульсов через нервные окончания мышц, суставов и др.
Постановка диагноза на начальных этапах основывается на клинических проявлениях заболевания. Чем сильнее выражены клинические признаки в возрасте не соответствующей стадии, тем короче продолжительность жизни ребенка.
Дифференциальную диагностику синдрома Ретта у детей следует проводить с аутизмом. Что у синдрома Ретта что и у аутизма, есть одинаковые клинические проявления.
Аутизм – дегенеративное расстройство нервной системы, развивающееся при нарушении формирования головного мозга и проявляющееся дефицитом общения, ограничением интересов и стереотипно повторяющимися действиями.
Признак | Синдром Ретта у детей | Аутизм |
Нарушение физического развития с ярко выраженной клиникой, возраст – 1 год. | Практически не выявляется | Часто выражено |
Стереотипность двигательных возможностей | Однообразные повторения движений рук, напоминающих мытье в пределах 1 пояса. | Разнообразные, многогранные движения рук с различными областями. |
Одинаковые движения с предметами | Отсутствуют | Присутствуют. Например: щелканье ручкой, открытие/закрытие книги и др. |
Нарушение координации (поражение мозжечка и ствола мозга) | Прогрессирующий характер, вплоть до неподвижности. | Движения напоминают манерные, но патологии мозжечка нет. |
Эпилептиморфные припадки | Частые повторения в зависимости от стадии. | Редко или вообще отсутствуют. |
Нарушение дыхания | Апноэ (отсутствие дыхания) в ночное или дневное время суток. | Отсутствуют. |
Нарушение роста костей верхних и нижних конечностей, головы | Возникает. | Не возникает |
Лечение
Лечение синдрома Ретта основано на симптоматическом лечении.
Устранить причину развития болезни и дальнейшее ее прогрессирования невозможно, но можно его замедлить.
Лечение синдрома Ретта включает в себя: медикаментозную терапию, профилактическую и лечебно-физическую культуру.
- С лечебной целью для купирования эпилептиморфных припадков используют антиконвульсанты (Дифенин, Диазепам, Клоназепам, Карбамазепин).
- Для регулирования биологических ритмов (день/ночь) используют Мелатонин.
Профилактические мероприятия направлены на устранение венозного застоя в сосудах малого и большого кругов кровообращения, предупреждения развития острой сердечной недостаточности, развития отека легких, инсульта, субарахноидальных кровоизлияний.
- Для улучшения мозгового кровообращения и кровообращения сосудов всех органов и систем используют: Фелодипин, Сермион, Инстенон.
- Для предотвращения тромбообразований используют антиагреганты (Аспирин) и антикоагулянты (Гепарин).
- Для улучшения мозговой деятельности используют ноотропные препараты: Пирацетам, Ноотропил, Пантогам, Актовегин.
- Средства для стабильной работы органов брюшной полости: сердца, печени и др.
- Используются гомеопатические средства для борьбы с умственной отсталостью (только по назначению врача).
Реабилитационные мероприятия при синдроме Ретта.
Прием лекарственных средств необходимо сочетать с лечебной физической культурой (ЛФК) и другими методами реабилитации.
ЛФК позволяет улучшить осанку ребенка и предупредить развитие искривления позвоночника или прогрессирования сколиоза.
С помощью ЛФК можно научить ребенка передвегаться. ЛФК необходимо сочетать с приемами мануального терапевта и лечебным массажем.
Наиболее эффективна при синдроме Ретта музыкотерапия по схеме Томатиса. Специально созданная музыка, прослушиваемая детьми, ведет к улучшению психоэмоциональных показателей ребенка.
Они начинают вступать в контакт с детьми и взрослыми. Положительной стороной является то, что музыкотерапию можно проводить в домашних условиях.
Для того, чтобы ребенок адаптировался к окружающей среде можно использовать:
- арт-терапию: творческие занятия в группе или отдельно в домашних условиях музыкой, рисованием и др.;
- иппотерапию: верховые прогулки на лошади;
- гидрореабилитацию: лечение «водой», например: минеральные ванны, гидромассаж и др.;
- дельфинотерапию: плавание в бассейнах с дельфинами;
- специальные занятия с собаками/кошками.
