Синдром психологического выгорания в практике помогающих профессий

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник

Ñðàçó ïðåäóïðåæäàþ: òåêñò äëÿ ïðîôåññèîíàëîâ, ÿçûê òÿæåëûé, áóêàô ìíîãî.

×óòü ìåíåå, ÷åì ïîëâåêà íàçàä ïñèõèàòð Ôðåéäåíáåðãåð ââåë ïîíÿòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îí ãîâîðèë êîíêðåòíî î ñëó÷àå, êîãäà ïîñòîÿííàÿ íåîáõîäèìîñòü îáùàòüñÿ ñ ëþäüìè, ñîïðÿæåííàÿ ñ âíóòðåííåé ïðèâû÷êîé ýìîöèîíàëüíî âîâëåêàòüñÿ â êîíòàêò è íåäîñòàòî÷íîé âûíîñëèâîñòüþ, ïðèâîäèò ê ñòðåññó è ê çàùèòíîé ðåàêöèè, â òîì ÷èñëå â ôîðìå íåâðîçà.

Òåðìèí îêàçàëñÿ íàñòîëüêî ÿðêèì, è ïðèøåëñÿ íàñòîëüêî «ê ìåñòó», ÷òî óïîòðåáëÿòü åãî ñòàëè ïî âñÿêîìó ïîâîäó, ñìûñë åãî, âîñïðèíèìàåìûé ìåòàôîðè÷åñêè, ïðåòåðïåâàë èçìåíåíèÿ, è äàæå ðàñøèðèëñÿ äî ïîíÿòèé, íå èìåþùèõ óïîìèíàíèÿ â DSM è ÌÊÁ. Òàêèì ðàñøèðåííûì ïîíÿòèåì ÿâëÿåòñÿ «ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå», êîòîðîå, äàæå áóäó÷è ÷àñòî óïîòðåáèìûì (ÿ áû ñêàçàë «ìîäíûì», íî ïèê ìîäû óæå ïðîøåë), íå èìååò ÷åòêîé èäåíòèôèêàöèè.

Îïÿòü æå ïî ïðè÷èíå èíòóèòèâíîé ïîíÿòíîñòè åãî èñïîëüçóþò â ðàçíûõ ñìûñëàõ, î ïðîôåññèîíàëüíîì âûãîðàíèè íàïèñàíî ìíîæåñòâî ñòàòåé, âêëþ÷àÿ êóöûå ñåîøíûå ïîäåëêè, â êîòîðûõ ïðè÷èíû è ôîðìû ðàçíÿòñÿ, â çàâèñèìîñòè îò çíàíèé è îïûòà àâòîðà, à õîðîøèõ è ïîíÿòíûõ ñòàòåé ìàëî… Îäíàêî, â îòëè÷èå îò íåêîòîðûõ äðóãèõ òåðìèíîâ, ðàçîáðàííûõ ìíîé â ñòàòüÿõ, ýòî ïîíÿòèå íå ÿâëÿåòñÿ «ïóñòûì», çà íèì ñòîèò äîñòàòî÷íî îïðåäåëåííîå ÿâëåíèå.

×òîáû ðàçîáðàòüñÿ â ïðåäìåòå, ïðåæäå âñåãî îáðàòèì âíèìàíèå íà ñïèñêè ñèìïòîìîâ, ñ ðàçíûìè âàðèàöèÿìè êî÷óþùèå èç ñòàòüè â ñòàòüþ. Âîò äâà ñïèñêà ñèìïòîìîâ, îäèí èç ïåðâîé ïîïàâøåéñÿ ñòàòüè î ïðîôåññèîíàëüíîì âûãîðàíèè, âòîðîé èç ïåðâîé ïîïàâøåéñÿ ñòàòüè íåâðîçå:

Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèe

Ïñèõîôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû:

◦ Óñòàëîñòü â ëþáîå âðåìÿ ñóòîê;

◦ Ýìîöèîíàëüíîå è ôèçè÷åñêîå èñòîùåíèå;

