Синдром рассеянного внимания у детей коррекция
Детей с Синдромом рассеянного внимания часто называют «особенными детьми». Понять, «особенный» ли у вас ребенок, можно по следующим признакам:
1. Ребенок не может усидеть на месте, гиперактивный.
2. Ребенок не доводит до конца ни одно порученное ему дело, он все время куда-то спешит.
3. Внимание у ребенка рассеянное, он не может сосредоточиться на чем-то одном.
4. У ребенка речевые расстройства.
5. Ребенок суетлив.
6. Ребенок, по вашему мнению и по мнению окружающих, слишком ленив.
Если приведенные характеристики совпадают только в 1−2 пунктах, вы сможете скорректировать ситуацию самостоятельно, если совпадают 5−6 характеристик, у вас особенный ребенок, которому понадобится ваша помощь и помощь психолога.
Как правило, такие дети не успевают в школе, у них неразборчивый почерк, учителя их характеризуют как невнимательных и неусидчивых. Главной проблемой особенных детей является проблема рассеянного внимания. Они не умеют сконцентрироваться. Чтение и письмо доставляют им неудобство, поэтому в школе и дома они не любят читать и писать, даже если им подобрать книги по возрасту. Стремясь избавиться от постоянного чувства дискомфорта, связанного с учебой, они отстраняются от выполнения домашних заданий и могут замкнуться в себе. Как правило, таких детей не любят учителя, потому что они снижают им общую успеваемость класса, часто прогуливают уроки или отвлекают своим поведением других учеников.
Не редкость и то, что у особенного ребенка не бывает друзей среди сверстников, родители его «не понимают», не поддерживают, часто ругают, и как следствие — у него формируется заниженная самооценка. Появляются навязчивые идеи.
Таким детям можно и нужно помочь. И помощь прежде всего должна прийти от родителей, которые их любят, ценят и понимают. В современной российской школе работают психологи (жаль, не везде они есть) и выявлять таких детей с целью оказания им психологической поддержки — профессиональная задача специалиста.
Однако школьный психолог может помочь, только умело взаимодействуя с родными ученика. Если у вас особенный ребенок — действуйте, не откладывая в дальний ящик. Если вы не хотите обращаться к психологу из желания избежать насмешек от других детей в адрес вашего ребенка, попробуйте самостоятельно выстроить линию своего поведения, опираясь на следующие постулаты:
1. Если у ребенка навязчивые идеи, он находится в состоянии тревоги, попробуйте сами поговорить с ним о том, что его тревожит. Ребенок должен научиться сам себя контролировать.
2. Давайте ребенку небольшие домашние поручения по хозяйству (в зависимости от возраста). Формулировать свои поручения нужно кратко и четко, раскладывать на этапы выполнения (на шаги) — так, чтобы ребенок понял, что ему это по плечу. Например, ему не стоит говорить общей фразы «хорошо подготовься к завтрашнему дню». Эту просьбу стоит разложить на шаги: сделай уроки — собери тетрадки в портфель — вымой руки — поужинай — почисти зубы — выключи свет — ложись спать.
Если у вас особенный ребенок, вам понадобится очень много терпения.
3. Обязательно хвалите своего ребенка за каждое выполненное «преодоление». Ваша задача — научиться мотивировать его на правильные поступки с помощью похвалы. Также похвала поможет ребенку поверить в себя, повысит его самооценку.
4. Не позволяйте ребенку откладывать на потом какие-либо дела, это приводит к привычке «забывать» о том, что он должен был сделать, и развивает склонность к откладыванию дел.
5. Если ребенок постоянно «крутится на месте», его необходимо постепенно приучать сидеть спокойно в течение 10 мин. (Здесь вам придется жестко контролировать ситуацию, начать с 1 минуты и постепенно доводить «усидчивость» до 10 минут). У некоторых родителей на такое обучение уходит до 6 месяцев.
6. Необходимо приучить ребенка соблюдать распорядок дня, это выработает в нем волю к дисциплине: в одно и то же время вставать по утрам и ложиться спать, заниматься интересными делами в течение дня, ходить в школу и т. п.
7. Для усиления мотивации ребенка на выполнение не очень приятных для него дел (например, подготовка домашнего задания) психологи рекомендуют применять «метод привилегий». Например, лишение игры в компьютер или просмотра телевизора до тех пор, пока не будут сделаны уроки. Устных замечаний дети часто не воспринимают. Здесь родителям важно уметь настоять на своем и четко регламентировать время на выполнение домашних заданий.
8. Присмотритесь к своему ребенку со всей внимательностью. Даже у особенных детей бывают таланты. Вам нужно увидеть талант ребенка и умело направить его по нужной дороге. Здесь вам помогут школьные кружки или спортивные секции.
9. Во всем важен ваш личный пример. Если вы сами любите читать или заниматься каким-нибудь хобби — ваш ребенок обязательно будет вам подражать, и это может стать «общей темой» для домашнего общения.
