Синдром раннего детского аутизма этиология
Этиология. Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения аутистическиподобных расстройств при хромосомных, обменных и органических заболеваниях. Однако наиболее распространенным является предположение о наследственном (шизофренического спектра) происхождении детского аутизма. Предполагается, что наследственно обусловленное эндогенное нарушение эмбрионального развития при детском аутизме декомпенсируется под воздействием возрастных кризовых периодов, инфекций, травм, родов. Генетическая концепция к настоящему времени распространяется на основные формы детского аутизма: синдром Каннера, детский аутизм процессуального генеза при ранней детской шизофрении (инфантильном и атипичном психозах), а также синдром Аспергера. Сам Каннер относил описанный им синдром к расстройствам шизофренического спектра. Наследственное происхождение описанных выше синдромов подтверждается данными о патологической отягощенности психозами, личностными расстройствами семей детей, больных аутизмом. Два процента сибсов пробандов детей с синдромом Каннера страдают инфантильным аутизмом, что в 50 раз превышает распространенность аутизма в обычной детской популяции. Уровень встречаемости аутистов в монозиготных парах близнецов достигает 35 %. Частота встречаемости аутистических проявлений у родителей-аутистов во много раз превышает встречаемость аутистических симптомов в популяции [Чехова А. Н., 1963; Башина В. М., 1980, 1989; Козлова И. А., 1986; Folstein S., Rutter M, 1977; Caplan H., Sadock В., 1994].
Происхождение аутистическиподобных расстройств (атипичного аутизма, по МКБ-10, 1994) у больных с синдромом ломкой Х-хромосомы, болезнью Дауна, фенилкетонурией, туберозным склерозом и другими обменными и хромосомными заболеваниями связывается с генезом этих заболеваний. Что это — коморбидность двух разных расстройств случайного характера или фенокопирование симптомов аутизма в связи с поражением сходных структур ЦНС — остается загадкой и нуждается в дальнейшем изучении.
Патогенез. Проанализированный нами клинический материал подтвердил наличие разных видов аутизма в зависимости от эндогенного, хромосомного, органического и экзогенного его происхождения. Это нашло отражение и в МКБ-10 (WHO, 1994). В группу первазивных нарушений развития наряду с аутизмом был введен и атипичный аутизм.
Исходя из разных форм аутизма, его патогенез имеет свои особенности. В понимании патогенеза детского аутизма эндогенного генеза несомненное значение имели работы группы отечественных детских психиатров, в которых изучалась структура личностного развития у детей с синдромом Каннера и в преморбиде у больных ранней детской шизофренией [Юрьева О. П., 1970; Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Ушаков Г. К., 1973, и др.]. Впервые был выделен ряд типов дизонтогенеза: стигматизированный, искаженный, задержанный и тип раннего детского аутизма Каннера. В последующих работах [Башина В. М., 1974] было показано, что в континууме личностной патологии развития — от конституциональных, шизоидных к промежуточным типа синдрома Каннера и от последнего к постприступным, процессуальным шизофреническим типам развития — может быть рассмотрен весь спектр дизонтогений так называемого шизофренического круга. Автору удалось показать, что наиважнейшей особенностью этих форм детского аутизма является особый асинхронный тип задержки развития. Признаки асинхронии развития проявлялись в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания, собственно в нарушении физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными, как это свойственно для нормального развития детей. Был выделен синдром «переслаивания» примитивных функций сложными [Башина В. М., 1979, 1989].
Таким образом, при детском аутизме эндогенного генеза нарушение развития может рассматриваться как диссоциированный дизонтогенез. В установленном феномене асинхронии развития и было его главное отличие от всех других видов нарушенного развития с аутистическими симптомами иного происхождения.
При разных видах детского аутизма эндогенного генеза дизонтогенез может рассматриваться как конституциональный, эволютивно-процессуальный и процессуальный. При ранней детской шизофрении с началом процесса после 3 лет (атипичном психозе) формируется аутизм в связи с приступами болезни. Он возникает как дефектное состояние, и его патогенез можно рассматривать как процессуальный диссоциированный дизонтогенез, приобретенный постнатально.