◦ Îòñóòñòâèå ëþáîïûòñòâà íà ÷òî-òî íîâîå;

◦ Îòñóòñòâèå ñòðàõà â îïàñíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ;

◦ Îáùàÿ àñòåíèçàöèÿ (ñíèæåíèå àêòèâíîñòè, ñëàáîñòü, óõóäøåíèå ãîðìîíàëüíûõ ïîêàçàòåëåé);

◦ Ðåçêèå èçìåíåíèÿ ìàññû òåëà (êàê ðåçêîå ïîõóäåíèå, òàê è ðåçêîå óâåëè÷åíèå);

◦ Ïîëíàÿ / ÷àñòè÷íàÿ áåññîííèöà;

◦ Áåñïðè÷èííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïîñòîÿííûå ðàññòðîéñòâà ÆÊÒ;

◦ Çàòîðìîæåííîå ñîñòîÿíèå è ïîñòîÿííîå æåëàíèå ñïàòü;

◦ Ïîÿâëåíèå îäûøêè;

◦ Ñíèæåíèå âîñïðèÿòèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà ïîñðåäñòâîì îðãàíîâ ÷óâñòâ (óõóäøåíèå çðåíèÿ, ñëóõà, îáîíÿíèÿ è ò.ï.).

Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû:

◦ ×óâñòâî ïîäàâëåííîñòè, áåçðàçëè÷èå, ïàññèâíîñòü;

◦ Ñîñòîÿíèå äåïðåññèè;

◦ Âûñîêèé óðîâåíü ðàçäðàæèòåëüíîñòè;

◦ Ïîñòîÿííûå íåðâíûå ñðûâû;

◦ Ïîñòîÿííûé íåãàòèâ (÷óâñòâî îáèäû, âèíû, ïîäîçðèòåëüíîñòü);

◦ Ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïîñòîÿííîå áåñïîêîéñòâî;

◦ ×óâñòâî ãèïåðîòâåòñòâåííîñòè è, ñîîòâåòñòâåííî, áîÿçíü íå ñïðàâèòüñÿ ñ ÷åì-ëèáî;

◦ Íåãàòèâíàÿ óñòàíîâêà íà äàëüíåéøèå ïåðñïåêòèâû â æèçíè.

Ïîâåäåí÷åñêèå ñèìïòîìû:

◦ Âû íà÷èíàåòå ñ÷èòàòü, ÷òî âàøà ðàáîòà ñòàíîâèòñÿ âñå òðóäíåå, è ñêîðî âû åå âîâñå íå ñìîæåòå âûïîëíèòü;

◦ Âû ñàìè ìåíÿåòå ñâîé ðåæèì ðàáîòû (íàïðèìåð, íà÷èíàåòå ðàíî ïðèõîäèòü è ïîçäíî óõîäèòü);

◦ Âû ïîñòîÿííî áåðåòå ðàáîòó äîìîé (äàæå åñëè â ýòîì íåò íåîáõîäèìîñòè) è íå äåëàåòå åå;

◦ Âû îòêàçûâàåòåñü ïðèíèìàòü ïðîôåññèîíàëüíûå ðåøåíèÿ, èùà ïðè÷èíû äëÿ îáúÿñíåíèé;

◦ Âû ÷óâñòâóåòå ñåáÿ áåñïîëåçíûì;

◦ Âû íå âåðèòå â óëó÷øåíèÿ è áåçðàçëè÷íû ê ðåçóëüòàòàì ðàáîòû;

◦ Âû íå âûïîëíÿåòå âàæíûå çàäà÷è, òîðìîçÿ íà ìåëêèõ äåòàëÿõ.

Íåâðîç

Ïñèõè÷åñêèå ñèìïòîìû

• Ýìîöèîíàëüíîå íåáëàãîïîëó÷èå (çà÷àñòóþ áåç âèäèìûõ ïðè÷èí).

• Íåðåøèòåëüíîñòü.

• Ïðîáëåìû â îáùåíèè.

• Íåàäåêâàòíàÿ ñàìîîöåíêà: çàíèæåíèå èëè çàâûøåíèå.

