Синдром психического выгорания его характеристики
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].
Классификация по МКБ[править | править код]
Классификация по МКБ-10[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
- Код: Z73.0
- Название: Переутомление
Классификация по МКБ-11[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
- Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
- Код: QD85
- Название: Переутомление
Клиника[править | править код]
Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 480 дней].
Факторы развития[править | править код]
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.
Диагностика[править | править код]
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].
В культуре[править | править код]
Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
- Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
- Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis
См. также[править | править код]
- Многофакторная теория выгорания
Ссылки[править | править код]
- Синдром эмоционального выгорания
- П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
- Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
- Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину
Источник
В 1974 году американский психиатр H.J.Freundenberger для описания психологического состояния у волонтеров служб психического здоровья, проявляющегося в виде истощения, разочарования и отказа от работы, впервые применил термин «синдром сгорания сотрудников» («staff burn-out syndrome»).
Такой синдром он определил как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам».
Эта концепция вызвала большой интерес, обусловленный чрезвычайной актуальностью проблемы для специалистов помогающих и коммуникативных профессий.
Данный феномен изучается почти тридцать лет, опубликовано много трудов на эту тему, но единого определения синдрома выгорания до сих пор не существует. S.T.Meier (1983) определял его как «состояние, в котором человек не имеет ожиданий вознаграждения от выполняемой работы, но напротив — ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации, контролируемых результатов или недостаточной компетенции».
Некоторые авторы не расценивают «выгорание» как новый клинический феномен, а считают его во многом совпадающим с так называемым «вторичным травматическим стрессом» (Secondary Traumatic Stress — STS).
Общими симптомами для этих состояний являются следующие:
— и то и другое состояние имеют тенденцию к накапливанию;
— оба состояния проявляются одинаковыми симптомами: бессонницей, депрессией и нарушением коммуникации с семьей и значимыми людьми.
Однако сторонники выделения синдрома выгорания в отдельный диагностический таксон находят ряд отличий в генезе этих расстройств.
Различия между ними лежат главным образом в причинах возникновения таких состояний: в то время как STS чаще всего возникает как вторичная реакция на эмпатическое сопереживание клиентам с травматическими или проблемными ситуациями, синдром выгорания может возникать при работе с любыми клиентами (L. Morrow, 1981, M.King, 1993; T.M.O’Halloran, J.M.Linton, 2000).
С. Maslach (1982) определяет «синдром сгорания» как «синдром истощения и цинизма», который включает в себя следующие параметры: «скука», «эмоциональное истощение», «деперсонализация» (в данном случае имеются в виду утрата индивидуальности, отстраненность, эмоциональная невовлеченность как защитная реакция при контакте с пациентом) и «личное достижение».
Maslach С. & Jackson S.E. (1986) выделяют следующие признаки синдрома выгорания
Изменения в поведении.
Врач часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает; утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям.
Изменения в чувствах.
Утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, обиду и горечь, повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
Изменения в мышлении.
Все более упорны мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение и негуманное отношение к больным; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
Изменения в состоянии здоровья.
Нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.
J.A.Diez et al. и C.R.Herrera et al. (1996), описывая синдром выгорания у сотрудников психиатрических учреждений, характеризуют его как эмоциональное истощение, уменьшение или утрату эмпатии и самодостаточности, а также снижение самооценки.
В.В.Бойко рассматривает синдром выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он считает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
С точки зрения теории стресса H.Selye, согласно которой реакция на стресс имеет трехстадийную динамику (стадии тревоги, резистентности и истощения), синдром выгорания характерен для третьей стадии — истощения.
С одной стороны, «синдром эмоционального выгорания» — это определенный тип реагирования на хронический профессиональный стресс, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но, с другой, — возникающие соматические, психологические и психопатологические дисфункции имеют неблагоприятные последствия для здоровья и профессиональной деятельности специалиста.
Выгорание сопровождается физическим, эмоциональным и психическим истощением (C.Cherniss, 1980, 1992)
Признаки физического истощения:
— хроническое чувство усталости, слабости, скуки; снижение энергии;
— частые головные боли, боли в спине, мышечное напряжение, нарушение сна, тошнота;
— подверженность заболеваниям.
