Синдром раннего детского аутизма аспергера

Синдром раннего детского аутизма аспергера thumbnail

Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:

  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).

4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).

6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:

  • ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
  • выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
  • отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.

9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

12) Моторная сфера развита плохо:

  • отмечается неуклюжесть, неловкость;
  • моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
                                                                                      

Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

Источник

Хотя синдром Аспергера был описан австрийским психиатром Н Asperger в 1944 г, он стал широко известен в мировой литературе только начиная с 1981 г, когда L. Wing представила соответствующие наблюдения за детьми, отличавшимися относительно высоким уровнем интеллектуального функционирования и выраженными нарушениями социального общения, назвав синдром по имени впервые выделившего его автора С этого времени в психиатрической литературе появилось много публикаций, направленных на отграничение синдрома Аспергера от раннего детского аутизма Каннера, с одной стороны, и так называемого «высокофункционирующего аутизма» (high-functioning autism), с другой В связи с последним существует точка зрения, согласно которой синдром Аспергера является вариантом «высокофункционирующего аутизма», который может рассматриваться как менее тяжелая форма раннего детского аутизма, при которой интеллект остается достаточно сохранным. Официальным признанием синдрома следует считать его введение в американскую классификацию DSM-FV и в МКБ-10 (до этого он в этих классификациях не значился).

Читайте также:  Тип хромосомной мутации синдрома дауна

Согласно первоначальным описаниям самого Н. Asperger, синдром характеризуется трудностями социальной интеграции детей в группы общения со сверстниками, что свойственно здоровым детям. В этом отношении такие дети напоминают больных с синдромом Каннера, но отличаются от них достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, а также более благоприятным прогнозом болезни в целом. H. Asperger назвал эту форму аутизма аутистической психопатией детского возраста.

Распространенность синдрома Аспергера точно не определена, так как он трудно диагностируется в возрасте до 3 лет. В литературе наиболее часто фигурирует показатель 1 больной на 10 000 детей (0,01 %). В этом случае различия в частоте синдрома у мальчиков и девочек еще больше, чем при детском аутизме Каннера и отношение между ними достигает 9:1 [Campbell M., Shay J., 1995].

Клинические проявления. Как и другие формы детского аутизма, синдром Аспергера начинается в раннем детском возрасте, но диагностируется нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми. В дальнейшем ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны — одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значимость). Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера. Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности.

Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокими являются показатели вербального теста Векслера. У этих детей достаточно развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений. Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы.

Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленной деятельности недостаточны. Поэтому поведение больных в целом определяют импульсивность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства и внутренней логики.

Характерен внешний облик таких детей: обращает на себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Моторика угловатая, движения недостаточно гармоничные и неловкие. Отмечаются также стереотипии (например, раскачивания); временами стереотипные движения могут быть весьма пластичными (и даже «сверхпластичными»). Аутистические игры часто определяются непреодолимыми влечениями к ним.

Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким.

На фоне описанных психических особенностей возможно развитие аффективных расстройств, стертых навязчивостей, появление ипохондрических жалоб, фобий. Такого рода нарушения обычно возникают в периоды физиологических кризов, иногда под влиянием травмирующих внешних факторов.

О течении синдрома Аспергера судить трудно, так как пока не существует достаточно широких клинических катамнестических исследований. Известно, однако, что больные с этим синдромом могут обучаться в обычной школе (хотя они пребывают в школьном коллективе обособленно и считаются эксцентричными), но чаще более адекватным для них является обучение в специальных школах для детей с поведенческими девиациями. В дальнейшем относительно достаточное развитие формальных функций интеллекта сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно полным использованием полученных знаний. Существуют наблюдения, что у больных с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-компульсивные и биполярные аффективные расстройства.

Этиология и патогенез синдрома Аспергера, так же как и раннего детского аутизма, остаются неясными. Наибольшее значение придается генетическим факторам, обусловливающим врожденный характер нарушений. Об этом свидетельствуют факты накопления случаев данного синдрома в семьях больных с этим расстройством и иногда повышенная частота секундарных случаев не только синдрома Аспергера, но и раннего детского аутизма. Но наряду с представлениями о генетической обусловленности этого синдрома многие психиатры допускают, что он возникает в результате пренатального и перинатального повреждения ЦНС.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления классификация патогенез

Источник

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Источник

ADHDУ СДВГ и синдрома Аспергера есть некоторое сходство, что затрудняет диагностику. Но это два разных расстройства, два разных с точки зрения медицины состояния с частично похожими симптомами. Вносит дополнительную путаницу и тот факт, что у человека одновременно может быть и синдром Аспергера, и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Определения данных расстройств помогут понять важные различия между этими состояниями.

