Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие
Аутизм — это искаженное психическое развитие человека. Как симптом аутизм встречается при довольно большом количестве психических расстройств. В некоторых случаях аутизм проявляется в раннем детском возрасте — до 1 года — и оказывает очень тяжелые негативные последствия на все последующее развитие ребенка.
Появление аутистических черт в раннем возрасте называют синдромом детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера). Этот синдром по сути является особым отклонением в нормальном психологическом развитии личности.
При раннем детском аутизме отдельные психические функции формируются быстрее нормы, а другие — медленнее. Кроме того, в этом случае наблюдаются заметные качественные нарушения при социальной адаптации и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Дети, страдающие этим тяжелым заболеванием, отличаются медлительностью, сконцентрированнностью на деталях, заторможенностью психических и эмоциональных процессов.
Аутизм как врожденный недостаток человека встречается в несколько раз чаще, чем слепота и глухота вместе взятые. Статистические данные приводят следующие цифры распространения аутизма за последние годы: около 20 случаев на тыс. новорожденных. У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Наблюдения специалистов показали, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, социального и других факторов. Следовательно, нельзя говорить о каком-то местном распространении этого психического синдрома, а скорее о его общечеловеческом характере.
Наиболее ярко аутизм проявляется после трех лет, когда становятся особенно заметны его отличительные черты:
1) отсутствие фиксированного взгляда;
2) отсутствие ярких эмоций;
3) особенности моторики и т.д.
При аутизме значительно нарушается речевая сфера, встречается как полное отсутствие речи (мутизм), так и различные серьезные отклонения из-за неправильного развития психики и отсутствия общения со сверстниками.
Описание критериев ранней диагностики РДА
Аутизм
Встречается в 100% наблюдений за детьми, страдающими РДА. Нарушения зрительного контакта. Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный взгляд.
Нарушение комплекса оживления. Отставленность, слабость реакции на свет, звук (погремушку). Выпадение двигательного, голосового компонентов. Слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам), очкам, детали одежды. Отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого.
В 41% наблюдений встречается измененное отношение к близким. Задержка узнавания матери (отсутствия движения навстречу, улыбки). Малая потребность в ней, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Иногда происходит гиперусиление симбиотической связи с матерью: непереносимость ее отсутствия (возникновение вегетативных, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений). Иногда наблюдаются спонтанные эпизоды немотивированной враждебности, страха в отношении матери. Также иногда отмечается боязнь, немотивированная враждебность в отношении других членов семьи.
В 21% наблюдений имеется измененная реакция на нового человека. Возникновение тревоги, страха, агрессии в отношении нового человека. Или наоборот — полное игнорирование нового человека. Иногда наблюдается «сверхобщительность»: механическое стремление к физическому контакту, стереотипные вопросы без ожидания ответа.
В 72% случаев происходит нарушение общения с другими детьми. Игнорирование (пассивное, активное). Негативные импульсивные действия в отношении других детей, спонтанные страхи. Сопротивление, убегание от других детей при попытке вовлечь в игру. Ограниченность контактов узким кругом детей, родственников.
В 19% наблюдений имеется измененное отношение к физическому контакту. Неприязнь контактов. Гиперсензитивность. Переносимость лишь «малых доз» физического контакта. Избирательное стремление к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружение, подбрасывание и т.п.).
В 21% наблюдений выделяется измененное отношение к словесному обращению. Отсутствие отклика на имя и другие виды обращения (псевдоглухота). Слабость, избирательность реакции на словесные обращения. Отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания и т.п.
В 17% случаев — измененные особенности поведения в одиночестве. Непереносимость одиночества или — наоборот — его предпочтение со стремлением к территориальному уединению. Часто встречается и отсутствие всяческих реакций на одиночество.
В 21% случаев изменяются особенности отношения к неодушевленному. Необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев и т.п.). Нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного: боязнь меха, изображений человека или животных. Одушевление бытовых приборов: пылесосов, телевизоров и пр. Механическое использование руки или туловища другого человека. Обследование другого человека как неодушевленного предмета.