• ×àñòîå ïåðåæèâàíèå ÷óâñòâà òðåâîãè, ñòðàõà, «òðåâîæíîãî îæèäàíèÿ ÷åãî-òî», ôîáèè, âîçìîæíû ïàíè÷åñêèå àòàêè, ïàíè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî.

• Íåîïðåäåëåííîñòü èëè ïðîòèâîðå÷èâîñòü ñèñòåìû öåííîñòåé, æèçíåííûõ æåëàíèé è ïðåäïî÷òåíèé, ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå, î äðóãèõ è î æèçíè. ×àñòî âñòðå÷àåòñÿ öèíèçì.

• Íåñòàáèëüíîñòü íàñòðîåíèÿ, åãî ÷àñòàÿ è ðåçêàÿ èçìåí÷èâîñòü.

• Ðàçäðàæèòåëüíîñòü (ñì. ïîäðîáíåå: íåâðàñòåíèÿ).

• Âûñîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñòðåññàì — íà íåçíà÷èòåëüíîå ñòðåññîâîå ñîáûòèå ëþäè ðåàãèðóþò îò÷àÿíèåì èëè àãðåññèåé.

• Ïëàêñèâîñòü.

• Îáèä÷èâîñòü, ðàíèìîñòü.

• Òðåâîæíîñòü.

• Çàöèêëåííîñòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùåé ñèòóàöèè.

• Ïðè ïîïûòêå ðàáîòàòü áûñòðî óòîìëÿþòñÿ — ñíèæàåòñÿ ïàìÿòü, âíèìàíèå, ìûñëèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè.

• ×óâñòâèòåëüíîñòü ê ãðîìêèì çâóêàì, ÿðêîìó ñâåòó, ïåðåïàäàì òåìïåðàòóðû.

• Ðàññòðîéñòâà ñíà: ÷àñòî ÷åëîâåêó òðóäíî çàñíóòü èç-çà ïåðåâîçáóæä¸ííîñòè; ñîí ïîâåðõíîñòíûé, òðåâîæíûé, íå ïðèíîñÿùèé îáëåã÷åíèÿ; óòðîì ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ñîíëèâîñòü.

Ôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû

• Ãîëîâíûå, ñåðäå÷íûå áîëè, áîëè â îáëàñòè æèâîòà.

• ×àñòî ïðîÿâëÿþùååñÿ ÷óâñòâî óñòàëîñòè, ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü, îáùåå ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè (ñì. ïîäðîáíåå: íåâðàñòåíèÿ).

• Ïàíè÷åñêèå àòàêè, ãîëîâîêðóæåíèÿ è ïîòåìíåíèÿ â ãëàçàõ îò ïåðåïàäîâ äàâëåíèÿ.

• Íàðóøåíèÿ âåñòèáóëÿðíîãî àïïàðàòà: ñëîæíîñòü äåðæàòü ðàâíîâåñèå, ãîëîâîêðóæåíèÿ.

• Íàðóøåíèå àïïåòèòà (ïåðååäàíèå; íåäîåäàíèå; ÷óâñòâî ãîëîäà, íî áûñòðàÿ íàñûùàåìîñòü ïðè ïðè¸ìå ïèùè).

• Íàðóøåíèÿ ñíà (áåññîííèöà): ïëîõîå çàñûïàíèå, ðàííåå ïðîáóæäåíèå, ïðîáóæäåíèÿ íî÷üþ, îòñóòñòâèå ÷óâñòâà îòäûõà ïîñëå ñíà, êîøìàðíûå ñíîâèäåíèÿ.

• Ïñèõîëîãè÷åñêîå ïåðåæèâàíèå ôèçè÷åñêîé áîëè (ïñèõàëãèÿ), èçëèøíÿÿ çàáîòà î ñâî¸ì çäîðîâüå âïëîòü äî èïîõîíäðèè.