Признаки эмоционального истощения:
— чувство подавленности, беспомощности, безнадежности;
— повышенная напряженность и конфликтность в семье;
— увеличение частоты и интенсивности отрицательных эмоций (раздражительность, гнев, нетерпение и т.п.);
— снижение частоты и уровня положительных эмоциональных состояний (сочувствие, дружелюбие, заботливость, вежливость и т.п.).
Признаки психического истощения:
— неудовлетворение и негативное отношение к себе, работе и к жизни в целом;
— учащение форм поведения, связанных с избеганием работы (прогулы, частое пребывание на больничных листах и т.п.).
Клиническая картина выгорания включает ряд неспецифических психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
Наиболее типичными проявлениями являются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна и личностные изменения. Возможно развитие тревожно-депрессивного расстройства, суицидального и зависимого поведения
Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
До настоящего времени вопрос о нозологической принадлежности синдрома выгорания окончательно не решен.
Некоторые исследователи рассматривают его в рамках «Расстройств адаптации» (F43.0) или «Неврастении» (F48.0), другие считают его болезнью современного общества или расценивают как один из вариантов хронической усталости или переутомления (J.SFeiton, 1998; C.Maslach, W.B.Schaufeli, M.P.Leiter, 2001; A.Weber & A.Jaekei-Reinhard, 2000).
Всемирная организация здравоохранения признала, что «синдром выгорания» является проблемой, требующей медицинского вмешательства.
В МКБ-10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью) и шифруется Z73.0 — «выгорание» (burnout).
Согласно определению ВОЗ (2001), «синдром выгорания (burnout syndrome) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.
Этот синдром обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью или отдыхом».
В настоящее время синдром выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция, которая возникает в результате воздействия на человека хронических профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, мы рассматриваем синдром выгорания как «профессиональное выгорание», потенцирующее деформацию личности профессионала.
Юрьева Л.Н.
Опубликовал Константин Моканов
Источник
Синдром психического выгорания широко исследуется в зарубежной психологии уже более 25 лет. В отечественной психологии интерес к феномену «выгорания» возник относительно недавно, в связи с чем проблематика данного синдрома не получила пока еще должного рассмотрения. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом burnout. Термин burnout сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание горения», «выгорание»
и т. д.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром психического выгорания (burnout) обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов (Maslach, Schaufeli, 1993)1.
Впервые термин burnout был введен американским психиатром X. Френденбер-гером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи2. Первоначально под психическим выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущениемсобственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась не только за счет психического компонента, но и психосоматического. Исследователи все больше стали связывать синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, соотнося его с состоянием предболезни. К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию», но представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Трудности исследова-
Maslach С, Schaufeli W. В. History and conceptual speciificity of burnout // Recent developments in theory and research. Hemisphere; New York, 1993. P. 1-16. :Freundenberger H.J. Staff burnout //Journal of social Issues. 1974. Vol. 30 (1). P. 159-165.
ния синдрома были связаны, с одной стороны, с неопределенностью и многоком-понентностью его описательных характеристик, с другой стороны, с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием». Однако в большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.
Б. Перлман и Е. Хартман провели сравнительный анализ и сделали обобщение опубликованных с 1974 по 1981 г. исследований по проблеме выгорания1. В результате авторы пришли к выводу, что большинство публикаций относятся к группам описательных исследований и только небольшая часть исследований содержит эмпирический материл и статистический анализ данных. Систематизация публикаций, проведенная данными авторами, наглядно демонстрирует, во-первых, категории работников, у которых были обнаружены симптомы выгорания, во-вторых, многообразие и специфичность симптоматики психического выгорания (см. табл. 15.1). Они предложили модель, которая определяет личностные и организационные переменные, связанные с выгоранием. Три измерения выгорания отражают основные симптоматические категории стресса: а) физиологическую,сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение); б) аффективно-когнитивную,сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация); в) поведенческую,сфокусированную на симптоматических типах поведения (дезадаптация, сниженная рабочая продуктивность). Эта модель имеет когнитивно-перцептивный фокус с интерпретацией окружающей среды и личностными переменными в своей основе.
Как показывает модель, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия и воздействия стресса (выгорания) вместе с эффективным или неэффективным преодолением, влияющим на него.
