Синдром раннего детского аутизма курсовая

Синдром раннего детского аутизма курсовая thumbnail
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


курсовая работа Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа.

Добавлен: 01.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТвЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский 
государственный 
университет» (СП
бГУ)
Факультет
психологии
 
 
 Декан факультета
психологии   
Шаболтас А. В. _____________    Зав. кафедрой специальной
психологии   
Шипицына Л.М. _____________    Курсовая 
работа на тему:
Психологическая
характеристика детей с синдромом раннего
детского аутизма.
Специализация
«Специальная психология».
Исполнитель:
Вьюгина
В.Ю.
_____________
(подпись) Научный
руководитель:
Деменчук 
Р. В.
_____________
(подпись) Санкт-Петербург
2011                                                           СОДЕРЖАНИЕ  
I Введение
………………………………………………………………3
 
II Основная часть.

Глава 1
«Я не такой как все»

      История изучения 
      РДА………………………………………….5

 
      
1.2  Определение раннего детского аутизма……………………………6
      
1.3  Причины раннего детского аутизма…………………………..7
Глава
II « мир вокруг меня»

       
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка
аутиста….9        
2.2 Общение ребенка аутиста с окружающими
людьми………..11
III
Заключение
………………………………………………………….13
Библиографический
список
…………………………………………..14 
 
 
 
 
 
                                                      
            
                                     
Введение.

       
Одним из базовых свойств человека 
является стремление  к общению 
с другими людьми.  В нашей 
природе заложено  желание создавать 
семьи, находить друзей. Абсолютно 
ясно, что люди не смоги бы 
выжить на земле, если бы они не научились
объединяться в группы.  Какими бы тяжелыми
небыли заболевания, какие бы физические
или умственные недуги они не испытывали,
все равно подавляющее большинство 
стремиться найти для себя близкого человека.
Воспитанники, проживающие в детских домах,
страдают от недостатка заботы и ласки.
Практически каждый ребенок мечтает жить
в своем доме с людьми, которые его будут
любить, и которым он будет отвечать взаимностью. 
Близкий и родной человек всегда и всеми
воспринимается, как опора, как гарант
безопасности. Это правело, которое работает
всю историю человечества.
       
Однако каждому правилу находятся 
свои исключения. Совершенно удивительно 
и абсолютно не понятно, как 
совсем маленький ребенок может 
просто не воспринимать свою 
маму?  Почему он так не любит быть у
нее на руках? Неужели какая-то игрушка
важнее, чем самые близкие люди на земле? 
Удивительно, но такое  существует.
Ученые назвали такую аномалию ранним
детским аутизмом или сокращенно РДА.  
Одним из первых, кто заинтересовался
данной темой был Каннер. Случилось это
в 1943 году. Он пытался объяснить природу
данного заболевания, выявил далеко не
все факторы. Происхождение этого расстройства
изучаются до сих пор. По-прежнему этот
вопрос остается открытым. 
Нужно
так же понимать, помимо того, что окружающим
тяжело с таким ребенком, сам малыш не
комфортно чувствует себя с людьми. 
Он видит мир под другим углом, нежели
все мы. Как же интересно узнать, о чем
думает ребенок– аутист! Как выглядят
его мысли? Из чего состоит его внутренний
мир? На все эти вопросы мне хотелось бы
получить ответы. Чтобы   самой научиться
выстраивать отношения с аутистом, учитывая
все детали его недуга.  Чтобы помочь
ему жить комфортно в нашем мире, а не в
своем придуманном. Чтобы показать ему,
что те, кто его окружают не враги, а совершенно
на оборот. Чтобы научиться его заинтересовывать.
Чтобы понимать его.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                        
Глава 1.   «Я не такой
как все»

1.1
История изучения 
РДА.

       
Понимание современных подходов к определению
РДА вряд ли возможно без краткого экскурса
в историю вопроса об аутизме в детстве.
Можно назвать 4 основных этапа в становлении
этой проблемы.
       