• Âåãåòàòèâíûå íàðóøåíèÿ: ïîòëèâîñòü, ñåðäöåáèåíèå, êîëåáàíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, íàðóøåíèå ðàáîòû æåëóäêà, êàøåëü, ÷àñòûå ïîçûâû ê ìî÷åèñïóñêàíèþ, æèäêèé ñòóë.

• Èíîãäà — ñíèæåíèå ëèáèäî è ïîòåíöèè.

• Äåôåêòû ðå÷è (çàèêàíèå).

Íè÷åãî íå íàïîìèíàåò? Åñëè ïðèùóðèòüñÿ, òî ìû óâèäèì äîñòàòî÷íî ïîëíîå ïåðå÷èñëåíèå êëàññè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ íåâðîçà. Ìû ïîëó÷àåì ïîíÿòèå íåâðîçà, ñâÿçàííîãî ñ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ñ ðàáîòîé, è ïðåäïîëîæèòåëüíî èìåþùåãî ïðè÷èíîé êàê ðàç èìåííî ðàáîòó.

Êàðòèíà ïðîÿñíèëàñü, ìîæíî ðàäîâàòüñÿ, íî îòêðûòûì îñòàåòñÿ âîïðîñ, êàêèå èìåííî ïðè÷èíû âûçâàëè ýòîò íåâðîç?

Ñàìîå ìóäðîå — îáðàòèòüñÿ ê ó÷åíèþ Ïàâëîâà, ãäå áûë ââåäåí ýòîò òåðìèí, è âûÿñíèòü åãî ïðè÷èíû íà ïðîñòåéøåì óðîâíå è íà ïðîñòåéøèõ ïðèìåðàõ.

 ëàáîðàòîðèÿõ È.Ï.Ïàâëîâà ýêñïåðèìåíòàëüíûé íåâðîç âûçûâàëñÿ ðàçíûìè ñïîñîáàìè.

 îäíîì ýêñïåðèìåíòå êàñàëêà, íà êîòîðóþ ó ñîáàêè áûë âûðàáîòàí ïèùåâîé ðåôëåêñ, ïîñòåïåííî çàíèìàëàñü êîëîëêîé. Ñî÷åòàíèå íåãàòèâíîãî ñòèìóëà è ïîçèòèâíîãî ïîäêðåïëåíèÿ âûçûâàëî íåâðîç ñ õàðàêòåðíîé êàðòèíîé.

 äðóãîì ýêñïåðèìåíòå ó ñîáàêè áûë âûðàáîòàí ïîëîæèòåëüíûé ðåôëåêñ íà ïðåäúÿâëåíèå èçîáðàæåíèÿ êðóãà, è îòðèöàòåëüíûé — íà èçîáðàæåíèå îâàëà. Ïðè ïîñòåïåííîì èñêàæåíèè èçîáðàæåíèé êðóãà è îâàëà äî ïî÷òè íåîòëè÷èìîñòè, ó ñîáàêè âûçûâàëñÿ íåâðîç.

 òðåòüåì ýêñïåðèìåíòå ñîáàêó òî ïîîùðÿëè, òî íàêàçûâàëè çà îäíî è î æå áåç âñÿêîé ñèñòåìû. Ó ñîáàêè âûðàáàòûâàëñÿ íåâðîç.

Èòîãî: íåâðîç — ðåçóëüòàò õðîíè÷åñêîãî êîíôëèêòà ìåæäó ìåæäó âîçáóæäåíèåì è òîðìîæåíèåì, ìåæäó ñòèìóëîì è ïîäêðåïëåíèåì, ìåæäó íåîáõîäèìîñòüþ è ñïîñîáíîñòüþ. Êîïíåì ÷óòü ãëóáæå: íåâðîç ðàçâèâàåòñÿ, êîãäà ïñèõèêà íå â ñîñòîÿíèè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ðåàëüíîñòè, êîãäà èìåþùèåñÿ ìîäåëè ïîâåäåíèÿ íå ñîîòâåòñòâóþò óñëîâèÿì, êîãäà óñèëèÿ íå ïðèâîäÿò ê óäîâëåòâîðèòåëüíûì ðåçóëüòàòàì, òî åñòü ïðè çàìåòíîì è ðåçêîì íàðóøåíèè àäàïòàöèè.

