Синдром публичной немоты история и

«Синдром публичной немоты»: история и современные практики публичных дебатов в России / Отв. ред. Н.Б. Вахтин, Б.М. Фирсов. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 424 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0680-7.

Одна из причин неудачи демократических реформ в России — отсутствие навыков публичной речи, что редакторы данной книги назвали «синдромом публичной немоты». Мы умеем говорить или в официальном ключе, когда исход коммуникации предрешен заранее, или в приватном, когда целью спора становится сам спор. Мы теряемся, когда нам приходится убеждать, аргументировать, уступать, искать общую позицию. Какие исторические, социальные или психологические причины лежат за нашей неспособностью аргументативно примирять разные точки зрения? Почему нам так тяжело даются компромиссы? Почему каждый публичный спор быстро превращается в скандал и склоку? Эта книга исследует поставленный вопрос с разных методологических позиций, в историческом, социологическим, социолингвистическом планах. Под одной обложкой объединились ведущие специалисты из разных стран – России, Великобритании, Франции, Израиля, — предлагающие как описания различных примеров «публичной немоты», так и методы ее преодоления.

Николай Вахтин, Борис Фирсов. Предисловие

15–17 января 2013 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла конференция «Российское общество в поисках публичного языка: вчера, сегодня, завтра». Идея конференции сводилась к следующему (процитируем call for papers, распространенный весной 2012 года):

После революционной российской трансформации 1991 года прошло 20 лет, но в стране до сих пор не выработаны эффективные механизмы публичного обсуждения насущных проблем. Организаторы конференции исходят из того, что не последнюю роль здесь играет «синдром публичной немоты», вызванный недостаточной развитостью того, что можно назвать «публичным регистром» русского языка. В современном русском языке хорошо разработан «официальный регистр»: языковые, стилистические и жанровые особенности официальных речей целиком унаследованы от советской эпохи, когда жесткая регламентация и высокая ритуализованность сочетались с предельной мерой ответственности за произнесенное публично, а результат «обсуждения» был известен заранее. Ничуть не хуже – а может быть, и лучше – разработан у нас и «приватный регистр»: дружеские, доверительные разговоры «на кухне» составляют отличительную черту позднесоветской и постсоветской российской культуры. Однако регистр, который обслуживал бы ситуации публичной речи перед незнакомой и не обязательно дружественной аудиторией, помогал бы доносить свою позицию до оппонентов и добиваться сближения позиций, в современном русском языке практически отсутствует.

В этих условиях роль публичного регистра в ситуациях, когда он должен бы быть востребован, играют либо официальный, либо приватный регистры. Использование официального регистра в публичных дискуссиях немедленно вызывает у участников ассоциации с «заорганизованностью», избыточной формализацией и заранее предрешенным результатом. Использование же приватного регистра, с другой стороны, ассоциируется с необязательностью получения какого-либо результата вообще и с необходимостью скорее одолеть противника в споре, чем участвовать в совместных поисках компромисса. Дефицит навыков цивилизованного участия в общественных обсуждениях, ограниченное владение публичным регистром ощущаются как реальный барьер на пути развития гражданского общества в современной России: люди оказываются неспособны совместно и в ограниченное время прийти к консолидированному мнению, не готовы участвовать в публичных поисках взаимоприемлемых компромиссов. Организуемая ЕУСПб конференция посвящена обсуждению очерченной выше проблемы и преследует как научную, так и общественную цель: научная цель конференции – разобраться в причинах и истоках «синдрома публичной немоты», а ее общественная цель – начать академическую дискуссию о методах лечения этой социокультурной «болезни».

