Синдром ребенка в детском доме
Содержание
- Госпитализм у детей
- Причины госпитализма у детей
- Патогенез
- Симптомы госпитализма у детей
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение госпитализма у детей
- Прогноз и профилактика
Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.
Госпитализм у детей
Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.
Причины госпитализма у детей
Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:
- Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
- Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта. Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.
Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.
Патогенез
В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.
Симптомы госпитализма у детей
Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.
В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.
В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.
Осложнения
Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.
Диагностика
Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:
- Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
- Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
- Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .
Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.
Лечение госпитализма у детей
Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.
В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.
Источник
Содержание:
- Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей
- Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста в домах ребенка.
- Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей.
- Корректируемые и некорректируемые заболевания.
В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 — 5 летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 — 3 месяцев жизни.
По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:
- Патология центральной нервной системы — 95-100%, из них ПЭП — 75-80 %.
- Болезни органов чувств 25-30 %.
- Кардиопатология 65-70%, из них ВПС -12%.
- Заболевания кожи, костно-мышечной системы 45-50.
- Болезни мочевыводящих путей — 20-25%.
- Болезни органов дыхания- 1%.
- Болезни желудочно-кишечного тракта — 0.5 %.
Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз — перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
ПЭП — это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28-ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.
ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т.е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.
Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.
Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.
Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО)- вариант N.
Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.
При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.
Довольно часто встречаются у наших детей грыжи — пупочные, паховые, пахово — мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.
Часто звучит диагноз — инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.
Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными Заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.
То же можно сказать и о болезнях желудочно — кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.
Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в Домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфо — функциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.
Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6-12 месяцам жизни. Все зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.
Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей
Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей, отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.
В Дом ребенка поступают дети не только от родителей — алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту «С» или «В», положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.
Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6 месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребенок заболевает гепатитом.
Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в Домах ребенка является Синдром Дауна.
Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.
Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.
Эпилептический синдром также является неблагоприятным.
Источник
— Äà, áåðåìåííà óæå âòîðûì, äà, ñèðîòà èç äåòñêîãî äîìà, è æèòü åé íåãäå, íî íå ìîãó ÿ åå âçÿòü äàæå íà ïàðó ìåñÿöåâ, — Ëàðèñà Ëàçàðåâà, äèðåêòîð Åêàòåðèíáóðãñêîãî öåíòðà ïîìîùè ñåìüå è äåòÿì, îêàçàâøèìñÿ â òðóäíîé æèçíåííîé ñèòóàöèè, óáåæäàåò êîëëåãó íà òîì êîíöå ïðîâîäà êàê ðàç â òîò ìîìåíò, êîãäà ìû íà÷èíàåì ñ íåé òÿæåëûé ðàçãîâîð î ñîöèàëèçàöèè äåòåé-ñèðîò, âûõîäöåâ èç êàçåííûõ ó÷ðåæäåíèé.