Страхи
Разного рода страхи встречаются у детей с РДА в 80% наблюдений.
В 72% случаев — сверхценные страхи. Страх одиночества. Страх высоты. Страх лестниц. Страх чужих. Страх животных. Страх темноты.
В 35% случаев — страхи, вызванные сенсоаффективной гиперестезией. Страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах). Страхи яркого света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих. Страхи мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Страх горшка. Страх мельканий света, резких перемен кадра на экране.
В 11% случаев — неадекватные, бредоподобные страхи. Страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего красного или боязнь всего круглого, например). Необъяснимый страх матери или иных определенных лиц. Стойкое ощущение чьего-то присутствия. Страх своей тени. Страх отверстий вентиляционных решеток. Страх определенной одежды.
«Феномен тождества»
В 79% наблюдений за детьми, страдающими РДА, был выявлен так называемый «феномен тождества». Ребенок привыкает к среде обитания, которая как бы становится частью его самого. Не умея, выделить себя из среды, ребенок очень остро реагирует на всяческие изменения.
Отвергание новых видов еды, ритуальность в режиме еды и атрибутике еды наблюдается у 53% детей с РДА. У 69% — приверженность к привычным деталям окружающего: расположению мебели, игрушек, других предметов, негативизм к новой одежде. У 67% наблюдаются патологические реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, больницу, переезд). Такие реакции происходят в виде нарушения вегетативных функций, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений.
Нарушения чувства самосохранения
В 21% наблюдений у детей с РДА встречаются нарушения чувства самосохранения. Для 19% детей характерно отсутствие «чувства края»: опасное свешивание за борт коляски, упорное стремление перелезть за стенку манежа, убежать в чащу леса, выскочить на проезжую часть улицы, спрыгнуть с высоты, войти в глубину воды. В 10% случаев — отсутствие закрепления отрицательного опыта ожогов, порезов, ушибов. В 19% случаев — неумение постоять за себя, отсутствие защитной агрессии.
Стереотипы
В 69% случаев наблюдаются разного рода стереотипии.
В 51% случаев — двигательные стереотипы. Раскачивания в коляске или манеже. Однообразные повороты головы. Ритмические сгибания пальцев. Упорное, с характером одержимости, раскачивание на игрушечной лошадке, качалке. Машущие движения кистью, предплечьем. Продолжительная серия прыжков. Для всех двигательных стереотипов характерен вычурный их рисунок.
В 32% наблюдений сенсорные стереотипы. Стереотипные зрительные, звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные и проприорецептивные ощущения вызываются разными способами. Верчение перед глазами пальцев. Верчение колес игрушки. Включение и выключение света. Пересыпание мозаики. Сминание и разрывание бумаги. Шуршание целлофановыми пакетами. Раскачивание скрипящих створок двери. Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов. Расслоение тканей. Пересыпание круп. Манипуляции с водой. Упорное сосание тканей. Облизывание предметов. Произвольное напряжение и расслабление конечностей, всего тела. Зажимание ушей. Удары головой о бортик коляски, спинку кровати.
У 31% детей, страдающих РДА, наблюдаются речевые стереотипы. Эхолалии. Стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами. Стереотипный счет.
В 41% случаев — поведенческие стереотипы. Ритуальность в соблюдении режима. Ритуальность в выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры.
В 34% случаев — влечение к ритму. Стремление к раскачиванию, верчению, трясению предметов под ритмичную музыку. Скандирование стихотворений. Выкладывании орнаментов из разнообразных рядов игрушек, мелких предметов. Одержимость листанием страниц книг, газет. Безудержное стремление качаться на качелях.
Особенности речи
В 69% наблюдений выявлены нарушения речи.