Также необходимы консультации логопедов, психологов, которые способны помочь ребенку «обрести себя», идти на контакты со взрослыми, выходить из депрессивного синдрома.
Питание
При данной патологии должно быть соблюдено лечебное питание.
Диета с повышенным содержанием жиров + витамины и клетчатка.
Необходимо кормить ребенка высококалорийными продуктами и специальными веществами для увеличения массы тела. Прием пищи должен быть каждые 3 часа.
В случае недоедания развивается кахексия (резкое снижение веса).
Прогноз жизни
Сколько живут дети с синдромом Ретта?
Продолжительность жизни таких детей при своевременном установлении диагноза, правильной медикаментозной и профилактической терапии довольна высока. Девочки доживают до 30-40 лет. Мальчики, к сожалению, в лучшем случае, до 1-2 лет.
Дети умирают в 4 стадии, с развитием тяжелейших осложнений: отек мозга, сердечная недостаточность, некроз кишечника, патология пищеварительного тракта, дисфункциональные патологии структур головного мозга.
Видеозаписи по теме
Источник
Синдром Ретта у детей — генетическая патология, при которой нервная система развивается некорректно, что приводит к возникновению в раннем возрасте совокупности нарушений.
Ключевая особенность заболевания — деградация умственных способностей, из-за которой ребенок утрачивает приобретенные на момент появления симптоматики навыки и теряет способность полноценно учиться новому.
О симптомах и признаках синдрома Дауна у детей вы можете узнать из нашей статьи.
Общая информация о патологии
Что это такое, и сколько живут дети с таким синдромом? Синдром Ретта — фото:
Синдром Ретта относится к психоневрологии и был обнаружен в 1954 году. Ранние проявления этой патологии сходны с симптоматикой аутизма, поэтому при диагностике важно сопоставить информацию и точно поставить диагноз.
Заболевание возникает преимущественно у девочек, так как его развитие связано с X-хромосомой. Девочки с нарушением выживают, так как у них две X-хромосомы, а мальчики с аналогичным нарушением гибнут еще до рождения.
Редкие случаи диагностированного синдрома Ретта у мальчиков связаны с синдромом Клайнфельтера, при котором у мальчика присутствует лишняя X-хромосома. Также у детей мужского пола могут развиваться атипичные разновидности этой патологии, но случаи заболеваемости крайне редки.
Патология считается распространенной: из 10-15 тысяч рожденных девочек одна является носителем синдрома Ретта.
к содержанию ↑
Причины появления
В основе развития патологии лежит мутация гена MECP2, который расположен в X-хромосоме.
Его экспрессия прерывается, и он прекращает функционировать корректно.
Если этот ген в норме, он в определенный период формирования мозга блокирует активность ряда других генов, и мозг продолжает полноценное развитие.
Если структура гена нарушена, он не выполняет эту функцию, и мозг формируется некорректно, что приводит к возникновению прогрессирующей умственной отсталости и прочих тяжелых симптомов.
Более 70% случаев возникновения патологии связаны с нарушениями в генетическом материале отца ребенка.
к содержанию ↑
Симптомы и признаки
Когда девочка с синдромом Ретта рождается, у нее нет никаких видимых нарушений. Базовые показатели — вес, общий внешний вид, окружность головы — в норме, а если и есть нарушения, то они не связаны с синдромом Ретта.
Первые три-четыре месяца ребенок развивается так же, как и его сверстники. На этом этапе отмечается только мышечная слабость, также наблюдаются следующие признаки:
- пониженная температура тела;
- выраженное потоотделение в зоне стоп и ладоней;
- бледность кожи.
Когда ребенок достигает полугода, у него отмечаются признаки отставания в процессах развития навыков движения (ползанье, переворачивание на спину). Он поздно начинает сидеть, стоять, не проявляет выраженного интереса к игрушкам, апатичен.
Признаки патологии на этапе младенчества могут отсутствовать и проявиться позднее.