Модель охватывает четыре стадии. Первая— степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Навыки и умения субъекта могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям, или работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Говоря другими словами, стресс вероятен, когда существует противоречие между субъектом и рабочим окружением. Вторая стадиявключает в себя ощущение, переживание стресса. Многие ситуации, способствующие стрессу, не приводят к тому, что люди считают себя находящимися под воздействием стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности, также как от ролевых и организационных переменных. Третья стадияописывает три основных класса реакций на стресс, а четвертаяпредставляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса относится к четвертой стадии.
Переменные, значимо связанные с выгоранием, могут быть распределены в модели следующим образом: организационные и индивидуальные характеристики (см. табл. 15.1) располагаются в верхней и нижней части модели и воздействуют:
♦ на восприятие субъектом роли и организации;
♦ ответную реакцию на это восприятие; i
1Perlman В., Hartman E. A. Burnout: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35 (4).
Прололжение i | абл. 1L | .7 | |||||||||||||||||||||||||||||
Публикации | Год | Выгоревшие | Определение выгорания | Причины | Решения | ||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | ||||||||||||||||||||||||||||
Р. Канн | Работающие | Синдром несоответствующих установок по отношению к клиентам и себе, часто связанных с физическими и эмоциональными симптомами, с ухудшением выполнения работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Профессионалы, оказывающие помощь | Потеря заботливости, эмоциональное истощение от стресса межличностных контактов, цинизм/дегуманизация | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Специалисты учреждений, оказывающих какую-либо помощь людям | Потеря интереса к клиентам, эмоциональное истощение, циничное и дегуманизированное восприятие, неспособность справиться с хроническим эмоциональным стрессом работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Адвокаты | Синдром эмоционального истощения, снижение интереса, симпатии или уважения по отношению к клиентам, цинизм и негативные установки, ухудшение качества работы, дегуманизированное восприятие клиентов | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Шабин | Медсестры | Общая отчужденность или сверхвключенность в работу | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
А. Пайнс, К. Маслач | Специалисты в области психического здоровья | Синдром физического и эмоционального истощения, негативной «Я-концепции», негативных рабочих установок, потеря интереса к клиентам | X | X | X | ||||||||||||||||||||||||||
С. Сейдер-ман | Персонал детских служб | Исчерпанность личных ресурсов, гибкости и позитивной энергии, которыми люди обычно владеют | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
М. Дэли | Сотрудники детских благотворительных организаций | Реакция на работу, связанную со стрессом, который по своей природе (интенсивности и длительности) отличается от стресса как такового | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Ларсон, Д. Гилбертсон | Психотерапевты | Ухудшение качества работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
Р. Канкель | Профессионалы | «Иссушение» личной энергии, потеря жизнерадостности, постепенное уменьшение соответствия рабочей и домашней среде | X | X | X | ||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Работники здравоохранения | Потеря интереса к тем, для кого работают, физическое истощение/болезнь, эмоциональное истощение | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Полицейские | Эмоциональное истощение и цинизм, негативные чувства по отношению к другим и себе, отчужденность, самооценка снижения продуктивности работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
П. Метц | Преподаватели | Физическое, эмоциональное цустановочное истощение | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Окончание таб/ | . 75.7 | ———————, | |||||||||||||||||||||||||||||
Публикации | Год | Выгоревшие | Определение выгорания | Причины | Решения | ||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | ||||||||||||||||||||||||||||
Дж. Мейер | Профессиональные работники | Психологическое состояние: человек чувствует себя «заработавшимся», сверхзакрытым, отчужденным от персонала, клиентов исебя | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
М. Ганн | Работники социальных служб | Синдром эмоционального истощения и цинизма | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
П. Патрик | Работники здравоохранения | Эмоциональное истощение, негативные установки, снижение самооценки в ответ на длительный стресс, связанный с работой | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Б. Перлман | Профессионалы, работающие с людьми | Истощение, ухудшение качества работы, раздражительность, гнев по отношению к себе, работе и/ или клиентам | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
