Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 11.07.2020).

  • Добавить в избранное

3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие

    Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.

2019

Страниц
299

Обложка
Твердая

ISBN

978-5-534-08627-0

Библиографическое описание

Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 11.07.2020).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    2

Аннотация

Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.

Источник

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Мордовская А.В.

1

Платонова З.Н.

1

1 Северо-Восточный федеральный университет

1. Maslach C. Burnout / The Cost of Caring. Englewood Cliffs: pntice-Hall, 1982.

2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – М., Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С.107-115.

3. Бойко В.В. Синдром профессионального выгорания в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 186 с.

6. Замолдинова М.Р. Эмоциональное, профессиональное сгорание, профессиональная деформация гештальт-терапевта // https://www.svoypsycholog.ru

7. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. – №43 – 8 июня 2005, с.10-26.

8. Фрейденбергер Г. Выгорание сотрудников // Социологические исследования. – 2003. – №30. – С. 159-165.

В настоящее время все более значительной является проблема профессионального выгорания, оказывающее влияние не только на состояние психики человека, но и на эффективность профессиональной деятельности человека.

Профессиональное выгорание является одним из видов профессиональной деформации личности. В первый раз об этом понятии заговорил американский психиатр Г. Фрейденбергер в 1974 году, введя в науку термин burnout. Этот термин означает психологическое состояние здоровых людей, которое характеризуется как состояние изнеможения с чувством собственной бесполезности [8]. Автор отмечал, что чаще всего профессиональному выгоранию подвержены те люди, которые эмоционально вовлечены в свою работу; в силу своих обязанностей, активно взаимодействующие с людьми; но при всем этом не получающие ожидаемых результатов от деятельности и обратной эмоциональной отдачи.

Существующие подходы к изучению профессионального выгорания, условно можно разделить на две группы, по критерию соотношения понятия профессиональное выгорание и профессиональный стресс:

– подходы, которые расценивают профессиональное выгорание как одну из разновидностей профессионального стресса;

– подходы, расценивающие профессиональное выгорание как особое состояние, которое формируется в результате воздействия профессиональных стрессовых факторов.

Представители первого подхода (Е. Махер, К. Кондо) – профессиональное выгорание считают одним из видов стресса, а клиенты, с которыми в процессе труда взаимодействует сотрудник, выступают стрессогенным фактором [6].

АК. Маслач, С. Джексон, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, М.Р. Замолдинова, П. Сидоров и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], то есть, представители второй группы, предлагают рассмотреть выгорание как отдельное психологическое состояние, которое вызвано стрессом. Так, в соответствии с концепцией К. Маслач и С. Джексон, оно анализируется как ответная реакция на профессиональные стрессы межличностных коммуникаций [1]. П. Сидоров подчеркивает, что для возникновения профессионального выгорания, воздействие стресса должно быть продолжительным, а интенсивность – средней [7]. Н.Е. Водопьянова под этим термином понимает набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [4]. М.Р. Замолдинова раскрывает динамический характер выгорания, рассматривая его как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, следствием которого является состояние утомления [6]. Н.В. Гришина, в свою очередь, считает, нужен экзистенциальный подход, потому что выгорание неразрывно связано с утратой значения профессиональной деятельности. В.В. Бойко профессиональное выгорание рассматривает, как механизм психологической защиты личности, которая заключается в абсолютном или частичном исключении эмоций в ответ на психотравмирующие ситуации [3].

Нами было проведено исследование проявления профессионального выгорания, целью которого явилось изучение особенностей проявления профессионального выгорания в различных видах профессиональной деятельности.

Объектами исследования выступили учителя средней общеобразовательной школы, водители службы такси, работники аэропорта .

В качестве основной рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что профессиональное выгорание у работников может зависеть от специфики профессиональной деятельности.

В работе были использованы следующие методики:

– шкала профессионального стресса (Д. Фонтана) – для определения уровня развития профессионального стресса;

– опросник «Профессиональное выгорание» (Водопьянова Н.Е) – для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений»;

– опросник диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) – определение степени сформированности фаз эмоционального выгорания (стадий развития стресса) и общего уровня эмоционального выгорания.

В исследовании приняли участие 60 респондентов из разных профессий, которые были распределены на три группы: 1 группа – учителя, 2 группа – водители, 3 группа – работники аэропорта.

В ходе проведенного исследования значимых различий между выбранными выборками в проявлении профессионального выгорания не обнаружено.

По методике оценки уровня профессионального стресса были выявлены умеренный и высокий уровни профессионального стресса по всей выборке. Однако все же самые высокие показатели- у водителей службы такси. Можно предположить, что высокий уровень обусловливает стресс как проблему, которая в процессе деятельности приводит к устойчивому негативному последствию. У работников аэропорта и у учителей выявлен умеренный уровень развития стресса. Можно считать, что для любого продолжительно работающего сотрудника, долговременное воздействие стресса может привести к уменьшению результативности в профессиональной деятельности и негативному воздействию на организм личности. По качественному анализу выявлены следующие особенности профессионального стресса в деятельности сотрудников: неспособность сказать «нет», когда просят что-то сделать, усталость и недостаток энергии, трудности в принятии решений, бессонница, чрезвычайная раздражительность по пустякам, невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня, осваивать новый опыт и т.д. К наиболее часто встречаемым стрессорам профессиональной деятельности исследуемые относят: превышение объема выполняемой работы от отведенного для этого времени; недооцененность труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения.

По методике «Профессиональное выгорание» отмечен высокий уровень профессионального стресса по всей выборке. По шкале эмоционального истощения во всех трех групп выявлены высокие данные. По шкале деперсонализации – высокий уровень у водителей и средний уровень – у учителей и работников аэропорта. По шкале редукции личных достижений высокий уровень наблюдается у учителей и низкий уровень – во второй и третьей группах. На наш взгляд, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

По методике В.В. Бойко – стадии эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Большинство сотрудников находятся на стадии формирования или уже сформировавшейся фазы «резистенции» и «истощения». При этом можно отметить низкий процент формирования фазы «напряжения», что может свидетельствовать о переходе испытуемых на более глубокие этапы стресса (сопротивление и истощение). К симптомам-показателям стресса у испытуемых можно отнести следующие: редукция профессиональных обязанностей, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции. Важно подметить формирующиеся симптомы, так как именно они поддаются коррекции, и соответственно, с ними нужно проводить коррекционную работу. К данным симптомам относятся: ощущение «загнанности в клетку», исключение эмоций из профессиональной деятельности, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Было выявлено, что для абсолютного большинства исследуемых отмечается умеренный и высокий уровни профессионального выгорания. На основе качественного анализа, были определены наиболее сильные стрессогенные факторы профессиональной деятельности (по степени значимости):

– превышение объема работы

– недооцененность труда, как материальная, так и моральная.

По результатам проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что уровень профессионального выгорания может напрямую зависеть от трудовых профессиональных факторов, таких как, превышение объема выполняемой работы от отведенного для этого времени и недооцененность труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что профессиональное выгорание у работников может зависеть от специфики профессиональной деятельности, частично подтвердилась.

Библиографическая ссылка

Мордовская А.В., Платонова З.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15276 (дата обращения: 11.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник

Читайте также:  Аспирационный синдром новорожденного мкб 10