Первый: донозологический период конца
19 — начала 20 веков характеризуется отдельными
упоминаниями о детях со стремлением к
уходам и одиночеству.
       
Второй, так называемый доканнеровский
период, приходящийся на 20— 40 годы нашего
столетия, отличает постановка вопросов
о возможности выявления у детей шизоидии
а также о сущности «пустого» аутизма.
       
Третий: каннеровский период (43-70 гг.) ознаменован
выходом в свет кардинальных работ по
аутизму, как самого Каннера(1943), так и
Аспергера(1944), а позднее и бесконечного
множества других специалистов. В своей
первой работе Каннер охарактеризовал
РДА, как особое состояние, с нарушениями
общения, речи, моторики, которое он отнес
к состояниям так называемого «шизофренического»
спектра.
       
Четвертый: послеканнеровский период
(80 — 90 годы) характеризуется отходом от
позиций самого Каннера во взглядах на
РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический
синдром разного происхождения.
       
В России первое описание органического
аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным
с соавторами; описание РДА типа Каннера
в 1970, 1974 Г.Н.Пивоваровой и В.М. Башиной1. 
 1.
Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.
— М., 1993. — С. 154-165. 

      Определение
      раннего детского аутизма.

       
Изучая проблему раннего детского аутизма,
в первую очередь нужно знать и понимать
его определение.
       
Ранний детский аутизм
— клинический
синдром, которому характерны:  
1. Врожденная неспособность ребенка к
установлению аффективного контакта посредством
взгляда, мимики, жеста, не обусловленная
низким интеллектуальным уровнем; 
 2.Стереотипность поведения; 
 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт
или поглощенность впечатлениями); 
 4.Нарушения речевого развития; 
5. Раннее проявление – до 30-го месяца
жизни. 
    (Kanner L. 1943 год.)1 Аутизм
детский 
(греч. autos — сам) (синдром инфантильного
аутизма, детское заболевание аутизмом,
синдром Каннера, ранний инфантильный
аутизм) — «отщепление» от действительности,
фиксация на внутренних переживаниях,
аффективных комплексах2. 
 
 
 
 

    https://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=174000
    https://wiki.myword.ru/index.php/Аутизм_детский

 
                                1.3  
Причины раннего детского
аутизма.

       
Поиски  причин  этого расстройства 
психического развития шли по нескольким
направлениям. Первые обследования аутичных
детей не дали свидетельств о патологии
их нервной системы. В связи с этим в начале
50-х годов наиболее распространенной была
гипотеза о психогенном происхождении
страдания. Говоря иначе, нарушение эмоциональных
связей с людьми, активности в освоении
окружающего мира связывалось с ранними
психическими травмами, с неправильным,
холодным отношением родителей к ребенку,
с неподходящими способами воспитания.
       
В настоящее время большинство исследователей
полагают, что ранний детский аутизм является
следствием особой патологии, в  
основе  которой  лежит недостаточность 
центральной  нервной системы.
Эта недостаточность 
может быть вызвана широким кругом
причин: врожденной аномальной конституцией,
врожденными обменными нарушениями, органическим
поражением ЦНС в результате патологии
беременности и родов, рано начавшимся
шизофреническим процессом. Указывается
более 30 различных патогенных факторов, 
которые  могут  привести  к 
формированию  РДА.
        