Åñòåñòâåííûì îáðàçîì íàðóøåíèå àäàïòàöèè ïðèâîäèò ê çàùèòíîé ðåàêöèè: ïðîòåñòíîå ïîâåäåíèå, ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé, ñíèæåíèå ýìîöèîíàëüíîé âîâëå÷åííîñòè, çàùèòíîå æå ñòðåìëåíèå ê èçîëÿöèè… Ëè÷íîñòü ïûòàåòñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü îãðàíè÷èòü àêòèâíîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ìèðîì, óñòðàíèòü âîçìîæíî áîëüøóþ ÷àñòü ôàêòîðîâ âëèÿíèÿ, ÷òîáû â ÷èñëå èõ óñòðàíèòü è òå, ÷òî âëèÿþò äóðíî. Ïîòîì ìîæíî áóäåò ñîîáðàçèòü, êàêèå èìåííî îêàçàëèñü íåáëàãîïðèÿòíûìè. Ñòðåìëåíèå ê îäèíî÷åñòâó òîæå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ïðåäñêàçóåìîñòè ñèòóàöèè, à óõîä â ñåáÿ ñïîñîáñòâóåò ðàáîòå íàä ïîíèìàíèåì, ÷òî æå ïðîèñõîäèò íå òàê. Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå íàðóøåíèÿ — ðåçóëüòàò íåñïåöèôè÷åñêîãî õàðàêòåðà ïðîòåêàþùèõ ïðîöåññîâ.

Îðãàíèçì ñèãíàëèò: «âñå ïëîõî, âñå íå òàê, è ÿ òîæå ïëîõîé è íå òàêîé», òðåáóÿ âî-ïåðâûõ, âûõîäà èç ñèòóàöèè, à âî-âòîðûõ, ïîÿâëåíèÿ âîïðîñà: «À ÷òî äåëàòü-òî?»

Ñ ýòèì âîïðîñîì «âûãîðåâøèé» ÷åëîâåê è ïðèõîäèò ê ïñèõîëîãó, åñëè íå íàøåë ðåøåíèÿ ðàíüøå.

Ðåøåíèå ñèòóàöèé òàêîãî êëàññà, áûâàåò, íàõîäèòñÿ ñàìî. ß ïèñàë î âîçìîæíûõ âàðèàíòàõ â êíèãå «Ïñèõîëîãèÿ òåìíîé ñòîðîíû ñèëû», êîíêðåòíî â ãëàâàõ «Îò÷àÿíèå», «Óíûíèå» è «Ëåíü», â ñòàòüÿõ «×òî òàêîå ïñèõîëîãè÷åñêèé êðèçèñ?», «Òåõíèêà ïåðåìåí ê ëó÷øåìó», è åùå ãäå-òî. Òàì îïèñàíû äîñòàòî÷íî îáùèå âàðèàíòû, à ìû ñåé÷àñ ðàçáèðàåì êîíêðåòíóþ âåòêó, ñâÿçàííóþ ñ ðàáîòîé è ïðîôåññèåé.

Èç íàïèñàííîãî ÿñíî, ÷òî ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå — ðåçóëüòàò ðàáîòû, ïåðåñòàâøåé óäîâëåòâîðÿòü. È ýòà íåóäîâëåòâîðåííîñòü äîñòèãëà âûñîêîé ñòåïåíè.

È ñàìîå âðåìÿ ïðèêèíóòü, êàêèå ïðè÷èíû ìîãóò ñäåëàòü ðàáîòó íåëþáèìîé äî íåêîìôîðòíîñòè, îòâðàùåíèÿ, íåâðîçà.

1. Êîëè÷åñòâî ðàáîòû.