Òàêèõ çâîíêîâ ìîæåò ðàçäàòüñÿ íå ïî îäíîìó íà íåäåëå. Áûâøèå äåâ÷îíêè-äåòäîìîâêè, íå ïîëó÷èâøèå ëþáâè è òåïëà îò ðîäèòåëåé, ñ ëåãêîñòüþ ïðèíèìàþò çà ëþáîâü óõàæèâàíèÿ ÷óòü ëè íå ïåðâîãî âñòðå÷íîãî. Ðîæàþò, à ïîòîì ÷àñòî íå çíàþò, ÷òî äåëàòü ñ ðåáåíêîì, íå ÷óâñòâóþò çà íåãî îòâåòñòâåííîñòè. Íåò ó íèõ ïåðåä ãëàçàìè ìîäåëè ñåìüè, ãäå êàæäóþ êîïåéêó íà ñåáÿ è íà äåòåé íàäî çàðàáàòûâàòü, ïîðîé è êèëîãðàìì êàðòîøêè ðàñòÿãèâàòü íà íåñêîëüêî äíåé.  äåòäîìå æå íà âñåì ãîòîâîì, íè ñóï âàðèòü, íè ïîë ìûòü íå íàäî — ñïëîøíîé ñàíàòîðèé äî 18 ëåò. À åñëè âäóìàòüñÿ, ÷óäîâèùíûé ñîöèàëüíûé ýêñïåðèìåíò. Òà äåâóøêà-ñèðîòà, î êîòîðîé ñîîáùèëè Ëàðèñå Ëàçàðåâîé, êîãäà âûøëà èç äåòäîìà è ðîäèëà ïåðâîãî, òðè ãîäà ïðîæèëà â ñîöèàëüíîì öåíòðå, òåïåðü åå ïûòàþòñÿ ïðèñòðîèòü â äðóãîé. Æèëüÿ ñâîåãî íåò, â îäíîêîìíàòíîé êâàðòèðå, ãäå ïðîïèñàíà åùå äî äåòäîìà, òîëïà âå÷íî ïüÿíîé ðîäíè, âîíü è ñìðàä.
— Íî ÷òî òîëêó êî÷åâàòü èç îäíîãî ñîöèàëüíîãî ïðèþòà â äðóãîé, òàê íå ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ áåñêîíå÷íî, — ãîâîðèò Ëàðèñà Ëàçàðåâà. — Ñêàæåòå, ìíå åå íå æàëêî, íî æàëîñòü òóò íè ïðè ÷åì. Íàäî ýòîò ïîðî÷íûé êðóã ðàçðûâàòü: ïîìî÷ü äåâî÷êå íà ðàáîòó óñòðîèòüñÿ, ñ æèëüåì ïðîáëåìó ðåøèòü, ÷òîáû îíà ïîñòåïåííî íà÷àëà æèòü ñâîåé æèçíüþ, à íå ïðèþòñêîé. ß óáåæäåíà, íå ñèðîòñòâî íàäî ïîääåðæèâàòü, à ñåìüè. Êàêîé áû òðóäíîé íè áûëà ñåìüÿ, íî, åñëè ðåáåíêà â íåé íå óáèâàþò, íå íàñèëóþò, åñëè åãî çäîðîâüþ íè÷åãî íå óãðîæàåò, ñîöîðãàíû äîëæíû ýòó ñåìüþ âûòÿãèâàòü ñî äíà. Íå áûâàåò õîðîøèõ äåòñêèõ äîìîâ ïî îïðåäåëåíèþ.
Äåâ÷îíêè, âûïóñêíèöû äåòäîìîâ, æèâóò â ñîöèàëüíûõ öåíòðàõ ãîäàìè. Ïðè÷åì ÷àñòî áåç âñÿêîé ìîòèâàöèè ÷òî-òî ìåíÿòü — àïàòè÷íî è áåçâîëüíî, êàê ïðèâûêëè. È õîðîøî, åñëè íå ïüþò, íå ïîäñåëè íà íàðêîòó. ×òî òîæå ÷àñòî áûâàåò îò áåçûñõîäíîñòè, îò íåóìåíèÿ óñòðîèòüñÿ â ðåàëüíîì ìèðå.
×òî ìèëëèîí, ÷òî òûñÿ÷à- íå âàæíî
Âûðîñøåìó â ñåìüå êàæåòñÿ: íó êàê òàê — ðåáåíîê èç äåòäîìà ìîæåò ýëåêòðè÷åñêèé ÷àéíèê íà ïëèòó ïîñòàâèòü, ïåëüìåíè áðîñèòü â õîëîäíóþ âîäó? Íè çàøèòü, íè ïîñòèðàòü íå óìååò, êóïèòü áèëåò â òðàìâàå — äëÿ íåãî è òî ïðîáëåìà. Íàñòîÿùèé Ìàóãëè, õîòü è æèâåò ñðåäè ëþäåé. È, êàæåòñÿ, â ñåìüå ýòîìó íèêòî íå ó÷èò, íî ðåáåíîê ïåðåíèìàåò ýëåìåíòàðíûå íàâûêè êàæäûé äåíü îò îòöà ñ ìàòåðüþ.