21% случаев — нарушения импрессивной речи. Cлабость или отсутствие реакции на речь. Предпочтение тихой, шепотной речи. Игнорирование и «непонимание» словесных инструкций.
49% случаев — нарушения экспрессивной речи. Отмечается отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета, их неинтонированность. Запаздывание или опережение появления первых слов. Эхолалический характер первых слов. Необращенность к человеку слов. Необычность слов. Малоупотребительность слов. «Плавающие» слова. Регресс речи на уровне отдельных слов. Запаздывание или опережение появления фраз. Преобладание эхолалических фраз. Обилие комментирующих фраз. Обилие аутокоманд. Частые эхолалии в виде цитат, эхолалий-обращений, эхолалий-формул. Игра фонетически сложной, аффективно насыщенной речью. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Жонглирование словами-отрицаниями. Склонность к декламации, рифмованию, интонационной акцентуации ритма. Хорошая фразовая речь иногда сопровождается отсутствием употребления местоимения «я».
Особенности познавательной деятельности и интеллекта
В 72% наблюдений наблюдаются выраженные нарушения познавательной деятельности и интеллектуальной сферы.
В 33% случаев — отставание. Интеллектуальная пассивность. Отсутствие или значительное отставание формирования речи. Трудности сосредоточения. Резкая пресыщаемость восприятия. Нарушения целенаправленности и произвольной деятельности. Одинаковая актуальность временных впечатлений настоящего и прошлого.
В 30% случаев наблюдается сильное ускорение формирования отдельных сторон интеллекта. Например, раннее развитие речи, фантазии. Возникновение сверхценных интересов с накоплением знаний в отдельных, достаточно отвлеченных областях. Любовь к слушанию чтения. Интерес к сложным сюжетам игр. Интерес к знаку (букве, цифре, географической карте). Интерес к форме, цвету предмета при игнорировании его функциональных свойств. Преобладание интереса к изображаемому предмету при игнорировании реального. Часты случаи потрясающей слуховой и пространственной памяти (запоминание маршрутов, расположение знаков на листе, географической карте).
В 9% случаев наблюдается распад интеллекта. Данному распаду обычно предшествует период ускоренного интеллектуального и речевого развития. В этот период многих поражает необычная выразительность лица, «осмысленный» взгляд. Распад интеллекта, речи чаще всего происходит на втором году жизни.
Особенности игры
В 29% наблюдений выявляются нарушения игры ребенка, страдающего РДА.
В 19% случаев — отсутствие игры вообще. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляциям с ней.
В 19% случаев — задержка на стадии элементарных манипуляций с игрушкой. Как правило, ребенок ограничивается одной игрушкой, с которой проводит однотипные простые манипуляции. Манипулирование неигровыми предметами. Одушевление неигровых предметов.
В 21% случаев — объединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Неиспользование в игре с неигровыми предметами их функциональных свойств. Преобладание игр в одиночку, часто в обособленном месте.
В 19% случаев — игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы. Трудности расширения или изменения фабулы игры со стороны других людей.
Особенности витальных функций и аффективной сферы
В 98% всех наблюдений за детьми, страдающими РДА наблюдаются изменения витальных функций и аффективной сферы.
В 42% случаев — гиповозбудимость. Мышечный гипотонус. Малоподвижность. Неадекватное внешнее спокойствие. Отсутствие реакций на физический дискомфорт (мокрые пеленки, холод, голод, запоры). Вялость сосания. Слабость пищевого рефлекса. Невыраженность реакции на прикосновение. «Спокойная бессонница». Индифферентность при взятии на руки («поза мешочка»). Слабость комплекса оживления и эмоциональной реакции на игрушку. Склонность к дистимическим колебаниям настроения.
В 56% случаев — гипервозбудимость. Мышечный гипертонус. Неврозоподобные проявления: пониженный тревожный фон настроения с ухудшением по утрам. Крик, плач при пробуждении. Вегетативные расстройства (срыгивания, желудочно-кишечные дискинезии, инверсия сна). Избирательность в еде. Типично усиление этих явлений в период первого возрастного криза (1 год). Неожиданное для возраста тонкое улавливание эмоционального состояния близких.