При аутистическиподобных синдромах в структуре умственной отсталости хромосомного, обменного и органического генеза (атипичном аутизме, по МКБ-10, 1994) можно предположить, что патогенез этих видов аутизма связан с поражением тех же или близких структур ЦНС, которые, возможно, повреждаются и при детском аутизме эндогенного генеза. В этих случаях не наблюдается диссоциированного дизонтогенеза с наличием асинхронии развития. В целом структура дизонтогенеза здесь близка к тяжелому умственному недоразвитию, до некоторой степени специфичному для каждого вида заболеваний хромосомного или обменного характера. Аутистические расстройства в этом случае следует рассматривать как аутистическиподобные синдромы.
Патогенез при парааутизме экзогенного происхождения представлен как дизонтогенез со свойственными только этому виду состояний расстройствами личности, возникающими в связи с нарушением диады мать — дитя.
К пониманию особенностей патогенеза при разных формах аутизма можно попытаться подойти, опираясь на нейроморфологические, нейрофизиологические и биохимические исследования последних лет, проведенные в группах здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами. По данным ряда авторов, для нормального онтогенеза характерно существование критических периодов онтогенеза, в которые происходят структурно-функциональные перестройки, обеспечивающие становление новых физиологических функций.
Нейрофизиологические исследования, проведенные у здоровых детей, показали, что выделяются несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные изменения: I — в 14—15 мес в виде резкого увеличения спектральной мощности 7 и 8 Гц сегментов а и роландического ритма. После этого возраста на ЭЭГ преобладающим становится -диапазон частот [Галкина Н. С., Боравова А. И., 1996]. II этап преобразований приходится на возраст 5—7 лет, в котором наблюдается увеличение спектральной мощности большинства ритмических составляющих ЭЭГ и появляется субдоминирующий компонент <х2 с частотой 9,5—10 Гц. Последний становится доминирующим после III критического периода — в 10—11 лет [Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П., 1997].
Исследования нейроморфогенеза показали, что значительные преобразования в мозге человека происходят в постнатальном периоде. Наиболее выраженные структурные изменения неокортикальных формаций большого мозга происходят в периоды от рождения до 1 года, от 1 года до 3 лет и от 3 до 6 лет. Это позволяет выделить основные этапы совершенствования морфологической основы высших регуляторных механизмов [Васильева В. А., Цихместеренко Т. А., 1996].
Предполагается, что число нейронов в каждой области мозга определяется количеством выделяемых тканью-мишенью нейротрофических факторов белковой природы. Каждый из них тропен в отношении ограниченных групп нейронов [Кржижановский Г. П., 1995; Клюшник Т. П., 1997]. Изучение уровня аутоантител (ААТ) к фактору роста нервов (ФРН) в крови здоровых детей выявило достоверное возрастание этого показателя на возрастном интервале 1—3 года. Это изменение коррелировало с изменением ЭЭГ-параметров, отражающих функциональные перестройки развивающегося мозга. Таким образом, удалось подтвердить существование критических периодов онтогенеза и выявить их биологические маркеры [Клюшник Т. П. и др., 1995, 1997].
В отдельных работах показано, что в возрасте от 8 до 30 мес отмечается лизис почти 43 % нейронных популяций во II—IV А слоях зрительной коры. Пик этих изменений приходится на возраст 16—18 мес. Следующий этап морфофункциональных изменений в коре большого мозга приурочен к возрасту 5—7 лет, когда наблюдается лизис небольшой части нейронов в V и VI слоях коры [Klekamp P. et al., 1991].
Исследование уровня ААТ к ФРН в сыворотке крови пациентов с детским и атипичным аутизмом показали повышение уровня этого показателя в активном периоде течения процесса. Изучение характера нарушений биоэлектрической активности больных с этой патологией выявило преимущественное выпадение ритмического диапазона -полосы частот, которая является основной у детей в возрасте до 6 лет.
Цитоморфологические исследования у больных с синдромом Ретта и с инфантильным аутизмом [Belichenko P., 1995, 1997] не выявили значительных утрат корковых полей в коре, неостриатуме и паллидуме и признаков дисгенезии в виде нарушения нормальной миграции нейронов. Это послужило основанием для предположения, что синдром Ретта является не дегенеративным заболеванием, а расстройством, при котором наблюдается неожиданная остановка на «инфантильной стадии» развития мозга в результате нарушения синаптических контактов.