Эта книга строится на идеях, высказанных в некоторых из докладов на этой конференции . Жанр книги хорошо описывается известным советским оксюмороном «коллективная монография»: тексты, написанные разными авторами, но объединенные общей идеей и единым планом. Обсуждаемая в книге проблема состоит в следующем. После крушения коммунистической системы в России на месте «единомыслия» возникла какофония мыслей и мнений. Однако публичные дискуссии этого периода не принесли ожидаемых плодов, отчасти потому, что россиянам, воспитанным на «партийном новоязе» как единственной дозволенной форме публичной речи, оказалось не на чем говорить . Дело не только в том, что потенциальные ораторы не владели соответствующим регистром русского языка, но еще и в том, что те, к кому ораторы обращались, этот регистр не понимали. В советскую эпоху право гражданина на публичное слово регулировалось партийными инстанциями, «компетентными органами», официальной цензурой – и самоцензурой. «Советский народ» знал только два варианта речи: приватный («кухонный») и официальный советский; в конце 1980-х – начале 1990-х годов этого оказалось недостаточно.

Корни этого социального явления уходят как в историю Российской империи, так и в советские времена, в область взаимодействия власти и общества, официальной (имперской или советской) идеологии и групповых социальных отношений. Сегодня социологи, антропологи, лингвисты остро чувствуют неспособность российского населения к консолидации различных мнений, неготовность к деятельному участию в публичных поисках взаимоприемлемых компромиссов. Это – последствия хронического и запущенного социально-культурного заболевания «эпохи развитого социализма», последствия десятилетий властвования «тоталитарного языка». Тоталитарному языку (newspeak, langue de bois, LTI и др. ) и тоталитарному дискурсу посвящены как классические работы, так и более недавние исследования [Заславский, Фабрис 1982; Karpinski 1984; Seriot 1985; Thom 1989]. Многие авторы обращались к анализу «языка большевиков» [Wierzbicka 1990; Young 1991; Epstein 1991; Купина 1995; 1999; Земская 1996; Dunn 1999; Gorham 2003; Гусейнов 2003, 2004; Poppel 2007; Чудакова 2007], однако детальный анализ по-прежнему встречается нечасто. В последнее время появилось несколько книг, анализирующих советские и постсоветские речевые практики [Gorham 2014; Koteyko 2014; Petrov, Ryazanova-Clarke 2015], однако подходы этих исследований отличаются от нашего.

Читайте также:  При синдроме дауна на узи

Наш подход использует понятие публичного регистра . Мы пытаемся объяснить механизмы, препятствующие модернизации и демократическим реформам в России, через устойчивость «советского» типа аргументирования, предлагая широкий исторический и синхронный обзор проблемы, возможный только в коллективном научном труде. Книгу открывает вводная глава 1 (Николай Вахтин . Дискурс убеждения в тоталитарном языке и постсоветские коммуникативные неудачи ), в которой автор, используя понятие тоталитарного языка, обобщает теоретическую рамку книги и демонстрирует различия между русской и американской практиками публичных дебатов на примере знаменитого «кухонного спора» 1959 года между Хрущевым и Никсоном. Во второй части главы суммируются методы и приемы обучения граждан ведению публичных дебатов в англоязычных странах и обсуждается вопрос о том, возможно ли прямое заимствование этих приемов или требуется создание собственных методик.

В главе 2 (Дмитрий Калугин . «Много спирашася, не обретоша истинны», или Поэтика коммуникации власти и общества в России древней и новой ) показано, что отсутствие в русском языке публичного регистра – это результат сознательной стратегии сначала имперских, затем советских, а теперь и путинских властей, целью которой являлось сделать социальный диалог невозможным. Эта стратегия глубоко укоренена в русской истории, что автор показывает на примере нескольких ее эпизодов: полемики в древнерусской литературе XI–XVI веков; знаменитой переписки Грозного с Курбским; публичных дискуссий XVIII века под патронажем Екатерины Великой; политических дискуссий XIX века, и, наконец, общественного отношения к судебным реформам 1860-х годов и введению суда присяжных. Следующие четыре главы представляют собой очерки из разных периодов русской истории.