СДВГ и синдром Аспергера: беглый обзор

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это состояние, характеризующееся проблемами с фокусом внимания, концентрацией внимания на деятельности или субъекте, проблемами со следованием указаниям и периодами экстремальной физической активности.

Читайте также:  Синдром бехтерева симптомы и лечение причины

СДВГ обычно подразделяют на три подтипа:

  • преимущественно гиперактивно-импульсивный,
  • преимущественно невнимательный,
  • комбинированный гиперактивно-импульсный и невнимательный.

Невнимательное и импульсивное поведение наиболее похоже на поведение при синдроме Аспергера. СДВГ обычно диагностируется в детстве и может сохраняться во взрослой жизни.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это первазивное расстройство развития, влияющее на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и сопровождающееся сенсорными нарушениями (в ряде случаев). Симптомы включают проблемы, связанные с умением вести беседу, проблемы с пониманием данных в устной форме инструкций, а также навязчивое и повторяющееся поведение. Обычно это состояние диагностируют в раннем детстве. У ребёнка с синдромом Аспергера, как правило, очень узкий круг интересов, он испытывает трудности со сосредоточением внимания на вещах, к ним не относящихся. Проблемы с вниманием и трудности с общением — те аспекты синдрома Аспергера, которые можно спутать с СДВГ.

Сходства синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера

Следующие симптомы демонстрируют сходство СДВГ и синдрома Аспергера:

  • проблемы с вниманием;
  • при разговоре болтает без умолку или не принимает во внимание ответы окружающих;
  • сложности со следованием указаниям;
  • сложности с обучением;
  • зачастую возникает впечатление, что во время разговора не слушает других;
  • иррациональная физическая активность (при синдроме Аспергера включает стиммиг и повторяющееся поведение);
  • высказывание неприемлемых вещей и проблемы с адекватной реакцией в некоторых ситуациях;
  • истерики.

Различия синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера

Основные различия синдрома Аспергера и СДВГ отражаются в способности фокусировать внимание, повторяющемся поведении и сенсорных проблемах. При СДВГ основные проблемы: сложности с вниманием и импульсивное и гиперактивное поведение. При синдроме Аспергера больший акцент делается на других медицинских вопросах: сложности с речью, самостимулирующее поведение, потребность следовать жёсткому порядку действий, навязчивые ритуалы. В отличие от ребёнка с СДВГ, ребёнок с синдромом Аспергера может сосредоточиться на интересующей его деятельности. При этом он настолько концентрируется на предмете своего интереса, что всё остальное просто находится вне области его внимания. Например, он в течение нескольких часов вращает какую-то вещь и отказывается заняться чем-то другим. У ребёнка с синдромом Аспергера может не быть внимания к деятельности вне его интереса, ему бывает трудно сфокусироваться на данных учителем устных инструкциях.

Разница между синдромом Аспергера и СДВГ наблюдается и в выражении эмоций. Ребёнок с синдромом Аспергера может разозлиться, если прервать его любимое занятие или нарушить распорядок. Но при этом на публике он обычно не демонстрирует широкий спектр эмоций. Бывает, что ребёнок с синдромом Аспергера неуместно реагирует из-за плохого понимания эмоций других людей. Ребёнок с СДВГ, как правило, склонен чётко выражать эмоции.

Ребёнок с СДВГ не может сосредоточиться на какой-либо деятельности или предмете более нескольких минут. Во время выполнения задания он несколько раз переключается между действиями. Также у него возможны проблемы с пониманием инструкций, поскольку ему трудно сконцентрироваться на поступающих указаниях. Ребёнок с СДВГ зачастую нетерпелив и может действовать и выражать свои эмоции, не задумываясь о возможных последствиях.

Коморбидность синдрома Аспергера и синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Коморбидность СДВГ и синдрома Аспергера вполне возможна — это означает, что у ребёнка есть оба состояния. При этом такие симптомы СДВГ как импульсивность и гиперактивность у него более выражены, чем в среднем при синдроме Аспергера. И тут важно получить верный диагноз, чтобы выработать эффективный план терапии.

Узнать больше об СДВГ можно на сайте National Resource Center on ADHD, а о синдроме Аспергера — на сайте Asperger’s Syndrome Information and Support (OASIS).

Заключение

Синдром Аспергера и СДВГ имеют некоторое сходство, которое может затруднить диагностику. Однако тщательное изучение определений этих расстройств показывает, что проблемы внимания при синдроме Аспергера сильно отличаются от симптомов СДВГ. У ребёнка может быть как синдром Аспергера, так и СДВГ; в таком случае требуется терапия для каждого состояния. Раннее вмешательство может помочь найти для ребёнка эффективные способы решения многих проблем обучения, связанных с обоими состояниями.

Представленный выше материал — перевод текста «ADHD and Asperger».

Источник