Полученные данные позволяют до некоторой степени осмыслить характер патогенеза детского аутизма с началом в критические возрастные периоды. Патологические процессы, падающие на критические периоды онтогенеза ЦНС, ведут к его нарушениям, что в свою очередь приводит к изменению патогенеза болезни [Андрианов О. С. и др., 1993; Никитина Г. М., 1993; Скворцов И. А., 1993, и др.].
Совпадение по времени нормального возрастного апоптоза нейронных сообществ и проявлений детского аутизма, по-видимому, ведет к нарушению физиологических механизмов нейронной элиминации, что приводит к более тяжелым дизонтогенетическим нарушениям, чем при начале заболевания в более поздний (не критический) период (3—5 лет). Исследование уровня аутоантител к фактору роста нервов в сыворотке крови пациентов с детским и атипичным аутизмом показали повышения уровня этого показателя в активном периоде течения процесса. Изучение характера нарушений биоэлектрической активности больных с этой патологией выявило преимущественно выпадение ритмического диапазона 1-полосы частот, которая появляется в критический период онтогенеза и является основной у детей в возрасте до 6 лет.
На основании приведенных работ можно предположить, что либо из функционирования выпадают значимые нейронные сообщества, либо имеет место остановка на определенной стадии нейроонтогенеза, либо не включаются в развитие так называемые молчащие нейроны — запасные клетки молодых областей ЦНС.
Имеются также работы, показавшие, что угнетение белкового синтеза в критические периоды онтогенеза приводит к нарушению созревания ГАМКергической системы мозга. Подавление ее «включения» ведет к отдаленному дефициту этой нейромедиаторной системы, сохраняющемуся в течение всей жизни [Трофимов С. С., 1997].
В ряде исследований причину аутизма (шизофренического генеза) связывают с нарушением созревания и миграции клеточных популяций в коре больших полушарий, гиппокампе, базальных ганглиях, подчеркивая более раннее их возникновение. Упомянутые расстройства относят предположительно к генетической патологии, к дефекту генов, кодирующих миграцию и формирование структур нейронов, обеспечивающих межклеточные связи [Орловская Д. А., Уранова Н. А., 1990]. Компьютерно-томографические исследования детей с аутизмом выявили морфологические изменения мозжечка, гипоплазию червя мозжечка, ствола мозга [Hashimoto Т. et al., 1994, 1995; Filipek P. L., 1994; Panousek V. et al., 1994; Courchesene E. et al., 1994]. Также было обнаружено нарушение созревания нейронов во фронтальной коре, увеличение боковых желудочков мозга [Zilbovicius M. et al., 1994; Hashimoto Т. et al., 1994].
Анализ КТ-нарушений у детей с инфантильным психозом [Скворцов И. А., 1995] показал изменения перивентрикулярного белого вещества и расширение боковых желудочков мозга, что может косвенно подтверждать наличие у них нарушения функционального созревания мозга. Сопоставление результатов позитронно-эмиссионной и магнитно-резонансной томографии головного мозга у детей с аутизмом позволили сделать вывод о нарушении у них нейронной миграции [Herold S. et al., 1988; Schifter T. et al., 1994].
В связи с тем что психопатологическая структура классического аутизма остается сложной и сам дизонтогенез носит особый диссоциированный (дезинтегративный) характер и более чем в 2/3 случаев не исчерпывается только проявлениями дизонтогенеза, а характеризуется также наличием позитивных симптомов, патогенез этих состояний трудно объяснить только как нарушение развития. В ряде нейрохимических концепций патогенеза аутизма обсуждается вероятность обменных нарушений в структурах нейротрансмиттеров и патологии функционирования медиаторных систем мозга. Обнаруживается нарушение ультраструктуры синаптических контактов в области проекции дофаминовых нейронов на уровне отдельных компонентов синапсов, изменение соотношений пре- и постсинаптических компонентов, а также числа аксошипиковых и аксодендритных контактов. Отмечаются выраженные дистрофически-деструктивные изменения ультраструктуры многих синапсов на дендритах дофаминовых нейронов, что свидетельствует о нарушении регуляции функции дофаминовой системы мозга у больных шизофренией [Уранова Н. А., 1995]. Высказывается предположение об избыточном или недостаточном выделении дофамина и повышенной чувствительности дофаминовых рецепторов.