А. Пайнс, К. Маслач | Персонал дневных стационаров | Синдром эмоционального истощения, цинизма, постепенной потери интереса к другим, бездушные и дегуманизированные установки по отношению к другим | X | X | х- | ||||||||||||||||||||||||||
А. Хартман, С. Чернисс | Профессионалы, работающие в общественном секторе | Изменения в профессиональных установках и поведении. Недоверие, отсутствие идеализма, уход с работы | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Ваш | Администраторы служб, работающих с людьми | Отчуждение, несчастье, потеря энтузиазма, эффективности и продуктивности, психологические и поведенческие ухудшения | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Дж. Эдель-вич, А. Брадский | Профессионалы, оказывающие какую-либо помощь | Синдром, отмеченный разочарованием, потерей энтузиазма, стагнацией, фрустрацией и апатией | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Специалисты служб, работающих с людьми | Истощение, деперсонализация, сниженная продуктивность | |||||||||||||||||||||||||||||
Б. Перлман, А. Хортман | Профессионалы, работающие в контакте с людьми | Снижение рабочей продуктивности, эмоциональное или физическое истощение, раздражительность, гнев или цинизм, демонстрируемый по отношению к себе или другим, проявляющийся разными способами | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
♦ реакцию организации на симптомы, проявляющиеся у работника (на третьей стадии), которые затем могут привести к последствиям, обозначенным на четвертой стадии.
Именно с этой точки зрения должна пониматься многомерная природа выгорания. Поскольку организация реагирует на эти симптомы, то возможны разнообразные последствия, например неудовлетворенность, текучесть кадров, выгорание.
В результате проведенного контент-анализа имеющихся в литературе определений и симптомов выгорания Перлман и Хартман предложили следующее определение выгорания:
► это ответ на хронический эмоциональный стресс, включаюший в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истошение; снижение рабочей продуктивности; (сверх) деперсонализация.
В понятие выгорание авторы не включают такие симптомы, как негативная «Я-концепция», гнев, цинизм, подозрительность, депрессия, сверхдоверчивость, ригидность и др. Допускается также возможность корреляции данных симптомов с основными факторами выгорания, но они рассматриваются лишь как их следствие, а не причина.
К. Р. Маслач (1981,1982), одна из ведущих специалистов по изучению синдрома выгорания, выделила его разрушительные симптомы: чувство эмоционального истощения и изнеможения, агрессивные и упаднические чувства, развитие негативных отношений к клиентам — дегуманизация и деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства и профессиональной уверенности1.
Е. Махер (1983) на основе обобщения данных, описанных многими авторами, составил перечень симптомов выгорания:
♦ усталость, утомление, истощение;
♦ психосоматические недомогания;
♦ бессонница;
♦ негативное отношение к клиентам;
♦ скудность репертуара рабочих действий;
♦ злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
♦ отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
♦ негативная «Я-концепция»;
♦ агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.);
♦ упадническое настроение и связанные с ним эмоции — цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности;
♦ переживание чувства вины и зависимости.
X. Кюйнарпуу называет последние три симптома «разрушающими», а остальные — их следствиями.
1Maslach С. Burnout: a social psychological analisis //Jones J. W. (Ed.). The burnout syndrome: current rearch, theory, inernventions. London, 1982. P. 30-53; Maslach C, Jackson S. E. The measurent of experienced burnout//Jornal of occupational behavior. 1981. № 6. P. 99-113.
Следует отличать термин burnout от психиатрического термина bum out. Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе. Отличительным (разделительным) признаком этих двух понятий, по мнению К. Кондо (1991), является «эмоциональное сгорание», имеющее процессуальный характер. К. Кондо кратко определяет burnout как дезадаптиро-ванность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений1. По его данным, «сгоранию» больше подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом и высокой мотивацией. Люди, в течение долгого времени помогающие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат — беспокойству (тревоге), раздражению, гневу, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно-кишечных расстройств, головных болей и нарушения сна, что может сказываться на семейных и производственных отношениях.
К. Маслач в 1986 г. выделила следующие ключевые признаки наличия или отсутствия синдрома «эмоционального сгорания»:
♦ индивидуальный предел самосохранности — «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;
♦ внутренний психологический опыт, включающий позитивные чувства, конструктивные установки, мотивы, ожидания;
♦ негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
Источник