Åñòü ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà äîëæíà çàêàí÷èâàòüñÿ íà ñòàäèè ïðèÿòíîãî óòîìëåíèÿ è óäîâëåòâîðåíèÿ ðåçóëüòàòîì. Íî, êàê ìû ïîíèìàåì, âî-ïåðâûõ, äàëåêî íå âñå ìîãóò ñåáå ïîçâîëèòü ïðîèçâîëüíî äîçèðîâàòü ðàáî÷èé äåíü è åãî íàïðÿæåííîñòü, è, âî-âòîðûõ, ðàçíûå ëþäè óòîìëÿþòñÿ ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ è â ðàçíîì ðèòìå. Îäíîìó íàäî îòäûõàòü êàæäûå äâà-òðè ÷àñà, äðóãîé ñ èíòåðåñîì òðóäèòñÿ ïî äâàäöàòü ÷àñîâ ïîäðÿä, íî ïîòîì åìó íàäî âûõîäíîé, òðåòèé — åùå êàê-íèáóäü.

Åñëè ðàáîòû ñëèøêîì ìíîãî, áóäóò íåïðèÿòíîñòè. Åñëè ñëèøêîì ìàëî — òîæå.

2. Íåïðîïîðöèîíàëüíîñòü íàãðóçêè.

Ðàçíûå ëþäè èìåþò ðàçíûå ñïîñîáíîñòè. Áàíàëüíîñòü òàêàÿ. Îäíîìó ëåã÷å ðàáîòàòü ñ ëþäüìè, âòîðîìó — ñ áóìàãàìè, òðåòüåìó — ñ æåëåçêàìè, ÷åòâåðòîìó — ïðèäóìûâàòü íîâîå, ïÿòûé áåæèò îò íîâîñòåé, íî èäåàëüíî òðóäèòñÿ íà êîíâåéåðå, è òàê äàëåå. Ïðîãðàììû ïðîôîðèåíòàöèè ïîìîãàþò îïðåäåëèòü îïòèìàëüíóþ (èëè õîòÿ áû ïðèåìëåìóþ) ñòðóêòóðó äåÿòåëüíîñòè, íî ýòè ïðîãðàììû íå ïîâñåìåñòíû.

Åñëè ×ðåçìåðíî íàãðóæåíà ñëàáàÿ ñèñòåìà, èëè íåäîñòàòî÷íî íàãðóæåíà ñèëüíàÿ, òî ýôôåêò ïîëó÷àåòñÿ òàêîé æå, êàê â ïóíêòå 1.

3. Îòâåòñòâåííîñòü

Ìíîãèì ëþäÿì äëÿ îñîçíàíèÿ ñâîåé ýôôåêòèâíîñòè, äëÿ âûñîêîé ñàìîîöåíêè, íåîáõîäèìî âèäåòü ðåçóëüòàò ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Äðóãèì æå, íàïðîòèâ, îòâåòñòâåííîñòü ìåøàåò, êàê â ïðèò÷å ïðî îãðîìíûé àëìàç, êîòîðûé äàëè ãðàíèòü ó÷åíèêó, ïîòîìó ÷òî îí íå çíàåò èñòèííîé öåííîñòè êàìíÿ, íå áóäåò âîëíîâàòüñÿ, è íå èñïîðòèò ðàáîòó. Àíàëîãè÷íî, åñëè ðàáîòíèê íàãðóæåí îòâåòñòâåííîñòüþ çà ïðîöåññ èëè ðåçóëüòàò, êîíòðîëèðîâàòü êîòîðûé ó íåãî íåò âîçìîæíîñòè. Ñìîòðè ñòàòüþ «Îá îòâåòñòâåííîñòè».

Íåñîîòâåòñòâèå ïîòðåáíîñòè è ðåàëüíîñòè ìîæåò ïðèâåñòè, êàê ÿ óæå ñêàçàë, ê íåâðîçó.

4. Îòíîøåíèÿ â êîëëåêòèâå

Êîìó-òî òðåáóåòñÿ îäîáðåíèå, êòî-òî íóæäàåòñÿ â ñïðàâåäëèâîñòè, êòî-òî ëþáèò èíòðèãè è áîðüáó.