В главе 3 (Литература правовой популяризации и употребление языка (конец XIX – начало XX века) ) Мишель Тисье продолжает с того исторического момента, на котором останавливается глава 2, и анализирует разные попытки создать популярный язык для описания юридических понятий на рубеже XIX и XX веков, в зависимости от того, как «элиты» относились к «народу», и от способности последнего воспринять юридический дискурс. Следует ли объяснять юридические понятия простыми словами, чтобы «народ» мог их понять? Или следует постепенно просвещать и обучать «народ», развивая его юридическое сознание через употребление сложных юридических терминов?

В главе 4 («Как писать в газету»: язык и власть на заре советского публичного языка ) Катриона Келли описывает важный жанр в истории русского публичного языка («письма в редакцию») в контексте ранней советской культуры. Попытки заставить всех «говорить по-большевистски» (если воспользоваться известным выражением Стивена Коткина) менее характерны для двадцатых годов, чем различные попытки модернизировать язык, используя зарубежный опыт. «Письма в редакцию» призваны были привлечь советские массы к политическим дискуссиям, но поставили вопрос о языке: ведь западные «письма в редакцию» (ведущие отсчет с XVIII века) традиционно были написаны на языке образованного класса. Эта проблема так и не была решена, и «письма в редакцию» в конце концов слились в жанровом отношении с языком советского политического «мейнстрима».

В главе 5 (Между улицей и кухней: риторика с(о)ветского собрания в литературе и кино ) Валерий Вьюгин показывает, что «советское собрание», в которое включаются и массовые митинги, и партсобрания, и другие формы публичных сборищ, имеет вполне конкретные дискурсивные и пространственные особенности. В главе с позиций пространственного и дискурсивного символизма власти проанализирован образ такого собрания, как он предстает в литературе и в кино начиная с двадцатых годов, через годы зрелой советской власти и до последних десятилетий ее существования.

Глава 6 (Борис Фирсов . Был ли советский официальный дискурс гегемоническим? ) демонстрирует, как «новояз» вытеснял «человеческий язык» из идеологических дискуссий начиная с 1930-х годов. Массовое идеологическое оболванивание, вездесущий псевдомарксизм, преследования за малейшие отклонения от «линии партии» оказали влияние не только на массы, но и на партийных лидеров. На материале дневника Анатолия Черняева автор показывает, какими лингвистически и интеллектуально беспомощными становились Брежнев и его окружение, если им приходилось выступать «без бумажки»: хозяева официального дискурса, они утрачивали дар человеческой речи.

Следующие пять глав предлагают для рассмотрения конкретные случаи коммуникативных удач (и неудач) современной России.

Глава 7 (Борис Гладарев . Опыты преодоления «публичной немоты»: анализ общественных дискуссий в России начала XXI века ). Причиной неспособности к публичной дискуссии, по мнению автора, является не только отсутствие соответствующего регистра, но и отсутствие опыта. Автор показывает это, используя результаты трех социологических исследований: «Социальная история петербургского движения за сохранение историко-культурного наследия», 2007–2009; «Environmental Activism in St. Petersburg and Helsinki: Comparing Analyses of Political Cultures», 2010; и «Городские движения в современной России: в поиске солидарных практик», 2011–2012. Данные, собранные методом включенного наблюдения, ярко демонстрируют беспомощность участников, независимо от их социального положения и добрых намерений: люди не умеют превратить полифонию мнений в разумный консенсус. В главе детально разбираются признаки и причины этой беспомощности.

В главе 8 (Александра Касаткина . Садоводческие товарищества в поисках нового смысла: анализ дискурса общих собраний в СНТ ) приведены результаты исследования методом включенного наблюдения общих собраний «садоводческих товариществ»: небольших, формально самоуправляемых коллективов горожан – владельцев дачных участков. «Общее собрание» такого товарищества формально является его высшим руководящим органом. В главе показано, как отсутствие регистра публичной речи и неумение слушать другого разрушают ход собрания и делают его бессмысленным.