Конечно, действия различных патологических
агентов вносит индивидуальные черты
в картины синдрома раннего детского аутизма.
Он может быть осложнен различной степенью
умственной отсталости, грубым недоразвитием
речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные
расстройства. Как и при любой другой аномалии
развития, общая картина тяжелого психического
дефекта не может быть прямо выведена
только из его биологических первопричин.
Многие, даже основные проявления раннего
детского аутизма могут быть расценены
в этом смысле как вторичные, возникающие
в процессе психического дизонтогенеза.
Механизм формирования вторичных нарушений
наиболее очевиден при рассмотрении клинической
картины сквозь призму аномального психического
развития. Психическое развитие не только
страдает от биологической неполноценности,
но и  приспосабливается  к  ней 
как  к  внешним условиям. Аутичный
ребенок оценивает как опасные большинство
ситуаций взаимодействия с окружающим.
Аутизм в этом плане может быть представлен
как основной именно из вторичных синдромов,
как компенсаторный механизм, направленный
на защиту от травмирующей внешней среды.
Аутистические  установки являются 
наиболее   значительными в иерархии
причин, формирующих само аномальное развитие
такого ребенка. Наиболее страдает развитие
тех сторон психики, которые формируются
в активных социальных контактах. Как
правило, нарушается развитие психомоторных
навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся
в норме временем овладения навыками опрятности,
одевания, самостоятельной еды, игровых
действий с предметами, для ребенка, страдающего
аутизмом, часто оказывается кризисным,
труднопреодолимым. При этом, в отличии
от других категорий детей, имеющих двигательные
дефекты, у аутистов нет или почти нет
самостоятельных попыток компенсации
этих трудностей.
       
Тем не менее, для детей с синдромом раннего
детского аутизма различной этиологии
основные моменты клинической картины,
общая структура нарушения психического
развития, проблемы,  стоящие перед
семьями, остаются общими1. 
 
 
 
 
 
 
 

    https://psy-we.narod.ru/Lechenie/Lech-8/lech-8_3.htm

 
                               
Глава II « Мир вокруг
меня»

2.1Особенности
эмоционального развития
ребенка аутиста.

       
В результате  исследований отмечается,
что в младенческом возрасте наблюдается
задержка сроков появления первой улыбки.
Отсутствуют положительные эмоции в ответ
на улыбку взрослого, ласковый разговор.
Ребенок улыбается, как правило, при виде
неодушевленного предмета. «Комплекс
оживления» возникает позднее, отмечается
рудиментарность его проявления (отсутствие
одного из компонентов — замирания, движения,
вокализаций, улыбки). Впоследствии эмоциональная
реакция на появление матери и близких
также отсутствует.
       
В раннем возрасте отмечается задержка
формирования, слабость (иногда чрезмерная
выраженность) эмоций — удивления, обиды,
гнева. В целом эмоции характеризуются
трудностью возникновения, отмечается
слабая эмоциональная откликаемость при
общении с взрослым. В ряде случаев наблюдаются
немотивированные колебания настроения.
Ребенка часто беспокоит страх при появлении
животных, бытовых шумов (звуки пылесоса,
полотера, электробритвы, фена, шума в
водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков
(шелеста бумаги, жужжания насекомых и
т. д.). Тревога при изменении яркости света,
цвета и формы предметов, прикосновения,
влаги. Страхи высоты, лестницы, огня. Отсутствие
страха темноты.
       
Основное качество эмоциональных реакций
выражается в их несоответствии определенным
ситуациям, событиям. Наиболее характерно
преобладание тревожного напряжения или
выраженной тревоги (капризность, постоянное
беспокойство) при попытках изменить сложившийся
порядок жизни, игры, расположение предметов
в комнате, времени и места прогулки, предложить
новый вид пищи, поменять одежду. Последнее
представляет собой относительно специфический
симптом — феномен «тождества», проявляющийся
в потребности сохранения сложившегося
порядка, страха перед переменами. Тревожное
напряжение возникает при появлении посторонних,
при проявлении внимания, особенно при
попытках проникнуть во внутренний мир
ребенка. Достаточно часто можно наблюдать
равнодушное отношение в тех ситуациях,
когда, напротив, дети должны обнаруживать
недовольство или беспокойство. При играх
эпизодически появляется улыбка на лице
и выражение довольства.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.
Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика
детей с аутизмом // Дефектология, 2003 — №2.               
2.2 общение ребенка
аутиста с окружающими
людьми