— Äëÿ äåòåé èç äåòäîìà âñå ýòî îãðîìíàÿ ïðîáëåìà, -ãîâîðèò êîîðäèíàòîð ïðîåêòà «Äðóæèì» ßíà Âåãåðà. — Ñ äåíüãàìè âîîáùå áåäà: äëÿ íèõ ÷òî ìèëëèîí, ÷òî òûñÿ÷à — íå âàæíî, îíè æå èõ â ðóêàõ íå äåðæàëè íèêîãäà. Íàêîïèëîñü, íàïðèìåð, òûñÿ÷ 700-800 ïåíñèè çà óìåðøèõ ðîäèòåëåé, ìîãóò ñïóñòèòü âñå çà ïàðó ìåñÿöåâ. Äåíüãè íåïîíÿòíî îòêóäà ñâàëèëèñü. Äîðîãóþ åäó â êàôå çàêàçûâàþò, êó÷ó îäåæäû, àéôîí ïîñëåäíåé ìàðêè ïîêóïàþò. Âñå, ñâîáîäà! Ïàðíèøêà îäèí êóïèë êðîññîâêè çà ñåìü òûñÿ÷, çàáûë èõ íà îñòàíîâêå: «Íó è ÷åðò ñ íèìè, ñ êðîññîâêàìè». À ó íèõ ãëàâíûå ïðîáëåìû íå ðåøåíû — æèëüÿ íåò, ðîäèòåëüñêàÿ êâàðòèðà äàâíî ïðîïèòà èëè ïðîäàíà. È ÷òî äàëüøå æäåò, íåïîíÿòíî.
ßíà çàíèìàåòñÿ ñ äåòüìè îäíîãî èç äåòñêèõ äîìîâ Åêàòåðèíáóðãà óæå íåñêîëüêî ëåò. Îíà äëÿ íèõ, êàê ïèøóò â ëèòåðàòóðå ïî ïåäàãîãèêå, çíà÷èìûé âçðîñëûé. Òî åñòü òîò, ñ êåì ìîæíî ïîñîâåòîâàòüñÿ, êîìó ðåáåíîê äîâåðÿåò, ìîæåò îòêðîâåííî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî ó íåãî íà äóøå. Õîòÿ åé âñåãî-òî 27 ëåò. Îíà õîäèò ñ ïîäðîñòêàìè â ïîõîäû, çàáèðàåòñÿ íà ñàìûå êðóòûå âåðøèíû. Ïðè ýòîì óñïåâàåò ìíîãî ðàáîòàòü, îíà äèçàéíåð, îðãàíèçàòîð îãíåííûõ øîó. Ãëÿäÿ íà íåå, ïîäðîñòêè ïîíèìàþò: âîò òàê æèòü êðóòî, à áóõàòü è êóðèòü ïî óãëàì — îòñòîéíî.