Процесс прогрессирования синдрома Ретта делится на четыре стадии:
- I стадия. В самом начале жизни ребенок развивается обычными темпами, никаких серьезных нарушений в его развитии не отмечается. Возможно даже, что начальная стадия наступит спустя год-два после рождения: первая симптоматика синдрома Ретта наблюдается в промежутке между 6 месяцами и 2,5 годами жизни. Двигательное развитие ребенка замедляется, ему становится неинтересно играть, он безразлично относится к игрушкам и занятиям, которые ранее были интересны. Мышечный тонус падает, наблюдаются отклонения в физическом развитии: голова увеличивается медленнее, процесс удлинения трубчатых костей также замедляется, и ребенок выглядит ниже и слабее сверстников. Также могут возникнуть сердечно-сосудистые заболевания и сбои в функционировании органов желудочно-кишечного тракта.
- II стадия. Этот этап болезни наблюдается спустя 1-2 года после возникновения первых симптомов. Первыми признаками перехода во вторую стадию является возникновение нарушений сна (бессонница, частые пробуждения, некрепкий сон), ребенок выглядит тревожным. После этого дети стремительно, в течение нескольких недель, утрачивают почти все полученные ранее навыки, перестают ходить, разговаривать, не могут держать предметы в руках. На этом этапе возникают дыхательные нарушения: апноэ (прекращение дыхательной активности), длящееся на протяжении 1-2 минут, сменяется гипервентиляцией, когда ребенок глубоко и часто дышит. Эти отклонения в процессах дыхания наблюдаются, когда ребенок бодрствует, и исчезают в период сна.
- III стадия. Процесс прогрессирования симптоматики замедляется. У детей отмечается тяжелая степень умственной отсталости, овладевание новыми навыками крайне затруднено, часто возникают эпилептические приступы, которые затруднительно контролировать.
Также наблюдаются мышечные спазмы, непроизвольная двигательная активность (гиперкинезы). Но могут исчезнуть некоторые симптомы: улучшается сон, снижается уровень тревожности, ребенок выглядит более спокойным, взаимодействие с родителями и лечащими врачами облегчается. Этот период в среднем начинается в 2-4 года и завершается в 10-15 лет.
- IV стадия. Количество эпиприступов сокращается, они могут исчезнуть полностью, но наблюдается стремительное прогрессирование двигательных отклонений. Большая часть детей на этом этапе практически полностью теряет способность двигаться, мышечная система атрофируется, возникают поражения сосудов ног, что увеличивает вероятность возникновения язв на фоне проблем с кровоснабжением. Сильно искривляется позвоночный столб из-за мышечной атрофии. Эта стадия длится всю оставшуюся жизнь.
Также наблюдаются и другие патологии: эпилептические приступы, нарушения координации, характерные для этого заболевания повторяющиеся движения, напоминающие процесс мытья рук.
Симптоматика, характерная для каждой из стадий, может меняться и тесно связана с индивидуальными особенностями ребенка и скоростью прогрессирования патологии.
к содержанию ↑
Диагностика
Первичная диагностика проводится на основе анамнеза ребенка, жалоб и другой информации, которую предоставляют родители. Из-за сходства синдрома Ретта с аутизмом необходима дифференциальная диагностика.
Отличия синдрома Ретта и аутизма:
Признаки | Синдром Ретта | Аутизм |
Появление первых симптомов | Первые признаки не возникают до шести месяцев и могут наблюдаться через год-два после рождения. | Первые признаки появляются до шестимесячного возраста. |
Особенности двигательной активности | Присутствует скованность движений из-за нарушений в мышечной системе. | Движения плавны, изящны, а походка своеобразна, манерна. |
Ритуалы с предметами (повторяющееся стремление систематизировать предметы по определенным признакам) | При этой патологии стремление систематизировать предметы отсутствует. | Характерный призрак аутизма. |
Эпилептические приступы | Наблюдаются в 50-80% случаев, движения в процессе припадка имеют высокую частоту, присутствуют другие типы пароксизмов. | Наблюдаются в 10-30% случаев, движения в процессе припадка имеют низкую частоту. |
Нарушения дыхательной деятельности, замедленное физическое развитие | Присутствуют. | Не наблюдаются. |
Стереотипии | Обе руки двигаются по средней линии тела, движения имеют ритм, однообразны. | Руки двигаются иначе, движения отличаются сложностью. |
Также проводится общая диагностика, которая включает следующие исследования:
-
МРТ головного мозга. При помощи этого метода можно отметить уменьшение объема мозга и его сглаженность.
- Электроэнцефалограмма. Отмечается уменьшение фоновой активности мозга, реакция на раздражители выражена слабо.
