Синдром рда был впервые описан

Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.
РДА или синдром Каннера — это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов. Иначе говоря, детский аутизм имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм.
В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки:
1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
5. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
«Согласно МКБ-10, к собственно аутическим растройствам относятся детский аутизм (F84.0) (аутическое расстройство, фантильный психоз, Синдром Каннера и атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1). В отличие от ранее принятого изменения диагниза детского аутизма в возрасте 12 лет на «взрослый» диагноз (шизофрения, шизоидная психопатия, органическое поражение мозга и др.) в настоящее время при проявлении болезненных черт с первых лет жизни диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте». (20, с. 357)
Атипичный аутизм отличается от типичного либо возрастом начала, либо отсутствием одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после трех лет; и/или здесь отсутствуют достаточно четкие нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное стериотипное повторяющееся поведение) вопреки характерным особенностям в другой сфере. Атипичный аутизм наиболее часто проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфически-отклоняющегося поведения требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым спецыфическим расстройством рецептивной речи.
Характерные проявления меняются по мере роста ребенка, но сохраняются на протяжении зрелого возраста, проявляясь во многом сходным типам проблем социализации, общения и интересов.
По классификации ДСМ IV (как и в МКБ-10) аутизм проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и определен в категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».
Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его «классической» форме:
1. Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.
2. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.
3. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.
4. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.
5. Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо «я» употребляет «ты». Например, мать: «Ты хочешь конфету?» Ребенок: «Ты хочешь конфету».
6. Повторяющаяся и стереотипная игра. Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.
7. Стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).
8. Хорошая механическая память. Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна). Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом (что сравнительно недавно было подвергнуто сомнению).
9. Фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);
10. Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.
Отечественные ученые, Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р., которые занимаются изучением этой проблемы предлагают в качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма:
1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста. В дальнейшем происходит трансформация в другие формы патологии. По данным многих авторов [Мнухин С. С., 1968; Каган В. Е., 19К1; Каннер Л., 1956;], основная часть болезни Каннера с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием на основе болезни Каннера возможно становление шизоидной психопатии [Башина В.М., 1977; Каган В.Е., 1981].
Именно поэтому, как мы уже упоминали, в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Характерные особенности аутистов — трудности в общении с людьми, в социальной адаптации, больной не способен понимать чувства других.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения. Они могут предстать перед нами в патологической форме, но, тем не менее, мы должны узнать их и использовать в коррекционной работе. С другой стороны, необходимо распознавать и противодействующие нашим усилиям защитные установки и привычки ребенка, стоящие на пути его возможного развития.
Источник
Ýòî ñàìîå ïðîñòîå è íàèáîëåå ïîíÿòíîå îïðåäåëåíèå Àóòèçìà. Íî ýòî âñåãî ëèøü íåïîíÿòíûå ñëîâà, âñ¸ òî æå ñàìîå, íî «÷åëîâå÷åñêèì» ÿçûêîì.
Äàâàéòå ñäåëàåì Îãëàâëåíèå:
Îãëàâëåíèå:
Èñòîðè÷åñêàÿ ñïðàâêà
Ïðè÷èíû àóòèçìà
Êëàññèôèêàöèÿ àóòèñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ
Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ
Ïðîÿâëåíèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà (àóòèçì Êàííåðà)
Ñèíäðîì Àñïåðãåðà
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà äåòñêîãî àóòèçìà
Ïåðñïåêòèâû ëþäåé, èìåþùèõ ðàííèé äåòñêèé àóòèçì
Ëå÷åíèå àóòèçìà
Ïñèõîòåðàïèÿ ïðè àóòèçìå
Ïðè ÷åì ïîëîâèíà èç ýòîãî ðàññìîòðèì â 1 ÷àñòè, à îñòàëüíîå ïîòîì (à òî ñêó÷íî êàê-òî)
Èñòîðè÷åñêàÿ ñïðàâêà
Òåðìèí «àóòèçì» (îò ãðå÷åñêîãî autos ñàì) áûë ââåäåí ïñèõèàòðîì Å. Áëåéëåðîì è îçíà÷àåò «îòîðâàííîñòü àññîöèàöèé îò äàííûõ îïûòà, èãíîðèðîâàíèå äåéñòâèòåëüíûõ îòíîøåíèé». Èçíà÷àëüíî àóòèçì ðàññìàòðèâàëñÿ êàê îñîáåííîñòü ìûøëåíèÿ øèçîôðåíè÷åñêèõ ïàöèåíòîâ, õàðàêòåðíîé ÷åðòîé êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ áåãñòâî îò ðåàëüíîñòè è óõîä â ñåáÿ.