— Ãîâîðþ èì: íå òðàòüòå âñå ñðàçó, ïóñòü ïîëåæàò íà ñ÷åòå, ïîêà ó÷èòåñü. Ðàáîòó èùèòå, äåíüãè âàì åùå ïðèãîäÿòñÿ,- ãîâîðèò ßíà. — È áåç òîãî ìàññà æåëàþùèõ îáîáðàòü áûâøèõ äåòäîìîâöåâ. Óøëûå âçðîñëûå, ðàçíîãî ðîäà êðèìèíàëüíûå ëè÷íîñòè â äðóçüÿ íàáèâàþòñÿ. Îñîáåííî ñ âûïóñêíèêàìè êîððåêöèîííûõ îòäåëåíèé áåäà, ÷óòü ëè íå êàæäîãî ïàñóò, ÷òîáû «ïîìî÷ü» â æèçíè. Åñëè ðåáåíîê íåñîâåðøåííîëåòíèé, åùå ìîæíî îòñëåäèòü, êòî èìåííî íàãðåë äîâåð÷èâûõ. À 18 ëåò èñïîëíèëîñü — âñå, òû ñàì çà ñâîè äåéñòâèÿ â îòâåòå, îøèáñÿ — ñïðàøèâàòü íå ñ êîãî. Õîòÿ íà ñàìîì äåëå êàêîé îí âçðîñëûé, ó 10-ëåòíåãî ïîäðîñòêà èç ñåìüè ñîöèàëüíûå íàâûêè êóäà ëó÷øå ðàçâèòû.
Ïî èäåå, ýëåìåíòàðíûì áûòîâûì óìåíèÿì â äåòñêèõ äîìàõ îáó÷àòü äîëæíû. Ïî êðàéíåé ìåðå, ïðîñòåéøèé ñóï ñâàðèòü, áåëüå ïîñòèðàòü, ïóãîâèöó ïðèøèòü. Íî íà äåëå, êàê ãîâîðèò ßíà Âåãåðà, êóõíè çàêðûòû íà çàìîê èëè äàâíî ïðèñïîñîáëåíû ïîä ÷òî-òî äðóãîå. À ìûòü ïîë èëè, íå äàé áîã, äåëàòü õîòÿ áû íåáîëüøîé ðåìîíò çàïðåùåíî. Àäìèíèñòðàöèþ çàâåäåíèÿ ìîãóò ïðèâëå÷ü çà èñïîëüçîâàíèå äåòñêîãî òðóäà. Òàê ÷òî îò ãðåõà ïîäàëüøå
Ïðîñòèòå ðîäèòåëåé
Îòñóòñòâèå áûòîâûõ è ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ ó äåòåé — ýòî, êîíå÷íî, ïîëáåäû, ãîâîðÿò ýêñïåðòû. Ãëàâíîå — òÿæåëûå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû, êîòîðûå îíè èñïûòûâàþò è â äåòñêîì äîìå, è ïîñëå.
— Ñâîèõ ïüþùèõ ðîäèòåëåé îíè, êàê ïðàâèëî, è ëþáÿò, è íåíàâèäÿò îäíîâðåìåííî. Ñòûä, ñòðàõ, áîëü — âñå ñïëåëîñü â äóøå, è ïîéäè ðàñïóòàé ýòîò êëóáîê, — ãîâîðèò ßíà Âåãåðà. — È âñå æå ÿ âñåãäà ãîâîðþ èì: âû äîëæíû ïðîñòèòü îòöà ñ ìàòåðüþ. Ýòî î÷åíü âàæíî, èíà÷å ñâîþ ñîáñòâåííóþ ñåìüþ ñ òàêèì êàìíåì â äóøå íå ñîçäàòü íèêîãäà. Âñå ïîéäåò âêðèâü è âêîñü. Ñïèñûâàåìñÿ ñ ðîäèòåëÿìè, ïðèãëàøàåì èõ ê äåòÿì, êàêèìè áû çàêîí÷åííûìè àëêîãîëèêàìè îíè íè áûëè, â òþðüìå èëè íà âîëå, íå âàæíî. Îäíà ìàìà ïðèåõàëà, äåâî÷êà åå ñíà÷àëà íå âîñïðèíÿëà: ìîë, ÷òî îíà òàêàÿ ðàñêðàøåííàÿ, êàê ïðîñòèòóòêà, íî ïîòîì ñòàëà åçäèòü âñå ÷àùå. Äåâî÷êà ñ ìàìîé íà÷àëè ïîñòåïåííî êîíòàêòèðîâàòü. Íó à êàê, îíà æå ìàòü åå. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ðåáåíîê ïîíèìàë, ÷òî ó íåãî åñòü êîðíè, êòî îí è îòêóäà âçÿëñÿ. Èíà÷å çàðîæäàþòñÿ ðàçíîãî ðîäà ìàðãèíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ.