       
Порой аутисты производят впечатление
слепых или глухих, они будто не слышат
обращенной к ним речи или не видят протянутый
им предмет. Однако, при тщательном обследовании,
обнаруживается, что слух и зрение у них
нормальные. Просто психика у таких детей
не выдерживает нагрузки и блокирует ответную
реакцию. Отсюда негативизм
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Синдром раннего детского аутизма курсовая

История развития раннего детского аутизма. Основные симптомы синдрома, выделенные Каннером. Причины его возникновения: поведение родителей, биологические факторы. Диагностика заболевания у детей до 2-х лет. Коррекционная работа с детьми аутистами.

Подобные документы

  • Изучение симптоматики психопатологических расстройств, причины интеллектуального развития, задержки в формировании навыков и раннего аутизма у детей. Основные симптомы детской шизофрении. Методы лечения и коррекционной терапии психических нарушений.

    реферат, добавлен 09.12.2014

  • Понятие «синдром раннего детского аутизма», две его основные формы. Классификация и диагностические критерии РДА, нозологическая принадлежность и генез. Особенности психического и интеллектуального развития аутичного ребенка, коррекционная работа.

    реферат, добавлен 17.01.2012

  • Причины возникновения раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и аутистической психопатии (синдрома Аспергера). Особенности речевой сферы и восприятия ребенка, болеющего аутизмом. Рекомендации родителям в оказании психологической помощи таким детям.

    реферат, добавлен 16.01.2015

  • Этапы становления аутизма как психологического дизонтогенеза. Происхождение раннего детского аутизма. Анализ основных симптомов и особенностей психологического развития аутичного ребенка. Классификация и методы коррекции раннего детского аутизма.

    курсовая работа, добавлен 25.05.2016

  • Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения детского аутизма. Клинико-психологическая его классификация. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом. Коммуникативная направленность работы по развитию речи ребёнка с аутизмом.

    курсовая работа, добавлен 23.03.2016

  • Основные симптомы раннего детского аутизма. Особенности интеллектуального развития детей с заболеванием, вторичные состояния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно с началом школьного обучения. Методы обучения и воспитания аутичных детей.

    реферат, добавлен 17.02.2017

  • Ранний детский аутизм как самостоятельное, наследственное психическое расстройство, зачастую сочетающееся с олигофренией. Причины клинической значимости аспектов коммуникационных шаблонов при проведении диагностики аутистической психопатии Аспергера.

    контрольная работа, добавлен 16.05.2014

  • Материалы и методы эндогенного детского аутизма. Систематика расстройств аутистического спектра. Соматическое обследование врачами педиатрами. Шкала психомоторного развития детей. Эмоциональная сфера монотонности. Анализ катамнестического материала.

    книга, добавлен 12.01.2014

  • Анализ проблемы раннего детского аутизма. Комплекс «возрастных» симптомов, сопутствующих симптоматике, требующих медикаментозного лечения. Клиническая оценка эффективности Левицитама у больных с ранним детским аутизмом, его эффективность и безопасность.

    статья, добавлен 29.09.2016

  • Определение понятия посттравматического астенического синдрома. Этиология, патогенез, источник возникновения и развития, клинические симптомы и осложнения (шизофрения, аутизм, паралич, энцефалит), диагностика, профилактика и лечение заболевания у детей.

    статья, добавлен 08.12.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Дата: 06.02.2017
| Автор: Ончурова Е.В.
| Родительская категория: Педагогический состав
| Категория: Ончурова Елена Владимировна

Содержание

Введение
1. Описание заболевания
2. Встречаемость заболевания
3. Классификация РДА
4. Механизмы проявления и клиническая картина РДА
5. Коррекционная работа
6. Логопедическая работа
7. Психологическая коррекция
8. Психотерапевтическая работа
Заключение
Список литературы

Введение.