10. Особенные дети становятся еще более тревожными и рассеянными из-за конфликтов в семье. Например, мама находится на стороне своего особенного ребенка, поддерживает его, а отец — насмехается над его «недостатками» и осуждает жену за поддержку ребенка, который, по его мнению, «сознательно симулирует», добиваясь внимания матери. Или: одного ребенка в семье захваливают, ставят в пример, а другого — все время «пилят» за лень и бездарность. Конфликты в семье могут быть самые разные, а вот реакция на них у особенных детей — типична.
У таких детей могут наблюдаться речевые расстройства — здесь уже неизбежно обращение к специалистам. Но общие правила, оговоренные выше, также могут оказать вам помощь в корреляции поведения ребенка.
Психологи подберут для вашего ребенка специальные упражнения для расслабления и контроля за его состоянием, для выработки умения избавляться от излишнего напряжения (аутотренинги), а вы можете каждый день за обедом или ужином играть в игру под названием «Я горжусь собой сегодня за то, что…». Эта игра поможет объединить семью, станет толчком для общения разных поколений семьи, позволит детям и взрослым рассказать о себе что-нибудь интересное в непринужденной домашней обстановке, поднимет всем настроение, а особенным детям повысит и самооценку.
Источник
Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше
Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?
Что это такое?
Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.
Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.
Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.
Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:
- Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
- Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
- Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
- Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
- Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
- Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
- Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
- Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
- Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
- Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
- Ребёнок быстро отвлекается.
- Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
- Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
- Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
- Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
- Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
- Тревожность.
- Беспечность, небрежность.
- Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
- Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
- На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
- Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
- Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.
Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?
До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:
- Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
- Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
- Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
- Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
- Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
- Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
- Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).
Диагностика
Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.
Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.
Как избавиться от проблемы?
Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.
Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:
- Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
- Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
- Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
- В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
- Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.
Здоровья и успехов вашему ребёнку!
Источник
Замечание 1
Рассеянность внимания относят к распространённым проблемам в нашей реальной жизни. Большие объемы информационных потоков и каждодневные эмоциональные события усложняют концентрацию внимания в мыслях и делах.
Состояние рассеянности встречается у людей разного возраста, особенно у детей. Рассеянное внимание не относятся к наследственным отклонениям, оно связано с воздействием внешних обстоятельств, влияющих на внутренний и внешний мир.
Виды рассеянности
Виды расстройств при рассеянном внимании, связанные с отсутствием фокусировки на определенных предметах подразделяются на:
Истинная рассеянность — это полное отсутствие фиксации внимания на определённых предметах.
Ложная рассеянность развивается при длительных монотонных действиях. Долговременные механические движения ведут к переутомлению или бессоннице. Чрезмерная концентрация дает ложную рассеянность. Находясь в состоянии рассеянности человек не замечает или слабо контролирует происходящие рядом с ним события .
Профессорская или поэтическая рассеянность, появляется у человека, когда процессы головного мозга длительное время заняты умозаключениями или мечтательностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Школьная рассеянность, характеризуется малым временным интервалом сосредоточения на одной задаче при обучении. Подобный синдром рассеянного внимания (СРВ) бывает у дошкольников и подростков школьного возраста, связанных с гиперактивностью.
Старческая рассеянность обуславливается замедлением биологических процессов в организме. Происходят сбои функции переключения внимания и слабое сосредоточение на предметах.
Мотивационно-обусловленная методика
Мотивационно-обусловленная методика решает вопросы, в которых человек не желает фокусировать внимание на сложных задачах и проблемных вопросах. Главными причинами подобных симптомов являются страхи.
Изучением заболеваний и диагнозами CРВ в наше время, чаще всего, занимаются не медицинские работники, а родители.
Чтобы провести профессиональную диагностику симптомов СРВ необходимо пройти специальные анализы и зафиксировать их у врача, после того будет приниматься решение как и что необходимо лечить.
Запрещается самостоятельное лечение и применение медикаментов внутрь без обследования специалистов, так как это ведет к нарушению психосоматического состояния. При медикаментозном лечении рассеянность сохраняется.
Методы борьбы с рассеянностью
Методами эффективного лечения рассеянности является индивидуальный подход к каждому ребенку и зависит от конкретного случая.
Существуют специальные терапевтические техники, используемые для лечения Синдрома рассеянного внимания у детей:
- развитие логического мышления,
- решение и создание головоломок,
- постановление определённых смысловых задач в игровой форме.
Замечание 2
Важным условием для сосредоточенности ребенка является отведенное специальное время для отдыха, для решения разнообразных сложных задач, ребусов и для физических упражнений.
Перед применением каких-либо медикаментов внутрь, родителям стоит уделять как можно больше внимания ребенку и принимать активное участие в его развитии, вдохновлять его к желанию учиться.
В процессе роста и взросления у ребенка часто появляется дисбаланс витаминов, микроэлементов, которые способствуют остановке его развития. При этом рекомендуется принимать витаминно-минеральные комплексы, только после того как получили рекомендации от терапевта.
Активному процессу благоприятной деятельности мозга, в некоторых случаях, мешает ослабленный иммунитет. В таком случае рекомендуется употреблять иммуностимуляторы растительного происхождения.
Источник