Øâåéöàðñêèé ïñèõèàòð Ë. Êàííåð â 1943 ã. âïåðâûå äàë öåëîñòíîå îïèñàíèå ñèíäðîìà, íàáëþäàåìîãî â äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå, êîòîðûé îí îáîçíà÷èë êàê ðàííèé äåòñêèé àóòèçì (ÐÄÀ). Îñíîâíûì íàðóøåíèåì â îïèñàííûõ èì êëèíè÷åñêèõ ñëó÷àÿõ îí ñ÷èòàë íåñïîñîáíîñòü äåòåé ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ óñòàíàâëèâàòü îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè è ïðàâèëüíî ðåàãèðîâàòü íà âíåøíèå ñèòóàöèè. Ñíà÷àëà ýòî ðàññòðîéñòâî Êàííåð îòíîñèë ê äåòñêîé ôîðìå øèçîôðåíèè, íî çàòåì ïðèçíàë åãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, à ïðè÷èíû èñêàë òî â àôôåêòèâíîé ñôåðå, òî â êðóãó îðãàíè÷åñêèõ íàðóøåíèé. Ñ òåõ ïîð íå óòèõàþò ñïîðû îòíîñèòåëüíî ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçà, êëèíèêè, ëå÷åíèÿ, ïðîãíîçà ýòîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà.
Ïðè÷èíû àóòèçìà
Íåêîòîðûå ó÷åíûå îñíîâíûì ñ÷èòàþò âëèÿíèå ðåçèäóàëüíî-îðãàíè÷åñêîãî ôàêòîðà (ïîñëåäñòâèÿ ïàòîëîãèè áåðåìåííîñòè, ðîäîâ, ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì è èíôåêöèé). Äðóãèå îòíîñÿò àóòèçì ê ãðóïïå äåòñêîé øèçîôðåíèè. Åñòü òàêæå ìíåíèå, ÷òî àóòèçì âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âðîæäåííîé äèñôóíêöèè ìîçãà; íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííîãî íåäîðàçâèòèÿ îùóùåíèé, èëè æå ýòî ñëåäñòâèå íåäîðàçâèòèÿ íåéðîííûõ ñòðóêòóð, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè.
Âîçìîæíî, âàæíóþ ðîëü èãðàåò íåêîòîðàÿ âðîæäåííàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ õðóïêîñòü, ïëîõàÿ ïåðåíîñèìîñòü ôðóñòðàöèé, íèçêèé ïîðîã âîçíèêíîâåíèÿ òðåâîãè.  ýòîì ñëó÷àå, â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ êàêèõ-òî íåáëàãîïðèÿòíûõ âíåøíèõ ôàêòîðîâ, â òîì ÷èñëå íåäîñòàòî÷íîñòè ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ ìàòåðèþ (â ðåçóëüòàòå åå äåïðåññèè, òÿæåëûõ òðàâìàòè÷íûõ ïåðåæèâàíèé) ðåáåíîê êàê áû çàêðûâàåòñÿ îò âíåøíåãî ìèðà, êîòîðûé îí âîñïðèíèìàåò êàê òðàâìèðóþùèé, ðàíÿùèé.  ñâîåì «êîêîíå» ðåáåíîê ÷óâñòâóåò ñåáÿ â áîëüøåé áåçîïàñíîñòè.  èòîãå, ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ ôîðìèðóåòñÿ îïðåäåëåííàÿ ëè÷íîñòíàÿ ñòðóêòóðà, îñíîâàííàÿ íà òîòàëüíîé çàùèòå, àóòèçìå, ÷òî íàðóøàåò âåñü ïðîöåññ ïîñëåäóþùåãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî, èíòåëëåêòóàëüíîãî, ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè, íî ïðèìåðíî îäèíàêîâûì îáðàçîì.
Êëàññèôèêàöèÿ àóòèñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ
 ìåæäóíàðîäíûõ êëàññèôèêàöèÿõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé ïðåäûäóùèõ ïåðåñìîòðîâ (ÌÊÁ-8,9) ÐÄÀ áûë îòíåñåí â ðóáðèêó ïñèõîçîâ, ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. Îäíàêî â íûíåøíèõ êëàññèôèêàöèÿõ ýòî ïîëîæåíèå èçìåíåíî, è äåòñêèé àóòèçì îòíåñåí óæå â ãðóïïó îáùèõ (ïåðâàçèâíûõ) ðàññòðîéñòâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, îáúåäèíÿþùèõ âñå îòêëîíåíèÿ è çàäåðæêè ðàçâèòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, â ÷àñòíîñòè òåõ, ÷òî ó÷àñòâóþò â ïðîöåññå ïðèîáðåòåíèÿ íàâûêîâ ñîöèàëüíî-áûòîâîãî îáùåíèÿ.
Ðóáðèêà îáùèõ ïåðâàçèâíûõ ðàññòðîéñòâ âêëþ÷àåò:
F84.0 Äåòñêèé àóòèçì
F84.1 Àòèïè÷íûé àóòèçì
F84.2 Ñèíäðîì Ðåòòà
F84.3 Äðóãîå äåçèíòåãðàòèâíîå ðàññòðîéñòâî äåòñêîãî âîçðàñòà
F84.4 Ãèïåðàêòèâíîå ðàññòðîéñòâî, ñî÷åòàþùååñÿ ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ è äâèãàòåëüíûìè ñòåðåîòèïèÿìè
F84.5 Ñèíäðîì Àñïåðãåðà
Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ
Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì âñòðå÷àåòñÿ â 2-4 ñëó÷àÿõ íà 10000 íàñåëåíèÿ, à ñî÷åòàíèå àóòèçìà ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ äî 20 íà 10000. Ïðåîáëàäàåò ýòî ðàññòðîéñòâî ó ìàëü÷èêîâ, â ñîîòíîøåíèè 3-4:1.