Äðóãèì âåçåò ìåíüøå, ðîäèòåëè íåèçâåñòíî ãäå, è òàêèõ, çíà÷èìûõ âçðîñëûõ, êàê ßíà, ðÿäîì íåò.
— Âîñïèòàòåëè â äåòñêèõ äîìàõ ðàáîòàþò ïî ãðàôèêó äâà ÷åðåç äâà, îñîáî íè ê êîìó íå ïðèâÿæåøüñÿ, ó íèõ ñâîè ñåìüè, äà è íåâîçìîæíî ïðîáëåìû êàæäîãî ðåáåíêà ïðîïóñêàòü ÷åðåç ñåáÿ, — ãîâîðèò ïñèõîëîã îáùåñòâåííîé îðãàíèçàöèè «Ñåìüÿ-äåòÿì», êîíñóëüòàíò øêîëû ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé Ñâåòëàíà Áðóä. — Ñëóæáà ïñèõîëîãîâ â äåòñêèõ äîìàõ ïðàêòè÷åñêè íå äåéñòâóåò. Åñëè è åñòü ñïåöèàëèñò, òî åãî çàäà÷à — ðàçîáðàòüñÿ ñ ãëóáîêèìè òðàâìàìè äåòåé, êîòîðûå íàêîïèëèñü ó íèõ ïðè ïîñòóïëåíèè, èì íå äî èõ ñîöèàëèçàöèè ïîñëå âûõîäà èç ïðèþòà.
Íå ñîçäàâàéòå ãåòòî
Íî ìîäåëè õîðîøåé ñåìüè ó äåòäîìîâöåâ íåò, è ïîýòîìó îíè íà÷èíàþò íåâîëüíî âîñïðîèçâîäèòü òó óðîäëèâóþ, êîòîðàÿ áûëà â åãî ñåìüå. Òàê âñå èäåò ïî êðóãó.
— Åñëè ðîäèòåëè ïüÿíñòâîâàëè, è îíè íà÷èíàþò ïèòü, ïðèâîðîâûâàëè — íà÷èíàþò êðàñòü, î÷åíü ÷àñòî íå àíàëèçèðóþò ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè, — îòìå÷àåò ßíà Âåãåðà. — Áûòîâàÿ íåóñòðîåííîñòü òîëüêî óñèëèâàåò ïðîáëåìû. ×àñòî, ÷òîáû ðåøèòü ïðîáëåìó ñèðîò ñ æèëüåì, âëàñòè ñòðîÿò îäèí ìíîãîêâàðòèðíèê íà âñåõ, êàê ïðàâèëî, èç ñàìûõ äåøåâûõ, íåêà÷åñòâåííûõ ìàòåðèàëîâ. È ïîëó÷àåòñÿ ÷òî-òî âðîäå ãåòòî, ãäå áûâøèå äåòäîìîâöû íà÷èíàþò ðàçðóøàòü âñå âîêðóã.
Âåðíà ëè ðàñõîæàÿ ñòàòèñòèêà î òîì, ÷òî òîëüêî îäèí-äâà èç äåñÿòè äåòäîìîâöåâ, ñòàâ âçðîñëûìè, æèâóò áëàãîïîëó÷íîé æèçíüþ, îñòàëüíûå êòî â òþðüìå, êòî ïüåò, à êòî è ñâîäèò ñ÷åòû ñ æèçíüþ?
