Синдром раннего детского аутизма искаженное развитие
Аутизм — это искаженное психическое развитие человека. Как симптом аутизм встречается при довольно большом количестве психических расстройств. В некоторых случаях аутизм проявляется в раннем детском возрасте — до 1 года — и оказывает очень тяжелые негативные последствия на все последующее развитие ребенка.
Появление аутистических черт в раннем возрасте называют синдромом детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера). Этот синдром по сути является особым отклонением в нормальном психологическом развитии личности.
При раннем детском аутизме отдельные психические функции формируются быстрее нормы, а другие — медленнее. Кроме того, в этом случае наблюдаются заметные качественные нарушения при социальной адаптации и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Дети, страдающие этим тяжелым заболеванием, отличаются медлительностью, сконцентрированнностью на деталях, заторможенностью психических и эмоциональных процессов.
Аутизм как врожденный недостаток человека встречается в несколько раз чаще, чем слепота и глухота вместе взятые. Статистические данные приводят следующие цифры распространения аутизма за последние годы: около 20 случаев на тыс. новорожденных. У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Наблюдения специалистов показали, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, социального и других факторов. Следовательно, нельзя говорить о каком-то местном распространении этого психического синдрома, а скорее о его общечеловеческом характере.
Наиболее ярко аутизм проявляется после трех лет, когда становятся особенно заметны его отличительные черты:
1) отсутствие фиксированного взгляда;
2) отсутствие ярких эмоций;
3) особенности моторики и т.д.
При аутизме значительно нарушается речевая сфера, встречается как полное отсутствие речи (мутизм), так и различные серьезные отклонения из-за неправильного развития психики и отсутствия общения со сверстниками.
Описание критериев ранней диагностики РДА
Аутизм
Встречается в 100% наблюдений за детьми, страдающими РДА. Нарушения зрительного контакта. Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный взгляд.
Нарушение комплекса оживления. Отставленность, слабость реакции на свет, звук (погремушку). Выпадение двигательного, голосового компонентов. Слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам), очкам, детали одежды. Отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого.
В 41% наблюдений встречается измененное отношение к близким. Задержка узнавания матери (отсутствия движения навстречу, улыбки). Малая потребность в ней, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Иногда происходит гиперусиление симбиотической связи с матерью: непереносимость ее отсутствия (возникновение вегетативных, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений). Иногда наблюдаются спонтанные эпизоды немотивированной враждебности, страха в отношении матери. Также иногда отмечается боязнь, немотивированная враждебность в отношении других членов семьи.
В 21% наблюдений имеется измененная реакция на нового человека. Возникновение тревоги, страха, агрессии в отношении нового человека. Или наоборот — полное игнорирование нового человека. Иногда наблюдается «сверхобщительность»: механическое стремление к физическому контакту, стереотипные вопросы без ожидания ответа.
В 72% случаев происходит нарушение общения с другими детьми. Игнорирование (пассивное, активное). Негативные импульсивные действия в отношении других детей, спонтанные страхи. Сопротивление, убегание от других детей при попытке вовлечь в игру. Ограниченность контактов узким кругом детей, родственников.
В 19% наблюдений имеется измененное отношение к физическому контакту. Неприязнь контактов. Гиперсензитивность. Переносимость лишь «малых доз» физического контакта. Избирательное стремление к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружение, подбрасывание и т.п.).
В 21% наблюдений выделяется измененное отношение к словесному обращению. Отсутствие отклика на имя и другие виды обращения (псевдоглухота). Слабость, избирательность реакции на словесные обращения. Отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания и т.п.
В 17% случаев — измененные особенности поведения в одиночестве. Непереносимость одиночества или — наоборот — его предпочтение со стремлением к территориальному уединению. Часто встречается и отсутствие всяческих реакций на одиночество.
В 21% случаев изменяются особенности отношения к неодушевленному. Необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев и т.п.). Нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного: боязнь меха, изображений человека или животных. Одушевление бытовых приборов: пылесосов, телевизоров и пр. Механическое использование руки или туловища другого человека. Обследование другого человека как неодушевленного предмета.
Страхи
Разного рода страхи встречаются у детей с РДА в 80% наблюдений.
В 72% случаев — сверхценные страхи. Страх одиночества. Страх высоты. Страх лестниц. Страх чужих. Страх животных. Страх темноты.
В 35% случаев — страхи, вызванные сенсоаффективной гиперестезией. Страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах). Страхи яркого света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих. Страхи мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Страх горшка. Страх мельканий света, резких перемен кадра на экране.
В 11% случаев — неадекватные, бредоподобные страхи. Страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего красного или боязнь всего круглого, например). Необъяснимый страх матери или иных определенных лиц. Стойкое ощущение чьего-то присутствия. Страх своей тени. Страх отверстий вентиляционных решеток. Страх определенной одежды.