Ïîñòàíîâêà äèàãíîçà äåòñêîãî àóòèçìà (ñèíîíèìû: ÐÄÀ, ñèíäðîì Êàííåðà) îñíîâûâàåòñÿ íà íàëè÷èè òðåõ îñíîâíûõ êà÷åñòâåííûõ íàðóøåíèé: íåäîñòàòîê ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, íåäîñòàòîê âçàèìíîé êîììóíèêàöèè, à òàêæå íàëè÷èå ñòåðåîòèïíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ. Îíè ÿâëÿþòñÿ îáùèìè ÷åðòàìè èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåõ ñèòóàöèÿõ, õîòÿ ìîãóò âàðüèðîâàòü ïî ñòåïåíè âûðàæåííîñòè. Íåçàâèñèìî îò íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ, âðîæäåííîé êðàñíóõè, òóáåðîçíîãî ñêëåðîçà, öåðåáðàëüíîãî ëèïèäîçà, ôðàãèëüíîé Õ-õðîìîñîìû, êîòîðûå íåðåäêî ñîïðîâîæäàþò äåòñêèé àóòèçì, ðàññòðîéñòâî îïðåäåëÿåòñÿ òîëüêî ïî íàëè÷èþ îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ, íå ñîîòâåòñòâóþùèõ óìñòâåííîìó ðàçâèòèþ.
Îáû÷íî ýòè îñîáåííîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, à ê òðåòüåìó ãîäó ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíûìè.
Ïðîÿâëåíèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà (àóòèçì Êàííåðà)
 ãðóäíîì âîçðàñòå ðîäèòåëè ìîãóò îòìåòèòü îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ è ðåàãèðîâàíèÿ ðåáåíêà. Ýòî ìîãóò áûòü òðóäíîñòè êîðìëåíèÿ, êîãäà ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ îò ãðóäè èëè âÿëî ñîñåò, èëè æå íàîáîðîò, ñîñåò ãðóäü î÷åíü æàäíî è íå ìîæåò íàñûòèòüñÿ. Ïîïûòêà íàêîðìèòü ðåáåíêà èç áóòûëî÷êè ìîæåò âûçâàòü áóðíûé ïðîòåñò èëè, íàïðîòèâ, îòêàçûâàÿñü îò ãðóäè, îí îõîòíî ñîñåò èç áóòûëî÷êè. Àïïåòèò ìîæåò áûòü ïëîõèì, íåðåäêî îí èçáèðàòåëåí, êîãäà êàêèå-òî ïðîäóêòû êàòåãîðè÷åñêè îòâåðãàþòñÿ, íàïðèìåð, ìîëîêî, ìÿñî, ðûáà. Ó ìíîãèõ äåòåé èìåþòñÿ ïðîáëåìû ñ æåëóäî÷íî-êèøå÷íûì òðàêòîì: ÷àñòûå çàïîðû, ïîíîñû, ñðûãèâàíèÿ, ðâîòû. Âîçìîæíû íàðóøåíèÿ ñíà: ðåáåíîê íå ñïèò íè äíåì, íè íî÷üþ, ïîñòîÿííî êðè÷èò èëè ïóòàåò äåíü ñ íî÷üþ, à ìîæåò, íàïðîòèâ, ñïîêîéíî è ìíîãî ñïàòü, ëåæàòü â êðîâàòêå ÷àñàìè ñ îòêðûòûìè ãëàçàìè áåç ïðèçíàêîâ áåñïîêîéñòâà. Ðàçëè÷íû âàðèàíòû ðåàãèðîâàíèÿ íà âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè îò ïîâûøåííîé ïóãëèâîñòè è ñòðàõà ìàëåéøèõ øîðîõîâ äî ïðàêòè÷åñêè ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ ðåàêöèé, â òîì ÷èñëå íà îáðàùåíèå. Ïðè ýòîì ðåáåíîê ìîæåò ïðîèçâîäèòü âïå÷àòëåíèå ãëóõîãî è ñëåïîãî. Ðåàêöèÿ íà äèñêîìôîðò òîæå ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé: îò áóðíûõ ïðîÿâëåíèé íåäîâîëüñòâà ïðè ìàëåéøåì íåóäîáñòâå äî îòñóòñòâèÿ ðåàêöèè íà ãîëîä, ìîêðûå ïåëåíêè, õîëîä. Íåðåäêî ðîäèòåëè ñ÷èòàþò ñâîåãî ðåáåíêà î÷åíü «óäîáíûì», ñïîêîéíûì, áåñïðîáëåìíûì. Êðîìå òîãî, äîâîëüíî ÷àñòî îòìå÷àåòñÿ ñêëîííîñòü ê àëëåðãè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì.