В пользу дофаминовой гипотезы приводятся позитронно-томографические данные, подтверждающие результаты нарушения обмена дофамина и гиперчувствительность дофаминовых рецепторов в структурах мозга детей с аутизмом [Lelord G. et al., 1993]. Если повышение активности дофамина в мезолимбических дофаминовых нейронах рассматривается как причина позитивной симптоматики, то снижение его активности в префронтальных областях связывается с дефицитарной симптоматикой. Дисфункция других моноаминергических систем может вносить в генез классического аутизма не менее важный вклад [Yuwiler A. et al., 1992].
Способность азалептина («атипичного нейролептика», который является мощным антагонистом серотонина) облегчать позитивную и особенно негативную симптоматику при классическом аутизме привлекает к себе все большее внимание исследователей. Можно предположить, что сдвиг баланса в нейромедиаторных системах лежит в основе наличия позитивной и негативной симптоматики при аутизме.
Рассмотренные гипотезы патогенеза аутизма — как классического эндогенного, так и атипичных его форм — могут быть положены в основу патогенетического подхода к терапии и коррекции разных форм аутизма.
Источник
Министерство
образования и науки Российской
федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский
государственный гуманитарный университет»
Педагогический
факультет
Кафедра
педагогики
Реферат
по дисциплине «Основы
коррекционной педагогики
и психологии»
Тема:
«Аутизм: этиология
и патогенез, классификации»
Выполнила
студентка 4 курса
группы
ПП-43 заочной формы
обучения
специальности
«Педагогика
и психология»
Геворкян
М.А.
Преподаватель:
Смирнова
Светлана Игоревна.
Киров
2011
Введение
- Понятие «Аутизм»
- Этиология
и патогенез детского аутизма - Классификации
детского аутизма - Основные
признаки РДА - Коррекционная
работа: в России и заграницей
Заключение
Библиографический
список
Введение
Ранний
детский аутизм (РДА)- проблема не новая
на сегодняшний день. И в нашей стране,
и за рубежом за последние годы появилось
много новых оригинальных исследований,
посвященных проблемам этиологии, патогенеза
детского аутизма, проявлениям аутистических
состояний в различных клинических структурах.
В
ряде стран были проведены исследования
по выявлению распространенности детского
аутизма. Часто подчеркивается, что
вокруг этого «чистого» клинического
синдрома группируются множественные
случаи сходных нарушений в развитии
коммуникации и социальной адаптации.
В результате современные клинические
классификации включают детский аутизм
в группу первазивных (всепроникающих)
расстройств, проявляющихся в нарушении
развития практически всех сторон психики:
когнитивной и аффективной сферы: внимания,
памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики
и т. д. В настоящее время становится все
более понятным, что детский аутизм не
является проблемой одного только детского
возраста. Трудности коммуникации и социальной
адаптации меняют форму, но не уходят с
годами, и помощь и поддержка должны сопровождать
человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.
1. Понятие «Аутизм»
Термин
аутизм (от греч. autos – сам) ввел
в 1912 году Э. Блейлер для обозначения
особого вида мышления, которое
регулируется эмоциональными потребностями
человека и не зависит от реальной
действительности.
Происхождение
аутизма может быть различным. В
легкой степени он может встречаться
при конституционных особенностях
психики (акцентуация характера, психопатия),
а так же в условиях хронической
психической травмы (аустическое развитие
личности). А может выступать как грубая
аномалия психического развития (ранний
детский аутизм).
РДА
или синдром Каннера – это аномалия
психического развития, состоящая главным
образом в субъективной изолированности
ребенка от внешнего мира. Под названием
«синдром РДА» впервые описан Л. Каннером
в 1943 году. Независимо от Каннера синдром
был описан в 1944 году Г. Аспергером и в
1947 году С.С. Мнухиным.