Если грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, – это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка. Чаще всего подобная ранняя «асоциальность» наблюдается у детей, страдающих так называемым ранним детским аутизмом, или синдромом Каннера (по имени врача Лео Каннера, впервые подробно описавшего этот тип патологии в 1943 г.).

В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой «наш ребенок все еще не говорит» родители начинают обращаться к врачам.

Впрочем, «неговорящими» являются не только аутичные дети, т.е. дети с сидромом Каннера, но и дети с системным недоразвитием «речевых» зон мозга; дети, глухие от рождения или очень рано оглохшие; перенесшие детский церебральный паралич и т.п. Увы, современное общество в избытке обеспечивает нас «неговорящими» детьми. Причины этого многообразны. В частности, развитие медицины и педагогической практики позволяет не только выжить, но и социализироваться детям с такими тяжелыми патологиями речи, которые в прежние времена оставили бы их не только вне «большого» социума, но и просто на обочине жизни.

Однако попытки понимания недугов оказываются довольно скудны даже в богатом постиндустриальном обществе, поскольку редко основаны на серьезных научных разработках – мешает характерный для постиндустриального общества чисто инструментальный, поверхностно-прагматический подход по схеме: воздействие на следствие без углубления в причины. В перспективе он губителен и для практики – ведь «неговорящие» дети не говорят по совершенно разным причинам. Но вот что именно вызывает «подлинный» РДА, описанный Каннером, науке до сих пор неизвестно. А между тем вопрос этот представляет не чисто медицинский и даже не чисто практический интерес – ответ на него, если он когда-нибудь будет получен, окажет, видимо, немалое влияние на все наше представление о самих себе как разумных существах, о том, откуда берется и что собой представляет наш разум и его главные орудия – язык и речь. Впрочем, упомянутый вопрос, даже в его нынешнем виде, без ответа, способен поколебать многие наши, казалось бы, сами собой разумеющиеся представления о человеке.

Отметим, что синдром Каннера в популяции встречается достаточно редко. Аутичные дети и взрослые, постоянно описываемые в литературе, а иногда и описывающие себя сами, – это в абсолютном большинстве случаев лица с так называемым вторичным аутизмом, у которых нежелание коммуникации и отгороженность от социума оказываются следствием ранней шизофрении. Соответственно, при всей замкнутости, отгороженности, холодности и неконтактности, аутичные дети с ранней шизофренией не являются «неговорящими» в буквальном смысле слова – они могут говорить, но не хотят этого, или говорят стереотипными фразами, как это делает герой Дастина Хоффмана.

1. Описание заболевания

Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:

1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;

2. Стереотипность поведения;

3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

4. Нарушения речевого развития;

5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.

Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

2. Встречаемость заболевания

Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году.

По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется от 4 до 1 больного на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5 : 1. У детей с РДА коэффициент интеллигентности более чем в двух третях случаев ниже 70.

3. Классификация РДА

Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА.

1. Разновидности РДА:

— синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);

— аутистическая психопатия Аспергера;

— эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении, аутизм);

-. резидуально-органический вариант аутизма;

— аутизм при хромосомных аберрациях;

— аутизм при синдроме Ретта;

— аутизм неясного генеза.

2. Этиология РДА:

— эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая;

— экзогенно-органическая;

— в связи с хромосомным аберрациями;

— психогенная;

— неясная.

3. Патогенез РДА:

— наследственно-конституциональный дизонтогенез;

— наследственно-процессуальный дизонтогенез;

— приобретенный-постнатальный дизонтогенез.

Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма – конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.

Данная классификация РДА разработана в России в НЦПЗ РЛМН (1987 г.).

Классификация аутизма (Франция, 1987 г.)

1. Разновидности РДА
— Ранний инфантильный аутизм типа Каннера;
— другие типы инфантильного аутизма
2. Разновидности психозов у детей
— Психоз ранний дефицитарный;
— Психозы шизофренического типа, возникающие в детстве;
— Дисгармоничные психотики

Во французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с психозом не относятся.

Похожая классификация принята у нас в МКБ-9 (1980 г.)