Âðÿä ëè íà ñàìîì äåëå êòî-òî ïîäñ÷èòûâàë. Íî ïðîáëåìà, óòâåðæäàåò Ñâåòëàíà Áðóä, è âïðàâäó äî ñèõ ïîð îñòðàÿ, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî ìíîãèõ äåòåé â ïîñëåäíèå ãîäû ðàçáèðàþò â ïðèåìíûå ñåìüè. Âî-ïåðâûõ, ñàìûõ ñòàðøèõ, äà åùå ñ ïàòîëîãèÿìè ðàçâèòèÿ äî ñèõ ïîð áåðóò íåîõîòíî. À âî-âòîðûõ, áûë ïåðèîä, êîãäà ðàçäàâàëè äåòåé ìàññîâî, îñîáî íå çàäóìûâàÿñü î ïîñëåäñòâèÿõ.
— Ïðåäñòàâüòå, êàêàÿ òðàâìà ó ðåáåíêà, åñëè åãî ñíà÷àëà ðîäíûå ðîäèòåëè áðîñèëè, à ïîòîì åùå è ïðèåìíûå, — ãîâîðèò Ñâåòëàíà Áðóä. -Äà, äåòè ñëîæíûå, ñ öåëûì êîìïëåêñîì ïðîáëåì, è ïðåæäå ÷åì óñûíîâèòü ðåáåíêà, íàäî áðàòü åãî ïî÷àùå â ãîñòè. Ìíîãèå æå ïîäñîçíàòåëüíî óâåðåíû, ÷òî ñèðîòèíóøêà èì ïî ãðîá æèçíè áëàãîäàðåí áóäåò, à îí òàêîå âûòâîðÿòü íà÷èíàåò. Ïîéìèòå äëÿ ñåáÿ, ïðèíèìàåòå ëè âû åãî, ïðèíèìàåò ëè îí âàñ. Íå ñòåñíÿéòåñü ñêàçàòü «íåò», åñëè íå ãîòîâû. Ýòî êóäà ÷åñòíåå è ãóìàííåå, ÷åì ÷åðåç ãîä âîçâðàùàòü ðåáåíêà îáðàòíî.
Ïðÿìàÿ ðå÷ü
Ëàðèñà Ëàçàðåâà, äèðåêòîð Åêàòåðèíáóðãñêîãî öåíòðà ïîìîùè ñåìüå è äåòÿì, îêàçàâøèìñÿ â òðóäíîé æèçíåííîé ñèòóàöèè:
— ß áû âîîáùå çàïðåòèëà áðàòü íà âîñïèòàíèå áîëüøå ÷åòûðåõ äåòåé. Òàê ìû ñîçäàåì ìèíè-äåòäîìà âìåñòî áîëüøèõ. È âî ìíîãèõ ñòðàíàõ òàêîé çàïðåò, ê ñëîâó, äåéñòâóåò. Ïîòîìó ÷òî îáðàçóþòñÿ êàêèå-òî äåòñêèå êîììóíû.  èòîãå ìíîãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû äåòåé îñòàþòñÿ. Ðåáåíîê äîëæåí ðàñòè â ïîëíîöåííîé ñåìüå. Äàæå åñëè îíà ïðèåìíàÿ. È ýòî, ïîæàëóé, åäèíñòâåííîå ðåøåíèå ïðîáëåìû ñîöèàëèçàöèè. Êàêèå áû ðåöåïòû â ëå÷åíèè ýòîé áîëåçíè ìû íè ïûòàëèñü èçîáðåñòè.
Íå íóæíî ñ «ýíòóçèàçìîì» áðàòü ñðàçó äâóõ äåòåé, ãîâîðÿò ýêñïåðòû, ðàáîòàþùèå ñ ïðèåìíûìè ñåìüÿìè. Ïóñòü â ñåìüþ âîëüåòñÿ ñíà÷àëà îäèí, à ãîäà ÷åðåç äâà ìîæíî ïîäóìàòü è î âòîðîì. Ýòî äîëæíî áûòü îñîçíàííîå ðåøåíèå.
Ïîäðîáíåå â «Ðîññèéñêîé ãàçåòå»
Источник