В
настоящее время наиболее значимыми
в клинической картине синдрома Каннера
считаются следующие признаки:
- Аутизм
как предельное («экстремальное») одиночество
ребенка, формирующее нарушение
его социального развития вне связи с
уровнем интеллектуального развития; - Стремление
к постоянству, проявляемое как
стереотипные занятия, сверхпристрастие
к различным объектам, сопротивление
изменениям в окружающем; - Особая характерная
задержка и нарушение развития речи,
также вне связи с уровнем интеллектуального
развития ребенка; - Раннее проявление
(до 2,5 лет) патологии психического развития
(причем эта патология в большей степени
связывается с особым нарушением психического
развития, чем его регрессом)
Установлено,
что детский аутизм встречается
в 3-4 раза у мальчиков, чем у девочек. Несмотря
на тяжесть нарушений психического развития,
с возрастом может проявиться тенденция
к разной степени сглаживанию
патологических черт.
С синдромом раннего детского
аутизма связано особое
нарушение психического развития
детей, которое ставит в тупик их близких.
Множество вопросов возникает в семьях,
где появляется такой ребенок. Как
с
ним обращаться? Как его следует
воспитывать? Каким образом,
и в какой школе его следует
обучать?
Эти
и подобные вопросы встают перед
семьями примерно 20 из каждых 10
тысяч детей. Именно такова
частота проявления детского аутизма
и сходных с ним нарушений
психического развития – случаев, требующих
единого образовательного подхода в обучении
и воспитании.
2.
Этиология и патогенез
детского аутизма
В
настоящее время большинство
авторов полагают, что РДА является
следствием особой патологии, в основе
которой лежит именно недостаточность
ЦНС. Был, выдвинут целый ряд гипотез
о характере этой недостаточности,
ее возможной локализации, однако, несмотря
на интенсивность исследований в настоящее
время однозначных выводов пока нет. Эта
недостаточность может быть вызвана широким
кругом причин: генетической обусловленностью,
хромосомными аномалиями, врожденными
обменными нарушениями. Она может также
оказаться результатом органического
поражения ЦНС в результате патологии
беременности и родов, последствий нейроинфекции,
рано начавшегося шизофренического процесса.
Э.Орниц
выявил более 30 различных патогенных
факторов, способных привести к формированию
РДА. Аутизм может проявиться вследствие
самых разных заболеваний (врожденной
краснухи, туберкулеза). То есть специалисты
указывают на полиэтиологию (множественность
причин возникновения) РДА и его полинозологию
(проявление в рамках различных патологий).
Чаще
всего РДА описывается при
шизофреническом процессе, реже — при
органической патологии мозга (врожденных
токсоплазмозе, сифилисе, энцефалопатии,
интоксикации свинцом и т.д.)
РДА
описывается при различных врожденных
дефектах обмена, прогрессирующих дегенеративных
заболеваниях (напр., синдром Ретта).
Также
имеется предположение, что РДА — это
гетерогенная форма патологии, и что наследуется
не аутизм, а уязвимость к патологии, в
спектр которой кроме аутизма могут входить
умственная отсталость, нарушения речи.
Литературные
данные о патогенезе и нозологической
сущности РДА противоречивы, некоторые
исследователи считают его психогенным
страданием, другие — самостоятельным
заболеванием или своеобразным психозом,
сочетающимся с олигофренией, третьи
— проявлением ранней детской шизофрении.
Как
известно, практически любое более
или менее длительное патологическое
воздействие на незрелый мозг может
привести к отклонению психического
развития. Его проявления будут различны
в зависимости от этиологии, локализации,
степени распространенности и выраженности
поражения, времени его возникновения
и длительности воздействия, а также социальных
условий, в которых оказался больной ребенок.
Эти факторы определяют и основную модальность
психического дизонтогенеза, обусловленную
тем, страдают ли первично зрение, слух,
моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная
сфера.
Основным
качеством (признаком) нарушения психического
развития при детском аутизме
является асинхрония — нарушение иерархической
последовательности формирования психических
функций, каждая из которых имеет свою
хронологическую формулу, свой цикл развития.
В.В.Лебединский
выделяет следующие основные проявления
асинхронии:
1.
явление ретардации — незавершенность
отдельных периодов развития, отсутствие
инволюции более ранних форм;
2.
явления патологической акселерации
отдельных функций, например, чрезвычайно
раннее (до 1 года) и изолированное
развитие речи при раннем детском
аутизме;
3.