Читайте также:  Александр михайловский путь в царьград 2 афинский синдром

В главе 9 (Капитолина Федорова . «Дистанция огромного размера…»: официальный vs. публичный язык ) исследуется материал протестных движений 2012 года и показывается, как существенно различаются заседания оргкомитетов антипутинского и пропутинского митингов: если второе проходит целиком в рамках «официального» регистра речи, то первое старается выработать и использовать новый, публичный регистр.

Главы 10 и 11 рассматривают основной вопрос книги на примере СМИ.

В главе 10 (Юлия Лернер, Клавдия Збенович . Нутро на публику: публичный разговор о личном в постсоветской медиакультуре (на примере передачи «Модный приговор») ) авторы показывают, каким мощным инструментом реформирования языка и создания новых языковых регистров является телевидение. В главе описывается появление нового языка, нового «терапевтического» дискурса, создаваемого телевизионными ток-шоу, прежде всего программой «Модный приговор» – публичным обсуждением моды, переопределяющим принятые границы приватного.

Глава 11 (Лара Рязанова-Кларк . Деформация речи и немота в сатирическом контрдискурсе ) продолжает линию предшествующей главы, описывая язык сатирических интернет-видео периода «либерального» правления президента Медведева и показывая, как речевые деформации и немота используются в качестве орудия сатиры в клипах Олега Козырева «Рулитики».

Книгу завершает глава 12 (Олег Хархордин. Прошлое и будущее русского публичного языка ). Она начинается с описания знаменитого руководства для публичных обсуждений в США – «Robert’s Rules of Order»; затем переходит к анализу попыток создания аналогичных процедур на первых заседаниях русской Думы (1905–1917), далее – к большевистским и позднесоветским дебатам и завершается обсуждением перспектив публичных дискуссий в современной России. Основной проблемой здесь является то, что отсутствие публичного регистра, неясные правила ведения дискуссий, характерные для современной России, помогают правящим элитам сохранять свое доминирующее положение в обществе.

* * *

Эта книга адресована всем, кому интересны актуальные проблемы современного российского общества, историко-культурные и социальные причины их порождения. Тема, которой посвящена наша книга, взята из реальной жизни. Российское общество, уставшее в советский период своего развития от принуждения к единодушию и раболепию, бурно отреагировало на предоставленные права и свободы несговорчивостью, конфликтами ценностей, демонстрацией разноголосицы и фатальной неспособностью едва ли не всех социальных и политических субъектов разного калибра к разумным компромиссам.

Авторы книги не ставили перед собой задачи успокоить бушующее море общественного несогласия. Их миссия – в том, чтобы указать на ресурс, который может понизить степень диссонанса жизни российского социума. Этим ресурсом является язык в той особой своей роли, когда он перестает раскалывать соотечественников на несоединимые части, помогает им ограничивать индивидуальный эгоизм и способствует консолидации социума. Язык может стать тем средством, которое позволяет людям договориться, преодолевая «синдром публичной немоты». Этот вывод построен на хорошо известном положении, что роль языка не сводится к отражению социальной реальности. Язык конструирует реальность, выступая своеобразной основой полноценного и всестороннего взаимодействия людей.

Чтобы не заканчивать предисловие на пессимистической ноте, завершим его цитатой из главы Бориса Гладарева:

Приобретение коммуникативной компетенции, освоение «манер» и правил публичного поведения – все это скорее культурные, чем политические процессы, а культура меняется медленно. Тем не менее недавние эмпирические наблюдения за дискуссиями различных инициативных групп, собраний и общественных движений позволяют различить стремление людей преодолеть привычные коммуникативные барьеры, найти нужные слова и обнаружить то общее , что делает нас обществом.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: https://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: https://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Источник

Синдром публичной немоты — критерий неполноценности, приписываемый авторами одноименного исследования 2017 года (Николай Вахтин и Борис Фирсов) людям России.

Так называемый «синдром», согласно источнику, проявляется в «коммуникативном ступоре» из-за неспособности достигать общего мнения, неумения совместно, публично и рационально обсуждать социально значимые вопросы, проблемы отсутствия эффективных механизмов публичного обсуждения актуальных проблем.