Íàðóøåíèå ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â îòñóòñòâèè èëè âûðàæåííîé îãðàíè÷åííîñòè êîíòàêòà ñ âíåøíåé ðåàëüíîñòüþ. Ðåáåíîê êàê áóäòî îòãîðîæåí îò ìèðà, æèâåò â ñâîåì ïàíöèðå, «ñêîðëóïå». Ìîæåò ñîçäàòüñÿ âïå÷àòëåíèå, ÷òî îí íå çàìå÷àåò îêðóæàþùèõ ëþäåé, äëÿ íåãî èìåþò çíà÷åíèå òîëüêî ñîáñòâåííûå èíòåðåñû è íóæäû. Ïîïûòêè «ïðîíèêíóòü» â åãî ìèð, âîâëå÷ü â êîíòàêò ïðèâîäÿò ê âñïûøêå òðåâîãè, àãðåññèâíûì è ñàìîàãðåññèâíûì ïðîÿâëåíèÿì. ×àñòî áûâàåò òàê, ÷òî êîãäà ðîäèòåëè ïðèáëèæàþòñÿ ê ðåáåíêó, îí íå ðåàãèðóåò íà èõ ãîëîñ, íå óëûáàåòñÿ â îòâåò, à åñëè óëûáàåòñÿ, òî â ïðîñòðàíñòâî, åãî óëûáêà íè ê êîìó íå îáðàùåíà. Òðóäíî ïîéìàòü âçãëÿä ðåáåíêà, ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå. È â äàëüíåéøåì óñòàíîâèòü ãëàçíîé êîíòàêò áûâàåò ñëîæíî, ðåáåíîê ñìîòðèò êàê áóäòî ñêâîçü, ìèìî ÷åëîâåêà, åãî âçãëÿä ïëûâóùèé, îòðåøåííûé, â òî æå âðåìÿ ìîæåò ïðîèçâîäèòü âïå÷àòëåíèå î÷åíü óìíîãî, îñìûñëåííîãî. ×àñòî áîëüøèé èíòåðåñ âûçûâàþò ïðåäìåòû, à íå ëþäè: ðåáåíîê ìîæåò ÷àñàìè çàâîðîæåíî ñëåäèòü çà äâèæåíèåì ïûëèíîê â ëó÷å ñâåòà èëè ðàññìàòðèâàòü ñâîè ïàëüöû, êðóòÿ èìè ïåðåä ãëàçàìè è íå ðåàãèðîâàòü íà ïðèçûâû ìàòåðè. Õàðàêòåð îáùåíèå ðåáåíêà ñ áëèçêèìè ëþäüìè î÷åíü ÷àñòî èìååò îñîáåííîñòè, íàïðèìåð, îí ïîçäíî íà÷èíàåò âûäåëÿòü ìàòü èëè âîîáùå åå íå âûäåëÿåò. Íå òÿíåòñÿ íà ðóêè, íà ðóêàõ íå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ ê ïîçå ìàòåðè, îí ïàññèâåí è âÿë. Äîâîëüíî ÷àñòî äåòè ïëîõî ïåðåíîñÿò òåëåñíûé êîíòàêò è ñòàðàþòñÿ èçáåãàòü åãî. Îòíîøåíèå ê áëèçêèì ÷àñòî áåçðàçëè÷íîå, èõ ïîÿâëåíèå è óõîä íå âûçûâàþò íèêàêèõ ðåàêöèé ó ðåáåíêà, íî ñî âðåìåíåì òàêîå îòíîøåíèå ìîæåò ñìåíèòüñÿ ïîâûøåííîé ïðèâÿçàííîñòüþ, «ñëèòíîñòüþ» ñ êåì-ëèáî èç áëèçêèõ, ÷àùå ñ ìàòåðüþ, êîãäà äàæå êðàòêîâðåìåííîå åå îòñóòñòâèå íåïåðåíîñèìî è âûçûâàåò ïàíèêó. Ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò ëþäåé êàê íîñèòåëåé îòäåëüíûõ èíòåðåñóþùèõ åãî ñâîéñòâ, èñïîëüçóåò ÷åëîâåêà êàê ïðîäîëæåíèå, ÷àñòü ñâîåãî òåëà, íàïðèìåð, ïîëüçóåòñÿ ðóêîé âçðîñëîãî, ÷òîáû ÷òî-òî äîñòàòü èëè ñäåëàòü äëÿ ñåáÿ. Îòíîøåíèå ê âçðîñëûì ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì îò ñâåðõîáùèòåëüíîñòè