Типы раннего детского аутизма
Симптоматика РДА обладает большим полиморфизмом. С. С. Никольская (1985) предложила классификацию РДА, дифференцирующая 4 основные группы: 1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания; 2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью; 3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений; 4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.
I группа
Первая группа охватывает примерно 8% детей, страдающих РДА.
Преобладает отрешенность от окружающего. Полевое поведение: дрейф от одного объекта к другому, длительное пассивное созерцание объектов, случайные непроизвольные действия. Ритмическая вокализация.
На первом году жизни отмечается гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Часто опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникает резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт.
Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении.
II группа
Вторая группа охватывает примерно 62% детей, страдающих РДА.
Преобладаниее аутического отвержения окружающего. Одержимость двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями. Импульсивные движения. Однообразие игры с привлечением неигровых предметов. Выраженность нарушений чувства самосохранения. «Феномен тождества». Многочисленные страхи гиперсензитивного характера. Часто — отставание в психическом развитии. Симбиотическая связь с матерью. В первые месяцы жизни выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости.
Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.).
III группа
Третья группа охватывает примерно 10% детей, страдающих РДА.
Образование сверхценных пристрастий. Особые, отвлеченного характера интересы и фантазии. Расторможенность влечений. Бредоподобные страхи. Агрессивность в играх и отношении с окружающими. Слабость эмоциональных привязанностей. На первом году жизни типичен мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление при взятии на руки.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера).
IV группа
Четвертая группа охватывает примерно 21% детей, страдающих РДА.
Преобладание сверхтормозимости окружающим миром. Ранимость. Пугливость. Пониженный фон настроения. Сверхценные страхи. Тихие малоподвижные игры. Нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы и сюжеты фантазий содержат стремление к уходу от непосильных нагрузок, предъявляемых реальностью. Заторможенность и неуверенность движений.
На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт. Неустойчивость настроения по дистимическому типу. Метео- и вегетативная лабильность. Физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери. Дети стремятся к аффективному освоению положительных социальных стереотипов.
Данный вариант РДА с нозологических позиций может представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»). При легкой выраженности — вариант аутистической психопатии Аспергера.
«Макеевская специальная школа-интернат №35»
Искаженное психологическое развитие, понятие синдрома раннего аутизма.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Сырокваша Р.Я.
2017-2018 уч. год
Источник
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития с задержанным, поврежденным и ускоренным развитием отдельных психических функций, что приводит к своеобразию качественных новообразований. Характерной моделью искаженного психического развития считается синдром раннего детского аутизма (РДА). Он отличается от других аномалий развития наибольшей сложностью клинической картины и структуры психологических нарушений, широким диапазоном причин расстройства.
Термин аутизм происходит от греческого определительного местоимения ашхх; — сам[1] и отражает главную характеристику детей — отгороженность от мира, отрыв от реальности. Аутизм как самостоятельный синдром был описан американским психиатром Л.Каннером в 1943 году. Независимо от него австрийский психиатр Х.Аспергер в 1944 году описал сходный синдром, назвав его аутистическая психопатия. Этот синдром отличается отсутствием клинически существенных признаков развития когнитивных функций и речи. В силу сложной и не до конца проясненной этиологии и патогенеза аутизм считается синдромом, а не заболеванием.