[править] Суть вопроса

Метафора «синдром публичной немоты» была введена Николаем Вахтиным и Борисом Фирсовым[1]. Авторы метафоры считают, что одна из причин неудачи демократических реформ в России — отсутствие навыков публичной речи. Люди умеют говорить или в официальном ключе, когда исход коммуникации предрешен заранее, или в приватном, когда целью спора становится сам спор. Но когда людям приходится убеждать, аргументировать, уступать или искать общую позицию, наступает ступор.

[править] История явления

Корни этого социального явления уходят как в историю Российской империи, так и в советские времена, в область взаимодействия власти и общества, официальной идеологии и групповых социальных отношений.[2]

В Российской империи возможность публично высказывать свою точку зрения была закреплена лишь за ограниченной группой граждан. Для большинства населения публичные дискуссии оставались чуждыми и непонятными. В период существования СССР разделение языка на «официальный» и «приватный» стало особенно заметным.[3] «Официальный» язык использовался на собраниях, на нём говорили по радио и писали в газетах. Поскольку результат каждого собрания был заведомо известен участникам, форме обсуждения не уделялось никакого внимания. Ответственность за свои слова у каждого выступающего была очень высока. Важно было соблюдение определённых лексических, стилистических и интонационных норм и правил; диалог происходил в соответствии с жестким регламентом. На «приватном» языке говорили только знакомые люди, доверяющие друг другу. На «приватном» языке договориться не было возможности, так как зачастую сам разговор был направлен не на поиск конкретного решения, а на обмен мнениями и эмоциями между говорящими. Отсутствовал и регистр, который подходил бы для выступления перед незнакомой публикой и помогал бы доносить свою позицию до оппонентов.

Читайте также:  Основные синдромы и симптомы эндокринных заболеваний

Политика гласности, провозглашенная генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым открыла возможность публично высказывать свое мнение, но привела к стихийному «отгораживанию». Артемий Магун назвал этот феномен «негативной революцией», когда общество «блокирует себя, замыкается в себе».[4]Перестройка хоть и дала возможность высказывать свое мнение, но не создала нового публичного языка, который бы соответствовал новым задачам и потребностям.

После волны общественной мобилизации времен перестройки, гражданское участие в общественной жизни резко сократилось. Но не только отсутствие нового публичного языка привело к возникновению «публичной немоты». Другой причиной послужил дефицит навыков участия в публичных дискуссиях. Советский опыт публичных собраний не давал возможности приобрести подобные навыки. Как следствие, возникли неспособность выразить свою позицию и неуважение к чужому мнению и любой противоположная позиции.

[править] Основные сценарии публичных собраний

[править] «Тусовочный» сценарий

Модель дискуссии, в которой обычно участвуют 30-40 человек. Встречи обычно назначаются с помощью интернет рассылок и проходят в вечернее время. Ведущего нет, каждый участник говорит тогда, когда считает нужным. Групповая дискуссия может трансформироваться в десяток дискуссий в небольших группах. Разговоры скорее напоминают дружескую болтовню, хотя «тусовочный» сценарий не исключает возможности обсуждения серьезных, актуальных проблем.»Тусовочный» сценарий взаимодействия препятствует рождению консолидированных решений, поскольку у этой формы коммуникации другие задачи.

[править] «Авторитетный» сценарий

Модель дискуссии, в которой участвуют 10-15 человек. Встречи происходят в заранее обговоренном месте. Этому сценарию присуще присутствие «лидера», за которым большинство признает «право» на координацию совместной деятельности. На дискуссиях, которые проходят по «авторитетному» сценарию, исключительная роль отводится «лидеру». В связи с этим, успех или неудача обсуждения зависят от одного человека. Позиция рядовых участников здесь не учитывается, они присутствуют в роли зрителей.