è îòñóòñòâèÿ âñÿêèõ ãðàíèö, êîãäà ðåáåíîê íà óëèöå ëåãêî íà÷èíàåò ðàçãîâàðèâàòü ñ íåçíàêîìûì ÷åëîâåêîì, äî ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ âíèìàíèÿ ê ëþäÿì èëè ñòðàõà íåçíàêîìöåâ, èçáåãàíèÿ êîíòàêòà ñ ëþäüìè, êîòîðûå íå íðàâÿòñÿ. Ê äðóãèì äåòÿì îòíîøåíèå òàêæå íåîáû÷íîå. ×àñòî ðåáåíîê èõ ïðîñòî íå çàìå÷àåò, îòíîñèòñÿ êàê ê ìåáåëè, ìîæåò èõ ðàññìàòðèâàòü, òðîãàòü, ñëîâíî íåæèâîé ïðåäìåò. Èíîãäà åìó íðàâèòñÿ èãðàòü ðÿäîì ñ äðóãèìè äåòüìè, ñìîòðåòü, ÷òî îíè äåëàþò, ÷òî ïèøóò â òåòðàäè, âî ÷òî èãðàþò, ïðè ýòîì áîëüøèé èíòåðåñ âûçûâàþò íå äåòè, à òî, ÷åì îíè çàíèìàþòñÿ.  ñîâìåñòíîé èãðå ðåáåíîê íå ó÷àñòâóåò, îí íå ìîæåò óñâîèòü ïðàâèë èãðû. Èíîãäà åñòü ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñ äåòüìè, äàæå âîñòîðã ïðè èõ âèäå ñ áóðíûìè ïðîÿâëåíèÿìè ÷óâñòâ, êîòîðûõ äåòè íå ïîíèìàþò è äàæå ïîáàèâàþòñÿ, ò.ê. îáúÿòèÿ ìîãóò áûòü óäóøàþùèìè è ðåáåíîê, «ëþáÿ», ìîæåò ïðè÷èíÿòü áîëü. Ïðèâëåêàåò âíèìàíèå ðåáåíîê ê ñåáå ÷àñòî íåîáû÷íûìè ñïîñîáàìè, íàïðèìåð, òîëêíóâ èëè óäàðèâ äðóãîãî. Èíîãäà îí áîèòñÿ äåòåé è ïðè èõ ïðèáëèæåíèè ñ êðèêîì óáåãàåò. Áûâàåò, ÷òî âî âñåì óñòóïàåò äðóãèì, åãî «òþêàþò»; åñëè áåðóò çà ðóêó, íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, à êîãäà ãîíÿò îò ñåáÿ íå îáðàùàåò íà ýòî âíèìàíèÿ. Ïîíèìàíèå ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà äëÿ ðåáåíêà ÷àñòî íåäîñòóïíî èëè ðåàêöèÿ åãî íåàäåêâàòíà, íàïðèìåð, ñìååòñÿ, åñëè ìàìà ïëà÷åò, õîòÿ íåðåäêî ðîäèòåëè îòìå÷àþò, ÷òî ðåáåíîê î÷åíü ÷óâñòâèòåëåí ê èõ íàñòðîåíèþ, ïðîÿâëÿåò ñî÷óâñòâèå. Ïîâåäåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ ìîæåò áûòü íåäîñòàòî÷íî àäåêâàòíûì. Òàê, îí ìîæåò êðè÷àòü, â ìàãàçèíå âñå õâàòàòü ñ ïîëîê. À åñëè êòî-òî îáðàùàåò íà íåãî âíèìàíèå, òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü.  äåòñêîì ñàäó íå ñîáëþäàåò ðåæèì, íå ñëóøàåòñÿ âîñïèòàòåëåé, íå ó÷àñòâóåò â çàíÿòèÿõ, à ìîæåò ñèäåòü, íàïðèìåð, â øêàôó. Èëè ðåáåíîê âåäåò ñåáÿ ñëèøêîì ñâîáîäíî, íàïðèìåð, ãðîìêî îáúÿâëÿåò â àâòîáóñå îñòàíîâêè: «Óâàæàåìûå ïàññàæèðû, ñëåäóþùàÿ îñòàíîâêà ».
Íàðóøåíèÿ â îáùåíèè ñâÿçàíû âî ìíîãîì ñ îñîáåííîñòÿìè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ.