Синдром РДА включает в себя набор характерных симптомов, что важно при дифференциальной диагностике, поскольку аутистический симптом может входить в клинику других заболеваний. Были выявлены аутистические симптомы у больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х-ломкой хромосоме — синдроме Ретта. Симптомы нарушения Ретта отличаются от симптомов аутизма. Это специфичное нарушение, которым страдают в основном девочки, для него характерно нормальное развитие в раннем детстве, после чего наступает период замедленного роста головы и регрессия с утратой речи, способности писать и выполнять ручную работу. Английские психиатры И. Колвин, М. Раттер, К. Анстэд указывали на важные различия между детьми, больными шизофренией, и детьми-аутистами. В то же время критерии, отмеченные Каннером, слишком узки. Многие клиницисты обнаружили у детей сходные нарушения, хотя они не вполне соответствовали описаниям Каннера и Аспергера, что привело к выделению Американской психиатрической ассоциацией форм атипичный аутизм и дезинтегративное нарушение.
Несмотря на все многообразие проявлений, Л. Винг выделила 3 ключевых особенности, присущие всем детям с аутизмом (триада аутизма).
- 1. Ослабление способности к социальному взаимодействию.
- 2. Недостаточность вербальной и невербальной коммуникации.
- 3. Предпочтение повторяющихся, обособленных, стереотипных интересов или действий.
В отечественной психиатрии еще в 20-40-х годах ставился вопрос выявления у детей шизофрении (Г. Е. Сухарева, Т.П. Симеон, С. С. Мну- хин и др.). Г. Е. Сухарева в 1925 году по наблюдениям за шестью детьми описала синдром шизоидной психопатии: отсутствие лицевой экспрессии, изоляция или недостаток социального взаимодействия, странное, социально неадекватное поведение. Наличие тенденции к автоматизму: стереотипное поведение и речь, навязчивые интересы, непереносимость прерываний и желание, чтобы вещи всегда происходили одним и тем же образом. Эти дети имели нормальный или высокий интеллект, были чувствительны к шуму и запаху и иногда музыкально одарены. Эти симптомы сходны с симптомами РДА, в особенности с синдромом Аспергера. Хотя у детей с аутизмом часто наблюдается интеллектуальное снижение, Л.Каннер отмечал, что интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма, что дети могут быть парци- ально одаренными в различных областях.
В дальнейшем синдром РДА активно изучался и продолжает изучаться зарубежными учеными (Л. Бендер, М. Кларк, С. И. Хатт и др.), а также отечественными клиницистами, дефектологами и психологами (В. В. Ковалев, М. Ш.Вроно, В.М. Башина, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, К. С. Лебединская, С. В. Немировская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, И.И.Ма- майчук, М. В. Гиппенрейтер и др.).
Сегодня причины и механизмы раннего детского аутизма до конца не ясны, что порождает множество гипотез и теорий его происхождения. Исследователи предполагают возможность генетического и органического происхождения РДА. К наследственным факторам патологии относят хромосомную аберрацию. Некоторые исследователи (М.Ле- бойе (М. Lebojer) и др.) предполагают гетерогенную форму патологии: наследование не аутизма, а предрасположенности к патологии, что может быть причиной аутизма, умственной отсталости и нарушений речи. Аутизм описывают (М. Хэчни (М. Hachney), Б. В. Лебедев, М. Г. Блюмина и др.) при врожденных дефектах обмена (фенилкетанурия, гистидине- мия и др.); при экзогенных воздействиях на плод во время беременности инфекций (токсоплазмоз, сифилис и др.), интоксикаций (свинцом и др.), приводящих к резидуальной недостаточности нервной системы, органической патологии разных отделов мозга, включая стволовые. Предполагается возможность вовлечения эндокринной системы в патологический процесс (С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев и др.), что приводит к неполноценности системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников (В. В. Воронков), к нарушениям гормонального баланса (Э. Орниц (Е. Ornitz), Э.Ритво (Е. Ritvo) и др.). Есть взгляд на РДА как на психогенное расстройство, возникающее в результате эмоциональной депривации (Б. Беттельгейм), хотя многими отечественными и зарубежными клиницистами неблагоприятные социальные условия рассматриваются только как сопутствующий фактор. В настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии аутизма.