[править] «Состязательный» сценарий

Модель дискуссии, в которой нет консенсуса по поводу самой «авторитетной» фигуры, «лидера». Обычно на эту роль претендуют два и более человек, а большинство участников коллективного обсуждения формируют свое представление о дискутируемых вопросах в ходе дебатов. В рамках «состязательного» сценария публичная дискуссия способна породить оригинальные решения обсуждаемых проблем, поскольку развивается через аргументированное оспаривание как специфическая форма «негативного сотрудничества»[5]. Но успех «состязательного» сценария вероятен при условии знания и соблюдения сторонами регламенты и норм публичного дебатирования.

Все представленные модели дискуссий объединяет общее пренебрежение регламентирующими процедурами и соответствующими случаю «цивилизованными манерами».[6] Недостаток опыта, взаимное недоверие и неуважение порождают ряд коммуникативных неудач, которые могут быть выражены метафорой «публичная немота». Анализ современной практики публичных дебатов позволяет описать ряд характерных проблем, а также условия для успешного коммуникативного взаимодействия.

Характерные проблемы

  1. Недоверие к собеседнику
  2. Неспособность вести двусторонний диалог
  3. Бескомпромиссность
  4. Неспособность принять противоположную точку зрения
  5. Незнание/игнорирование регламента
  6. Несформированный «публичный» язык
  7. Невежливость

Условия успешной дискуссии

  1. Обстановка. Успех дискуссии зависит от равенства возможностей сторон при отстаивании своих аргументов и/или критике позиций оппонентов
  2. Высокая степень публичности. Высокая степень публичности обычно повышает ответственность сторон и позитивно влияет на стиль и сценарий общественного обсуждения
  3. Уважение регламента. Если обсуждение ведется согласно общей процедуре (избирается председатель, определяется общая повестка, соблюдается очередность и регламент выступлений, ведется протокол, проводятся голосования и т. п.), автоматически повышается культура публичного дебата

[править] Незавершенность исследования

«Публичная немота» не может исчезнуть сама собой. В США и Великобритании обучение навыкам ведений дискуссий начинается с начальных классов: детей учат и правильно формулировать свою мысль и учат слышать оппонента. В России культура публичных дискуссий не развита. Авторы метафоры не предлагают модели приобретения коммуникативной компетенции, оставляя этот вопрос открытым.

[править] См. также

  • Диалектика
  • Социология публичной сферы
  • Тоталитаризм

[править] Источники

  1. Вахтин Н. Б., Фирсов Б. М. (2017) «Синдром публичной немоты»: история и современные практики публичных дебатов в России. Москва, Новое литературное обозрение.
  2. ↑ Вахтин Н. Б., Фирсов Б. М.(2017) «Синдром публичной немоты» : история и современные практики публичных дебатов в России. Москва, Новое литературное обозрение. p. 8.
  3. ↑ Подробно бинарная оппозиция «приватного» и «официального» регистров разобрана в докладе Н. Б. Вахтина
  4. ↑ Магун А. Отрицательная революция: у деконструкции политического субъекта. СПб. Изд-во ЕУСПб, 2008. p.56-57.
  5. ↑ Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Автос, 1985. p.261.
  6. ↑ Элиас Н. (2001). О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.; СПб.: Университетская книга. p. 59.

[править] Литература

  • Буш Г. Я. (1985). Диалогика и творчество. Рига: Автос.
  • Вахтин Н. Б., Фирсов Б. М.(2017) «Синдром публичной немоты» : история и современные практики публичных дебатов в России. Москва, Новое литературное обозрение.
  • Гладарев Б. (2015) «Публичная немота» в современной России. «Ежегодный доклад Франко-российского центра Обсерво». М.: Аналитический центр при Франко-российской торгово-промышленной палате, 2015
  • Гусейнов Г. (2003). Советские идеологемы в постсоветском дискурсе 1990-х. М.: Три квадрата.
  • Магун А. (2008). Отрицательная революция: у деконструкции политического субъекта. СПб.: Изд-во ЕУСПб.
  • Элиас Н. (2001). О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.; СПб.: Университетская книга.

Источник