 ãðóäíîì âîçðàñòå ðåáåíîê ÷àñòî íå ðåàãèðóåò íà îáðàùåííóþ ðå÷ü, íå îòçûâàåòñÿ íà ñâîå èìÿ.  äàëüíåéøåì, â çàâèñèìîñòè îò ñîõðàííîñòè èíòåëëåêòóàëüíîãî ïîòåíöèàëà, ïîíèìàíèå ðå÷è ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî õîðîøèì. Ãëàâíîé æå ïðîáëåìîé ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå èëè âûðàæåííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè ðå÷è ðåáåíêà. Ãóëåíèå è ëåïåò ïîÿâëÿþòñÿ ïîçæå èëè îòñóòñòâóþò, ëåïåò íå îáðàùåí ê âçðîñëîìó, ðåáåíîê íå ïîâòîðÿåò óñëûøàííûå çâóêè, ñëîâà. Ó ìíîãèõ äåòåé ðå÷ü âîîáùå íå ðàçâèâàåòñÿ èëè ðåáåíîê âûðàáàòûâàåò ñâîé ñîáñòâåííûé, «ïòè÷èé», ïîíÿòíûé òîëüêî åìó ÿçûê. Åñëè æå ñëîâà ïîÿâëÿþòñÿ, òî ïðîèñõîäèò ýòî ðàíüøå èëè ïîçæå îáû÷íûõ ñðîêîâ. Ýòî ìîãóò áûòü êàêèå-òî ñëîæíûå, ðåäêèå ñëîâà, ïðè÷åì ðåáåíîê ïðîèçíîñèò èõ î÷åíü ÷åòêî. Íåêîòîðûå ñëîâà ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ, à çàòåì íàäîëãî èñ÷åçàòü èç ñëîâàðÿ. Ðå÷ü ìîæåò áûòü ìîíîòîííîé, îòñóòñòâóåò ìåëîäè÷íîñòü, îíà î÷åíü áûñòðàÿ èëè ìåäëåííàÿ, íåðèòìè÷íàÿ, ñ ïðîïåâàíèåì ñëîâ, èëè ñëîâà ïðîèçíîñÿòñÿ ïî ñëîãàì, ñëîâíî âûäàâëèâàþòñÿ, ïðè ýòîì îòñóòñòâóåò ñîïðîâîäèòåëüíàÿ æåñòèêóëÿöèÿ. Ñëîâàðü ìîæåò áûòü áîëüøèì, íî ñëîâà ÷àñòî íå ñâÿçûâàþòñÿ ìåæäó ñîáîé. Âîçìîæíî è ñëîâîòâîð÷åñòâî ïðèäóìûâàíèå ñâîèõ íàçâàíèé ïðåäìåòàì èëè îñîáåííîå èñïîëüçîâàíèå ñëîâ, íàïðèìåð, ðåáåíîê ìîæåò íàçûâàòü öâåòà ïî-ñâîåìó: êðàñíûé öâåò ôðóêòîâûé, ÿáëî÷íûé; ñèíèé êàê íåáî. Äîëãîå âðåìÿ ðåáåíîê íå èñïîëüçóåò ìåñòîèìåíèå «ß», à ãîâîðèò î ñåáå âî 2-ì èëè 3-ì ëèöå, áóêâàëüíî ïîâòîðÿÿ ôðàçû, ñ êîòîðûìè ê íåìó îáðàùàëèñü ðàíüøå: «Êîëÿ õî÷åò ãóëÿòü», «Èäåøü äîìîé», «Ñàäèñü». Î÷åíü õàðàêòåðíî íå ïîñòðîåíèå ñâîèõ ôðàç, à èñïîëüçîâàíèå çàó÷åííûõ, óñëûøàííûõ ðàíåå (÷àñòî ýòî öèòàòû èç ìóëüòôèëüìîâ èëè ðåêëàìû), ïðè÷åì ïîâòîðÿåò èõ ðåáåíîê ñ òîé æå èíòîíàöèåé, õîòÿ óæå â äðóãîì êîíòåêñòå, ñðàçó êàê óñëûøèò èëè ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ. Êàííåð ñ÷èòàë, ÷òî ñìûñë ýòèõ îòñðî÷åííûõ ýõîëàëèé ìîæåò áûòü ïîíÿò, åñëè çíàòü, â êàêîé êîíêðåòíîé ñèòóàöèè äàííàÿ ôðàçà áûëà óñëûøàíà â ïåðâûé ðàç. Äëÿ ðåáåíêà òðóäíûì áûâàåò îâëàäåíèå ñëîâîì «äà», âìåñòî êîòîðîãî îí ÷àñòî ïîâòîðÿåò îáðàùåííûé ê íåìó âîïðîñ: «Ïîéäåì ãóëÿòü?». ×àñòî ìîæåò ñîçäàòüñÿ âïå÷àòëåíèå, ÷òî ðåáåíîê õîðîøî âëàäååò ðå÷üþ, ïîñêîëüêó, áëàãîäàðÿ âåëèêîëåïíîé ïàìÿòè, îí ìîæåò çàïîìèíàòü äëèííûå ïðåäëîæåíèÿ, ñòèõè, öåëûå ñòðàíèöû èç êíèã è çàòåì èõ òî÷íî âîñïðîèçâîäèòü.  áîëåå ìÿãêèõ âàðèàíòàõ îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå íåñîîòâåòñòâèå ìåæäó ñïîñîáíîñòüþ ðåáåíêà ãîâîðèòü ãðàììàòè÷åñêè è ëåêñè÷åñêè ïðàâèëüíî è îäíîâðåìåííîé íåñïîñîáíîñòüþ ê äèàëîãó.