Существует много точек зрения на основной механизм, обусловливающий клинико-психологическую структуру РДА. Некоторые исследователи предполагают в качестве первопричины те или иные расстройства церебральных патофизиологических механизмов: нарушения бодрствования, энергетическую недостаточность, сверхчувствительность к раздражителям. Другие видят основную причину в различных интеллектуальных нарушениях, среди которых: общая задержка умственного развития; парциальная недостаточность, обуславливающая трудности переключения; нарушение кодирования информации; несостоятельность развертывания действий. Некоторые исследователи считают первичными нарушения в аффективной и мотивационной сферах.
Аутизм — сравнительно редкая патология (15-20 детей с аутизмом на 10 000). У мальчиков РДА встречается значительно чаще, чем у девочек (4: 1).
Клинико-психологическая структура различных проявлений аутизма, несмотря на различие их этиологии, имеет общие черты. Однако характер, степень выраженности и сочетание этих черт с другими признаками приводят к значительной вариативности проявлений.
Общими для различных проявлений аутизма являются следующие черты.
- 1. Недостаточное или полное отсутствие контактов с окружающими. Для ребенка с аутизмом социальное взаимодействие не имеет такой важности и такого смысла, как для обычного ребенка. Часто социальный контакт ограничивается необходимостью удовлетворения какой-либо потребности (в еде, в игрушке и т. п.). Например, шестилетний ребенок может взять маму за руку и потянуть к холодильнику, тем самым давая понять, что он хочет есть. Затем он будет ныть, стоять и смотреть, как она, не зная, что именно он хочет съесть, один за другим вынимает продукты на стол. Когда появляется нужная баночка, он перестает плакать, забирает ее и молча удаляется, даже не взглянув на раздраженную мать.
- 2. Ослабление вербальной и невербальной коммуникации. Дети с аутизмом, даже если они имеют словарный запас, не используют речь для общения и не используют жесты и мимику, как это обычно делают дети, когда им не найти нужных слов. Если родитель не хочет додумывать, что нужно ребенку, то у ребенка есть безотказное средство — он начинает кричать, причем так громко, что, если это происходит на улице, прохожие рассыпаются в разные стороны. Часто дело не в том, что ребенок с аутизмом не способен разговаривать, а в том, что у него нет достаточной мотивации использовать навыки вербального общения для коммуникации. Так, например, родители думали, что у их семилетнего сына с аутизмом нет речи. Однажды летом на веранде дачи в его чашку с чаем залетела муха, и тут они услышали: «Заберите эту мерзость отсюда!».
- 3. Ребенку с аутизмом недостает понимания чувств, размышлений и мотивации других людей. Например, ребенок может запустить пятерню в материнские волосы, в чем, пожалуй, еще нет ничего страшного. Но хватать за волосы незнакомого человека в магазине недопустимо. Однако ребенок с аутизмом может не иметь ни малейшего представления о чувствах незнакомого человека в этот момент.
- 4. Отгороженность от внешнего мира. Аутичный ребенок большей частью ведет себя так, как будто он находится один, несмотря на присутствие других. Отрешенность ребенка с аутизмом проявляется в безучастности к окружающим его взрослым, другим детям, животным. Так, если мама говорит двух-трехлетнему сыну: «Посмотри, ки-и-са!», он слегка поворачивает голову и остается безразличным. Мама открывает детскую книжку с картинками: «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей!». Но ребенка с аутизмом не привлекают нарисованные животные, ему все равно, где обедал воробей. Двухлетний ребенок с аутизмом на прогулке не топает за голубями, вытянув руки вперед.
- 5. Слабость эмоционального реагирования по отношению к матери, вплоть до полного безразличия, в сочетании с симбиотическим отношением. Так, двух-трехлетний ребенок не ласков, не любит обниматься и даже не смотрит в мамину сторону, но кричит, если она собирается выйти из комнаты.
- 6. Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители (отрешенность) и одновременно с этим — чувствительность к слабым раздражителям, непереносимость шума часов, бытовых приборов и т. п.