«Феномен тождества»
В 79% наблюдений за детьми, страдающими РДА, был выявлен так называемый «феномен тождества». Ребенок привыкает к среде обитания, которая как бы становится частью его самого. Не умея, выделить себя из среды, ребенок очень остро реагирует на всяческие изменения.
Отвергание новых видов еды, ритуальность в режиме еды и атрибутике еды наблюдается у 53% детей с РДА. У 69% — приверженность к привычным деталям окружающего: расположению мебели, игрушек, других предметов, негативизм к новой одежде. У 67% наблюдаются патологические реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, больницу, переезд). Такие реакции происходят в виде нарушения вегетативных функций, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений.
Нарушения чувства самосохранения
В 21% наблюдений у детей с РДА встречаются нарушения чувства самосохранения. Для 19% детей характерно отсутствие «чувства края»: опасное свешивание за борт коляски, упорное стремление перелезть за стенку манежа, убежать в чащу леса, выскочить на проезжую часть улицы, спрыгнуть с высоты, войти в глубину воды. В 10% случаев — отсутствие закрепления отрицательного опыта ожогов, порезов, ушибов. В 19% случаев — неумение постоять за себя, отсутствие защитной агрессии.
Стереотипы
В 69% случаев наблюдаются разного рода стереотипии.
В 51% случаев — двигательные стереотипы. Раскачивания в коляске или манеже. Однообразные повороты головы. Ритмические сгибания пальцев. Упорное, с характером одержимости, раскачивание на игрушечной лошадке, качалке. Машущие движения кистью, предплечьем. Продолжительная серия прыжков. Для всех двигательных стереотипов характерен вычурный их рисунок.
В 32% наблюдений сенсорные стереотипы. Стереотипные зрительные, звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные и проприорецептивные ощущения вызываются разными способами. Верчение перед глазами пальцев. Верчение колес игрушки. Включение и выключение света. Пересыпание мозаики. Сминание и разрывание бумаги. Шуршание целлофановыми пакетами. Раскачивание скрипящих створок двери. Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов. Расслоение тканей. Пересыпание круп. Манипуляции с водой. Упорное сосание тканей. Облизывание предметов. Произвольное напряжение и расслабление конечностей, всего тела. Зажимание ушей. Удары головой о бортик коляски, спинку кровати.
У 31% детей, страдающих РДА, наблюдаются речевые стереотипы. Эхолалии. Стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами. Стереотипный счет.
В 41% случаев — поведенческие стереотипы. Ритуальность в соблюдении режима. Ритуальность в выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры.
В 34% случаев — влечение к ритму. Стремление к раскачиванию, верчению, трясению предметов под ритмичную музыку. Скандирование стихотворений. Выкладывании орнаментов из разнообразных рядов игрушек, мелких предметов. Одержимость листанием страниц книг, газет. Безудержное стремление качаться на качелях.
Особенности речи
В 69% наблюдений выявлены нарушения речи.
21% случаев — нарушения импрессивной речи. Cлабость или отсутствие реакции на речь. Предпочтение тихой, шепотной речи. Игнорирование и «непонимание» словесных инструкций.
49% случаев — нарушения экспрессивной речи. Отмечается отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета, их неинтонированность. Запаздывание или опережение появления первых слов. Эхолалический характер первых слов. Необращенность к человеку слов. Необычность слов. Малоупотребительность слов. «Плавающие» слова. Регресс речи на уровне отдельных слов. Запаздывание или опережение появления фраз. Преобладание эхолалических фраз. Обилие комментирующих фраз. Обилие аутокоманд. Частые эхолалии в виде цитат, эхолалий-обращений, эхолалий-формул. Игра фонетически сложной, аффективно насыщенной речью. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Жонглирование словами-отрицаниями. Склонность к декламации, рифмованию, интонационной акцентуации ритма. Хорошая фразовая речь иногда сопровождается отсутствием употребления местоимения «я».
Особенности познавательной деятельности и интеллекта
В 72% наблюдений наблюдаются выраженные нарушения познавательной деятельности и интеллектуальной сферы.
В 33% случаев — отставание. Интеллектуальная пассивность. Отсутствие или значительное отставание формирования речи. Трудности сосредоточения. Резкая пресыщаемость восприятия. Нарушения целенаправленности и произвольной деятельности. Одинаковая актуальность временных впечатлений настоящего и прошлого.
В 30% случаев наблюдается сильное ускорение формирования отдельных сторон интеллекта. Например, раннее развитие речи, фантазии. Возникновение сверхценных интересов с накоплением знаний в отдельных, достаточно отвлеченных областях. Любовь к слушанию чтения. Интерес к сложным сюжетам игр. Интерес к знаку (букве, цифре, географической карте). Интерес к форме, цвету предмета при игнорировании его функциональных свойств. Преобладание интереса к изображаемому предмету при игнорировании реального. Часты случаи потрясающей слуховой и пространственной памяти (запоминание маршрутов, расположение знаков на листе, географической карте).