- Молекулярное кариотипирование. Позволяет обнаружить отклонения в гене, связанном с развитием заболевания.
- УЗИ печени и селезенки. У 20-30% детей с этим заболеванием отмечается недоразвитость этих органов.
к содержанию ↑
Лечение и реабилитация
Возможность вылечить синдром Ретта на настоящий момент отсутствует, но ведутся исследования, которые показывают, что со временем можно будет изменить дефектный ген — и симптоматика исчезнет.
Чтобы улучшить состояние ребенка, применяются медикаменты, устраняющие либо уменьшающие выраженность некоторых симптомов:
- противосудорожные средства (Карбамазепин, Вальпарин). Из-за особенностей заболевания противосудорожные медикаменты показывают низкую эффективность;
- ноотропы (Фенибут, Церебролизин, Актовегин). Улучшают обучаемость, благоприятно влияют на мозговое кровоснабжение;
- стимуляторы дофаминовых рецепторов D2 (Бромокриптин, Толкапон). Положительно влияют на моторику;
- снотворные медикаменты (Тразодон, Мелатонин).
В зависимости от симптоматики, могут быть назначены препараты для лечения заболеваний сердца, печени, селезенки.
Реабилитационные мероприятия включают:
-
Массаж. Улучшает тонус мышц, оказывает успокаивающий, расслабляющий эффект, благоприятно влияет на моторику.
- Лечебную гимнастику. Физическая активность позволяет поддерживать некоторый мышечный тонус, улучшить двигательные навыки, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
- Различные терапевтические практики. Хорошие результаты показывает музыкотерапия: ребенок становится эмоциональнее, уравновешеннее, общительнее, снижается уровень тревожности. Если эпилептоидная активность отсутствует, может применяться томатис-терапия, когда ребенок прослушивает специальную музыку, которая благоприятно влияет на его мозговую деятельность. Также применяются иппотерапия, гидротерапия, арт-терапия, АВА-терапия.
- Работу с дефектологом, психологом, остеопатом. Психолог и дефектолог помогают ребенку улучшить навыки коммуникации, моторику. Остеопатия положительно влияет на состояние позвоночника.
О методах коррекции малой мозговой дисфункции у детей читайте здесь.
к содержанию ↑
Особенности ухода и воспитания
Особенности питания при синдроме Ретта:
- Пищу нужно давать в измельченном виде. Ребенку трудно жевать, он ест медленно, поэтому, если еда измельчена, его проще кормить. Хорошо подходят каши, фруктовые и овощные пюре, супы, соки, йогурты, витаминизированное молоко.
- Частые приемы пищи. Важно кормить ребенка каждые 3-4 часа небольшими порциями, чтобы он получал достаточно калорий и полезных веществ, а его ЖКТ справлялся с нагрузками.
- В пище должно содержаться большое количество полезных веществ. Также важно высокое содержание белков, жиров.
Если ребенку трудно есть, можно использовать зонд.
Советы родителям:
-
Момент осознания диагноза очень тяжелый. Если вы чувствуете себя эмоционально опустошенными, теряете интерес к жизни, то вам следует обратиться к психотерапевту и чаще общаться с доброжелательными людьми.
- В интернете можно найти людей, детям которых поставили такой же диагноз, поддерживать их, обсуждать методы лечения.
- Помните, что ваш ребенок по-прежнему остается вашим ребенком, который, как и другие дети, нуждается в бережном отношении, в любви и поддержке. Ваши действия способны улучшить его жизнь.
к содержанию ↑
Прогноз и профилактика
Прогноз в связи с прогрессирующими двигательными нарушениями неблагоприятный, и смягчить их, когда заболевание перешло на четвертую стадию, затруднительно. Но продолжительность жизни женщины с синдромом Ретта составляет 30-40 и более лет при наличии полноценного ухода.
Единственный действенный метод профилактики — пройти генетические тесты в процессе вынашивания ребенка, чтобы выявить отклонение и принять решение о целесообразности прерывания беременности.
Несмотря на то, что синдром Ретта неизлечим, современные методы реабилитации дают возможность улучшить состояние ребенка. Также высока вероятность, что в ближайшем будущем будут найдены эффективные методы лечения этой патологии.
Особенности работы с ребенком с синдромом Ретта в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Источник