Îãðàíè÷åííîå, ïîâòîðÿþùååñÿ è ñòåðåîòèïíîå ïîâåäåíèå, èíòåðåñû è àêòèâíîñòü îáíàðóæèâàþòñÿ ñ ðàííåãî âîçðàñòà. Ðåáåíîê èñïûòûâàåò áîëüøóþ ïîòðåáíîñòü â ñîõðàíåíèè ñòàáèëüíîñòè è íåèçìåííîñòè åãî ïðèâû÷íîãî îêðóæåíèÿ. Îí ïëîõî ïåðåíîñèò èçìåíåíèÿ â ñâîåé æèçíè: íîâûå ïèòàíèå, ðåæèì, îäåæäà, êîëÿñêà, âàííà âûçûâàþò ïàíèêó. Ïåðåñòàíîâêà ìåáåëè, èçìåíåíèå ïðèâû÷íîãî ìàðøðóòà ìîãóò ïðèâåñòè ðåáåíêà â ñîñòîÿíèå òðåâîãè è ãíåâà. Õàðàêòåðíà î÷åíü õîðîøàÿ ïàìÿòü äåòåé â îòíîøåíèè îêðóæàþùåé îáñòàíîâêè è ñòðåìëåíèå ê òîìó, ÷òîáû âñå áûëî òàê, êàê îíè âîñïðèíÿëè ýòî â ïåðâûé ðàç. Íîâûå èãðóøêè ðåáåíîê ìîæåò îòâåðãàòü èëè, íå çàìå÷àÿ èõ ñíà÷àëà, ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ ïðåäïî÷èòàòü èõ äðóãèì èëè îòíîñèòüñÿ ê íèì ñ èíòåðåñîì, ëþáîâüþ, ñïàòü ñ íèìè è âåçäå áðàòü ñ ñîáîé.
 èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè òàêæå èìååòñÿ ñêëîííîñòü ê ñòåðåîòèïèè.  ìëàäåí÷åñòâå ðåáåíîê áûâàåò çàâîðîæåí ñîçåðöàíèåì ÿðêèõ ïðåäìåòîâ, èõ äâèæåíèåì, ïîñòîÿííî âûçûâàåò îäíîòèïíûå çðèòåëüíûå îùóùåíèÿ. Íàäîëãî çàäåðæèâàåòñÿ ýòàï ìàíèïóëÿòèâíîé, ñòåðåîòèïíîé èãðû, çà÷àñòóþ íåèãðîâûìè ïðåäìåòàìè: êðûøêàìè, êàñòðþëÿìè, îáóâüþ, èíñòðóìåíòàìè. Îñîáîå ïðèñòðàñòèå èìååòñÿ ê èãðàì ñ íåñòðóêòóðèðîâàííûì ìàòåðèàëîì: äåòè áåñêîíå÷íî ïåðåëèâàþò âîäó, ïåðåñûïàþò ïåñîê. Ñþæåòíàÿ èãðà íå ðàçâèâàåòñÿ. Äåòè ìîãóò ÷àñàìè âûñòðàèâàòü êíèãè, êóáèêè, ìàøèíêè äðóãèå ïðåäìåòû â ëèíèþ, ðàñïðåäåëÿòü èõ ïî ôîðìå, öâåòó, ðàçìåðó. Ñîáèðàþò è ðàçáèðàþò áàøíè, ïàçëû è åñëè ÷òî-òî íå ïîëó÷àåòñÿ, î÷åíü íåðâíè÷àþò, âîçáóæäàþòñÿ, ñòðåìÿòñÿ âñå âîññòàíîâèòü. Ëþáÿò èãðóøêè, èçäàþùèå øóì, íàïðèìåð, äîëãî è ñòåðåîòèïíî êðóòÿò þëó, êðûøêè.  èãðå ðåáåíîê ìîæåò ïåðåâîïëîùàòüñÿ â ãåðîåâ ìóëüòôèëüìîâ èëè èãðà ìîæåò çàêëþ÷àòüñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê ÷àñàìè õîäèò ïî êðóãó, ðàññêàçûâàÿ ñàì ñåáå êàêèå-òî èñòîðèè, è íèêîãî íå ïóñêàåò â ñâîþ èãðó. Çàìåòíî âëèÿíèå òåëåâèäåíèÿ è ðåêëàìû íà ïðèñòðàñòèÿ äåòåé, íàïðèìåð, ðåáåíîê òðåáóåò êóïèòü åìó, âûñòàâëÿåò â ðÿä è ëþáóåòñÿ øàìïóíÿìè è øîêîëàäêàìè, êîòîðûå îí âèäåë â ðåêëàìå, à òî, ÷åãî íå âèäåë, íå âûçûâàåò åãî èíòåðåñà. Õàðàêòåðåí èíòåðåñ ê íåôóíêöèîíàëüíûì ýëåìåíòàì ïðåäìåòîâ, òàêèì êàê çàïàõ, öâåò, îïðåäåëåííûå êà÷åñòâà ïîâåðõíîñòè. ×àñòî ó ðåáåíêà åñòü ëþáèìûå âåùè, ñ êîòîðûìè îí íå ðàññòàåòñÿ: âåðåâî÷êè, ïàëî÷êè îí äåðæèò èõ âñåãäà â ðóêàõ, êðóòèò, ñîâåðøàåò ñ íèìè äðóãèå äåéñòâèÿ. Ìíîãèì íðàâèòñÿ, êîãäà èì ÷èòàþò âñëóõ, ïðè ýòîì íåîáõîäèìî, ÷òîáû íå ïðîïóñêàëîñü íè îäíî ñëîâî, âêëþ÷àÿ òèðàæ è íîìåð ñòðàíèöû. Íåêîòîðûå äåòè ïðîÿâëÿþò ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê çíàêàì è ñèìâîëàì, áûñòðî âûó÷èâàþò áóêâû è öèôðû, âûêëàäûâàþò ñëîâà èç ïàëî÷åê, ðèñóþò öèôðû íà ñòåêëàõ. Íåðåäêî ó ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ ïðåêðàñíûé ìóçûêàëüíûé ñëóõ, ëþáîâü ê ìóçûêå, êîòîðóþ îí âíèìàòåëüíî ñëóøàåò, áåçîøèáî÷íî óçíàåò ìåëîäèè, êðóæèòñÿ ïîä íèõ, à íåêîòîðûõ ìîæåò áîÿòüñÿ, ïîâîðà÷èâàòüñÿ ñïèíîé ê ìàãíèòîôîíó, ïÿòèòüñÿ èç êîìíàòû, âæàâ ãîëîâó â ïëå÷è.