В 9% случаев наблюдается распад интеллекта. Данному распаду обычно предшествует период ускоренного интеллектуального и речевого развития. В этот период многих поражает необычная выразительность лица, «осмысленный» взгляд. Распад интеллекта, речи чаще всего происходит на втором году жизни.
Особенности игры
В 29% наблюдений выявляются нарушения игры ребенка, страдающего РДА.
В 19% случаев — отсутствие игры вообще. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляциям с ней.
В 19% случаев — задержка на стадии элементарных манипуляций с игрушкой. Как правило, ребенок ограничивается одной игрушкой, с которой проводит однотипные простые манипуляции. Манипулирование неигровыми предметами. Одушевление неигровых предметов.
В 21% случаев — объединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Неиспользование в игре с неигровыми предметами их функциональных свойств. Преобладание игр в одиночку, часто в обособленном месте.
В 19% случаев — игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы. Трудности расширения или изменения фабулы игры со стороны других людей.
Особенности витальных функций и аффективной сферы
В 98% всех наблюдений за детьми, страдающими РДА наблюдаются изменения витальных функций и аффективной сферы.
В 42% случаев — гиповозбудимость. Мышечный гипотонус. Малоподвижность. Неадекватное внешнее спокойствие. Отсутствие реакций на физический дискомфорт (мокрые пеленки, холод, голод, запоры). Вялость сосания. Слабость пищевого рефлекса. Невыраженность реакции на прикосновение. «Спокойная бессонница». Индифферентность при взятии на руки («поза мешочка»). Слабость комплекса оживления и эмоциональной реакции на игрушку. Склонность к дистимическим колебаниям настроения.
В 56% случаев — гипервозбудимость. Мышечный гипертонус. Неврозоподобные проявления: пониженный тревожный фон настроения с ухудшением по утрам. Крик, плач при пробуждении. Вегетативные расстройства (срыгивания, желудочно-кишечные дискинезии, инверсия сна). Избирательность в еде. Типично усиление этих явлений в период первого возрастного криза (1 год). Неожиданное для возраста тонкое улавливание эмоционального состояния близких.
Типы раннего детского аутизма
Симптоматика РДА обладает большим полиморфизмом. С. С. Никольская (1985) предложила классификацию РДА, дифференцирующая 4 основные группы: 1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания; 2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью; 3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений; 4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.
I группа
Первая группа охватывает примерно 8% детей, страдающих РДА.
Преобладает отрешенность от окружающего. Полевое поведение: дрейф от одного объекта к другому, длительное пассивное созерцание объектов, случайные непроизвольные действия. Ритмическая вокализация.
На первом году жизни отмечается гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Часто опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникает резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт.
Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении.
II группа
Вторая группа охватывает примерно 62% детей, страдающих РДА.
Преобладаниее аутического отвержения окружающего. Одержимость двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями. Импульсивные движения. Однообразие игры с привлечением неигровых предметов. Выраженность нарушений чувства самосохранения. «Феномен тождества». Многочисленные страхи гиперсензитивного характера. Часто — отставание в психическом развитии. Симбиотическая связь с матерью. В первые месяцы жизни выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости.
Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.).
III группа
Третья группа охватывает примерно 10% детей, страдающих РДА.
Образование сверхценных пристрастий. Особые, отвлеченного характера интересы и фантазии. Расторможенность влечений. Бредоподобные страхи. Агрессивность в играх и отношении с окружающими. Слабость эмоциональных привязанностей. На первом году жизни типичен мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление при взятии на руки.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера).
IV группа
Четвертая группа охватывает примерно 21% детей, страдающих РДА.
Преобладание сверхтормозимости окружающим миром. Ранимость. Пугливость. Пониженный фон настроения. Сверхценные страхи. Тихие малоподвижные игры. Нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы и сюжеты фантазий содержат стремление к уходу от непосильных нагрузок, предъявляемых реальностью. Заторможенность и неуверенность движений.
На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт. Неустойчивость настроения по дистимическому типу. Метео- и вегетативная лабильность. Физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери. Дети стремятся к аффективному освоению положительных социальных стереотипов.
Данный вариант РДА с нозологических позиций может представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»). При легкой выраженности — вариант аутистической психопатии Аспергера.
«Макеевская специальная школа-интернат №35»
Искаженное психологическое развитие, понятие синдрома раннего аутизма.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Сырокваша Р.Я.
2017-2018 уч. год
Источник
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Источник