Синдром психического выгорания у учителей
Библиографическое описание:
Логинова, А. А. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ / А. А. Логинова, В. В. Онуфриева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 582-584. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14366/ (дата обращения: 20.04.2020).
В данное время проблема психического выгорания специалистов образования становится все более актуальной. Ее возникновение первоначально, как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который она оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях «субъект-субъектного» типа, где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.).
Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, снижения мотивации и отсутствия интереса к работе, низкой оценке своей профессиональной эффективности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к ухудшению продуктивности деятельности.
Психическое выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно приводит к состоянию физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [2, с. 15–16].
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), психическое выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощении [4, с. 37].
Проблема выгорания разрабатывалась достаточно большим числом авторов: А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение; П. Брилл считает, что причина выгорания — неосуществимые ожидания. Он выделает три элемента, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания; К. Чернисс определил выгорание, как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе. В этом процессе он выделяет три стадии: 1-я стадия включает дисбаланс между ресурсами и требованиями (стресс); 2-я стадия — это непосредственное, краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; 3-я стадия состоит из целого ряда изменений в установках и поведении, таких как механическое (бездушное) обращение с клиентами и т. д. [7, с. 180–184.].
Психическое выгорание является фактором, который в той или иной степени проявляется в профессии учителя и требует подробного рассмотрения.
Проблемой данного исследования является снижение мотивации у педагогов, ухудшение настроения, формальное отношение к учащимся, на фоне недостаточной заработной платы, что приводит к начальным этапам профессиональной деформации личности.
Целью эмпирического исследования являлось определение уровня психического выгорания и выработка рекомендаций по снижению его проявлений у педагогов общеобразовательных школ.
Цель конкретизировалась путем постановки следующих задач исследования: выделить особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ, рассмотреть динамику компонентов психического выгорания и предложить рекомендации по профилактике психического выгорания педагогов. В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что синдром психического выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога. При этом наиболее значительные изменения в процессе выгорания происходят в снижении профессиональной мотивации учителя. В качестве объекта исследования рассматривался синдром психического выгорания педагогов, а предметом выступали особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ.
Исследование психического выгорания проводилось с использованием опросника психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова [1, с. 49–65]. Эмпирической базой исследования являлись 24 общеобразовательные школы города Владимира, в нем приняли участие 243 педагога.
Исследование компонентов психического выгорания позволило установить степень их выраженности. Психоэмоциональное истощение имеет крайне низкий уровень у 7 % испытуемых, низкий уровень у 30 %, средний уровень у 47 %, высокий уровень у 9,8 %, крайне высокий у 5 %.
— Личностное отдаление имеет крайне низкий уровень у 10 % испытуемых, низкий уровень 24 %, средний уровень 44 %, высокий уровень у 15,6 %, крайне высокий уровень у 6 %.
— Профессиональная мотивация имеет крайне низкий уровень у 2 % испытуемых, низкий уровень у 13,5 %, средний уровень у 40 %, высокий уровень у 22,6 %, крайне высокий уровень у 22 %.
— Индекс психического выгорания имеет крайне низкий уровень у 8 % испытуемых, низкий уровень у 16 %, средний уровень у 48 %, высокий уровень у 19 %,крайне высокий уровень у 8,6 %.
Рис. 1. Уровни психического выгорания у педагогов общеобразовательных школ
У большинства педагогов индекс психического выгорания находится на среднем уровне, что свидетельствует о предпосылках или наличии начальных этапов психического выгорания.
Среди компонентов психического выгорания на высоком уровне находится профессиональная мотивация 22,6 %, что говорит о неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе, заниженной самооценке, недовольство собой как профессионалом. Появляется чувство низкой профессиональной эффективности. Личностное отдаление так же находится на высоком уровне у 15,6 % педагогов, это приводит к нежеланию контактировать с людьми. Циничному, негативному отношению к коллегам. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. Психоэмоциональное истощение на высоком уровне имеют всего 9,8 % педагогов, что свидетельствует о нежелании идти на работу, скорее окончить рабочий день, избежать дополнительной нагрузке. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность, психическое истощение, раздражительность, повышенная чувствительность к оценкам других.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве школ города Владимира психическое выгорание педагогов находится на среднем уровне, среди компонентов на высоком уровне находится профессиональная мотивация, это говорит о незаинтересованности в работе педагога. У некоторых педагогов присутствует личностное отдаление, это говорит о социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми, так же проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими. Психоэмоциональное истощение почти не проявляется.
Что бы избежать повышения уровня психического выгорания следует проводить тренинги и профилактическую работу в школах, для оптимизации уровня мотивации и продуктивности в профессиональной деятельности.
Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно:
1) изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,
2) формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,
3) исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.
Все эти три направления работы помогут педагогу быть более реалистичным в оценке своей профессиональной эффективности. Более того, они являются необходимыми компонентами методов работы, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности, работа с профессиональным супервизором, работу в группе равных, а также собственный самоанализ.
Важным способом помощи таким педагогам является получение специальные знания, благодаря которым развивается профессиональное понимание объективных причин, влияющих на эффективность их работы.
Литература:
1. Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2002. — С.49–65.
2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001
3. Зборовская И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6
4. Наенко, Н. В. Психология напряженности / Н. В. Наенко — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006.
5. Водопьянова, Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2002.
6. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2004.
7. Орел В. Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003, Т.6. -С.180–184.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое выгорание, высокий уровень, психическое выгорание педагогов, уровень, педагог, личностное отдаление, профессиональная мотивация, профессиональная эффективность, психоэмоциональное истощение, профессиональная деятельность.
Источник
Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» — это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.
Американские ученые К. Маслак и С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.
Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.
Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.
Профессия помогающего
Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска.
Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.
Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.
Причины профессионального выгорания учителей
Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.
Молодые учителя
Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:
- недоверие родителей и коллег;
- несоответствие реальной действительности и ожиданий;
- отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
- «блуждающие приоритеты».
Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.
Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.
Семейное положение
Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.
Личность учителя
В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.
Внешние причины
К внешним причинам можно отнести следующее:
- временной дефицит, напряженный ритм работы;
- некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения;
- неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
- плохая обратная связь;
- разобщенность коллектива;
- однообразие выполняемых действий.
Стадии эмоционального выгорания учителей
Как правило, психологи выделяют три стадии эмоционального выгорания учителей:
Первая стадия
Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.
Вторая стадия
Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.
Третья стадия
На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.
Псевдометоды
Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.
Профилактика и лечение
Личное пространство
Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.
Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить внимание его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).
Организация времени
Педагогу непременно нужны перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.
Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает.
Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).
Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.
Альтернативное мышление
Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.
Психотерапия
Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.
В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться и вновь обретает себя.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.
Источник