Äèñïðîïîðöèÿ, êàê ìû óæå ïîíÿëè, áûâàåò ãóáèòåëüíà.

5. Óñëîâèÿ òðóäà

Åñëè, ê ïðèìåðó, âû íà ðàáî÷åì ìåñòå ìåðçíåòå, òî ñèòóàöèÿ ñî âðåìåíåì ó âàñ ñëó÷èòñÿ, êàê ó òîé ïàâëîâñêîé ñîáàêè, êîòîðóþ êîëîëè â ëàïó.

6. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîìïåòåíòíîñòü

Åñëè âû çàíèìàåòåñü ÷åì-òî, ÷åãî íå ïîíèìàåòå, òî ñî âðåìåíåì îêàæåòåñü â ñîñòîÿíèè äðóãîé ïàâëîâñêîé ñîáàêè, êîòîðóþ òî íàêàçûâàëè, òî ïîîùðÿëè.

Åñëè, íàîáîðîò, ðàáîòà äëÿ âàñ ñëèøêîì ïðîñòà, òî ýòî ÷àñòíûé ñëó÷àé ïóíêòà 3, ðåçóëüòàò ðàáîòû âàñ íå óäîâëåòâîðÿåò, âû ïîíèìàåòå, ÷òî ñïîñîáíû íà áîëüøåå.

Ïîêà ÷òî ýòî âñå, ÷òî ìíå óäàëîñü âûòàùèòü èç ãëóáèí ñåòè è çàêðîìîâ îïûòà.

Ñàìîå âðåìÿ âåðíóòüñÿ ê âîïðîñó «×òî äåëàòü». Î÷åâèäíî, ÷òî íàäî ÷òî-òî ìåíÿòü. Êîíêðåòíî — ñòðåññîâûé ôàêòîð, îäèí èç ïåðå÷èñëåííûõ, êîòîðûé ïðåäâàðèòåëüíî íàäëåæèò âû÷ëåíèòü. Ñëîæíîñòü â òîì, ÷òî çà÷àñòóþ îíè áûâàþò âçàèìîñâÿçàíû, ïåðåïëåòåíû, è äàæå ïðè, êàçàëîñü áû, î÷åâèäíîì îòâåòå, âñå ìîæåò îêàçàòüñÿ íå òàê ïðîñòî, îñîáåííî â óñëîâèÿõ íåâðîçà, êîãäà êîãíèòèâíûå ñïîñîáíîñòè íàõîäÿòñÿ íå â ëó÷øåé ôîðìå. Ïîýòîìó, åñëè ñèòóàöèÿ íå ðåøàåòñÿ ïðîñòûì îáðàçîì, èìååò ñìûñë îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó, êîòîðûé ïîìîæåò âàì ðàçîáðàòü èñòîðèþ ïî ïîëî÷êàì è íàìåòèòü ïëàí íàâåäåíèÿ ïîðÿäêà.

Èçìåíåíèþ ìîæåò ïîäëåæàòü êàê îáñòàíîâêà íà ðàáîòå, òàê è âûáîð ìåñòà ðàáîòû è äàæå âûáîð àëüòåðíàòèâíîé ïðîôåññèè. Îïòèìàëüíûé ìåòîä çàâèñèò, êàê âû ñàìè ïîíèìàåòå, îò èíäèâèäóàëüíîé ñèòóàöèè, íî íå â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü ñâÿçàí ñ ïîíèìàíèåì âàøèõ ñïîñîáíîñòåé è âàøèõ æåëàíèÿõ â ïðîôåññèîíàëüíîé îáëàñòè, ÷òî òîæå ìîæåò ñòàòü ïîâîäîì ê êîíñóëüòàöèè ïñèõîëîãà.

Çàîäíî ïîíèìàíèå âàøèõ ëè÷íûõ òðåáîâàíèé ê ðàáîòå è ïðîôåññèè ïîìîæåò âàì èçáåæàòü òàêîãî íåïðèÿòíîãî ÿâëåíèÿ.

Èñòî÷íèê

Источник