Ó äåòåé ñ àóòèçìîì äîâîëüíî ÷àñòî èìåþòñÿ è äðóãèå îñîáåííîñòè, íàïðèìåð, ñòðàõè. Õàðàêòåðíû ñòðàõè ãðîìêèõ çâóêîâ, øóìà ýëåêòðîáûòîâûõ ïðèáîðîâ, ïðè÷åì íåðåäêî äåòè ýòè ïðèáîðû ðèñóþò, î÷åíü ïîõîæå âûëåïëèâàþò èëè ìàñòåðÿò èç êîíñòðóêòîðà. Âîçìîæíû ñòðàõè âåòðà: «âûêëþ÷è âåòåð!», æèâîòíûõ, áîëüøèõ ìàøèí, ïèàíèíî ðåáåíîê áîèòñÿ èõ ñàì è íå ïîäïóñêàåò ðîäèòåëåé. Âîçìîæíû «âíåçàïíûå ñòðàõè», âîçíèêàþùèå áåç âèäèìîé ïðè÷èíû, ðåáåíêà î÷åíü òðóäíî óñïîêîèòü, îí ïëà÷åò, êðè÷èò, íèêîãî ê ñåáå íå ïîäïóñêàåò. Âîçìîæíî, íàïðîòèâ, îòñóòñòâèå âñÿêèõ ñòðàõîâ: ðåáåíîê ñîâñåì íå áîèòñÿ òåìíîòû, âûñîòû ìîæåò õîäèòü ïî êðàþ ñòîëà; âîäû íûðÿåò ïîä âîäó, íå óìåÿ ïëàâàòü. Îí ìîæåò áûòü î÷åíü ëîâêèì è ïîäâèæíûì, ñîâåðøàòü íåìûñëèìûå «òðþêè». Íåðåäêî äîëãî ñîõðàíÿåòñÿ èçáèðàòåëüíîñòü â åäå, íàïðèìåð, ðåáåíîê íå åñò ñàëàò, îâîùè, ìÿñî, íî î÷åíü ëþáèò ñóï è ìîæåò åñòü åãî ñ óòðà äî âå÷åðà.
Èíòåëëåêò ó áîëüøèíñòâà äåòåé ñ àóòèçìîì ñíèæåí. IQ (êîýôôèöèåíò óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ) ðàñïðåäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ó ïîëîâèíû èç íèõ îí ñîñòàâëÿåò ìåíåå 50, ó ÷åòâåðòè îò 50 äî 70, ó îñòàâøåéñÿ ÷åòâåðòè âûøå 70.
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðè ÷èñòûõ ôîðìàõ äåòñêîãî àóòèçìà, êàê ïðàâèëî, íîðìàëüíîå. Äîâîëüíî ÷àñòî àóòèçì ñî÷åòàåòñÿ ñ ýïèëåïòè÷åñêèìè ïðèñòóïàìè, ãëóõîòîé, ñëåïîòîé.
 ñëåäóþùèé ðàç ìû ïîãîâîðèì î
1.Ñèíäðîì Àñïåðãåðà (ñèíîíèìû: øèçîèäíàÿ ïñèõîïàòèÿ, øèçîèäíîå ðàññòðîéñòâî äåòñêîãî âîçðàñòà)
2.Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà äåòñêîãî àóòèçìà
3.Ïåðñïåêòèâû ëþäåé, èìåþùèõ ðàííèé äåòñêèé àóòèçì
4.Ëå÷åíèå àóòèçìà
5.Ïñèõîòåðàïèÿ ïðè àóòèçìå
Источник