сочетание явлений патологической
акселерации и ретардации психических
функций, например сочетание раннего возникновения
речи с выраженным недоразвитием сенсорной
и моторной сферы при РДА.
В
отечественной дефектологии подход
к проблеме РДА характеризуется
комплексностью исследований — применением
клинико-психолого-педагогического
метода, как в изучении аномалии развития,
так и в формировании системы коррекционных
мероприятий.
Исследования
отечественных дефектологов исходят
из оценки РДА как целостной клинико-дизонтогенетической
структуры, в которой признаки того
или иного заболевания сочетаются
со специфической аномалией развития
(а нередко и перекрываются последней).
Сходство в структуре аномалии развития
при разных нозологических формах заболевания
может быть объяснено общностью какого-то
звена патогенеза этих болезней или генетических
предпосылок.
В
зависимости от нозологической принадлежности
РДА (шизофрения, хромосомная недостаточность,
наследственные пороки развития ЦНС, органическое
повреждение мозга) признаки дизонтогенеза
по типу РДА могут сочетаться со
специфической симптоматикой болезни
(напр., бредовые идеи при шизофрении и
т.д.). При остром течении заболевания в
клинической картине будут превалировать
признаки болезненного процесса, при вялом
течении — на первый план могут выступать
явления дизонтогенеза, аномалии развития.
3.
Классификации детского
аутизма
Аутичные
дети значительно различаются по
глубине дезадаптации, тяжести проблем,
прогнозу возможного развития, поэтому,
разработка адекватной классификации
всегда являлась насущной проблемой.
В
качестве критериев для классификации
выдвигались: оценки речевого и интеллектуального
развития; характер социальной дезадаптации,
где за основу берутся производные проявления
нарушения.
Были
попытки клинической классификации,
опирающиеся на этиологию синдрома,
различение форм биологической патологии,
обусловливающей развитие.
Д.И.Исаев,
В.Е.Каган выделяют следующий ряд
групп детского аутизма:
1.
Аутистические психопатии — в анамнезе
указания на поздний возраст
родителей, легкие токсикозы и
асфиксии в родах, психотравма
матери в период беременности, слабость
родовой деятельности, заболевания первого
года жизни (прививочные реакции, отит
и.т.д.). Проявления начинаются с 2 — 3 лет
на фоне качественного и количественного
изменения требований среды (устройство
в д/с, изменение семейной обстановки,
места жительства). Интеллект высок, склад
мышления проблемный, речь развивается
раньше ходьбы. Трудности коммуникации
вследствие неумения наладить контакт,
соблюдать субординацию, общепринятые
правила, двигательная неловкость.
2.
Органические аутистические психопатии
— в анамнезе выявляются анте- и интранатальные
вредности, тяжелые соматические заболевания
на первом году жизни. Характерны: выраженная
двигательная неловкость, неуклюжая манера
держаться и странная форма общения с
окружающими, интеллект может быть средней
нормы или пограничный, склонность к витиеватой
речи, недостаточность психического напряжения,
зависимость поведения от внешних раздражителей,
не способность к глубоким эмоциональным
контактам с окружающими.
3.
Аутистический синдром при олигофрении
— неполноценность связана с грубой эмбриопатией
и интернатальными вредностями, с тяжелыми
заболеваниями (энцефалиты, травмы головы,
тяжелыми осложнениями вакцинаций в раннем
детстве). Обращает внимание странность
и чудаковатость в поведении, неспособность
к выраженному психическому напряжению,
монотонная активность по типу застревания,
нарушения в сфере инстинктивных проявлений,
неловкая моторика. Тепло относятся к
родителям, но практически не способны
к эмоциональным контактам со сверстниками.
Крайние трудности в обучении и бытовой
адаптации вследствие грубых нарушений
пространственно-временной координации
и ориентации.
4.
Аутизм детей с эпилептическими
припадками — нарушения поведения
и интеллекта чаще связаны
с внутриутробными вредностями.
При этом недостаток интеллекта перекрывается
аутистическими проявлениями. Это дети
неуклюжие с неловкой моторикой, хорошо
запоминают длинные стихи, сказки. Инстинктивные
и эмоциональные проявления у них бедны.
Они склонны к резонерству, фантазированию,
мудрствованию.
Источник