- 7. Склонность к повторяющимся однообразным действиям. Раскачивание туловищем и головой, вращение кистей рук перед глазами, подпрыгивания на носках и др. Предпочитают манипулятивную игру: закручивание и скручивание гаек; катание машинки туда- сюда, не выпуская из рук; собирание и разбирание кубиков, пирамидок и тому подобное. Если взрослый пытается подключиться к игре (например, катать машинку друг другу), то это вызывает протестные реакции.
- 8. Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по Л.Каннеру). У каждого ребенка будет свой набор предпочтений. Для кого-то важно, чтобы у него была одна и та же одежда, обувь или тарелка с чашкой. Кому-то важно ходить в магазин одним и тем же маршрутом, и он протестует, если взрослый хочет перейти дорогу в другом месте. Некоторые привержены ритуалам: способ укладывания спать, одежда должна надеваться в определенном порядке и т. п.
- 9. Скользящий взор. У детей с аутизмом взгляд бегающий или же застывший в направлении мимо объекта; они не переносят взгляда в глаза. Аутичные дети обычно симпатичны, при таком скользящем взоре лицо производит особое впечатление — «лицо принца» (Л.Каннер). Для них характерно преобладание восприятия на периферии поля зрения. От ребенка с аутизмом трудно спрятать нужный ему предмет, как будто он «видит предметы затылком» (И.И.Ма- майчук). Он может также смотреть телепередачу или представление в театре, сидя вполоборота и глядя вроде бы в другую сторону, но это не значит, что он не замечает, что происходит на экране или на сцене. Если взрослый ошибочно посчитает, что его ребенку это не интересно и захочет переключить программу или увести ребенка из театра, это вызовет протестную реакцию.
- 10. Стереотипные увлечения. Для аутичных детей без грубого снижения интеллекта характерна одержимость каким-либо увлечением. Часто они обладают необычайно хорошей памятью и могут запоминать большие объемы информации, относящейся к заинтересовавшему их объекту или теме. Если ребенок увлечен осами, то знает все об их строении и поведении. Часто интерес представляют династии правителей, флаги стран, схемы метро и городов. Часами они могут рисовать схемы городов, переписывать названия населенных пунктов. По данной теме к ним можно обращаться с вопросом как к «ходячей энциклопедии». И при этом дети очень не любят, когда их прерывают или хотят увлечь другими занятиями. Некоторые обладают иными феноменальными способностями: не зная нотной грамоты, могут сыграть только что услышанную мелодию, умножать большие числа в уме, определять день недели конкретной даты. В дальнейшем они обычно не могут реализовать свои таланты в деятельности в силу личностных особенностей.
- 11. Дети с аутизмом живут в конкретном, осязаемом и непосредственном мире без метафор [Сатмари, 2005]. Это мир бесконечного разнообразия деталей. Чувства и эмоции не имеют для них такой ценности, как для других людей. Ребенок не бежит за утешением, когда ему больно, и не бежит утешать других. Он может часами посыпать песок на воздушный шар, наблюдая, как по-разному он ссыпается, и выходить из себя, когда шарик лопается.
- 12. Отсутствие эмоционального резонанса на окружающую ситуацию, холодность и безучастность детей часто сочетаются с повышенной ранимостью и пугливостью, с чувствительностью к резкому тону голоса, к высказанному в их адрес замечанию. У них много страхов и тревог, которые скрыты от глаз окружающих и не видны даже близким людям. Например, школьник с аутизмом в магазине встал в длинную очередь. Стоящая впереди женщина обернулась к нему со словами: «А что же ты не спросишь, кто последний?». Он ответил: «Я боюсь».