Международная классификация болезней 9-го пересмотра (1980 г.)

1. Разновидности РДА:

— Детский аутизм типа Каннера

2. Разновидности психозов у детей

— Неуточненные психозы;

— Шизофрения, детский тип;

— Детский психоз без других указаний;

— Шизофреноподобный психоз.

Данная классификация разработана в России в 1980 г. и используется в Российской Федерации до настоящего времени.

ДСМ-III-R (американская классификация болезней, 1987 г.)

1. Разновидности РДА: «первазивные расстройства развития». Ось II.

— Аутистические расстройства;

— Первазивные расстройства развития без дополнительных определений.

РДА в этом варианте систематики выносится из рубрики «психозов» относится к патологии развития и сближается с умственной отсталостью (УМО).

IСD-10 (ВОЗ, 1991 г.). Первазивные расстройства развития
1. Типичный аутизм

— аутистические расстройства;

— инфантильный аутизм;

— Инфантильный психоз;

— синдром аутизма Каннера.

2. Атипичный аутизм

— атипичные детские психозы;

— УМО с аутистическими чертами.

3. Синдром Ретта

Касаясь международной классификации болезней, следует особо подчеркнуть, что к «первазивным расстройствам» отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет. Хотя эта классификация еще не адаптирована в отечественной психиатрии, следует знать, что аутистические расстройства представлены в ней многообразнее и как синдром Каннера, и как другие варианты аутизма, отдельно охарактеризован синдром Ретта.

4. Механизмы проявления и клиническая картина РДА

Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, существуют предположения:

– о поломке биологических механизмов аффективности;

– о первичной слабости инстинктов;

– об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия;

– о недоразвитии внутренней речи;

– о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах;

– о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и многие другие.

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с «симптомами тождества». Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.

5. Коррекционная работа

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Использовались адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка к условиям дневного стационара базируется на использовании простейших – тактильных, пантомимических, моторных форм контактов, протопатических форм деятельности в условиях свободного выбора и полевого поведения. Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков должна проводиться комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка с РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.

Опыт показывает, что у большинства детей, на начальном этапе работы по лечению аутизма запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игрушек, не возникает ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям.

6. Логопедическая работа

Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

7. Психологическая коррекция

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем у аутистов возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.

8. Психотерапевтическая работа

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Данный подход к оценке структуры психического дефекта у аутистов, прежде всего как к асинхронному развитию всех сфер деятельности ребенка, позволят вскрыть значимость в становлении его не только эндогенных, но и экзогенных факторов, на основании чего возможно обосновать необходимость проведения реабилитации.

Заключение

Ранний возраст — один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками — двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития — эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий.

Ритм и темп этого движения зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но существуют некоторые закономерные и обязательные этапы, прохождение которых отмечает истинный эмоциональный возраст ребенка. Иногда он может расходиться с годами, указанными в его свидетельстве о рождении и даже уровнем развития отдельных психических функций. Однако он тоже является той объективной реальностью, которая может оказывать решающее влияние на его дальнейшее развитие.

Сам ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Но каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития.

Внимательное совместное прохождение раннего периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов.

В настоящее время, помощь больным с РДА осуществляется преимущественно в больницах, пребывание в которых длительные сроки ведет к социальной депривации, явлениям госпитализма. Тогда как организация специализированной лечебно-коррекционной реабилитации может привести к социальному приспособлению более трети детей с РДА. Эти виды помощи создают условия и для возможности принимать участие в общественно полезном труде и родителям детей аутистов. Описанные выше формы помощи являются и более экономичными, гуманными и лежат в основе профилактики (вторичного характера) форм психического недоразвития у детей аутистов.

Литература

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001, № 4.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования «Теревинф». – 1997.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Материалы сервера https://autist.narod.ru/bashina.HTM.
4. Браудо Т.Е., Фрумкин

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе упражнения видео