Речевые нарушения у детей с РДА разнообразны. От мутизма (полная потеря речи) до повышенного вербализма с избирательной привязанностью к отдельным словам и фразам. У некоторых детей, в силу отставания коммуникативной функции речи, нарушается последовательность развития речи. Сначала ребенок научается читать и писать, а потом — говорить. В таких случаях устная речь ребенка аналогична письменной — ребенок произносит слова и предложения именно так, как они пишутся. У многих детей наблюдаются дизартрические расстройства, нарушение темпа и ритмической организации речи (сканди- рованность), у некоторых встречается эхолалия.
Особенности моторной сферы обусловлены сочетанием нарушений в корковых и подкорковых областях. Часто в движениях отсутствует плавность, что указывает на нарушение связи подкорковых и корковых функций. Иногда обнаруживается нарушение в построении программы действия. Даже элементарные действия могут выполняться странным способом. Часто наблюдается нарушение тонуса (обычно пониженный, но бывает повышенный), нередко встречаются стереотипные движения, ритмические разряды, импульсивные действия. Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных, связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых расстройств (В. В. Лебединский, О. Е. Никольская).
У детей с синдромом РДА бывает разная степень нарушения интеллекта: в 55-60% случаев наблюдается умственная отсталость, в 15-20% — легкая интеллектуальная недостаточность. В 15-20% случаев — интеллект нормальный.
Подход к систематике РДА неоднозначен. В каждом конкретном случае РДА характеристики аутизма сочетаются с другими признаками, связанными со спецификой этиологии и патогенеза, поэтому обнаруживается значительная вариативность проявлений расстройства. Существует несколько классификаций, разработанных отечественными учеными.
В. В. Ковалев выделяет две основных формы РДА.
- 1. Процессуальный (шизофренический) аутизм.
- 2. Непроцессуальный аутизм, включающий в себя синдром Каннера, синдром Аспергера, органический (соматогенный) аутизм, психогенный аутизм.
Для аутизма шизофренической этиологии характерна выраженная отгороженность от внешнего мира, погруженность в патологические фантазии, наличие рудиментарных бредовых образований и галлюцинаторных феноменов. Поведение детей отличается причудливостью, вычурностью и диссоциированностью. Так, безразличное или даже враждебное отношение к родителям может сочетаться с общительностью в отношении посторонних людей (садятся на колени, отвечают на вопросы, берут предложенные лакомства) — «аутизм наизнанку». В высказываниях детей проявляется вычурность, пара логичность, разорванность мышления. Вялое поведение может прерываться приступами немотивированной агрессии. Выделено 2 важных признака РДА шизофренического генеза (В. Е. Каган, К. С. Лебединская).
- 1. У ребенка хотя бы короткий промежуток времени наблюдалось нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма.
- 2. Имеются признаки прогредиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, распад речи, утрата приобретенных навыков).
Среди непроцессуальных форм РДА наиболее полно описаны синдромы Каннера и Аспергера. При всем сходстве клинических проявлений при синдроме Аспергера у детей наблюдается нормальное интеллектуальное и речевое развитие, тогда как при синдроме Каннера чаще встречается интеллектуальная недостаточность и речь не выполняет коммуникативной функции. Синдром Аспергера с возрастом трансформируется в шизоидную психопатию с удовлетворительной социальной адаптацией.
Симптоматика органического аутизма малоспецифична. Синдром связывают с последствиями ранних органических поражений головного мозга. Аутизм сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома: психической инертностью, моторной недостаточностью и др.
Психогенный аутизм связан с эмоциональной депривацией в раннем возрасте (длительное отсутствие материнской ласки). Он характеризуется эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, задержкой развития речи и психомоторики. В случае нормализации условий синдром исчезает, а в неблагоприятных условиях аутистические проявления становятся стойкими. В. Е. Каган относит данную форму к парааутистическим невротическим реакциям и невротическим формированиям личности.
В настоящее время (по МКБ-10) детский ранний аутизм и шизофрения считаются разными расстройствами. Синдром РДА отнесен к рубрике первазивных общих расстройств развития.
В качестве первичного нарушения при аутизме В.